СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" 2 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" 2 класс.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "В мире книг" 2 класс»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Большеремонтненская средняя школа






«Утверждаю»

Директор

МБОУ Большеремонтненская СШ

Приказ от «___» №_________

Подпись руководителя________ Г.А. Торбенко






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

по общеинтеллектуальному направлению

«В мире книг»

для 2 класса

на 2019 - 2020 учебный год






Составитель:

Балабина Людмила Николаевна








с. Большое Ремонтное

2019 г.


РАЗДЕЛ 1. Пояснительная записка


Программа внеурочной деятельности по курсу «В мире книг» составлена в соответствии с новыми требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы внеурочной деятельности Сборник программ внеурочной деятельности: 1–4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М.: Вентана-Граф, 2011.

Актуальность программы объясняется тем, что содержание занятий программы внеурочной деятельности «В мире книг» создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями. Кроме того, программа предполагает расширение читательского интереса от жаров произведений устного народного творчества до литературных произведений детских писателей 19-20 веков.

Данная программа предназначена для обучающихся начальной школы. В ней на базе основных принципов педагогики сотворчества была реализована концепция развития творческих способностей ребенка в процессе читательской деятельности. Активное использование методов стимулирования детского художественного творчества - сочинительства, коллективного обсуждения сочинений, инсценирования, - стало особенностью программы.

Цель программы:

создание на практике условий для развития читательских умений и интереса к чтению книг, расширение литературно-образовательного пространства обучающихся; формирование личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных учебных умений.

Задачи:

- формирование  активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование  познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;                                                

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- формирование у младших школьников интереса к чтению, желание читать литературные произведения и общаться по поводу прочитанного;

- развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения;

 - обогащать чувственный опыт ребенка, его реальное представление об окружающем мире и природе;

 - ввести детей через литературу в мир человеческих отношений и нравственных ценностей.


РАЗДЕЛ 2. Общая характеристика


 Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей. В этом случае на помощь приходит факультативный курс «Книжкины посиделки», являющийся закономерным продолжением урока, его дополнением.

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. В последние годы в программы обучения младших школьников все увереннее входит литература как предмет эстетического цикла. Но читательская деятельность не исчерпывается только школьным литературным образованием. На формирование читательских умений, навыков, интересов влияет семья, средства массовой информации, межличностное общение. Практика показывает, что возможности школьной библиотеки в этом смысле велики. Уроки в библиотеке способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать  в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Во внеурочной деятельности особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

  • занимательность;

  • научность;

  • сознательность и активность;

  • наглядность;

  • доступность;

  • связь теории с практикой;

  • индивидуальный подход к учащимся.

Курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы обучающихся.

«В мире книг» способствуют расширению читательского пространства, реализации дифференцированного обучения и развитию индивидуальных возможностей каждого ребёнка, воспитанию ученика-читателя.

Такие занятия помогут решать задачи эмоционального, творческого, литературного, интеллектуального развития ребёнка, а также проблемы нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребёнка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

Преемственность факультатива с основным курсом литературного чтения позволяет от класса к классу проводить системную работу по интеллектуальному развитию и обогащению читательского опыта младшего школьника. Программа способствует овладению детьми универсальными учебными действиями (познавательными, коммуникативными, регулятивными, личностными) и читательскими умениями.

Новизна программы внеклассных мероприятий «В мире книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к русскому народному фольклору, а именно к сказкам, пословицам, загадкам и т.д. и к тем  произведениям, которые входят в сокровищницу  детской литературы и литературы для детей, и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.  

Она построена таким образом, чтобы  в процессе воспитания и  привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие  включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка.  Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок (в данной программе элементы фольклора)  игровых моментов.

Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная.

Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми, литературные игры, конкурсы-кроссворды, библиотечные уроки, путешествия по страницам книг, проекты, уроки-спектакли и т. д.

Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

В каждом занятии прослеживаются три части:

- игровая;

- теоретическая;

- практическая.

Основные методы и технологии

- игровая технология;

- развивающее обучение;

- технология  обучения в сотрудничестве;

- коммуникативная технология;

- технология моделирования.

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств школьника.

Содержание факультативных занятий создаёт условия для углубления знаний, полученных на уроках литературного чтения, и применения их в самостоятельной читательской деятельности. На факультативных занятиях предполагается практическая работа с разными типами книг, детскими периодическими и электронными изданиями.

Межпредметные связи на занятиях:

- с уроками литературного чтения: слушание и различные виды чтения, пересказ, инсценирование;

- с уроками изобразительного искусства: иллюстрирование сказок, оформление книжек-самоделок и других творческих  работ, участие в выставках рисунков при защите проектов; 

- с уроками технологии: изготовление поделок к сказкам, различных элементов по темам проектов.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе   социальных явлений, познание как ценность.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание курса способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного пред- мета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования   и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Содержание программы факультатива «В мире книг» создаёт возможность для воспитания грамотного и заинтересованного читателя, знающего литературу своей страны и готового к восприятию культуры и литературы народов других стран. Ученик-читатель овладевает основами самостоятельной читательской деятельности. В процессе общения с книгой развиваются память, внимание, воображение. Программа факультатива — это создание условий для использования полученных знаний и умений на уроках литературного чтения для самостоятельного чтения и работы с книгой. Содержание факультативных занятий поможет младшему школьнику общаться с детскими книгами: рассматривать, читать, получать необходимую информацию о книге, как из её аппарата, так и из других изданий (справочных, энциклопедических).

В программу включены занятия библиографического характера, которые познакомят начинающего читателя с авторами детских книг, обогатят его читательский опыт и эрудицию.


Место курса в учебном плане


Согласно Образовательной программе начального общего образования МБОУ Большеремонтненской СШ продолжительность учебного года во 2 классе составляет 34 недели. На изучение курса внеурочной деятельности «В мире книг» во 2 классе отводится 1 час. Распределение времени представлено в таблице.


Класс

Федеральный базисный учебный план для ОУ

Утвержденный календарный график, учебный план школы, расписание занятий на 2019-2020

учебный год

Потеря учебного времени

Причины потери учебного времени

2

1 час в неделю – 34 часа в год

34 часа

(четверг)


_____

_______


РАЗДЕЛ 3. Планируемые результаты освоения курса


Прогнозируемый результат реализации программы

  1. Оптимальное повышение техники чтения.

  2. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

  3. Умение работать с книгой.

  4. Умение работать с текстом.

  5. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных  способностей у своих детей.

На каждом этапе решаются конкретные педагогические задачи.

        На первом году обучения ребенок познает себя и мир вокруг, людей, их взаимоотношения, природу, усваивает нормы отношения к этому миру и поведения в нем через стихи, маленькие рассказы современных детских писателей. Дети читают книги об игрушках и играх, о друзьях, родителях и детях, о животных и природе, узнают, что человек может делать интересные открытия, если научится вглядываться в окружающий его мир.

        Программа обучения призвана приобщить детей к работе с книгой, помочь им овладеть умением понимать содержание прочитанного. Дети получают представление о художественной литературе, узнают автора и название произведения, называют персонажей, учатся передавать сюжет литературного произведения, давать характеристику героям и событиям; овладевают интонацией, передающей содержание читаемого и настроение читающего, «проигрывают» произведение, перевоплощаясь в рассказчика или героя.  

Личностные, метапредметные и предметные

результаты освоения курса


В результате освоения программы курса «В мире книг» у школьников формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:

осознавать значимость чтения для личного развития;

  • формировать потребность в систематическом чтении;

  • использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

  • уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

  • пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.


Метапредметные:

Регулятивные умения:

  • уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

  • уметь самостоятельно работать с новым произведением;

  • уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

  • уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.


Познавательные учебные умения:

  • прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

  • отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

  • составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

  • пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.


Коммуникативные учебные умения:

  • участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

  • оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

  • высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

  • участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

  • соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

  • знать права читателя.


Личностные:

  • ставить в сотрудничестве с учителем новые учебные задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

  • различать основные нравственно-этические понятия, анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих ;

  • оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики, проявлять в конкретных ситуация помощь проявлять желание больше узнать;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.


РАЗДЕЛ 4. Календарно-тематический план


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Дата

по плану

фактически

1.

Роль книги в жизни человека.

1

05.09.


2.

История создания книги. Первая печатная книга на Руси.

1

12.09.


3.

Структура книги (элементы книги).

1

19.09.


4.

Экскурсия в библиотеку

1

26.09.


5.

Правила поведения в библиотеке. Алфавитный каталог. Каталожная карточка.

1

03.10.


6.

Выставка книг о детях. Структура книги.

1

10.10.


7.

Книги В. Осеевой. Книга-сборник.

1

17.10.


8.

Книги Е. Пермяка. Титульный лист.

1

24.10.


9.

Книги Н. Носова. Типы книг.

1

07.11.


10.

Книги В. Драгунского. Аппарат книги.

1

14.11.


11.

Герои детских книг.

1

21.11.


12.

Книги-сборники. Малые жанры фольклора.

1

28.11.


13.

Пословицы. Темы пословиц. Рукописная книга «Пословицы о книге и учении».

1

05.12.


14.

Загадки. Темы загадок. Конкурс «Отгадай загадку».

1

12.12.


15.

Скороговорки и чистоговорки.

1

19.12.


16.

Книги с литературными (авторскими) сказками.

1

26.12.


17.

Писатели-сказочники.

1

16.01.


18.

Герои сказок. Викторина.

1

23.01.


19.

По страницам сказок Х.К. Андерсена.

1

30.01.


20.

Проектная деятельность «Путешествие в страну сказок».

1

06.02.


21.

Книги о детях. Выставка книг.

1

13.02.


22.

Герои книг В. Осеевой.

1

20.02.


23.

Книги Н. Носова. Приключение-сказка о Незнайке и его друзьях.

1

27.02.


24.

Книги С. Михалкова: стихотворения, басни, рассказы.

1

05.03.


25.

Книги о братьях наших меньших. Художники-оформители.

1

12.03.


26.

Сборники стихотворений для детей. Каталожная карточка.

1

19.03.


27.

Книги-сборники сказок народов мира. Переводчики, пересказчики и обработчики народных сказок.

1

02.04.


28.

Народные сказки на страницах детских журналов.

1

09.04.


29.

Книги о семье.

1

16.04.


30.

Книги о защитниках Отечества. Книга А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

1

23.04.


31.

Библиотечный урок «Хвала книге».

1

30.04.


32.

По страницам любимых книг.

1

07.05.


33.

Оформление еженедельника «Книгочей» или «Дневника читателя».

1

14.05.


34.

Итоговое занятие. Летнее чтение.

1

21.05.




РАЗДЕЛ 5. Содержание курса

Книга, здравствуй.

Роль книги в жизни человека. Учебная книга и её справочный аппарат. Конкурс «Пословицы о книге и учении». Оформление рукописной книги. Художественные книги. Художники-оформители. Иллюстрации в книге и их роль. Правила работы с книгой. Читальный зал: самостоятельное чтение выбранной книги.

Книгочей — любитель чтения.

Библиотека. Библиотечный формуляр. Поиск книги по каталогам. Алфавитный каталог. Назначение библиотечного каталога. Работа с каталожной карточкой. Викторина «Что вы знаете о книге?». Игра «Я — библиотекарь».

Книги о твоих ровесниках.

Библиотечный урок «Дети — герои детских книг». Выставка книг. Книги-сборники В. Осеевой, Е. Пермяка, В. Драгунского, Н. Носова и других детских писателей.

Читальный зал. Чтение и рассматривание книги В. Железникова «Таня и Юсник» или В. Крапивина «Брат, которому семь лет». Конкурс-кроссворд «Имена героев детских книг».

Презентация книг о детях-ровесниках (устные отзывы). Читальный зал. Чтение произведений о детях на страницах детских газет и журналов. Детские журналы «Почитай-ка», «Зёрнышко» (электронная версия). Библиотечные плакаты «Герои-ровесники» (работа в группах). Живой журнал «Парад героев-сверстников» (инсценирование отдельных эпизодов из рассказов о детях).

Крупицы народной мудрости. Книги-сборники.

Книги-сборники малых жанров фольклора. Пословицы. Темы пословиц. Путешествие по тропинкам фольклора. Загадки. Темы загадок. Игра «Отгадай загадку». Скороговорки. Конкурс «Чистоговорщики». Проект «Живой цветок народной мудрости» (работа в группах).

Писатели-сказочники.

Выставка книг с литературными сказками. Обзор выставки. Книги писателей-сказочников. Поиск книги в открытом библиотечном фонде. Чтение выбранной книги. Герои сказок. Викторина. Творческая работа «Лукошко сказок» (проектная деятельность).

Книги о детях.

Книги-сборники о детях и для детей (В. Осеева, Н. Носов, С. Михалков и др.). Книги о животных (В. Бианки, Э. Шим, Г. Скребицкий, Н. Сладков и др.). Книги-сборники стихотворений для детей (Я. Аким, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто).

Старые добрые сказки.

Книги сказок народов мира. Сборники сказок. Выставка. Переводчики, пересказчики и обработчики сказок народов других стран. Справочный аппарат книги-сборника. Каталожная карточка. Сказки народов мира с «бродячими» сюжетами (русская народная

сказка «Снегурочка», японская народная сказка «Журушка» и др.). Поисковая работа. Читальный зал: народные сказки на страницах детских журналов.

Книги о тех, кто подарил нам жизнь.

Книги о семье, маме, детях. Выставка книг о тех, кто защищал свою Родину. Жанры произведений о семье: стихотворения, пословицы, сказки, рассказы, колыбельные песни. Рукописная книга. Литературная игра «По страницам учебника»: чтение произведений о семье по учебнику или наизусть. Мини-проекты (работа в группах): «Они писали о семье», «Рассказы о семье», «Пословицы о семье», «Стихотворения о семье». Рукописная

книга «Семья».

Защитникам Отечества посвящается.

Книги о защитниках Отечества. Былины и сказы о защитниках Отечества. Выставка книг детских писателей о защитниках Отечества. Библиотечный урок: встреча с участниками или героями Великой Отечественной войны, которые живут рядом. Работа с книгой А. Гайдара «Сказка о Военной тайне, Мальчише-Кибальчише и о его твёрдом слове»: чтение, рассматривание. Рукописная книга «Защитники Отечества в твоей семье»: фотографии, письма, воспоминания, рисунки.

По страницам любимых книг.

Книги разных жанров, тем, типов и авторской принадлежности. Библиотечный урок: книги-сборники по авторам, жанрам, темам. Проектная деятельность: презентация любимых книг (по оформлению, содержанию и поступкам героев). Коллективная творческая работа: комиксы и весёлые истории. Оформление еженедельника «Летнее чтение» или «Дневник читателя».

Универсальные учебные действия:

- знать структурные элементы библиотеки: абонемент, читальный зал;

- ориентироваться в мире книг (отбирать книги по авторской принадлежности в открытом библиотечном фонде);

- пользоваться алфавитным каталогом для отбора нужной книги;

- заполнять каталожную карточку;

- систематизировать книги по авторской принадлежности;

- составлять список прочитанных книг;

- выделять особенности учебной книги;

- работать самостоятельно с книгой по алгоритму «Работаем с книгой»;

- аргументировать мнение о выбранной книге (устный отзыв);

- классифицировать книги по авторской принадлежности, теме, жанру.




СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания Заместитель директора по ВР

методического совета

МБОУ Большеремонтненская СШ _____________ Липаева М.В.

от __________ 2019 года № _______ ______________ 2019 года

___________ Скиданова Л. В.