СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по учебному предмету русский язык

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету русский язык»

Рабочая программа

Начального общего образования по русскому языку для 2 класса,

авторы-составители: учителя начальных классов

Бондарь Е.В., Разумеева О.А, Онюховская А.М.


I. Пояснительная записка

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 15785 от 22.12.2009 (с последующими изменениями), утвержденного федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 ), с Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова, авторской программой курса «Русский язык» Л.Я. Желтовской, О. Б. Калининой.

Программа по русскому языку составлена с учётом об­щих целей изучения курса, определённых Государствен­ным стандартом содержания начального образования II по­коления и отражённых в его примерной (базисной) про­грамме курса русского языка.

Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, основной формы проявления национального и личного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.


II. Общая характеристика учебного предмета.

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского язы­ка реализует познавательную и социокультурную цели:

познавательная цель связана с представлением науч­ной картины мира, частью которого является язык, на ко­тором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основны­ми положениями науки о языке и, как следствие, формиро­ванием логического и абстрактного мышления учеником;

социокультурная цель включает формирование: а) ком­муникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Особенность курса в том, что он представляет собой пер­воначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.

Специфика начального курса русского языка заключает­ся в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.

Задачи и направления изучения русского языка в на­чальной школе:

1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и пись­менной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;

2)освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических сред­ствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;

3)овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные мо­нологические высказывания;

4)воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познава­тельного интереса к русскому слову, стремления совершен­ствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.

Достижению целей и задач курса русского языка актив­но содействуют такие подходы к его изучению, как культу­рологический (язык и общество), познавательно-коммуни­кативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последова­тельности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:

семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте националь­ной и общечеловеческой культуры;

системно-функциональный — способствующий ос­мыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;

этико-эстетический— направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры ре­чевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и со­образности» в использовании языковых средств.

При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «Концепции содержания непрерывного образования» и до­кументах Госстандартов.

Принцип развития предполагает ориентацию содержа­ния и методики на стимулирование и поддержку эмоцио­нального, духовно-ценностного и интеллектуального разви­тия и саморазвития ребёнка.

Принцип вариативности предполагает возможность со­существования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления диффе­ренцированного и индивидуального подхода к ребенку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариант­ный минимум содержания и его вариативная часть. В раз­деле «Содержание программы» вариативная часть програм­мы даётся курсивным шрифтом.

Принцип спиралевидности (концентричности) пред­полагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложе­ний, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.

В общих подходах и принципах, отмеченных выше, про­является единство курса. Язык и речь выступают не как ме­ханические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных ре­чевых ситуаций к языку и от языка — к речи.

В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодейст­вующих между собой и являющихся основой для интеллек­туального и коммуникативного развития детей.

Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса — «Обучение грамоте иразвитие речи». Его продолжительность (23 учебных недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивиду­альными особенностями и спецификой используемых учеб­ных средств. В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каж­дом из этапов обучения грамоте определяются закономер­ностями аналитико-синтетического звуко-буквенного мето­да. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи.

Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражня­ются в письме слогов, слов, предложений, небольших текс­тов.

Основа элементарного графического навыка формирует­ся наряду с речевыми умениями, обогащением и активиза­цией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевти­кой.

После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начи­нается раздельное изучение русского языка и литературно­го чтения.

«Русский язык». В соответствии с требованиями к содер­жанию и результативности обучения русскому языку в на­чальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».

Приоритетным в начальном обучении признаётся фор­мирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл об­ращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопро­сов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, всту­пать в диалоги, составлять несложные монологические вы­сказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указы­вается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говоре­нии, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвиже­ния» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собствен­ные мысли и чувства.

Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение сло­варя, развитие чувства языка, расширение грамматическо­го строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе кото­рых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проб­лем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрос­лыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности уче­ников.

Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, ис­пользования средств языка в речи. Изучение системы язы­ка, его языковых средств остаётся важнейшим направлени­ем в начальном курсе русского языка, так как именно овла­дение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором пред­ставлен языковой материал.

Содержательные линии этого раздела: фонетика, графи­ка, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфо­логия и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) при­зван сформировать научное представление (с учётом возра­стных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружаю­щего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонаци­онного и лексического богатства. Путь изучения всех язы­ковых средств — от значения к форме, далее — к назначе­нию (функции) в речи.

Ознакомление с языковыми единицами проводится че­рез призму основного средства языка — слова. Так, в1 классе слово рассматривается в основном со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с пози­ций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уров­нях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи. В 3—4 классах ядром курса ста­новится изучение предложения, текста.

Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предло­жения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (при­ставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные чле­ны предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соот­ветствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуциро­вании) и способствует более интенсивному развитию мыш­ления детей, их языкового чутья и речевых способностей.

Орфографические и пунктуационные правила рассмат­риваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство уча­щихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даёт­ся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамот­ность письменной речи.

Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка пра­вильного начертания букв, рациональных соединений, до­стижение ритмичности, плавности письма составляют зада­чи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.

Развитие письменной речи у младших школьников от­стаёт от развития устной речи на всём протяжении началь­ной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференци­ации обучения.

Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся но­сит практический характер и формирует навыки, опреде­ляющие культурный уровень учащихся как будущих чле­нов общества.

III. Описание места учебного предмета в учебном плане

Предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология» и изучается с 1 по 4 класс (1 класс- 33 недели по 5 часов; 2 - 4 класс- 34 недели по 5 часов; т.е. 675 часов).

В соответствии с учебным планом Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 1 предмет «Русский язык» в 2016-2017 учебном году во 2 ых классах изучается 5 часов в неделю, 166 часов в год. 

IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;

осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

V. Личностные,  метапредметные  и  предметные  результаты освоения русского языка

2 класс

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут формироваться

  • осознание языка как основного средства мышления и общения людей;

  • осознание русского языка как явления культуры русского народа;

  • внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;

  • положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;

  • чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • осознавать слово как главное средство языка;

  • осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);

  • различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);

  • использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;

  • использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);

  • производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;

  • соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);

  • устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;

  • различать родственные (однокоренные) слова;

  • осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;

  • оценивать уместность использования слов в тексте;

  • осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);

  • использовать осознанно употребление частей речи в предложении;

  • осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);

  • применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);

  • определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;

  • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

  • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;

  • осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом).

  • -каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40-45 слов, писатьподдиктовку тексты в 35-40 слов; излагать содержание исходных текстов в 40-55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4-8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Коммуникативные

  • соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики);

  • понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;

  • озаглавливать текст;

  • подробно пересказывать текст;

  • прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).

Регулятивно-познавательные

  • осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;

  • осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;

  • выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;

  • следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);

  • осуществлять само- и взаимопроверку работ;

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);

  • находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;

  • осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).

Примечание. Курсивом указаны умения, работа над формированием которых только начинается.

VI. СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета, курса

2 класс

ЯЗЫК И РЕЧЬ (вводный раздел) (8 ч)

Слово — главное средство языка и речи. О роли дара ре­чи, дара слова в жизни человека (социальная роль общения, функция познавательная и др.). Представление о связи язы­ка и речи. Язык как основа речи, речь как «жизнь» языка, как способ общения. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.

ПОВТОРЕНИЕ изученного о языке в 1 классе

Слово и его строение (9 ч). Звуковое, буквенное, слого­вое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твёрдых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Исполь­зование алфавита. Последовательность букв русского алфа­вита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании пропис­ных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях рек, населённых пунктов, в том числе Вологодской области (региональный компонент)

Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Удар­ный слог.

Строение слога. Правила переноса слова.

Обозначение на письме гласных и согласных звуков Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под дик­товку, преобразование, свободное письмо).

Слово как часть речи Группы слов с общим значе­нием предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.

Слово и предложение Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точ­ка, вопросительный, восклицательный знаки).

Предложение и текст Признаки текста. Упражне­ния в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).

РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений

Речь Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информа­ции).Умение ориентироваться в речевой ситуации кем? зачем? что? как?). Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнёров по общению и потреб­ности (мотива) у одного обращаться с речью, у другого воспринимать её.

Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.

Высказывание. Текст Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст. Осознание целей, задач высказыва­ний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попро­сить, поздравить и др.

Текст (устный и письменный). Тема текста. Роль заго­ловка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Ис­пользование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения «красная строка». Смысловое единство структурных частей. Наблю­дение над особенностями текстов с точки зрения их назна­чения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо. Стилевое различие текстов (научная, учебно-деловая, художественная, разговорная речь).

Речевой этикет. Этикетные высказывания: просьба, вопрос, благодарность, поздравление.

Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содер­жания небольших текстов как учебного, так и художествен­ного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Элементарное прогнозирова­ние содержания текста по его заголовку, плану. Понимание интонационной окраски предложений, маленьких текстов.

Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Создание, конструирование собственных устных и письменных высказываний (предло­жений, текстов) с определённой речевой задачей на темы, близкие второклассникам: о каникулах, любимых уголках природы, животных, об увлечениях, прочитанных книгах,

увиденных фильмах и пр. Разыгрывание ситуаций в диало­говой форме. Составление элементарного текста письма.

Овладение нормами орфоэпии и правильного интониро­вания предложения и текста.

Грамотное оформление выражаемых мыслей и чувств в соответствии с изученными каллиграфическими, орфогра­фическими и пунктуационными правилами.

Практическое овладение нормами речевого этикета в си­туациях учебного и бытового общения (обращение с прось­бой, благодарность, поздравление).

ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ  

Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений

Общие сведения о языке. Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему на­звание дано») и средство общения. Язык людей — язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства).

Русский язык — родной язык русского народа. Связь развития языка с историей развития культуры русского на­рода (почему так называется, почему так говорят, почему так пишется и т.п.). Представление об историческом корне слова. Из истории происхождения собственных имён (имён, фамилий) (региональный компонент).

Наблюдение над выразительными средствами русского языка, качествами устной народной речи (на примере ма­лых жанров устного народного творчества). Развитие мо­тива к изучению русского языка.

Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произно­шение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (ана­лиз) слова.

Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.

Установление соотношения звукового и буквенного со­става слов с мягкими согласными, с йотированными глас­ными е, ё, ю, я,с непроизносимыми согласными.

Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между слова­ми, знака переноса, абзаца, красной строки.

Развитие графической зоркости, умения точного списы­вания с образца.

Чистописание. Совершенствование техники написа­ния письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А;     3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 6) В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф; 7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений1.

Слово и его значение (лексика) Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова.

Осознание словарного богатства русского языка. Слова, имеющие одно, два и несколько зна­чений. Прямое и переносное значение слова. Слова с близ­ким и противоположным значениями (синонимы, антони­мы). Наблюдение над использованием слов в разных значе­ниях в речи, в эталонных текстах. Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство со словарями: толковыми, синонимов и антонимов, со «Словарём вологодских говоров» П. Вологда, 1999г (региональный компонент).

Слово и его строение (состав слова, морфемика) Понятие о родственных (однокоренных) словах. Зна­чимые части слов (корень, приставка, суффикс, оконча­ние). Корень — смысловой центр слова. Различение одноко­ренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимич­ными корнями.

Основа слова. Различение однокоренных слов и различ­ных форм одного и того же слова.

Осознание значения суффиксов и приставок. Образова­ние новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.

Слово как часть речи (морфология) Обобщение сведений о частях речи как групп слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление). Слово как часть речи (с введением терминов — имя сущест­вительное, имя прилагательное, глагол).

Имя существительное Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значе­нии предметности: обозначение явлений природы, состоя­ния процесса (сон, бег, разговор).

Представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Имена собственные (имена, отче­ства, фамилии, клички, географические названия – региональный компонент). Наблю­дение над изменением имён существительных по числам.

Имя прилагательное Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь име­ни прилагательного с именем существительным. Наблюде­ние над изменением прилагательных по числам.

Глагол Значения действия, состояния живых су­ществ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растёт, стоит, находится).Вопросы как средство выяв­ления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изме­нением глаголов по числам.

Служебные части речи Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.

Синтаксис и пунктуация Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять назва­ние). Предложение и его коммуникативная функция. Сред­ства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, воп­росительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).

Орфография Общее представление об орфограм­ме, формирование орфографической зоркости. Разные спо­собы проверки орфограмм в зависимости от местоположе­ния в слове. Использование орфографического словаря.

Обозначение мягкости согласных. Написание буквосоче­таний жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительно мягкого знака.

Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).

Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова как проверяемых, так и непрове­ряемых.

ПОВТОРЕНИЕ

Слово, предложение, текст. Основные правила правопи­сания слов, оформления предложений. О «работе» средств языка в речи.

Развитие речи*. Обогащение словаря новыми словами, уточнение значения по словарю вроде бы известных детям слов. Подборы синонимов, антонимов в условиях заданного контекста. Использование разных языковых средств выра­жения сравнительных отношений: описательные выраже­ния (похож на..., подобен...), сравнительные обороты (неж­ный, как..., неуклюжий, точно..., словно...).

Составление предложений на тему, со словарным сло­вом, из набора отдельных слов. Развитие речевого слуха: мелодика слова и предложения (интонационный рисунок).

Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объёму текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под дик­товку), близко к исходному содержанию (устный и письмен­ный пересказ/изложение по вопросам, по готовому плану).

Составление небольших по объёму текстов на тему лет­них каникул, новогоднего праздника, в жанре природной зарисовки и т. п.

VII. Тематическое планирование с указанием деятельности учащихся

Наименование

раздела

Деятельность

учащихся

Фонетика, орфоэпия, графика

Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

Объяснять (характеризовать) особенности гласных и согласных звуков.

Определять звук по его характеристике. Сравнивать (соотносить) звук (выбирая) из ряда предложенных и его качественную характеристику. Характеризовать звук.

Группировать звуки по заданному основанию.

Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки.

Наблюдать: находить слова с заданными характеристиками.

Сравнивать звуковой и буквенный состав слова.

Объяснять функции букв ь и ъ.

Называть правильно буквы алфавита, знать их последовательность.

Лексика

Ориентироваться самостоятельно в толковом словарике учебника: находить значение неизвестных слов, выписывать его.

Подбирать синонимы для заполнения пропуска в предложении, в тексте, объяснять целесообразность выбранного синонима.

Морфемика.

Анализировать таблицу «Правильно изменяй форму слов», использовать её как алгоритм при самостоятельном изменение изменении слова.

Группировать слова по заданному принципу ( с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами).

Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов).

Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова.

Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь (в процессе парной, групповой работы и самостоятельно).

Анализировать текст с установкой на поиск в нём родственных слов; слов с заданными приставками, суффиксами.

Объяснять значение слова – давать развёрнутое его толкование. При определении состава слова приводить доказательства.

Морфология


Классифицировать слова по частям речи, объяснять основания классификации (части речи; самостоятельные и служебные части речи).

Выдвигать предположения: находить основания для классификации имён существительных (по родам, числам, склонениям), глаголов (по вопросам, временам, спряжением).

Характеризовать признаки изученных частей речи.

Контролировать правильность выполнения морфологического разбора.

Синтаксис и пунктуация

Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений.

Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения.

Распространять предложения по опорным вопросам.

Задавать смысловые вопросы (от слова к слову).

Анализировать текст.

Орфография

Определять наличие изученных орфограмм в словах.

Объяснять написание слов.

Соотносить звучание и написание слов, объяснять случаи их расхождения.

Обосновывать написание слов.

Прогнозировать наличие определённых орфограмм.

Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопросов на месте сомнения.

Составлять словарик слов, в которых были допущены ошибки.

Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил.

Группировать слова по месту и типу орфограммы. Объяснять написание слов, используя орфографический словарик учебника.

Анализировать текст с точки зрения в нём слов с определённой орфограммой.

Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки.

Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов.

Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемым орфограммами.

Объяснять написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта.

Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки.

Развитие речи

Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств.

Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.

Использовать нормы речевого этикета в повседневной жизни.

Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Анализировать успешность участия в диалоге. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), в том числе при общении с носителями нерусского языка.

Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных.

Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно.

Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски.

Составлять план текста.

Сочинять письма, поздравительные открытки.

Оценивать текст, находить в тексте речевые ошибки.

Повторение



Учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование изучения учебного материала, по предмету «Русский язык» для 2 «А», 2«Б», 2«В» класса (приложения 1,2,3)

VIII.Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса

Программа обеспечивается учебно-методическими комп­лектами для каждого класса, включающими учебники, прописи, рабочие тетради, контрольно-измерительные материалы и методические рекомендации для учителя.


2    класс

Л. Я. Желтовская. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., ACT, Астрель.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Ра­бочие тетради № 1, № 2. — М., ACT, Астрель.

Л. Я. Желтовская, О. В. Калинина. Русский язык. 2 класс. Ди­дактические карточки-задания. — М., ACT, Астрель.

Л. Я. Желтовская. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык». — М., ACT, Астрель.

Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Контрольные и диагностические работы — М., ACT, Астрель.

IX/ Список литературы:

  1. Авторская программа по курсу «Русский язык» УМК «Планета знаний », авторы: Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина, издательство: «Астрель» 2013год;

  2. «Оценка достижения планируемых результатов», часть 1, 3-е издание, под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, М. «Просвещение», 2011год;

  3. Примерная программа по учебным предметам, часть 1, 5-е издание, М. «Просвещение», 2011 год.

  4. «Планируемые результаты начального общего образования», 3-е издание, под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, М. «Просвещение», 2011год












































Приложение 1


Тематическое планирование по русскому языку 2 «А» класс

Учитель: Кабузенко Инесса Валерьевна


Тема

Кол-во часов

О даре слова

4

Слово и его строение

10

Обозначение согласных и гласных звуков на письме

9

Слово и предложение

2

Предложение и текст

9

Какими бывают лексические значения слова

12

Слово и его значимые части

11

Правописание гласных и согласных в корне

21

Текст

8

Правописание гласных и согласных в корне

7

Непроверяемые орфограммы в корне слова

18

Обозначение твёрдых и мягких эвуков

17

Части речи

25

Повторение

14


Итого:

167


Календарно-тематическое планирование (5 часов в неделю)



Дата


Тема урока

Количество часов

прим




О даре слова

4


01.09.2016

Зачем человеку слово дано.

1


02.09.2016

Родной язык — русский.

2


05.09.2016


06.09.2016

Особенности устной народной речи.

1





Слово и его строение

10


07.09.2016

Строение слова.

1


08.09.2016

Звуки и буквы.

3


09.09.2016


12.09.2016


13.09.2016

Большая буква в словах.

1


14.09.2016

Р./к. Вводное контрольное списывание.

1


15.09.2016

Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании.

1


16.09.2016

Слоги. Ударение.

1


19.09.2016

Перенос слов.

2


20.09.2016





Обозначение согласных и гласных звуков на письме

9


21.09.2016

Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме.

1


22.09.2016

Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных. Словарный диктант № 1..

1


23.09.2016

Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных.

1


26.09.2016

Обозначение парных звонких и глухих согласных.

1


27.09.2016

Обозначение на письме безударных гласных звуков.

3


28.09.2016


29.09.2016


30.09.2016

Слова–названия предметов, признаков, действий.

1


03.10.2016

Слова–названия предметов, признаков, действий.

1





Слово и предложение

2


04.10.2016

Слово и предложение

2


05.10.2016





Предложение и текст

9


06.10.2016

Предложение и текст.

2


07.10.2016


10.10.2016

Вспоминаем, повторяем.

1


11.10.2016

Школа грамотея

2


12.10.2016


13.10.2016

Р./р. Обучающие изложение «До свидания журавли»

1


14.10.2016

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

1


17.10.2016

Р./р. Обучающие сочинение «Осень»

1


18.10.2016

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

1





Какими бывают лексические значения слова

12


19.10.2016

Слово и его значение

1


20.10.2016

Конкретные и общие значения слов

1


21.10.2016

Лексические значения слов. Словарный диктант № 2

1


24.10.2016

Лексические значения слов.

1


25.10.2016

Группы слов с общим значением

1


26.10.2016

Р./к. Контрольный диктант «Снегирь»

1


27.10.2016

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

2


15.12.2016


28.10.2016

Части речи

1


07.11.2016

Части речи.

1


08.11.2016

Части речи. Р./р. Выборочный пересказ текста.

1


09.11.2016

Части речи. Закрепление изученного материала.

1





Слово и его значимые части

11


10.11.2016

Корень слова.

1


11.11.2016

Однокоренные слова.

2


14.11.2016


15.11.2016

Суффикс.

1


16.11.2016

Приставка

1


17.11.2016

Окончание слова.

2


18.11.2016


21.11.2016

Анализ слов по составу (морфемный разбор).

2


22.11.2016


23.11.2016

Контрольное списывание.

1


24.11.2016

Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании

1





Правописание гласных и согласных в корне

21


25.11.2016

Понятие об орфограмме.

1


28.11.2016

Орфограмма в корне слова.Словарный диктант № 3.

1


29.11.2016

Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов.

2


30.11.2016


01.12.2016

Проверка безударной е — гласной ё.

1


02.12.2016

Проверка гласных в корне после шипящих.

2


05.12.2016


06.12.2016

Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова.

2


07.12.2016


08.12.2016

Закрепление.

1


09.12.2016

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

3


12.12.2016


13.12.2016


14.12.2016

Контрольный диктант «Зимой»

1


16.12.2016

Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение). Словарный диктант № 4.

1


19.12.2016

Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение)

1


20.12.2016

Создание текста поздравления. Повторение.

1


21.12.2016

Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»

1


22.12.2016

Анализ ошибок допущенных в проверочной работе.

1


23.12.2016

Повторение.

1


09.01.2017

Повторение.






Текст

8


10.01.2017

Тема текста. Заголовок.



11.01.2017

Тема текста и его название.



12.01.2017

Тема текста с двумя микротемами.



13.01.2017

Тема текста с двумя микротемами.



16.01.2017

Тема текста и средства её раскрытия.



17.01.2017

Тема текста и средства её раскрытия.



18.01.2017

Контрольное списывание «Колли».



19.01.2017

Сообщение о любимой книге. Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании.






Правописание гласных и согласных в корне

7


20.01.2017

Правила записи слов.



23.01.2017

Правила записи слов.



24.01.2017

Повторение способов и приемов проверки орфограмм.



25.01.2017

Повторение способов и приемов проверки орфограмм.



26.01.2017

Повторение способов и приемов проверки орфограмм. Словарный диктант № 5.



27.01.2017

Р./к. Проверочный диктант «Белка».



30.01.2017

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Словарный диктант № 5.






Непроверяемые орфограммы в корне слова

18


31.01.2017

Введение в тему.



01.02.2017

Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц.



02.02.2017

Введение слов с труднопроверяемыми гласными.



03.02.2017

Введение слов с непроверяемыми гласными.



06.02.2017

Непроверяемые непроизносимые согласные.



07.02.2017

Непроверяемые звонкие и глухие согласные.



08.02.2017

Двойные согласные

в русских словах.



10.02.2017

Двойные согласные

в словах иноязычного происхождения.



14.02.2017

Двойные согласные

в словах иноязычного происхождения.



09.02.2017

Закрепление написания слов с двойными согласными.



13.02.2017

Закрепление написания слов с двойными согласными.



15.02.2017

Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные

в корне слова».



16.02.2017

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.



17.02.2017

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.



20.02.2017

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.



21.02.2017

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.



22.02.2017

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова.



27.02.2017

Учимся пересказывать и создавать тексты. Словарный диктант № 6.






Обозначение твёрдых и мягких эвуков

17


28.02.2017

Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков.



01.03.2017

Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков.



02.03.2017

Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков.



03.03.2017

Употребление гласных после шипящих и буквы ц.



06.03.2017

Употребление гласных после шипящих и буквы ц.



07.03.2017

Употребление гласных после шипящих и буквы ц.



09.03.2017

Написание сочетаний чк, чн, щн.



10.03.2017

Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков.



13.03.2017

Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков.



14.03.2017

Разделительный мягкий знак.



15.03.2017

Разделительный мягкий знак.



16.03.2017

Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах.



17.03.2017

Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах.Словарный диктант № 7.



20.03.2017

Р./к. Контрольный диктант «Наступила весна».



21.03.2017

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.



22.03.2017

Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах.



23.03.2017

Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах.






Части речи

25


24.03.2017

Общие значения частей речи.



03.04.2017

Имя существительное.



04.04.2017

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.



05.04.2017

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.



06.04.2017

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.



07.04.2017

Собственные имена существительные.



10.04.2017

Собственные имена существительные.



11.04

Собственные имена существительные.



12.04

Собственные имена существительные. Словарный диктант № 8.



13.04

Собственные имена существительные.



14.04

Р./к. Проверочный диктант «Наш город».



17.04

Анализ ошибок, допущенных в проверочном диктанте.



18.04

Повторение. Признаки имён прилагательных.



19.04

Имя прилагательное.



20.04

Имя прилагательное.



21.04

Имя прилагательное.



24.04

Глагол.



25.04

Глагол.



26.04

Итоговая проверочная работа.



27.04

Анализ ошибок, допущенных в итоговой проверочной работе.



28.04.2017

Изменение частей речи по числам.



02.05.2017

Предложение. Текст.



03.05.2017

Подготовка к изложению.



04.05.2017

Р./р. Контрольное изложение «Золотой луг».



05.04.2017

Анализ ошибок, допущенных в контрольном изложении.






Повторение

13


08.05.2017

Слово. Предложение. Текст.



10.05.2017

Слово. Предложение. Текст.



11.05.2017

Слово. Предложение. Текст.



12.05.2017

Части речи.



15.05.

Части речи.Словарный диктант № 9.



16.05

Правописание гласных и согласных в корне слова.



17.05

Правописание гласных и согласных в корне слова.



18.05

Правописание гласных и согласных в корне слова.



19.05

Р./к. Контрольное списывание «У реки».



22.05

Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании.



23.05

Речь.



24.05

Комплексное повторение изученного.



25.05.




26.05.

Комплексное повторение изученного.



































































Приложение 2


Тематическое планирование по русскому языку 2 «Б» класс

Учитель: Разумеева Оксана Александровна


Тема

Кол-во часов

О даре слова

4

Слово и его строение

10

Обозначение согласных и гласных звуков на письме. Слово и предложение

10

Предложение и текст

10

Какими бывают лексические значения слова

11

Слово и его значимые части

10

Правописание гласных и согласных в корне

25

Текст

8

Правописание гласных и согласных в корне

7

Непроверяемые орфограммы в корне слова

18

Обозначение твёрдых и мягких эвуков

17

Части речи

26

Повторение

13


Итого:

167


Календарно-тематическое планирование (5 часов в неделю)


П./№

№ темы

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов




О даре слова

4

1.

01.09

Зачем человеку слово дано

1

2.

02.09

Родной язык — русский


2

3.

05.09

4.

06.09

Особенности устной народной речи

1




Слово и его строение

10

1.

07.09

Строение слова

1

2.

08.09

Звуки и буквы

1

3.

09.09

Алфавит


2

4.

12.09

5.

13.09

Большая буква в словах


1

6.

14.09

Р./к. Вводное контрольное списывание.

1

7.

15.09

Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании.

1

8

16.09

Слоги. Ударение.

1

9.

19.09

Перенос слов

2

10.

20.09




Обозначение согласных и гласных звуков на письме

10

1.

21.09

Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме.

Словарный диктант № 1.

1

2.

22.09

Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных

2

3.

23.09

4.

26.09

Обозначение парных звонких и глухих согласных.

1

5.

27.09

Обозначение на письме безударных гласных звуков

2

6.

28.09

7.

29.09

Слова–названия предметов, признаков, действий.

1

8.

30.09

Слово и предложение

Проверочная работа по теме «Обозначение согласных и гласных звуков на письме»

2


1

9.

03.10

10.

04.10




Предложение и текст

10

1.

05.10

Предложение и текст. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

2

2.

06.10

3.

07.10

Правила общения

1

4.

10.10

Р./р. Р./к. Обучающие изложение.

«До свидания журавли»

1

5.

11.10

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

1

6.

12.10

Р./р. Р./к. Обучающие сочинение «Осень»

1

7.

13.10

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

Правила общения

2

8.

14.10

9.

17.10

Правила этикета

2

10.

18.10




Какими бывают лексические значения слова

11

1.

19.10

Лексическое значение слова

4

2.

20.10

3.

21.10

4.

24.10

5.


25.10

Группы слов с общим значением.

Словарный диктант № 2.

Р./к. Контрольный диктант «В октябре»

1

6.

26.10

7.

27.10

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

Части речи


2

8.

28.10

9.

07.11

Части речи

1

10.

08.11

Р./р. Выборочный пересказ текста

1

11.

09.11

Закрепление изученного материала.

1




Слово и его значимые части

10

1.

10.11

Корень слова

1

2.

11.11

Однокоренные слова


2

3.

14.11

4.

15.11

Суффикс

1

5.

16.11

Приставка

1

6.

17.11

Окончание слова

2

7.

18.11

8.

21.11

Анализ слов

по составу (морфемный разбор)

1

9.

22.11

Контрольное списывание.

1

10.

23.11

Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании.

1




Правописание гласных и согласных в корне

25

1.

24.11

Понятие об орфограмме.


1

2.

25.11

Орфограмма в корне слова

2

3.

28.11

4.

29.11

Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов

2

5.

30.11

6.

01.12

Проверка безударной е — гласной ё

Словарный диктант № 3.

1

7.

02.12

Проверка гласных в корне после шипящих

2

8.

05.12

9.

06.12

Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова

2

10.

07.12

11.

08.12

Закрепление

1

12.

09.12

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Словарный диктант № 4.

3

13.

12.12

14.

13.12

15.

14.12

Контрольный диктант «Ёлка»

1

16.

15.12

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

17.

16.12

Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение)

2

18.

19.12

19.

20.12

Создание текста поздравления.

1

20.

21.12

Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»

1

21.

22.12

Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

1

22.

23.12

Инструктаж по проектным работам

1

23.

09.01

Повторение.

3

24.

10.01

25.

11.01




Текст

8

1.

12.01

Тема текста. Заголовок

1

2.

13.01

Тема текста и его название

1

3.

16.01

Тема текста с двумя микротемами


2

4.

17.01

5.

18.01

Тема текста и средства её раскрытия

2

6.

19.01

7.

20.01

Контрольное списывание «Колли»

1

8.

23.01

Сообщение о любимой книге. Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании.

1




Правописание гласных и согласных в корне

7

1.

24.01

Правила записи слов

1

2.

25.01

Повторение способов и приемов проверки орфограмм

2

3.

26.01

4.

27.01

Р./р.Р./к. Обучающие изложение «Клестята».

1

5.

30.01

Анализ ошибок, допущенных в изложении..

1

6.

31.01

Р./к. Проверочный диктант «Белка»

1

7.

01.02

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Словарный диктант № 5.

1




Непроверяемые орфограммы в корне слова

18

1.

02.02

Введение в тему

1

2.

03.02

Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц

1

3.

06.02

Введение слов с труднопроверяемыми гласными

1

4.

07.02

Введение слов с непроверяемыми гласными.

1

5.

08.02

Непроверяемые непроизносимые согласные

1

6.

09.02

Непроверяемые звонкие и глухие согласные.

1

7.

10.02

Двойные согласные в русских словах.

1

8.

13.02

Двойные согласные

в словах иноязычного происхождения

2

9.

14.02

10.

15.02

Закрепление написания слов с двойными согласными

2

11.

16.02

12.

17.02

Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные

в корне слова»

1

13.

20.02

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова

5

14.

21.02

15.

22.02

16.

27.02

17.

28.02

18.

01.03

Учимся пересказывать и создавать тексты

Словарный диктант № 6.

1




Обозначение твёрдых и мягких эвуков

17

1.

02.03

Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков

3

2.

03.03

3.

06.03

4.

07.03

Употребление гласных после шипящих и буквы ц

3

5.

09.03

6.

10.03

7.

13.03

Написание сочетаний чк, чн, щн

1

8.

14.03

Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков

2

9.

15.03

10.

16.03

Разделительный мягкий знак

2

11.

17.03

12.

20.03

Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах

1

13.

21.03

Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах .Словарный диктант № 7.

1

14.

22.03

Р./к. Контрольный диктант «Наступила весна».

1

15.

23.03

Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

16.

24.03

Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах

2

17.

03.04




Части речи

26

1.

04.04

Общие значения частей речи

1

2.

05.04

Имя существительное

1

3.

06.04

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

3

4.

07.04

5.

10.04

6.

11.04

Собственные имена существительные

5

7.

12.04

8.

13.04

9.

14.04

10.

17.04

11.

18.04

Р./к. Проверочный диктант «Наш город».

1

12.

19.04

Анализ ошибок, допущенных в проверочном диктанте. Словарный диктант № 8.

1

13.

20.04

Повторение. Признаки имён прилагательных

1

14.

21.04

Имя прилагательное


3

15.

24.04

16.

25.04

17.

26.04

Глагол

2

18.

27.04

19.

28.04

Итоговая проверочная работа.

1

20.

02.05

Анализ ошибок, допущенных в итоговой проверочной работе.

1

21.

03.05

Изменение частей речи по числам

2

22.

04.05

23.

05.05

Предложение. Текст

1

24.

08.05

Подготовка к изложению

1

25.

10.05

Р./р. Р./к. Контрольное изложение «Золотой луг»

1

26.

11.05

Анализ ошибок, допущенных в контрольном изложении.

1




Повторение

11

1.

12.05

Слово. Предложение. Текст

2

2.

15.05

3.

16.05

Части речи

Словарный диктант № 9.

2

4.

17.05

5.

18.05

Правописание гласных и согласных в корне слова

3

6.

19.05

7.

22.05

8.

23.05

Р./к. Контрольное списывание «У реки».

1

9.

24.05

Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании.

1

10.

25.05

Речь

1

11.

26.05

Комплексное повторение изученного

1




Приложение 3


Тематическое планирование по русскому языку 2 «В» класс

Учитель: Онюховская Ангелина Марьяновна


Тема

Кол-во часов

О даре слова

4

Слово и его строение

10

Обозначение согласных и гласных звуков на письме.

8

Слово и предложение

2

Предложение и текст

10

Какими бывают лексические значения слова

11

Слово и его значимые части

10

Правописание гласных и согласных в корне

25

Текст

8

Правописание гласных и согласных в корне

7

Непроверяемые орфограммы в корне слова

17

Обозначение твёрдых и мягких эвуков

17

Части речи

25

Повторение

13


Итого:

167


Календарно-тематическое планирование (5 часов в неделю)


П./№

№ темы

Дата проведения

Тема урока

Кол-во часов




О даре слова

4

01.09

Зачем человеку слово дано

1

02.09

Родной язык — русский


2

05.09

06.09

Особенности устной народной речи

1




Слово и его строение

10

07.09

Строение слова

1

08.09

Звуки и буквы

1

09.09

Алфавит


2

12.09

13.09

Большая буква в словах

1

14.09

Р./к. Вводное контрольное списывание.

1

15.09

Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании.

1

16.09

Слоги. Ударение.

1

19.09

Перенос слов

2

20.09




Обозначение согласных и гласных звуков на письме

8

21.09

Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме.

Словарный диктант № 1.

1

22.09

Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных

2

23.09

26.09

Обозначение парных звонких и глухих согласных.

1

27.09

Обозначение на письме безударных гласных звуков

2

28.09

29.09

Проверочная работа по теме «Обозначение согласных и гласных звуков на письме»

1

30.09

Слова–названия предметов, признаков, действий.

Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

1




Слово и предложение

2

03.10

Слово и предложение

2

04.10




Предложение и текст

10

05.10

Предложение и текст

2

06.10

07.10

Р./р. Р./к. Обучающие изложение.

«До свидания журавли»

1

10.10

Анализ ошибок, допущенных в изложении.

1

11.10

Р./р. Р./к. Обучающие сочинение «Осень»

1

12.10

Анализ ошибок, допущенных в сочинении.

1

13.10

Правила общения

2

14.10

17.10

Правила этикета

2

18.10




Какими бывают лексические значения слова

11

19.10

Лексическое значение слова

4

20.10

21.10

24.10

25.10

Группы слов с общим значением.

Словарный диктант № 2.

1

26.10


Р./к. Контрольный диктант «В октябре»

2

27.10

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

28.10

Части речи


1

07.11

08.11

Р./р. Выборочный пересказ текста


1

09.11

Закрепление изученного материала.

1




Слово и его значимые части

10

10.11

Корень слова

1

11.11

Однокоренные слова


2

14.11

15.11

Суффикс

1

16.11

Приставка

1

17.11

Окончание слова

2

18.11

21.11

Анализ слов

по составу (морфемный разбор)

1

22.11

Контрольное списывание.

1

23.11

Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании.

1




Правописание гласных и согласных в корне

25

24.11

Понятие об орфограмме.


1

25.11

Орфограмма в корне слова

2

28.11

29.11

Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов

2

30.11


01.12

Проверка безударной е — гласной ё

Словарный диктант № 3.

1

02.12

Проверка гласных в корне после шипящих

2

05.12

06.12

Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова

2

07.12


08.12


Закрепление

1

09.12

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова.


2

12.12

13.12

Слова с непроизносимыми согласными в корне слова.

Словарный диктант № 4.

1

14.12


Контрольный диктант «Ёлка»

1

15.12

Анализ ошибок, допущенных в диктанте.

1

16.12

Проверяемые орфограммы в корне слова

1

19.12

Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова»


20.12

Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе.

1

21.12

Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение)

1

22.12


Создание текста поздравления.

1

23.12


Инструктаж по проектным работам

1

09.01

Повторение.

3

10.01

11.01




Текст

8

12.01

Тема текста. Заголовок

1

13.01

Тема текста и его название

1

16.01

Тема текста с двумя микротемами


2

17.01

18.01

Тема текста и средства её раскрытия

2

19.01

20.01

Контрольное списывание «Колли»

1

23.01

Сообщение о любимой книге. Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании.

1




Правописание гласных и согласных в корне

7

24.01

Правила записи слов

1

25.01

Повторение способов и приемов проверки орфограмм

2

26.01

27.01

Р./р.Р./к. Обучающие изложение «Клестята».

1

30.01

Анализ ошибок, допущенных в изложении..

1

31.01

Р./к. Проверочный диктант «Белка»

1

01.02

Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Словарный диктант № 5.

1




Непроверяемые орфограммы в корне слова

17

02.02

Введение в тему

1

03.02

Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц

1

06.02


Введение слов с труднопроверяемыми гласными

1

07.02

Введение слов с непроверяемыми гласными.

1

08.02


Непроверяемые непроизносимые согласные

1

09.02

Непроверяемые звонкие и глухие согласные.

1

10.02

Двойные согласные

в русских словах

1

13.02

Двойные согласные

в словах иноязычного происхождения

2

14.02


15.02

Закрепление написания слов с двойными согласными

2

16.02

17.02

Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные

в корне слова»

1

20.02

Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова

5

21.02

22.02

27.02

28.02


Учимся пересказывать и создавать тексты

Словарный диктант № 6.

1




Обозначение твёрдых и мягких эвуков

17

01.03

Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков

3

02.03

03.03


06.03

Употребление гласных после шипящих и буквы ц

3

07.03

09.03


10.03


Написание сочетаний чк, чн, щн

1

13.03

Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков

2

14.03


15.03

Разделительный мягкий знак

2

16.03


17.03


Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах

1

20.03

Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах .Словарный диктант № 7.

1

21.03


Р./к. Контрольный диктант «Наступила весна».

1

22.03


Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте.

1

23.03

Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах

2

24.03





Части речи

25


03.04


Общие значения частей речи

1

04.04


Имя существительное

1

05.04

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные

3

06.04

07.04


10.04

Собственные имена существительные

5

11.04

12.04

13.04

14.04


17.04


Р./к. Проверочный диктант «Наш город».

1

18.04


Анализ ошибок, допущенных в проверочном диктанте. Словарный диктант № 8.

1

19.04


Повторение. Признаки имён прилагательных

1

20.04

Имя прилагательное


3

21.04

24.04


25.04


Глагол

2

26.04


Итоговая проверочная работа.

1

27.04

Анализ ошибок, допущенных в итоговой проверочной работе.

1

28.04

Изменение частей речи по числам

1

02.05

03.05


Предложение. Текст

1

04.05

Подготовка к изложению


1

05.05


Р./р. Р./к. Контрольное изложение «Золотой луг»

1

08.05

Анализ ошибок, допущенных в контрольном изложении.

1




Повторение

13

10.05

Слово. Предложение. Текст

3

11.05

12.05

15.05


Части речи

Словарный диктант № 9.

2

16.05

17.05

Правописание гласных и согласных в корне слова

3

18.05

19.05

22.05


Р./к. Контрольное списывание «У реки».

1

23.05

Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании.

1

24.05

Речь.

Комплексное повторение изученного

4

25.05

26.05




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!