СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык", 4 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа и календарно - тематическое планирование по учебному предмету "Русский язык",. 4 класс. УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету "Русский язык", 4 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Апанасовская средняя общеобразовательная школа

Белокалитвинского района Ростовской области



Рассмотрено на заседании МС протокол № 1 от _____2022 г

руководитель МС

____________________

Утверждаю:

директор

МБОУ Апанасовская СОШ

__________Т.М. Михеева


Приложение №____ к приказу № ___от .08.2022 года









Рабочая программа

по учебному предмету «Русский язык» 4 класс








составлена учителем начальных классов

Зайченко Татьяной Николаевной








2022 – 2023

учебный год


Содержание рабочей программы по учебному предмету

«Русский язык» 4 класс


  1. Пояснительная записка к рабочей программе по учебному предмету «Русский язык» 4 класс

1.1.Нормативно – правовое обеспечение составления рабочей программы по учебному

предмету «Русский язык»

1.2. Цели и задачи учебного предмета «Русский язык»

1.3.Место учебного предмета «Русский язык»в учебном планеМБОУ Апанасовская СОШ

2. Планируемыерезультаты освоения учебного материала по учебному предмету «Русский язык»4 класс

3.Содержание учебного предмета «Русский язык» 4 класс

4. Календарно – тематическое планирование учебного материала по учебному предмету«Русский язык»4 класс

































  1. Пояснительная запискак рабочей программе по учебному предмету «Русский язык»

4 класс

    1. Нормативно – правовое обеспечение составления рабочей программы по учебному предмету «Русский язык»

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказомМинистерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373)
  • ч. 2 статьи 28 Федерального Закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с приказами Минобрнауки России:

  • от 31 декабря 2015 г. N 1576 "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373" (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный N 40936);

  • в соответствии с письмом Минобрнауки России от 03.03.2016 года № 08-334 «Об оптимизации требований к структуре рабочей программы учебных предметов»

  • в соответствии с письмом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 09.08.2016 г. № 24/4.1. – 5872 «О примерной структуре рабочих программ учителя;

  • Приказ Министерства просвещения России от 28.12.2018 N 345 "О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования"

  • Примерная основная общеобразовательная программа начального общего образования// одобрена решением Федерального учебно – методического объединения по общему образованию (пр. от 08.04.2015 г. №1/15 в редакции протокола №3/15 от 28.10.2015г Федерального учебно – методического объединения по общему образованию)

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» 4 класс реализуется на основе Примерные рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России», авторов В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, 1 -4 классы: учеб. посо­бие для общеобразоват. организаций/ [В. П. Канакина и др.] 2- е изд.,, дораб.- М.: Про­свещение, 2019.

  • Русский язык. 4 класс: в 2 ч. Учебник/ В.ПКанакина, В.Г.Горецкий - М.: «Просвещение», 2019-2020

  • Положение о рабочей программе учителя по учебным предметам, курсам МБОУ Апанасовской СОШ;

  • Учебный план МБОУ Апанасовской СОШ;


    1. Цели и задачи учебного предмета «Русский язык»

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

  • формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

  • формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;

  • пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам


    1. Место учебного предмета «Русский язык»в учебном планеМБОУ Апанасовская СОШ 4 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для 4 класса разработана в соответствии с Учебным планом МБОУ Апанасовская СОШ на 2022 – 2023 учебный год в рамках реализации ФГОС НОО.

Согласно календарному учебному графику в 4 классе на изучение учебного предмета «Русский язык» отводится 34 учебные недели. Курс рассчитан на 4 часа в неделю. Общее количество учебных часов в год по плану – 136, по факту - 136.

  1. Планируемые результаты освоения учебного материала по учебному предмету «Русский язык» 4 класс


Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

  • внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, к изучению русского языка, ориентация на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности (социальных, учебно- познавательных и внешних); формирование личностного смысла учения, устойчивого учебно-познавательного интереса к изучению языка, языковой деятельности, чтению и читательской деятельности;

  • осознание языка как основного средства человеческого общения, понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества;

  • восприятие русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, его значения в процессе получения школьного образования, осознание себя носителем этого языка;

  • понимание того, что правильная устная и письменная речь является показателем индивидуальной культуры человека;

  • способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину, российский народ, его язык, историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

    • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

    • понимание целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

    • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки (так и окружающих людей), в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах и социальной справедливости;

    • этические чувства—стыда, вины, совести, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимание и сопереживание чувствам других людей;

    • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе материалов курса русского языка;

    • навыки сотрудничества с учителем, взрослыми, сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке и вне урока;

    • развитие мотивации к творческому труду (в проектной деятельности, к созданию собственных информационных объектов и др.), к работе на результат

    • установка на здоровый образ жизни и реализация её в реальном поведении и поступках, бережное отношение к материальным и духовным ценностям.


Метапредметными результатами изучения учебного предмета «Русский язык» в 4 классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.

Регулятивные УУД

Ученик научится:

    • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; в сотрудничестве с учителем находить средства их осуществления и ставить новые учебные задачи; проявлять познава- тельную инициативу в учебном сотрудничестве;

    • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками);

    • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

    • выполнять действия по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках); учитывать правило (алгоритм) в планировании и контроле способа решения;

    • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение действия как по ходу его реализации, так и в конце действия;

    • выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане;

    • адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами, другими лицами;

    • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуацияхнеуспеха.

Познавательные УУД:

Обучающиеся научатся:

      • использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий (учебная, дополнительная литература, использование ресурсов библиотек и сети Интернет); пользоваться словарями и справочниками различных типов;

      • записывать, фиксировать информацию с помощью инструментов ИКТ;

      • ориентироваться на разнообразие способов решения учебных задач, осуществлять выбор наиболее эффективных в зависимости от конкретной языковой или речевой задачи;

      • использовать знаково-символические средства (в том числе модели, схемы, таблицы) представления информации для создания моделей изучаемых единиц языка, преобразо-вывать модели и схемы для решения учебных, практических и лингвистических задач;

      • владеть навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с конкретными целями и задачами; извлекать необходимую информацию из текста художественного или познавательного, анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; передавать устно или письменно содержание текста;

      • осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; выступать перед аудиторией одноклассников с небольшими сообщениями, используя аудио-, видео- и графическое сопровождение;

      • осуществлять логические действия сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, устанавливать аналогии и причинно-следственные связи, строить рассуждение, подводить факты языка под понятие на основе выделения комплекса существенных признаков и их синтеза.

Коммуникативные УУД:

Обучающиеся научатся:

      • слушать и слышать собеседника, вести диалог;

      • ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;

      • понимать необходимость ориентироваться на позицию партнёра в общении, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успеш-ного участия в диалоге;

      • строить понятные для партнёра высказывания; проявлять доброжелательное отношение к партнёру; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оце-нивать собственное поведение и поведение окружающих;

      • признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

      • стремиться к более точному выражению собственного мнения и позиции;

      • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

      • задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

      • выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учётом особенностей разных видов речи, ситуаций общения;

      • строить монологическое высказывание с учётом ситуации общения и конкретной речевой задачи, выбирая соответствующие языковые средства, соблюдая нормы литературного языка и нормы «хорошей» речи (ясность, точность, содержательность, последовательность выражения мысли и др.);

      • активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

      • применять приобретённые коммуникативные умения в практике свободного общения.


Предметные результаты

Общие предметные результаты освоения программы

      • первоначальное представление о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

      • осознание значения русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;

      • представление о языке как основном средстве человеческого общения и явлении национальной культуры, о роли родного языка в жизни человека и общества;

      • позитивное эмоционально-оценочное отношение к русскому языку, понимание значимости хорошего владения русским языком, его роли в дальнейшем образовании;овладение начальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических), правилах речевого этикета (в объёме курса); использование этих норм для успешного решения коммуникативных задач в ситуациях учебной языковой деятельности и свободного общения; формирование сознательного отношения к качеству своей речи, контроля за ней;

      • приобретение опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач;

      • освоение первоначальных научных представлений об основных понятиях и правилах из области фонетики, графики, лексики, морфемики, морфологии, синтаксиса, орфографии (в объёме изучаемого курса), понимание взаимосвязи и взаимозависимости между разными сторонами языка;

      • овладение учебными действиями с языковыми единицами: находить, опознавать, характеризовать, сравнивать, классифицировать основные единицы языка (звуки, буквы, слова, предложения), конструировать из этих единиц единицы более высокого уровня (слова, словосочетания, предложения, тексты), использовать эти действия для решения познавательных, практических и коммуникативных задач (в объёме изучаемого курса);

      • овладение основами грамотного письма: основными орфографическими и пунктуационными умениями (в объёме изучаемого курса), умениями применять правила орфографии и правила постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов, умением проверять написанное.

Предметные результаты освоения основных содержательных линий программы

Развитие речи

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

      • осознавать ситуацию общения: с какой целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

      • владеть формой диалогической речи; умением вести разговор (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

      • выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

      • использовать нормы речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

      • оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

      • владеть монологической формой речи; под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

      • работать с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

      • пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания письменного изложения учеником;

      • письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

      • сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

      • составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, творческому воображению и др.);

      • письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

      • проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать написанное: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

      • пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Обучающийся получит возможность научиться:

      • подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

      • различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

      • создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах си-нонимы и антонимы;

      • анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

      • оформлять результаты исследовательской работы;

      • редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

Система языка Фонетика, орфоэпия, графика.

Обучающийся научится:

      • произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

      • характеризовать звуки русского языка: гласные ударные — безударные; согласные твёрдые — мягкие, парные — непарные, твёрдые — мягкие; согласные глухие — звонкие, парные — непарные, звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

      • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме орфоэпического словаря учебника);

      • пользоваться орфоэпическим словарём при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

      • различать звуки и буквы;

      • классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

      • знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

      • пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в пределах изученного).

Обучающийся получит возможность научиться:

      • выполнять (устно и письменно) звуко-буквенный разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения звуко-буквенного разбора слова (в объёме изучаемого курса).

Лексика

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Обучающийся научится:

    • осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

    • выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

    • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

    • распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

    • подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

    • понимать этимологию мотивированных слов-названий;

    • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

    • подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

    • находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

    • пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

    • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

    • иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

    • работать с разными словарями;

    • приобретать опыт редактирования предложения (текста).

Состав слова (морфемика)

Обучающийся научится:

    • различать изменяемые и неизменяемые слова;

    • различать однокоренные слова среди других (неоднокоренных) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

    • находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфиксся), соединительные гласные в сложных словах, использовать алгоритм опознавания изучаемых морфем;

    • находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

    • узнавать сложные слова (типа вездеход, вертолёт и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

    • сравнивать, классифицировать слова по их составу;

    • соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова;

    • самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

    • понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

    • образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса или с помощью и приставки и суффикса).

Обучающийся получит возможность научиться:

    • понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

    • понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок; • узнавать образование слов с помощью суффиксов или приставок;

    • разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

    • подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).


Морфология

Обучающийся научится:

    • определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

    • распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме программы);

    • пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

    • выявлять роль и значение слов частей речи в речи;

    • определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж; • определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

    • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

    • распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

    • определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

    • распознавать наречия как часть речи; понимать их роль и значение в речи;

    • различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

    • понимать роль союзов и частицы не в речи;

    • подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

    • сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

    • различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

    • склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

    • различать родовые и личные окончания глагола;

    • наблюдать над словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

    • проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

    • находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах;

    • находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

Синтаксис

Обучающийся научится:

    • различать предложение, словосочетание и слово;

    • устанавливать в словосочетании связь главного слова с зависимым при помощи вопросов;

    • составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

    • устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении; отражать её в схеме;

    • соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

    • классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

    • выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

    • находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

    • распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

    • составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами и, а, но.

Обучающийся получит возможность научиться:

    • различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

    • находить в предложении обращение; • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

Орфография и пунктуация

Обучающийся научится:

а) применять ранее изученные правила правописания:

  • раздельное написание слов;

  • сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;

    • сочетания чк, чн, чт, нч, щн и др.;

    • перенос слов;

    • прописная буква в начале предложения, именах собственных;

    • проверяемые безударные гласные в корне слова;

    • парные звонкие и глухие согласные в корне слова;

    • непроизносимые согласные;

    • непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

    • гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

    • разделительные мягкий и твёрдый знаки (ь, ъ);

    • мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь);

    • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, везде- ход);

    • е и и в суффиксах имён существительных (ключик—ключика, замочек—замочка);

    • безударные падежные окончания имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

    • безударные падежные окончания имён прилагательных;

    • раздельное написание предлогов с личными местоимениями; раздельное написание частицы не с глаголами;

    • мягкий знак (ь) после шипящих на конце глаголов в форме 2- го лица единственного числа (читаешь, пишешь);

    • мягкий знак (ь) в глаголах в сочетании -ться;

    • безударные личные окончания глаголов;

    • раздельное написание предлогов с другими словами;

    • знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательный знаки;

    • знаки препинания (запятая) в предложениях с однородными членами;

б) подбирать примеры с определённой орфограммой;

в) осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

г) обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

д) определять разновидности орфограмм и соотносить их c изученными правилами;

е) пользоваться орфографическим словарём учебника как средством самоконтроля при проверке написания слов с непроверяемыми орфограммами;

ж) безошибочно списывать текст объёмом 80—90 слов;

з) писать под диктовку тексты объёмом 75—80 слов в соответствии с изученными правилами правописания;

и) проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

а) применять правила правописания:

    • соединительные о и е в сложных словах (самолёт, везде- ход);

    • е и и в суффиксах -ек, -ик;

    • запятая при обращении;

    • запятая между частями в сложном предложении;

б) объяснять правописание безударных падежных окончаний имён существительных (кроме существительных на -мя, -ий, -ье, -ия, -ов, -ин);

в) объяснять правописание безударных падежных имён прилагательных;

г) объяснять правописание личных окончаний глагола;

д) объяснять написание сочетаний -ться и -тся в глаго- лах;

е) применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, подбор слов с ударной морфемой, знание фонетических особенностей орфограммы, использование орфографического словаря;

ж) при составлении собственных текстов во избежание орфографических или пунктуационных ошибок, использовать помощь взрослого или словарь, пропуск орфограммы или пунктограммы.










3.Содержание учебного материала по учебному предмету«Русский язык» 4класс



№ пп

Название раздела программы/

количество часов, отводимых на раздел

Формы организации учебной деятельности


Содержание учебного

материала по учебному предмету«Русский язык» 4класс



Характеристика

видов учебной деятельности учащихся

1

Повторение - 11 часов


Уроки – 9 часов

К. Р. – 1 час

Изложение -1час

Наша речь и наш язык

Диалогическая и монологическая речь.

«Волшебные» слова русской речи: слова-приветствия, слова-прощания, слова-просьбы, слова-извинения и др.

Нормы речевого этикета.

Развитие мотива к созданию дневника с записью мудрых мыслей о русском языке.

Развитие речи. Составление текста по рисунку с включением в него диалога.

*Слова с непроверяемым написанием: человек, пожалуйста.

Текст

(Работа над текстом продолжается при изучении всех тем русского языка.)

Текст. Признаки текста: смысловое единство предложений в тексте, заглавие текста, тема, основная мысль, план текста. Составление планов к данным текстам.

Комплексная работа над структурой текста: озаглавливание, корректирование порядка предложений и частей текста (абзацев).

Воспитание чувства любви к своей большой и малой родине.

Развитие чувства ответственности за порученное дело.

*Слово с непроверяемым написанием: каникулы.

Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста.

«Первая охота».

Типы текстов: повествование, описание, рассуждение.

Создание собственных текстов по предложенным темам с использованием разных

типов речи.

Развитие речи. Составление устного рассказа на выбранную тему.

Предложение

(Работа над предложением продолжается при изучении всех разделов курса.)

Виды предложений по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные; по эмоциональной окраске(интонации): восклицательные и невосклицательные.

Знаки препинания в конце предложений.

*Слова с непроверяемым написанием: хозяин, хозяйство.

Обращение

Предложения с обращением. Нахождение в предложении обращения в начале, середине, конце.

Знаки препинания в предложениях с обращением.



Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

Связи между словами в предложении.

Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого. Различение

главных и второстепенных членов предложения.

Предложения распространённые и нераспространённые.

Моделирование предложений. Разбор предложения по членам

Словосочетание (1 ч)
Определение в словосочетании главного и зависимого слов при помощи вопроса.
*Слово с непроверяемым написанием: горизонт.
Входная контрольная работа (диктант с грамматическими заданиями)

Анализировать высказывания о русском языке.
Высказываться о значении «волшебных» слов в речевом общении, использовать их в речи.
Составлять текст (о речи или о языке) по выбранной пословице.
Составлять (совместно со сверстниками)
текст по рисунку с включением в него диалога.
Определять тему и главную мысль текста.
Подбирать заголовок к тексту.

Соотносить заголовок и текст.

Выделять части текста и обосновывать правильность их выделения.
Составлять план текста.
Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.).
Работать с памяткой «Как подготовиться к изложению».
Работать со страничкой для любознательных :знакомство с происхождением слова каникулы.
Самостоятельно подготовиться к написанию изложения. Подробно излагать содержание повествовательного текста и оценивать правильность написанного.
Сравнивать между собой разные типы текстов: повествование, описание, рассуждение.
Сопоставлять тексты разного стиля.
Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению повествовательного текста».
Сочинять рассказ в соответствии с выбранной темой



Находить в тексте предложения, различные по цели высказывания и по интонации.

Составлять предложения, различные по цели высказывания и по интонации.
Соблюдать в устной речи логическое (смысловое) ударение и интонацию конца предложения.

Классифицировать предложения по цели высказывания и по интонации.
Обосновывать использование знаков препинания в конце предложений и знака тире в диалогической речи.
Находить обращение в предложении.
Составлять предложения с обращением.
Выделять обращения на письме.
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении.
Выделять главные члены предложения и объяснять способы нахождения главных членов предложения.
Различать главные и второстепенные члены предложения, распространённые и нераспространённые предложения.
Анализировать схемы предложений, составлять по ним предложение.
Моделировать предложения.
Работать с памяткой «Разбор предложения по членам».
Разбирать предложение по членам

Сравнивать предложение, словосочетание и слово, объяснять их сходство и различие.
Устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в словосочетании.
Выделять в предложении словосочетания.
Разбирать предложение по членам предложения.
Составлять предложения в соответствии с поставленной учебной задачей и оценивать
правильность выполнения учебного задания.
Восстанавливать содержание текста с нарушенным порядком предложений. Выборочно письменно передавать содержание исходного
текста повествовательного характера.
Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику

2

Предложение - 8 часов


Уроки – 4 часа

К.Р. – 1 час

Изложение -2 часа

Проект -1 час

Однородные члены предложения
Представление о предложениях с однородными членами

Связь однородных членов в предложении: при помощи интонации перечисления, при помощи союзов (и, а, но).
Предложения с однородными членами
без союзов и с союзами и, а, но.
Запятая между однородными членами, соединёнными союзами.
Сведения о трудовой деятельности людей, работающих в сельской местности. Формирование уважительного отношения к труду
и людям труда.
*Слова с непроверяемым написанием: комбайн, комбайнёр, багаж, календарь.
Развитие речи.

Обучающее сочинение по картине И. И. Левитана

«Золотая осень». Составление рассказа по репродукции и данному плану.
Простые и сложные предложения
Различение простых и сложных предложений. Различение сложного предложения и простого предложения с однородными членами. Союзы в сложном предложении Знаки препинания в сложных предложениях.

*Слово с непроверяемым написанием: прекрасный.

Р.р. Обучающее изложение повествовательного текста по рассказу Е. Чарушина.

Контрольная работа № 1 (диктант с грамматическими заданиями) по теме «Предложение».

Наши проекты. «Похвальное слово знакам препинания»

Распознавать предложения с однородными членами, находить их в тексте.

Определять, каким членом предложения являются однородные члены. Распознавать однородные второстепенные члены, имеющие при себе пояснительные слова. Соблюдать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами. Анализировать таблицу «Однородные члены предложения» и составлять по ней сообщение.

Составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами (и, а, но).

Объяснять выбор нужного союза в предложении с однородными членами.

Продолжать ряд однородных членов.

Обосновывать постановку запятых в предложениях с однородными членами.

Оценивать текст с точки зрения пунктуационной правильности.

Составлять рассказ по репродукции картины И. И. Левитана «Золотая осень» и данному плану.

Сравнивать простые и сложные предложения.

Различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение.

Наблюдать за союзами, соединяющими части сложного предложения.

Ставить запятые между простыми предложениями, входящими в состав сложного.

Выделять в сложном предложении его основы. Составлять сложные предложения.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Письменно передавать содержание повествовательного текста по самостоятельно составленному плану.







3





Слово в языке и речи - 17 часов





Уроки – 15 часов

К.Р. – 1 час

Сочинение - 1 час


Лексическое значение слова
(Работа над словом продолжается при изучении всех разделов курса.)
Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения
с помощью толкового словаря.
Углубление представлений об однозначных и многозначных словах, о прямом и переносном значениях слов, о синонимах, антонимах, омонимах, устаревших и новых словах, заимствованных словах, фразеологизмах. Наблюдение за использованием слов в тексте.
Работа с лингвистическими словарями (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов).

*Слова с непроверяемым написанием: библиотека, библиотекарь, шофёр, ещё.








Высказывания о русском языке русских писателей; формирование эмоционально-ценностного отношения к родному языку.
Сведения об источниках пополнения русского языка словами.
Значение изобразительно выразительных средств языка.





Развитие речи. Наблюдение за изобразительно-выразительными средствами языка(словами, употреблёнными в переносном
значении, значениями фразеологизмов), составление текста по рисунку и фразеологизму.

Состав слова
(Работа над составом слова продолжается при изучении всех разделов курса.)
Значимые части слова Корень, приставка, суффикс, окончание.
Значение суффиксов и приставок.
Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов и слов с омонимичными корнями. Выделение в словах с однозначно
выделяемыми морфемами окончания, корня, приставки, суффикса (постфикса -ся),основы. Различение изменяемых и неизменяемых слов. Образование однокоренных
слов с помощью суффиксов и приставок.Разбор слова по составу.
Моделирование состава слова по определённой схеме.
*Слова с непроверяемым написанием: корабль, костюм.
Правописание гласных и согласных взначимых частях слова Правописание слов с безударным гласнымв слове, спарным по глухости-звонкостисогласным, с непроизносимым согласным.
Правописание двойных согласных в словах.Правописание приставок и суффиксов.
Правописание суффиксов -ики -ек.
*Слова с непроверяемым написанием: железо, вокзал, пассажир, пассажирский,билет.

Правописание слов с разделительнымитвёрдым (ъ) и мягким (ь) знаками. Работа с орфографическим словарём.
Контрольная работа №2

(диктант с грамматическими заданиями ) по теме «Части речи».
Части речи. Повторение и углубление представлений о частях речи.
Части речи, деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное, имя прилагательное,имя числительное, местоимение, глагол.
Работа с графической наглядностью*Слова с непроверяемым написанием: двенадцать, одиннадцать, шестнадцать,двадцать.

Формирование представлений о национальных ценностях России и бережном к нимотношении.

Наречие (общее представление)

Значение и употребление в речи.

*Слова с непроверяемым написанием: впереди, медленно, здесь, вчера,теперь, завтра.

Развитие речи. Р.р. Обучающее сочинение-отзыв по картине В.М.Васнецова « Иван Царевич на Сером волке»

Анализировать высказывания о русском языке. Выявлять слова, значение которых требует уточнения. Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря.

Объяснять принцип построения толкового словаря. Определять (выписывать) значение слова, пользуясь толковым словарём (сначала с помощью учителя, затем самостоятельно).

Составлять собственные толковые словарики, внося в них слова, значение которых ранее было неизвестно. Распознавать многозначные слова, слова в прямом и переносном значениях, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова.

Анализировать употребление в тексте слова в прямом и переносном значениях.

Сравнивать прямое и переносное значения слов, подбирать предложения, в которых слово употребляется в прямом или переносном значении.

Подбирать к слову синонимы, антонимы. Контролировать уместность использования слов в предложениях, находить случаи неудачного выбора слова, корректировать обнаруженные ошибки, подбирая наиболее точный синоним.

Оценивать уместность использования слов в тексте, выбирать из ряда предложенных слова для успешного решения коммуникативной задачи.

Работать с лингвистическими словарями учебника (толковым, синонимов, антонимов, омонимов, фразеологизмов и др.), находить в них нужную информацию о слове.

Работать со страничкой для любознательных: знакомиться с этимологией слов, одной из частей которых является часть библиотеки.

Работать с таблицей слов, пришедших к нам из других языков. Работать со словарём иностранных слов.

Наблюдать за изобразительно-выразительными средствами языка (словами, употреблёнными в переносном значении, значении фразеологизмов), составлять текст по рисунку и фразеологизму.

Различать однокоренные слова и формы одного и того же слова, синонимы и однокоренные слова, однокоренные слова и слова с омонимичными корнями. Контролировать правильность объединения слов в группу: обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных.

Объяснять значение слова, роль и значение суффиксов и приставок.

Работать с памяткой «Разбор слова по составу». Объяснять алгоритм разбора слова по составу, использовать его при разборе слова по составу. Анализировать заданную схему слова и подбирать слова заданного состава. Анализировать текст с целью нахождения в нём однокоренных слов, слов с определёнными суффиксами и приставками. Моделировать слова. Устанавливать наличие в словах изученных орфограмм, обосновывать их написание.

Устанавливать зависимость способа проверки от места орфограммы в слове.

Использовать алгоритм применения орфографического правила при обосновании написания слова. Анализировать разные способы проверки орфограмм. Группировать слова по месту орфограммы и по типу орфограммы.Работать с памяткой «Звуко-буквенный разбор слова». Проводить звуковой и звуко-буквенный разбор слов.

Работать с орфографическим словарём. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Оценивать результат выполнения орфографической задачи.

Восстанавливать нарушенную последовательность частей текста и письменно подробно воспроизводить содержание текста.







Сочинять объявление.

Различать изученные части речи.

Классифицировать слова по частям речи на основе изученных признаков.

Анализировать изученные грамматические признаки частей речи и соотносить их с той частью речи, которой они присущи.


Анализировать таблицы «Самостоятельные части речи», «Грамматические признаки частей речи» и составлять по ним сообщения.

Подбирать примеры изученных частей речи.

Находить наречия среди данных слов и в тексте. Анализировать грамматические признаки наречия. Определять роль наречий в предложении и тексте. Классифицировать наречия по значению и вопросам. Образовывать наречия от имён прилагательных.


Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.

Обсуждать представленный отзыв С. И. Мамонтова о картине В. М. Васнецова «Иван царевич на Сером волке», высказывать своё суждение и сочинять собственный текстотзыв о картине художника.



4

Имя существительное - 34 часа

Уроки – 27 часов

К.Р. – 2 часа

Сочинение- 2 часа

Изложение -2 часа

Проект -1 час

Изменение по падежам
Определение падежа, в котором употреблено имя существительное. Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов. Начальная форма имени существительного. Имена существительные, которые употребляются в одной форме (пальто,
кофе).

*Слова с непроверяемым написанием: телефон, телепередача, аллея.
Три склонения имён существительных
1 -е склонение имён существительных.
Падежные окончания имён существительных 1-го склонения.
*Слова с непроверяемым написанием:
беседа, беседовать.











Развитие речи.

Составление сочинения по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (сочинение-описание).
2 -е склонение имёнсуществительных

Падежные окончания имён существительных 2-го склонения.

*Слово с непроверяемым написанием: агроном.










3-е склонение имён существительных.

Падежные окончания имён существительных 3-го склонения.
*Слово с непроверяемым написанием: пейзаж.




Р.р. Обучающее изложение по рассказу Н. Сладкова.

Р.р. Обучающее изложение по рассказу Ю. Яковлева.



Правописание безударных падежных
окончаний имён существительныхв единственном числе
Способы проверки безударных падежныхокончаний имён существительных.
Именительный и винительный падежи.

Родительный падеж

Именительный, родительный и винительный падежи одушевлённых имён существительных

Дательный падеж

Творительный падеж

Правописание имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц.

Предложный падеж

Правописание безударных окончаний имён существительных во всех падежах

Развитие речи

Составление сочинения-отзыва по репродукции картины художника

В. А. Тропинина «Кружевница» (сочинение-отзыв).

*Слова с непроверяемым написанием: портрет, инженер, хлебороб, овца, адрес, вчера, сегодня, костёр.

Правописание безударных падежных
окончаний имён существительных вомножественном числе
Общее представление о склонении имёнсуществительных во множественном числе
Именительный падеж
Родительный падеж
Винительный падеж одушевлённых имёнсуществительных
Дательный, творительный, предложный падежи
Лексические и грамматические нормы употребления имён существительных.
Обсуждение вопросов экологической этики и правил поведения в лесу на основе содержания текстов учебника.
Морфологический разбор имён существительных

*Слова с непроверяемым написанием: путешествие, путешественник, директор, килограмм, грамм, газета

Обобщение знаний об имени существительном
Развитие речи. Подробное изложение повествовательного текста по самостоятельносоставленному плану.

Контрольная работа № 3

(диктант с грамматическими заданиями) по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе»

Контрольная работа № 4

( диктант с грамматическими заданиями) по теме «Имя существительное»

РК. Наши проекты: «Говорите правильно!»

Сочинение сказки на основе творческого воображения по данному началу.

Формирование мотивации к проведению исследовательской работы.

Различать имена существительные, определять признаки, присущие имени существительному.

Изменять имена существительные по падежам.

Работать с таблицей «Признаки падежных форм имён существительных».

Различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы.

Определять падеж, в котором употреблено имя существительное.

Различать имена существительные в начальной и косвенных формах.

Соблюдать нормы употребления в речи неизменяемых имён существительных в речи.


Определять принадлежность имён существительных к 1-му склонению и обосновывать правильность определения.

Подбирать примеры существительных 1-го склонения. Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 1-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 1-го склонения.



Составлять описательный текст по репродукции картины художника А. А. Пластова «Первый снег» (под руководством учителя).


Определять принадлежность имён существительных ко 2-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 2-го склонения.

Сравнивать имена существительные 1-го и 2-го склонений: находить сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 2-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 2-го склонения. 3-е склонение имён существительных.

Определять принадлежность имён существительных к 3-му склонению и обосновывать правильность определения, подбирать примеры существительных 3-го склонения.

Сравнивать имена существительные разных склонений: находить их сходство и различие. Классифицировать имена существительные по склонениям.

Анализировать таблицу «Падежные окончания имён существительных 3-го склонения», сопоставлять ударные и безударные падежные окончания существительных 3-го склонения.

Подробно излагать содержание повествовательного текста.

Устанавливать наличие в именах существительных безударного падежного окончания и определять способ его проверки.

Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания и выбирать нужный способ проверки при написании слова.

Сопоставлять формы имён существительных, имеющих окончания е и и.

Обосновывать написание безударного падежного окончания. Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки. Использовать правило при написании имён существительных в творительном падеже, оканчивающихся на шипящий и ц (врачом — задачей).








Составлять текст-отзыв по репродукции картины художника В. А. Тропинина «Кружевница». Обосновывать написание безударного падежного окончания имён существительных в формах множественного числа.


Контролировать правильность записи в тексте имён существительных с безударными окончаниями, находить и исправлять ошибки.

Правильно употреблять в устной и письменной речи имена существительные во множественном числе (директора, шофёры и др.) в именительном и в родительном падеже (нет яблок, но апельсинов и др.). Работать с памяткой «Разбор имени существительного как части речи».

Определять последовательность действий при разборе имени существительного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени существительного. Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.









Подробно письменно передавать содержание повествовательного текста.

Сочинять текст-сказку на основе творческого воображения по данному началу.

Исследовать речь взрослых (сверстников) относительно употребления некоторых форм имён существительных множественного числа в родительном падеже

5

Имя прилагательное - 21 час

Уроки – 15 часов

К.Р. – 1 час

Сочинение-3 часа

Изложение -1 час

Проект -1 час

Повторение и углубление представлений
об имени прилагательном
Значение и употребление в речи. Слово
образование имён прилагательных.
Род и число имён прилагательных. Изменение прилагательных по числам, по родам(в единственном числе).
Начальная форма имён прилагательных

*Слова с непроверяемым написанием: автомобиль, семена, электростанция, электровоз, электричество, электрический,сейчас.
Развитие речи
. Сочинение-описание поличным наблюдениям на тему «Моя любимая игрушка».




Проект «Имена прилагательные в „Сказке о рыбаке и рыбке“ А. С. Пушкина».
Развитие мотива к проведению исследовательской работы.
Изменение по падежам имён прилагательных
Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе.
Зависимость формы имени прилагательного от формы имени существительного.
Развитие речи. Составление текста-рассуждения по репродукции картины В. Серова «Мика Морозов».
Правописание падежных окончаний
имён прилагательных.
Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода в единственном
числе
Именительный падеж.
Родительный падеж

Дательный падеж.
Именительный, винительный, родительный
падежи.
Творительный и предложный падежи.
Окончания имён прилагательных мужского
и среднего рода в каждом из падежей.
Развитие чувства любви к родному краю —
частичке своей большой родины на основе
содержания текстов.
*Слова с непроверяемым написанием: правительство, аппетит, километр, космос, космический, издалека.


Развитие речи. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания.

Склонение имён прилагательных женского рода в единственном числе
Склонение имён прилагательных женского
рода.
Именительный и винительные падежи.
Родительный, дательный, творительный падежи. Формирование уважения к национальному достоянию Российского государства, древним архитектурным памятникам, созданным руками русского народа, а также к
национальному достоянию других стран и
народов.

*Слова с непроверяемым написанием: экскурсия, вагон, кастрюля, тарелка.
Склонение имён прилагательных во множественном числе
Окончания имён прилагательных множественного числа в каждом из падежей.



Развитие речи. Составление текста по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости».
Именительный и винительный падежи.
Родительный и предложный падежи.
Дательный и творительный падежи.
*Слова с непроверяемым написанием: салют, богатство, ботинки.
Нормы правильного согласования имён прилагательных и имён существительных в речи.
Осознание эстетической стороны речевого
высказывания при анализе художественных текстов

Обобщение знаний об имени прилагательном
Морфологический разбор имён прилагательных.
Контрольная работа № 5 (диктант с грамматическими заданиями) по теме « Имя прилагательное»

Развитие речи. Составление устного со
общения о своих впечатлениях, связанных
с восприятием репродукции картины
И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

Находить имена прилагательные среди других слов и в тексте.

Подбирать к данному имени существительному максимальное количество имён прилагательных. Образовывать имена прилагательные при помощи суффиксов.

Определять род и число имён прилагательных. Изменять имена прилагательные по числам, по родам (в единственном числе).

Различать начальную форму имени прилагательного. Согласовывать форму имени прилагательного с формой имени существительного при составлении словосочетаний «имя существительное + имя прилагательное».

Правильно писать родовые окончания имён прилагательных.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению описательного текста».

Сочинять текст о любимой игрушке.

Находить в сказке имена прилагательные и определять их роль.

Проводить лексический анализ слов — имён прилагательных.

Работать с таблицей в учебнике «Изменение по падежам имён прилагательных в единственном числе». Изменять имена прилагательные по падежам (кроме прилагательных на -ий, -ья, -ов, -ин).

Работать с текстом-памяткой «Как определить падеж имён прилагательных».

Определять падеж имён прилагательных и обосновывать правильность его определения.

Работать с памяткой «Как подготовиться к составлению текста-рассуждения».

Составлять текст-рассуждение о своём впечатлении от картины.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных мужского и среднего рода по таблице.

Работать с текстом-памяткой «Как правильно написать безударное падежное окончание имени прилагательного в единственном числе».






Определять способ проверки и написания безударного

падежного окончания имени прилагательного. Анализировать разные способы проверки безударного падежного окончания имени прилагательного и выбирать наиболее рациональный способ проверки для имени прилагательного.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных мужского и среднего рода, проверять правильность написанного. Анализировать и излагать письменно содержание описательной части текста-образца.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных женского рода по таблице.

Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных женского рода, проверять правильность написанного.

Записывать текст по памяти. Находить информацию о достопримечательностях своего города (посёлка), обобщать её и составлять сообщение.

Сравнивать падежные окончания имён прилагательных во множественном числе.

Изменять имена прилагательные множественного числа по падежам. Самостоятельно готовиться к изложению повествовательного текста и записывать его.

Проверять написанное.

Составлять под руководством учителя текст по репродукции картины Н. К. Рериха «Заморские гости». Определять и обосновывать написание безударного падежного окончания имён прилагательных множественного числа, оценивать правильность написанного.

Контролировать правильность записи в тексте имён прилагательных с безударными окончаниями, находить имена прилагательные с неправильно записанными окончаниями и исправлять в словах ошибки.

Работать с памяткой «Разбор имени прилагательного».

Определять последовательность действий при разборе имени прилагательного как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков имени прилагательного.

Оценивать результаты выполненного задания «Проверь себя» по учебнику.



Высказывать своё мнение о картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь»

6

Местоимение - 7 часов

Уроки – 6 часов

К.Р. – 1 час


Личные местоимения
(Повторение и углубление представлений
о личных местоимениях.)
Роль личных местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа.
Изменение по падежам личных место
имений. Правописание местоимений
Склонение личных местоимений 1 и 2-го
лица единственного и множественного числа.
Склонение личных местоимений 3-го лица
единственного и множественного числа.
Окончания личных местоимений в косвенных формах.
*Слова с непроверяемым написанием: металл, металлический, победа, председатель.
Правописание косвенных форм личных местоимений, раздельное написание место
имений с предлогами. Морфологический разбор личных местоимений.


Контрольная работа № 6 (диктант с грамматическими заданиями) по теме «Местоимение»

Формирование почтительного отношения к
родным, окружающим, уважительного от
ношения мальчиков к девочкам.
Развитие речи. Составление небольших
устных высказываний по рисункам с использованием в них диалога;

Распознавать местоимения среди других частей речи. Определять наличие в тексте местоимений.

Определять лицо, число, род личных местоимений 3-го лица.

Работать с таблицами склонений личных местоимений; изменять личные местоимения по падежам.

Различать начальную и косвенную формы личных местоимений.

Определять падеж личных местоимений, употреблённых в косвенной форме.

Оценивать уместность употребления местоимений в тексте, заменять повторяющиеся в тексте имена существительные соответствующими местоимениями. Редактировать текст, в котором неправильно употреблены формы местоимений.

Соблюдать нормы употребления в речевых высказываниях местоимений и их форм.

Устанавливать наличие в словах-местоимениях орфограмм и обосновывать написание местоимений, употреблённых в формах косвенных падежей. Раздельно писать предлоги с местоимениями.

Работать с памяткой «Разбор местоимения как части речи».

Выполнять разбор личного местоимения как части речи, пользуясь алгоритмом, данным в учебнике. Составлять небольшие тексты-диалоги, оценивать правильность употребления в них местоимений. Письменно подробно излагать содержание повествовательного текста.

Сочинять поздравительную открытку к 8 Марта

7

Глагол - 24 часа

Уроки – 16 часов

К.Р. -3 часа

(1 часть ВПР: Промежуточная аттестация – диктант с грамматическим заданием;

ВПР 2 часть);

Изложение – 2 часа

Сочинение -2 часа

Проект – 1час

Повторение и углубление представлений
о глаголе как части речи (2 ч)
Значение глаголов в языке и речи. Время
глаголов (настоящее, прошедшее, будущее).
Изменение глаголов по временам.
*Слова с непроверяемым написанием: гореть, сверкать.
Неопределённая форма глагола
*Слова с непроверяемым написанием: лучше, расстояние, свитер, везде, сверху, снизу.
Формирование представлений о гражданских обязанностях и нормах поведения в обществе.

Спряжение глаголов в настоящем времени. Спряжение глаголов в будущем времени. Личные окончания глаголов І и
ІІ спряжения.

Развитие речи. Письменное изложение по
самостоятельно составленному плану.
Спряжение глагола
Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам.
Лица и числа глаголов.
Глаголы, которые не употребляются в форме 1-го лица настоящего и будущего времени (победить, пылесосить и др.).
2-е лицо глаголов. Правописание окончаний глаголов во 2-м лице настоящего и будущего времени в единственном числе.
*Слово с непроверяемым написанием: сеялка.
Развитие речи
. Сочинение по репродукции
картины И. И. Левитана «Весна. Большая
вода».
І и ІІ спряжение глаголов (2 ч)

Р.р. Изложение повествовательного текста по цитатному плану.

РК. Наши проекты: «Использование в пословицах и поговорках глаголов в форме 2-го лица ед.ч.»

Контрольная работа № 7 (диктант с грамматическими заданиями) по теме "Глагол"

повествовательного текста по вопросам.*Слова с непроверяемым написанием: назад, вперёд.
Правописание глаголов
Правописание глаголов с безударными
личными окончаниями

Способы определения І и ІІ спряжения глаголов с безударными личными окончаниями.
Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.
Правописание возвратных глаголов (3 ч).
Возвратные глаголы (общее представление).
Правописание возвратных глаголов вна
стоящем и будущем времени.
Правописание –тся и –ться в возвратных
глаголах.
Развитие речи. Работа с текстом. Подробное изложение деформированного повествовательного текста.
*Слово с непроверяемым написанием: командир.


Правописание глаголов в прошедшем
времени
Изменение глаголов прошедшего времени
по родам и числам. Правописание родовых
окончаний глаголов в прошедшем времени
и суффиксов глаголов.
Формирование уважения к обычаям, принятым в нашей стране и в других странах. Формирование представлений о значении
спорта в жизни людей и страны.
Развитие речи. Составление текста на
спортивную тему по выбору учащихся.
*Слово с непроверяемым написанием: свобода.
Обобщение по теме «Глагол» Морфологический разбор глаголов.
Промежуточная аттестация (диктант с грамматическими заданиями/ВПР 1 ч, 2ч.)

Ставить вопросы к глаголам в неопределённой форме и классифицировать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? и что сделать?

Образовывать глаголы при помощи приставок и суффиксов. Подробно излагать повествовательный текст по самостоятельно составленному плану.

Оценивать содержание, структуру написанного текста и использование в нём языковых средств.

Работать с таблицами изменения глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Определять лицо и число глаголов.

Выделять личные окончания глаголов.

Работать со страничкой для любознательных: знакомство с глаголами, которые не употребляются в 1-м лице единственного числа (победить, убедить и др.).

Определять роль мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени (-ешь, -ишь).

Использовать правило при написании глаголов 2-го лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Писать сочинение на основе анализа искусствоведческого текста и репродукции картины.


Работать с таблицами спряжений глаголов в настоящем и будущем (простом и сложном) времени; наблюдать за написанием личных окончаний в глаголах I и II спряжений. Определять спряжение глаголов.

Группировать найденные в тексте глаголы, записывая их в соответствующий столбец таблицы «I и II спряжение глаголов».

Работать с текстом-памяткой определения безударного личного окончания глагола по неопределённой форме. Моделировать в процессе коллективной работы алгоритм

определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Обсуждать последовательность действий при выборе личного окончания глагола. Обосновывать правильность написания безударного личного окончания глагола. Устанавливать наличие в глаголах орфограмм, доказывать правильность их написания. Узнавать возвратные глаголы среди других форм глагола. Правильно произносить и писать возвратные глаголы. Отличать возвратные глаголы, употреблённые в форме 3-го лица единственного и множественного числа настоящего и будущего времени. Работать с текстом: составлять текст, определять тип текста, тему, главную мысль, части текста; составлять план, выписывать из каждой части глаголы; письменно излагать содержание текста с опорой на выписанные опорные слова (глаголы). Определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени. Обосновывать правильность написания родовых окончаний глаголов. Соблюдать орфоэпические нормы произношения глаголов прошедшего времени с частицей не и без частицы. Составлять текст на спортивную тему (на основе наблюдений за спортивной информацией или личного интереса к какой-либо спортивной деятельности). Работать с памяткой «Разбор глагола как части речи». Определять последовательность действий при разборе глагола как части речи по заданному алгоритму, обосновывать правильность выделения изученных признаков глагола.

Оценивать результаты выполненного задания
«Проверь себя» по учебнику.
Записывать под диктовку текст и оценивать
правильность написания в словах изученных
орфограмм.
Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное



8

Повторение - 14 часов

Уроки –13 часов

Изложение 1 час

Повторение. Лексическое значение слова. Состав слова. Части речи.


Оценивать результаты выполненного задания«Проверь себя» по учебнику.
Записывать текст и оценивать
правильность написания в словах изученныхорфограмм.
Подробно воспроизводить содержание повествовательного текста и оценивать написанное