Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа по предмету «Письмо» разработана на основе следующих нормативных документов:
1.Адаптированной основной общеобразовательной программы Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью;
2.Учебного плана Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» на 2021-2022 уч. год.
3.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2021-2022 уч. год приказ № 254 от 20.05.2020г.
4.Приказа Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Письмо и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.
Целью уроков письма седьмого года обучения является: расширить речевую базу обучающихся, подготовить их к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом, сформировать умение пользоваться им в речи, формирование графического навыка письма – технического навыка правильного написания букв и их соединений.
Программа направлена на оказание помощи учащимся, в овладении механизмом чтения и письма, обеспечивает речевое развитие детей, что облегчает адаптацию в обществе. Научить детей правильно и последовательно излагать свои мысли, освоение элементарных грамматических понятий и связанных с ними правил правописания. Что соответствует главному принципу в работе с детьми с умеренной формой умственной отсталости — практическая направленность всего обучения.
Задачи:
развивать координацию движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук;
развивать артикуляционную моторику;
развивать фонематический слух;
формировать положительные эмоции, связанные с процессом обучения письма, создание мотивации к обучению.
Программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 102 часа.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.
Овладение письмом — одна из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями. Этот вид письменной речи чаще всего недоступен им. Тем не менее некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне. Поэтому в «Программу» входит предмет «Письмо», в рамках которого процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. На уроках по предмету «Письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Независимо от возраста учеников обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной для детей и подростков умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).
Важнейшая задача учителя в ходе обучения предмету «Письмо» — организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить их понимать соотносящие и указательные жесты.
Конечная цель уроков «Письма» заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь написать свое имя, фамилию, свой адрес, написать поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы. В процессе обучения учащихся на уроках по предмету «Письмо» активно применяются различные упражнения, упражнение — это многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания. Существуют подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упражнения. При обучении письму учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью учитель, а также учитель-логопед, используют, прежде всего, упражнения подражательно-исполнительского характера. Предлагая учащимся выполнить такое упражнение, учитель ставит перед ними конкретную учебно-познавательную задачу, показывает способ ее решения (действия и их последовательность), определяет критерии оценки результата. По мере усвоения способа действия в ходе повторных упражнений он все меньше использует наглядный показ действий и операций, заменяя его словесной инструкцией. В индивидуальных случаях, когда учащиеся в достаточной степени освоят показанный способ действия, можно перейти к упражнениям конструктивного характера. Их своеобразие состоит в переносе усвоенного содержания на новое: вначале общее, а затем и на детали. При этом учащиеся, используя уже известные им действия и операции, «конструируют» новый способ решения задачи. В процессе работы по предмету «Письмо» рекомендуется последовательное использование следующих упражнений: - практическая деятельность; - упражнения с картинками; - упражнения с пиктограммами (символами); - «письменные» упражнения; - упражнения с буквами, слогами и словами.
Таким образом, предмет «Письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:
- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;
- рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;
- рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;
- обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого — двухмерное изображение предмета;
- писанию печатных букв — «печатанию» букв;
- писанию письменных букв по трафаретам;
составлению текста с помощью пиктограмм (книжки пиктограмм) — вместе с педагогом;
- рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);
- списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;
- письму букв, слогов, слов и коротких предложений. Итак, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики, с учетом специфики особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности учащихся. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил. Значимая цель обучения предмету «Письмо» данной категории учащихся заключается в том, чтобы научить их писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п. При обучении письму учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется дифференцированный подход к учащимся.
Звуки и буквы
Закрепление знаний, умений и навыков, полученных в V классе.
Гласные и согласные звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).
Слово.
Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос кто это? что это? (с помощью учителя).
Расширение круга собственных имен: название городов, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях.
Предлоги (на, в). Умение с помощью учителя находить предлоги и писать их раздельно со словами.
Предложение.
Упражнения в составлении предложений по вопросу, картинке, опорным словам, на заданную тему. Запись их. Составление с помощью учителя предложений из слов, данных в разбивку (не более 3 слов). Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов.
Письмо под диктовку слов и простых по структуре предложений из 2-3 слов, написание которых не расходятся с произношением.
Умение написать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое имя и фамилию, адрес школы.
Учащиеся со сложным дефектом:
«Письменные упражнения». «Письмо» по трафаретам букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н (размер букв — 1-3 см). (Задание предлагается учащимся, исходя из их индивидуальных возможностей). Письмо букв по контурным линиям (точкам). Упражнения на закрепление умений учащихся изображать линии, точки, капли, штрихи под музыку в разной тональности и громкости. «Письмо» линий таким цветом, который, по мнению учащегося, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента. Продолжение обучения учащихся письму букв по принципу «свободного письма».
Личностными результатами изучения предмета являются:
В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы:
В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети будут овладевать различными типами учебных действий, контролировать и оценивать свои действия,
В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся использовать знаково-символические средства.
В сфере коммуникативных универсальных учебных действий пятиклассники приобретут умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.
В области предметных результатов обучающемуся представляется возможность научиться:
В конце года обучения учащиеся должны уметь:
-писать строчные и прописные буквы, соединять их в слова;
- списывать слоги, простые предложения с рукописного и печатного текста;
-оформлять предложение на письме;
- составлять предложение по картинке.
Учащиеся должны знать:
- анализировать слова по звуковому составу, различать звонкие и глухие согласные;
-писать по правилу имена собственные;
-находить предлоги (-на, -в) и писать их раздельно со словами;
-составлять предложения по вопросу, опорным словам;
-писать под диктовку слова и простые по структуре предложения из 2-3 слов;
-писать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое имя и фамилию.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Образовательная область: язык и речевая практика
Предмет «Письмо» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 3 часа в неделю, общее количество часов за год 103ч.
Предмет интегрируется с различными учебными предметами «Программы», а также с направлениями коррекционно-адаптационной работы.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АОПО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся
Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»№ 26 от 10.07.2015г.
Постановление об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции «COVID – 19» № 16 от 30.06.2020 г.
Технические средства обучения:компьютер, разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов.
Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.
Для реализации рабочей программы достижения используется учебно - методический комплект:
Якубовская Э.В. Русский язык. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М.: Просвещение, 2018.
Аксенова А.К. Букварь. 1 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов | Виды деятельности обучающихся |
Упражнения для развития тонкой моторики. | 5 | Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции; Массаж рук с использованием различных массажеров; Уточнение навыков владения учащимися приемами самомассажа рук с использованием различных массажеров (специальных и импровизированных) и закрепление этих навыков. Практические действия с сыпучими материалами, водой, с бытовыми предметами: пересыпание с помощью ложек, мерных стаканчиков, переливание, перекладывание, открывание коробок, банок и т. д. Совместное с учащимися изготовление поделок из различных бросовых материалов (катушек, скорлупы орехов, яиц, перышек, картонной тары, мочала). Пальчиковая гимнастика. Продолжение обучению простым мудрам. Практические упражнения с сыпучими материалами: пересыпание, переливание, перекладывание, открывание. Пальчиковая гимнастика. |
Письменные упражнения. | 17 | «Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П задания предлагаются исходя из индивидуальных возможностей ученика. «Письмо» букв по принципу «свободного письма» (по Монтесори). Индивидуальные упражнения в тетради. |
Звуки и буквы | 30 | Произношение и письмо изучаемыех звуков, выделение их в словах, первый звук в начале слова, подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опрой на наглядный материал. Практическое различие гласных и согласных звуков и букв. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Письмо слогов, состоящих из одной гласной, закрытых и открытых буквенных слогов. Письмо по слогам слов из двух усвоенных слогов. Письмо предложений их 2-3 слов и предметной картинки. Умение правильно и отчетливо произносить и писать изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова, подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки. Практическое различие гласных и согласных звуков и букв. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом. Письмо слогов, состоящих из одной гласной, закрытых и открытых буквенных слогов. Письмо по слогам слов из двух усвоенных слогов. Письмо предложений их 2-3 слов и предметной картинки. Письмо под диктовку отдельных букв и слогов. |
Слово | 31ч | Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос кто это? что это? (с помощью учителя). Расширение круга собственных имен: название городов, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях. |
Предложение | 20ч | Упражнения в составлении предложений по вопросу, картинке, опорным словам, на заданную тему. Запись их. Составление с помощью учителя предложений из слов, данных в разбивку (не более 3 слов). Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов. Письмо под диктовку слов и простых по структуре предложений из 2-3 слов, написание которых не расходятся с произношением. Умение написать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое имя и фамилию, адрес школы. |
Всего | 103 часа | |
Календарно-тематическое планирование на 1 четверть
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
План | Факт |
Упражнения для развития тонкой моторики.(5ч) |
1 | 1 | Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук. Упражнения на развитие произвольной регуляции моторики рук. | 1 | 01.09 | |
2 | 2 | Письмо» букв по трафарету. Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям (точкам). | 1 | 03.09 | |
3 | 3 | Запись своего имени (фамилии) по контурным ориентирам и самостоятельно. Списывание значимой для учащихся информации о режиме дня. | 1 | 07.09 | |
4 | 4 | Запись числа и названия месяца по точкам в тетради. Упражнения в умении определять наличие звука в слове. | 1 | 08.09 | |
5 | 5 | Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. Уточнение усвоения учащимися знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись. | 1 | 10. 09 | |
Письменные упражнения (5ч). |
6 | 1 | Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры. | 1 | 14. 09 | |
7 | 2 | Выполнение учащимися с помощью учителя узоров в круге. | 1 | 15. 09 | |
8 | 3 | Штриховка предметов цветными карандашами. Обводка слов по точкам. | 1 | 17.09 | |
9 | 4 | Упражнения в тетрадях. Копирование слов. Запись числа и названия месяца по точкам в тетради. | 1 | 21.09 | |
10 | 5 | «Письмо» букв по трафарету. «Письмо» слов по образцу. | 1 | 22.09 | |
Звуки и буквы. (16ч) |
11 | 1 | Звуки и буквы. Названия предметов. | 1 | 24.09 | |
12 13 | 2 3 | Различение звуков и букв. | 2 | 28.09-29.09 | |
14 15 | 4 5 | Упражнение в умении подбирать слова, начинающиеся на заданный звук. | 2 | 01.10-05.10 | |
16 17 | 6 7 | Упражнение в умении выделять первый звук в слове. Письменные упражнения с данными словами. | 2 | 06.10-08.10 | |
18 19 | 8 9 | Упражнение в установлении количества и последовательности звуков и букв в слове. | 2 | 12.10 13.10 | |
20 21 | 10 11 | Позиция звука в слове. | 2 | 15.10 19.10 | |
22 | 12 | Письмо букв по трафарету. | 1 | 20.10 | |
23 24 | 13 14 | Слова, которые различаются одним звуком. | 2 | 22.10 26.10 | |
25 26 | 15 16 | Слова, которые различаются последовательностью звуков. | 2 | 27.10 29.10 | |
Итого за 1четверть: 26 ч |
2 четверть |
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
План | Факт |
Звуки и буквы.(1ч) |
27 | 1 | Написание слов разной слоговой структуры, выделение гласных букв. | 1 | 09.11 | |
Письменные упражнения. (7ч) |
28 | 1 | Списывание длинных слов в письменного образца. | 1 | 10.11 | |
29 | 2 | Упражнения на зрительно-пространственную ориентировку на листе бумаги. Упражнение на действия с предлогами и местоимениями. | 1 | 12.11 | |
30 | 3 | Упражнение в дописывании слов, подписей под картинками. | 1 | 16.11 | |
31 | 4 | «Письмо» по образцу с печатного текста. | 1 | 17.11 | |
32 | 5 | Составление слов из букв разрезной азбуки. | 1 | 19.11 | |
33 | 6 | Копирование слов и коротких предложений в тетрадь. | 1 | 23.11 | |
34 | 7 | Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком. Закрепление начертания рукописных букв. соотнесение их со звуками. | 1 | 24.11 | |
Звуки и буквы. (2 ч) |
35 36 | 1 2 | Изменение значения слова с перестановкой букв в словах. Слова со стечением согласных в начале слова. | 2 | 26.11-30.11 | |
Предложение. (13 ч) |
37 | 1 | Звуковое различие слов. Предложение. | 1 | 01.12 | |
38 39 | 2-3 | Предложение. Дополнение предложений. | 2 | 03.12-07.12 | |
40 41 | 4-5 | Упражнение в умении определять количество слов в предложении. | 2 | 08.12 10.12 | |
42 43 | 6-7 | Упражнение в умении составлять предложение с заданным количеством слов. | 2 | 14.12 15.12 | |
44 | 8 | Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений «Дорожка следов», спилы деревьев, мешочки с различными наполнителями. | 1 | 17.12 | |
45 46 | 9-10 | Упражнение в умении составлять предложение по опорному слову. | 2 | 21.12-22.12 | |
47 48 | 11-12 | Упражнение в развитии умений составлять предложение по картинке и опорному слову. | 2 | 24.12 28.12 | |
49 | 13 | Упражнение в равитии умения различать предложение по интонации. | 1 | 29.12 | |
За 2 четверть: 23 часа |
Календарно-тематическое планирование на 2 полугодие 3 четверть. |
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
План. | Факт. |
Повторение. Письменные упражнения (5ч) | | |
50 51 | 1 2 | Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различие. | 2 | | |
52 | 3 | Упражнения в написании букв и слов по контурным линиям, точкам. Списывание коротких предложений. | 1 | | |
53 | 4 | Упражнение в развитии умения соотносить строчную и заглавную букву. | 1 | | |
54 | 5 | Списывание с печатного и рукописного текстов. | 1 | | |
Звуки и буквы. (11ч) |
55 | 1 | Упражнение в развитии умения определять первый согласный слове. | 1 | | |
56 57 | 2 3 | Упражнение в умении дифференцировать сходные звуки д-т. | 2 | | |
58 59 | 4 5 | Упражнение в умении дифференцировать сходные звуки ж-ш. | 2 | | |
60 61 | 6 7 | Упражнение в умении дифференцировать сходные звуки з-с. | 2 | | |
62 63 | 8 9 | Различение шипящих согласных. | 2 | | |
64 65 | 10 11 | Упражнение в развитии фонематического слуха. Умение определять последний согласный в слове. | 2 | | |
Слово. (14 ч) |
66 67 68 | 1 2 3 | Упражнения в умении определять в речи слова, обозначающие предметы. | 3 | | |
69 70 | 4 5 | Упражнения в умении определять в речи слова, обозначающие предметы. | 2 | | |
71 72 | 7 8 | Упражнения в умении ставить вопросы к словам, обозначающие предметы. | 2 | | |
73 74 | 9-10 | Классификация предметов по определенному признаку. | 2 | | |
75 76 | 11-12 | Названия предметов. Отвечающих на вопросы что? | 2 | | |
77 78 | 13-14 | Названия частей предметов. | 2 | | |
79 | 15 | Упражнение в умении подбирать обобщающее слово для группы однородных предметов. | 1 | | |
Итого: 30 часов. |
Календарно-тематическое планирование на 4 четверть
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
План. | Факт. |
Слово. (17 ч.) |
80 81 | 1 2 | Названия предметов. Отвечающих на вопросы что? | 2 | | |
82 83 | 3 4 | Названия частей предметов. | 2 | | |
84 85 | 5 6 | Упражнение различать сходные по названиям предметы. | 2 | | |
86 87 | 7 8 | Упражнение в умении группировать предметы по их основным свойствам. | 2 | | |
88 89 | 9 10 | Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает?. | 2 | | |
90 91 | 11 12 | Большая буква в именах людей и кличках животных. | 2 | | |
92 93 | 13 14 | Упражнение в умении соотносить название предмета и его действие. | 2 | | |
94 95 | 15 16 | Слова - названия действий, отвечающие на вопросы что делают? | 2 | | |
96 | 17 | Списывание с печатного и рукописного текстов. | 1 | | |
Предложение. (7 ч) |
97 98 | 1 2 | Упражнение в выделении предложения из текста. | 2 | | |
99 | 3 | Правила записи предложения. Списывание с печатного и рукописного текстов. | 1 | | |
100 101 | 4 5 | Упражнение в отработки умений правильно составлять предложение по вопросам. | 2 | | |
102 | 6 | Упражнение в отработки умений правильно составлять предложение по картинке. | 1 | | |
103 | 7 | Упражнение в отработки умений правильно составлять предложение по на основе демонстрируемых действий.. | 1 | | |
Итого: 24 часа |
Всего: 54 часа За год: 103 часа |