СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета Всеобщая история

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  учебного предмета Всеобщая история для учащихся 5-9 классов. (новая редакция) 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета Всеобщая история»




Приложение к ООП ООО

МБОУ «ООШ №17»

приказ № ___ от ___________г.



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анжеро-Судженского городского округа

«Основная общеобразовательная школа №17»




Рассмотрено:

на ШМО предметов естественного цикла

протокол №1 от 28.08.2018г.

Руководитель ШМО:

Гуренович Г.В._______

Согласовано на МС

протокол № 1 от 29.08.2018г.

Председатель МС:

Степанова Л.В.________


Утверждаю:

директор МБОУ «ООШ №17»

Н.В. Ермолаева___________

Приказ № от _______2018г.

Протокол педсовета № __ от _____________2018г.







Рабочая программа учебного предмета

«Всеобщая история»

5-9 классы

(новая редакция)


















г. Анжеро-Судженск

2018





Составители: Степанова Лилия Владимировна, учитель истории,

Никонорова Марина Вячеславовна, учитель истории























Всеобщая история. Рабочая программа для учащихся 5-9 классов, Анжеро – Судженск, 2018г., 21 с.


























Содержание


1. Планируемые результаты освоения учебного предмета……..……………..4

2. Содержание учебного предмета ………………………………………….....15

3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы……………………………………..…………………... 21





















































Планируемые результаты освоения учебного предмета

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД


Результаты, заданные ФГОС

У выпускника сформируются

Выпускник получит возможность формирования

1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной

В рамках когнитивного компонента:

- историко-географический образ России, включающий представление о территории и границах России, знание основных исторических событий развития государственности и общества, знание истории края, его достижений и культурных традиций;

- знание об общекультурном наследии России и общемировом культурном наследии;

В рамках ценностного и эмоционального компонента:

- уважение к истории страны, её культурным и историческим памятникам;

- эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности, понимание вклада каждого народа в мировую историю;

Деятельностный компонент:

- стремление к развитию и познанию своей этнической и общенациональной (российской) социокультурной идентичности

Способность осмысливать, анализировать, сравнивать, обобщать, оценивать сложные социально-политические явления, происходящие в России и мире, устанавливать их взаимосвязь и противоречивость.

Осознания гражданских требований и внутренние установки в правильности выбранного поведения.

Осознанное отношение обучающегося к долгу, обязанностям, общественным ценностям, традициям, будущему, его нравственная надежность, заключающаяся в умении даже в сложных противоречивых ситуациях не изменять своим нравственным принципам, эффективно и устойчиво исполнять социальные функции, не вступая в противоречие с моральными нормами.

Восприятие российской культуры как сочетание национальных культур, как единство в многообразии.

2) Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде

- готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, обязанностей ученика;

- готовность к выбору профильного образования;

- потребность в самопознании, владение навыками самопознания;

- сформированность навыков самоорганизации: целеустремленность, активность, обоснованность мотивации, самостоятельность, принятие решений и ответственность за них, критичность оценки результатов своих действий;

- адекватность самооценки;

- ориентированность в социально-экономической ситуации и прогнозировании престижности выбираемого труда;

Овладение функцией смыслообразования, заключающейся в установление связи мотива и цели деятельности

Осуществление индивидуальных и эффективных подходов к решениям возникающих проблем, умение их реализации, а также знание путей самосовершенствования

Умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий.

3) Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира

- сформированность качеств личности, составляющих основу для формирования целостного научного мировоззрения;


Научное представление о мире, как единой системе, о его культурном, духовном, языковом многообразии.

4) Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

- знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

- уважение и принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

- умение устанавливать толерантные взаимоотношения, положительные установки на общение с другими народами; понимание их вклада в мировую историю.

- терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению, традициям, обычаям, языку, культуре

Идентификация себя как полноправного субъекта общения.

Механизмы достижения взаимопонимания с другими людьми в диалоге и в деятельности.








5) Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей

- сформированность понимания многообразия социальных ролей, выполняемых человеком в обществе;



Умение организовывать свою общественную жизнь в соответствии с региональными, этнокультурными, социальными и экономическими особенностями.

Восприятие и реализация в жизни ценностей созидательного отношения к окружающей действительности, ценностей социального творчества, ценности продуктивной организации совместной деятельности, самореализации в группе и организации, ценности «другого» как равноправного партнера.

6) Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

- знание основных норм морали, нравственных, духовных идеалов, хранимых в культурных традициях народов России, готовность на их основе к сознательному самоограничению в поступках, поведении, расточительном потребительстве;


Устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.


7) Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

- сформированность умения применять способы взаимовыгодного сотрудничества;

- готовность и способность к ведению переговоров

Коммуникативная компетентность, позволяющая эффективно строить общение со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности.

8) Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

- способность к осознанному выбору поступков, поведения, в целом, образа жизни, позволяющим сохранять и укреплять здоровье;


Устойчивая установка на здоровый образ жизни и ее реализация в поведении и поступках.

9) Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях

- признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях

- система знаний учащихся истории и культуре края, тесно связанных с охраняемым природным наследием сведений;

- активная гражданская позиция на окружающий социум, стремление жить в более благополучных жизненных условиях


Система экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты;

готовность к исследованию природы, к занятиям сельскохозяйственным трудом, к художественно-эстетическому отражению природы, к занятиям туризмом, в том числе экотуризмом, к осуществлению природоохранной деятельности.

10) Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи

- сформированность норм и правил, социальной жизни в семье, продиктованных социальной ролью: уважение к старшим, забота о младших членах семьи, чувство долга и ответственности перед членами семьи, добросовестное выполнение семейных обязанностей, поддержка членов семьи.

Готовность к принятию и качественному выполнению социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества

11) Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера

- посещение культурных мероприятий в музеях,

– уважение к художественному наследию народов России и мира, уважение к истории культуры своего Отечества


Сформированность активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.

- способность к эмоционально-ценностному освоению мира, самовыражению и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры



Метапредметные УУД



Группы УУД, в соответствии с ФГОС ООО

Критерии и показатели


У выпускника сформируются

Выпускник получит возможность формирования

  1. Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности

- умение принимать учебные цели и задачи, сформулированные учителем;

- умение ставить собственные учебные цели и задачи, определять пути их достижения;

- умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

- умение формулировать собственные проблемы и определять главную проблему;

- выдвигать версии решения проблемы, формулировать гипотезы, предвосхищать конечный результат;

- умение самостоятельно определять цель деятельности на основе выявленной проблемы и существующих возможностей;

–  умение формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели;

– способность обосновывать целевые ориентиры и приоритеты, указывая и обосновывая логическую последовательность шагов.

- умение определять последовательность учебных целей, достижение которых обеспечит движение по определенной учащимся траектории;

– способность к поиску источников восполнения этих дефицитов;

– умение строить жизненные планы во временной перспективе;

– умение определять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ



2) Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач


- умение определять необходимые действия в соответствии с учебной и познавательной задачей и составлять алгоритм их выполнения;

– умение обосновывать и осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач;

– умение определять/находить, в том числе из предложенных вариантов, условия для выполнения учебной и познавательной задачи;

– умение выбирать из предложенных вариантов и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;

– умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования), планировать пути решения проблемы;

– умение при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

– умение определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения;

– способность выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;



3)Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией


- умение определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

– умение систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии оценки планируемых результатов и оценки своей деятельности;

– способность отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

– оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

– умение находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

- умение устанавливать связь между полученными характеристиками продукта и характеристиками процесса деятельности и по завершении деятельности предлагать изменение характеристик процесса для получения улучшенных характеристик продукта;







4)Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения


- умение определять критерии правильности (корректности) выполнения учебной задачи;

– способность анализировать и обосновывать применение соответствующего инструментария для выполнения учебной задачи;

– умение оценивать продукт своей деятельности по заданным и/или самостоятельно определенным критериям в соответствии с целью деятельности;

– умение обосновывать достижимость цели выбранным способом на основе оценки своих внутренних ресурсов и доступных внешних ресурсов;

- умение осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

- способность осознать самого себя как движущую силу своего научения.


5) Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

– умение наблюдать и анализировать собственную учебную и познавательную деятельность и деятельность других учащихся в процессе взаимопроверки;

– способность  соотносить реальные и планируемые результаты индивидуальной образовательной деятельности и делать выводы;

- умение принимать решение в учебной ситуации и, в целом, в познавательной деятельности, и нести за него ответственность;

-

1)Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

Общеучебные действия:

- умение подбирать слова, подчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- умение выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и подчиненных ему слов;

– умение выявлять и называть причины события, явления, в том числе возможные / наиболее вероятные причины, возможные последствия заданной причины, самостоятельно осуществляя причинно-следственный анализ;

– способность делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения, подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

Проектно-исследовательские действия:

- умение видеть проблему и ставить вопросы;

- умение делать выводы и умозаключения;

- навыки работы с разными источниками информации;

- умение обсуждать и оценивать полученные результаты и применение их к новым ситуациям;

Логические действия:

– строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

- умение определять понятия;

– способность устанавливать причинно-следственные связи;

– умение обобщать понятия

– умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;


- способность к расширенному поиску информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета

2)Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач


– строить доказательство: прямое, косвенное, от противного.

- умение анализировать/ рефлексировать опыт разработки и реализации учебного проекта, исследования (теоретического, эмпирического) на основе предложенной проблемной ситуации, поставленной цели и/или заданных критериев оценки продукта/результата

3) Смысловое чтение


Общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла:

- умение определять главную тему, общие цели или назначение текста;

- умение выбрать из текста или придумать к нему заголовок;

- способность сформулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

- умение находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

– способность ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

– умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- умение сопоставлять разные точки зрения и разные источникиинформации по теме;

- умение выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов
и мыслей;

Нахождение информации:

– умение устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

– умение резюмировать главную идею текста

Интерпретация текста:

- обнаружить в нём доводы в подтверждение выдвинутых тезисов

Рефлексия содержания текста:

- умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников;

- способность оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;

- умение найти доводы в защиту своей точки зрения;

- навыки ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

– способность структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий;

умение работать с метафорами – понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов;

- умение критически оценивать не только содержание текста, но и его форму, мастерство его исполнения;

– навыки рефлексивного чтения.


4)Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

- способность определять свое отношение к природной среде;

– умение анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

– способность прогнозировать изменения ситуации при смене действия одного фактора на действие другого фактора;

– умение распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды

- умение проводить причинный и вероятностный анализ экологических ситуаций;

- умение отражать свои экологические знания и выражать свое отношение к природе через рисунки, сочинения, модели, проектные работы и др.

1)Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

- умение вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- умение выделять общую точку зрения в дискуссии;

- умение аргументировать свою точку зрения, спорить и корректно отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом.

-  способность учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию;

– способность вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию

– умение устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений;


2)Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

- умение определять задачу коммуникации и в соответствии с ней отбирать речевые средства в процессе коммуникации с другими людьми (диалог в паре, в малой группе и т. д.);


- готовность использовать адекватные языковые средства для отображения в форме речевых высказываний своих чувств, мыслей, побуждений и иных составляющих внутреннего мира, для планирования и регуляции своей деятельности;



3)Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ – компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами

- умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;



- умение создавать информационные ресурсы разного типа и для разных аудиторий





Предметные результаты

Предметные результаты

заданные ФГОС ООО

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

1) формирование основ гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской истории как части мировой истории, усвоение базовых национальных ценностей современного российского общества: гуманистических и демократических ценностей, идей мира и взаимопонимания между народами, людьми разных культур;


- давать оценку наиболее значительным событиям и личностям древней истории.

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономических и социальных отношений, политического строя на Руси и в других государствах; б) ценностей, господствовавших в средневековых обществах, религиозных воззрений, представлений средневекового человека о мире;

- сопоставлять развитие России и других стран в Новое время, сравнивать исторические ситуации и события;

- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории Нового времени.

- высказывать суждения о значении и месте исторического и культурного наследия древних обществ в мировой истории.

- давать сопоставительную характеристику политического устройства государств Средневековья (Русь, Запад, Восток);

- сравнивать развитие России и других стран в Новое время, объяснять, в чем заключались общие черты и особенности;

2) овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений, современных глобальных процессов;


- определять место исторических событий во времени, объяснять смысл основных хронологических понятий, терминов (тысячелетие, век, до нашей эры, нашей эры);

- описывать условия существования, основные занятия, образ жизни людей в древности, памятники древней культуры; рассказывать о событиях древней истории;

- систематизировать исторический материал, содержащийся в учебной и дополнительной литературе по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

- сопоставлять свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

3) формирование умений применения исторических знаний для осмысления сущности современных общественных явлений,  жизни в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;


- проводить поиск информации в отрывках исторических текстов, материальных памятниках Древнего мира;

- объяснять причины и следствия ключевых событий отечественной и всеобщей истории Средних веков;

- составлять описание положения и образа жизни основных социальных групп в России и других странах в Новое время, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях и личностях отечественной и всеобщей истории Нового времени;

- давать характеристику общественного строя древних государств;
- сравнивать свидетельства различных исторических источников, выявляя в них общее и различия;

4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации личности, миропонимания и познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и человечества;


- объяснять, в чем заключались назначение и художественные достоинства памятников древней культуры: архитектурных сооружений, предметов быта, произведений искусства;

- локализовать во времени общие рамки и события Средневековья, этапы становления и развития Российского государства; соотносить хронологию истории Руси и всеобщей истории;

- сопоставлять развитие Руси и других стран в период Средневековья, показывать общие черты и особенности (в связи с понятиями «политическая раздробленность», «централизованное государство» и др.);

- раскрывать характерные, существенные черты: а) экономического и социального развития России и других стран в Новое время; б) эволюции политического строя (включая понятия «монархия», «самодержавие», «абсолютизм» и др.); в) развития общественного движения («консерватизм», «либерализм», «социализм»); г) представлений о мире и общественных ценностях; д) художественной культуры Нового времени;

- видеть проявления влияния античного искусства в окружающей среде;

5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;


- использовать историческую карту как источник информации о расселении человеческих общностей в эпохи первобытности и Древнего мира, расположении древних цивилизаций и государств, местах важнейших событий;

- раскрывать характерные, существенные черты: а) форм государственного устройства древних обществ (с использованием понятий «деспотия», «полис», «республика», «закон», «империя», «метрополия», «колония» и др.); б) положения основных групп населения в древневосточных и античных обществах (правители и подданные, свободные и рабы); в) религиозных верований людей в древности;

- использовать историческую карту как источник информации о территории, об экономических и культурных центрах Руси и других государств в Средние века, о направлениях крупнейших передвижений людей – походов, завоеваний, колонизаций и др.;

- проводить поиск информации в исторических текстах, материальных исторических памятниках Средневековья;

- локализовать во времени хронологические рамки и рубежные события Нового времени как исторической эпохи, основные этапы отечественной и всеобщей истории Нового времени; соотносить хронологию истории России и всеобщей истории в Новое время;

- использовать историческую карту как источник информации о границах России и других государств в Новое время, об основных процессах социально-экономического развития, о местах важнейших событий, направлениях значительных передвижений – походов, завоеваний, колонизации и др.;

- объяснять причины и следствия ключевых событий и процессов отечественной и всеобщей истории Нового времени (социальных движений, реформ и революций, взаимодействий между народами и др.);

- используя историческую карту, характеризовать социально-экономическое и политическое развитие России, других государств в Новое время;

- использовать элементы источниковедческого анализа при работе с историческими материалами (определение принадлежности и достоверности источника, позиций автора и др.);


6) воспитание уважения к историческому наследию народов России; восприятие традиций исторического диалога, сложившихся в  поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном Российском государстве.


- составлять описание образа жизни различных групп населения в средневековых обществах на Руси и в других странах, памятников материальной и художественной культуры; рассказывать о значительных событиях средневековой истории;

- давать оценку событиям и личностям отечественной и всеобщей истории

Средних веков.

- анализировать информацию различных источников по отечественной и всеобщей истории Нового времени;

- составлять на основе информации учебника и дополнительной литературы описания памятников средневековой культуры Руси и других стран, объяснять, в чем заключаются их художественные достоинства и значение.

- применять знания по истории России и своего края в Новое время при составлении описаний исторических и культурных памятников своего города, края и т. д




































Содержание учебного предмета

История Древнего мира

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н. э.» и «н. э.»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические науки.

Первобытность. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верования первобытных людей. Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли. Возникновение древнейших цивилизаций.

Древний мир: понятие и хронология. Карта Древнего мира.

Древний Восток

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи. Нововавилонское царство: завоевания, легендарные памятники города Вавилона.

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Фараон-реформатор Эхнатон. Военные походы. Рабы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды.

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования. Ветхозаветные сказания.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города-государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования, легенды и сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Религиозно-философские учения (конфуцианство). Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.

Античный мир: понятие. Карта античного мира.

Древняя Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Государства ахейской Греции (Микены, Тиринф и др.). Троянская война. «Илиада» и «Одиссея». Верования древних греков. Сказания о богах и героях.

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие земледелия и ремесла. Великая греческая колонизация. Афины: утверждение демократии. Законы Солона, реформы Клисфена. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Классическая Греция. Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Рабство. Пелопоннесская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Литература. Архитектура и скульптура. Быт и досуг древних греков. Театр. Спортивные состязания; Олимпийские игры.

Период эллинизма. Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад. Эллинистические государства Востока. Культура эллинистического мира.

Древний Рим

Население Древней Италии: условия жизни и занятия. Этруски. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Римская республика. Патриции и плебеи. Управление и законы. Верования древних римлян.

Завоевание Римом Италии. Войны с Карфагеном; Ганнибал. Римская армия. Установление господства Рима в Средиземноморье. Реформы Гракхов. Рабство в Древнем Риме.

От республики к империи. Гражданские войны в Риме. Гай Юлий Цезарь. Установление императорской власти; Октавиан Август. Римская империя: территория, управление. Возникновение и распространение христианства. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Культура Древнего Рима. Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Архитектура и скульптура. Пантеон. Быт и досуг римлян.

Историческое и культурное наследие древних цивилизаций.

История средних веков

Средние века: понятие и хронологические рамки.

Раннее Средневековье

Начало Средневековья. Великое переселение народов. Образование варварских королевств.

Народы Европы в раннее Средневековье. Франки: расселение, занятия, общественное устройство. Законы франков; «Салическая правда». Держава Каролингов: этапы формирования, короли и подданные. Карл Великий. Распад Каролингской империи. Образование государств во Франции, Германии, Италии. Священная Римская империя. Британия и Ирландия в раннее Средневековье. Норманны: общественный строй, завоевания. Ранние славянские государства. Складывание феодальных отношений в странах Европы. Христианизация Европы. Светские правители и папы. Культура раннего Средневековья.

Византийская империя в IV—XI вв.: территория, хозяйство, управление. Византийские императоры; Юстиниан. Кодификация законов. Власть императора и церковь. Внешняя политика Византии: отношения с соседями, вторжения славян и арабов. Культура Византии.

Арабы в VI—ХI вв.: расселение, занятия. Возникновение и распространение ислама. Завоевания арабов. Арабский халифат, его расцвет и распад. Арабская культура.

Зрелое Средневековье

Средневековое европейское общество. Аграрное производство. Феодальное землевладение. Феодальная иерархия. Знать и рыцарство: социальный статус, образ жизни.

Крестьянство: феодальная зависимость, повинности, условия жизни. Крестьянская община.

Города — центры ремесла, торговли, культуры. Городские сословия. Цехи и гильдии. Городское управление. Борьба городов и сеньоров. Средневековые города-республики. Облик средневековых городов. Быт горожан.

Церковь и духовенство. Разделение христианства на католицизм и православие. Отношения светской власти и церкви. Крестовые походы: цели, участники, результаты. Духовно-рыцарские ордены. Ереси: причины возникновения и распространения. Преследование еретиков.

Государства Европы в XII—ХV вв. Усиление королевской власти в странах Западной Европы. Сословно-представительная монархия. Образование централизованных государств в Англии, Франции. Столетняя война; Ж. д’Арк. Германские государства в XII—XV вв. Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове. Итальянские республики в XII—XV вв. Экономическое и социальное развитие европейских стран. Обострение социальных противоречий в XIV в. (Жакерия, восстание Уота Тайлера). Гуситское движение в Чехии.

Византийская империя и славянские государства в XII—XV вв. Экспансия турок-османов и падение Византии.

Культура средневековой Европы. Представления средневекового человека о мире. Место религии в жизни человека и общества. Образование: школы и университеты. Сословный характер культуры. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в художественной культуре. Развитие знаний о природе и человеке. Гуманизм. Раннее Возрождение: художники и их творения.

Страны Востока в Средние века. Османская империя: завоевания турок-османов, управление империей, положение покоренных народов. Монгольская держава: общественный строй монгольских племен, завоевания Чингисхана и его потомков, управление подчиненными территориями. Китай: империи, правители и подданные, борьба против завоевателей. Япония в Средние века. Индия: раздробленность индийских княжеств, вторжение мусульман, Делийский султанат. Культура народов Востока. Литература. Архитектура. Традиционные искусства и ремесла.

Государства доколумбовой Америки. Общественный строй. Религиозные верования населения. Культура.

Историческое и культурное наследие Средневековья.

История Нового времени

Новое время: понятие и хронологические рамки.

Европа в конце ХV начале XVII в.

Великие географические открытия: предпосылки, участники, результаты. Политические, экономические и культурные последствия географических открытий. Старый и Новый Свет. Экономическое и социальное развитие европейских стран в XVI — начале XVII в. Возникновение мануфактур. Развитие товарного производства. Расширение внутреннего и мирового рынка.

Абсолютные монархии. Англия, Франция, монархия Габсбургов в XVI — начале XVII в.: внутреннее развитие и внешняя политика. Образование национальных государств в Европе.

Начало Реформации; М. Лютер. Развитие Реформации и Крестьянская война в Германии. Распространение протестантизма в Европе. Борьба католической церкви против реформационного движения. Религиозные войны.

Нидерландская революция: цели, участники, формы борьбы. Итоги и значение революции.

Международные отношения в раннее Новое время. Военные конфликты между европейскими державами. Османская экспансия. Тридцатилетняя война; Вестфальский мир.

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.

Английская революция XVII в.: причины, участники, этапы. О. Кромвель. Итоги и значение революции. Экономическое и социальное развитие Европы в XVII—ХVIII вв.: начало промышленного переворота, развитие мануфактурного производства, положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Век Просвещения: развитие естественных наук, французские просветители XVIII в. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединенных Штатов Америки; «отцы-основатели».

Французская революция XVIII в.: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции.

Европейская культура XVI—XVIII вв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира; выдающиеся ученые и изобретатели. Высокое Возрождение: художники и их произведения. Мир человека в литературе раннего Нового времени. Стили художественной культуры XVII—XVIII вв. (барокко, классицизм). Становление театра. Международные отношения середины XVII—XVIII в. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы Речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав.

Страны Востока в XVI—XVIII вв.

Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии.

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.

Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс; Ш. М. Талейран. Священный союз.

Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. Изменения в социальной структуре общества. Распространение социалистических идей; социалисты-утописты. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815—1849 гг.: социальные и национальные движения, реформы и революции. Оформление консервативных, либеральных, радикальных политических течений и партий; возникновение марксизма.

Страны Европы и Северной Америки во второй половине ХIХ в.

Великобритания в Викторианскую эпоху: «мастерская мира», рабочее движение, внутренняя и внешняя политика, расширение колониальной империи. Франция — от Второй империи к Третьей республике: внутренняя и внешняя политика, франко-германская война, колониальные войны. Образование единого государства в Италии; К. Кавур, Дж. Гарибальди. Объединение германских государств, провозглашение Германской империи; О. Бисмарк. Габсбургская монархия: австро-венгерский дуализм.

Соединенные Штаты Америки во второй половине ХIХ в.: экономика, социальные отношения, политическая жизнь. Север и Юг. Гражданская война (1861—1865). А. Линкольн.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.

Завершение промышленного переворота. Индустриализация. Монополистический капитализм. Технический прогресс в промышленности и сельском хозяйстве. Развитие транспорта и средств связи. Миграция из Старого в Новый Свет. Положение основных социальных групп. Расширение спектра общественных движений. Рабочее движение и профсоюзы. Образование социалистических партий; идеологи и руководители социалистического движения.

Страны Азии в ХIХ в.

Османская империя: традиционные устои и попытки проведения реформ. Индия: распад державы Великих Моголов, установление британского колониального господства, освободительные восстания. Китай: империя Цин, «закрытие» страны, «опиумные войны», движение тайпинов. Япония: внутренняя и внешняя политика сегуната Токугава, преобразования эпохи Мэйдзи.

Война за независимость в Латинской Америке

Колониальное общество. Освободительная борьба: задачи, участники, формы выступлений. П. Д. Туссен-Лувертюр, С. Боливар. Провозглашение независимых государств.

Народы Африки в Новое время

Колониальные империи. Колониальные порядки и традиционные общественные отношения. Выступления против колонизаторов.

Развитие культуры в XIX в.

Научные открытия и технические изобретения. Распространение образования. Секуляризация и демократизация культуры. Изменения в условиях жизни людей. Стили художественной культуры: классицизм, романтизм, реализм, импрессионизм. Театр. Рождение кинематографа. Деятели культуры: жизнь и творчество.

Международные отношения в XIX в.

Внешнеполитические интересы великих держав и политика союзов в Европе. Восточный вопрос. Колониальные захваты и колониальные империи. Старые и новые лидеры индустриального мира. Активизация борьбы за передел мира. Формирование военно-политических блоков великих держав.

Историческое и культурное наследие Нового времени.

Новейшая история.

Мир к началу XX в. Новейшая история: понятие, периодизация.

Мир в 1900—1914 гг.

Страны Европы и США в 1900—1914 гг.: технический прогресс, экономическое развитие. Урбанизация, миграция. Положение основных групп населения. Социальные движения. Социальные и политические реформы; Д. Ллойд Джордж.

Страны Азии и Латинской Америки в 1900—1917 гг.: традиционные общественные отношения и проблемы модернизации. Подъем освободительных движений в колониальных и зависимых странах. Революции первых десятилетий ХХ в. в странах Азии (Турция, Иран, Китай). Мексиканская революция 1910—1917 гг. Руководители освободительной борьбы (Сунь Ятсен, Э. Сапата, Ф. Вилья).


























 Тематическое планирование с указанием количества часов,

отводимых на освоение каждой темы



Наименование разделов и тем

Класс, количество часов

5

6

7

8

9

Всего часов

1.

Что изучает история

1

1

1

1



2.

История Древнего мира







2.1.

Первобытность

7






2.2.

Древний Восток

20






2.3.

Античный мир. Древняя Греция

20






2.4.

Древний Рим.

22






3.

История Средних веков VI-XVвв.







3.1.

Раннее Средневековье


18





3.2.

Зрелое Средневековье


12





3.3.

Страны Востока в Средние века


2





3.4.

Государства доколумбовой Америки


2





4.

История Нового времени XIV-XVII в







4.1.

Европа в конце ХV — начале XVII в.



17




4.2.

Страны Европы и Северной Америки в середине XVII—ХVIII в.



15




4.3.

Страны Востока в XVI—XVIII вв.



2




5.

История Нового времени XVIII в.







5.1.

Эпоха Просвещения.




10



5.2.

Эпоха промышленного переворота




12



5.3.

Великая французская революция




12



6.

История Нового времени XIX в.







6.1.

Страны Европы и Северной Америки в первой половине ХIХ в.





2


6.2.

Экономическое и социально-политическое развитие стран Европы и США в конце ХIХ в.





6


6.3.

Страны Азии в ХIХ в.





3


6.4.

Война за независимость в Латинской Америке





3


6.5.

Народы Африки в Новое время





3


6.6.

Развитие культуры в XIX в.





7


6.7.

Международные отношения в XIX в.





7


6.8.

Мир в 1900—1914 гг.





3



Итого

70

35

35

35

34















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!