Согласовано Утверждаю
Заместитель руководителя по ВР Директор МБОУ «Мичуринская СОШ»
МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района
![]()
Брянского района Мельникова Ю. Ю.
![]()
![]()
Васильева Е. В. Приказ № от « » 20
« » 20
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
секции «Плавание»
в рамках внеурочной деятельности
для 1-4 классов
учителя Тиханковой А.И.
2017 - 2018 учебный год
Рассмотрено заседании на ШМО
классных руководителей
Протокол №____от __________2017 г.
_____________ Коровина И. И.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по внеурочной деятельности и рабочей программы по основам физического развития на воде «Плавание" для начальной школы, автором - составителем которой являются А.П.Матвеев и Т.В.Петрова; издательство «Дрофа» -2010.
Программа организации внеурочной деятельности младших школьников по спортивному направлению адресована обучающимся 1-4 классов МБОУ «Мичуринская СОШ» Брянского района Брянской области и является механизмом интеграции, обеспечения полноты и цельности содержания программ по предметам, расширяя и обогащая его.
. Систематические занятия плаванием содействуют развитию выносливости, нормальному физическому развитию, улучшению деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной и нервной систем. Плавание тренирует координационные способности, равновесие, ориентирование в пространстве, чувство ритма, является прекрасным средством закаливания, формирует мотивацию на здоровый образ жизни, воспитывает силу воли, развивает двигательные качества – гибкость, ловкость. Благодаря симметричным движениям и горизонтальному положению туловища, разгружающему позвоночный столб от давления на него веса тела, плавание является прекрасным корригирующим упражнением, устраняющим нарушения осанки: сутулость, сколиоз, кифоз. Непрерывная работа ног в быстром темпе с постоянным преодолением сопротивления воды тренирует мышцы и связки голеностопного сустава, помогает формированию и укреплению детской стопы.
Программа по плаванию ориентирована на овладение навыком плавания каждого учащегося в рамках реализации внеурочной деятельности ФГОС. За время занятий учащиеся должны овладеть основами плавания в глубокой воде: научиться нырять, проплывать под водой с закрытыми глазами, правильно дышать и плавать несколькими способами спортивного плавания.
Сроки реализации программы "Плавание" составляют 4 года по 2 часа в неделю.
Цели и задачи программы.
Цель программы: формирование у учащихся положительного отношения к плаванию, приобретение навыка надежного и длительного плавания в глубокой воде.
Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:
Выработать у учащихся мотивацию на качественное выполнение требований программы.
Укреплять здоровье учащихся, развивать и совершенствовать физические качества на протяжении всех лет обучения в школе.
Обучить учащихся технике двух-трех способов спортивного плавания, совершенствовать разнообразные плавательные умения (ныряние, старт, повороты, финиш).
Развивать у учащихся координационные и кондиционные (главным образом, выносливость) способности.
Содействовать воспитанию нравственных и волевых качеств.
Программа состоит из трех разделов: теоретического, практического и контрольного.
Начальная ступень обучения (I-IV классы) должна закладывать основы начальной грамотности в области физической культуры и плавания и формировать начальные умения и навыки.
Результаты освоения курса
Личностные
У обучающегося будут сформированы:
- положительное отношение к исследовательской деятельности;
- интерес к новым способам познания новому содержанию;
- ориентация на понимание причин успеха в исследовательской деятельности;
- способность к самооценке на основе критериев успешности исследовательской деятельности.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- внутренней позиции на уровне понимания необходимости исследовательской деятельности;
- познавательной мотивации;
- устойчивого интереса к новым способам познания;
- морального сознания, способности решения моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении.
Регулятивные
Обучающийся получит возможность научиться:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- планировать свои действия;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
- адекватно принимать оценку учителя;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия, учитывая сделанные ошибки.
Обучающийся получит возможность научиться:
-проявлять познавательную инициативу;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
- самостоятельно находить варианты решения задачи.
Познавательные
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации для выполнения исследования;
- использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач;
-высказываться в устной и письменной формах;
- владеть основами смыслового чтения текста;
- анализировать и выделять главное;
- осуществлять синтез;
- проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
- устанавливать причинно- следственные связи;
- обобщать;
- подводить под понятия;
- устанавливать аналогии;
- видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезу.
Ожидаемый результат.
Овладение учащимися навыков основных способов плавания, привлечение к систематическим занятиям плавания детей.
Повышение уровня общей и специальной физической подготовленности детей.
Овладения навыками здорового образа жизни детьми, активное участие в общественной жизни.
Теоретический материал тесно связан с практическим материалом, который школьники осваивают в динамике. Программа предлагает для изучения темы, связанные с историей плавания, личной гигиеной, организации самостоятельных занятий плаванием.
Программный материал, касающийся способов двигательной деятельности, предусматривает обучение школьников элементарным умениям самостоятельного контроля за своим физическим развитием и плавательной подготовленностью, оказания первой помощи. Эти умения соотносятся в программе с соответствующими темами практического раздела и раздела учебных знаний.
Занятие состоит из трех частей: вводной, основной и заключительной.
Вводная часть проводится на суше и включает в себя объяснение задач, выполнение знакомых общеразвивающих упражнений и ознакомление на берегу с теми элементами техники движений, которые дети будут затем делать в воде. Всё это создает благоприятные условия для функционирования сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма и подготавливает учеников к выполнению задач основной части урока.
В основной части дети привыкают к воде, овладевают элементами техники новых двигательных действий, изучают технику плавания спортивными способами, выполняют специальные упражнения для профилактики сколиоза, играют в воде.
В заключительной части необходимо снизить физическое и эмоциональное напряжение. В конце урока дети спокойно плавают, выполняют дыхательные упражнения.
Контроль
В течение года проведение соревнований:
«веселые старты» в спортивном зале;
скоростное плавание в конце каждой четверти;
«веселые старты» на воде;
соревнования по прикладному плаванию.
Содержание курса
Содержание программного материала предполагает разделение его на две: базовую и специализированную. Освоение базовых основ физической культуры проводится в соответствии с программным материалом по физической культуре.
Теоретический раздел
Правила поведения учащихся на занятиях по плаванию. Предупреждение травматизма, обеспечение жизни и здоровья учащихся. Гигиена плавания и купания. Значение плавания, как средства укрепления здоровья. Виды водного спорта. Вспомогательные средства для занятий плаванием (ласты, плавательные доски, надувные круги). Поведение в экстремальной ситуации на водоемах.
Практический раздел
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца. Имитация «поплавка»; скольжение, стоя на полу. Движения рук и ног при плавании кролем на груди и кролем на спине, движения головой при выполнении вдоха, координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди (стоя на месте в сочетании с ходьбой), стартового прыжка. Упражнения для освоения с водой.
Плавание кролем на груди (движения ног сидя на краю бассейна, то же с выполнением выхода в воду; плавание с доской; скольжение с движениями ног; гребковые движения рук; согласование движения рук с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; плавание с дыханием в каждом цикле; плавание в полной координации).
Плавание кролем на спине (движения ногами с опорой на дно или бортик бассейна, скольжение с последующими движениями ног и рук, плавание только с помощью рук и ног).
Игры: «Кто быстрее?», «Волны на море», «Караси и щуки», «Насос», «Морской бой», «Пятнашки с поплавками».
Плавание брассом (движение ног у бортика, движения рук стоя на дне, в сочетании с ходьбой; согласование движений рук с дыханием, согласование движений рук и ног с дыханием; проплывание отрезков с задержкой дыхания; стартовый прыжок с последующим скольжением).
Игры: «Волейбол в воде», «Кто дальше проскользит», «Салки», «Рыбаки и рыбки». Эстафеты.
Развитие выносливости: проплыть одним из способов без остановки 25 м в первом классе. Выполнить стартовый прыжок и повороты при плавании кролем на груди и кролем на спине.
Тематическое планирование
№ п/п | 1 класс | Количество часов | Дата |
Тема занятия | план | факт |
1 | Инструктаж по ТБ. Построение. Расчет. Гимнастическая разминка. Вводное занитие. | 1 | | |
2 | Вводное занятие(практика) | 1 | | |
3-10 | Понятие о различных видах плавания | 8 | | |
11 | Обучение плаванию на спине | 1 | | |
12 | Игры на воде | 1 | | |
13 | Обучение плаванию на спине | 1 | | |
14 | Различные стили плавания | 1 | | |
15-16 | Обучение плаванию на спине | 2 | | |
17-19 | Различные стили плавания | 3 | | |
20 | Разминка. Свободный бег. Подвижная игра. | 1 | | |
21 | Зарядка. Бег, прыжки. Игры: «Воробышки летят», «Птички» | 1 | | |
22 | Разминка. Специальные упражнения на все группы мышц. | 1 | | |
23 | Зарядка, ходьба разными видами, приседание, гимнастические шаги. | 1 | | |
24 | Ходьба. Работа рук ног в воде. Игры в воде. “Караси и щуки” | 1 | | |
25-26 | Чередование ходьбы и бега разными видами. В воде. Игры в воде. “Цапля и лягушки” | 2 | | |
27-28 | Ходьба в воде с изменениями направления. Игры в воде. “Волны на море” | 2 | | |
29-30 | Отталкивание от бортика. Игры в воде. | 2 | | |
31 | Прыжки, отталкивание от борта. Игры в воде. “Насос” | 1 | | |
32-33 | Комплекс упражнений в воде. Игры «Насос», «Цапля и лягушки». | 2 | | |
34 | Закрепление материала, упражнения на задержку дыхания. Игра “Пятнашки с поплавками” | 1 | | |
35 | Скольжение на груди. Комплекс упражнений. Игры. | 1 | | |
36 | Прыжки. Погружение. Скольжение. Игры: «Кто быстрее спрячется под воду», | 1 | | |
37-38 | Упражнения на задержку дыхания в комплексе. Игры. | 2 | | |
39-40 | Отталкивание, скольжение на груди. Игры. | 2 | | |
41 | Скольжение на груди с задержкой дыхания. Игры. | 1 | | |
42 | Специальные упражнения. Скольжение на спине. Игры. | 1 | | |
43-44 | Скольжение на груди, прямые руки впереди. Скольжение на спине, прямые руки вверху. | 2 | | |
45-46 | Скольжение на груди с различным положением рук . | 2 | | |
47-48 | Скольжение на спине с различным положением рук (одна рука вверху, вторая прижата к бедру; две руки прижаты к бедру). | 2 | | |
49-50 | Скольжение на груди и на спине под водой, руки вытяну ты вперед. Скольжение на груди и спине с последующей работой ног кролем. | 2 | | |
51 | Разминка в воде. Скольжение с движением руками кролем. | 1 | | |
52-54 | Скольжение на груди и спине кролем. Игры. | 3 | | |
55-57 | Скольжение кролем в согласовании с дыханием. | 3 | | |
58-59 | Скольжение на груди кролем с поворотом головы. | 2 | | |
60-62 | Плавание при помощи движений ног кролем на спине с доской и произвольным дыханием | 3 | | |
63-64 | Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать одновременно. Игры на суше. | 2 | | |
65-66 | Разминка. Бег, прыжки. Гребковые движения с умением дышать одновременно. Игры на суше | 2 | | |
№п/п | Тема занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
| 2-4 классы | | План. | Факт. |
1 | Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры | 1 | | |
2 | Изучение подготовительных упражнений для освоения с водой. Подвижные игры | 1 | | |
3 | Совершенствование техники плавания кроль на спине | 1 | | |
4 | Совершенствование техники плавания кроль на спине. Подвижные игры | 1 | | |
5 | Совершенствование техники плавания кроль на спине | 1 | | |
6 | Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры | 1 | | |
7 | Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры | 1 | | |
8 | Совершенствование техники плавания кроль на груди. Подвижные игры | 1 | | |
9 | Изучение движения ног при плавании брасом | 1 | | |
10 | Изучение движения ног при плавании брасом | 1 | | |
11 | Изучение движения ног при плавании брасом | 1 | | |
12 | Изучение движения рук при плавании брасом | 1 | | |
13 | Изучение движения рук при плавании брасом | 1 | | |
14 | Изучение движения рук при плавании брасом | 1 | | |
15 | Изучение согласованности рук и ног при плавании брасом | 1 | | |
16 | Изучение согласованности рук и ног при плавании брасом | 1 | | |
17 | Изучение согласованности рук и ног при плавании брасом | 1 | | |
18 | Совершенствование согласованности рук и ног при плавании брасом | 1 | | |
19 | Совершенствование согласованности рук и ног при плавании брасом | 1 | | |
20 | Совершенствование согласованности рук и ног при плавании брасом | 1 | | |
21 | Изучение техники дыхания при плавании брасом | 1 | | |
22 | Изучение техники дыхания при плавании брасом | 1 | | |
23 | Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием при плавании брасом | 1 | | |
24 | Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием при плавании брасом | 1 | | |
25 | Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием при плавании брасом | 1 | | |
26 | Совершенствование согласованности движений рук и ног с дыханием при плавании брасом | 1 | | |
27 | Изучение старта с тумбочки и из воды. Подвижные игры | 1 | | |
28 | Изучение старта с тумбочки и из воды. Подвижные игры | 1 | | |
29 | Изучение старта с тумбочки и из воды. Подвижные игры | 1 | | |
30 | Квалификационные соревнования. | 1 | | |
31 | Различные стили плавания. | 1 | | |
32 | Игры на воде. | 1 | | |
33 | Игры на воде. | 1 | | |
34 | Игры на воде. | 1 | | |
35 | Понятие о дайвинге. | 1 | | |
36 | Понятие о дайвинге. Различные виды плавания. | 1 | | |
37 | Различные стили плавания. | 1 | | |
38 | Различные стили плавания. | 1 | | |
39 | Различные стили плавания. | 1 | | |
40 | Различные стили плавания. | 1 | | |
41 | Техника прыжков в воду с бортика бассейна. | 1 | | |
42 | Техника прыжков в воду с бортика бассейна. | 1 | | |
43 | Техника прыжков в воду с бортика бассейна. | 1 | | |
44 | Техника прыжков в воду с бортика бассейна. | 1 | | |
45 | Свободное плавание. | 1 | | |
46 | Различны стили плавания. | 1 | | |
47 | Различные стили плавания. | 1 | | |
48 | Различные стили плавания. | 1 | | |
49 | Свободное плавание. | 1 | | |
50 | Техника прыжков в воду с бортика. | 1 | | |
51 | Техника прыжков в воду с бортика. | 1 | | |
52 | Различные стили плавания. | 1 | | |
53 | Совершенствование плавания кроль на спине, на груди и брасс. | 1 | | |
54 | Совершенствование плавания кроль на спине, на груди и брасс. | 1 | | |
55 | Совершенствование плавания кроль на спине, на груди и брасс. | 1 | | |
56 | Совершенствование плавания кроль на спине, на груди и брасс. | 1 | | |
57 | Различные стили плавания. | 1 | | |
58 | Игры на воде. | 1 | | |
59 | Игры на воде. | 1 | | |
60 | Свободное плавание. | 1 | | |
61 | Игры на воде. | 1 | | |
62 | Квалификационные соревнования. | 1 | | |
63 | Сдача нормативов по плаванию | 1 | | |
64 | Свободное плавание. | 1 | | |
65 | Свободное плавание. Подвижные игры | 1 | | |
66 | Свободное плавание. Подвижные игры | 1 | | |
67 | Свободное плавание. Подвижные игры | 1 | | |
68 | Свободное плавание. Подвижные игры | 1 | | |