СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по волейболу

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по волейболу»



П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а

Программа работы секции волейбола составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована  к конкретным условиям функционирования группы.
Программа  работы секции волейбола включает пояснительную записку, учебно-тематические планы работы на каждый год обучения. В пояснительной записке показано место волейбола в системе физического воспитания; определены цели и задачи работы объединения.
Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.
Волейбол - один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной системы, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов,  увеличивают силу и эластичность мышц. 
Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха.  Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
Программа рассчитана на 1 год, предназначена для подростков 13-17 лет. Объединение могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта. Количество учащихся в группах 15 человек. Продолжительность занятий – 6 часов в неделю. Форма занятий  - групповая.

Цели и задачи
Цель: 
• Повышение уровня физического развития подростков. 
• Подготовка спортивного резерва


 Задачи: 
• Укрепление здоровья и закаливание организма подростков 
• Обеспечение оптимального для данного возраста уровня физической работоспособности и физических качеств 
• Повышение общей физической подготовленности 
• Развитие специальных физических способностей 
• Обучение основам техники и тактики игры в волейбол


Методическое обеспечение программы

Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на  достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.

Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические  методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств. 
Спортивные методы включают: метод  непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод  максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.

Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по   отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося.  Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основной структурой технического и тактического приема.
В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.
Разносторонняя  физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные  - на формирование технических навыков и тактических умений.
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключение возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.

Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.


Диагностика результативности образовательного процесса

В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов.

Два раза в год  (декабрь и май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического  развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в  количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической,  теоретической подготовленности.

Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников в учебных, контрольных и календарных  играх.  Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий.  Календарные игры проводятся согласно плану игр районного и республиканского уровня.

Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивание из виса. Для определения уровня технической подготовленности используется упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударов.

Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами,  как обучающиеся применяют их в игре.


Краткое содержание изучаемого курса первого года обучения 
1. Физическая культура и спорт в России. 
Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов. 
 2.История  развития волейбола. 
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире. 
3.Влияние физических упражнений на организм человека  
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма 
 4. Гигиена волейболиста     
Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача). 
5. Техническая подготовка. 
Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы: 
- перемещения, 
- подачи, 
- передачи, 
- нападающие удары, 
- блокирование. 
6.  Тактическая подготовка 
Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это: 
- умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях, 
- умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия, 
- умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.


Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения: 
- перемещения, 
- прием нападающего удара 
  прием подачи, 
  передачи, 
- подача мяча, 
- нападающие удары, 
Тактика нападения и тактика защиты:

- индивидуальные действия,

- групповые действия,

- командные действия.

7. Правила игры в волейбол

Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.

8. Общая физическая подготовка.

Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения

Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.

Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.

Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.

Спортивные игры: баскетбол, футбол

Подвижные игры и эстафеты

9. Специальная физическая подготовка.

- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,

- упражнения с набивными и теннисными мячами,

развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера

- игры и эстафеты с препятствиями.

10. Контрольные испытания.

- Контрольные испытания по общей физической подготовке

- Контрольные испытания по технической подготовке

11. Контрольные игры и судейская практика. Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.

12. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры






Занятия

По

плану

Факти-чески

Тема занятия

Кол-во часов

Элементы содержания

1-2



Введение. История возникновения волейбола

2

Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи.

3-4



Правила игры. Игровое поле и инвентарь.

2

Правила игры. Игровое поле и инвентарь.

5-6



Техническая подготовка.

2

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая )

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

7-8



Техническая подготовка.

2

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая )

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

9-10



Тактические действие.

2

Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.

10-11



Тактические действие.

2

Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.

12-13



Тактические действие.

2

Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.

14-15



Специальная физическая подготовка.

2

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая )

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

15-16



Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями в движении.

17-18



Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями в движении.

19-20



Контрольные игры и испытания.

2

Челночный бег. Прыжки через скакалку. Бег в течении 6-ти минут.

21-22



Техническая подготовка.

2

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая )

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

23-24



Общая физическая подготовка.

2

Упражнения с предметами; со скакалками и мячами.

25-26



Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями в движении.

27-28



Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями на точность.

29-30



Специальная физическая подготовка.

2

Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования.

31-32



Техническая подготовка.

2

Боковая подача.

33-34



Общая физическая подготовка.

2

Подвижные игры и эстафета.

35-36



Тактическая подготовка.

2

Подача и пас предплечьями.

37-38



Тактические действие.

2

Подача и пас предплечьями.

39-40



Общая физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища.

41-42



Тактические действие.

2

Прием подачи в правой и левой задних зонах.

43-44



Тактические действие.

2

Нацеленная подача

44-45



Специальная физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей.

46-47



Тактика защиты.

2

Умение взаимодействии с другими игроками.

48-49



Техническая подготовка.

2

Передача сверху.

50-51



Техническая подготовка.

2

Передача сверху.

52-53



Техническая подготовка.

2

Пас-отскок мяча-пас.

54-55



Специальная физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей.

56-57



Техническая подготовка.

2

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

58-59



Техническая подготовка.

2

Передача –перемещение- передача.

60-61



Общая физическая подготовка.

2

Подвижные игры с использованием волейбольных мячей.

62-63



Тактическая подготовка.

2

Передача безадресного мяча.

64-65



Тактическая подготовка.

2

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

66-67



Техника нападения.

2

Круг за кругом.

68-69



Техника нападения.

2

Высокая прострельная передача.

70-71



Техника защиты.

2

Пас из неудобного положения.

72-73



Техника защиты.

2

Пас из неудобного положения.

74-75



Техника нападения.

2

Высокая прострельная передача.

76-77



Техника нападения.

2

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

78-79



Техника нападения.

2

Подача, пас предплечьями и второй пас.

80-81



Техника защиты.

2

Игра “Кому принимать подачу?”

82-83



Техническая подготовка.

2

Нижняя подача.

84-85



Техническая подготовка.

2

Нижняя подача.

86-87



Общая физическая подготовка.

2

Игра “Круг за кругом”.

88-89



Специальная физическая подготовка.

2

Пас предплечьями на точность.

90-91



Техническая подготовка .

2

Пас предплечьями на точность.

92-93



Тактическая подготовка.

2

Пас из неудобного положения.

94-95



Специальная физическая подготовка.

2

Упражнения с набивными и теннисными мячами.

96-97



Техническая подготовка.

2

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая )

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

98-99



Техническая подготовка.

2

Передача –перемещение- передача.

101-102



Тактическая подготовка.

2

Верхняя подача.

102-103



Техника нападения.

2

Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.

104-105



Техника Защиты.

2

Пас из неудобного положения.

106-107



Специальная физическая подготовка.

2

Техника атакующего удара.

108-109



Общая физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц ног и таза.

110-111



Тактика защиты.

2

Пас из неудобного положения.

112-113



Тактика защиты.

2

Пас из неудобного положения.

114-115



Общая физическая подготовка.

2

Игра пионербол.

116-117



Общая физическая подготовка.

2

Игра “Подай и попади”

118-119



Общая физическая подготовка.

2

Общеразвивающие упражнения.

120-121



Специальная физическая подготовка.

2

Игра “Сумей передать и подать”

122-123



Тактика защиты.

2

Игра”Кому принимать подачу”

124-125



Тактика нападения

2

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

126-127



Техническая подготовка.

2

Пас в движении.

128-129



Тактика нападения

2

Подача с лицевой линии.

129-130



Тактика защиты.

2

Игра “Берем игру на себя”

131-132



Техническая подготовка.

2

Передача сверху (Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.)

133-134



Техническая подготовка.

2

Передача сверху (Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.)

135-136



Общая физическая подготовка.

2

Подвижные игры и эстафета.

137-138



Техническая подготовка.

2

Пас в движении.

139-140



Общая физическая подготовка.

2

Игра пионербол.

141-142



Тактическая подготовка.

2

Передача-перемещение-передача.

143-144



Тактическая подготовка.

2

Передача-перемещение-передача.

145-146



Тактика защиты.

2

Игра “Берем игру на себя”

147-148



Тактика защиты.

2

Игра”Кому принимать подачу”

149-150



Общая физическая подготовка.

2

Акробатические упражнения6:перекаты, кувырки.

151-152



Тактика нападения.

2

Разбег перед атакой.

153-154



Тактика нападения.

2

Замедленный удар в центр площадки.

155-156



Тактика нападения.

2

Разбег и бросок.

157-158



Техническая подготовка.

2

Удар по отскочившему мячу.

159-160



Игра с заданием.

2

Игра волейбол по упроченным правилам.

161-162



Контрольные игры и испытания.

2

Оценка игровых достижений.

163-164



Техническая подготовка.

2

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая )

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

165-166



Общая физическая подготовка.

2

Упражнения с предметами; со скакалками и мячами.

167-168



Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями в движении.

169-170



Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями на точность.

171-172



Специальная физическая подготовка.

2

Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования.

173-174



Техническая подготовка.

2

Боковая подача.

175-176



Общая физическая подготовка.

2

Подвижные игры и эстафета.

177-178



Тактическая подготовка.

2

Подача и пас предплечьями.

179-180



Тактические действие.

2

Подача и пас предплечьями.

181-182



Общая физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища.

183-184



Тактические действие.

2

Прием подачи в правой и левой задних зонах.

185-186



Тактические действие.

2

Нацеленная подача

187-188



Специальная физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей.

189-190



Тактика защиты.

2

Умение взаимодействии с другими игроками.

191-192



Техническая подготовка.

2

Передача сверху.

193-194



Техническая подготовка.

2

Передача сверху.

195-196



Техническая подготовка.

2

Пас-отскок мяча-пас.

197-198



Специальная физическая подготовка.

2

Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей.

199-200



Техническая подготовка.

2

Короткий пас , пас назад, длинный пас.

201-202



Техническая подготовка.

2

Передача –перемещение- передача.

203-204



Техническая подготовка.

2

Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая )

Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.)

205-206



Общая физическая подготовка.

2

Упражнения с предметами; со скакалками и мячами.

207-208



Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями в движении.

209-210



Техническая подготовка.

2

Пас предплечьями на точность.

211-212



Специальная физическая подготовка.

2

Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования.

213-214



Техническая подготовка.

2

Боковая подача.

215-216



Контрольные игры и испытания.

2

Оценка игровых достижений.