ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «Основы социальной жизни» для обучающихся 5 Б класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. № 1599 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 февраля 2015 г., регистрационный № 35850),
в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГАОУ школы-интерната №5 (1 вариант), разработанной в соответствии с Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программой обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утверждённой приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 24 ноября 2022 г. N 1026, приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 17.07.2024 № 495 "О внесении изменений в некоторые приказы Министерства просвещения Российской Федерации, касающиеся федеральных адаптированных образовательных программ" (Зарегистрирован 15.08.2024 № 79163); Положением о рабочих программах учебных предметов, коррекционных курсах, внеурочной и воспитательной деятельности государственного автономного общеобразовательного учреждения Амурской области «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5, п.г.т. Новобурейский»
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
ЦЕЛЬ: формирование знаний, умений, навыков, способствующих практической подготовке обучающихся с лёгкой степенью умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и отдалённом социуме.
ЗАДАЧИ:
- расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;
- формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;
- практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности;
- усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения;
- развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для коррекционной школы, а особенно она стоит перед учителем основ социальной жизни, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит обучающихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.
Программа «Основы социальной жизни» призвана подготовить обучающихся с легкой степенью умственной отсталости (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной и безопасной жизни в современном обществе; правильному рациональному ведению домашнего хозяйства, позволить овладеть практическими умениями, связанными с обслуживанием и самообслуживанием себя и членов семьи.
Программа «Основы социальной жизни» ориентирована на:
- развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;
- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.
Срок реализации настоящей программы 1 учебный год. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин). На курс отведено 68 часов в год или 2 часа в неделю (согласно расписанию). Возможно уменьшение количества часов, в зависимости от изменения годового календарного учебного графика, сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться, уменьшаться) на незначительное количество часов. Учитывая психофизические возможности учащихся 5 класса, для повышения качества усвоения программного материала, были внесены изменения в порядок изучения отдельных тем и разделов.
ПРОГРАММА «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ» ОРИЕНТИРОВАНА НА:
- развитие навыков самообслуживания, самостоятельного ведения домашнего хозяйства, ориентировки в ближайшем окружении и возможности более широкой жизненной ориентации, обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- усвоение морально-этических норм поведения, навыков общения с людьми в разных жизненных ситуациях;
- понимание роли семьи и семейных отношений в жизни человека, общества и государства, в воспитании и развитии ребенка, сохранении и укреплении его соматического, физического и психического здоровья, формировании правильного уклада семейных отношений.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Планируемые результаты освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) программы «Основы социальной жизни» представлены личностными и предметными результатами. предприятий, городской
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные результаты имеют направленность на решение задач воспитания, развития и социализации, обучающихся средствами предмета.
У обучающихся будут сформированы.
Минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся с умственной отсталостью. Отсутствие достижения этого уровня по отдельным предметам не является препятствием к продолжению образования по данному варианту программы. В случае если обучающийся не достигает минимального уровня овладения по всем или большинству учебных предметов, то по рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и с согласия родителей (законных представителей) образовательная организация может перевести обучающегося на обучение по специальной индивидуальной программе развития.
Достаточный уровень освоения предметных результатов не является обязательным для всех обучающихся.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. (АООП определяет два уровня овладения предметными результатами: минимальный и достаточный; минимальный уровень является обязательным для всех обучающихся.)
Минимальный уровень:
знать, из чего состоит пища;
различать полезные и вредные продукты;
различать виды медицинской помощи;
различать и называть виды городского транспорта;
выполнять правила личной гигиены;
соблюдать правила поведения в общественном транспорте;
знать назначение жилых комнат;
знать назначение одежды;
знать состав семьи; называть фамилию, имя, отчество;
выполнять простейшие правила Техники безопасности с нагревательными приборами.
Достаточный уровень:
классифицировать продукты питания по содержанию в них различных веществ;
соблюдать санитарно-гигиенические правила при приготовлении пищи;
уметь пользоваться бытовой техникой (посудомоечная машина, тостер, кухонный комбайн, электрический чайник, варочная панель);
уметь выполнять последовательность утреннего и вечернего туалета;
уметь измерять температуру тела;
классифицировать личные и общие предметы личной гигиены;
классифицировать виды жилых помещений в городе и селе;
различать виды жилья по типу: государственное и собственное;
описывать способ передвижения в школу и обратно;
знать образовательные учреждения нашего города;
осознавать необходимость соблюдения режима дня для сохранения здоровья;
знать место работы родителей и ближайших родственников;
уметь оказать первую помощь при порезах;
осознавать необходимость общественно - полезного труда как условия безопасной и эффективной социализации; использовать в повседневной жизни социально
бытовые умения и навыки, необходимые в ближайшем и более отдалённом социуме;
развивать трудолюбие и ответственность за качество своей деятельности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА И СИСТЕМА ИХ ОЦЕНКИ.
Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержанием образовательной области и характеризуют достижения обучающихся в усвоении знаний и умений, способность их применять в практической деятельности.
Основными критериями оценки планируемых результатов являются соответствие несоответствие науке и практике; прочность усвоения (полнота и надежность). При оценке ответа, обучающего учитываются полнота и правильность его ответа, степень осознанности понимания изученного материала, последовательность изложения и речевое оформление ответа. Результаты, продемонстрированные учеником, соотносятся с оценками следующим образом:
Оценка «5»: Ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса: правильно раскрыто содержание вопроса и использование карты и других источников знаний, ответ самостоятельный с ссылкой на дополнительные сведения.
Оценка «4»: Ответ удовлетворяет раннее названным требованиям, он полный, правильный, есть неточности в изложении исторического материала, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Оценка «3»: Ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но нечетко излагает исторический материал, затрудняется в самостоятельном объяснении данного вопроса.
Контроль предметных ЗУН предусматривает выявление индивидуальной динамики прочности усвоения предмета. Обучающимся выставляются оценки, который стимулируют учебную и практическую деятельность, оказывают положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
РАЗДЕЛ: ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА.
Повторение. Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила содержания личных вещей. Правила и приёмы ухода за органами зрения
РАЗДЕЛ: ОДЕЖДА И ОБУВЬ.
Одежда. Особенности разных видов одежды. Магазины по продаже различных видов одежды. Значение опрятного вида человека. Предупреждение появления вредителей на одежде (моли). Уход за обувью. Правила ухода за обувью из различных материалов.
РАЗДЕЛ: ТРАНСПОРТ.
Проезд из дома в школу. Расчёт стоимости проезда. Выбор рационального маршрута проезда из дома в разные точки населённого пункта.
РАЗДЕЛ: КУЛЬТУРА ПОВЕДЕНИЯ.
Поведение в общественных местах. Сюжетно-ролевая игра "В театре". Поведение при посещении массовых мероприятий. Сюжетно-ролевая игра "В кафе".
РАЗДЕЛ: ЖИЛИЩЕ.
Общее представление о доме. Виды жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес. Планировка жилища. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений.
РАЗДЕЛ: ПИТАНИЕ.
Хлеб и хлебобулочные изделия. Вторичное использование чёрствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе. Практическая работа «Приготовление простых бутербродов». Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения жиров. Места для хранения жиров и яиц. Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности)
РАЗДЕЛ: ПРЕДПРИЯТИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, УЧРЕЖДЕНИЯ. Дошкольные и школьные учреждения. Их назначение. Слушание рассказа учителя. Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с дидактическим материалом; Выполнение записей в рабочей тетради. Рабочие профессии.
РАЗДЕЛ: СРЕДСТВА СВЯЗИ.
Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования. Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России».
РАЗДЕЛ: СЕМЬЯ.
Родственные отношения в семье. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.
РАЗДЕЛ: МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ.
Виды доврачебной помощи. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зелёного («зелёнка»). Практическая работа «Обработка порезов».
РАЗДЕЛ: ЭКОНОМИКА ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА.
Продовольственные и специализированные магазины. Виртуальная - экскурсия в продовольственный магазин. Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров. Покупка товаров по списку. Участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; сколько денег можно иметь на мелкие расходы. Говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома. Выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; работа с дидактическим материалом (виды денежных купюр) Расчет денежных средств на определенные товары. Подсчитать свои мелкие расходы. Экскурсия (виртуальная экскурсия) в банк. Урок-презентация.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
№ п\п | Наименование разделов и тем программы | Количество часов | Характеристика видов деятельности ученика | Виды, формы контроля |
всего | Практические работы | | |
1 | Личная гигиена. | 12 | 1 | Оформление рабочей тетради; Ознакомление с кабинетом «Основы социальной жизни», зонами в кабинете и их назначением; Слушание рассказа учителя; Участие в беседе; Ответы на вопросы учителя. Повторение. Значение личной гигиены для здоровья и жизни человека. Правила содержания личных вещей. Правила и приёмы ухода за органами зрения. Практическая работа: (мытьё рук, стрижка ногтей, уход за кожей рук). Профилактика грибковых заболеваний. Уход за ногами (уход за ногтями и кожей ног). Пр.р. Закаливание организма (зарядка, обтирание, сезонная одежда, физические упражнения). Способы закаливания, правила и приемы выполнения воздушных и водных процедур. Проект: «Гигиена - это здоровье». Рассказывают о правилах закаливания организма, обтирания. Перечисляют правила соблюдения личной гигиены. Объясняют способы ухода за руками и ногами. Называют косметические средства для ухода за кожей рук, ног. | Устный опрос, письменный контроль |
2 | Одежда и обувь. | 8 | 4 | Слушание рассказа учителя по теме урока; Участие в беседе; Ответы на вопросы учителя; - запись информации в тетрадь. Одежда. Особенности разных видов одежды. Магазины по продаже различных видов одежды. Значение опрятного вида человека. Предупреждение появления вредителей на одежде (моли). Уход за обувью. Правила ухода за обувью из различных материалов. Значение опрятного вида человека. Чистка одежды. Пр.р. Мелкий ремонт одежды. Пришивание пуговиц, зашивание распоровшегося шва. Пр.р. Стирка изделий и цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей. Стирка изделий и цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей. Пр.р. Утюжка изделий и цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей. Утюжка фартуков. косынок, салфеток. Пр.р. Определяют вид ремонта одежды. Рассказывают о санитарно-гигиенических требованиях и правилах техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами. Называют моющие средства для стирки изделий из хлопчатобумажных и шелковых тканей. Объясняют правила стирки изделий из цветных хлопчатобумажных и шелковых тканей. Рассказывают о способах утюжки изделий. | Устный опрос, письменный контроль |
3 | Транспорт | 5 | 1 | Междугородний автотранспорт. Автовокзал, основные маршруты, расписание. Порядок приобретения билетов, стоимость проезда. Виртуальная экскурсия на автовокзал. Слушание рассказа учителя по теме урока; Участие в беседе; Ответы на вопросы учителя; Запись информации в тетрадь. Презентация: «Виды транспортных средств» Слушание рассказа учителя по теме урока; Участие в беседе; Ответы на вопросы учителя; -запись информации в тетрадь. Оплата проезда в транспорте. Правила дорожного движения, дорожные знаки. Презентация: «Правила дорожного» | Устный опрос, письменный контроль |
4 | Культура поведения. | 4 | | Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа); подарки.. Правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подарков. Культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.); выбирать подарки; изготавливать простые сувениры; вручать и принимать подарки. Практические работа: Изготовление несложных сувениров; сюжетная игра «В гости к...». Выполнение записей в рабочей тетради. | Устный опрос, письменный контроль |
5 | Культура поведения. | 2 | 1 | Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке в гости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа); подарки.. Правила поведения: при встрече и расставании правила поведения в гостях правила поведения при вручении и приема подарков. Культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.); выбирать подарки; изготавливать простые сувениры; вручать и принимать подарки. Практические работа: Изготовление несложных сувениров; сюжетная игра «В гости к...». Выполнение записей в рабочей тетради. | Устный опрос, письменный контроль |
6 | Жилище. | 3 | 3 | Запись в тетрадь: Общее представление о доме. Виды жилья: собственное и государственное. Домашний почтовый адрес. Планировка жилища. Виды нежилых помещений: кухня, ванная комната, санузел. Назначение жилых комнат и нежилых (подсобных) помещений. Просмотр презентации. Участие в беседе. Гигиенические требования к жилому помещению и меры по их обеспечению. Основные правила организации рабочего места школьника. Повседневная уборка квартиры (сухая и влажная). Пылесос. Уборка помещения. Пользование пылесосом и уход за ним. Пр.р. Комнатные растения (их назначение, допустимое количество и уход). Уход за комнатными растениями: рыхление, полив, опрыскивание. Пр.р. Уход за полами. Средства по уходу за полом. Мытье полов. Пр.р. Рассказывают о гигиенических требованиях к жилому помещению и меры по их обеспечению. Называют основные правила организации рабочего места школьника. Определяют последовательность проведения сухой и влажной уборки. Объясняют санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с пылесосом. Определяют вид ухода за полом в зависимости от покрытия. Различают комнатные растения. Рассказывают о назначении комнатных растений, правилах ухода и допустимое количество в квартире. | Устный опрос, письменный контроль |
7 | Питание | 16 | 8 | Хлеб и хлебобулочные изделия. Вторичное использование чёрствого хлеба. Приготовление простых и сложных бутербродов и канапе. Практическая работа «Приготовление простых бутербродов». Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое, соевое). Правила хранения жиров. Места для хранения жиров и яиц. Магазины по продаже продуктов питания. Основные отделы в продуктовых магазинах. Универсамы и супермаркеты (магазины в сельской местности). Слушание рассказа учителя по теме урока; Участие в беседе; Ответы на вопросы учителя; Работа с дидактическим материалом; Выполнение записей в рабочей тетради. Работа с дидактическим материалом; Просмотр презентации. Участие в беседе по теме урока. Гигиена приготовления пищи. Хранение продуктов и готовой пищи. Замораживание, размораживание. Определение срока годности. Приготовление пищи. Ужин. Составление меню ужина. Пр.р. Приготовление блюд из круп. Запись рецепта. Приготовление каши на молоке. Пр.р. Приготовление макаронных изделий. Запись рецепта. Варка макарон. Пр.р. Приготовление блюд из картофеля и других овощей. Запись рецепта. Приготовление картофельного пюре. Оформление готовых блюд. Пр.р. Сервировка стола к ужину. Пр.р. Рассказывают о гигиене приготовления пищи. Называют санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи и правила техники безопасности при работе с режущими инструментами, кипятком. Различают способы первичной и тепловой обработки макаронных изделий, круп, овощей, молока и молочных продуктов. Объясняют правила пользования электроплитой. Определяют доброкачественность продуктов и сроки хранения. Рассказывают о правилах сервировки стола к ужину. | Устный опрос, письменный контроль |
8 | Предприятия, организации, учреждения | 2 | | Дошкольные и школьные учреждения. Их назначение. Слушание рассказа учителя. Участие в беседе. Ответы на вопросы учителя. Работа с дидактическим материалом; Выполнение записей в рабочей тетради. Рабочие профессии. Называют виды детских учреждений и их назначение. Рассказывают о правилах поведения в детских учреждениях. | Устный опрос, письменный контроль |
9 | Средства связи | 3 | 2 | Основные средства связи. Виды почтовых отправлений. Виды писем. Порядок отправки писем. Стоимость пересылки. Написание адреса и индекса на конверте. Пр.р. Составление текста телеграммы. Пр.р. Экскурсия на почту. Определяют основные средства связи. Различают виды почтовых отправлений. Рассказывают о порядке отправки писем, посылок, бандеролей, денежных переводов, телеграмм. | Устный опрос, письменный контроль |
10 | Семья | 5 | 2 | Родственные отношения в семье. Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности. Состав семьи обучающихся. Родственные отношения. Составление генеалогического дерева. Пр.р. Личные взаимоотношения в семье. Права и обязанности каждого члена семьи. Запись сведений о членах семьи. Пр.р. Рассказывают о составе семьи. Называют имена, отчества родителей и близких родственников. Указывают место работы родителей и занимаемую должность. Объясняют права и обязанности каждого члена семьи. | Устный опрос, письменный контроль |
11 | Медицинская помощь | 2 | | Запись в тетрадь: Виды доврачебной помощи. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зелёного («зелёнка»). Практическая работа «Обработка порезов». Медицинские учреждения. Их назначение. Работники медицинских учреждений. Виды медицинской помощи. Использование различных видов медицинской помощи. Экскурсия в аптеку. Профилактика вирусных и простудных заболеваний. Определяют назначение поликлиник, аптек, больниц. Рассказывают о порядке записи к врачу, приобретения лекарств, вызов "скорой помощи", о порядке вызова врачей-специалистов. Различают функции основных врачей-специалистов. Отличают медицинское обслуживание на дому от амбулаторного приема и амбулаторного лечения от стационарного. | Устный опрос, письменный контроль |
12 | Экономика домашнего хозяйства. | 8 | 1 | Продовольственные и специализированные магазины. Виртуальная - экскурсия в продовольственный магазин. Виды товаров, их стоимость. Порядок приобретения товаров. Покупка товаров по списку. Пр.р. Характеризуют основные виды продовольственных магазинов, их отделы. Различают виды и стоимость различных товаров. Объясняют порядок приобретения товаров. Участие в беседе, ответы на вопросы учителя по теме урока; сколько денег можно иметь на мелкие расходы. Говорить ли знакомым и незнакомым о наличие денег в кармане или дома. Выполнение записей в рабочей тетради, вклеивание информации; работа с дидактическим материалом (виды денежных купюр) Расчет денежных средств на определенные товары. Подсчитать свои мелкие расходы. Экскурсия (виртуальная экскурсия) в банк. Урок-презентация. | Устный опрос, письменный контроль |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | 21 | | |
УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Социально-битовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе: пособие для учителя/ [В. В. Воронкова, С. А. Казакова [- М.: Издательство ВЛАДОС, 2020. - 247 С. – (Коррекционная педагогика).
Социально-битовая ориентировка. 5 класс: учебное пособие для общеобразовательных организаций, реализующих ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными наращениями/ В.Д.Субчева. – М.: Издательский Центр Владос, 2021. – 54 с.: ил.
Основы социальной жизни: 5 класс: учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательных программ/ С. В. Комарова, Е.Л.Александрова.- 2-е изд, стер. – Москва: Просвещение, 2024,- 79,[1] с.:ил.
Кащенко В. П. Педагогическая коррекция. М., 1994.
Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2001.
Коррекционная роль обучения в вспомогательной школе. М., 1971.
Лапшин В. А., Пузанов Б. П. Основы дефектологии. М., 1990.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития. Под ред. Б. П. Пузанова. М., 2000.
Певзнер М. С.Дети – олигофрены. М.,1959.
Петрова В. Г., Белякова И. В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? М.,1998.
Программа специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида: 5-9 кл./ Под редакцией В.В. Воронковой (раздел «Социально-бытовая ориентировка» авторы: В.И. Романина, Н.П. Павлова). Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2001. – сб.1
Словарь по коррекционной педагогике и специальной психологии: Учебное пособие/ Сост. Н. В. Новоторцева. Ярославль,1999.
В качестве основы для разработки настоящей рабочей программы использована типовая программа специальной (коррекционной) школы VIII вида 5-9 классов.» Сборник 1 под редакцией В.В. Воронковой. – М.:Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС,
2011.
ЦИФРОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ РЕСУРС И РЕСУРС СЕТИ ИНТЕРНЕТ.
Infrourok.ru/standart
https://multiurok.ru/
https://pedagogirussia.ru
https://pedagorizont.ru
https://znanio.ru/p/
https://videouroki.net/razrabotki/
Министерство образования и науки Амурской области
Государственное автономное образовательное учреждение Амурской области
«Специальная (коррекционная) образовательная школа-интернат № 5, п.г.т. Новобурейский»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УР
______________Бухановская Е.Е.
______________________.2024 г.
Календарно -тематическое планирование по УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЖИЗНИ»
ДЛЯ 5 «Б» класса на 2024-2025 учебный год
Учитель:
__________ Симонова Я.В.
п.г.т. Прогресс, 2024
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения | Виды, формы контроля |
план | факт |
Личная гигиена. 12 ч. |
1 | Введение | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
2 | Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
3 | Забота о себе. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
4 | Утренняя гимнастика. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
5 | Закаливание. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
6 | Забота о руках. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
7 | Забота о ногах. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
8 | Забота о глазах. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
9 | Важные правила здорового человека. Проект. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
10 | Выполнение проекта. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
11 | Защита проекта. | 1 | | | Устный опрос |
12 | Влияние курения, алкоголя на здоровье детского организма. Воспитание силы воли. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
Одежда и обувь. 8 ч. |
13 | Виды одежды. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
14 | Уход за одеждой. Мелкий ремонт одежды (пришивание пуговиц) | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
15 | Идеальная пара. Тренажёр для шнуровки. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
16 | Важные правила аккуратного человека. Проект. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
17 | Выполнение проекта по заданию. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
18 | Защита проекта. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
Транспорт 5 ч. |
19 | Виды транспортных средств. Поведение в транспорте. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
20 | Правила дорожного движения | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
21 | Знаки дорожного движения. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
22 | Практическая работа: изготовление дорожного знака, | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
23 | Урок-викторина: «Транспорт» | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
Культура поведения 6 ч. |
24 | Осанка при ходьбе, в положении сидя и стоя. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
25 | Формы обращения к старшим, к сверстникам при встрече и расставании. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
26 | Формы обращения с просьбой. Разговор со старшими и сверстниками. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
27 | Поведение в кино, театре | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
28 | Правила поведения за столом | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
29 | Правила приема пищи. | 1 | | | Устный опрос, |
Жилище 3 ч. |
30 | Виды жилых помещений в городе и деревне. Каким бывает дом. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
31 | Варианты квартир. Порядок в доме. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
32 | Варианты подсобных помещений, виды отопления. Комнатные растения. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
Питание 16 ч. |
33 | Значение питания в жизни человека. Еда для здоровья | 1 | | | Устный опрос. |
34 | Кухонные принадлежности и приборы, посуда. Уход за посудой. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
35 | Приготовление завтрака. Различные меню завтрака. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
36 | Правила сервировки стола к завтраку. Пр.р. сервировка стола к завтраку. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
37 | Простые и комбинированные, горячие и холодные бутерброды. | 1 | | | Устный опрос. |
38 | Практическая работа: изготовление простых бутербродов. | 1 | | | Устный опрос. |
39 | Практическая работа: изготовление горячих бутербродов. | 1 | | | Устный опрос. |
40 | Раз яичко, два яичко. Пр.р. «Как определить свежесть яиц». | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
41 | Приготовление жареных яиц. Практическая работа: приготовление яичницы. | 1 | | | Устный опрос. |
42 | О вкусной и полезной пище. | 1 | | | Устный опрос. |
43 | Чай или кофе? Пр.р. «Заваривание чая». | 1 | | | Устный опрос. |
44 | Салаты. Приготовление салатов. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
45 | Приготовление салата Винегрет. | 1 | | | Устный опрос. |
46 | Приглашаем на завтрак. Пр.р. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
47 | Чистка и мытьё кухонных принадлежностей и посуды. Пр.р. | 1 | | | Устный опрос. |
48 | Урок-викторина «Питание». | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
Предприятия, организации, учреждения 2 ч. |
49 | Почта. Почтовый адрес. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
50 | Практическая работа: заполнение почтового адреса на конверте. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
Средства связи 3 ч. |
51 | Зачем нужны средства связи. Проект. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
52 | Мои средства связи. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
53 | Защита проекта. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
Семья 5 ч. |
54 | Комнатные растения. | 1 | | | Устный опрос. |
55 | Семья, родственные отношения в семье. Помощь родителям. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
56 | Семейные традиции. Проект моя семья. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
57 | Выполнение по плану.. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
58 | Защита проекта. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
Медицинская помощь 2 ч. |
59 | Медицинские учреждения их назначение. Работники медицинских учреждений. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
60 | Виды медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
Экономика домашнего хозяйства 8 ч. |
61 | Деньги (монета, купюра, валюта). Электронные деньги. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
62 | История денег. Их назначение в нашей жизни. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
63 | Бюджет семьи. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
64 | Источники дохода. Распределение доходов семьи на необходимые нужды. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
65 | Правила учёта дохода и расхода. Мелкие расходы. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
66 | Секреты домоводства. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
67 | Знаю? Понимаю? Умею?. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
68 | Знаю? Понимаю? Умею?. | 1 | | | Устный опрос, письменный контроль |
6