Пояснительная записка.
Рабочая образовательная программа по предмету «Развитие устной речи» разработана на основе следующих нормативных документов:
1 Адаптированной основной общеобразовательной программы Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №2» для обучающихся с умеренной, тяжёлой и глубокой умственной отсталостью;
2. Учебного плана Казенного общеобразовательного учреждения ХМАО-Югры «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 2» на 2021-2022 уч. год.
3. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях на 2021-2022 уч. год приказ № 254 от 20.05.2020г.
4. Приказа Минобрнауки РФ от 9 июня 2016 г. № 699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ».
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель обучения – формирование коммуникативных и речевых навыков с использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Задачи программы обучения:
- формировать первоначальные представления о себе, о ближайшем социальном окружении («Я и взрослый», «Я в семье», «Я в школе»);
- учить устанавливать простейшие родственные отношения между людьми (бабушка, дедушка, папа, мама, я);
- создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни;
- обеспечивать необходимую мотивацию речи посредством создания ситуаций общения, поддерживать стремление к общению;
- воспитывать отношение к сверстнику как объекту взаимодействия, развивать субъектно-объектные отношения;
- формировать и расширять словарный запас, связанный с содержанием эмоционального, бытового, предметного, игрового, трудового опыта;
- учить задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения (то есть пользоваться различными типами коммуникативных высказываний); развивать фразовую речь;
- развивать способность выражать свое настроение и потребности с помощью доступных пантомимических, мимических и других средств;
- формировать первоначальные представления о микросоциальном окружении;
- закреплять полученные представления в процессе различных видов доступной учащимся социально-бытовой деятельности;
- использовать малые формы фольклора для формирования представлений о простейших явлениях природной и социальной действительности;
- знакомить с простейшими рассказами, историями, сказками, стихотворениями, разыгрывать их содержание по ролям совместно с учителем.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции, которая вызывает задержку кризисных новообразований, свидетельствующих о вступлении ребенка в дошкольный период детства (возникновение и развитие Я-позиции и Я-образа, стремление к самостоятельности, потребность в признании собственных достижений окружающими, выделение сверстника и взаимодействия с ними пр.).
Дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью достаточно поздно овладевают возникающими в онтогенезе словесными средствами коммуникации. Недоразвитие коммуникативной функции речи рассматривается как часть общего нарушения коммуникативной деятельности (с присущими ей мотивами и потребностями, речевыми и неречвыми средствами, целевыми и контрольными моментами).
Наряду с нарушениями коммуникативной функции речи у детей и подростков с умеренной и тяжелой умственной 'отсталостью отмечается значительная недостаточность познавательной функции. На всех этапах развития детей (как в дошкольном, так и в школьном возрасте) страдает регулятивная функция речи. Речь практически не включается и процесс деятельности, не оказывает на нее должного организующего и регулирующего влияния.
В «Программе» определены основные задачи коррекционно-педагогической работы по развитию речи школьников умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). При этом учитывается речевая активность учащихся, мотивационный план речевой деятельности и характер речевого и символического материала.
В ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительская (Каким образом он может говорить?).
Задачи формирования представлений детей школьного возраста с умеренной и тяжелой умственной отсталостью о себе и об окружающем мире, развития их речи решаются на комплексной основе с использованием деятельностного подхода к обучению
Развитие общих речевых навыков. Упражнения на развитие силы голоса и устойчивости звучания. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Упражнения на совершенствование произносительных качеств речи учащихся: уточнение правильной артикуляции гласных звуков, произношение звукосочетаний гласных, артикуляция согласных. Работа над интонационной выразительностью речи: формирование умения учащихся слышать выразительность речи других, понимать мимические реакции, адекватные воспринятой интонации. (Интеграция с логопедическими занятиями.)
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся (например, «Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.).
Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств.
Окружающий предметный мир и профессии людей. Экскурсии для знакомства с близлежащими улицами, парком, сквером, памятным местом. Рассматривание фотографий, сделанных на прогулке, и беседы по ним с использованием речевых и неречевых средств общения.
Экскурсия в продуктовый магазин (хлебобулочные изделия), в процессе которой у учащихся формируются представления о хлебобулочных изделиях.
Тематические уроки-занятия с использованием пособия по формированию социально-бытовой ориентировки у детей, раздел «Продукты питания». Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации, отражающие трудовые действия продавца продуктового магазина, кассира, покупателя, вступают в ситуативное общение друг с цругом по теме «Хлебобулочные изделия». Обучающие игры с реальными предметами и предметами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуаций, в которых ученики отвечают на вопросы «Кто это?», «Что делает продавец?», «Какие продукты продаются в этом отделе магазина?», «Покупаем печенье и бублики к чаю» и др. Отработка алгоритма покупки продуктов в магазине.
Стимулирование учащихся к составлению трех-пяти- условных предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю хлеб», «Мы купим торт для праздника»), от второго и третьего лица («Он...», «Они...»). При этом наличие адресата обязательно. Возможно использование «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».)
Знакомство с цирком. Посещение цирковых представлений или импровизированных цирковых спектаклей в школе. Чтение литературных произведений (стихов, сказок, рассказов) о цирковых животных, клоунах и т. д. Проигрывание ситуаций о цирке с использованием иллюстраций, театральных кукол (клоун, циркач). Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают ситуации, знакомые им по посещению цирка (покупка билетов, занятие мест в зале, цирковое представление).
Такая структура обеспечивает эмоциональное и социально-личностное развитие учащегося с умеренной или тяжелой умственной отсталостью, формирование его представлений о себе, об окружающей предметной и социальной действительности. Она тесно связана с содержанием сюжетно-ролевых и театрализованных игр, продуктивной деятельностью учащихся на учебных занятиях, а также с коррекционно-развивающей областью учебного плана.
Введение в программу предмета «Развитие устной речи» связана с тем, что речь у учащихся с нарушением интеллекта чрезвычайно бедна и не качественна, а процесс овладения речью настолько затруднен, что уровень речевого развития этих детей не может обеспечить успешного освоения программного материала любого из учебных предметов.
МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Образовательная область: филология
Предмет «Развитие устной речи» включен в федеральную (базисную) часть учебного плана, рассчитан на 2 часа в неделю, 69 часов в год.
Планируемые результаты
Личностные учебные действия ― осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию;
самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;
понимание личной ответственности за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения в современном обществе;
готовность к безопасному и бережному поведению в природе и обществе.
Коммуникативные учебные действия включают следующие умения:
вступать в контакт и работать в коллективе (учитель−ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель−класс);
использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;
обращаться за помощью и принимать помощь;
слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;
договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими.
Регулятивные учебные действия включают следующие умения:
адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);
принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;
соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.
Материально-технические условия.
Требования к материально-техническим условиям
Материально-техническая база реализации АОПО обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) соответствует действующим санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда работников образовательных организаций.
Временной режим образования обучающихся.
Временной режим соответствует постановлению СанПиН 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья». № 26 от 10.07.2015 года.
Постановление об утверждении санитарно-эпидемиологических правил СП 3.1/2.4. 3598-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, объектов социальной инфраструктуры для детей и молодежи в условиях распространения новой короновирусной инфекции «COVID – 19» № 16 от 30.06.2020.
Для достижения планируемых результатов освоения цели и задач АООП используются следующие учебно-методическое и программное обеспечение:
С.В. Комарова «Устная речь» 4 класс. Учебник для 4 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Москва, «Просвещение», 2016- 79с.
Тематическое планирование
Тема | Количество часов | Виды деятельности обучающихся |
Развитие общих речевых навыков | 13ч | Развитие речевой моторики учащихся: оральный и артикуляторный праксис, точность, чистота, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений общей артикуляторной гимнастики (по подражанию и по словесной инструкции). Упражнения на развитие силы голоса и устойчивости звучания. (Интеграция с логопедическими занятиями.) Упражнения на совершенствование произносительных качеств речи учащихся: уточнение правильной артикуляции гласных звуков, произношение звукосочетаний гласных, артикуляция согласных раннего и среднего онтогенеза [м, б, п, т, д, н, к, г, х, в, ф], воспроизведение слоговой структуры и ударного слога двухсложных слов с прямыми слогами. Упражнения на развитие слухового восприятия учащихся (различение силы звука, темпа и ритма звучания), направленные на формирование тембрального восприятия неречевых и речевых звуков, внимания, чувства ритма, узнавание речевых звуков, определение местонахождения источника звука, способности подражать темпу и ритму неречевых и речевых звучаний, воспроизведение ритмических структур (от двух до пяти ритмических сигналов). (Интеграция с логопедическими занятиями.) |
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи | 18ч | Создание образовательных коммуникативных ситуаций для развития диалогической речи учащихся (например, «Покупка продуктов питания», «Покупка хлебобулочных изделий» и т. п.). Совместное с учащимися составление коротких описательных рассказов о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств. |
Окружающий предметный мир и профессии людей | 20ч | Отобразительные и сюжетно-ролевые игры, в которых учащиеся проигрывают знакомые им ситуации, отражающие трудовые действия продавца продуктового магазина, кассира, покупателя, вступают в ситуативное общение друг с цругом по теме «Хлебобулочные изделия». Обучающие игры с реальными предметами и предметами-заместителями, называние их. Совместные с учащимися игры с сюжетом из нескольких действий. Разыгрывание ситуаций, в которых ученики отвечают на вопросы «Кто это?», «Что делает продавец?», «Какие продукты продаются в этом отделе магазина?», «Покупаем печенье и бублики к чаю» и др. Отработка алгоритма покупки продуктов в магазине. (Интеграция с уроками по предмету «СБО».) Стимулирование учащихся к составлению трех-пяти- условных предложений в виде сообщений от собственного имени («Я покупаю хлеб», «Мы купим торт для праздника»), от второго и третьего лица («Он...», «Они...»). При этом наличие адресата обязательно. Возможно использование «графических подсказок», символических изображений и других наглядных опор. (Интеграция с уроками по предмету «Альтернативное чтение».) |
Окружающий природный и животный мир | 9ч | Чтение учащимся литературных произведений о животных, птицах, природе с последующей беседой (в доступной форме) о том, что они узнали. Соотнесение с пиктограммами и иллюстрациями природных объектов, животных, растений и ответы на вопросы по содержанию прочитанного с использованием невербальных и вербальных средств общения. Совместные с учащимися занятия с настольно-печатными играми о животных, птицах и насекомых. Систематические упражнения с пиктограммами: соотнесение существительного и глагола по пиктограммам и картинкам о животных, растениях, явлениях природы. |
Я-среди людей. | 10 ч | |
Всего | 70 ч | |
Календарно-тематическое планирование
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
План | Факт |
1 четверть |
Раздел. Развитие речевой моторики учащихся.(16) |
1 2 | 1 2 | Упражнения на формирование процессов кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук в играх и упражнениях типа «Пчела», «Лодочка». | 2 | 02.09 07.09 | |
3 4 | 3 4 | Упражнения на совершенствование произносительных качеств речи. | 2 | 09.09 14.09 | |
5 6 | 5 6 | Времена года: лето. Упражнения в подборе слов-действий. | 2 | 16.09 21.09 | |
7 8 | 7 8 | «Что растет на огороде?» Подбор слов к основным понятиям. | 2 | 23.09 28.09 | |
9 10 | 9 10 | Дидактическая игра: «Узнай растение по описанию». | 2 | 05.10 07.10 | |
11 12 | 11 12 | Обобщение понятий через выделение признаков различия и сходства: «Назови одним словом». | 2 | 12.10 14.10 | |
13 14 | 13 14 | Упражнение в составлении коротких описательных рассказов на тему: «Осень». | 2 | 19.10 21.10 | |
15 16 | 15 16 | Упражнение в подборе слов-предметов и явлений. Составление предложений по заданным сюжетным картинкам. | 2 | 26.10 28.10 | |
Итого: 16 часов |
2 четверть |
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
План | Факт |
Раздел. Развитие навыков общения, диалогической и связной речи. (8ч) |
17 18 | 1 2 2 | Упражнение в создании коммуникативной ситуации на тему: «Я в школе». | 2 | 09.11 11.11 | |
19 20 | 3 4 4 | Упражнение в создании коммуникативной ситуации на тему: «Я на улице». | 2 | 16.11 18.11 | |
21 22 | 5 6 6 | Упражнение в создании коммуникативной ситуации на тему: «Я и мои товарищи». | 2 | 23.11 25.11 | |
23-24 | 7-8 | Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. «Культура общения в магазине. Покупки.» | 2 | 30.11 02.12 | |
Раздел. Окружающий предметный мир и профессии людей.(8ч) |
25 | 1 | Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Сезонные изменения в природе: декабрь. Общение:" Какая сегодня погода" | 1 | 07.12 | |
26-27 | 2-3 | Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Общение: "Телефонный разговор" | 2 | 09.12 14.12 | |
28 29 | 4-5 5 | Расширение представлений учащихся о театре. | 2 | 16.12 21.12 | |
30 | 6 | Уточнение представлений учащихся о профессиях людей, работающих в театре: актер, кассир, билетный контролер. | 1 | 23.12 | |
31 32 | 7-8 8 | Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. "Веселый праздник" | 2 | 28.12 30.12 | |
Итого: 16 часов Всего: 32 часа |
Календарно-тематическое планирование на 2 полугодие
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
План | Факт |
3 четверть |
Раздел. «Окружающий природный и животный мир». ( 2ч) |
33 | 1 | Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Речевая ситуация «В гости к зиме». Сезонные изменения в природе | 1 | | |
34 | 2 | Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Речевая ситуация «Зимняя прогулка». | 1 | | |
Раздел. Развитие навыков общения, диалогической и связной речи (10 ч) |
35 | 1 | Игры по лексической теме «Моя семья». Работа с фотографиями и пиктограммами. | 1 | | |
36 | 2 | Мой адрес. Город. Обозначение названий улиц и номеров домов. Улица, на которой расположена школа. | 1 | | |
37 | 3 | Сказка «Репка». Пересказ с использованием пиктограмм, картинок. | 1 | | |
38 | 4 | Сказка «Теремок». Пересказ с использованием пиктограмм, картинок. | 1 | | |
39 | 5 | «Угадай по описанию». Совместное составление рассказов по теме «Игрушки». | 1 | | |
40 | 6 | Соотнесение с пиктограммами и иллюстрациями природных объектов, животных, растений. | 1 | | |
41 42 | 7 8 | Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Виды семейных праздников. «День Рождения». | 2 | | |
43 | 9 | Составление предложений в виде сообщений на тему: «Я и моя семья». Работа с фотографиями. | 1 | | |
44 | 10 | Рассматривание с учащимися фотографий, сделанных на прогулке и беседы по ним с использованием речевых и неречевых средств общения. | 1 | | |
Раздел. Окружающий предметный мир и профессии людей – (9 ч) |
45 | 1 | Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Профессии в современном мире. | 1 | | |
46 | 2 | Экскурсия в продуктовый магазин (мясомолочный и рыбный отделы). | 1 | | |
47 | 3 | Составление коротких описательных рассказов о молочных, мясных и рыбных продуктах для приготовления первого и второго блюд с использованием картинного материала, пиктограмм и речевых средств. | 1 | | |
48 | 4 | Экскурсия в школьную швейную мастерскую. | 1 | | |
49 | 5 | Виртуальная экскурсия в мастерские по ремонту одежды и обуви. | 1 | | |
50 | 6 | Экскурсия в школьную швейную мастерскую. | 1 | | |
51 | 7 | Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок о труде людей профессии «Доктор». | 1 | | |
52 | 8 | Составление повествовательного рассказа по серии сюжетных картинок о труде людей профессии «Медсестра». | 1 | | |
53 | 9 | Профессии людей, работающих на транспорте. | 1 | | |
Итого: 21ч |
4 четверть |
№ | № урока | Наименование раздела и темы урока | Кол-во часов | Календарные сроки |
План | Факт |
«Окружающий природный и животный мир». - 7ч |
54 | 1 | Труд людей разных профессий. Пиктограммы. | 1 | | |
55 | 2 | Труд людей разных профессий. Указательный жест на деталь изображения или предмета. | 1 | | |
56 | 3 | Упражнение в создании коммуникативных ситуаций Речевая ситуация «В гости к весне». Сезонные изменения в природе | 1 | | |
57 | 4 | Экскурсия в весенний парк. | 1 | | |
58 | 5 | Дидактические игры. Цветущие растения клумбы. Развитие умения определять признаки предметов по цвету, уточнение представлений о жизни растений. | 1 | | |
59 | 6 | Игровые упражнения и предметно практические действия по уточнению представлений о жизни растений. | 1 | | |
60 | 7 | Характеристика предметов по цвету, величине, форме и вкусу по теме речевой ситуации «Во саду ли, в огороде». | 1 | | |
Я- среди людей -10 ч |
61 62 | 1-2 | Упражнения на формирование процессов кинестетического анализа и синтеза, кинестетических афферентаций движений пальцев рук в играх и упражнениях типа «Пчела», «Лодочка». | 2 | | |
63 64 | 3-4 | Отработка навыка сопряженного и отраженного произнесения вежливых слов в ролевых играх («Дочки-матери», «Доктор», «Театр») | 2 | | |
65 66 | 5-6 | Отработка навыка сопряженного и отраженного произнесения вежливых слов в ролевых играх («В гостях у...», «В кабинете врача», «Вызов врача на дом»). | 2 | | |
67 | 7 | Практическое занятие «Поездка в троллейбусе». | 1 | | |
68 69 | 8-9 | Игры, формирующие представления учащихся об элементах дороги, об участниках дорожного движения и правилах их поведения. | 2 | | |
70 | 10 | Упражнение в создании коммуникативных ситуаций. Город Нижневартовск и его улицы. | 1 | | |
Итого: 17 часов Всего: 38 час За год: 70 часов |