СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Уроки нравственности"»


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Русановская средняя общеобразовательная школа имени Виктора Степановича Шатохина»

Черемисиновского района Курской области



Принята педагогическим советом


Протокол № 1

от 30 августа 2018 г.

Согласована:

Руководитель МО


________ (Петрова Г. А.)


Протокол № 1

от 29 августа 2018 г.

Утверждена приказом по школе №

от 30 августа 2018 г.


Директор школы

_____ (Пучкова Т. Е.)









Рабочая программа

внеурочной деятельности

«Уроки нравственности»

на 2018 – 2024 год

учителя 1 квалификационной категории

Петровой Галины Александровны


















с. Русаново

2018 г.



Содержание программы

Стр.

  1. Планируемые результаты освоения

учебного курса………………………………2- 8

  1. Содержание учебного курса………… 8

  2. Тематическое планирование ………….9-12



)


























Планируемые результаты освоения курса

Воспитание нравственных чувств и этического сознания у младших школьников как направление духовно‑нравственного развития и воспитания обучающихся должно обеспечивать присвоение ими соответствующих ценностей, формирование знаний, начальных представлений, опыта эмоционально-ценностного постижения действительности и общественного действия в контексте становления идентичности гражданина России.

В ходе реализации программы «Уроки нравственности» будет обеспечено достижение обучающимися воспитательных результатов и эффектов.

Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов — приобретение обучающимися социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и·т.·п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение обучающимися опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, образовательного учреждения, т. е. в защищённой, дружественной среде, в которой ребёнок получает первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить.

Третий уровень результатов — получение обучающимся начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения


данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающегося с представителями различных социальных субъектов за пределами образовательного учреждения, в открытой общественной среде.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

·на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

·на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

·на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.


Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.

В результате прохождения программного материала к концу 1 класса обучающиеся должны знать:

1. Отличие понятий «этика» и «этикет».

2. Правила вежливости и красивых манер.

3. Заповеди и соответствующие притчи.


Уметь:

1. Уважать себя, верить в свои силы и творческие возмож­ности, признавая это право и за другими.

2. Соблюдать этикет за столом, вести себя достойно в обще­ственных местах.

3. Придерживаться «золотого правила» в общении с други­ми.

4. Быть доброжелательными.

5. Соблюдать заповеди.

6. Сострадать животным, не обижать их.

7. Придерживаться режима дня, уметь организовать свой труд дома.

8. Быть опрятными, соблюдать порядок на своем рабочем месте, содержать в чистоте свои книги и тетради.

9. Не забывать дома школьные принадлежности, книги, тетради, необходимые для уроков по расписанию.


В результате прохождения программного материала к концу 2 класса обучающиеся должны знать:

1. Требования этикета к устному и письменному приглаше­нию и общению с гостями.

2. Заповеди и правила этикета.

3. О доброте и жестокости, уважительном отношении к старшим, высокомерии,

4. Афоризмы.


Уметь:

1. Исполнять заповеди.

2. Соблюдать этикет в театре, кино, на выставке, в музее, на улице.

3. Выполнять общение.

4. Написать приглашение, встречать гостей, развлекать их, правильно вести себя в гостях, дарить и принимать по­дарки.


5. Исполнять ментальную зарядку как один из способов са­моконтроля в самовоспитании.


В результате прохождения программного материала к концу 3 класса обучающиеся должны знать:

1. Ранее изученные заповеди и афоризмы.

2. Каким должен быть воспитанный человек.

3. Требования этикета к разговору, в том числе к разговору по телефону.

4. Краткое содержание прочитанных на уроках притч и сказок в подтверждении своих нравственных убежде­ний.

5. Пословицы о дружбе, верности данному слову, добро­те, благодарности.

6. Правила вежливого отказа, несогласия. Как обращать­ся к разным людям.


Уметь:

1. Соблюдать правила вежливости и красивых манер.

2. На практике применять методы самовоспитания и са­моконтроля.

3. Уметь разговаривать по телефону, соблюдая правила этикета.

4. Уважать чужое мнение, будучи несогласным с ним.

5. Проявлять тактичность и доброжелательность в обще­нии.

6. Быть сострадательными к чужому горю.

7. Не обижать животных и птиц.

8. Различать добро и зло, давать правильную оценку по­ступков литературных героев, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.

9. Проявлять положительные моральные качества в дос­тойном поведении, поступках.


В результате прохождения программного материала к концу 4 класса обучающиеся должны знать:

1. Правила этики и культуры речи.

2. Требования к манерам, чем отличается корректное по­ведение от галантного.

3. Об источниках наших нравственных знаний.

4. О совести как основе нравственности.

5. Заветы предков. «Поучение» В.Мономаха.

6. Стихотворения о родине (на выбор).

7. Афоризмы.

8. О пользе терпения, выдержки, умения предвидеть по­следствие своих поступков.


Уметь:

  1. Различать хорошие и плохие поступки.

  2. Воплощать свои этические знания в повседневном по­ведении, в привычках.

  3. Уважительно относиться к родителям, старшим, сверстникам и младшим.

  4. Исполнять заповеди.


  1. Давать правильную оценку по­ступков литературных героев и сверстников, уметь мысленно ставить себя в аналогичную ситуацию.


У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

  • Личностные универсальные учебные действия:

У выпускника будут сформированы:

-ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

- знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

- развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;

- эмпатия, как понимание чувств других людей и сопереживание им.


  • Регулятивные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;

- адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.


  • Познавательные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

- строить сообщения в устной и письменной форме;

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.


  • Коммуникативные универсальные учебные действия:

Выпускник научится:

- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;


- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Для оценки планируемых результатов освоения программы «Уроки нравственности» рекомендовано использовать диагностическую таблицу «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли».


Содержание учебного курса


Материал учебного курса «Уроки нравственности» представлен в программе следующими содержательными линиями:

  • Школьный этикет

  • Правила общения

  • О трудолюбии. Культура внешнего вида

  • Внешкольный этикет

  • Культура общения

  • Самовоспитание

  • Общечеловеческие нормы нрав­ственности

  • Искусство и нравственность

Занятия по этим содержательным линиям распределены в течение учебного курса.

Занятия построены следующим образом:

  1. Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.

  2. Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.

  3. Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и пр.)











Тематическое планирование

/ 1 класс/


Тема

Кол-во часов

Школьный этикет

6

Правила общения

14

О трудолюбии. Культура внешнего вида

4

Внешкольный этикет

8


/ 2 класс/



Тема

Кол-во часов

Школьный этикет

9

Правила общения

8

О трудолюбии. Культура внешнего вида

9

Внешкольный этикет

8


/ 3 класс/



Тема

Кол-во часов

Культура общения

9

Самовоспитание

7

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

10

Искусство и нравственность

8


/ 4 класс/



Тема

Кол-во часов

Культура общения

9

Самовоспитание

7

Общечеловеческие нормы нрав­ственности

10

Искусство и нравственность

8


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Русановская средняя общеобразовательная школа имени

Виктора Степановича Шатохина»

Черемисиновского района Курской области











Приложение №1

( Календарно-тематическое планирование)

1 класс























Календарно- тематическое планирование


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата


Примечание

План.

Факт.

Школьный этикет (6ч.)

1-2

Правила поведения на уроке и на перемене

2




3

Правила поведения в гардеробе («раздевалке»)

1




4

Правила поведения в столовой

1




5

Правила поведения в библиотеке

1




6

Правила поведения на школьном дворе

1




Правила общения ( 14ч.)

7-8

Что такое «добро» и «зло»

2





9-10

«Волшебные» (добрые) слова

2





11

«Волшебные» (добрые) слова

1





12-13

Добрые и недобрые дела

2





14-15

Ты и твои друзья

2





16-17

Помни о других – ты не один на свете

2





18

«Ученье – свет, а неученье – тьма» (О добросовестном отношении к учёбе)

1




19-20

Как быть прилежным и старательным

2





О трудолюбии. Культура внешнего вида (4 ч.)


21-22

Наш труд в классе

2





23 -24

Мой ежедневный труд дома

2





25-26

Культура внешнего вида

2





27-28

Каждой вещи – своё место

2





Внешкольный этикет


29

Умей ценить время – своё и чужое

1




30-31

Как вести себя дома и на улице?

(Обобщающие)

2





32

Как приветствовать людей и знакомиться с ними

1




Итого:

32ч.












Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Русановская средняя общеобразовательная школа имени

Виктора Степановича Шатохина»

Черемисиновского района Курской области











Приложение №2

( Календарно-тематическое планирование)

2 класс































Календарно-тематическое планирование

/ 2 класс/


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата


Примечание

План.

Факт.

I четверть

Школьный этикет (9 часов)

1-2

Что такое школьная дисциплина

2





3

Люби книгу

1




4-5

Твоя школа.

2





6-7

Твой класс.

2





8-9

Соблюдение чистоты и порядка.

2





II четверть

Правила общения (8 часов)

10-11

Внимательность к окружающим.

2





12

Обязательность, дал слово - держи его.

1




13

Как ты разговариваешь с товарищами

1




14

Доброжелательность в общении.

1




15-16

Поступки твои и других (их оценка).

2





17

Правдивость, честность.





III четверть

О трудолюбии. Культура внешнего вида (9 часов)

18-19

Правило «Учусь все делать сам».

2





20-21

Помогаю другим своим трудом дома и в школе.

2




22-23

Что значит быть бережливым?

2





224-25

Как ты выполняешь правила личной гигиены.

2




26

Одежду нужно беречь.

1




IV четверть

Внешкольный этикет (8 часов)

27

Правила поведения в кино.

1




28

Правила поведения в театре.

1




29

Правила поведения в музее.

1




30

Правила поведения на выставке.

1




31

Меня пригласили на день рождения

1




32-33

Бережное отношение к природе.

2





34

Чему нас научили уроки нравственности

1








Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Русановская средняя общеобразовательная школа имени

Виктора Степановича Шатохина»

Черемисиновского района Курской области












Приложение №3

( Календарно-тематическое планирование)

3 класс





















Календарно-тематическое планирование

/ 3 класс/

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

Культура общения (9ч.)

1

Этикет разговора.

1




2

Обращение к разным лю­дям.

1




3

Обращение к разным лю­дям.

1




4

Вежливый отказ, несогла­сие.

1




5

Этикетные ситуации.

1




6

Этикетные ситуации.

1




7

Афоризмы.

1




8

Разговор по телефону.

1




9

Играем роль воспитанного человека.

1




Самовоспитание (7ч.)

10

Что значит быть вежли­вым?

1




11

Мои достоинства и недос­татки.

1




12

Мои достоинства и недос­татки. Уроки самокритики.

1




13

Большое значение малень­ких радостей.

1




14

О хороших и дурных при­вычках.

1




15

О хороших и дурных при­вычках. Уроки самокритики.

1




16

Афоризмы о самовоспита­нии.

1




Общечеловеческие нормы нрав­ственности (10ч.)

17

Заповеди: как мы их ис­полняем.

1




18

О сострадании и жестоко­сердии.

1




19

О сострадании и жестоко­сердии.

1




20

Лгать нельзя, но если...?

1




21

Лгать нельзя, но если...?

1




22

Всегда ли богатство - сча­стье?

1




23

Всегда ли богатство - сча­стье?

1




24

Спешите делать добро.

1




25

Спешите делать добро. Изготовление подарков ветеранам.

1




26

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

1




Искусство и нравственность (8ч.)

27

«Как сердцу высказать себя?»

1




28

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

Разыгрывание ситуаций.

1




29

В трудной ситуации, по­пытаемся разобраться.

1




30

«И нам сочувствие даётся, как нам даётся благодать».

1




31

«Думай хорошо - и мысли созревают в добрые поступки».

1




32

Диалоги о хороших мане­рах, добре и зле.

1




33

Афоризмы.

1




34

Чему мы научились на уроках нравственности

1





Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Русановская средняя общеобразовательная школа имени

Виктора Степановича Шатохина»

Черемисиновского района Курской области












Приложение №4

( Календарно-тематическое планирование)

4 класс





















Календарно-тематическое планирование

/ 4 класс/


п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Примечание

План.

Факт.

Культура общения (9ч.)

1

Традиции общения в русской семье. «Домострой».

1




2

Культура общения в современной семье.

1




3

Культура общения в современной семье.

1




4

О терпимости к ближним.

1




5

О терпимости к ближним.

1




6

Культура спора.

1




7

Этикетные ситуации.

1




8

В мире мудрых мыслей.

1




9

В мире мудрых мыслей.

1




Самовоспитание (7ч.)

10

«Познай самого себя». Тестирование.

1




11

Самовоспитание.

1




12

Определение цели и составление плана самовоспитания на неделю.

1




13

Как я работаю над собой.

1




14

О терпении.

1




15

Конец каждого дела обдумай перед началом.

1




16

«Ты памятью свой разум озари. И день минувший весь пересмотри».

1




Общечеловеческие нормы нрав­ственности (10ч.)

17

Об источниках наших нравственных знаний.

1




18

Совесть - основа нравственности.

1




19

«Чем ты сильнее, тем будь добрее».

1




20

«Досадно мне, что слово честь забы­то».

1




21

Заветы предков.

1




22

Россияне о любви к Родине.

1




23

Твоя малая родина.

1




24

«Мой первый друг, мой друг бес­ценный».

1




25

Афоризмы о совести, о родине, о дружбе.

1




26

«Приветливость - золотой ключик, открывающий сердца людей».

1




Искусство и нравственность (8ч.)

27

Нравственное содержание древних мифов.

1




28

За что народ любил Илью Муромца и чтил своих былинных героев.

1




29

Положительные герои в былинах и сказках.

1




30

Отрицательные герои в литератур­ных произведениях.

1




31

«Зло, как и добро, имеет своих геро­ев».

1




32

Искусство и нравственность.

1




33

«Вот человек. Что скажешь ты о нём?»

1




34

Обзор курса этикета.

1