СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по внеурочной деятельности. Плавание

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа внеурочной деятельности младших школьников по спортивному направлению адресована для учащихся 1 - 4 классов. Срок реализации программы 4 года по 2 часа в неделю.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности. Плавание»



Согласовано Утверждаю

Заместитель руководителя по ВР Директор МБОУ «Мичуринская СОШ»

МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района

Брянского района Мельникова Ю. Ю.

Васильева Е. В. Приказ № от « » 20

« » 20







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

секции «Плавание»

в рамках внеурочной деятельности

для 1-4 классов

учителя Тиханковой А.И.

2017 - 2018 учебный год







Рассмотрено заседании на ШМО

классных руководителей

Протокол №____от __________2017 г.

_____________ Коровина И. И.

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по внеурочной деятельности и рабочей программы по основам физического развития на воде «Плавание" для начальной школы, автором - составителем которой являются А.П.Матвеев и Т.В.Петрова; издательство «Дрофа» -2010.

Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по спортивному направлению адресована обучающимся 1-4 классов МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района Брянской области и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.

. Систематические занятия плаванием содействуют развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Плавание тренирует координационные способности, равновесие, ориентирование в пространстве, чувство ритма, является прекрасным средством закаливания, формирует мотивацию на здоровый образ жизни, воспитывает силу воли, развивает двигательные качества – гибкость, ловкость. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим нарушения осанки: сутулость, сколиоз, кифоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.

Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого учащегося в рамках реализации внеурочной деятельности ФГОС. За время занятий учащиеся должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать несколькими способами спортивного плавания.

Сроки реализации программы "Плавание" составляют 4 года по 2 часа в неделю.

Цели и задачи программы.

Цель программы: формирование у учащихся положительного отношения к плаванию, приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.

Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:

  1. Выработать у учащихся мотивацию на качественное выполнение требований программы.

  2. Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества на протяжении всех лет обучения в школе.

  3. Обучить учащихся технике двух-трех способов спортивного плавания, совершенствовать разнообразные плавательные умения (ныряние, старт, повороты, финиш).

  4. Развивать у учащихся координационные и кондиционные (главным образом, выносливость) способности.

  5. Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.

Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.

Начальная ступень обучения (I-IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области физической культуры и плавания и формировать начальные умения и навыки.






Результаты освоения курса


Личностные

У обучающегося будут сформированы:

- положительное отношение к исследовательской деятельности;

- интерес к новым способам познания новому содержанию;

- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности;

- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.

Обучающийся получит возможность для формирования:

- внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности;

- познавательной мотивации;

- устойчивого интереса к новым способам познания;

- морального сознания, способности решения моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении.

Регулятивные

Обучающийся получит возможность научиться:

- принимать и сохранять учебную задачу;

- планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;

- адекватно принимать оценку учителя;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия, учитывая сделанные ошибки.

Обучающийся получит возможность научиться:

-проявлять познавательную инициативу;

- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;

- самостоятельно находить варианты решения задачи.

Познавательные

Обучающийся научится:

- осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;

- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;

-высказываться в устной и письменной формах;

- владеть основами смыслового чтения текста;

- анализировать и выделять главное;

- осуществлять синтез;

- проводить сравнения, классификацию по разным критериям;

- устанавливать причинно- следственные связи;

- обобщать;

- подводить под понятия;

- устанавливать аналогии;

- видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.

Ожидаемый результат.

Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания детей.

Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей.

Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни.

Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей плавания, личной гигиеной, организации самостоятельных занятий плаванием.

Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и плавательной подготовленностью, оказания первой помощи. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.

Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.

Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выпол­нение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми эле­ментами техники движений, которые дети будут затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.

В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники но­вых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, вы­полняют специальные упражнения для профилактики сколиоза, играют в воде.

В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное на­пряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражне­ния.

Контроль

В течение года проведение соревнований:

  • «веселые старты» в спортивном зале;

  • скоростное плавание в конце каждой четверти;

  • «веселые старты» на воде;

  • соревнования по прикладному плаванию.

Содержание курса

Содержание программного материала предполагает разделение его на две: базовую и специализированную. Освоение базовых основ физической культуры проводится в соответствии с программным материалом по физической культуре.

Теоретический раздел

Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение жизни и здоровья учащихся. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах.

Практический раздел

Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «поплавка»; скольжение, стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.

Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжение с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движения рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).

Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание только с помощью рук и ног).

Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».

Плавание брассом (движение ног у бортика, движения рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование движений рук и ног с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением).

Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.

Развитие выносливости: проплыть одним из способов без остановки 25 м в первом классе. Выполнить стартовый прыжок и повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине.




Тематическое планирование


п/п

1 класс

Количество

часов

Дата

Тема занятия

план

факт

1

Инструктаж по ТБ. Построение. Расчет. Гимнастическая разминка. Вводное занитие.

1



2

Вводное занятие(практика)

1



3-10

Понятие о различных видах плавания

8



11

Обучение плаванию на спине

1



12

Игры на воде

1



13

Обучение плаванию на спине

1



14

Различные стили плавания

1



15-16

Обучение плаванию на спине

2



17-19

Различные стили плавания

3



20

Разминка. Свободный бег. Подвижная игра.

1



21

Зарядка. Бег, прыжки. Игры: «Воробышки летят», «Птички»

1



22

Разминка. Специальные упражнения на все группы мышц.

1



23

Зарядка, ходьба разными видами, приседание, гимнастические шаги.

1



24

Ходьба. Работа рук ног в воде. Игры в воде. “Караси и щуки”

1



25-26

Чередование ходьбы и бега разными видами. В воде. Игры в воде. “Цапля и лягушки”

2



27-28

Ходьба в воде с изменениями направления. Игры в воде. “Волны на море”

2



29-30

Отталкивание от бортика. Игры в воде.

2



31

Прыжки, отталкивание от борта. Игры в воде. “Насос”

1



32-33

Комплекс упражнений в воде. Игры «Насос», «Цапля и лягушки».

2



34

Закрепление материала, упражнения на задержку дыхания. Игра “Пятнашки с поплавками”

1



35

Скольжение на груди. Комплекс упражнений. Игры.

1



36

Прыжки. Погружение. Скольжение. Игры: «Кто быстрее спрячется под воду»,

1



37-38

Упражнения на задержку дыхания в комплексе. Игры.

2



39-40

Отталкивание, скольжение на груди. Игры.

2



41

Скольжение на груди с задержкой дыхания. Игры.

1



42

Специальные упражнения. Скольжение на спине. Игры.

1



43-44

Скольжение на груди, прямые руки впереди. Скольжение на спине, прямые руки вверху.

2



45-46

Скольжение на груди с различным положением рук .

2



47-48

Скольжение на спине с различным положением рук (одна рука вверху, вторая прижата к бедру; две руки прижаты к бедру).

2



49-50

Скольжение на груди и на спине под водой, руки вытяну ты вперед.

Скольжение на груди и спине с последующей работой ног кролем.

2



51

Разминка в воде. Скольжение с движением руками кролем.

1



52-54

Скольжение на груди и спине кролем. Игры.

3



55-57

Скольжение кролем в согласовании с дыханием.

3



58-59

Скольжение на груди кролем с поворотом головы.

2



60-62

Плавание при помощи движений ног кролем на спине с доской и произвольным дыханием

3



63-64

Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать одновременно. Игры на суше.

2



65-66

Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать одновременно. Игры на суше

2





п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата проведения


2-4 классы


План.

Факт.

1

Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры

1



2

Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры

1



3

Совершенствование техники плавания кроль на спине

1



4

Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры

1



5

Совершенствование техники плавания кроль на спине

1



6

Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры

1



7

Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры

1



8

Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры

1



9

Изучение движения ног при плавании брасом

1



10

Изучение движения ног при плавании брасом

1



11

Изучение движения ног при плавании брасом

1



12

Изучение движения рук при плавании брасом

1



13

Изучение движения рук при плавании брасом

1



14

Изучение движения рук при плавании брасом

1



15

Изучение согласованности рук и ног при плавании брасом

1



16

Изучение согласованности рук и ног при плавании брасом

1



17

Изучение согласованности рук и ног при плавании брасом

1



18

Совершенствование согласованности рук и ног при плавании брасом

1



19

Совершенствование согласованности рук и ног при плавании брасом

1



20

Совершенствование согласованности рук и ног при плавании брасом

1



21

Изучение техники дыхания при плавании брасом

1



22

Изучение техники дыхания при плавании брасом

1



23

Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием при плавании брасом

1



24

Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием при плавании брасом

1



25

Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием при плавании брасом

1



26

Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием при плавании брасом

1



27

Изучение старта с тумбочки и из воды. Подвижные игры

1



28

Изучение старта с тумбочки и из воды. Подвижные игры

1



29

Изучение старта с тумбочки и из воды. Подвижные игры

1



30

Квалификационные соревнования.

1



31

Различные стили плавания.

1



32

Игры на воде.

1



33

Игры на воде.

1



34

Игры на воде.

1



35

Понятие о дайвинге.

1



36

Понятие о дайвинге. Различные виды плавания.

1



37

Различные стили плавания.

1



38

Различные стили плавания.

1



39

Различные стили плавания.

1



40

Различные стили плавания.

1



41

Техника прыжков в воду с бортика бассейна.

1



42

Техника прыжков в воду с бортика бассейна.

1



43

Техника прыжков в воду с бортика бассейна.

1



44

Техника прыжков в воду с бортика бассейна.

1



45

Свободное плавание.

1



46

Различны стили плавания.

1



47

Различные стили плавания.

1



48

Различные стили плавания.

1



49

Свободное плавание.

1



50

Техника прыжков в воду с бортика.

1



51

Техника прыжков в воду с бортика.

1



52

Различные стили плавания.

1



53

Совершенствование плавания кроль на спине, на груди и брасс.

1



54

Совершенствование плавания кроль на спине, на груди и брасс.

1



55

Совершенствование плавания кроль на спине, на груди и брасс.

1



56

Совершенствование плавания кроль на спине, на груди и брасс.

1



57

Различные стили плавания.

1



58

Игры на воде.

1



59

Игры на воде.

1



60

Свободное плавание.

1



61

Игры на воде.

1



62

Квалификационные соревнования.

1



63

Сдача нормативов по плаванию

1



64

Свободное плавание.

1



65

Свободное плавание. Подвижные игры

1



66

Свободное плавание. Подвижные игры

1



67

Свободное плавание. Подвижные игры

1



68

Свободное плавание. Подвижные игры

1