1.Пояснительная записка
№ | | показатели |
1 | Тип программы | Программа общеобразовательных учреждений (базовый уровень) |
2 | Статус программы | Рабочая программа учебного курса «Изобразительное искусство» |
3 | Нормативные документы(если есть авторская программа указать исходные данные программы, издательство, год или электронный вариант с сайта | - Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: (Приказ зарегистрирован Минюстом России 22.12.2009, рег. № 1777856 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»); - Примерная программа начального общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263 ; -Примерные программы начального общего образования, В 2-х частях М. «Просвещение» , 2009. -Авторская программа: Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова (Изобразительное искусство . Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова 1-4 классы. Просвещение, 2014), электронная версия |
4 | Критерии обучающихся | 3 класс |
5 | Сроки освоения программы | 2018-2019 учебный год |
6 | Общее количество часов в год по программе/ по учебному плану | 33ч. |
7 | Количество часов в неделю | 1ч |
8 | Аргументация изменения количества часов по темам и разделам курса в сравнении с авторской программой | В 3 классе на изучение окружающего мира отводится 34 часов из расчета 1 час в неделю (34учебных недели). В соответствии с учебным планом, расписанием занятий МБОУ СОШ №76 п.Гигант на 2018-2019 уч.год, а также с государственными праздниками (1 мая), данная программа будет реализована за 33 часа за счет уплотнения учебного материала |
9 | Аргументация использования резервных часов: | |
10 | Инструментарий для оценивания результатов: | |
| Проекты (кол-во и темы) | 2 |
11 | Форма обучения | очная |
2. Планируемые результаты
В ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами обучающихся являются:
– в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;
– в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.
Метапредметными результатами обучающихся являются:
– умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
– желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
– активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);
– обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
– формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
– формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
Предметными результатами обучающихся являются:
– в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
– в ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;
– в коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
– в трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:
Знать / понимать:
• доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;
• понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;
• отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;
• основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);
• основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
• названия ручных инструментов, их назначение, правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
• основы традиционной технологии художественной обработки и конструирования из природных материалов (глины, соломы, бересты), ткани (набойка, ткачество на дощечке, вышивка, лоскутное шитье и др.), бумаги (гофрирование, скручивание, склеивание, складывание, конструирование), глины (лепка из пласта по готовым формам, приемы лепного декора);
уметь:
• организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
• правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
• применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
• выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги; учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
• применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
• выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани;
• выполнять тамбурный шов и украшать изделие народной вышивкой;
• лепить и украшать декором сосуды по мотивам керамики Гжели, Скопина, конструировать изделия из соломки по мотивам работ киргизских и белорусских мастеров;
• конструировать динамические и статические игрушки по мотивам традиционных работ богородских народных мастеров;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
• выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
• высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
• проявлять нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;
• проявлять положительное отношение к процессу труда, к результатам своего труда и других людей; стремление к преобразованию предметной обстановки в школе и дома.
3. Содержание учебного предмета
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, отражающих единство и многообразие мира, сходство мотивов, сюжетов, приемов художественной обработки материалов в искусстве России и других народов мира.
Формирование эстетических представлений и художественных умений
в работе: с цветом как основным выразительным средством живописи. Возможности цвета в передаче своеобразия природы (цветов, плодов, ландшафтов) в разных местах Земли. Продолжение знакомства с приемами работы акварелью, гуашью, тушью, фломастерами. Возможности нюансных и контрастных цветовых сочетаний в создании определенного эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Продолжение знакомства с использованием теплых и холодных цветов (в тени и на свету) для передачи освещенности предметов, пространства.
с графическими средствами выразительности. Роль линии в различных видах изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура). Черно-белые и цветные силуэты. Способы получения силуэтных изображений (заливка контура тоном, цветом; штамп, трафарет, набойка и т. д.).
Передача объема с помощью света и тени. Отражение в рисунке характерных особенностей формы (округлость, плоскостность, удлиненность, наклон и т. д.); передача пропорций частей и целого в изображении предметов комбинированной формы. Передача глубины пространства на плоскости картины с элементами линейной и воздушной перспективы (горизонт, уровень зрения, изменение тона по мере удаления предметов от зрителя);
по составлению станковой композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции). Продолжение знакомства со средствами композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;
по составлению декоративной композиции (декоративный натюрморт, сюжетно-тематическая, орнаментальная, абстрактная композиция). Средства декоративной композиции. Приемы декоративного обобщения природных форм и предметов: выделение главных признаков, упрощение или усложнение второстепенных деталей, укрупнение, уменьшение деталей, условность цвета, условное размещение элементов композиции, условное размещение на плоскости, силуэт, ритм, симметрия и асимметрия, условность форм.
Опыт художественно-творческой деятельности:
изображение объектов природы по памяти и представлению живописными, графическими и декоративными средствами: («Земля одна, а цветы на ней разные», «Сиреневые перезвоны»), объектов архитектуры («Чьи терема ушли под небеса...»), пейзажа («Живописные просторы Родины», «Как красивы русские зимы»). Отражение своеобразия природы своего края. Передача ближних и дальних планов с помощью темных и светлых оттенков, изменения насыщенности цвета; передача цветовой гаммы морского пейзажа («Глубокая вода не мутится»);
изображение натюрморта с натуры, по памяти и представлению. Выполнение зарисовок отдельных предметов (цветов, овощей, фруктов, новогодних игрушек, гирлянд). Рисование натюрморта с использованием сближенной или контрастной цветовой гаммы («Каждый художник урожай своей земли хвалит»). Отражение местного разнообразия форм плодов, цветовой окраски. Передача цветовых различий тени и света, колорита, соответствующего искусственному освещению («Каждая изба удивительных вещей полна»);
составление сюжетно-тематических и декоративных композиций. Выполнение композиций на темы сказок («То ли терем, то ли царев дворец», «Ни в сказке сказать, ни пером описать...», «Мои любимые герои из сказки»), новогоднего карнавала («Зима за морозы, а мы за праздники»). Передача в композиции праздничных или сказочных (народных) костюмов ритма, величавости в движениях фигур человека, смысловой связи между ними. Создание эскиза композиции «Широкая Масленица» с последующим выполнением ее в материале на уроках труда в технике обрывной мозаики. Выполнение композиции «Салют Победы» с передачей радости, торжества победного дня. Применение разнообразных приемов изображения цветом праздничного салюта.
ОСНОВЫ НАРОДНОГО ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА (17 часов)
Развитие эмоционально-эстетического восприятия произведений народного декоративно-прикладного искусства, отражающих общность представлений разных народов России и мира о красоте природы, человека, предметного окружения. Сходство и национально-региональные различия художественно-образного языка традиционного зодчества, керамики, подносов, игрушки, одежды.
Формирование представлений о символике народного орнамента. Искусство орнамента в украшении жилища русского крестьянина. Образы-символы неба, солнца, воды, земли, птиц, животных. Особенности орнамента деревянной резьбы (в декоре избы), жостовского подноса (каймы и центральной части), гжельской керамики, павловских шалей, лоскутного шитья, вышивки в русском костюме. Ритмические схемы построения орнамента: ярусное расположение орнаментальных мотивов (в японском искусстве воздушных змеев), кайма, зеркально-симметричный, сетчатый орнамент; характер элементов (геометрический, растительный и зооморфный).
Опыт художественно-творческой деятельности:
ознакомление с русской деревянной и каменной архитектурой. Символика орнаментов в декоре крестьянского дома Русского Севера: повтор традиционной схемы узоров фасада (причелины, полотенце, наличники). Выполнение импровизаций по мотивам деревянного зодчества («Двор, что город, изба, что терем»), создание красоты образа древнего города («Город чудный...»), могущества крепостей-монастырей («Россия державная»). Отражение в рисунках регионального своеобразия памятников архитектуры;
ознакомление с искусством жостовских подносов. Своеобразие форм подносов, мотивов и приемов росписи (послойное кистевое письмо). Упражнения по освоению этапов росписи (замалевка, тенежка, бликовка, чертежка) на основе повтора и вариаций. Разновидности композиции (букет, ветка с угла, венок и т. д.). Создание цветочного узора (импровизация) на поверхности силуэта подноса («В жостовском подносе все цветы России») с последующим его конструированием (имитация) на уроках труда и росписью;
ознакомление с искусством гжельской майолики. Своеобразие форм и росписи майоликовых сосудов. Цветовая гамма (охристый, коричневый, желтый, зеленый, малиновый цвета), мотивы росписи (растительные, архитектурные, зооморфные). Приемы кистевого письма, использование приема плавного растяжения цвета (экспериментирование с акварелью). Выполнение упражнений по освоению приемов гжельской росписи (повтор, вариации). Самостоятельное составление узора (импровизация) для росписи майоликовой тарелки («Родные края в росписи гжельской майолики»);
ознакомление с народным костюмом народов России (Сибири) и мира (Финляндии, Латвии). Знакомство с традиционной зимней одеждой народа саами (лопари, лапландцы), нахождение общего в одежде из меха у разных народов мира. Связь мотивов орнаментального украшения одежды (из меха, бисера) с окружающей природой. Мотивы орнамента вязаных вещей (варежки, перчатки). Композиционные схемы сетчатых орнаментов. Создание эскиза украшения из бисера (импровизация);
продолжение знакомства с русским народным костюмом. Выявление общего и различного в северном и южном костюмном комплексе, регионального своеобразия в костюме разных регионов России («В каждом посаде в своем наряде»). Упражнения на освоение орнаментальных мотивов русской вышивки. Рисование отгадок на загадки о русском народном костюме;
знакомство с особенностями театрального исторического костюма — княжеские, царские одежды, костюм русских дружинников. Создание эскиза театрального костюма для постановки сказки, былины или спектакля на историческую тему («Жизнь костюма в театре»)
ознакомление с искусством павловских шалей. Плат — головной убор в костюме русской крестьянки. Зарубежные истоки русских шалей. Творческое освоение орнаментального строя заграничных шалей русскими мастерами. Отражение в цветочных узорах на платках многоцветия родной земли (роза, шиповник, незабудки, ромашки и т. д.). Восточные мотивы — «огурец», «перец», «опахало». Цветовая гамма (контрастная, нюансная; с включением основного цвета, светлого и темного оттенков). Упражнения по рисованию цветов по мотивам узоров павловских платков. Композиционные схемы ритмического строя узоров для шали. Создание варианта орнаментальной композиции для украшения платка;
ознакомление с искусством лоскутного шитья. Особенности композиции, характер орнаментальных мотивов (геометрические — квадрат, треугольник, прямоугольник). Модуль лоскутного шитья — квадрат — символ дома. Ком-позиционные схемы узоров лоскутных ковриков: «изба» или «колодец», «елочки», «мельница», «грядки». Цветовая гамма в лоскутном шитье (монохромная — со ступенчатым растяжением цвета от темного к светлому и от светлого к темному; контрастная — с подбором лоскутков контрастных оттенков). Создание эскиза орнамента для лоскутного коврика («То дорого, что доброго мастерства») с дальнейшим исполнением в материале на уроках художественного труда.
4.Тематическое планирование
№ п/п | Тема раздела | Содержание учебного материала по разделу | Результаты Предметные (знать, уметь) Результаты Метапредметные Результаты Личностные | Виды контроля | Задания повышенной сложности |
1 | «Основы художественного изображения» (17 ч) | Знакомство с учебником и творческой тетрадью. Ориентирование по учебнику. Натюрморт как жанр изобразительного искусства. Творчество отечественных художников, писавших натюрморты.. | Познакомятся с произведениями искусства (натюрмортами) отечественных художников, учебником по изобразительному искусству. Углубят представления о натюрморте, о контрасте цвета, о фактуре в композициях натюрмортов из цветов. Контролировать свои действия по точному и оперативному ориентированию в учебнике; принимать учебную задачу; планировать алгоритм действий по организации своего рабочего места с установкой на функциональность, удобство, рациональность и безопасность в размещении и применении необходимых на уроке изобразительного искусства принадлежностей и материалов. Воспринимают окружающий мир и произведения искусства; выражают в творческой работе свое отношение к природе, выбирая художественные приемы рисования кистью | Выставки работ. Проект | |
2 | Основы народного декоративного искусства (16 ч) | Виды изобразительного искусства. Архитектура. Исторические памятники архитектуры. В мире народного зодчества. Памятники архитектуры в произведениях выдающихся отечественных художников. | Расширят представление о видах изобразительного искусства, о старинном каменном зодчестве – архитектуре крепостей.. Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера, приемов вариации и импровизации при выполнении творческой работы. Сориентированы на эстетическое восприятие национальных памятников древнерусской архитектуры, бережное отношение к ним | Выставки работ. Проект | |
5.Календарно-тематическое планирование
№ п/п | № | Тема раздела / урока | Кол-во часов | Дата | Творческая, исследовательская проектная деятельность учащихся |
| | Раздел I. Основы художественного изображения. | 17 ч | | |
1 | 1 | «Земля одна, а цветы на ней разные.» | | 05.09 | Творческая работа: при рассматривании понравившейся репродукции ощутить красоту произведения, увидеть, как раскрываются пластические и колористические возможности живописца, рассказать о своих художественных впечатлениях. Подумать над словами Паскаля: «Какая это странная живопись – натюрморт: она заставляет любоваться копией тех вещей, оригиналами которых не любуешься» – и ответить на вопрос: согласны ли вы с ним? |
2 | 2 | «В жостовском подносе все цветы России.» | | 12.09 | Самостоятельная работа по изготовлению собственного варианта объемного подноса из плотной бумаги приемами сгибания, складывания, вырезания, склеивания. Эксперимент: рисование кистью веточки и цветка лилии при соблюдении последовательности жостовского письма (так, как показал мастер) |
3 | 3 | «О чем может рассказать русский поднос.» | | 19.09 | Творческая работа: украсить цветочным узором поднос. При рассматривании изделий декоративно-прикладного творчества (жостовских подносов) постараться оценить связь формы и цветочной композиции, сделать выводы |
4 | 4 | «Каждый художник урожай своей земли хвалит». | | 26.09 | Вспомнить и прочитать загадки о различных осенних плодах. Устное сочинение-описание натюрморта с изображением осенних плодов. При рассматривании натюрмортов, выполненных выдающимися художниками, постараться самостоятельно понять, каким образом они смогли передать иллюзию объема изображаемых предметов. На основе наблюдений натуральных объектов в природе и знакомства с их изображением в художественных произведениях раскройте смысл пословиц: «Каждый плод свою землю знает» и «Всяк молодец на свой образец» |
5 | 5 | «Лети, лети бумажный змей» | | 03.10 | Творческая работа: завершить композиционную схему зеркально-симметричного орнамента бумажного змея. Придумать форму и яркое украшение для своего воздушного змея.При рассматривании орнаментальных композиций мастеров разных стран постараться самостоятельно выявить сходство и различие в орнаментах, их элементах. |
6 | 6 | «Чуден свет. Мудры люди. Дивны их дела.» | | 10.10 | Творческая работа: прочитать композиционные схемы орнамента лоскутных ковриков, пояснить названия композиций. Эксперимент: каждый модуль-квадрат заполнить цветными полосками так, чтобы создавалось впечатление глубины или выпуклости (в рабочей тетради). Создание эскиза орнамента для своего лоскутного коврика (подготовка к уроку художественного труда) |
7 | 7 | «Живописные просторы Родины.» | | 17.10 | Творческая работа: эксперимент с красками и цветными карандашами. Творческая работа: при рассматривании понравившейся репродукции ощутить красоту и духовную значимость произведения, рассказать о своих художественных впечатлениях и умении автора воплотить замысел в своем творчестве; попытаться обнаружить связь личного наблюдения за пейзажами родного края с оценкой увиденного в произведениях искусства. Устное сочинение-описание «Родные просторы» |
8 | 8 | «Родные края в росписи гжельской майолики. | | 24.10 | Творческая работа-эксперимент: получить «растяжение» цвета, как на майолике Гжели. Нарисовать деревья, как гжельские мастера. Сравнить пейзажи, выполненные на данном уроке и предыдущем и посвященные образу родной природы; сформулировать вывод о том, что является истоками различных художественных произведений |
9 | 9 | Двор, что город, изба, что терем. | | 07.11 | Творческая работа: повторить или нарисовать по-своему резное полотенце, причелины со знаками солнца, воды, земли. Суждения о красоте памятников деревянного зодчества |
10 | 10 | То ли терем, то ли царев дворец. | | 14.11 | При рассматривании архитектурных сооружений – теремных построек – понять, что образ терема складывается из гармоничного сочетания множества разновеликих архитектурных объемов и декора. Устное сочинение-описание архитектурного и орнаментального наряда теремов с использованием ярких образных выражений |
11 | 11 | Каждая птица своим пером красуется. | | 21.11 | Устное сочинение-описание зимующих в нашем краю птиц. Рассказ о наблюдениях за птицами, трудностях, переживаемых птицами зимой, о необходимости помощи зимующим в нашем краю птицам. Эксперимент с мокрой бумагой и красками |
12 | 12 | Каждая изба удивительных вещей полна. | | 28.11 | Творческая работа-эксперимент: выполнить упражнение по подбору оттенков цвета для тени. Завершить в цвете натюрморт из предметов крестьянского быта. Устное сочинение-описание предметов, изображаемых в натюрморте. |
13 | 13 | Русская зима. | | 05.12 | Экспериментирование с белой краской. Устное сочинение-описание зимних пейзажей. Исследование: при рассматривании графических произведений выявить, как разнообразными штрихами и линиями художник передает хрупкость зимних растений, хрустальность зимнего парка, аллеи или рощи и заиндевелость зимних цветов, разные состояния зимней природы |
14 | 14 | Зима не лето, в шубу одета. | | 12.12 | Исследование: при рассматривании орнамента традиционной зимней одежды разных народов мира постараться определить в нем общие мотивы, раскрыть символику орнамента. Поиск ответа на вопрос: о чем могут рассказать знаки-символы в меховой мозаике и украшении из бисера? |
15 | 15 | Зима за морозы, а мы за праздники. | | 19.12 | Творческая работа – завершить картину карнавального шествия: изобразить красками яркий, сверкающий праздник с новогодней елкой и наряженными участниками веселья. Исследование: при рассматривании произведений живописи, на которых изображено праздничное действо, определить, какими способами художник передал состояние праздничности, веселья |
16 | 16 | Проект по теме «Зимняя сказка» | | 26.12 | |
17 | 17 | Всякая красота фантазии да умения требует. | | 16.01 | Творческая работа: эскиз карнавальной маски, передающий образ матушки-зимы, выполненный гуашью, акварелью, цветными карандашами или фломастерами (по выбору) |
| | Раздел II. Основы народного декоративного искусства. | 16 ч | | |
18 | 1 | В каждом посаде в своем наряде. | | 23.01 | Творческая работа: завершить орнаментальные полосы, которые украшают народный костюм. Изовикторина. Нарисовать ответы к загадкам о русском народном костюме (или наклеить картинки, которые смогут найти) |
19 | 2 | Жизнь костюма в театре. | | 30.01 | Творческая работа: создать свой эскиз исторического костюма (мужского или женского) или изобразить костюм героя, который ты видел в театральном представлении (на историческую тему или по литературному произведению) |
20 | 3 | Россия державная. В мире народного зодчества: традиции мастерства. | | 06.02 | Творческая работа: изовикторина. Найти отдельные архитектурные объемы крепости-монастыря. Раскрасить изображение архитектурного ансамбля. Проставить на нем соответствующие цифры отдельных архитектурных объемов |
21 | 4 | Проект по теме «Город чудный».. Памятники архитектуры. | | 13.02 | Творческая работа: прочитать композиционные схемы изображения старинного русского города-крепости. Выбрать одну из них или придумать свою |
22 | 5 | Защитники земли Русской. | | 20.02 | Творческая работа: создать свой образ воина. При рассматривании произведений живописи и прослушивании фрагментов литературных произведений постараться понять, как художник или писатель относятся к русским воинам и к врагам, какими средствами они передают свое восхищение русским солдатом |
23 | 6 | Женский портрет. | | 27.02 | Творческая работа: создать портрет самого любимого и близкого тебе человека. Устное сочинение-описание внешности мамы, бабушек, их качеств, которые особенно дороги. При рассматривании женских портретов определить, какими изобразительными средствами художники рассказали о своем отношении к изображенным на них женщинам, как передали их настроение |
24 | 7 | Широкая Масленица. | | 06.03 | Творческая работа: создать образ праздника проводов зимы. При рассматривании произведений живописи выявить, какими средствами пользовались художники, чтобы создать атмосферу всеобщего гулянья, приподнятость настроения |
25 | 8 | Красота и мудрость народной игрушки. | | 13.03 | Творческая работа: выполнить зарисовки народных деревянных игрушек, которые тебе понравились. Изовикторина. Подумать и сделать вывод о том, почему игрушку можно назвать «зеркалом жизни».Устное сочинение-описание деревянной игрушки с использованием образных выражений. |
26 | 9 | Герои сказки глазами художника. | | 20.03 | Творческая работа: выполни свою иллюстрацию к любимой сказке в технике бумажной аппликации.При рассматривании иллюстраций к сказкам постараться выявить художественные средства, с помощью которых художники раскрывают образ героя. После просмотра фрагментов фильмов ответить на вопрос: какова роль художника в кино? |
27 | 10 | Герои сказки глазами художника. | | 03.04 |
28 | 11 | Водные просторы России. Морской пейзаж | | 10.04 | Творческая работа: создать картину весенней навигации. Упражнение-эксперимент: подбор оттенков цвета, которые характерны для изображения воды, морских или речных пейзажей. Рассказ о наблюдаемых в наших краях таянии снегов, разливах вод, о том, что в рассмотренных картинах природы привлекло больше всего |
29 | 12 | Цветы России на павловских платках и шалях. | | 17.04 | Творческая работа: повтор отдельных цветочных мотивов русских шалей. Нарисовать цветы, которые ты увидел в украшении шалей. Пофантазировать и завершить фрагмент рисунка мелкими узорами. При рассматривании жостовских подносов и павловопосадских платков определить общее и различное в цветочных композициях павловопосадских платков и жостовских букетов |
30 | 13 | Всяк на свой манер. Русская набойка: композиция и ритм. | | 24.04 | Творческая работа: сочинить свой узор для шали. Исследование: сравнить способы изготовления павловопосадских платков в прошлом и в наше время, оценить их, постараться определить преимущества каждого из них. |
31 | 14 | В весеннем небе — салют Победы. | | 08.05 | Творческая работа: создать свою композицию «Салют Победы». Упражнение-эксперимент по подбору цветовой гаммы для передачи красоты фейерверка, поиск оттенков цвета для всплесков салюта. Исследование: ответить на вопрос: как художники передают свои чувства в живописной картине, росписи цветными эмалями и черно-белом графическом изображении или многоцветном гобелене? |
32 | 15 | Гербы городов Золотого кольца России. | | 15.05 | Творческая работа: придумай герб того места (села, города), где будешь отдыхать летом, где родились твои родители. Изовикторина. Рассказ о значении изображения на гербе родного города |
33 | 16 | Сиреневые перезвоны. Натюрморт: свет и цвет. | | 22.05 | Упражнение-эксперимент по поиску разнообразных оттенков сиреневого цвета для освещенной и теневой поверхности букета из сирени. Творческая работа: сочинение собственной композиции натюрморта с сиренью |
6. Лист внесения изменений
Дата | Тема | Причина корректировки | Способ, форма корректировки | Согласование с завучем |
| | | | |
| | | | |
| | | | |
5