Министерство образования и науки республики Бурятия
ГБОУ «Сорокская сойотская школа-интернат среднего общего образования»
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель по УВР Директор ГБОУ «ССШИ»
_________ Д.Ц.Цыбикова _____________З.У. Ниндакова
«___»________________2022 г.
Рабочая программа
по воспитательной работе
Путункеевой Оюны Лопсоновны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № от:
«___»___________2022г.
Пояснительная записка. .
Рабочая программа направлена на всестороннее развитие ребенка. Она служит основой построения воспитательной работы в интернате, помогает согласовать действия воспитателя, обучающихся при планировании и организации жизнедеятельности детей в интернате Программа воспитательной работы является частью основной образовательной программы школы-интерната. Работа осуществляется во вторую половину дня, после возвращения детей с уроков, с учетом их индивидуальных возможностей, опорой на зону ближайшего развития каждого воспитанника.
Цели и задачи воспитательной программы.
Ведущей целью рабочей программы является создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенка разного возраста, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе, к обучению в школе, обеспечение безопасности жизнедеятельности школьника. Эти цели реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, коммуникативной, трудовой, продуктивной.
направленность воспитания предполагает учет индивидуально-типологических особенностей ребенка; выбор средств и приемов, позволяющих наиболее эффективно формировать воспитательное пространство. Содержание программы воспитательной работы включает традиционные направления.
Разделы программы взаимосвязаны и нацелены на решение следующих задач:
Укрепление здоровья и содействия нормальному физическому развитию, развитию волевых качеств личности. Коррекция основных физических недостатков.
Полноценное включение школьников в общественную деятельность. Формирование социальных взглядов и убеждений. Развитие чувства коллективизма.
Воспитание потребности трудиться. Коррекция психофизических недостатков средствами труда.
Формирование нравственных понятий, убеждений, чувств и привычек.
Овладение навыками личной гигиены, обслуживающего и общественно-полезного труда.
Формирование навыков культуры поведения в различных ситуациях.
Формирование положительного отношения к таким явлениям, как государство, народ, Родина.
Воспитание в коллективе через коллектив.
Развитие качественных навыков коммуникативного поведения.
Ценностные ориентиры содержания воспитательной работы:
воспитывать у детей стремление к учебе, прививать трудовые навыки;
приучать детей к элементам самообслуживания, формировать навыки культурного поведения в столовой, в классе, в спальне, в общественных местах;
воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему миру;
развивать грамотную речь учащихся;
формировать нравственную культуру, этические нормы поведения;
формировать подготовленных к жизни и работе, культурных и воспитанных на благородных и нравственных идеалах граждан нового поколения.
прививать привычки к здоровому образу жизни.
Принципы воспитания: принятие ребенка таким, каков он есть; опора на положительные качества личности; доступность воспитания на уровне физиологических и психологических возможностей воспитанников четвертого класса; общественная направленность воспитания; уважение и личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью.
Запланировала воспитательную работу таким образом, чтобы можно было решить следующие проблемы:
Личностного развития (26 часов).
При работе по направлению личностного развития необходимо сконцентрировать усилия:
на формировании общения коллективной деятельности в новой социальной ситуации развития ребенка: ученик, успешный ученик;
на развитии умения играть;
на овладение нормами этического поведения в повседневной жизни;
на прочное усвоение правил школьника;
на формирование умений находить взаимопонимание, разрешать культурным способом возникшие разногласия, противоречия.
Охраны здоровья (30 часов).
Ввиду низкого уровня показателей физического развития у детей с ограниченными возможностями здоровья, а также их подверженности дурному влиянию, данному направлению уделяется пристальное внимание.
Воспитание потребности в физических упражнениях, овладение культурно-оздоровительными технологиями, формирование ответственности за свое здоровье, отработка санитарно-гигиенических норм до автоматизма – вот далеко не полный перечень аспектов работы по данному направлению. Особое внимание уделяется предоставлению детям объективной, соответствующей возрасту информации о вредных привычках с целью их предупреждения и профилактики.
Творческого воображения (28 часов).
Развитие творческого воображения включает развитие основ мышления и воображения как одного из средств снятия комплекса депривации; развитие механизмов коррекции и компенсации дефекта.
Самообслуживающего труда, трудового воспитания (19 часов).
Формирование навыков и умений учебного поведения;
формирование навыков учебной деятельности как ведущего вида деятельности;
формирование представлений о личной гигиене;
привитие навыков самообслуживания;
выполнение простых хозяйственно-бытовых поручений в соответствии с заранее намеченным планом;
формирование навыков коллективной трудовой деятельности;
формирование трудолюбия, добросовестности, привитие навыков культуры труда;
развитие интереса к трудовой деятельности взрослых.
Основные критерии сформированности навыков адаптивного поведения у воспитанников.
Знают свои потребности, возможности, сильные и слабые стороны;
умеют вести диалог, беседу;
знают, что такое конфликт и как его избежать;
следуют правилам поведения в различных ситуациях;
умеют быть полезными другу, малышам, взрослому, пожилому человеку;
владеют навыками личной гигиены, самообслуживания;
содержат свое рабочее место, игровую комнату, спальню в порядке, владеют навыками уборки спальни;
владеют учебными и трудовыми умениями и навыками: умеют работать с книгой, занять себя в свободное время;
соблюдают правила поведения в интернате, во время самоподготовки, занятия;
владеют навыками ухода за комнатными растениями;
испытывают потребность в труде;
ответственно относятся к делам интерната;
развито чувство патриотизма;
умеют играть в подвижные игры;
с пользой проводят свое свободное время.
Объем и сроки прохождения
программы воспитательной работы.
Программа рассчитана на 103 воспитательских часа (3 часа в неделю), остальные часы – на выполнение режимных моментов (подъем, самоподготовка, обед, полдник, ужин, подготовка ко сну). Перечень тем воспитательских часов и методы их проведения с указанием даты проведения приведены в календарно-тематическом планировании.
Календарно-тематическое планирование воспитательских часов.
1 четверть Сентябрь-октябрь 01.09-27.10)
Дата Дни недели | понедельник | вторник | среда | четверг | воскресенье |
01.09 05.09- | | | Прием детей в интернат Инструктаж по пожарной безопасности | Собрание с воспитанниками ознакомление с внутренним распорядком интерната | Проверка дневников Итоги недели |
06.09-12.09 | Индивидуальные беседы с трудными детьми | Выборы актива интерната | Инструктаж по технике безопасности | Родительское собрание. | |
13.09- 19.09 | Оформление уголков интерната и уголок здоровья | Инструктаж по антитеррористической защищенности | Вечер посвящения новичков | Золотая осень поход в лес | Проверка дневников Итоги недели |
20.09- 26.09 | Беседа «По профилактике заболевания педикулеза» | | беседа« Природа-экология-безопасность-мы» | | |
27.09- 30.09 | Конкурс рисунков «золотая осень» | Беседа по профилактике заболевания ковида | | беседа – «Мужество Алдара Цыденжапова» | Проверка дневников Итоги недели |
01.10- 03.10 | Индивидуальные беседы с трудными детьми | | Проведение индивидуальных бесед с учащимися «группы риска», с нарушителями дисциплины и порядка | | |
04.10-10.10 | | Изготовление открыток ко дню учителя | Беседа « Профилактика транспортного травматизма» | Веселые старты Игры на свежем воздухе | Проверка дневников Итоги недели |
11.10-17.10 | Беседа на тему День народного единства | | Проверка дневников | | Проверка дневников Итоги недели |
18.10-24.10 | | Беседа «Гигиена девочек» | | Викторина « Угадай мелодию» | Проверка дневников Итоги недели |
25.10-30.10 | Беседа «Из истории интерната | | | Итоги 1 четверти | |
2 четверть Ноябрь-декабрь (14.11- 29.12)
Дата Дни недели | понедельник | вторник | среда | четверг | воскресенье |
14.11-20.11 | Беседа с учащимися о дисциплине в интернате, успеваемости | Проведение индивидуальных бесед с учащимися «группы риска», с нарушителями дисциплины и порядка | Обновление уголка здоровья | Беседа- Учимся быть терпимыми (в рамках недели толерантности) | Проверка дневников Итоги недели |
21.11-27.11 | | Анатомическая викторина | Беседа - «Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка»(День правовых знаний) | Вечер День именинников осенников | Проверка дневников Итоги недели |
28.11- 30.11 | Начало обследования семей учащихся (разработка плана посещений на дому) | | Беседа -«Законы жизни школьного коллектива», | Конкурс плакатов «Наркотикам- НЕТ!» | Проверка дневников Итоги недели |
01.12- 04.12 | | | беседа - «Что такое порядочность», Проверка дневников | Вечер посвященный «Хэллоуин» | Проверка дневников Итоги недели |
05.12-11.12 | | Беседа борьбы со «СПИДом» Всемирный | | | Проверка дневников Итоги недели |
12.12-25.12 | Подготовка к празднику Нового года | Подготовка к празднику Нового года | Подготовка к празднику Нового года | Родительское собрание «Обязанности родителей перед детьми», Подготовка к празднику Нового года | Проверка дневников Итоги недели |
26.12-29.12 | Подготовка к празднику Нового года | Подготовка к празднику Нового года | Инструктаж по пожарной безопасности | – Итоги 2 четверти, Правила поведения на льду, на дорогах. Опасность фейерверков. | Проверка дневников Итоги недели |
3 четверть январь-март (17.01- 27.03)
Дата Дни недели | понедельник | вторник | среда | четверг | пятница |
17.01-23.01 | Беседа показ презентаций «Сталинградская битва» | Викторина «Эти забавные животные | Беседа « О Здоровом образе жизни» | Беседа «Профилактика правонарушений» | Проверка дневников Итоги недели |
24.01-30.01 | | | Викторина «Живая и неживая природа» | | Проверка дневников Итоги недели |
01.02 06-02 | Инструктаж по технике безопасности | Викторина в мире сказок | | | Проверка дневников Итоги недели |
07.02-13.02 | Знакомство с творчеством Сонома Гомбоевича | | Акция покормите птиц кормушки экскурсия | Мероприятия посвященные ко Дню Святого Валентина | Проверка дневников Итоги недели |
14.02-20.02 | | Праздник Белого месяца Конкурс «Батор -Дангина» | Конкурс hэер шаалгаан | | Проверка дневников Итоги недели |
21.02-27.02 | Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка»(День правовых знаний | | Инструктаж по правилам ПДД | Праздник Сагаалган викторина | Проверка дневников Итоги недели |
28.02- 06.03 | | Беседа По профилактика о табако курении | | «Антинаркотическая акция» | Проверка дневников Итоги недели |
07.03-13.03 | | | Конкурс «А, ну-ка девушки! | | |
14.03- 20.03 | | День именинника | | Сибирские пельмени выход на лед | Проверка дневников Итоги недели |
21.03- 23.03 | инструктаж Правила поведения на льду, на дорогах. | | – Итоги 3 четверти, Правила поведения на льду, на дорогах. | | |
4 четверть апрель-май (04.04-29.05)
Дата Дни недели | понедельник | вторник | среда | четверг | воскресенье |
04.04-10.04 | Инструктаж по технике безопасности Опасные ситуации весной | | Проведение индивидуальных бесед с учащимися «группы риска», с нарушителями дисциплины и порядка | | Проверка дневников Итоги недели |
11.04-17.04 | | Беседа- Учимся быть терпимыми (в рамках недели толерантности | | Вечер День именинников Зимников | |
18.04-24.04 | беседа - «Что такое порядочность», | | Беседа -«Законы жизни школьного коллектива», | | Проверка дневников Итоги недели |
25.04-30.04 | | Час здоровья игры на свежем воздухе | | | |
11.05-15.05 | Беседа на тему: « Они приближали Победу годовщине В.О.В | | Посещение ветеранов тыла (беседа) | | Проверка дневников Итоги недели |
16.05-22.05 | | Ремонт книг школьной библиотеки | | Родительское собрание | |
23.05-29.05 | | | Поход выход в лес | | Проверка дневников Итоги недели |
Список литературы.
Авдеева Н.Н., .Князева О.Л. «Безопасность» , «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2002г -144с.
Аверина И.Е. «Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ», М: Айрис – пресс, 2005г – 144с.
Береславский Л., БереславскаяА., «Современные игровые методы развития интеллекта», М: Школьная Пресса, 2010г – 80с.
Вахрушев А.А., Кочемасова Е.Е. «Здравствуй, мир», , М: «Баласс», 2003г – 304с.
Дыбина О.В., Рахманова Н.П. «Неизведанное рядом», М,. ТЦ «СФЕРА», 2001г – 196с.
Жучкова Г.Н. «Нравственные беседы с детьми», ООО «Издательство ГНОМ», 2006г – 64с.
Мулько И.Ф. «Развитие представлений о человеке в истории и культуре», ТЦ Сфера, 2009г – 112с.
Павлова Л.Ю. « Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», издательство «Мозаика-Синтез» 2011г – 80с.
Пазухина И.А. «Давай познакомимся», СПб,: «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2004
Петерсон Л.Г., Холина Н.П. «Раз – ступенька, два ступенька» М: « Баласс», 2005г – 256с.
Пособия для воспитателей и учителей «Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе-интернате, детском доме», автор-составитель: Худенко Е.М., М.: Аркти, 2005.
Программа экологического образования детей «Мы». Н.Н. Кондратьева, Т.А. Шиленок, Т.А. Маркова.
Рабочая программа для четвертого класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений под редакцией Матвеевой Е.М.
Семенака С.И. «Уроки добра», М,: АРКТИ, 2005г -80с.
Степаненкова Э.Я. «Сборник подвижных игр», М,:МОЗАМКА-СИНТЕЗ, 2011г – 144с.
Шорыгина Т.А. «Основы безопасности», М: ТЦ Сфера, 2006г.
«Я и мое тело» (тематический словарь в картинках), С.Е.Шукшина, М: Школьная Пресса, 2004г -48с.
www.school-collection.edu.ru.