Приложение к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ № 2»
Согласовано | Рассмотрено | Утверждаю |
на заседании методического | на заседании методического совета | Директор МБОУ «Лицей №2» |
объединения гуманитарного цикла | | _____________Т.Р. Фарберова |
_______________ И.Г.Исмуратова | _____________ Е.В.Коробейникова | |
Протокол № 1 «29» августа 2018 г. | Протокол методического совета №1 «29» августа 2018г. Приказ №818 от 29.08.2018г. | Протокол .педагогического совета №1 от «30 » августа 2018г. Приказ №822 от 30.08.2018г. |
| | |
Рабочая программа
по учебному предмету
«Всеобщая История»
7 А, 7 Б, 7 В класс
2018-2019 учебный год
Составитель:
Билецкая С.В. учитель истории и обществознания
г. Нижневартовск
2018
Содержание
Пояснительная записка;
Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса;
Содержание учебного предмета, курса;
Основные виды учебной деятельности;
Формы организации учебных занятий;
Тематическое планирование с указанием количества часов на освоение каждой темы.
Приложения:
Приложение №1. Практическая часть рабочей программы
Приложение №2. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности
Приложение №3. Алгоритм работы с текстом
Приложение №4. Отчет по экскурсии
Приложение №5. Требования к проектной работе
Приложение №6. Планирование вопросов профориентационной направленности
1. Пояснительная записка
Программа по Всеобщей Истории для 7 класса составлена в качестве приложения к основной образовательной программе основного общего образования МБОУ «Лицей №2» на основе:
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования РФ от 17.12.2010г. № 1897г., с изменениями (приказ МО РФ № 1644 от 29.12. 2014г., приказ №.1577 от 31.12.2015г.)
Фундаментального ядра содержания общего образования
Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Лицей №2»
Примерной программы по учебному предмету История 5-9 классы (Примерная программа по истории 5-9 классы / О.Н. Журавлева. - М.: Просвещение, 2016.)
Учебника:
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Скандерова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
Цель учебного предмета «Всеобщая История»:
образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи учебного предмета «Всеобщая История»:
формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурой самоидентификации в окружающем мире;
овладение обучающимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственных сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;
воспитание обучающихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству – многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;
развитие способности обучающихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;
формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план МБОУ «Лицей №2» предусматривает обязательное изучение предмета «Всеобщая История» в 7 классе в количестве 30 часов в год (из обязательной части Учебного плана).
2. Планируемые результаты изучения учебного предмета «Всеобщая История»
Планируемыми результатами изучения учебного предмета «Всеобщая История» в 7 классе являются:
1) Личностные результаты:
осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.
2) Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
умение сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умение объяснять явления и процессы социальной действительности с научных позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способность анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей, свойственных подросткам;
Позновательные УУД:
использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта;
выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.);
выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
подкрепление изученных положений конкретными примерами;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учётом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде;
выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Коммуникативные УУД:
овладение различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
3) Предметные результаты:
Предметные результаты: | Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
1 | 2 | 3 |
относительно целостное представление об обществе и человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей; знание ряда ключевых понятий об основных социальных объектах; умение объяснять явления социальной действительности с опорой на эти понятия; знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности; умения находить нужную социальную информацию в педагогически отобранных источниках; адекватно её воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать) имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями; понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества; знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни; умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций; установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни. | локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и Всеобщей истории в Новое время; использовать историческую карту как источник информации о границах государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений-походов, завоеваний, колонизации и др. анализировать информацию из различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени; составлять описание образа жизни основных социальных групп в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени; систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по Всеобщей истории Нового времени; раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений и политического строя государств в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) художественной культуры Нового времени; объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов истории Нового времени; сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события; давать оценку событиям и личностям отечественной | используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие стран в Новое время; изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам; использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами; сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия; составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников культуры Нового времени, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение. применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам |
3. Содержание программы учебного предмета Всеобщая История
История Нового времени
Введение. 1 ч.
Понятие «Новая история», хронологические рамки Новой истории.
Тема I . «Мир в начале Нового времени. 14 ч.
Великие географические открытия и их последствия.
Путешествия В. да Гамы, Х. Колумба, Ф. Магеллана. Открытие европейцами Америки, торговых путей в Азию. Захват и освоение европейцами Нового Совета. Порабощение населения завоеванных территорий. Э. Кортес. Ф. Писарро. Начало создания колониальных империй. Пиратство. Ф. Дрейк.
Эпоха Возрождения.
Духовные искания эпохи Возрождения. Гуманизм. Данте Алигьери. Э. Роттердамский. Ф. Рабле. Т. Мор. В. Шекспир. Искусство Ренессанса. Переворот во взглядах на природу. Н. Коперник. Дж. Бруно. Г. Галилей. Р. Декарт.
Начало процесса модернизации в Европе в XVI–XVII вв. Зарождение капиталистических отношений. Буржуазия и наемные рабочие. Совершенствование техники. Возникновение мануфактур, развитие товарного производства. Торговые компании.
Реформация. Утверждение абсолютизма.
Причины Реформации. Протестантизм. М. Лютер. Ж. Кальвин. Распространение идей Реформации в Европе. Контрреформация. И. Лойола. Религиозные войны.
Тема II. Первые революции Нового времени. 4 ч.
Европейские государства в XVI–XVII вв. Утверждение абсолютизма. Укрепление королевской власти в Англии и Франции. Генрих VIII. Елизавета I. Кардинал Ришелье. Людовик XIV. Испанская империя при Карле V.
Тридцатилетняя война и Вестфальская система.
Первые буржуазные революции.
Нидерланды под властью Испании. Революционно-освободительная борьба в провинциях Нидерландов. Создание Голландской республики.
Английская революция середины XVII в. Король и парламент. Гражданская война. Провозглашение республики. О. Кромвель. Реставрация монархии. «Славная революция».
Тема III. Эпоха Просвещения. Время преобразований. 9 ч.
Страны Европы и Азии в эпоху Просвещения.
Эпоха Просвещения. Развитие естественных наук. И. Ньютон. Английское Просвещение. Д. Локк. Французское Просвещение. Вольтер. Ш. Монтескье. Ж.-Ж. Руссо. Д. Дидро. Художественная культура XVII–XVIII вв.: барокко, классицизм, сентиментализм.
Просвещенный абсолютизм в Центральной Европе. Австрия и Пруссия в XVIII в. Фридрих II. Семилетняя война.
Английские колонии в Америке. Война за независимость и образование США. Т. Джефферсон. Б. Франклин. Дж. Вашингтон. Конституция 1787 г.
Кризис абсолютизма во Франции. Великая французская революция. Начало революции. Революционные политические группировки. «Гора» и «жиронда». Ж. Дантон. М. Робеспьер. Ж.-П. Марат. Свержение монархии. Революционный террор. Якобинская диктатура. Термидорианский переворот. Директория. Революционные войны. Наполеон Бонапарт. Итоги и значение Великой французской революции, ее влияние на страны Европы.
Тема IV. Традиционные общества Востока. 2 ч.
Ослабление Османской империи. Держава Великих Моголов в Индии и ее распад. Начало европейского завоевания Индии. Покорение Китая маньчжурами. Империя Цин. Образование централизованного государства в Японии. И. Токугава. Европа и Северная Америка в XIX – начале ХХ в.
4. Основные виды учебной деятельности:
Виды учебно-познавательной деятельности | Предметы видов учебно-познавательной деятельности |
Наблюдение | Внешние признаки, свойства объектов познания, получаемые без вмешательства в них |
Эксперимент | Существенные, ведущие свойства, закономерности объектов природы, получаемые непосредственно путем вмешательства, воздействия на них |
Работа с книгой | Систематизированная информация, изложенная в учебной, научной и научно-популярной литературе |
Систематизация знаний | Существенные связи и отношения между отдельными элементами системы научных знаний |
Решение познавательных задач (проблем) | Комплексная разнообразная информация познавательного характера |
Построение графиков | Закономерные связи между явлениями (свойствами, процессами, характеристиками) |
Виды деятельности со словесной (знаковой) основой:
Слушание объяснений учителя.
Слушание и анализ выступлений своих товарищей.
Самостоятельная работа с учебником.
Работа с научно-популярной литературой;
Отбор и сравнение материала по нескольким источникам.
Написание рефератов и докладов.
Выполнение заданий по разграничению понятий.
Систематизация учебного материала.
Виды деятельности на основе восприятия элементов действительности:
Наблюдение за демонстрациями учителя.
Просмотр учебных фильмов.
Анализ графиков, таблиц, схем.
Анализ проблемных ситуаций.
5. Формы организации учебных занятий
Фронтальная – все ученики класса под непосредственным руководством учителя выполняют общую задачу,
Индивидуальная – самостоятельное выполнение учеником одинаковых для всего класса задач без контакта с другими учениками,
Групповые - парная форма учебной работы – два ученика выполняют некоторую часть работа вместе.
Кооперативно-групповая учебная деятельность – форма организации обучения в малых группах учащихся, объединенных общей учебной целью.
Дифференцированно-групповая форма предусматривает организацию работы ученических групп с различными учебными возможностями. Задача дифференцируется по уровню сложности или по их количеству.
Классификация форм уроков
Уроки в форме соревнований и игр: КВН, викторина, турнир, дуэль.
Уроки на основе нетрадиционной подачи материала: урок-откровение, урок-дублер, урок мудрости, творческий отчет.
Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
Уроки, имитирующие деятельность: деловые игры, урок-следствие, ученый совет, суд.
Уроки в форме мероприятий: экскурсии, путешествия, прогулки, ролевые игры.
Уроки-фантазии: сказка, спектакль, сюрприз.
Интегрированные уроки.
Классификация методов
В методике приводится следующая классификация методов обучения:
Пассивные: когда учитель доминирует, а учащиеся — пассивны. Такие методы в рамках ФГОС признаны наименее эффективными, хотя используются на отдельных уроках обучающего типа. Самый распространенный прием пассивных методов — лекция.
Активные (АМО). Здесь учитель и ученик выступают как равноправные участники урока, взаимодействие происходит по вектору учитель = ученик.
Интерактивные (ИМО) — наиболее эффективные методы, при которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом. Вектор: учитель = ученик = ученик.
6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
№ | Раздел, название темы, темы интегрированных курсов регионального компонента, профориентационного и других направлений | К-во часов | Дата | Региональный компонент | УИТМ | ИКТ |
План | Факт |
7 А | 7 Б | 7 В | 7 А | 7 Б | 7 В | | | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
Введение. 1 ч. |
1 | Вводный урок. От средневековья к Новому времени. | 1 | | | | | | | | | АРМПр |
Тема I. «Мир в начале Нового времени. 14 ч. |
2 | Технические открытия выход к Мировому океану. | 1 | | | | | | | | | АРМПр |
3 | Великие географические открытия. | 1 | | | | | | | | | АРМПр В |
4 | Усиление королевской власти в XVI – XVII вв. Абсолютизм в Европе. | 1 | | | | | | | | | АРМ |
5 | Дух предпринимательства преобразовывает экономику. Профессии в сфере экономики | 1 | | | | | | | | | АРМ |
6 | Европейское общество в раннее Новое время | 1 | | | | | | | | | АРМПр |
7 | Повседневная жизнь европейцев. | 1 | | | | | | | | | ИДПр |
8 | Великие гуманисты Европы | 1 | | | | | | | | | АРМПр |
9 | Мир художественной культуры Возрождения | 1 | | | | | | | | | ИДПр |
10 | Рождение новой европейской науки | 1 | | | | | | | | | ИДПр |
11 | Начало Реформации в Европе. | 1 | | | | | | | | | ИДПр |
12 | Распространение Реформации в Европе. Контрреформация | 1 | | | | | | | | | ИДПр |
13 | Королевская власть и Реформация в Англии. | 1 | | | | | | | | | АРМПр |
14 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. Военные профессии | 1 | | | | | | | | | АРМ |
15 | Повторение по изученной теме | 1 | | | | | | | | | АРМ |
Тема II. Первые революции Нового времени. 4 ч. |
16 | Освободительная война в Нидерландах | 1 | | | | | | | | | АРМПр |
17 | Парламент против короля. Революция в Англии. | 1 | | | | | | | | | АРМПр |
18 | Путь к парламентской монархии. | 1 | | | | | | | | | АРМПр |
19 | Международные отношения в XVI – XVII вв. Профессия дипломата, министра в современной России | 1 | | | | | | | | | АРМПр |
Тема III. Эпоха Просвещения. Время преобразований. 9 ч. |
20 | Великие просветители Европы | 1 | | | | | | | | | ИД |
21 | Мир художественной культуры Просвещения. | 1 | | | | | | | | | ИД |
22 | На пути к индустриальной эре | 1 | | | | | | | | | ИД |
23 | Английские колонии в Северной Америке. | 1 | | | | | | | | | ИД |
24 | Война за независимость. Создание США | 1 | | | | | | | | | ИД |
25 | Франция в 18 в. Причины и начало Французской революции | 1 | | | | | | | | | ИД |
26 | Французская революция. От монархии к республике | 1 | | | | | | | | | ИД |
27 | Французская революция. От якобинской диктатуры к 18 брюмера Бонапарта | 1 | | | | | | | | | АРМПр |
28 | Повторение по изученной теме | 1 | | | | | | | | | АРМПр |
Тема IV. Традиционные общества Востока. 2 ч. |
29 | Государства Востока: традиционное общество в эпоху раннего Нового времени | 1 | | | | | | | | Живые традиции Востока | ИД |
30 | Государства Востока. Начало европейской колонизации | 1 | | | | | | | | | АРМПр |
Приложение №1
Практическая часть рабочей программы
№ пп | Название работы | Количество часов |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | год |
-
| Контрольные работы: | | | | | |
- стартовая контрольная работа | 1 | | | | 1 |
- тематические контрольные работы | | 1 | | | 1 |
- контрольная работа в рамках промежуточного контроля | | | 1 | | 1 |
- контрольная работа в рамках промежуточной аттестации | | | | 1 | 1 |
-
| Зачет | | 1 | | | 1 |
-
| Учебные экскурсии | | 1 | | | 1 |
-
| Проектные работы | | Живые традиции Востока | | | 1 |
Приложение №2
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Литература для учителя
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Скандерова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 319с.
История в таблицах. 5 - 11 кл.: Справочное пособие/ Авт.-сост. А.Т.Степанищев, Н.М.Белозеров, А.П.Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 2014.
Литература для учащихся:
Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени, 1500-1800. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А.Я.Юдовская, П.А. Баранов, Л.М. Ванюшкина; под ред. А.А. Скандерова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2015. - 319с.
Материально-техническое обеспечение
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности: текстовый редактор, редактор создания презентаций, система обработки и представления массивов числовых данных.
Мультимедиапроектор + экран;
Комплект презентаций к урокам по данному курсу;
Интернет-ресурсы (фильмы, документы, онлайн-тесты)
Цифровые образовательные ресурсы
Витязь на распутье: Интерактивное учебное пособие по истории России IX – конца XIX века. М., 2017 (CD).
История России: с древнейших времен до концаXVI в.: Электронное приложение к учебнику А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной: (CD). 7 класс.
Историческая энциклопедия: Династия Романовых: три века российской истории. М., 2015 (CD).
Учебное электронное издание «История Средних веков».
Интернет ресурсы
http://www. Booksite.ru/enciklopedia/ - древнерусская жизнь в картинках.
http://old-russian.narod.ru/ - древнерусская литература
http:// rublev.voskes.ru/ - иконы Андрея Рублева.
http://www.history.tom.ru/ - История России от князей до Президента
http://www.avorhist.ru/ - Русь Древняя и Удельная
http://www.lectures.edu.ru/ - циклы лекций по истории Древней и Московской Руси.
http://www.portal-slovo.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: исторические документы).
http://www.artclassik.edu.ru/ - Российский общеобразовательный портал (Коллекция: мировая художественная культура).
http://a-nevskiy.narod.ru/ - сайт, посвященный Александру Невскому.
http://statehistory.ry– сайт «История государства»
http://history.standart.edu.ru/Обществознание и новейшая история
http://his.1september.ru/ Газета «История» и сайт для учителя «Я иду на урок истории»
http://historydoc.edu.ru/ Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала
http://bibliotekar.ru/rusRomanov/index.htm/ Династия Романовых
http://rushistory.stsland.ru/ История России с древнейших времен до наших дней
http://rulers.narod.ru/ Всемирная история в лицах
http://www.worldhist.ru/ Всемирная история
http://www.world-history.ru/ Всемирная история.
http://lesson-history.narod.ru/ Компьютер на уроках истории, обществознания и права.
http://www.hrono.ru/ ХРОНОС — Всемирная история в Интернете
http://ant-m.ucoz.ru/ - "Виртуальный кабинет истории и обществознания".
http://history.ucoz.ua/ - школьная лаборатория по истории.
http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
http://school-collection.edu.ru/ Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://museum.ru/ Портал «Музеи России».
Приложение № 3
Алгоритм работы с текстом
I. Идентификация текста, то есть определение типа текста:
1)по структуре;
2)по знакам препинания;
3)по заголовку;
4)по картинкам, схемам.
II. Предвосхищение содержания текста на основе жизненного опыта и знаний учащихся из всех предметов по:
1)формальным вехам: картинкам, диаграммам, структуре текста, абзацам, по 1-му предложению, по последнему, по сноскам и т.д.;
2)смысловым вехам: словам с большой буквы, числительным, датам и т.д.
III. В процессе чтения выделять четыре функциональных вида чтения текста:
1)просмотровое и/или поисковое;
2)ознакомительное;
3)изучающее.
IV. Каждый вид чтения предполагает соответствующую стратегию текста для решения вполне конкретных задач урока.
V. Вид чтения определяется необходимостью информации из данного текста для решения конкретных учебных задач.
VI. Независимо от вида чтения необходимо соблюдать последовательность в действиях учителя и учащихся по извлечению информации.
VII. Нельзя перейти ни к одному виду чтения, минуя предшествующее, т.к. просмотровое-это чтение для определения темы текста или ответе на вопрос: "О чем здесь идет речь?";
Ознакомительное чтение-это извлечение не менее 70% содержащейся в тексте информации, (как правило-основной информации) с ответами на вопросы: "Что? Кто? Где? Когда?"
Изучающее чтение- 100% извлечение информации, т.е. наиболее полное и глубокое, с ответами на вопросы: почему? как? какова главная идея? основные мысли?
VIII. Каждый вид чтения должен обязательно завершаться контролем за результативностью извлечения максимальной информации в соответствии с видом чтения.
Приложение № 4
Отчет по экскурсии
Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.
Тема экскурсии:_____________________
Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:______________
Вид экскурсии__________________
Цель экскурсии (цель ученика):___________________________________
Информация, подтверждающая достижение цели:
1 вариант:
Перечень вопросов, которые были предложены учителей ученику перед экскурсией или после ее. | Ответы на вопросы |
-
| |
-
| |
-
| |
2 вариант (в случае, если отчет оформляется творческой работой)
Тезисы, краткие выводы по итогам выполненной творческой работы (реферата, проекта, сочинения и пр.), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта, сочинения, фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)
Отчет подготовил: обучающийся _____ класса / Фамилия И.О. /________________/
Отчет проверил: учитель: ____________________ , «_____» __________20___г.
Оценка: _________(______________) / Фамилия И.О. /________________/
Приложение № 5
Требования к проектной работе
Проектная деятельность – это способы решения проблем. Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества. Проектирование предполагает также изучение не только технологий, но и, собственно, деятельности людей в производственной и непроизводственной сферах хозяйства.
Проектирование как метод познания должно оказывать учащимся практическую помощь в осознании роли знаний в жизни и в обучении, когда они перестают быть целью, а становятся средством в подлинном образовании, помогая овладевать культурой мышления. Оно направлено также на психофизическое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников, активизацию их задатков и способностей, сущностных сил и призвания, включение в успешную трудовую деятельность и систему общечеловеческих ценностей, формирование и удовлетворение их деятельностных и познавательных запросов и потребностей, создание условий для самоопределения, творческого самовыражения и непрерывного образования. Выполняя проекты, учащиеся на собственном опыте должны составить представление о жизненном цикле изделий – от зарождения замысла до материальной реализации и использовании на практике. При этом важной стороной проектирования является оптимизация предметного мира, соотнесение затрат и достигаемых результатов.
Примерная последовательность проектной деятельности
Выявление проблемы (выбор темы проекта), определение цели проектной деятельности.
Определение путей решения проблемы, изучение требований, условий, необходимых для решения проблемы.
Сбор информации, изучение социальной литературы (в том числе в сети Интернет), опрос взрослых, друзей.
Выработка идей, вариантов выполнения проекта.
Выбор оптимальной идеи, ее развитие. Из трех – четырех вариантов выбирают лучший и менее дорогой. Для этого подсчитывают примерную себестоимость каждого из вариантов проекта, определяют требования к будущему изделию, наиболее важные для вас.
Планирование проектной деятельности (изготовление изделия, проведение праздника и др.) . На этом этапе определяют сроки, последовательность и график проектной деятельности.
Выполнение проекта (изготовление изделия, организация и проведение праздника): подбор материалов, оборудования для изготовления изделия), организация рабочего места. Определение последовательности выполнения (технологических) операций, подбор или разработка необходимой технической документации, контроль каждого этапа технологического процесса.
Анализ результатов проектной деятельности, контроль и испытание изделия, сопоставление результатов, анализ успехов и допущенных ошибок, предложения по изменению технологического процесса в случае повторного изготовления изделия, подсчет материальных затрат и сравнение их с проектируемыми расходами.
Оформление проекта в виде пояснительной записки. Формирование цели проекта, идеи его выполнения, расчет себестоимости, оформление технологической документации.
Приложение № 6
Календарно - тематическое планирование для
вопросов профориентационной направленности
№ пп | № урока | Тема урока | Профориентационное направление | Дата |
План | Факт |
7 А | 7 Б | 7 В | 7 А | 7 Б | 7 В |
-
| 5 | Дух предпринимательства преобразовывает экономику. | Профессии в сфере экономики | | | | | | |
-
| 15 | Религиозные войны и укрепление абсолютной монархии во Франции. | Военные профессии | | | | | | |
-
| 20 | Международные отношения в XVI – XVII вв. | Профессия дипломата, министра в современной России | | | | | | |