СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Развитие устной речи"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая образовательная программа по предмету «Развитие устной речи» разработана на основе следующих нормативных документов:

1   Адаптированной основной общеобразовательной программы Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью;

2.  Учебного плана Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» на 2021-2022 уч. год.

3.  Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2021-2022 уч. год приказ № 254 от 20.05.2020г.

4.  Приказа Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».     

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Развитие устной речи"»






Пояснительная записка.

Рабочая образовательная программа по предмету «Развитие устной речи» разработана на основе следующих нормативных документов:

1 Адаптированной основной общеобразовательной программы Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью;

2. Учебного плана Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» на 2021-2022 уч. год.

3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2021-2022 уч. год приказ № 254 от 20.05.2020г.

4. Приказа Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».


ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Задачи программы обучения:

- формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в школе»);

- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);

- создавать условия для возникновения речевой актив­ности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслужива­нии и в повседневной жизни;

- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремле­ние к общению;

- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;

- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;

- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типа­ми коммуникативных высказываний); развивать фразовую речь;

- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;

- формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении;

- закреплять полученные представления в процессе раз­личных видов доступной учащимся социально-бытовой дея­тельности;

- использовать малые формы фольклора для форми­рования представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности;

- знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.


ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции, которая вызывает задержку кризисных новообразований, свидетельствующих о вступле­нии ребенка в дошкольный период детства (возникновение и развитие Я-позиции и Я-образа, стремление к самостоятельности, потребность в признании собственных достижений окружающими, выделение сверстника и взаимодействия с ними пр.).

Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречвыми средствами, целевыми и контрольными моментами).

Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной 'отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей (как в дошкольном, так и в школьном возрасте) страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается и процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния.

В «Программе» определены основные задачи коррекционно-педагогической работы по развитию речи школьников умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). При этом учитывается речевая активность учащихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического материала.

В ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная рабо­та с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: моти­вационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?).

За­дачи формирования представлений детей школьного возрас­та с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного под­хода к обучению

Развитие общих речевых навыков. Упражнения на развитие силы голоса и устойчивости звучания. (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Упражнения на совершенствование произносительных качеств речи учащихся: уточнение правильной артикуляции гласных звуков, произношение звукосочетаний гласных, артикуляция согласных. Работа над интонационной выразительностью речи: формирование умения учащихся слышать выразительность речи других, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации. (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. Создание образовательных коммуникативных ситуа­ций для развития диалогической речи учащихся (например, «Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.).

Совместное с учащимися составление коротких описа­тельных рассказов о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств.

Окружающий предметный мир и профессии людей. Экс­курсии для знакомства с близлежащими улицами, парком, сквером, памятным местом. Рассматривание фотографий, сделанных на прогулке, и беседы по ним с использованием речевых и неречевых средств общения.

Экскурсия в продуктовый магазин (хлебобулочные из­делия), в процессе которой у учащихся формируются пред­ставления о хлебобулочных изделиях.

Тематические уроки-занятия с использованием пособия по формированию социально-бытовой ориентировки у детей, раздел «Продукты питания». Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации, отражающие трудовые действия продавца продуктового магазина, касси­ра, покупателя, вступают в ситуативное общение друг с цругом по теме «Хлебобулочные изделия». Обучающие игры с реальными предметами и предметами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуаций, в которых ученики отвечают на вопросы «Кто это?», «Что делает про­давец?», «Какие продукты продаются в этом отделе магазина?», «Покупаем печенье и бублики к чаю» и др. Отра­ботка алгоритма покупки продуктов в магазине.

Стимулирование учащихся к составлению трех-пяти- условных предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю хлеб», «Мы купим торт для праздни­ка»), от второго и третьего лица («Он...», «Они...»). При этом наличие адресата обязательно. Возможно использова­ние «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор. (Интеграция с уроками по пред­мету «Альтернативное чтение».)

Знакомство с цирком. Посещение цирковых представлений или импровизированных цирковых спектаклей в шко­ле. Чтение литературных произведений (стихов, сказок, рассказов) о цирковых животных, клоунах и т. д. Проигры­вание ситуаций о цирке с использованием иллюстраций, театральных кукол (клоун, циркач). Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают ситуации, знакомые им по посещению цирка (покупка би­летов, занятие мест в зале, цирковое представление).

Такая структура обеспечивает эмоциональное и социаль­но-личностное развитие учащегося с умеренной или тяже­лой умственной отсталостью, формирование его представ­лений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятель­ностью учащихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-развивающей областью учебного плана.

Введение в программу предмета «Развитие устной речи» связана с тем, что речь у учащихся с нарушением интеллекта чрезвычайно бедна и не качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Образовательная область: филология

Предмет «Развитие устной речи» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 2 часа в неделю, 69 часов в год.

Планируемые результаты

Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;

самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;

готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.

Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:

вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);

использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

обращаться за помощью и принимать помощь;

слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.

Регулятивные учебные действия включают следующие умения:

адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Материально-технические условия.

Требования к материально-техническим условиям

Материально-техническая база реализации АОПО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.

Временной режим образования обучающихся.

Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». № 26 от 10.07.2015 года.

Постановление об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции «COVID – 19» № 16 от 30.06.2020.


Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АООП используются следующие учебно-методическое и программное обеспечение:

С.В. Комарова «Устная речь» 4 класс. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, «Просвещение», 2016- 79с.































Тематическое планирование

Тема

Количество часов

Виды деятельности обучающихся

Развитие общих речевых навыков


13ч

Развитие речевой мо­торики учащихся: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистота, объем, плавность движений, умение удер­живать заданную позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции).

Упражнения на развитие силы голоса и устойчивости звучания. (Интеграция с логопедическими занятиями.)

Упражнения на совершенствование произносительных качеств речи учащихся: уточнение правильной артикуляции гласных звуков, произношение звукосочетаний гласных, артикуляция согласных раннего и среднего онтогенеза [м, б, п, т, д, н, к, г, х, в, ф], воспроизведение слоговой струк­туры и ударного слога двухсложных слов с прямыми сло­гами.

Упражнения на развитие слухового восприятия учащих­ся (различение силы звука, темпа и ритма звучания), на­правленные на формирование тембрального восприятия неречевых и речевых звуков, внимания, чувства ритма, узнавание речевых звуков, определение местонахождения источника звука, способности подражать темпу и ритму неречевых и речевых звучаний, воспроизведение ритмических структур (от двух до пяти ритмических сигналов). (Интеграция с логопедическими занятиями.)


Развитие навыков общения, диалогической и связной речи


18ч

Создание образовательных коммуникативных ситуа­ций для развития диалогической речи учащихся (например, «Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.).

Совместное с учащимися составление коротких описа­тельных рассказов о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств.


Окружающий предметный мир и профессии людей


20ч

Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации, отражающие трудовые действия продавца продуктового магазина, касси­ра, покупателя, вступают в ситуативное общение друг с цругом по теме «Хлебобулочные изделия». Обучающие игры с реальными предметами и предметами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуаций, в которых ученики отвечают на вопросы «Кто это?», «Что делает про­давец?», «Какие продукты продаются в этом отделе магазина?», «Покупаем печенье и бублики к чаю» и др. Отра­ботка алгоритма покупки продуктов в магазине. (Интегра­ция с уроками по предмету «СБО».)

Стимулирование учащихся к составлению трех-пяти- условных предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю хлеб», «Мы купим торт для праздни­ка»), от второго и третьего лица («Он...», «Они...»). При этом наличие адресата обязательно. Возможно использова­ние «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор. (Интеграция с уроками по пред­мету «Альтернативное чтение».)


Окружающий природный и животный мир

Чтение уча­щимся литературных произведений о животных, птицах, природе с последующей беседой (в доступной форме) о том, что они узнали. Соотнесение с пиктограммами и иллюстра­циями природных объектов, животных, растений и ответы на вопросы по содержанию прочитанного с использованием невербальных и вербальных средств общения.

Совместные с учащимися занятия с настольно-печатными играми о животных, птицах и насекомых.

Систематические упражнения с пиктограммами: соотне­сение существительного и глагола по пиктограммам и кар­тинкам о животных, растениях, явлениях природы.

Я-среди людей.

10 ч


Всего

70 ч










































Календарно-тематическое планирование

урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План

Факт

1 четверть

Раздел. Развитие речевой моторики учащихся.(16)

1

2

1

2

Упражнения на формирование процессов кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук в играх и упражнениях типа «Пчела», «Лодочка».

2

02.09

07.09


3

4

3

4

Упражнения на совершенствование произносительных качеств речи.

2

09.09

14.09


5

6

5

6

Времена года: лето. Упражнения в подборе слов-действий.

2

16.09

21.09


7

8

7

8

«Что растет на огороде?» Подбор слов к основным понятиям.

2

23.09

28.09


9

10

9

10

Дидактическая игра: «Узнай растение по описанию».

2

05.10

07.10


11

12

11

12

Обобщение понятий через выделение признаков различия и сходства: «Назови одним словом».

2

12.10

14.10


13

14

13

14

Упражнение в составлении коротких описательных рассказов на тему: «Осень».

2

19.10

21.10


15

16

15

16

Упражнение в подборе слов-предметов и явлений. Составление предложений по заданным сюжетным картинкам.

2

26.10

28.10


Итого: 16 часов

2 четверть

урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План

Факт

Раздел. Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. (8ч)

17

18

1

2

2

Упражнение в создании коммуникативной ситуации на тему: «Я в школе».

2

09.11

11.11


19

20

3

4

4

Упражнение в создании коммуникативной ситуации на тему: «Я на улице».

2

16.11

18.11


21

22

5

6

6

Упражнение в создании коммуникативной ситуации на тему: «Я и мои товарищи».

2

23.11

25.11


23-24

7-8

Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. «Культура общения в магазине. Покупки.»

2

30.11

02.12


Раздел. Окружающий предметный мир и профессии людей.(8ч)

25

1

Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Сезонные изменения в природе: декабрь. Общение:" Какая сегодня погода"

1

07.12


26-27


2-3


Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Общение: "Телефонный разговор"

2

09.12

14.12


28

29

4-5

5

Расширение представлений учащихся о театре.

2

16.12

21.12


30

6


Уточнение представлений учащихся о профессиях людей, работающих в театре: актер, кассир, билетный контролер.

1

23.12


31

32

7-8

8

Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. "Веселый праздник"

2

28.12

30.12


Итого: 16 часов

Всего: 32 часа



Календарно-тематическое планирование на 2 полугодие

урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План

Факт

3 четверть

Раздел. «Окружающий природный и животный мир». ( 2ч)

33

1

Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Речевая ситуация «В гости к зиме». Сезонные изменения в природе

1



34

2

Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Речевая ситуация «Зимняя прогулка».

1



Раздел. Развитие навыков общения, диалогической и связной речи (10 ч)

35

1

Игры по лексической теме «Моя семья». Работа с фотографиями и пиктограммами.

1



36

2

Мой адрес. Город. Обозначение названий улиц и номеров домов. Улица, на которой расположена школа.

1



37

3

Сказка «Репка». Пересказ с использованием пиктограмм, картинок.

1



38

4

Сказка «Теремок». Пересказ с использованием пиктограмм, картинок.

1



39

5

«Угадай по описанию». Совместное составление рассказов по теме «Игрушки».

1



40

6

Соотнесение с пиктограммами и иллюстра­циями природных объектов, животных, растений.

1



41

42

7

8

Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Виды семейных праздников. «День Рождения».

2



43

9

Составление предложений в виде сообщений на тему: «Я и моя семья». Работа с фотографиями.

1



44

10

Рассматривание с учащимися фотографий, сделанных на про­гулке и беседы по ним с использованием речевых и нере­чевых средств общения.

1



Раздел. Окружающий предметный мир и профессии людей – (9 ч)

45


1

Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Профессии в современном мире.

1



46

2

Экскурсия в продуктовый магазин (мясомолочный и рыб­ный отделы).

1



47

3

Составление коротких описа­тельных рассказов о молочных, мясных и рыбных продуктах для приготовления первого и второго блюд с использованием картинного материала, пиктограмм и речевых средств.

1



48

4

Экскурсия в школьную швейную мастерскую.

1



49

5

Виртуальная экскурсия в мастерские по ремонту одежды и обуви.

1



50

6

Экскурсия в школьную швейную мастерскую.

1



51

7

Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок о труде людей профессии «Доктор».

1



52

8

Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок о труде людей профессии «Медсестра».

1



53

9

Профессии людей, работающих на транспорте.

1



Итого: 21ч

4 четверть

урока

Наименование раздела и темы урока

Кол-во

часов

Календарные сроки

План

Факт

«Окружающий природный и животный мир». - 7ч

54

1

Труд людей разных профессий. Пиктограммы.

1



55

2

Труд людей разных профессий. Указательный жест на деталь изображения или предмета.

1



56

3

Упражнение в создании коммуникативных ситуаций Речевая ситуация «В гости к весне». Сезонные изменения в природе

1



57

4

Экскурсия в весенний парк.

1



58

5

Дидактические игры. Цветущие растения клумбы. Развитие умения определять признаки предметов по цвету, уточнение представлений о жизни растений.

1



59

6

Игровые упражнения и предметно практические действия по уточнению представлений о жизни растений.

1



60

7

Характеристика предметов по цвету, величине, форме и вкусу по теме речевой ситуации «Во саду ли, в огороде».

1



Я- среди людей -10 ч

61

62

1-2

Упражнения на формирование процессов кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук в играх и упражнениях типа «Пчела», «Лодочка».

2



63

64

3-4

Отработка навыка сопряженного и отраженного произнесения вежливых слов в ролевых играх («Дочки-матери», «Доктор», «Театр»)

2



65

66

5-6

Отработка навыка сопряженного и отраженного произнесения вежливых слов в ролевых играх («В гостях у...», «В кабинете врача», «Вызов врача на дом»).

2



67

7

Практическое занятие «Поездка в троллейбусе».

1



68

69

8-9

Игры, формирующие представления учащихся об элемен­тах дороги, об участниках дорожного движения и правилах их поведения.

2



70

10

Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Город Нижневартовск и его улицы.

1



Итого: 17 часов

Всего: 38 час

За год: 70 часов














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!