Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности «Моя малая Родина» для 4 класса составлена на основе требований ФГОС НОО () на основе Образовательной программы учебного предмета для образовательных учреждений УР.
Место курса в учебном плане
По данному курсу « Моя малая Родина» в 4 классе предусмотрено 34 занятия (1 час в неделю).
В учебном плане школы на 2018 -2019 год занятия внеурочной деятельности проводятся в рамках ГПД. Материал каждого занятия рассчитан на 40-45 минут.
Цель курса: формирование представлений об истории и культуре народов края, формирование и развитие социального опыта школьника.
Задачи курса:
- раскрыть значение «малой родины» в жизни человека;
- сформировать бережное отношение к истории и природе родного края;
-научить оказывать посильную помощь своему городу на уровне создания и реализации социального проекта.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные действия
Выпускник научится и приобретет:
научится ориентироваться в важнейших для региона событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее;
приобретет способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
научится ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей;
Выпускник получит возможность для формирования:
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина
мотивации учебной деятельности, включающей социальные, учебно‐познавательные, внешние и внутренние мотивы;
эстетических чувств на основе знакомства с национальной культурой родного края;
чувства гордости за свой край, за успехи своих земляков;
Регулятивные действия:
Выпускник научится:
планировать свои действия в соответствии с поставленной целью и условиями ее реализации;
выполнять учебные действия в материализованной, речевой и мыслительной форме;
проявлять инициативу действия в учебном сотрудничестве;
самостоятельно оценивать правильность выполнения задания при подготовке к сообщению, презентации, конференции;
использовать внешнюю и внутреннюю речь для целеполагания, планирования и регуляции своей деятельности.
Выпускник получит возможность:
уметь анализировать и синтезировать необходимую информацию;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи, цели;
самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия при работе над проектом, исследованием;
вносить необходимые изменения в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные действия:
Выпускник научится:
используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков;
на основе имеющих знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
узнавать символику Ульяновской области и её городов;
описывать достопримечательности родного края;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии т. д.) и литературу о нашем крае, достопримечательностях, людях с целью поиска и извлечения познавательной информации;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов домашней и школьной библиотек;
работать с атласом, глобусом и картой;
находить на карте свой регион и его главный город;
устанавливать причинно‐следственные связи;
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
устанавливать аналогии.
Выпускник получит возможность:
самостоятельно подбирать литературу по теме;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек города, архивов и Интернета;
работать в семейных архивах.
Коммуникативные действия:
Выпускник научится:
понимать различные позиции других людей, отличные от его собственной;
ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве.
Выпускник получит возможность:
готовить и выступать с сообщениями;
формировать навыки коллективной и организаторской деятельности;
аргументировать свое мнение, координировать его с позициями партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности.
Учебно-тематический план курса «Моя Удмуртия»
№ | Наименование разделов, тем. | Кол-во часов | Содержание занятия | Результат деятельности учащихся |
I. | Природа Удмуртии | 5 | | |
1-2 | Растительный и животный мир республики | 2 | Конкурс загадок о зверях и птицах родного края. Героизм животных. Их помощь людям. Роль животных в жизни человека | Рассказывают об особенностях растительного и животного мира своей республики. |
3 | Заповедники Удмуртии | 1 | Час информации в сельской библиотеке «Заповедные места родного края. Охрана естественных ресурсов. | Имеют представление о заповедниках Удмуртии. Создание плаката, альбома |
4 | Охрана родников | 1 | Охрана природы родного края. | Заочная прогулка к роднику. Читают карты и план своей местности. Знают и соблюдают правила поведения в природной зоне. |
5 | Путешествие в парк, лес | 1 | Литературно-экологическое путешествие «Люблю тебя, мой край Удмуртский» |
II. | Исторические события и мой край | 7 | | |
6-7 | События, прославившие Удмуртию в России, в мире | 2 | | Работают с литературой, знают события исторической значимости |
8 | Знаменитые люди Удмуртии | 1 | Выявить представления учащихся о деятелях культуры края А.Ф. Дерябин – основатель города. Первые ижевские поселенцы. | Рассказывают о знаменитых людях (сообщения) |
9 | Детские писатели и поэты Удмуртии | 1 | Чтение и обсуждение детских удмуртских писателей и поэтов | Имеют представление о творчестве известных писателей, поэтов Удмуртии |
10,11,12 | Достопримечательности нашего края | 3 | Туристические маршруты и экскурсии по музеям Удмуртской Республики. презентация о достопримечательностях нашего края | Мини-сочинение «Кем быть? Чем заниматься?» |
III. | Культура и традиции народов | 7 | | |
13-14 | Уникальность каждого народа и его культуры | 2 | Систематизировать уже имеющиеся представления о российском народе; родном этносе; познакомить с понятием «народ» | Называют ряд народов, населяющих Удмуртии, имеют представление об особенностях культуры некоторых народов |
15-16 | Традиционная кухня народов | 2 | Особенности (виды и состав кушаний, способ приготовления, обрядовая сторона приготовления и подачи на стол того или иного блюда) приготовления традиционной праздничной пищи у народов Удмуртии. | Составляют меню народного праздничного угощения. Описание блюда |
17-18 | Мастера декоративно-прикладного искусства и их творчество | 2 | Традиционная народная одежда: мужская и женская, повседневная и праздничная. Виды декоративно-прикладного искусства народов, живущих в Удмуртии | Эскизы народных костюмов |
19 | Традиции обучения и воспитания детей у разных народов | 1 | Представление о том где и как раньше обучались дети разных народов | Заочная экскурсия в музей имени К. Герда |
IV. | Ценности, которые объединяют всех | 4 | | |
20 | Добрососедство как ценность | 1 | Духовные ценности, передаваемые из поколения в поколение. Общечеловеческие ценности. Добрососедство как ценность. | Приводят примеры из литературы, фольклора разных народов , воспевающих добрососедство. Сочинение на тему «Добро-это ценность» |
21-22 | Литература и фольклор народов о духовных ценностях | 2 | Тема добра, согласия и мира в народном фольклоре. Исторический опыт мирного сосуществования народов в Удмуртии. Литература и фольклор народов о традиционных духовных ценностях. | Понимают и цитируют народные поговорки, пословицы о дружбе, добре, трудолюбии |
23 | Традиции соседской взаимопомощи | 1 | Моделировать и обсуждать ситуации, касающиеся отношения школьников к представителям других народов, к их языкам, традициям, религиям. | Приводят примеры соседской взаимопомощи |
V. | Почему языки такие разные? | 4 | | |
24 | Лексика гостеприимства | 1 | Формы приглашения и уважительного ответа на него. Одежда и подарки. Застольный этикет. Прощание. | Применяют основные правила выбора и оформления подарка, дарения |
25-26 | Мифы, легенды, пословицы, поговорки народов о родной земле, о мире | 2 | Извлекать необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словари, энциклопедии, справочники) и обсуждать полученные сведения | Мини-сборник пословиц и поговорок |
27 | Песни моего народа | 1 | Музыкальный час. Слушание песен об Удмуртии | Исполняют народные песни |
VI. | Межэтническое общение | 3 | | |
28-29 | Представь себя другим | 2 | Беседа «Поговорим о дружбе» Игра «Я и мой друг». Правила честной игры и состязаний (разыгрывание ситуаций, из которых дети составляют правила честной игры). | Составление правила честной игры |
30 | Праздник «Дружба народов» | 1 | Дать определение понятий «национальность», Формирование навыков толерантного общения в детском коллективе. Дать представление о культуре, обычаях и традициях разных национальностей. | Рассказ о традициях, праздниках разных народов. |
VII. | Поисково-исследовательская работа | 4 | | |
31-32 | Исследовательская работа по теме «История моей семьи» | 2 | Сбор материала, создание презентации по теме. Выступления учащихся, презентация творческих | Оформляют грамотно и эстетично свою работу |
33-34 | Защита проектной работы | 2 | Выступления учащихся, презентация творческих | Творческие проекты |
Итого | | 34 | | |
Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
Для учителя:
Н.В. Борлукова, Г.С. ВолковаА Краеведение. 2-4 классы классы: Образовательная программа учебного предмета для образовательных учреждений УР. – Ижевск: изд. ИПК ПРО УР, 2011
. Ю. Украинцева, А. Т. Козлова. Мой край. Удмуртия: учебное пособие. – Ижевск «Удмуртия»» 2013г.
А. Ю. Украинцева, А. Т. Козлова. Наш край: учебное пособие для 9 класса. – Ижевск «Удмуртия» 2006.
Географический Атлас Удмуртской Республики. – Москва «Издательство ДИК» 2000.
«Вордскем кыл»: научно-методический журнал. № 2 , 2007 г.
Для ученика:
1. А. Ю. Украинцева, А. Т. Козлова. Мой край. Удмуртия: учебное пособие. – Ижевск «Удмуртия»» 2013г.
2. Географический Атлас Удмуртской Республики. – Москва «Издательство ДИК» 2000.