Муниципальное общеобразовательное учреждение
Юрцовская средняя общеобразовательная школа
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы_____________ М. Е. Дубинская
Приказ № _____________
от «___» ______________ 20___ г.
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«В мире информации»
2 класс
Составитель: Зуева Любовь Николаевна,
учитель начальных классов, высшая квалификационная категория
Егорьевск, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе авторской программы внеурочной деятельности «В мире информации. Работаем с информационными источниками». 1 класс (С. А. Шейкина, Е. С. Галанжина— М.: Планета, 2019)
Актуальность программы заключается в том, что знания и умения, приобретенные при изучении предлагаемого материала, помогут младшим школьникам увереннее чувствовать себя в информационном поле и станут опорой, фундаментом обучения в старших классах.
В то же время в начальной школе работа с различными видами информации является основой развития у учащихся познавательных действий. В первую очередь логических, а также таких, как планирование, систематизация и структурирование знаний, преобразование информации, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, формирование элементов системного мышления.
Целью программы является создание условий для формирования информационных компетенций обучающихся и развития у них информационной грамотности: способности решать учебные и практические задачи на основе сформированных УУД, работать с информацией, представленной в виде сплошных и не сплошных текстов, таблиц, диаграмм, графиков, кластеров и другой инфографики.
Программа определяет ряд задач:
содействовать формированию мыслительных навыков: умению ставить вопросы, обобщать, выделять часть из целого, устанавливать закономерности, делать умозаключения;
способствовать формированию информационно-коммуникационных компетенций учащихся;
формировать универсальные учебные действия познавательного, логического, знаково-символического, регулятивного и коммуникативного характера;
создавать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика;
создавать условия для развития у детей познавательных интересов, формировать стремление ребенка к размышлению и поиску
Согласно учебного плана МОУ Юрцовской СОШ на реализацию данной программы отводится 1 час в неделю, 35 часов за учебный год, что полностью соответствует авторской программе.
Рабочая программа скорректирована с учётом учебно-календарного графика, расписания уроков МОУ Юрцовской СОШ.
Раздел 1. Планируемые результаты освоения программы
Личностные результаты
У обучающегося будет сформировано
умение определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);
Обучающийся получит возможность сформировать:
умение в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества делать выбор (при поддержке других участников группы и педагога), как поступить.
Метапредметные результаты
Регулятивные:
Обучающиеся научатся:
способности принимать и сохранять учебную цель и задачу;
планировать реализацию учебной задачи (в том числе во внутреннем плане);
контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение;
определять и формулировать цель деятельности;
работать по предложенному плану;
Обучающиеся получат возможность научиться:
уметь отличать правильно выполненное задание от выполненного неправильно;
совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные:
Обучающиеся научатся:
- использовать знаково-символические средства, в том числе моделирование;
- владеть широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач;
- ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;
- делать предварительный отбор информации: ориентироваться в потоке информации;
Обучающиеся получат возможность научиться:
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты;
-преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Коммуникативные:
Обучающиеся научатся:
адекватно передавать информацию и выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
Обучающиеся получат возможность научиться:
слушать и понимать речь других;
совместно договариваться о правилах работы в группе;
учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметные результаты
Обучающиеся научатся:
- приобретут навыки работы с содержащейся в текстах информацией (в процессе чтения литературных, учебных, научно-познавательных текстов, соответствующих возрасту);
- научатся использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое – и выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
- научатся составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание в устной или письменной форме;
Обучающиеся получат возможность научиться:
научатся самостоятельно организовывать поиск информации, нужной для решения практической или учебной задачи;
приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя её с имеющимся жизненным опытом;
овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме (рисунки, таблицы, диаграммы, схемы);
Раздел 2 Содержание программы
Сплошные тексты
Текст как информационный объект. Понимание прочитанного текста. Понимание на слух информации, содержащейся в представленном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Кластеры
Кластер как информационный объект. Информация, представленная в явном и неявном виде. Ключевые слова. Создание простейшей информационной модели. Составление кластера на основе прочитанного текста. Преобразование информации из одной формы в другую.
Таблицы
Таблица как информационный объект. Поиск информации, необходимой для решения учебной или практической задачи. Внесение данных в таблицу. Сходства и различия в информации, представленной в явном и неявном видах. Определение достаточности или недостаточности данных для выполнения учебного и практического задания. Ранжирование данных по указанным признакам. Соотнесение информации, представленной в таблице, с жизненной ситуацией. Определение значимой информации для выполнения учебной задачи. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Диаграммы
Диаграмма как информационный объект. Легенда диаграммы. Разнообразие диаграмм: столбчатые, линейные, круговые, гистограммы. Построение диаграмм по образцу. Анализ и интерпретация информации на диаграмме. Самостоятельное построение диаграмм разного вида. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение диаграмм в жизни. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Графики
График как информационный объект. Сбор и представление информации, связанной со счетом (пересчётом), измерением величин; фиксирование, анализ полученной информации. Построение простейших графиков. Преобразование информации из одной формы в другую. Практическое применение графиков в жизни.
Инфографика
Инфографика как информационный объект. Виды инфографики: афиша, объявление, входной билет, проездной билет, листовка, ценник в магазине, пиктограммы, плакат, вывески, рисунки (несплошные тексты). Анализ и обобщение представленной информации. Оценка и, в случае необходимости, коррекция собственных действий по решению учебной задачи. Создание собственного информационного графического объекта. Интерпретация данных, изображённых на рисунке. Преобразование информации из одной формы в другую. Анализ информации с целью выделения существенных и несущественных признаков.
Исследовательская (групповая) работа
Осознание цели и ситуации устного общения в группе. Адекватное восприятие звучащей речи. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей. Выражение собственного мнения, его аргументация. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или собственный опыт.
Раздел 3. Календарно-тематическое планирование 2 класс на 2019 – 2020 учебный год
1 час в неделю (35 часов в год)
№ п/п | Наименование раздела и тем | Количество часов | Планируемые сроки прохождения | Фактическая дата проведения |
| Идем в школу | 1 | с 02- 06.09 | |
| На уроке математики | 1 | с 09 – 13.09 | |
| На уроке математики | 1 | с 16 – 20.09 | |
| В гости к осени | 1 | с 23 - 27.09 | |
| Разгадываем и составляем ребусы | 1 | с 30 – 04.10 | |
| Разгадываем и составляем ребусы | 1 | с 14 – 18.10 | |
| На уроке русского языка | 1 | с 21 – 25.10 | |
| На уроке русского языка | 1 | с 28 – 01.11 | |
| В библиотеке | 1 | с 04 – 08.11 | |
| В библиотеке | 1 | с 11 – 15.11 | |
| В библиотеке | 1 | с 25 – 29.11 | |
| Мы читаем | 1 | с 02 – 06.12 | |
| День народного единства | 1 | с 09 – 13.12 | |
| На улице | 1 | с 16 – 20.12 | |
| На улице | 1 | с 23 – 27.12 | |
| Скоро Новый год! | 1 | с 30 – 31.12 | |
| Любимые мультфильмы | 1 | с 09 – 10.01 | |
| Любимые мультфильмы | 1 | с 13 – 17.01 | |
| В бассейне | 1 | с 20 – 24.01 | |
| В бассейне | 1 | с 27 – 31.01 | |
| В бассейне | 1 | с 03- 07.02 | |
| Широкая Масленица | 1 | с 10 – 14.02 | |
| Логические таблицы | 1 | с 17 – 21.02 | |
| Решаем логические задачи | 1 | с 02 – 06.03 | |
| В магазине | 1 | с 09 – 13.03 | |
| В аптеке | 1 | с 16 – 20.03 | |
| Решаем логические задачи | 1 | с 23 – 27.03 | |
| О чем расскажет упаковка? | 1 | с 30 – 03.04 | |
| О чем расскажет упаковка? | 1 | с 06 – 10.04 | |
| Что такое экология? | 1 | с 20 – 24.04 | |
| Этикетки на одежде | 1 | с 27 – 01.05 | |
| Пришкольная территория | 1 | с 04 – 08.05 | |
| Информация | 1 | с 11 – 15.05 | |
| Итоговое занятие. Проверь себя | 1 | с 18 – 22.05 | |
| Резерв | 1 | с 25 – 29.05 | |
Раздел 4. Методическая литература
В мире информации. Работаем с информационными источниками. 1 класс. Программа внеурочной деятельности /Авт. – сост. С. А. Шейкина, Е. С. Галанжина – М: Планета, 2019/
В мире информации. Работаем с информационными источниками. Книга для школьников. 1 класс /Авт. – сост. С. А. Шейкина, Е. С. Галанжина – М: Планета, 2019/
Лист внесения изменений и дополнений в рабочую программу
Дата | Содержание | Причина | Подпись |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
СОГЛАСОВАНО ШМО учителей начальных классов Протокол № 1 Руководитель ШМО _____________ Н. М. Мартынова «___» августа 2019 г. |
СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по ВР ____________ О. Б. Мягкова «___» августа 2019 г. |