учитель: Алексеенко В.Н., Лаврененко Л.А., Свирина М.А.
• Распознавать и различать объекты неживой природы (вода, воздух, земля, огонь, лес, водоемы, и др.);
• Распознавать и различать времена года, характерные признаки времен года, погодных изменений, их влиянии на жизнь человека.
• Распознавать и различать объекты животного и растительного мира (растения, животные, их виды, понятия «полезные» - «вредные», «дикие» - «домашние» и др.);
• Заботливо и бережно относиться к растениям и животным, осуществлять посильный ухода за ними;
• Соблюдать правила безопасного поведения в природе.
• Распознавать течение времени: смена событий дня, суток, в течение недели, месяца и т.д.;
• Выполнять исследовательские действия с природным материалом: песок, вода, камни и др. доступным способом;
• Совершать доступные практические действия с природным материалом: ощупывание, использование различных видов захвата, удержание, пересыпание, переливание, перекладывание и др.;
• Проявлять интерес к природным объектам; исследовать природные объекты с использованием различных анализаторов (слуховой, зрительный и др.), узнавать природный объект.
Программа представлена следующими разделами: «Объекты неживой природы», «Растительный мир», «Животный мир», «Временные представления». Разделы программы призваны обеспечить учащихся знаниями, раскрывающими взаимосвязь и единство всех элементов природы в их непрерывном изменении и развитии. Программа построена по концентрическому принципу, с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями. Содержание программы предполагает большое количество наблюдений за явлениями природы и ее живыми и неживыми объектами. Кроме того, на уроках рекомендуется использовать разнообразные наглядные средства обучения: натуральные объекты, муляжи, макеты, гербарии, коллекции, кинофильмы. Ведущими методами обучения являются беседы, рассказы и наблюдения. Формирование представлений у детей должно происходить по принципу «от частного к общему». Сначала ребенок знакомится с конкретными объектами, например, овощи: их строением, местом, где растут, учится узнавать определенный объект среди нескольких предложенных объектов (кружка, огурец, мяч). Затем ребенок знакомится с разными овощами (помидор, огурец, капуста и пр.), учится их различать, объединять в группы. Ребенок получает представление о значении овощей в природе и жизни человека, о способах их переработки (приготовление салатов, варка, жарка, и пр.). В процессе формирования представлений о неживой природе ребенок получает знания о явлениях природы (снег, дождь, туман и др.), о цикличности в природе - сезонных изменениях (лето, осень, весна, зима), суточных изменениях (утро, день, вечер, ночь), учится устанавливать общие закономерности природных явлений. Ребенок знакомится с разнообразием растительного и животного мира, получает представления о среде обитания животных и растений, учится выделять характерные признаки, объединять в группы по этим признакам, устанавливать связи между ними. Внимание ребенка обращается на связь живой и неживой природы: растения и животные приспосабливаются к изменяющимся условиям среды, ветер переносит семена растений и др. Наблюдая за трудом взрослых по уходу за домашними животными и растениями, ребенок учится выполнять доступные действия: посадка, полив, уход за растениями, кормление аквариумных рыбок, животных и др. Особое внимание уделяется воспитанию любви к природе, бережному и гуманному отношению к ней.
Раздел программы | Тема | Виды уроков по теме | К-во часов, отведенных на тему |
Растительный мир | Узнавание (различение) растений (дерево, куст, трава). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) частей растений (корень, ствол/ стебель, ветка, лист, цветок). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Значения растений в природе и жизни человека. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) деревьев (береза, дуб, клен, ель, сосна). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации знаний. | 2 |
| Строения дерева (ствол, корень, ветки, листья). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) плодовых деревьев (вишня, яблоня, груша, слива). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации знаний. | 2 |
| Узнавание (различение) лиственных и хвойных деревьев | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Значения деревьев в природе и жизни человека. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) фруктов (яблоко, банан, лимон, апельсин, груша, мандарин, персик, абрикос) по внешнему виду (вкусу, запаху). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации знаний. | 2 |
| Значение фруктов в жизни человека. Способы переработки фруктов. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) овощей (лук, картофель, морковь, свекла, тыква, кабачок, перец) по внешнему виду (вкусу, запаху). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации знаний. | 2 |
| Значение овощей в жизни человека. Способы переработки овощей. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) ягод (смородина, клубника, малина крыжовник, черника, брусника) по внешнему виду (вкусу, запаху). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации знаний. | 2 |
| Значение ягод в жизни человека. Способы переработки ягод. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) грибов (белый гриб, мухомор, подберезовик, лисичка, подосиновик, поганка, шампиньон) по внешнему виду. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации знаний. | 2 |
| Строения гриба (ножка, шляпка). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Различение съедобных и несъедобных грибов | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание/различение садовых цветочно-декоративных растений (тюльпан, нарцисс, роза, лилия, пион). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации знаний. | 2 |
| Узнавание (различение) дикорастущих цветочно-декоративных растений (ромашка, колокольчик, подснежник, ландыш); строение цветов (корень, стебель, листья, цветок). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации знаний. | 2 |
| Соотнесение цветения цветочно-декоративных растений с временем года. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) культурных и дикорастущих травянистых растений (петрушка, укроп, одуванчик, подорожник, крапива). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) комнатных растений (герань, кактус, фиалка, фикус). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Особенности ухода за комнатными растениями. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
Животный мир | Строение туловища животного (голова, туловище, лапы, хвост, ноги, копыта, рога). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Домашние животные (корова, свинья, лошадь, коза, овца, кот, собака). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации знаний. | 2 |
| Питание домашних животных. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Значение домашних животных в жизни человека. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) диких животных (лиса, заяц, волк, медведь, лось). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации знаний. | 2 |
| Питание диких животных. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Значения диких животных в жизни человека. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Строение туловища птицы (голова, туловище, лапки, хвост, крылья). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) домашних птиц (курица (петух), утка, гусь, индюк). Особенности внешнего вида птиц. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации знаний. | 2 |
| Питание птиц. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Значение домашних птиц в жизни человека. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание/различение зимующих птиц (голубь, ворона, воробей, синица, снегирь). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) перелетных птиц (аист, ласточка, журавль). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) водоплавающих птиц (лебедь, утка, гусь). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Строение рыбы (голова, туловище, хвост, плавники). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) речных рыб (сом, окунь, щука). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Значение речных рыб в жизни человека. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) морских обитателей (кит, дельфин, акула, осьминог). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Узнавание (различение) насекомых (жук, муха, комар, кузнечик, пчела, муравей, бабочка, стрекоза). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации знаний. | 2 |
Объекты неживой природы | Представления о воде. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Значения воды в природе и жизни человека. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Представления о водоемах. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Представления об огне. Узнавание огня. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Свойства огня (полезные свойства, отрицательные). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Значения огня в жизни человека. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Соблюдение правил обращения с огнем. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
Временные преставления | Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний; урок обобщения и систематизации знаний. | 4 |
| Изменения, происходящих в жизни человека в разное время года. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Изменения, происходящих в жизни животных в разное время года. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| Изменения, происходящих в жизни растений в разное время года. | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | |
| Узнавание (различение) явлений природы (дождь, снегопад, листопад, гроза, радуга, туман, гром, ветер). | Урок предъявления и первичного закрепления новых знаний. | 1 |
| | | |
Материально-техническое обеспечение предмета включает: объекты природы (камни, почва, семена, комнатные растения и другие образцы природного материала); наглядный изобразительный материал (видео, фотографии, рисунки для демонстрации обучающимся); муляжи овощей, фруктов; пиктограммы с изображениями действий, операций по уходу за растениями, животными; различные календари; изображения сезонных изменений в природе; рабочие тетради с различными объектами природы для раскрашивания, вырезания, наклеивания и другой материал; технические средства обучения, способствующие формированию у детей доступных представлений о природе; аудио и видеоматериалы.