СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Письмо" для 7 класса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Письмо" для 7 класса»






Пояснительная записка.

Рабочая образовательная программа по предмету «Письмо» разработана на основе следующих нормативных документов:


1.Адаптированной основной общеобразовательной программы Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью;

2.Учебного плана Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» на 2021-2022 уч. год.

3.Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2021-2022 уч. год приказ № 254 от 20.05.2020г.

4.Приказа Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Письмо и развитие речи как учебный предмет является ведущим, так как от его усвоения во многом зависит успешность всего школьного обучения.

Целью уроков письма седьмого года обучения является: расширить речевую базу обучающихся, подготовить их к осознанному овладению грамматическим и орфографическим материалом, сформировать умение пользоваться им в речи, формирование графического навыка письма – технического навыка правильного написания букв и их соединений.

Программа направлена на оказание помощи учащимся, в овладении механизмом чтения и письма, обеспечивает речевое развитие детей, что облегчает адаптацию в обществе. Научить детей правильно и последовательно излагать свои мысли, освоение элементарных грамматических понятий и связанных с ними правил правописания. Что соответствует главному принципу в работе с детьми с умеренной формой умственной отсталости — практическая направленность всего обучения.

Задачи:

  • развивать координацию движений, мелкой моторики кистей и пальцев рук;

  • развивать артикуляционную моторику;

  • развивать фонематический слух;

  • формировать положительные эмоции, связанные с процессом обучения письма, создание мотивации к обучению.

Программа составлена в соответствии с учебным планом и рассчитана на 102 часа.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДМЕТА.

Овладение письмом — одна из труднейших задач обучения учащихся с умеренной умственной отсталостью интеллектуальными нарушениями. Этот вид письменной речи чаще всего недоступен им. Тем не менее некоторые учащиеся с умеренной умственной отсталостью все же способны освоить его на доступном для них уровне. Поэтому в «Программу» входит предмет «Письмо», в рамках которого процесс обучения «письму» рассматривается в широком понимании. На уроках по предмету «Письмо» учащиеся овладевают элементарными изобразительными и графомоторными навыками, пространственными представлениями. Независимо от возраста учеников обучение проводится в игровой форме, наиболее доступной для детей и подростков умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Работа осуществляется на основе предметно-практической деятельности, позволяющей познать объект, используя все анализаторы (слуховые, зрительные, двигательные, тактильные).

Важнейшая задача учителя в ходе обучения предмету «Письмо» — организовать речевую среду, пробудить речевую активность учащихся, их интерес к предметному миру и человеку (прежде всего, к сверстнику как объекту взаимодействия), сформировать у них предметные и предметно-игровые действия, способность к коллективной деятельности, научить их понимать соотносящие и указательные жесты.

Конечная цель уроков «Письма» заключается в том, чтобы научить более способных детей писать самостоятельно на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь написать свое имя, фамилию, свой адрес, написать поздравительную открытку. Учащиеся должны уметь прочесть несложный текст (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы. В процессе обучения учащихся на уроках по предмету «Письмо» активно применяются различные упражнения, упражнение — это многократное повторение умственных и практических действий заданного содержания. Существуют подражательно-исполнительские, конструктивные, творческие упражнения. При обучении письму учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью учитель, а также учитель-логопед, используют, прежде всего, упражнения подражательно-исполнительского характера. Предлагая учащимся выполнить такое упражнение, учитель ставит перед ними конкретную учебно-познавательную задачу, показывает способ ее решения (действия и их последовательность), определяет критерии оценки результата. По мере усвоения способа действия в ходе повторных упражнений он все меньше использует наглядный показ действий и операций, заменяя его словесной инструкцией. В индивидуальных случаях, когда учащиеся в достаточной степени освоят показанный способ действия, можно перейти к упражнениям конструктивного характера. Их своеобразие состоит в переносе усвоенного содержания на новое: вначале общее, а затем и на детали. При этом учащиеся, используя уже известные им действия и операции, «конструируют» новый способ решения задачи. В процессе работы по предмету «Письмо» рекомендуется последовательное использование следующих упражнений: - практическая деятельность; - упражнения с картинками; - упражнения с пиктограммами (символами); - «письменные» упражнения; - упражнения с буквами, слогами и словами.

Таким образом, предмет «Письмо» предполагает обучение учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью следующим вариантам «письма»:

- рисованию контурных и цветных изображений по трафаретам;

- рисованию («писанию») контурных линий, штрихов, пятен (черно-белых и цветных) на листе бумаги, различной по фактуре сыпучей поверхности (манки, светлого песка), с которыми изображение образует контрастное или нюансное соотношение;

- рисованию простых эстампов (с помощью педагога), отражающих смысловые единицы;

- обводке по точкам и пунктирным линиям, дорисовыванию частей изображения с целью создания целого — двухмерное изображение предмета;

- писанию печатных букв — «печатанию» букв;

- писанию письменных букв по трафаретам;

составлению текста с помощью пиктограмм (книжки пиктограмм) — вместе с педагогом;

- рисованию плакатов, коллажей с доступной тематикой с использованием предметно-практической деятельности (рисование, аппликация, конструирование из природного и бросового материала);

- списыванию букв, слогов, слов с печатного или письменного текста;

- письму букв, слогов, слов и коротких предложений. Итак, учащиеся получают лишь элементарные основы графики и письма. Если они овладевают письмом на основе традиционной системы, то порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики, с учетом специфики особенностей восприятия, запоминания, познавательной деятельности учащихся. Обучение носит сугубо практическую направленность и не требует от учащихся соблюдения четких правил. Значимая цель обучения предмету «Письмо» данной категории учащихся заключается в том, чтобы научить их писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п. При обучении письму учитывается неоднородность состава класса (группы) и осуществляется дифференцированный подход к учащимся.

Звуки и буквы

Закрепление знаний, умений и навыков, полученных в V классе.

Гласные и согласные звуки и буквы. Различение звонких и глухих согласных (б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

Слово.

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос кто это? что это? (с помощью учителя).

Расширение круга собственных имен: название городов, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях.

Предлоги (на, в). Умение с помощью учителя находить предлоги и писать их раздельно со словами.

Предложение.

Упражнения в составлении предложений по вопросу, картинке, опорным словам, на заданную тему. Запись их. Составление с помощью учителя предложений из слов, данных в разбивку (не более 3 слов). Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов.

Письмо под диктовку слов и простых по структуре предложений из 2-3 слов, написание которых не расходятся с произношением.

Умение написать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое имя и фамилию, адрес школы.

Учащиеся со сложным дефектом:

«Письменные упражнения». «Письмо» по трафаретам букв А, О, У, И, Э, Ы, П, Б, М, Т, Д, Н (размер букв — 1-3 см). (Задание предлагается учащимся, исходя из их индивидуальных возможностей). Письмо букв по контурным линиям (точкам). Упражнения на закрепление умений учащихся изображать линии, точки, капли, штрихи под музыку в разной тональности и громкости. «Письмо» линий таким цветом, который, по мнению учащегося, больше всего подходит к настроению исполняемого музыкального фрагмента. Продолжение обучения учащихся письму букв по принципу «свободного письма».

Личностными результатами изучения предмета являются:

  • В сфере личностных универсальных учебных действий будут формироваться мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы:

  • В сфере регулятивных универсальных учебных действий дети будут овладевать различными типами учебных действий, контролировать и оценивать свои действия,

  • В сфере познавательных универсальных учебных действий ученики научатся использовать знаково-символические средства.

  • В сфере коммуникативных универсальных учебных действий пятиклассники приобретут умения адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

В области предметных результатов обучающемуся представляется возможность научиться:

В конце года обучения учащиеся должны уметь:

  • -писать строчные и прописные буквы, соединять их в слова;

  • - списывать слоги, простые предложения с рукописного и печатного текста;

  • -оформлять предложение на письме;

  • - составлять предложение по картинке.

Учащиеся должны знать:

  • - анализировать слова по звуковому составу, различать звонкие и глухие согласные;

  • -писать по правилу имена собственные;

  • -находить предлоги (-на, -в) и писать их раздельно со словами;

  • -составлять предложения по вопросу, опорным словам;

  • -писать под диктовку слова и простые по структуре предложения из 2-3 слов;

  • -писать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое имя и фамилию.

МЕСТО  ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ 

Образовательная область: язык и речевая практика

Предмет «Письмо» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 3 часа в неделю, общее количество часов за год 103ч. 

Предмет интегрируется с различными учебными предметами «Программы», а также с направлениями коррекционно-адаптационной работы.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АОПО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»№ 26 от 10.07.2015г.

Постановление об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции «COVID – 19» № 16 от 30.06.2020 г.

Технические средства обучения:компьютер, разработки мультимедийных презентаций, виртуальных экскурсий, учебных фильмов.

Специальный учебный и дидактический материал, отвечающий особым образовательным потребностям обучающихся.

Для реализации рабочей программы достижения используется учебно - методический комплект:

Якубовская Э.В. Русский язык. 2 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова. – М.: Просвещение, 2018.

Аксенова А.К. Букварь. 1 класс. Учебн. для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. основные общеобразоват. программы. В 2 ч. / А.К. Аксенова, С.В. Комарова, М.И. Шишкова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2018.































Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Виды деятельности обучающихся

Упражнения для развития тонкой моторики.

5

  • Упражнения на развитие произвольных движений различных частей тела, головы, артикуляционных органов, пальцев и кистей рук по образцу и по словесной инструкции;

  • Массаж рук с использованием различных массажеров;

  • Уточнение навыков владения учащимися приемами самомассажа рук с использованием различных массажеров (специальных и импровизированных) и закрепление этих навыков. Практические действия с сыпучими материалами, водой, с бытовыми предметами: пересыпание с помощью ложек, мерных стаканчиков, переливание, перекладывание, открывание коробок, банок и т. д. Совместное с учащимися изготовление поделок из различных бросовых материалов (катушек, скорлупы орехов, яиц, перышек, картонной тары, мочала). Пальчиковая гимнастика. Продолжение обучению простым мудрам.

Практические упражнения с сыпучими материалами: пересыпание, переливание, перекладывание, открывание. Пальчиковая гимнастика.

Письменные упражнения.

17

  • «Письмо» по трафарету букв А, О, У, И, Э, Ы, М, Н, П задания предлагаются исходя из индивидуальных возможностей ученика.

  • «Письмо» букв по принципу «свободного письма» (по Монтесори).

  • Индивидуальные упражнения в тетради.

Звуки и буквы

30

Произношение и письмо изучаемыех звуков, выделение их в словах, первый звук в начале слова, подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опрой на наглядный материал.

Практическое различие гласных и согласных звуков и букв. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.

Письмо слогов, состоящих из одной гласной, закрытых и открытых буквенных слогов. Письмо по слогам слов из двух усвоенных слогов. Письмо предложений их 2-3 слов и предметной картинки. Умение правильно и отчетливо произносить и писать изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова, подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука,

с опорой на картинки.

Практическое различие гласных и согласных звуков и букв. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.

Письмо слогов, состоящих из одной гласной, закрытых и открытых буквенных слогов. Письмо по слогам слов из двух усвоенных слогов. Письмо предложений их 2-3 слов и предметной картинки. Письмо под диктовку отдельных букв и слогов.


Слово

31ч

Закрепление знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять в тексте слова, отвечающие на вопрос кто это? что это? (с помощью учителя).

Расширение круга собственных имен: название городов, деревень, улиц. Большая буква в этих названиях.

Предложение

20ч

Упражнения в составлении предложений по вопросу, картинке, опорным словам, на заданную тему. Запись их. Составление с помощью учителя предложений из слов, данных в разбивку (не более 3 слов). Заканчивание начатого предложения с помощью картинки, опорных слов.

Письмо под диктовку слов и простых по структуре предложений из 2-3 слов, написание которых не расходятся с произношением.

Умение написать свой домашний адрес, подписать тетрадь, написать свое имя и фамилию, адрес школы.

Всего

103 часа


















































Календарно-тематическое планирование на 1 четверть

урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План

Факт

Упражнения для развития тонкой моторики.(5ч)

1


1

Тренировочные упражнения на развитие кинестетической основы движений пальцев рук. Упражнения на развитие произвольной регуляции мото­рики рук.

1

01.09



2

2

Письмо» букв по трафаре­ту. Упражнения в написании букв и слов по контурным ли­ниям (точкам).

1

03.09



3

3

Запись своего имени (фамилии) по контурным ориенти­рам и самостоятельно. Списывание значимой для учащихся ин­формации о режиме дня.

1

07.09


4

4

Запись числа и названия месяца по точкам в тетради. Упражнения в умении определять наличие звука в слове.

1

08.09


5

5

Упражнения на зрительно-пространственную ориентиров­ку на листе бумаги. Уточнение усвоения учащимися знаний о дне, месяце и годе рождения и их запись.

1

10. 09


Письменные упражнения (5ч).

6

1

Игровые этюды для развития движений мимической мускулатуры.

1

14. 09


7

2

Выполнение учащимися с помо­щью учителя узоров в круге.

1

15. 09


8

3

Штриховка предметов цветными карандашами. Обводка слов по точкам.

1

17.09


9

4

Упражнения в тетрадях. Копирование слов. Запись числа и названия месяца по точкам в тетради.

1

21.09


10

5

«Письмо» букв по трафаре­ту. «Письмо» слов по образцу.

1

22.09


Звуки и буквы. (16ч)

11

1

Звуки и буквы. Названия предметов.

1

24.09


12

13

2

3

Различение звуков и букв.

2

28.09-29.09


14

15

4

5

Упражнение в умении подбирать слова, начинающиеся на заданный звук.

2

01.10-05.10


16

17

6

7

Упражнение в умении выделять первый звук в слове. Письменные упражнения с данными словами.

2

06.10-08.10


18

19

8

9

Упражнение в установлении количества и последовательности звуков и букв в слове.

2

12.10

13.10


20

21

10

11

Позиция звука в слове.

2

15.10

19.10


22

12

Письмо букв по трафарету.

1

20.10



23

24

13

14

Слова, которые различаются одним звуком.

2

22.10

26.10


25

26

15

16

Слова, которые различаются последовательностью звуков.

2

27.10

29.10


Итого за 1четверть: 26 ч

2 четверть

урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План

Факт

Звуки и буквы.(1ч)

27

1

Написание слов разной слоговой структуры, выделение гласных букв.


1

09.11


Письменные упражнения. (7ч)

28

1

Списывание длинных слов в письменного образца.

1

10.11


29

2

Упражнения на зрительно-пространственную ориентиров­ку на листе бумаги. Упражнение на действия с предлогами и местоимениями.

1

12.11


30

3

Упражнение в дописывании слов, подписей под картинками.

1

16.11


31

4

«Письмо» по образцу с печатного текста.

1

17.11


32

5

Составление слов из букв разрезной азбуки.

1

19.11


33

6

Копирование слов и коротких предложений в тетрадь.

1

23.11


34

7

Сравнение пар слов, отличающихся одним звуком. Закрепление начертания рукописных букв. соотнесение их со звуками.

1

24.11


Звуки и буквы. (2 ч)

35

36

1

2

Изменение значения слова с перестановкой букв в словах. Слова со стечением согласных в начале слова.

2

26.11-30.11


Предложение. (13 ч)

37

1

Звуковое различие слов. Предложение.

1

01.12


38

39

2-3

Предложение. Дополнение предложений.

2

03.12-07.12


40

41

4-5

Упражнение в умении определять количество слов в предложении.

2

08.12

10.12


42

43

6-7

Упражнение в умении составлять предложение с заданным количеством слов.

2

14.12

15.12


44

8

Игры и упражнения для развития обшей моторики и координации движений «Дорожка следов», спилы деревьев, мешочки с различными наполнителями.

1

17.12


45

46

9-10

Упражнение в умении составлять предложение по опорному слову.

2

21.12-22.12


47

48

11-12

Упражнение в развитии умений составлять предложение по картинке и опорному слову.

2

24.12

28.12


49


13

Упражнение в равитии умения различать предложение по интонации.

1

29.12



За 2 четверть: 23 часа



Календарно-тематическое планирование на 2 полугодие 3 четверть.



урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План.

Факт.

Повторение. Письменные упражнения (5ч)



50

51

1

2

Согласные звонкие и глухие, сходные по артикуляции, их различие.

2



52

3

Упражнения в написании букв и слов по контурным ли­ниям, точкам. Списывание коротких предложений.

1



53

4

Упражнение в развитии умения соотносить строчную и заглавную букву.

1



54

5

Списывание с печатного и рукописного текстов.

1



Звуки и буквы. (11ч)

55


1

Упражнение в развитии умения определять первый согласный слове.

1



56

57

2

3

Упражнение в умении дифференцировать сходные звуки д-т.

2



58

59

4

5

Упражнение в умении дифференцировать сходные звуки ж-ш.

2



60

61

6

7

Упражнение в умении дифференцировать сходные звуки з-с.

2



62

63

8

9

Различение шипящих согласных.

2



64

65

10

11

Упражнение в развитии фонематического слуха. Умение определять последний согласный в слове.

2



Слово. (14 ч)

66

67

68

1

2

3

Упражнения в умении определять в речи слова, обозначающие предметы.

3



69

70


4

5


Упражнения в умении определять в речи слова, обозначающие предметы.

2



71

72

7

8

Упражнения в умении ставить вопросы к словам, обозначающие предметы.

2



73

74

9-10

Классификация предметов по определенному признаку.

2



75

76

11-12

Названия предметов. Отвечающих на вопросы что?

2



77

78

13-14

Названия частей предметов.

2



79

15

Упражнение в умении подбирать обобщающее слово для группы однородных предметов.

1



Итого: 30 часов.



Календарно-тематическое планирование на 4 четверть


урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План.

Факт.

Слово. (17 ч.)

80

81

1

2

Названия предметов. Отвечающих на вопросы что?

2



82

83

3

4

Названия частей предметов.

2



84

85

5

6

Упражнение различать сходные по названиям предметы.

2



86

87

7

8

Упражнение в умении группировать предметы по их основным свойствам.

2



88

89

9

10

Практические упражнения со словами, отвечающими на вопросы кто это? что это? что делает?.

2



90

91

11

12

Большая буква в именах людей и кличках животных.


2



92

93

13

14

Упражнение в умении соотносить название предмета и его действие.

2



94

95

15

16

Слова - названия действий, отвечающие на вопросы что делают?

2



96


17


Списывание с печатного и рукописного текстов.

1



Предложение. (7 ч)

97

98

1

2

Упражнение в выделении предложения из текста.

2



99

3

Правила записи предложения. Списывание с печатного и рукописного текстов.

1



100

101

4

5

Упражнение в отработки умений правильно составлять предложение по вопросам.

2



102

6

Упражнение в отработки умений правильно составлять предложение по картинке.

1



103

7

Упражнение в отработки умений правильно составлять предложение по на основе демонстрируемых действий..

1



Итого: 24 часа

Всего: 54 часа

За год: 103 часа





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!