Рабочая программа
Начального общего образования по русскому языку для 2 класса,
авторы-составители: учителя начальных классов
Бондарь Е.В., Разумеева О.А, Онюховская А.М.
I. Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1-4 классов составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МОиН № 373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 15785 от 22.12.2009 (с последующими изменениями), утвержденного федерального перечня учебников (Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 ), с Основной образовательной программой начального общего образования МАОУ СОШ № 1 им. Героя Советского Союза В.П. Чкалова, авторской программой курса «Русский язык» Л.Я. Желтовской, О. Б. Калининой.
Программа по русскому языку составлена с учётом общих целей изучения курса, определённых Государственным стандартом содержания начального образования II поколения и отражённых в его примерной (базисной) программе курса русского языка.
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, основной формы проявления национального и личного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства.
II. Общая характеристика учебного предмета.
В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
• познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеником;
•социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы родного языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2)освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3)овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4)воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
—семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
—системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
—этико-эстетический— направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности), рекомендованные в «Концепции содержания непрерывного образования» и документах Госстандартов.
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребенку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса — «Обучение грамоте иразвитие речи». Его продолжительность (23 учебных недели, 9 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи.
Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
«Русский язык». В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевое общение» и «Язык как средство общения».
Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.
Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.
Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.
Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.
Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Так, в1 классе слово рассматривается в основном со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимых частей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописания слова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи. В 3—4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста.
Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.
Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.
Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
III. Описание места учебного предмета в учебном плане
Предмет «Русский язык» относится к образовательной области «Филология» и изучается с 1 по 4 класс (1 класс- 33 недели по 5 часов; 2 - 4 класс- 34 недели по 5 часов; т.е. 675 часов).
В соответствии с учебным планом Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ СОШ № 1 предмет «Русский язык» в 2016-2017 учебном году во 2 ых классах изучается 5 часов в неделю, 166 часов в год.
IV. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка;
осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
V. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения русского языка
2 класс
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут формироваться
осознание языка как основного средства мышления и общения людей;
осознание русского языка как явления культуры русского народа;
внимание к мелодичности устной речи и изобразительным средствам русского языка;
положительная мотивация и познавательный интерес к изучению языка своего народа, своей страны;
чувство сопричастности к сохранению богатства и самобытности русского языка.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
осознавать слово как главное средство языка;
осознавать взаимосвязь в слове значения и формы его выражения (звуковой, буквенной);
различать и характеризовать звуки русского языка (гласные ударные/безударные; согласные твёрдые/мягкие, звонкие/глухие);
использовать правила обозначения гласных и согласных звуков на письме;
использовать знание последовательности букв в алфавите для упорядочивания слов и поиска нужной информации (в словарях и др.);
производить звуко-буквенный анализ слов простой слоговой структуры;
соблюдать произносительные нормы в собственной речи (в объёме представленного в учебнике материала);
устанавливать морфемную структуру (значимые части) слов с однозначно выделяемыми морфемами;
различать родственные (однокоренные) слова;
осознавать свойства значений слов: однозначные, многозначные, слова с прямым и переносным значением, слова с близким и противоположным значением;
оценивать уместность использования слов в тексте;
осознавать критерии (общее значение) объединения слов в группы по частям речи (существительное, прилагательное, глагол, предлоги);
использовать осознанно употребление частей речи в предложении;
осознавать признаки предложения как коммуникативного средства языка (выражение мысли, связь слов, интонационная законченность);
применять правила правописания (в объеме содержания курса 2 класса);
определять (уточнять) правописание слова по орфографическому словарю учебника;
осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки;
осознавать признаки текста как более объёмного высказывания (несколько предложений, объединённых одной темой и связанных друг с другом).
-каллиграфически и орфографически правильно, без искажений, замены, пропусков, вставок букв списывать тексты (с печатного и письменного шрифта) объёмом в 40-45 слов, писатьподдиктовку тексты в 35-40 слов; излагать содержание исходных текстов в 40-55 слов, создавать тексты /сочинения/ в 4-8 предложений, правильно оформляя начало и конец предложений;
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Коммуникативные
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения (умения слышать, точно реагировать на реплики);
понимать тему высказывания (текста) по содержанию, по заголовку;
озаглавливать текст;
подробно пересказывать текст;
прогнозировать содержание текста по ориентировочным основам (заголовку, пунктам плана).
Регулятивно-познавательные
осознавать цели и задачи изучения курса, раздела, темы;
осознавать способы и приёмы действий при решении языковых задач;
выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме;
следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающем стандартные действия (памятки в справочнике учебника);
осуществлять само- и взаимопроверку работ;
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий (в справочниках, словарях, таблицах);
находить, анализировать, сравнивать, характеризовать единицы языка: звуки, части слова, части речи;
осуществлять синтез как составление целого из частей (составление слов, предложений).
Примечание. Курсивом указаны умения, работа над формированием которых только начинается.
VI. СОДЕРЖАНИЕ учебного предмета, курса
2 класс
ЯЗЫК И РЕЧЬ (вводный раздел) (8 ч)
Слово — главное средство языка и речи. О роли дара речи, дара слова в жизни человека (социальная роль общения, функция познавательная и др.). Представление о связи языка и речи. Язык как основа речи, речь как «жизнь» языка, как способ общения. Формы речи: устная и письменная, диалогическая и монологическая.
ПОВТОРЕНИЕ изученного о языке в 1 классе
Слово и его строение (9 ч). Звуковое, буквенное, слоговое строение слов. Обозначение на письме звуков согласных (твёрдых и мягких, звонких и глухих) и гласных. Использование алфавита. Последовательность букв русского алфавита. Роль букв е, ё, ю, я в обозначении звуков. Историческая справка о создании письменности на Руси, о рождении и изменениях русского алфавита, об использовании прописных букв. Смыслоразличительная роль звуков, букв. Большая буква в именах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях рек, населённых пунктов, в том числе Вологодской области (региональный компонент)
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Ударный слог.
Строение слога. Правила переноса слова.
Обозначение на письме гласных и согласных звуков Употребление гласных после шипящих ш, ж, ч, щ. Обозначение безударных гласных (в двусложных словах). Обозначение парных звонких и глухих согласных (на конце слов). Написание буквосочетаний чк, чн, щн. Упражнения в записи слов на указанные правила (списывание, под диктовку, преобразование, свободное письмо).
Слово как часть речи Группы слов с общим значением предмета, признака, действия. Выделение групп по значению и вопросу.
Слово и предложение Признаки предложения. Оформление предложений на письме (большая буква, точка, вопросительный, восклицательный знаки).
Предложение и текст Признаки текста. Упражнения в редактировании, пересказе (изложении), составлении текстов (устно и письменно).
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ
Круг сведений о речи как основе формирования речевых умений
Речь Общение как обмен смыслами. Виды речевой деятельности: слушание, говорение (восприятие смысла, информации), чтение, письмо (передача смысла, информации).Умение ориентироваться в речевой ситуации (с кем? зачем? что? как?). Речевое действие и необходимые условия его совершения: наличие партнёров по общению и потребности (мотива) у одного обращаться с речью, у другого воспринимать её.
Роль в общении несловесных средств (интонации, поз, жестов, мимики) в речевом общении.
Высказывание. Текст Высказывание как продукт речи. Средства и объём высказывания: слово-предложение, предложение, текст. Осознание целей, задач высказываний: спросить, сообщить, подтвердить, отрицать, попросить, поздравить и др.
Текст (устный и письменный). Тема текста. Роль заголовка в тексте. Тексты с одной и двумя микротемами. Использование красной строки при выделении смысловых частей текста. Из истории появления выражения «красная строка». Смысловое единство структурных частей. Наблюдение над особенностями текстов с точки зрения их назначения: описание (животных, природных уголков, цветов), повествование (воспоминания о летних каникулах, зимних забавах), рассуждение (о любимом времени года). Жанровое разнообразие текстов: сказка, загадка, считалка, закличка, природная зарисовка, письмо. Стилевое различие текстов (научная, учебно-деловая, художественная, разговорная речь).
Речевой этикет. Этикетные высказывания: просьба, вопрос, благодарность, поздравление.
Виды речевой деятельности (коммуникативно-речевые умения) Слушание и чтение. Слушание и чтение как процесс восприятия смысла, добывания информации из устного и письменного текста: объяснений учителя, вопросов, содержания небольших текстов как учебного, так и художественного характера, формулировок заданий к упражнениям, правил, определений. Уточнение непонятного с помощью вопросов, обращения к сноскам, словарю учебника. Выбор нужного материала из текста. Элементарное прогнозирование содержания текста по его заголовку, плану. Понимание интонационной окраски предложений, маленьких текстов.
Говорение и письмо. Говорение и письмо как процесс передачи смысла, информации. Создание, конструирование собственных устных и письменных высказываний (предложений, текстов) с определённой речевой задачей на темы, близкие второклассникам: о каникулах, любимых уголках природы, животных, об увлечениях, прочитанных книгах,
увиденных фильмах и пр. Разыгрывание ситуаций в диалоговой форме. Составление элементарного текста письма.
Овладение нормами орфоэпии и правильного интонирования предложения и текста.
Грамотное оформление выражаемых мыслей и чувств в соответствии с изученными каллиграфическими, орфографическими и пунктуационными правилами.
Практическое овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (обращение с просьбой, благодарность, поздравление).
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Круг сведений о языке как основе формирования языковых умений
Общие сведения о языке. Язык как своеобразный код, средство обозначения явлений реального мира («всему название дано») и средство общения. Язык людей — язык слов. Связь языка с мышлением (выражаем и формулируем мысли и чувства).
Русский язык — родной язык русского народа. Связь развития языка с историей развития культуры русского народа (почему так называется, почему так говорят, почему так пишется и т.п.). Представление об историческом корне слова. Из истории происхождения собственных имён (имён, фамилий) (региональный компонент).
Наблюдение над выразительными средствами русского языка, качествами устной народной речи (на примере малых жанров устного народного творчества). Развитие мотива к изучению русского языка.
Фонетика, орфоэпия. Словесное ударение. Произношение звуков и сочетание звуков в соответствии с нормами русского литературного языка. Фонетический разбор (анализ) слова.
Графика. Знание алфавита: правильное название букв, знание их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов с мягкими согласными, с йотированными гласными е, ё, ю, я,с непроизносимыми согласными.
Использование на письме разделительных ь и ъ знаков; небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса, абзаца, красной строки.
Развитие графической зоркости, умения точного списывания с образца.
Чистописание. Совершенствование техники написания письменных букв по группам в порядке усложнения их начертания: 1) и, ш, И, Ш, п, р, т, г; 2) л, м, Л, М, я, Я, А; 3) у, ц, щ, У, Ц, Щ, ч; 4) с, С, е, Е, о, О, а, д, б; 5) ь, ы, ъ; 6) н, ю, Н, Ю, к, К; 6) В, 3, з, Э, э, Ж, ж, X, х, ф; 7) Ф, У, Г, Ю, П, Т, Р, Б, Д. Отработка начертания букв и их рациональных соединений при письме слов и предложений1.
Слово и его значение (лексика) Понимание слова как единства звучания и значения. Нахождение в толковом словаре значения слова.
Осознание словарного богатства русского языка. Слова, имеющие одно, два и несколько значений. Прямое и переносное значение слова. Слова с близким и противоположным значениями (синонимы, антонимы). Наблюдение над использованием слов в разных значениях в речи, в эталонных текстах. Пути, источники пополнения словарного запаса русского языка. Знакомство со словарями: толковыми, синонимов и антонимов, со «Словарём вологодских говоров» П. Вологда, 1999г (региональный компонент).
Слово и его строение (состав слова, морфемика) Понятие о родственных (однокоренных) словах. Значимые части слов (корень, приставка, суффикс, окончание). Корень — смысловой центр слова. Различение однокоренных слов и синонимов, однокоренных слов с омонимичными корнями.
Основа слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.
Осознание значения суффиксов и приставок. Образование новых слов (однокоренных) с помощью суффиксов и приставок. Разбор слов по составу.
Слово как часть речи (морфология) Обобщение сведений о частях речи как групп слов с общим значением предметности, признака, действия (общее представление). Слово как часть речи (с введением терминов — имя существительное, имя прилагательное, глагол).
Имя существительное Значение, вопросы как средство его выявления. Углубление представления о значении предметности: обозначение явлений природы, состояния процесса (сон, бег, разговор).
Представление об одушевлённых и неодушевлённых именах существительных. Имена собственные (имена, отчества, фамилии, клички, географические названия – региональный компонент). Наблюдение над изменением имён существительных по числам.
Имя прилагательное Значение, вопросы как средство его выявления. Значения признака предмета (по цвету, размеру, форме, вкусу, месторасположению, оценке, характеру и т. д.). Смысловая и грамматическая связь имени прилагательного с именем существительным. Наблюдение над изменением прилагательных по числам.
Глагол Значения действия, состояния живых существ (спит, радуется), состояния неживых предметов (растёт, стоит, находится).Вопросы как средство выявления значения глагола. Смысловая и грамматическая связь с именами существительными. Наблюдение над изменением глаголов по числам.
Служебные части речи Предлоги. Союзы (и, а, но, как, что). Их роль в речи: а) выражать отношения между знаменательными частями речи: пространственные (за, над, под, в, к), противительные (а, но), соединительные (и), сравнительные (как, точно, словно), б) служить для связи слов и предложений.
Синтаксис и пунктуация Общее представление о словосочетании, его номинативной роли (уточнять название). Предложение и его коммуникативная функция. Средства оформления предложений в речи: интонация конца предложений в устной речи, знаки препинания (точка, вопросительный, восклицательный знаки) в письменной речи. Связь слов в предложении (по смыслу, грамматически).
Орфография Общее представление об орфограмме, формирование орфографической зоркости. Разные способы проверки орфограмм в зависимости от местоположения в слове. Использование орфографического словаря.
Обозначение мягкости согласных. Написание буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу; чк, чн, щн, нч. Использование разделительно мягкого знака.
Употребление большой буквы в именах собственных (именах, отчествах, фамилиях, кличках, географических названиях).
Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных в корне слова как проверяемых, так и непроверяемых.
ПОВТОРЕНИЕ
Слово, предложение, текст. Основные правила правописания слов, оформления предложений. О «работе» средств языка в речи.
Развитие речи*. Обогащение словаря новыми словами, уточнение значения по словарю вроде бы известных детям слов. Подборы синонимов, антонимов в условиях заданного контекста. Использование разных языковых средств выражения сравнительных отношений: описательные выражения (похож на..., подобен...), сравнительные обороты (нежный, как..., неуклюжий, точно..., словно...).
Составление предложений на тему, со словарным словом, из набора отдельных слов. Развитие речевого слуха: мелодика слова и предложения (интонационный рисунок).
Воспроизведение (изложение) чужой речи небольших по объёму текстов повествовательного характера: дословно (списывание с образца, письмо по памяти, письмо под диктовку), близко к исходному содержанию (устный и письменный пересказ/изложение по вопросам, по готовому плану).
Составление небольших по объёму текстов на тему летних каникул, новогоднего праздника, в жанре природной зарисовки и т. п.
VII. Тематическое планирование с указанием деятельности учащихся
Наименование раздела | Деятельность учащихся |
Фонетика, орфоэпия, графика | Различать звуки: гласные и согласные, твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Объяснять (характеризовать) особенности гласных и согласных звуков. Определять звук по его характеристике. Сравнивать (соотносить) звук (выбирая) из ряда предложенных и его качественную характеристику. Характеризовать звук. Группировать звуки по заданному основанию. Оценивать правильность предложенной характеристики звука, находить допущенные в ней ошибки. Наблюдать: находить слова с заданными характеристиками. Сравнивать звуковой и буквенный состав слова. Объяснять функции букв ь и ъ. Называть правильно буквы алфавита, знать их последовательность. |
Лексика | Ориентироваться самостоятельно в толковом словарике учебника: находить значение неизвестных слов, выписывать его. Подбирать синонимы для заполнения пропуска в предложении, в тексте, объяснять целесообразность выбранного синонима. |
Морфемика. | Анализировать таблицу «Правильно изменяй форму слов», использовать её как алгоритм при самостоятельном изменение изменении слова. Группировать слова по заданному принципу ( с общим корнем, с одинаковыми приставками или суффиксами). Контролировать правильность объединения слов в группу (уметь обнаруживать лишнее слово в ряду предложенных: синоним в группе родственных слов или слово с омонимичным корнем в ряду родственных слов). Анализировать заданную схему состава слова и подбирать к ней слова. Подбирать максимальное количество родственных слов с опорой на словарь (в процессе парной, групповой работы и самостоятельно). Анализировать текст с установкой на поиск в нём родственных слов; слов с заданными приставками, суффиксами. Объяснять значение слова – давать развёрнутое его толкование. При определении состава слова приводить доказательства. |
Морфология | |
Классифицировать слова по частям речи, объяснять основания классификации (части речи; самостоятельные и служебные части речи). Выдвигать предположения: находить основания для классификации имён существительных (по родам, числам, склонениям), глаголов (по вопросам, временам, спряжением). Характеризовать признаки изученных частей речи. Контролировать правильность выполнения морфологического разбора. |
Синтаксис и пунктуация | Анализировать деформированный текст: определять границы предложений, выбирать знак в конце предложений. Классифицировать предложения по цели высказывания, находить в тексте повествовательные, побудительные, вопросительные предложения. Распространять предложения по опорным вопросам. Задавать смысловые вопросы (от слова к слову). Анализировать текст. |
Орфография | Определять наличие изученных орфограмм в словах. Объяснять написание слов. Соотносить звучание и написание слов, объяснять случаи их расхождения. Обосновывать написание слов. Прогнозировать наличие определённых орфограмм. Контролировать правильность написания: письмо со знаками вопросов на месте сомнения. Составлять словарик слов, в которых были допущены ошибки. Моделировать в ходе коллективной работы алгоритмы применения орфографических правил. Группировать слова по месту и типу орфограммы. Объяснять написание слов, используя орфографический словарик учебника. Анализировать текст с точки зрения в нём слов с определённой орфограммой. Контролировать правильность записи текста, находить неправильно записанные слова и исправлять ошибки. Обосновывать написание слов с непроверяемыми орфограммами с помощью различных опор при запоминании слов. Моделировать предложения, включая в них слова с непроверяемым орфограммами. Объяснять написание слов в ходе предварительного анализа текста диктанта. Оценивать собственный диктант, анализировать допущенные ошибки. |
Развитие речи | Анализировать уместность использования средств устного общения в разных речевых ситуациях, во время монолога и диалога, накапливать опыт собственного использования речевых средств. Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке. Использовать нормы речевого этикета в повседневной жизни. Моделировать правила участия в диалоге, полилоге (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор). Анализировать успешность участия в диалоге. Выражать собственное мнение, аргументировать его с учётом ситуации общения (умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор), в том числе при общении с носителями нерусского языка. Соотносить тексты и заголовки, выбирать наиболее подходящий заголовок из ряда предложенных. Воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно. Анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски. Составлять план текста. Сочинять письма, поздравительные открытки. Оценивать текст, находить в тексте речевые ошибки. |
Повторение | |
Учебно-тематическое планирование, календарно-тематическое планирование изучения учебного материала, по предмету «Русский язык» для 2 «А», 2«Б», 2«В» класса (приложения 1,2,3)
VIII.Описание материально – технического обеспечения образовательного процесса
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи, рабочие тетради, контрольно-измерительные материалы и методические рекомендации для учителя.
2 класс
Л. Я. Желтовская. Русский язык. 2 класс. Учебник. В 2 ч. — М., ACT, Астрель.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Рабочие тетради № 1, № 2. — М., ACT, Астрель.
Л. Я. Желтовская, О. В. Калинина. Русский язык. 2 класс. Дидактические карточки-задания. — М., ACT, Астрель.
Л. Я. Желтовская. Обучение во 2 классе по учебнику «Русский язык». — М., ACT, Астрель.
Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык. 2 класс. Контрольные и диагностические работы — М., ACT, Астрель.
IX/ Список литературы:
Авторская программа по курсу «Русский язык» УМК «Планета знаний », авторы: Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина, издательство: «Астрель» 2013год;
«Оценка достижения планируемых результатов», часть 1, 3-е издание, под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, М. «Просвещение», 2011год;
Примерная программа по учебным предметам, часть 1, 5-е издание, М. «Просвещение», 2011 год.
«Планируемые результаты начального общего образования», 3-е издание, под редакцией Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой, М. «Просвещение», 2011год
Приложение 1
Тематическое планирование по русскому языку 2 «А» класс
Учитель: Кабузенко Инесса Валерьевна
№ | Тема | Кол-во часов |
| О даре слова | 4 |
| Слово и его строение | 10 |
| Обозначение согласных и гласных звуков на письме | 9 |
| Слово и предложение | 2 |
| Предложение и текст | 9 |
| Какими бывают лексические значения слова | 12 |
| Слово и его значимые части | 11 |
| Правописание гласных и согласных в корне | 21 |
| Текст | 8 |
| Правописание гласных и согласных в корне | 7 |
| Непроверяемые орфограммы в корне слова | 18 |
| Обозначение твёрдых и мягких эвуков | 17 |
| Части речи | 25 |
| Повторение | 14 |
| Итого: | 167 |
Календарно-тематическое планирование (5 часов в неделю)
№ | | Дата | Тема урока | Количество часов | прим |
| | | О даре слова | 4 | |
| | 01.09.2016 | Зачем человеку слово дано. | 1 | |
| | 02.09.2016 | Родной язык — русский. | 2 | |
| | 05.09.2016 | |
| | 06.09.2016 | Особенности устной народной речи. | 1 | |
| | | Слово и его строение | 10 | |
| | 07.09.2016 | Строение слова. | 1 | |
| | 08.09.2016 | Звуки и буквы. | 3 | |
| | 09.09.2016 | |
| | 12.09.2016 | |
| | 13.09.2016 | Большая буква в словах. | 1 | |
| | 14.09.2016 | Р./к. Вводное контрольное списывание. | 1 | |
| | 15.09.2016 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании. | 1 | |
| | 16.09.2016 | Слоги. Ударение. | 1 | |
| | 19.09.2016 | Перенос слов. | 2 | |
| | 20.09.2016 | |
| | | Обозначение согласных и гласных звуков на письме | 9 | |
| | 21.09.2016 | Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме. | 1 | |
| | 22.09.2016 | Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных. Словарный диктант № 1.. | 1 | |
| | 23.09.2016 | Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных. | 1 | |
| | 26.09.2016 | Обозначение парных звонких и глухих согласных. | 1 | |
| | 27.09.2016 | Обозначение на письме безударных гласных звуков. | 3 | |
| | 28.09.2016 | |
| | 29.09.2016 | |
| | 30.09.2016 | Слова–названия предметов, признаков, действий. | 1 | |
| | 03.10.2016 | Слова–названия предметов, признаков, действий. | 1 | |
| | | Слово и предложение | 2 | |
| | 04.10.2016 | Слово и предложение | 2 | |
| | 05.10.2016 | |
| | | Предложение и текст | 9 | |
| | 06.10.2016 | Предложение и текст. | 2 | |
| | 07.10.2016 | |
| | 10.10.2016 | Вспоминаем, повторяем. | 1 | |
| | 11.10.2016 | Школа грамотея | 2 | |
| | 12.10.2016 | |
| | 13.10.2016 | Р./р. Обучающие изложение «До свидания журавли» | 1 | |
| | 14.10.2016 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. | 1 | |
| | 17.10.2016 | Р./р. Обучающие сочинение «Осень» | 1 | |
| | 18.10.2016 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. | 1 | |
| | | Какими бывают лексические значения слова | 12 | |
| | 19.10.2016 | Слово и его значение | 1 | |
| | 20.10.2016 | Конкретные и общие значения слов | 1 | |
| | 21.10.2016 | Лексические значения слов. Словарный диктант № 2 | 1 | |
| | 24.10.2016 | Лексические значения слов. | 1 | |
| | 25.10.2016 | Группы слов с общим значением | 1 | |
| | 26.10.2016 | Р./к. Контрольный диктант «Снегирь» | 1 | |
| | 27.10.2016 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 2 | |
| | 15.12.2016 | |
| | 28.10.2016 | Части речи | 1 | |
| | 07.11.2016 | Части речи. | 1 | |
| | 08.11.2016 | Части речи. Р./р. Выборочный пересказ текста. | 1 | |
| | 09.11.2016 | Части речи. Закрепление изученного материала. | 1 | |
| | | Слово и его значимые части | 11 | |
| | 10.11.2016 | Корень слова. | 1 | |
| | 11.11.2016 | Однокоренные слова. | 2 | |
| | 14.11.2016 | |
| | 15.11.2016 | Суффикс. | 1 | |
| | 16.11.2016 | Приставка | 1 | |
| | 17.11.2016 | Окончание слова. | 2 | |
| | 18.11.2016 | |
| | 21.11.2016 | Анализ слов по составу (морфемный разбор). | 2 | |
| | 22.11.2016 | |
| | 23.11.2016 | Контрольное списывание. | 1 | |
| | 24.11.2016 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании | 1 | |
| | | Правописание гласных и согласных в корне | 21 | |
| | 25.11.2016 | Понятие об орфограмме. | 1 | |
| | 28.11.2016 | Орфограмма в корне слова.Словарный диктант № 3. | 1 | |
| | 29.11.2016 | Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов. | 2 | |
| | 30.11.2016 | |
| | 01.12.2016 | Проверка безударной е — гласной ё. | 1 | |
| | 02.12.2016 | Проверка гласных в корне после шипящих. | 2 | |
| | 05.12.2016 | |
| | 06.12.2016 | Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова. | 2 | |
| | 07.12.2016 | |
| | 08.12.2016 | Закрепление. | 1 | |
| | 09.12.2016 | Слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | 3 | |
| | 12.12.2016 | |
| | 13.12.2016 | |
| | 14.12.2016 | Контрольный диктант «Зимой» | 1 | |
| | 16.12.2016 | Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение). Словарный диктант № 4. | 1 | |
| | 19.12.2016 | Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение) | 1 | |
| | 20.12.2016 | Создание текста поздравления. Повторение. | 1 | |
| | 21.12.2016 | Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова» | 1 | |
| | 22.12.2016 | Анализ ошибок допущенных в проверочной работе. | 1 | |
| | 23.12.2016 | Повторение. | 1 | |
| | 09.01.2017 | Повторение. | | |
| | | Текст | 8 | |
| | 10.01.2017 | Тема текста. Заголовок. | | |
| | 11.01.2017 | Тема текста и его название. | | |
| | 12.01.2017 | Тема текста с двумя микротемами. | | |
| | 13.01.2017 | Тема текста с двумя микротемами. | | |
| | 16.01.2017 | Тема текста и средства её раскрытия. | | |
| | 17.01.2017 | Тема текста и средства её раскрытия. | | |
| | 18.01.2017 | Контрольное списывание «Колли». | | |
| | 19.01.2017 | Сообщение о любимой книге. Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании. | | |
| | | Правописание гласных и согласных в корне | 7 | |
| | 20.01.2017 | Правила записи слов. | | |
| | 23.01.2017 | Правила записи слов. | | |
| | 24.01.2017 | Повторение способов и приемов проверки орфограмм. | | |
| | 25.01.2017 | Повторение способов и приемов проверки орфограмм. | | |
| | 26.01.2017 | Повторение способов и приемов проверки орфограмм. Словарный диктант № 5. | | |
| | 27.01.2017 | Р./к. Проверочный диктант «Белка». | | |
| | 30.01.2017 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Словарный диктант № 5. | | |
| | | Непроверяемые орфограммы в корне слова | 18 | |
| | 31.01.2017 | Введение в тему. | | |
| | 01.02.2017 | Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц. | | |
| | 02.02.2017 | Введение слов с труднопроверяемыми гласными. | | |
| | 03.02.2017 | Введение слов с непроверяемыми гласными. | | |
| | 06.02.2017 | Непроверяемые непроизносимые согласные. | | |
| | 07.02.2017 | Непроверяемые звонкие и глухие согласные. | | |
| | 08.02.2017 | Двойные согласные в русских словах. | | |
| | 10.02.2017 | Двойные согласные в словах иноязычного происхождения. | | |
| | 14.02.2017 | Двойные согласные в словах иноязычного происхождения. | | |
| | 09.02.2017 | Закрепление написания слов с двойными согласными. | | |
| | 13.02.2017 | Закрепление написания слов с двойными согласными. | | |
| | 15.02.2017 | Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова». | | |
| | 16.02.2017 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. | | |
| | 17.02.2017 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. | | |
| | 20.02.2017 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. | | |
| | 21.02.2017 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. | | |
| | 22.02.2017 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова. | | |
| | 27.02.2017 | Учимся пересказывать и создавать тексты. Словарный диктант № 6. | | |
| | | Обозначение твёрдых и мягких эвуков | 17 | |
| | 28.02.2017 | Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков. | | |
| | 01.03.2017 | Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков. | | |
| | 02.03.2017 | Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков. | | |
| | 03.03.2017 | Употребление гласных после шипящих и буквы ц. | | |
| | 06.03.2017 | Употребление гласных после шипящих и буквы ц. | | |
| | 07.03.2017 | Употребление гласных после шипящих и буквы ц. | | |
| | 09.03.2017 | Написание сочетаний чк, чн, щн. | | |
| | 10.03.2017 | Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков. | | |
| | 13.03.2017 | Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков. | | |
| | 14.03.2017 | Разделительный мягкий знак. | | |
| | 15.03.2017 | Разделительный мягкий знак. | | |
| | 16.03.2017 | Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах. | | |
| | 17.03.2017 | Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах.Словарный диктант № 7. | | |
| | 20.03.2017 | Р./к. Контрольный диктант «Наступила весна». | | |
| | 21.03.2017 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | | |
| | 22.03.2017 | Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах. | | |
| | 23.03.2017 | Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах. | | |
| | | Части речи | 25 | |
| | 24.03.2017 | Общие значения частей речи. | | |
| | 03.04.2017 | Имя существительное. | | |
| | 04.04.2017 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | | |
| | 05.04.2017 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | | |
| | 06.04.2017 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные. | | |
| | 07.04.2017 | Собственные имена существительные. | | |
| | 10.04.2017 | Собственные имена существительные. | | |
| | 11.04 | Собственные имена существительные. | | |
| | 12.04 | Собственные имена существительные. Словарный диктант № 8. | | |
| | 13.04 | Собственные имена существительные. | | |
| | 14.04 | Р./к. Проверочный диктант «Наш город». | | |
| | 17.04 | Анализ ошибок, допущенных в проверочном диктанте. | | |
| | 18.04 | Повторение. Признаки имён прилагательных. | | |
| | 19.04 | Имя прилагательное. | | |
| | 20.04 | Имя прилагательное. | | |
| | 21.04 | Имя прилагательное. | | |
| | 24.04 | Глагол. | | |
| | 25.04 | Глагол. | | |
| | 26.04 | Итоговая проверочная работа. | | |
| | 27.04 | Анализ ошибок, допущенных в итоговой проверочной работе. | | |
| | 28.04.2017 | Изменение частей речи по числам. | | |
| | 02.05.2017 | Предложение. Текст. | | |
| | 03.05.2017 | Подготовка к изложению. | | |
| | 04.05.2017 | Р./р. Контрольное изложение «Золотой луг». | | |
| | 05.04.2017 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном изложении. | | |
| | | Повторение | 13 | |
| | 08.05.2017 | Слово. Предложение. Текст. | | |
| | 10.05.2017 | Слово. Предложение. Текст. | | |
| | 11.05.2017 | Слово. Предложение. Текст. | | |
| | 12.05.2017 | Части речи. | | |
| | 15.05. | Части речи.Словарный диктант № 9. | | |
| | 16.05 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | | |
| | 17.05 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | | |
| | 18.05 | Правописание гласных и согласных в корне слова. | | |
| | 19.05 | Р./к. Контрольное списывание «У реки». | | |
| | 22.05 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании. | | |
| | 23.05 | Речь. | | |
| | 24.05 | Комплексное повторение изученного. | | |
| | 25.05. | | | |
| | 26.05. | Комплексное повторение изученного. | | |
Приложение 2
Тематическое планирование по русскому языку 2 «Б» класс
Учитель: Разумеева Оксана Александровна
№ | Тема | Кол-во часов |
| О даре слова | 4 |
| Слово и его строение | 10 |
| Обозначение согласных и гласных звуков на письме. Слово и предложение | 10 |
| Предложение и текст | 10 |
| Какими бывают лексические значения слова | 11 |
| Слово и его значимые части | 10 |
| Правописание гласных и согласных в корне | 25 |
| Текст | 8 |
| Правописание гласных и согласных в корне | 7 |
| Непроверяемые орфограммы в корне слова | 18 |
| Обозначение твёрдых и мягких эвуков | 17 |
| Части речи | 26 |
| Повторение | 13 |
| Итого: | 167 |
Календарно-тематическое планирование (5 часов в неделю)
П./№ | № темы | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
| | | О даре слова | 4 |
| 1. | 01.09 | Зачем человеку слово дано | 1 |
| 2. | 02.09 | Родной язык — русский | 2 |
| 3. | 05.09 |
| 4. | 06.09 | Особенности устной народной речи | 1 |
| | | Слово и его строение | 10 |
| 1. | 07.09 | Строение слова | 1 |
| 2. | 08.09 | Звуки и буквы | 1 |
| 3. | 09.09 | Алфавит | 2 |
| 4. | 12.09 |
| 5. | 13.09 | Большая буква в словах | 1 |
| 6. | 14.09 | Р./к. Вводное контрольное списывание. | 1 |
| 7. | 15.09 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании. | 1 |
| 8 | 16.09 | Слоги. Ударение. | 1 |
| 9. | 19.09 | Перенос слов | 2 |
| 10. | 20.09 |
| | | Обозначение согласных и гласных звуков на письме | 10 |
| 1. | 21.09 | Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме. Словарный диктант № 1. | 1 |
| 2. | 22.09 | Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных | 2 |
| 3. | 23.09 |
| 4. | 26.09 | Обозначение парных звонких и глухих согласных. | 1 |
| 5. | 27.09 | Обозначение на письме безударных гласных звуков | 2 |
| 6. | 28.09 |
| 7. | 29.09 | Слова–названия предметов, признаков, действий. | 1 |
| 8. | 30.09 | Слово и предложение Проверочная работа по теме «Обозначение согласных и гласных звуков на письме» | 2 1 |
| 9. | 03.10 |
| 10. | 04.10 |
| | | Предложение и текст | 10 |
| 1. | 05.10 | Предложение и текст. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе. | 2 |
| 2. | 06.10 |
| 3. | 07.10 | Правила общения | 1 |
| 4. | 10.10 | Р./р. Р./к. Обучающие изложение. «До свидания журавли» | 1 |
| 5. | 11.10 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. | 1 |
| 6. | 12.10 | Р./р. Р./к. Обучающие сочинение «Осень» | 1 |
| 7. | 13.10 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. Правила общения | 2 |
| 8. | 14.10 |
| 9. | 17.10 | Правила этикета | 2 |
| 10. | 18.10 |
| | | Какими бывают лексические значения слова | 11 |
| 1. | 19.10 | Лексическое значение слова | 4 |
| 2. | 20.10 |
| 3. | 21.10 |
| 4. | 24.10 |
| 5. | 25.10 | Группы слов с общим значением. Словарный диктант № 2. Р./к. Контрольный диктант «В октябре» | 1 |
| 6. | 26.10 |
| 7. | 27.10 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Части речи | 2 |
| 8. | 28.10 |
| 9. | 07.11 | Части речи | 1 |
| 10. | 08.11 | Р./р. Выборочный пересказ текста | 1 |
| 11. | 09.11 | Закрепление изученного материала. | 1 |
| | | Слово и его значимые части | 10 |
| 1. | 10.11 | Корень слова | 1 |
| 2. | 11.11 | Однокоренные слова | 2 |
| 3. | 14.11 |
| 4. | 15.11 | Суффикс | 1 |
| 5. | 16.11 | Приставка | 1 |
| 6. | 17.11 | Окончание слова | 2 |
| 7. | 18.11 |
| 8. | 21.11 | Анализ слов по составу (морфемный разбор) | 1 |
| 9. | 22.11 | Контрольное списывание. | 1 |
| 10. | 23.11 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании. | 1 |
| | | Правописание гласных и согласных в корне | 25 |
| 1. | 24.11 | Понятие об орфограмме. | 1 |
| 2. | 25.11 | Орфограмма в корне слова | 2 |
| 3. | 28.11 |
| 4. | 29.11 | Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов | 2 |
| 5. | 30.11 |
| 6. | 01.12 | Проверка безударной е — гласной ё Словарный диктант № 3. | 1 |
| 7. | 02.12 | Проверка гласных в корне после шипящих | 2 |
| 8. | 05.12 |
| 9. | 06.12 | Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова | 2 |
| 10. | 07.12 |
| 11. | 08.12 | Закрепление | 1 |
| 12. | 09.12 | Слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Словарный диктант № 4. | 3 |
| 13. | 12.12 |
| 14. | 13.12 |
| 15. | 14.12 | Контрольный диктант «Ёлка» | 1 |
| 16. | 15.12 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 |
| 17. | 16.12 | Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение) | 2 |
| 18. | 19.12 |
| 19. | 20.12 | Создание текста поздравления. | 1 |
| 20. | 21.12 | Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова» | 1 |
| 21. | 22.12 | Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе. | 1 |
| 22. | 23.12 | Инструктаж по проектным работам | 1 |
| 23. | 09.01 | Повторение. | 3 |
| 24. | 10.01 |
| 25. | 11.01 |
| | | Текст | 8 |
| 1. | 12.01 | Тема текста. Заголовок | 1 |
| 2. | 13.01 | Тема текста и его название | 1 |
| 3. | 16.01 | Тема текста с двумя микротемами | 2 |
| 4. | 17.01 |
| 5. | 18.01 | Тема текста и средства её раскрытия | 2 |
| 6. | 19.01 |
| 7. | 20.01 | Контрольное списывание «Колли» | 1 |
| 8. | 23.01 | Сообщение о любимой книге. Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании. | 1 |
| | | Правописание гласных и согласных в корне | 7 |
| 1. | 24.01 | Правила записи слов | 1 |
| 2. | 25.01 | Повторение способов и приемов проверки орфограмм | 2 |
| 3. | 26.01 |
| 4. | 27.01 | Р./р.Р./к. Обучающие изложение «Клестята». | 1 |
| 5. | 30.01 | Анализ ошибок, допущенных в изложении.. | 1 |
| 6. | 31.01 | Р./к. Проверочный диктант «Белка» | 1 |
| 7. | 01.02 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Словарный диктант № 5. | 1 |
| | | Непроверяемые орфограммы в корне слова | 18 |
| 1. | 02.02 | Введение в тему | 1 |
| 2. | 03.02 | Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц | 1 |
| 3. | 06.02 | Введение слов с труднопроверяемыми гласными | 1 |
| 4. | 07.02 | Введение слов с непроверяемыми гласными. | 1 |
| 5. | 08.02 | Непроверяемые непроизносимые согласные | 1 |
| 6. | 09.02 | Непроверяемые звонкие и глухие согласные. | 1 |
| 7. | 10.02 | Двойные согласные в русских словах. | 1 |
| 8. | 13.02 | Двойные согласные в словах иноязычного происхождения | 2 |
| 9. | 14.02 |
| 10. | 15.02 | Закрепление написания слов с двойными согласными | 2 |
| 11. | 16.02 |
| 12. | 17.02 | Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова» | 1 |
| 13. | 20.02 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова | 5 |
| 14. | 21.02 |
| 15. | 22.02 |
| 16. | 27.02 |
| 17. | 28.02 |
| 18. | 01.03 | Учимся пересказывать и создавать тексты Словарный диктант № 6. | 1 |
| | | Обозначение твёрдых и мягких эвуков | 17 |
| 1. | 02.03 | Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков | 3 |
| 2. | 03.03 |
| 3. | 06.03 |
| 4. | 07.03 | Употребление гласных после шипящих и буквы ц | 3 |
| 5. | 09.03 |
| 6. | 10.03 |
| 7. | 13.03 | Написание сочетаний чк, чн, щн | 1 |
| 8. | 14.03 | Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков | 2 |
| 9. | 15.03 |
| 10. | 16.03 | Разделительный мягкий знак | 2 |
| 11. | 17.03 |
| 12. | 20.03 | Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах | 1 |
| 13. | 21.03 | Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах .Словарный диктант № 7. | 1 |
| 14. | 22.03 | Р./к. Контрольный диктант «Наступила весна». | 1 |
| 15. | 23.03 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 |
| 16. | 24.03 | Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах | 2 |
| 17. | 03.04 |
| | | Части речи | 26 |
| 1. | 04.04 | Общие значения частей речи | 1 |
| 2. | 05.04 | Имя существительное | 1 |
| 3. | 06.04 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 3 |
| 4. | 07.04 |
| 5. | 10.04 |
| 6. | 11.04 | Собственные имена существительные | 5 |
| 7. | 12.04 |
| 8. | 13.04 |
| 9. | 14.04 |
| 10. | 17.04 |
| 11. | 18.04 | Р./к. Проверочный диктант «Наш город». | 1 |
| 12. | 19.04 | Анализ ошибок, допущенных в проверочном диктанте. Словарный диктант № 8. | 1 |
| 13. | 20.04 | Повторение. Признаки имён прилагательных | 1 |
| 14. | 21.04 | Имя прилагательное | 3 |
| 15. | 24.04 |
| 16. | 25.04 |
| 17. | 26.04 | Глагол | 2 |
| 18. | 27.04 |
| 19. | 28.04 | Итоговая проверочная работа. | 1 |
| 20. | 02.05 | Анализ ошибок, допущенных в итоговой проверочной работе. | 1 |
| 21. | 03.05 | Изменение частей речи по числам | 2 |
| 22. | 04.05 |
| 23. | 05.05 | Предложение. Текст | 1 |
| 24. | 08.05 | Подготовка к изложению | 1 |
| 25. | 10.05 | Р./р. Р./к. Контрольное изложение «Золотой луг» | 1 |
| 26. | 11.05 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном изложении. | 1 |
| | | Повторение | 11 |
| 1. | 12.05 | Слово. Предложение. Текст | 2 |
| 2. | 15.05 |
| 3. | 16.05 | Части речи Словарный диктант № 9. | 2 |
| 4. | 17.05 |
| 5. | 18.05 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 3 |
| 6. | 19.05 |
| 7. | 22.05 |
| 8. | 23.05 | Р./к. Контрольное списывание «У реки». | 1 |
| 9. | 24.05 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании. | 1 |
| 10. | 25.05 | Речь | 1 |
| 11. | 26.05 | Комплексное повторение изученного | 1 |
Приложение 3
Тематическое планирование по русскому языку 2 «В» класс
Учитель: Онюховская Ангелина Марьяновна
№ | Тема | Кол-во часов |
| О даре слова | 4 |
| Слово и его строение | 10 |
| Обозначение согласных и гласных звуков на письме. | 8 |
| Слово и предложение | 2 |
| Предложение и текст | 10 |
| Какими бывают лексические значения слова | 11 |
| Слово и его значимые части | 10 |
| Правописание гласных и согласных в корне | 25 |
| Текст | 8 |
| Правописание гласных и согласных в корне | 7 |
| Непроверяемые орфограммы в корне слова | 17 |
| Обозначение твёрдых и мягких эвуков | 17 |
| Части речи | 25 |
| Повторение | 13 |
| Итого: | 167 |
Календарно-тематическое планирование (5 часов в неделю)
П./№ | № темы | Дата проведения | Тема урока | Кол-во часов |
| | | О даре слова | 4 |
| | 01.09 | Зачем человеку слово дано | 1 |
| | 02.09 | Родной язык — русский | 2 |
| | 05.09 |
| | 06.09 | Особенности устной народной речи | 1 |
| | | Слово и его строение | 10 |
| | 07.09 | Строение слова | 1 |
| | 08.09 | Звуки и буквы | 1 |
| | 09.09 | Алфавит | 2 |
| | 12.09 |
| | 13.09 | Большая буква в словах | 1 |
| | 14.09 | Р./к. Вводное контрольное списывание. | 1 |
| | 15.09 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании. | 1 |
| | 16.09 | Слоги. Ударение. | 1 |
| | 19.09 | Перенос слов | 2 |
| | 20.09 |
| | | Обозначение согласных и гласных звуков на письме | 8 |
| | 21.09 | Обозначение парных твёрдых и мягких согласных на письме. Словарный диктант № 1. | 1 |
| | 22.09 | Обозначение непарных твёрдых и мягких (шипящих) согласных | 2 |
| | 23.09 |
| | 26.09 | Обозначение парных звонких и глухих согласных. | 1 |
| | 27.09 | Обозначение на письме безударных гласных звуков | 2 |
| | 28.09 |
| | 29.09 | Проверочная работа по теме «Обозначение согласных и гласных звуков на письме» | 1 |
| | 30.09 | Слова–названия предметов, признаков, действий. Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе. | 1 |
| | | Слово и предложение | 2 |
| | 03.10 | Слово и предложение | 2 |
| | 04.10 |
| | | Предложение и текст | 10 |
| | 05.10 | Предложение и текст | 2 |
| | 06.10 |
| | 07.10 | Р./р. Р./к. Обучающие изложение. «До свидания журавли» | 1 |
| | 10.10 | Анализ ошибок, допущенных в изложении. | 1 |
| | 11.10 | Р./р. Р./к. Обучающие сочинение «Осень» | 1 |
| | 12.10 | Анализ ошибок, допущенных в сочинении. | 1 |
| | 13.10 | Правила общения | 2 |
| | 14.10 |
| | 17.10 | Правила этикета | 2 |
| | 18.10 |
| | | Какими бывают лексические значения слова | 11 |
| | 19.10 | Лексическое значение слова | 4 |
| | 20.10 |
| | 21.10 |
| | 24.10 |
| | 25.10 | Группы слов с общим значением. Словарный диктант № 2. | 1 |
| | 26.10 | Р./к. Контрольный диктант «В октябре» | 2 |
| | 27.10 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 |
| | 28.10 | Части речи | 1 |
| | 07.11 |
| | 08.11 | Р./р. Выборочный пересказ текста | 1 |
| | 09.11 | Закрепление изученного материала. | 1 |
| | | Слово и его значимые части | 10 |
| | 10.11 | Корень слова | 1 |
| | 11.11 | Однокоренные слова | 2 |
| | 14.11 |
| | 15.11 | Суффикс | 1 |
| | 16.11 | Приставка | 1 |
| | 17.11 | Окончание слова | 2 |
| | 18.11 |
| | 21.11 | Анализ слов по составу (морфемный разбор) | 1 |
| | 22.11 | Контрольное списывание. | 1 |
| | 23.11 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании. | 1 |
| | | Правописание гласных и согласных в корне | 25 |
| | 24.11 | Понятие об орфограмме. | 1 |
| | 25.11 | Орфограмма в корне слова | 2 |
| | 28.11 |
| | 29.11 | Ознакомление со способом проверки безударных гласных подбором однокоренных слов | 2 |
| | 30.11 |
| | 01.12 | Проверка безударной е — гласной ё Словарный диктант № 3. | 1 |
| | 02.12 | Проверка гласных в корне после шипящих | 2 |
| | 05.12 |
| | 06.12 | Проверка парных звонких и глухих согласных в середине слова | 2 |
| | 07.12 |
| | 08.12 | Закрепление | 1 |
| | 09.12 | Слова с непроизносимыми согласными в корне слова. | 2 |
| | 12.12 |
| | 13.12 | Слова с непроизносимыми согласными в корне слова. Словарный диктант № 4. | 1 |
| | 14.12 | Контрольный диктант «Ёлка» | 1 |
| | 15.12 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. | 1 |
| | 16.12 | Проверяемые орфограммы в корне слова | 1 |
| | 19.12 | Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне слова» | |
| | 20.12 | Анализ ошибок, допущенных в проверочной работе. | 1 |
| | 21.12 | Проверяемые орфограммы в корне слова (обобщение) | 1 |
| | 22.12 | Создание текста поздравления. | 1 |
| | 23.12 | Инструктаж по проектным работам | 1 |
| | 09.01 | Повторение. | 3 |
| | 10.01 |
| | 11.01 |
| | | Текст | 8 |
| | 12.01 | Тема текста. Заголовок | 1 |
| | 13.01 | Тема текста и его название | 1 |
| | 16.01 | Тема текста с двумя микротемами | 2 |
| | 17.01 |
| | 18.01 | Тема текста и средства её раскрытия | 2 |
| | 19.01 |
| | 20.01 | Контрольное списывание «Колли» | 1 |
| | 23.01 | Сообщение о любимой книге. Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании. | 1 |
| | | Правописание гласных и согласных в корне | 7 |
| | 24.01 | Правила записи слов | 1 |
| | 25.01 | Повторение способов и приемов проверки орфограмм | 2 |
| | 26.01 |
| | 27.01 | Р./р.Р./к. Обучающие изложение «Клестята». | 1 |
| | 30.01 | Анализ ошибок, допущенных в изложении.. | 1 |
| | 31.01 | Р./к. Проверочный диктант «Белка» | 1 |
| | 01.02 | Анализ ошибок, допущенных в диктанте. Словарный диктант № 5. | 1 |
| | | Непроверяемые орфограммы в корне слова | 17 |
| | 02.02 | Введение в тему | 1 |
| | 03.02 | Безударные гласные, непроверяемые ударением. Написание названий птиц | 1 |
| | 06.02 | Введение слов с труднопроверяемыми гласными | 1 |
| | 07.02 | Введение слов с непроверяемыми гласными. | 1 |
| | 08.02 | Непроверяемые непроизносимые согласные | 1 |
| | 09.02 | Непроверяемые звонкие и глухие согласные. | 1 |
| | 10.02 | Двойные согласные в русских словах | 1 |
| | 13.02 | Двойные согласные в словах иноязычного происхождения | 2 |
| | 14.02 |
| | 15.02 | Закрепление написания слов с двойными согласными | 2 |
| | 16.02 |
| | 17.02 | Обобщение по теме «Непроверяемые гласные и согласные в корне слова» | 1 |
| | 20.02 | Проверяемые и непроверяемые орфограммы в корне слова | 5 |
| | 21.02 |
| | 22.02 |
| | 27.02 |
| | 28.02 | Учимся пересказывать и создавать тексты Словарный диктант № 6. | 1 |
| | | Обозначение твёрдых и мягких эвуков | 17 |
| | 01.03 | Способы обозначения парных твёрдых и мягких согласных звуков | 3 |
| | 02.03 |
| | 03.03 |
| | 06.03 | Употребление гласных после шипящих и буквы ц | 3 |
| | 07.03 |
| | 09.03 |
| | 10.03 | Написание сочетаний чк, чн, щн | 1 |
| | 13.03 | Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков | 2 |
| | 14.03 |
| | 15.03 | Разделительный мягкий знак | 2 |
| | 16.03 |
| | 17.03 | Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах | 1 |
| | 20.03 | Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах .Словарный диктант № 7. | 1 |
| | 21.03 | Р./к. Контрольный диктант «Наступила весна». | 1 |
| | 22.03 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном диктанте. | 1 |
| | 23.03 | Обобщение сведений о роли мягкого знака в словах | 2 |
| | 24.03 |
| | | Части речи | 25 |
| | 03.04 | Общие значения частей речи | 1 |
| | 04.04 | Имя существительное | 1 |
| | 05.04 | Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные | 3 |
| | 06.04 |
| | 07.04 |
| | 10.04 | Собственные имена существительные | 5 |
| | 11.04 |
| | 12.04 |
| | 13.04 |
| | 14.04 |
| | 17.04 | Р./к. Проверочный диктант «Наш город». | 1 |
| | 18.04 | Анализ ошибок, допущенных в проверочном диктанте. Словарный диктант № 8. | 1 |
| | 19.04 | Повторение. Признаки имён прилагательных | 1 |
| | 20.04 | Имя прилагательное | 3 |
| | 21.04 |
| | 24.04 |
| | 25.04 | Глагол | 2 |
| | 26.04 | Итоговая проверочная работа. | 1 |
| | 27.04 | Анализ ошибок, допущенных в итоговой проверочной работе. | 1 |
| | 28.04 | Изменение частей речи по числам | 1 |
| | 02.05 |
| | 03.05 | Предложение. Текст | 1 |
| | 04.05 | Подготовка к изложению | 1 |
| | 05.05 | Р./р. Р./к. Контрольное изложение «Золотой луг» | 1 |
| | 08.05 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном изложении. | 1 |
| | | Повторение | 13 |
| | 10.05 | Слово. Предложение. Текст | 3 |
| | 11.05 |
| | 12.05 |
| | 15.05 | Части речи Словарный диктант № 9. | 2 |
| | 16.05 |
| | 17.05 | Правописание гласных и согласных в корне слова | 3 |
| | 18.05 |
| | 19.05 |
| | 22.05 | Р./к. Контрольное списывание «У реки». | 1 |
| | 23.05 | Анализ ошибок, допущенных в контрольном списывании. | 1 |
| | 24.05 | Речь. Комплексное повторение изученного | 4 |
| | 25.05 |
| | 26.05 |