П о я с н и т е л ь н а я з а п и с к а
Программа работы секции волейбола составлена на основе типовой программы и рекомендаций, разработанных специалистами в области физической культуры, нормативных документов Министерства образование РФ и адаптирована к конкретным условиям функционирования группы.
Программа работы секции волейбола включает пояснительную записку, учебно-тематические планы работы на каждый год обучения. В пояснительной записке показано место волейбола в системе физического воспитания; определены цели и задачи работы объединения.
Неотъемлемой частью физического развития и становления как личности в подростковом периоде является физическое воспитание школьников. Одним из средств физического воспитания являются спортивные игры. Одной из самых популярных спортивных игр, получивших широкое распространение, в том числе и в быту, является волейбол.
Волейбол - один из наиболее увлекательных, массовых видов спорта. Его отличает богатое и разнообразное двигательное содержание. Чтобы играть в волейбол, необходимо уметь быстро бегать, высоко прыгать. Мгновенно менять направление и скорость движения, обладать силой, ловкостью и выносливостью. Занятия волейболом улучшают работу сердечнососудистой и дыхательной системы, укрепляют костную систему, развивают подвижность суставов, увеличивают силу и эластичность мышц.
Постоянное взаимодействие с мячом способствует улучшению глубинного и периферического зрения, точности и ориентировке в пространстве. Развивается мгновенная реакция на зрительные и слуховые сигналы. Игра в волейбол требует от занимающихся максимального проявления физических возможностей, волевых усилий и умение пользоваться приобретенными навыками. Проявляются положительные эмоции: жизнерадостность, бодрость, желание победить. Развивается чувство ответственности, коллективизма, скорость принятия решений. Благодаря своей эмоциональности игра в волейбол представляет собой средство не только физического развития, но и активного отдыха. Широкому распространению волейбола содействует несложное оборудование: небольшая площадка, сетка, мяч.
Программа рассчитана на 1 год, предназначена для подростков 13-17 лет. Объединение могут посещать все желающие при согласии родителей и наличии разрешения от врача-педиатра, подтверждающего отсутствие противопоказаний к занятиям этим видом спорта. Количество учащихся в группах 15 человек. Продолжительность занятий – 6 часов в неделю. Форма занятий - групповая.
Цели и задачи
Цель:
• Повышение уровня физического развития подростков.
• Подготовка спортивного резерва
Задачи:
• Укрепление здоровья и закаливание организма подростков
• Обеспечение оптимального для данного возраста уровня физической работоспособности и физических качеств
• Повышение общей физической подготовленности
• Развитие специальных физических способностей
• Обучение основам техники и тактики игры в волейбол
Методическое обеспечение программы
Подготовка юного волейболиста осуществляется путем обучения и тренировки, которые являются единым педагогическим процессом, направленным на формирование и закрепление определенных навыков, на достижение оптимального уровня физического развития и высоких спортивных результатов обучающимися. Успешное осуществление учебно-тренировочного процесса возможно при соблюдении принципа единства всех сторон подготовки, а именно, общефизической, специальной физической, технической, тактической и морально-волевой.
Успешное решение учебно-тренировочных задач возможно при использовании двух групп методов: общепедагогических и спортивных.
Общепедагогические или дидактические методы включают метод наглядности, систематичности, доступности, индивидуализации обучения при единстве требований, метод опережающего развития физических качеств по отношению к технической подготовке, метод раннего освоения сложных элементов, метод соразмерности, т.е. оптимального и сбалансированного развития физических качеств.
Спортивные методы включают: метод непрерывности и цикличности учебно-тренировочного процесса; метод максимальности и постепенности повышения требований; метод волнообразности динамики тренировочных нагрузок; метод избыточности, предполагающий применение тренировочных нагрузок, превосходящих соревновательные; метод моделирования соревновательной деятельности в тренировочном процессе.
Постановка задач, выбор средств и методов обучения едины по отношению ко всем занимающимся при условии соблюдения требований индивидуального подхода и глубокого изучения особенностей каждого занимающегося. Особо внимательно выявлять индивидуальные особенности обучающихся необходимо при обучении технике и тактике игры, предъявляя при этом одинаковые требования в плане овладения основной структурой технического и тактического приема.
В ходе учебно-тренировочного занятия осуществляется работа сразу по нескольким видам подготовки. Занятие включает обязательно общую физическую подготовку, так же специальную физическую подготовку. На занятие может быть осуществлена работа по технической, тактической и морально-волевой подготовке юных спортсменов.
Разносторонняя физическая подготовка проводится на протяжении всего учебно-тренировочного процесса. Все упражнения делятся на общеразвивающие, подготовительные, подводящие и основные. Общеразвивающие и подготовительные упражнения направлены преимущественно на развитие функциональных особенностей организма, а подводящие и основные - на формирование технических навыков и тактических умений.
В процессе обучения техническим приемам используется сочетание метода целостного разучивания и разучивания по частям. Вначале технический прием изучают в целом, затем переходят к составным частям и в заключение возвращаются к выполнению действия в целом. В процессе совершенствования техники происходит формирование тактических умений.
Распределение времени на все разделы работы осуществляется в соответствии с задачами каждого тренировочного занятия, в соответствии с этим происходит распределение учебного времени по видам подготовки при разработке текущего планирования.
Диагностика результативности образовательного процесса
В целях объективного определения уровня подготовки обучающихся спортсменов и своевременного выявления пробелов в их подготовке целесообразно регулярно проводить комплексное тестирование юных спортсменов.
Два раза в год (декабрь и май) в учебно-тренировочных группах проводятся контрольные испытания по общей и специальной физической и технической подготовке. Оценка физического развития производится на общепринятой методике биометрических измерений. Уровень подготовленности обучающихся выражается в количественно-качественных показателях по технической, тактической, физической, теоретической подготовленности.
Одним из методов контроля эффективности занятий в секции является участие учеников в учебных, контрольных и календарных играх. Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях. Календарные игры применяются с целью использования в соревновательных условиях изученных технических приемов и тактических действий. Календарные игры проводятся согласно плану игр районного и республиканского уровня.
Для определения уровня физической подготовленности занимающихся учитываются результаты испытаний на прыгучесть, быстроту перемещения, дальность метания набивных мячей и точность попаданий теннисным мячом, а также подтягивание из виса. Для определения уровня технической подготовленности используется упражнения на точность попадания мячом при передачах, подачах, нападающих ударов.
Большое значение имеет текущий контроль, в котором основное место занимает наблюдение за тем, как проходит овладение техническими и тактическими приемами, как обучающиеся применяют их в игре.
Краткое содержание изучаемого курса первого года обучения
1. Физическая культура и спорт в России.
Развитие физической культуры и спорта в России. Выдающиеся достижения российских спортсменов.
2.История развития волейбола.
Характеристика волейбола как средства физического воспитания молодежи. История возникновения волейбола. Развитие волейбола в России и за рубежом. Крупнейшие соревнования по волейболу в России и в мире.
3.Влияние физических упражнений на организм человека
Краткие сведения о строении и функциях организма человека. Систематические занятия физическими упражнениями как важное условие укрепления здоровья, развития двигательных качеств и достижение высоких спортивных результатов. Закаливание организма
4. Гигиена волейболиста
Гигиена одежды и обуви при занятиях волейболом. Самоконтроль спортсмена. Причины травм и их предупреждение применительно к занятиям волейболом. Оказание первой медицинской помощи (до врача).
5. Техническая подготовка.
Обучение технике - важнейшая задача учебно-тренировочной работы (при помощи подготовительных и подводящих упражнений). Технику волейбола составляют специальные технические приемы:
- перемещения,
- подачи,
- передачи,
- нападающие удары,
- блокирование.
6. Тактическая подготовка
Тактическая подготовка волейболиста представляет собой постепенное усложнение условий, в которых приходится действовать занимающимся и индивидуально, и во взаимодействии с другими игроками. Формирование тактических умений - это:
- умение принять правильное решение и быстро выполнить его в различных игровых ситуациях,
- умение наблюдать и на основе наблюдений немедленно осуществлять ответные действия,
- умение взаимодействовать с другими игроками для достижения победы над противником.
Основные приемы техники игры в волейбол и способы их выполнения:
- перемещения,
- прием нападающего удара
прием подачи,
передачи,
- подача мяча,
- нападающие удары,
Тактика нападения и тактика защиты:
- индивидуальные действия,
- групповые действия,
- командные действия.
7. Правила игры в волейбол
Правила игры в волейбол. Методика судейства. Терминология и судейские жесты.
8. Общая физическая подготовка.
Упражнения для развития скорости: гладкий бег, комбинированный бег со сменой скорости и направлений, кроссовый бег, общеразвивающие упражнения
Прыжковые упражнения: прыжки в длину с места, прыжки с места и с разбега с доставанием предметов, прыжки через препятствие.
Силовые упражнения: упражнения с отягощением для рук и для ног.
Гимнастические упражнения: упражнения без предметов, упражнения для мышц рук и плечевого пояса, упражнения для мышц ног и таза. Упражнения с предметами: со скакалками и мячами. Упражнения на гимнастических снарядах. Акробатические упражнения: перекаты, кувырки, стойки.
Спортивные игры: баскетбол, футбол
Подвижные игры и эстафеты
9. Специальная физическая подготовка.
- прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, имитация блокирования,
- упражнения с набивными и теннисными мячами,
развитие быстроты реакции, наблюдательности, координации: смена игровых действий и перемещений по сигналу тренера
- игры и эстафеты с препятствиями.
10. Контрольные испытания.
- Контрольные испытания по общей физической подготовке
- Контрольные испытания по технической подготовке
11. Контрольные игры и судейская практика. Соревнования между группами. Судейство во время товарищеских игр: ведение протокола, выполнение обязанностей первого и второго судей, судей на линии.
12. Соревнования. Участие в соревнованиях различного уровня. Судейство во время игры
Занятия | По плану | Факти-чески | Тема занятия | Кол-во часов | Элементы содержания |
1-2 | | | Введение. История возникновения волейбола | 2 | Характеристика волейбола как средство физического воспитания молодежи. |
3-4 | | | Правила игры. Игровое поле и инвентарь. | 2 | Правила игры. Игровое поле и инвентарь. |
5-6 | | | Техническая подготовка. | 2 | Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) |
7-8 | | | Техническая подготовка. | 2 | Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) |
9-10 | | | Тактические действие. | 2 | Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия. |
10-11 | | | Тактические действие. | 2 | Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия. |
12-13 | | | Тактические действие. | 2 | Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия. |
14-15 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) |
15-16 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас предплечьями в движении. |
17-18 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас предплечьями в движении. |
19-20 | | | Контрольные игры и испытания. | 2 | Челночный бег. Прыжки через скакалку. Бег в течении 6-ти минут. |
21-22 | | | Техническая подготовка. | 2 | Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) |
23-24 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Упражнения с предметами; со скакалками и мячами. |
25-26 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас предплечьями в движении. |
27-28 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас предплечьями на точность. |
29-30 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования. |
31-32 | | | Техническая подготовка. | 2 | Боковая подача. |
33-34 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Подвижные игры и эстафета. |
35-36 | | | Тактическая подготовка. | 2 | Подача и пас предплечьями. |
37-38 | | | Тактические действие. | 2 | Подача и пас предплечьями. |
39-40 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища. |
41-42 | | | Тактические действие. | 2 | Прием подачи в правой и левой задних зонах. |
43-44 | | | Тактические действие. | 2 | Нацеленная подача |
44-45 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей. |
46-47 | | | Тактика защиты. | 2 | Умение взаимодействии с другими игроками. |
48-49 | | | Техническая подготовка. | 2 | Передача сверху. |
50-51 | | | Техническая подготовка. | 2 | Передача сверху. |
52-53 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас-отскок мяча-пас. |
54-55 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей. |
56-57 | | | Техническая подготовка. | 2 | Короткий пас , пас назад, длинный пас. |
58-59 | | | Техническая подготовка. | 2 | Передача –перемещение- передача. |
60-61 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Подвижные игры с использованием волейбольных мячей. |
62-63 | | | Тактическая подготовка. | 2 | Передача безадресного мяча. |
64-65 | | | Тактическая подготовка. | 2 | Короткий пас , пас назад, длинный пас. |
66-67 | | | Техника нападения. | 2 | Круг за кругом. |
68-69 | | | Техника нападения. | 2 | Высокая прострельная передача. |
70-71 | | | Техника защиты. | 2 | Пас из неудобного положения. |
72-73 | | | Техника защиты. | 2 | Пас из неудобного положения. |
74-75 | | | Техника нападения. | 2 | Высокая прострельная передача. |
76-77 | | | Техника нападения. | 2 | Короткий пас , пас назад, длинный пас. |
78-79 | | | Техника нападения. | 2 | Подача, пас предплечьями и второй пас. |
80-81 | | | Техника защиты. | 2 | Игра “Кому принимать подачу?” |
82-83 | | | Техническая подготовка. | 2 | Нижняя подача. |
84-85 | | | Техническая подготовка. | 2 | Нижняя подача. |
86-87 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Игра “Круг за кругом”. |
88-89 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Пас предплечьями на точность. |
90-91 | | | Техническая подготовка . | 2 | Пас предплечьями на точность. |
92-93 | | | Тактическая подготовка. | 2 | Пас из неудобного положения. |
94-95 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Упражнения с набивными и теннисными мячами. |
96-97 | | | Техническая подготовка. | 2 | Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) |
98-99 | | | Техническая подготовка. | 2 | Передача –перемещение- передача. |
101-102 | | | Тактическая подготовка. | 2 | Верхняя подача. |
102-103 | | | Техника нападения. | 2 | Пас предплечьями: Подготовка, выполнение, дальнейшие действия. |
104-105 | | | Техника Защиты. | 2 | Пас из неудобного положения. |
106-107 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Техника атакующего удара. |
108-109 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Упражнения для мышц ног и таза. |
110-111 | | | Тактика защиты. | 2 | Пас из неудобного положения. |
112-113 | | | Тактика защиты. | 2 | Пас из неудобного положения. |
114-115 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Игра пионербол. |
116-117 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Игра “Подай и попади” |
118-119 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Общеразвивающие упражнения. |
120-121 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Игра “Сумей передать и подать” |
122-123 | | | Тактика защиты. | 2 | Игра”Кому принимать подачу” |
124-125 | | | Тактика нападения | 2 | Короткий пас , пас назад, длинный пас. |
126-127 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас в движении. |
128-129 | | | Тактика нападения | 2 | Подача с лицевой линии. |
129-130 | | | Тактика защиты. | 2 | Игра “Берем игру на себя” |
131-132 | | | Техническая подготовка. | 2 | Передача сверху (Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.) |
133-134 | | | Техническая подготовка. | 2 | Передача сверху (Подготовка, выполнение, дальнейшие действия.) |
135-136 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Подвижные игры и эстафета. |
137-138 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас в движении. |
139-140 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Игра пионербол. |
141-142 | | | Тактическая подготовка. | 2 | Передача-перемещение-передача. |
143-144 | | | Тактическая подготовка. | 2 | Передача-перемещение-передача. |
145-146 | | | Тактика защиты. | 2 | Игра “Берем игру на себя” |
147-148 | | | Тактика защиты. | 2 | Игра”Кому принимать подачу” |
149-150 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Акробатические упражнения6:перекаты, кувырки. |
151-152 | | | Тактика нападения. | 2 | Разбег перед атакой. |
153-154 | | | Тактика нападения. | 2 | Замедленный удар в центр площадки. |
155-156 | | | Тактика нападения. | 2 | Разбег и бросок. |
157-158 | | | Техническая подготовка. | 2 | Удар по отскочившему мячу. |
159-160 | | | Игра с заданием. | 2 | Игра волейбол по упроченным правилам. |
161-162 | | | Контрольные игры и испытания. | 2 | Оценка игровых достижений. |
163-164 | | | Техническая подготовка. | 2 | Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) |
165-166 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Упражнения с предметами; со скакалками и мячами. |
167-168 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас предплечьями в движении. |
169-170 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас предплечьями на точность. |
171-172 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования. |
173-174 | | | Техническая подготовка. | 2 | Боковая подача. |
175-176 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Подвижные игры и эстафета. |
177-178 | | | Тактическая подготовка. | 2 | Подача и пас предплечьями. |
179-180 | | | Тактические действие. | 2 | Подача и пас предплечьями. |
181-182 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Упражнения для мышц плечевого пояса и туловища. |
183-184 | | | Тактические действие. | 2 | Прием подачи в правой и левой задних зонах. |
185-186 | | | Тактические действие. | 2 | Нацеленная подача |
187-188 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей. |
189-190 | | | Тактика защиты. | 2 | Умение взаимодействии с другими игроками. |
191-192 | | | Техническая подготовка. | 2 | Передача сверху. |
193-194 | | | Техническая подготовка. | 2 | Передача сверху. |
195-196 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас-отскок мяча-пас. |
197-198 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Упражнения для мышц плечевого пояса .Развитие координационных способностей. |
199-200 | | | Техническая подготовка. | 2 | Короткий пас , пас назад, длинный пас. |
201-202 | | | Техническая подготовка. | 2 | Передача –перемещение- передача. |
203-204 | | | Техническая подготовка. | 2 | Волейбольные стойки.(Высокая, средняя, низкая ) Перемещения (взад-вперед и влево-вправо.) |
205-206 | | | Общая физическая подготовка. | 2 | Упражнения с предметами; со скакалками и мячами. |
207-208 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас предплечьями в движении. |
209-210 | | | Техническая подготовка. | 2 | Пас предплечьями на точность. |
211-212 | | | Специальная физическая подготовка. | 2 | Прыжковые упражнения: имитация нападающего удара, блокирования. |
213-214 | | | Техническая подготовка. | 2 | Боковая подача. |
215-216 | | | Контрольные игры и испытания. | 2 | Оценка игровых достижений. |