Составитель: Загузина Л.В.
- Приказ МО и Н РФ от 19 декабря 2014г. №1598 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»;
- Приказ «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Республики Бурятия от 24.07.2020 №915 «Об утверждении рекомендаций по организации образовательных организаций дополнительного образования в условиях сохранения рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-19)» от 24.08.2020 №996
- Положение о рабочей программе воспитания детей ГБОУ «СКОШИ №2» Программа предназначена для провидения воспитательной, коррекционно - педагогической работы с детьми 9-11 лет , посещающими умеренные классы СКОШИ.
Она разработана на основе программы воспитательной работы в коррекционной школе с учётом возрастных, индивидуальных, психофизических особенностей воспитанников.
Для обеспечения высокого качества организации воспитательного процесса современный педагог-воспитатель не может не использовать в своей работе по формированию основных компетенций современные образовательные технологии. Постоянно совершенствуя воспитательный процесс, всемерно внедряя новые приёмы, используя их в сочетании с традиционными. Данная программа является комплексной программой, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.
Реализация программы должна обеспечить ориентацию обучающихся, воспитанников на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у детей готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, самореализации в общественно значимой и профессиональной деятельности, формирование таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное существование народов разных стран, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям, культуре, старшим поколениям, родителям; развитие у обучающихся, воспитанников толерантности, ответственности за будущее своей страны. Все занятия, как правило, проводятся в игровой, занимательной форме. Эти игры и упражнения на каждом занятии должны заканчиваться графическими действиями учащихся, выполнением простейших рисунков или разукрашивания, отражающих решение той или иной задачи. Актуальность данной программы обусловлена необходимостью воспитания этических и формирования трудовых навыков, коррекции мелкой моторики у учащихся и обучения правилам безопасного поведения.
Творческо-эстетическое воспитание должно формировать художественный вкус, вырабатывать и совершенствовать в ребенке способность эстетического осознания прекрасного в искусстве и в жизни, умение правильно понимать и оценивать его.
Творческо-эстетическое воспитание имеет деятельную и созидательную направленность, которое не должно ограничиваться только созерцательной задачей, оно должно формировать способность создавать прекрасное в искусстве и жизни.
Общаясь с эстетическими явлениями жизни и искусства, ребенок, так или иначе, эстетически и художественно развивается. Но при этом ребенком не осознается эстетическая сущность предметов, а развитие зачастую обусловлено стремлением к развлечению и без вмешательства извне у ребенка могут сложиться неверные представления о жизни, ценностях, идеалах.
Академик Лихачев, также, как и многие другие педагоги и психологи, считает, что только целенаправленное педагогическое эстетико-воспитательное воздействие, вовлечение детей в разнообразную художественную творческую деятельность способны развить их сенсорную сферу, обеспечить глубокое постижение эстетических явлений, поднять до понимания подлинного искусства, красоты действительности и прекрасного в человеческой личности.
Одним из главных направлений воспитательной работы является творческо-эстетическое развитие учащихся, это не только созерцание прекрасного, но и развитие моторики рук. Как известно, при развитии моторики, развивается мышление, отрабатывается точность движений. Что очень важно для моих воспитанников, потому как у всех учащихся умеренного класса есть проблемы с развитием мелкой моторики, вниманием, эмоционально – волевой сферы.
Воспитанники должны знать: свои способности к определенным видам деятельности, необходимые в жизни личностные качества.
Воспитанники должны уметь: быть самостоятельными, готовность к самообеспечению на основе труда, проявление настойчивости, самодисциплины, а также создание жизненной перспективы.
Работа с родителями: помогать и сотрудничать с родителями в организации учёбы и разных мероприятий.
Лица, посещающие учреждение (на входе), подлежат термометрии с занесением ее результатов в журнал. При посещении учреждения, необходимо использовать средства индивидуальной защиты (маску, перчатки).
При входе в учреждение необходимо провести гигиеническую обработку рук с применением кожных антисептиков, а так же при входе в учебные помещения и санитарные узлы. При нахождении в учреждении необходимо соблюдать принципы социального дистанцирования не менее 1,5 метра.
Обучающиеся с признаками инфекционных заболеваний (респираторными, кишечными, повышенной температурой тела) незамедлительно изолируются до приезда бригады скорой (неотложной) медицинской помощи либо прибытия родителей (законных представителей).
Посещение учреждения детьми, перенесшими заболевание, и (или) в случае, если ребенок был в контакте с больным COVID-19, допускается при наличии медицинского заключения врача об отсутствии медицинских противопоказаний для пребывания в учреждении.
№ | Раздел Тема | Цели и задачи | Методы | Форма | Коррек-я работа |
I | Блок «Личностное развитие» | Цель: формирование основ социализации | | | |
1. | Я рад идти в школу | Формировать знания о школе | Обсуждение | Рисование | Развивать память, творческие способности |
2. | Я и мои друзья | Формировать понятие дружба | Объяснение | Рисование | Развивать доброжелательность, чувство взаимопомощи |
3. | Мы и дорога | Учить детей соблюдать правила дорожного движения | Объяснение | Наблюдение на проезжей части дороги | Развивать память, речь, выражать свои эмоции |
4. | Кто я? (мальчик-девочка) | Развивать понятие полового отличия | Беседа | | Развивать мышление, самовыражение |
5. | Осень | Формировать знания о времени года | | Рисование | Развивать память, творческие способности, мелкую моторику рук |
6. | Мы с мамой друзья | Формировать умение сохранять дружеские отношения с семьёй | | Рисование | Развивать память, мышление, мелкую моторику кисти |
7. | Осень нам помогает | Формировать умение принимать время года осень как помошника | | Работа с пласти-ом | Развивать память, мышление, мелкую моторику |
8. | Что я делаю дома | Формировать умение помогать по дому близким | Беседа | | Развивать трудолюбие, взаимопомощь |
9. | Кем я хочу работать? | Формировать любовь к труду | Беседа | | Развивать мышление, речь |
10. | Моё настроение | Формировать умение рисовать своё настроение | | Рисование | Развивать мышление, моторику рук |
11. | Зима приближается | Формировать знания о времени года зима | | Рисование | Развивать память, мелкую моторику |
12. | Снеговик. Кто он? | Формировать умение работать с ножницами и бумагой | | Работа с бумагой | Развивать мышление, аккуратность, мелкую маторику |
13. | Первый снег | Формировать зимних явлениях | Игры | Развлечение | Развивать память, разучивать правила игры |
14. | Зимние отличия, времена года | Формировать знания о времени года зима | Беседа | Рисование | Развивать Память, мышление, речь |
15. | Зимушка, зима | Формировать знания о признаках зимы | Беседа | Игры | Развивать память, быструю реакцию, вызвать желание играть |
16. | Зимние деревья | Учить рисовать форму деревьев на зимнем фоне | | Рисование | Развивать внимательность, мелкую моторику кисти |
17. | Зимние забавы | Разучить игры в зимнее время | | Игры | Развивать память, ловкость, мышление |
II | Полугодие | | | | |
| Беседа | | Развивать память, мышление, мелкую моторику кисти |
1 | Где я был на каникулах | Формировать умение замечать красивые вещи |
2 | Зимние развлечения | Формировать желание находить радость в зимний период времени | | Рисование | Развивать мышление, фантазию, мелкую моторику кисти |
3 | Мой друг собака | Формировать у детей положительные качества | | Рисование | Развивать Любовь, заботу, к домашним животным |
4 | Кем я хочу стать | Формировать у детей желание стать личностью | Беседа | | Развивать мышление, память, речь |
5 | Я люблю рисовать | Формировать умение выражать свои мысли на бумаге | | Рисование | Развивать фантазию, творческие способности |
6 | Я люблю дарить подарки | Формировать желание делать подарки | | Работа с бумагой | Развивать глазомер, мышление, мелкую моторику рук |
7 | Моя семья | Формировать любовь к семье | | Рисование | Развивать память, мышление, мелкую моторику руки |
8 | Как я забочусь о животных | Формировать умение заботится о животных | Беседа | | Развивать любовь к живому, доброжелательность |
9 | Дорожные знаки | Формировать знания о безопасности | Беседа | Рисование | Развивать чувство самосохранения, внимательность |
10 | Времена года | Формировать знания о временах года | Беседа | | Развивать умения различать по признакам, мышление, память |
11 | Знакомство с комнатными растениями | Формировать знания о комнатных растениях | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
12 | Разные сказки | Формирование различать сказки по смыслу | Чтение | | Развивать память, мышление, речь |
13 | Городской транспорт | Формировать знания об общественном транспорте | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
14 | Фигурки зверюшек | Формировать умение лепить формы зверей | | Работа с пласти-ом | Развивать память, мелкую моторику кисти |
15 | Самостоятельный ли я? | Формировать умение быть самостоятел-ым | Беседа | | Развивать самостоятельность |
16 | Мы пришли на водоём | Формировать знания о водоемах | Беседа | | Развивать память, мышление |
| | | | | |
II | «Работа с книгой» | | | | |
1. | Книжки для детей | Учить детей бережно относиться к книгам | Беседа | | Развивать чувства ответственности, память, мышление |
2. | Альбом желаний | Формировать умение детей отличать положительные моменты | | Рисование | Развивать творческие способности, фантазию |
| | | | | |
3. | Картинки о железной дороге | Формировать знание об железной дороге | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
4. | Рассказ о лесных животных | Формировать знания о лесных животных их повадках | Беседа | | Развивать память, бережное отношение к живому, речь |
5. | Стихи для мамы | Формировать знание о празднике, учить высказывать свою любовь | Разучивание | | Развивать память, речь, мышление |
6 | Продолжить знакомство с школьной библиотекой | Формировать знания о библиотеке | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
7 | Создание классной библиотеки | Формирование умения делать что то своими руками | Беседа | | Развивать творческие способности, самостоятельность |
8 | Книга лучшей друг | Формировать любовь к книжкам | Беседа | | Развивать память, бережное отношение |
9 | Чтение сказки «Конёк-горбунок» | Формировать у детей положительные эмоции от сказочных героев | Чтение | Работа с бумагой | Развивать мышление, речь |
10 | Знакомство с стихами А.С.Пушкина | Формировать умение внимательно слушать | Разучива-е | | Развивать память, речь |
11 | Рассматриваем книгу | Формировать самостоятельное чтение | Чтение | | Развивать речь, мышление |
12 | Экскурсия в городскую библиотеку | Формировать знания о библиотеках | | Экскурсия | Развивать умения пользоваться книгами |
13 | Разучивание стихотворения к НГ | Формирование умения рассказывать по памяти | Разучива-е | | Развивать память, речь |
14 | Чтение сказки «Морозко» | Формировать умение слушать | Чтение | | Развивать внимание |
15 | Сказка рассказ о празднике НГ | Учить внимательно слушать | Сочинение | пересказ | Развивать мышление, память, речь |
17. | Рассматривание новогодних открыток | Формировать внимательное рассматривание | | Рассматривание | Развивать внимательность, интерес, память |
II | Полугодие | | | | |
1 | Сказка Снегурочка | Формировать положительное отношение к сказочным героям | Чтение | | Развивать внимательность, память, речь |
2 | Что мы знаем о зиме | Формировать знания о зиме | Разучивание стихов | | Развивать память, речь, мышление |
3 | Стихотворение «Вьюга» А.С.Пушкина | Формировать умение рисовать с слов | Чтение | Рисование | Развивать фантазию, творческие способности, мелкую моторику кисти |
4 | Портрет февраля | Формировать знания о признаках месяца | | Рисование | Развивать мышление, память, мелкую моторику рук |
5 | Стихи о друзьях | Формировать умения запоминать | Разучив-ие стихов | | Развивать память, речь |
6 | Разучивание стихов о папе | Формировать знания о празднике | Разучив-е | | Развивать память, речь, желание учить |
7 | Разучивание стихов к 8 марта | Формировать умение внимательно слушать | Разучивание | | Развивать внимание, мышление, речь |
8 | Разучивание стихов о весне | Формировать умение запоминать | Разучива-е | | Развивать память, речь |
9 | Какая она? Весна | Формировать умения рисовать | Беседа | Рисование | Развивать память, мелкую моторику |
10 | Чиним книжки | Формировать бережное отношение | | Работа с бумагой | Развивать бережливость, мелкую моторику |
11 | Чтение рассказа «Медведь» | Формировать знания о лесном хозяине | Чтение | | Развивать внимание, речь |
12 | Разучивание стихотворения А.Барто «А у вас» | Формирование умения запоминать | Разучива-е | | Развивать память речь |
13 | Чтение сказки «Русалочка» | Формирование умения внимательно слушать | Чтение | | Развивать внимание, память |
14 | Стихи о друзьях | Формирование память, речь | Беседа | | Развивать память, мышление |
15 | Стихи о лете | Формирование памяти и произношение | Разучива-е | | Развивать память, речь |
16 | Рассказ «Как появились книги» | Формирование знаний о истории | Чтение | | Развивать память, речь |
17 | Стихи о времени года Лето | Формировать умение запоминать | Чтение | | Развивать память, речь |
III | «Патриот-ое воспитание» | | | | |
1. | Где мы живём? Мой город | Закрепить знания о своей малой Родине | Беседа | Рисование | Развивать уважительное отношение к своему городу, память, мелкую моторику кисти |
2. | Мой дом | Закрепить знания о своём жилье, адрес | Беседа | Рисование | Развивать память, мышление, любовь к своему дому |
3. | Правила дорожного движения | Дать элементарные понятия о правилах | Беседа | | Развивать память, речь, образное мышление |
4. | Профилактика заболеваний | Дать элементарные знания о разных заболеваниях | Беседа | | Развивать память, бережное отношение к здоровью |
5. | Я люблю свою школу | Воспитывать знания о школе, уважительное отношение | Беседа | Работа с бумагой, клеем | Развивать трудолюбие, мелкую моторику кисти |
6. | Правила пожарной безопасности | Закрепить название о пожарной безопасности | | Рисование | Развивать образное мышление, память, творческое воображение |
7 | Флаг Бурятии | Формирование знаний о флаге | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
8 | Наша улица | Формировать знания о улицах | Беседа | | Развивать внимание, речь |
9 | Гимн Бурятии | Формировать знания о гимне | Беседа | | Развивать память, внимание |
10 | Президент Бурятии | Формирование знаний | Беседа | | Развивать мышление, память |
11 | Как зовут родителей | Формировать знания о семье | Беседа | | Развивать Внимание, память |
12 | Герб Бурятии | Формировать знания | Беседа | | Развивать мышление, речь |
13 | Российский НГ | Формировать знания о празднике | Беседа | | Развивать память, речь |
14 | Мои руки | Учить создавать праздник | | Рисование | Развивать мелкую моторику кисти. |
15 | Огни города | Учить замечать красоту | | Рисование | Развивать внимание, мышление, мелкую моторику кисти |
16 | Поздравление с НГ | Формирование правильного произношения | | Рассказ | Развивать речь, память, мышление |
II | Полугодие | | | | |
1 | Мы любим свой город | Закрепить знания о своём городе | Беседа | | Развивать любовь и уважение к Родине |
2 | Если скажут слово Родина | Формировать знания | Беседа | | Развивать память, речь, мышление |
3 | Название улиц нашего города | Формировать знания | Беседа | | Развивать память, речь |
4 | Дома нашего города | Формировать знания об зданиях | Беседа | | Развивать память, мышление |
5 | Я и мои друзья | Формировать понятие дружба | | Рисование | Развивать память, отзывчивость, доброту |
6 | Мы защитники родины | Формировать знания о защите Родины | Беседа | | Развивать героизм, память, мышление |
7 | Праздник белого месяца | Формировать знания о праздниках | Беседа | | Развивать память, мышление |
8 | Моя страна | Формировать знания о нашей стране | Беседа | | Развивать память, мышление, речь |
9 | Путешествие по России | Формировать знания о путешествии | Беседа | | Развивать любовь к Родине, память, речь |
10 | Флаг России | Формировать знания о флаге | Беседа | Рисование | Развивать память, речь |
11 | Президент России | Формировать знания о Президенте | Беседа | | Развивать Мышление, речь |
12 | Герб России | Формировать знания о Гербе | Беседа | | Развивать внимание, речь |
13 | Гимн России | Формировать знания о гимне | Беседа | | Развивать память, речь |
14 | Города России | Формировать знания о Городах | Беседа | | Развивать мышление, речь |
15 | Наш город | Формировать знания о родном городе | Беседа | | Развивать память, речь |
16 | Украсим наш город цветами | Формировать чувство красоты | | Работа с бумагой | Развивать мышление, речь |
17 | Экскурсия по городу | Формировать знания о нашем городе | беседа | Экскурсия | Развивать память, речь |
18 | Правила поведения на железной дороге | Формировать знания о поведении и техники безопасности на ЖД | беседа | | Развивать память, мышление, чувства сохранения |
IV | «Трудовое воспитание» | | | | |
1. | График дежурства | Учить соблюдать график | Беседа | | Развивать память, трудолюбие |
2. | Дежурство в столовой | Учить выполнять поручения по столовой | | Практичес-кая работа | Развивать трудолюбие, взаимопомощь |
3. | Дежурство в спальне | Учить детей соблюдать порядок в спальной комнате | | Практичес-кая работа | Развивать аккуратность, взаимопомощь |
4. | Дежурство в интернате | Учить детей соблюдать порядок и правила поведения | | Практичес-кая работа | Развивать умение уважительного отношения друг-другу |
5. | Правила влажной уборки | Учить детей делать влажную уборку | | Практичес-кая работа | Развивать трудолюбие, взаимопомощь |
6. | Уборка территории вокруг школы | Учить детей соблюдать чистоту вокруг школы | | Практичес-кая работа | Развивать умение работать инвентарём |
7. | Уборка в шкафах | Учить детей соблюдать порядок в шкафах | | Практичес-кая | Развивать аккуратность, бережное отношения к вещам |
8. | Уход за одеждой | Учить детей бережно обращаться с одеждой | | Практичес-кая | Развивать аккуратность, заботливость |
9. | Уход за обувью | Учить детей ухаживать за обувью | | Практичес-кая работа | Развивать аккуратность, заботливость |
10. | Уход за цветами | Учить детей ухаживать за комнатными цветами | | Практичес-кая | Развивать любовь к живому, бережное отношение |
11. | Уборка снега | Учить детей убирать снег с дорожки | | Практичес-кая работа | Развивать трудолюбие, взаимопомощь, работу с инвентарём |
12. | Зимние работы | Учить детей выполнять поручения в зимнее время (кормление птиц и т.д.) | | Практичес-кая работа | Развивать трудолюбие, заботу, взаимопомощь |
13. | Уход за постелью | Учить детей ухаживать за постелью (менять, заправлять ) | | Практичес-кая работа | Развивать самообслуживание, трудолюбие |
14 | Уход за телом | Учить детей соблюдать чистоту тела | Убеждение | | Развивать аккуратность, заботу о себе |
15. | Открытка к дню матери | Учить делать открытку своими руками | | Работа с бумагой и подручным материалом | Развивать умение работать с бумагой, мелкую моторику кисти, творческую фантазию |
16. | Новогодняя открытка | Учить детей выполнять совместную работу | | Работа с акварельны-ми красками | Развивать творческие способности, мелкую моторику кисти |
17 | Готовим костюмы к празднику НГ | Учить детей делать украшения к новогодним костюмам | | Работа с подручным материалом | Развивать фантазию, мелкую моторику кисти |
II | Полугодие | | | | |
1 | Уход за цветами | Формировать навыки ухода за растениями | Наглядный | Практичес- Кая работа | Развивать трудолюбие |
2 | Учимся заправлять кровать | Формировать навыки умения ухода за кроватью | | | |
| | | Наглядный | Практичес- кая работа | Развивать трудолюбие |
3 | Дежурство в столовой | Формировать навыки умения дежурить в столовой | Наглядный | Практичес-я работа | Развивать трудолюбие, взаимопомощь |
4 | Уход за телом | Формировать навыки ухода за телом | | Практичес-й | Развивать умение пользоваться мылом, зубной пастой |
5 | Уборка снега | Формировать навыки уборки снега | Наглядный | Практичес-й | Развивать трудолюбие, взаимопомощь |
6 | Уборка в шкафах | Формировать навыки аккуратности | Наглядный | Практичес-й | Развивать уважение к чужому труду |
7 | Уход за обувью | Формировать навыки ухода за обувью | Наглядный | Практичес-й | Развивать аккуратность |
8 | Дежурство по интернату | Формировать навыки умения дежурить | Наглядный | Практичес-й | Развивать взаимопомощь |
9 | Уход за вещами | Формировать аккуратность | Наглядный | Практичес-й | Развивать умение следить за своими вещами |
10 | Поливка цветов | Формировать навыки ухода за цветами | Наглядный | Практичес-й | Развивать бережное отношение к растениям |
11 | Влажная уборка | Формировать навыки трудолюбия | Наглядный | Практичес-й | Развивать ответственность |
12 | Уход за волосами | Формировать навыки аккуратности | Наглядный | Практичес-й | Развивать умение ухода за волосами |
13 | Уход за деревьями на территории школы | Формировать навыки ухода за деревьями | Наглядный | Практичес-й | Развивать любовь, бережное отношение к живому |
14 | Посадка рассады | Формировать умение садить рассаду | Наглядный | Практичес-й | Развивать трудолюбие |
15 | Уборка территории | Формировать навыки взаимопомощи | Наглядный | Практичес-й | Развивать трудолюбие |
16 | Уборка рабочих материалов | Формировать навыки бережного отношения | Наглядный | Практичес-й | Развивать умение убирать за собой вещи |
17 | Уход за кустарника-и | Формировать умение ухаживать за кустарниками | Наглядный | Практичес-й | Развивать любовь к живой природе |