МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙССКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Московской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Центр образования № 10»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Методическим объединением Заместитель директора по УВР Директор
учителей начальных классов _________Кукушкина Л.В. _______Соломадина Н.А.
_______Богородская Л.И.
Протокол № 1 от 30.08.2022 г. Приказ № 75 от 01.09.2022 г.
Протокол № 1 от 30.08.2022 г.
Рабочая программа
по внеурочной деятельности
Кружок «Учусь читать»
(занятия, направленные на изучение отдельных предметов на углубленном уровне, проектно-
исследовательской деятельности, исторического просвещения обучающихся)
для 2 класса начального общего образования
на 2022/2023 учебный год
Составитель: Макашова Е.Е.
учитель начальных классов
г. Ногинск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа кружка «Учусь читать» для обучающихся 2 класса составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования, а также Примерной программы воспитания.
Программа кружка «Учусь читать » включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы по внеурочной деятельности, тематическое планирование.
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения курса, характеристику психологических предпосылок к его изучению младшими школьниками; место в структуре учебного плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.
Содержание обучения раскрывается через модули. Приведён перечень универсальных учебных действий — познавательных, коммуникативных и регулятивных, формирование которых может быть достигнуто средствами кружка «Учусь читать» с учётом возрастных особенностей обучающихся начальных классов.
Планируемые результаты включают личностные, метапредметные результаты за период обучения, а также предметные достижения младшего школьника за каждый год обучения в начальной школе.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ КУРСА кружка «Учусь читать»
Программа кружка «Учусь читать» способствует расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя. Занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.
Преемственность внеурочной деятельности с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями. Формы организации внеурочной деятельности могут быть различными: литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, встречи с писателями своего края, уроки-спектакли и т. д.
Цель: формирование учащихся как квалифицированных читателей, формирование интереса к сказкам и книгам, в которых их можно найти; расширение читательского кругозора второклассников.
Задачи:
Обучающая – формирование теоретических знаний в изучении программы; открыть мир народной мысли, народных чувств, народной жизни;
Развивающая – развивать эмоционально – чувственную сферу; обучать чтению – рассматриванию; формировать навык чтения; учить демонстрировать свои умения и знания перед зрителями;
Воспитывающая – используя сказки о животных вселять уверенность в свои силы, оптимистический взгляд на жизнь, надежду на победу добра.
Формы организации занятий:
Методы:
репродуктивный (беседа, вопросы, тесты);
проблемный;
частично - поисковый;
объяснительно - иллюстративный.
Место курса внеурочной деятельности
На изучение курса «Учусь читать » во 2 классе отводится 1 час в неделю, всего 34 часа.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ КУРСА «Учусь читать»
Раздел 1. Книга, здравствуй (3 ч)
Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат.
Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги.
Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.
Раздел 2. Книгочей — любитель чтения (2 ч)
Библиотека. Библиотечный формуляр.
Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой .Викторина «Что вы знаете о книге?» Игра «Я — библиотекарь».
Раздел 3. Книги о твоих ровесниках (4 ч)
Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг.
Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.
Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова
«Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы).
Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских
газет и журналов. Детские журналы (электронная версия).
Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах).
Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).
Раздел 4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники (4 ч)
Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы посло-
виц. Путешествие по тропинкам фольклора.
Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку».
Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики».
Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).
Раздел 5. Писатели-сказочники (4 ч)
Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки.
Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги.Герои сказок. Викторина.
Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).
Раздел 6. Книги о детях (4 ч)
Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.).
Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.).
Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).
Раздел 7. Старые добрые сказки (4 ч)
Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка.
Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других
стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка.
Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа.
Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.
Раздел 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь (3 ч)
Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы,
сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга.
Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть.
Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья».
Раздел 9. Защитникам Отечества посвящается (3 ч)
Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества.
Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества.
Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом.
Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание.
Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.
Раздел 10. По страницам любимых книг (2 ч)
Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности.
Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам.
Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев).
Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории.
Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ КРУЖКА
«Учусь читать»
Личностными результатами являются следующие умения:
оценивать жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.
В результате освоения программы формируются умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Предметные умения:
осознавать значимость чтения для личного развития;
формировать потребность в систематическом чтении;
использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Регулятивные умения:
уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
уметь самостоятельно работать с новым произведением;
уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные учебные умения:
прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные учебные умения:
участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;
оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;
высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.
Универсальные учебные действия:
находить книгу в открытом библиотечном фонде;
выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;
сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;
формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной
книге и героях;
характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на
заданную тему;
сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;
слушать и читать книгу, понимать прочитанное;
пользоваться аппаратом книги;
овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);
систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.
Тематическое наполнение, часовая нагрузка занятий отражены в учебно-тематическом плане.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п | Предметное содержание | Количество часов | Форма организации деятельности | Воспитательный компонент содержания рабочей программы воспитания | Характеристика деятельности обучающихся | Компонент функциональной грамотности | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Раздел 1. Книга, здравствуй |
1.1. | Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 1 | Кружок | Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах нравственного образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования. Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному внутреннему миру. Третий уровень результатов – школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, потешки, сказки); различать сказки народные и литературные; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; самостоятельное чтение книг; высказывание суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам; работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). | Понимание устного народного творчества как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов произведений УНТ, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.html |
1.2 | Структура книги (элементы книги). | 1 | Кружок | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
1.3 | Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». | 1 | Кружок | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
Итого по разделу | 3 | | | | | |
Раздел 2. Книгочей — любитель чтения |
2.1 | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 1 | Кружок | Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах нравственного образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования. Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному внутреннему миру. Третий уровень результатов – школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, потешки, сказки); различать сказки народные и литературные; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; самостоятельное чтение книг; высказывание суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам; работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). | Понимание устного народного творчества как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов произведений УНТ, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
2.2 | Выставка книг о детях. Структура книги. | 1 | Кружок | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
Итого по разделу | 2 | | | | | |
Раздел 3. Книги о твоих ровесниках |
3.1 | Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. | 1 | Кружок | Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах нравственного образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования. Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному внутреннему миру. Третий уровень результатов – школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, потешки, сказки); различать сказки народные и литературные; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; самостоятельное чтение книг; высказывание суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам; работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). | Понимание устного народного творчества как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов произведений УНТ, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
3.2 | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 1 | Кружок | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
3.3 | Книги Н. Носова. Типы книг. | 1 | Кружок | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
3.4 | Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 1 | Кружок | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
Итого по разделу | 3 | | | | | |
Раздел 4. Крупицы народной мудрости. Книги-сборники |
4.1 | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 1 | | Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах нравственного образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования. Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному внутреннему миру. Третий уровень результатов – школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, потешки, сказки); различать сказки народные и литературные; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; самостоятельное чтение книг; высказывание суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам; работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). | Понимание устного народного творчества как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов произведений УНТ, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
4.24.3 | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 1 1 | | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
4.4 | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 | | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
4.5 | Скороговорки и чистоговорки. | 1 | Кружок | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
Итого по разделу | 5 | | | | | |
Раздел 5. Писатели-сказочники |
5.1 | Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 | | Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах нравственного образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования. Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному внутреннему миру. Третий уровень результатов – школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, потешки, сказки); различать сказки народные и литературные; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; самостоятельное чтение книг; высказывание суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам; работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). | Понимание устного народного творчества как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов произведений УНТ, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
5.2 | Писатели-сказочники. | 1 | | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
5.3 | Герои сказок. Викторина. | 1 | | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
5.4 | По страницам сказок Х.К. Андерсена | 1 | | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
Итого по разделу | 4 | | | | | |
Раздел 6. Книги о детях |
6.1 | Книги о детях. В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др. Выставка книг. | 1 | | Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах нравственного образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования. Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному внутреннему миру. Третий уровень результатов – школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, потешки, сказки); различать сказки народные и литературные; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; самостоятельное чтение книг; высказывание суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам; работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). | Понимание устного народного творчества как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов произведений УНТ, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации | https://videouroki.net/blog/vneurochka/2-free_video/ https://easyen.ru/load/nachalnykh/kruzhki_i_fakultativy/414 https://easyen.ru/load/metodika/video/5 http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
6.2 | Герои книг В. Осеевой. | 1 | | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
6.3 | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 1 | | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
6.4 | Книги С. Михалкова, С.Я. Маршака, А. Барто: стихотворения, басни, рассказы. | 1 | | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
Итого по разделу | 4 | | | | | |
Раздел 7. Старые добрые сказки |
7.1 | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | 1 | | Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах нравственного образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования. Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному внутреннему миру. Третий уровень результатов – школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, потешки, сказки); различать сказки народные и литературные; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; самостоятельное чтение книг; высказывание суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам; работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). | Понимание устного народного творчества как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов произведений УНТ, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
7.2 | Сборники стихотворений для детей. | 1 | | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
7.3 | Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | 1 | | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
7.4 | Народные сказки на страницах детских журналов. | 1 | | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
Итого по разделу | 4 | | | | | |
Раздел 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь |
8.1 | Книги о семье, о маме. | 1 | | Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах нравственного образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования. Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному внутреннему миру. Третий уровень результатов – школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, потешки, сказки); различать сказки народные и литературные; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; самостоятельное чтение книг; высказывание суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам; работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). | Понимание устного народного творчества как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов произведений УНТ, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
8.2 | Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. | 1 | | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
8.3 | Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». | 1 | | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
Итого по разделу | 3 | | | | | |
Раздел 9. Защитникам Отечества посвящается |
9.1 | Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. | 1 | | Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах нравственного образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования. Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному внутреннему миру. Третий уровень результатов – школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, потешки, сказки); различать сказки народные и литературные; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; самостоятельное чтение книг; высказывание суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам; работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). | Понимание устного народного творчества как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов произведений УНТ, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
9.2 | Былины и сказы о защитниках Отечества. | 1 | | | | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
9.3 | Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 1 | | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
Итого по разделу 3 |
Раздел 10. По страницам любимых книг |
10.1 | Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 | Кружок | Первый уровень результатов – приобретение школьниками знаний об этике и эстетике повседневной жизни человека, об основах нравственного образа жизни, о правилах конструктивной групповой работы, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации, о правилах проведения исследования. Второй уровень результатов – развитие ценностных отношений школьника к родной природе и культуре, труду, знаниям, своему собственному внутреннему миру. Третий уровень результатов – школьник может приобрести опыт исследовательской деятельности, опыт публичного выступления, самоорганизации и организации совместной деятельности со сверстниками. | Читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); определять тему и главную мысль произведения; пересказывать текст; делить текст на смысловые части, составлять его простой план; составлять небольшое монологическое высказывание, оценивать события, героев произведения; создавать небольшой устный текст на заданную тему; приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, потешки, сказки); различать сказки народные и литературные; различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация). Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни; самостоятельное чтение книг; высказывание суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельный выбор и определение содержания книги по ее элементам; работа с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях). | Понимание устного народного творчества как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; осознание значимости чтения для личного развития; понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику текстов произведений УНТ, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
10.2 | Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | 1 | Кружок | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
10.3 | Заключительный урок. | 1 | Кружок | http://ped-kopilka.ru/vneklasnaja-rabota/vneurochnye- meroprijatija-v-nachalnoi-shkole.htm |
Итого по разделу | 3 | | | | | |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Наименование раздела, темы | Количество часов | Дата проведения по плану | Кор ректировка |
Раздел 1. Здравствуй, книга | | | |
1. | Роль книги в жизни человека. История создания книги. Первая печатная книга на Руси. | 1 | 06.09.2022 | |
2. | Структура книги (элементы книги). | 1 | 13.09.2022 | |
3. | Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». | 1 | 20.09.2022 | |
Раздел 2. Книгочей — любитель чтения | | | |
4. | Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка. | 1 | 27.09.2022 | |
5. | Выставка книг о детях. Структура книги. | 1 | 04.10.2022 | |
Раздел 3. Книги о твоих ровесниках | | | |
6. | Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. | 1 | 18.10.2022 | |
7. | Книги В. Осеевой. Книга-сборник. Книги Е. Пермяка. Титульный лист. | 1 | 25.10.2022 | |
8. | Книги Н. Носова. Типы книг. | 1 | 01.11.2022 | |
9. | Книги В. Драгунского. Аппарат книги. | 1 | 08.11.2022 | |
Раздел 4. Крупицы народной мудрости. | | | |
10. | Книги-сборники. Малые жанры фольклора. | 1 | 15.11.2022 | |
11. | Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении». | 1 | 29.11.2022 | |
12. | Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку». | 1 | 06.12.2022 | |
13. | Скороговорки и чистоговорки. | 1 | 13.12.2022 | |
Раздел 5. Писатели-сказочники | | | |
14. | Книги с литературными (авторскими) сказками. | 1 | 20.12.2022 | |
15. | Писатели-сказочники. | 1 | 27.12.2022 | |
16. | Герои сказок. Викторина. | 1 | 10.01.2023 | |
17. | По страницам сказок Х.К. Андерсена | 1 | 17.01.2023 | |
Раздел 6. Книги о детях | | | |
18. | Книги о детях. В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др. Выставка книг. | 1 | 24.01.2023 | |
19. | Герои книг В. Осеевой. | 1 | 31.01.2023 | |
20. | Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях. | 1 | 07.02.2023 | |
21. | Книги С. Михалкова, С.Я. Маршака, А. Барто: стихотворения, басни, рассказы. | 1 | 14.02.2023 | |
Раздел 7. Старые добрые сказки | | | |
22. | Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители. | 1 | 28.02.2023 | |
23. | Сборники стихотворений для детей. | 1 | 07.03.2023 | |
24. | Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок. | 1 | 14.03.2023 | |
25. | Народные сказки на страницах детских журналов. | 1 | 21.03.2023 | |
Раздел 8. Книги о тех, кто подарил нам жизнь | | | |
26. | Книги о семье, о маме. | 1 | 28.03.2023 | |
27. | Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. | 1 | 11.04.2023 | |
28. | Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная книга «Семья». | 1 | 18.04.2023 | |
Раздел 9. Защитникам Отечества посвящается | | | |
29. | Книги о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. | 1 | 25.04.2023 | |
30. | Былины и сказы о защитниках Отечества. | 1 | 02.05.2023 | |
31. | Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». | 1 | 09.05.2023 | |
Раздел 10. По страницам любимых книг | | | |
32. | Библиотечный урок «Хвала книге». По страницам любимых книг. Презентация любимой книги. | 1 | 16.05.2023 | |
33. | Летнее чтение. Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя». | 1 | 23.05.2023 | |
34. | Заключительный урок. | 1 | 30.05.2023 | |
| ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 34 | | |
УЧЕБНО-МЕТОДИТЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Примерная программа по внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под ред. В.А. Горского, 2-е издание, М. Просвещение 2020. (стандарты второго поколения).
2. Д.В.Григорьев, Б.В.Куприянов Программы внеурочной деятельности. М.: Просвещение, 2020
3. Д.В.Григорьев, П.В.Степанов Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. М.: Просвещение, 2020
Перечень технических средств:
1. Ноутбук
2. Мультимедиапроектор
3. Средства телекоммуникации (локальная школьная сеть, выход в Интернет, электронная почта)
4. Принтер лазерный
5. Экран на штативе.
Литература
1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
Л.А. Ефросинина «В мире книг». / Л.А. Ефросинина. - «Вентана Граф», 2011
2. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
3. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 2008
4. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2007
5. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2008
6. Сборник программ внеурочной деятельности. Редактор М.В. Киселёва «Вентана Граф», 2011
7. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
8. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – Москва, «ВАКО», 2006
9.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации.- М.: Просвещение, 2011 |