СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 24.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Природоведение" 6 класс (VIII вид)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Природоведение" 6 класс (VIII вид)»

Областное государственное автономное общеобразовательное учреждение «Центр образования «Ступени»



РАССМОТРЕНА

Руководитель ШМО

_______________ФИО


«_____»__________ 20____г.

СОГЛАСОВАНА

Заместитель директора по УМР

______________И.Д. Колесник

«_____»__________ 20____г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом по ОГАОУ

«Центр образования «Ступени»

от_______________№____










Рабочая программа

учебного предмета «Природоведение»

6 класс

(Бондаренко Ульяна, Шохирев Виктор)














Составитель: Роговастова М. В.,

учитель начальных классов













Биробиджан, 2020 год

Пояснительная записка

Примерная рабочая программа по природоведению для 6 класса составлена на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

Основными целями рабочей программы по природоведению являются:

- подготовка учащихся к усвоению естествоведческих, географических и исторических знаний на последующих этапах обучения;

- формирование элементарного понимания причинно-следственных связей и отношений, временных и пространственных представлений;

- формирование у обучающихся базовых учебных действий (личностных, коммуникативных, регулятивных, познавательных) средствами предмета;

- воспитание патриотизма, толерантности к другим народам и культурам.

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

- сообщение элементарных знаний о живой и неживой природе;

- демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;

- формирование специальных и общеучебных умений и навыков;

- воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;

- воспитание социально значимых качеств личности.


Общая характеристика и коррекционно-развивающее значение учебного предмета

Изучение природоведения в начальных классах школы 8-го вида направлено на обобщение знаний учащихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности. В то же время данный учебный предмет для шестиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных естествоведческих, биологических, географических и исторических знаний.

В процессе изучения окружающего мира у учащихся должны сформироваться некоторые элементарные представления о нем: о живой и неживой природе, о сезонных изменениях в ней, о жизни растений и животных, о здоровье человека.

Шестиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе и взаимозависимость природных явлений. Такая деятельность учащихся имеет непосредственно большое значение для коррекции недостатков психофизического развития умственноотсталых школьников, их познавательных возможностей и интересов.

Природоведческие знания помогут учащимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять. Это обусловит значительную воспитательную роль природоведения, а в дальнейшем — естествознания.


Результат изучения предмета.

Каждая содержательная область образования детей с ОВЗ включает два компонента: «академический» и формирование жизненной компетенции, что является необходимым для ребенка с ОВЗ. Специальный образовательный стандарт, представленный в двух взаимодополняющих и взаимодействующих компонентах, задает структуру данной программы, которая поддерживает сбалансированное развитие жизненного опыта ребенка с ОВЗ, учитывая его настоящие и будущие потребности. Общий подход к оценке знаний и умений ребенка по академическому компоненту предлагается в его традиционном виде.

Ребенок с ОВЗ овладевает полезными для него знаниями, умениями и навыками, достигает максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, осваивает необходимые формы социального поведения, оказывается способным реализовать их в условиях семьи и гражданского общества.

Овладение основными знаниями по природоведению и развитие представлений об окружающем мире. Развитие способности использовать знания по природоведению и сформированные представления о мире для осмысленной и самостоятельной организации безопасной жизни в конкретных природных и климатических условиях. Понимание преимуществ, выгоды и трудностей, определяемых собственным местом проживания;

Развитие вкуса к познанию и способности к творческому взаимодействию с миром живой и неживой природы.



Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Природоведение»

В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у учащихся сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

    У обучающегося будут сформированы:

- осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;

    - формирование уважительного отношение к культуре других народов;

    - формирование навыков коммуникации и принятых норм социального взаимодействия;

    - принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

    - развитие элементарных навыков самостоятельности;

    - развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

    - воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;

    - развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

    - формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;

    - формирование негативного отношения к факторам риска здоровью (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания).

    МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Регулятивные

Обучающийся научится:

  • адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.);

  • работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место;

  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

  • активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников;

  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов.

Познавательные

  • умение выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов;

  • устанавливать видо-родовые отношения предметов;

  • делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале;

  • пользоваться знаками, символами;

  • наблюдать;

  • работать с информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленные на бумажных и электронных и других носителях).

Коммуникативные

  • вступать в контакт и работать в коллективе (учитель - ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель-класс);

  • использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем;

  • обращаться за помощью и принимать помощь;

  • слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

  • сотрудничать с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

  • доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми;

  • договариваться и изменять свое поведение с учетом поведения других участников спорной ситуации;


ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Освоения программы по природоведению обучающимися с легкими и умеренными интеллектуальными нарушениями включают освоенные ими знания, умения и готовность их применения и представлены двумя уровнями: минимальным и достаточным.


Минимальный уровень:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе;

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя;

- адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.


Достаточный уровень:

- узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;

- представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;

- отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);

- называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;

- выделение существенных признаков групп объектов;

знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;

- участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;

- выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;

- совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;

- выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;

- осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.


Дифференцированный уровень:

Включает учащихся, имеющих в силу своего психо-физического состояния значительные трудности по усвоению учебного материала:

- узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;

- представления о назначении изученных объектов;

- называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);

- соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни(под контролем взрослого);

- соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);

- выполнение несложных заданий под контролем учителя









    СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА

    На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится

    2 ч в неделю. (в 6 классе — 68 часов, 34 учебные недели).

    Рабочая программа по природоведению состоит из четырёх разделов: «Введение», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».

    6 класс.

    Введение. (2ч)

    1. Живая природа: растения, животные, человек.

    2. Растительный мир.

    Раздел «Растительный мир» (16ч)

    1. Разнообразие растительного мира на нашей планете.

    2. Среда обитания растений.

    3. Строение растений.

    4. Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы.

    5. Лиственные деревья.

    6. Хвойные растения.

    7. Дикорастущие растения.

    8. Культурные кустарники.

    9. Травы.

    10. Декоративные растения.

    11. Лекарственные растения.

    12. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

    13. Растительный мир разных районов Земли.

    14. Растения нашей страны.

    15. Растения нашей местности: дикорастущие и культурные.

    16. Красная книга России и Ленинградской области.

  • Практические работы:

  • Зарисовки деревьев, кустарников, трав. Выделение составных частей (органов) растений.

  • Изготовление гербариев отдельных растений.

  • Сезонные наблюдения за растениями. Зарисовка растений в разные времена года. Игры на классификацию растений по месту произрастания.

  • Уход за комнатными растениями.

  • Сбор лекарственных растений, запись правил их использования в тетрадь.

  • Приготовление отвара лекарственных трав.

    Экскурсии в парк, сквер.

    Раздел «Животный мир» (34ч)

    1.Разнообразие животного мира.

    2. Среда обитания. Животные суши и водоемов.

    3.Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

    4. Насекомые.

    5. Бабочки, стрекозы, жуки.

    6. Кузнечики, муравьи, пчелы.

    7. Рыбы.

    8. Морские и речные рыбы.

    9. 3емноводные. Лягушки, жабы.

    10.Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы.

    11. Птицы.

    12. Ласточки, скворцы, снегири, орлы.

    13. Лебеди, журавли, чайки.

    14. Птицы нашего края. Охрана птиц.

    15. Млекопитащие.

    16. Млекопитающие суши.

    17. Млекопитающие морей и океанов.

    18. Домашние животные в городе и деревне.

    19. Сельскохозяйственные животные: лошади.

    20. Сельскохозяйственные животные: коровы.

    21. Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы.

    22. Домашние птицы: куры, утки, индюки.

    23. Уход за животными в живом уголке или дома.

    24. Аквариумные рыбки.

    25. Попугаи, канарейки.

    26. Морские свинки, хомяки, черепахи.

    27. Домашние кошки.

    28. Собаки.

    29. Животные холодных районов Земли.

    30. Животные умеренного пояса.

    31. Животные жарких районов Земли.

    32. Животные мир нашей страны.

    33.Охрана животных. Заповедники. Заказники.

    34. Животные нашей местности. Красная книга области.

    Раздел «Человек» (16ч)

    1. Как устроен наш организм.

    2. Как работает наш организм.

    3. Здоровый образ жизни человека.

    4. Осанка.

    5. Органы чувств.

    6. Правила гигиены и охрана органов чувств.

    7. Здоровое питание.

    8. Дыхание.Органы дыхания. Правила гигиены.

    9. Оказание первой медицинской помощи.

    10. Профилактика простудных заболеваний.

    11. Специализация врачей.

    12. Медицинские учреждения нашего города.

    13. Медицинские учреждения вашего города.

    14. Телефон экстренной помощи.

    15. Обобщающий урок. Неживая природа.

    16. Обобщающий урок. Живая природа.

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета


Оценка предметных результатов проводится с помощью устных ответов и тестового контроля, направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Критериями оценивания являются:

    - соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;

    - динамика результатов предметной обученности, формирования базовых учебных действий.


Устный ответ


Оценка « 5»

      - Обнаруживает понимание материала

      - Самостоятельно формулирует ответы

      - Умеет привести примеры

      - Допускает единичные ошибки и сам исправляет.



Оценка « 4»

    - Обнаруживает понимание материала

    - Самостоятельно формулирует ответы

    - Допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки).

    - Допускает ошибки в речи (1-2 ошибки).


Оценка « 3»

    - Обнаруживает знание и понимание основных положений темы.

    - Излагает материал недостаточно полно и последовательно.

    - Допускает ряд ошибок в речи.

    - Затрудняется самостоятельно подтвердить пример.

    - Нуждается в постоянной помощи учителя.



Тестовый контроль


Все тестовые задания разработаны с учётом групп обученности учащихся и предназначены для выявления уровня знаний по заданной теме. Задания выбираются индивидуально для каждого ребенка. Оценка уровня знаний проводится после изучения темы.


Критерии оценивания

Оценка 5 ставится, если все ответы правильные и работа выполнена самостоятельно.

Оценка 4 ставится, если допущена 1 - 2 ошибки.

Оценка 3 ставится, если допущены более 2 ошибок.

Не справился с заданием, если допущены более 3 ошибок.

Тематическое планирование



Наименование раздела и тем, входящих в раздел

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности учащихся

I. Введение

1

I четверть

Введение.

Живая природа: растения, животные, человек

1

- Знакомятся с учебником

- Заучивают словарные слова (предмет «Природоведение». Природа.)

- Учатся различать объекты живой природы

- Коррекция памяти, мышления

II. Растительный мир (17ч)

2

Разнообразие растительного мира на нашей планете

1

- Словарные слова (Астрономия. Небесные тела.Звезды. Солнце. Космос)

- Работа с научным текстом

- Письменная работа в тетради

таблица

- Коррекция речи, зрительного восприятия,

пространственной ориентировки

3

Среда обитания растений

1

- Заучивают словарные слова и учатся их пояснять (Вселенная, Солнце, Солнечная система)

- Работа с научным текстом

- Устанавливать причинно-следственные связи, пересказ

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи.

4

Строение растений

1

- Словарные слова (Искусственный спутник.

Орбитальная станция. Космодром. Космонавт)

- Творческие работы (реферат)

- Работа с научной статьёй

- Коррекция речи, зрительного восприятия,

пространственной ориентировки)

5

Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы.

1

- Словарные слова (Первый космонавт Ю.Гагарин. Искусственный спутник.

Орбитальная станция. Космодром)

- Работа с учебником и дополнительной литературой

- Письменная работа в тетради

- Пересказ

- Коррекция внимания, памяти

речи

6

Лиственные деревья

1

- Словарные слова (Ось Земли. Сутки)

- Работа с учебником и дополнительной литературой

- Письменная работа в тетради

пересказ

- Коррекция внимания, памяти

речи

7

Хвойные деревья




1

- Словарные слова (Времена года)

- Работа с учебником и дополнительной литературой

- Письменная работа в тетради

пересказ

- Тестовыен задания

- Коррекция внимания, памяти

речи

8

Дикорастущие кустарники

1


9

Культурные кустарники

1


10

Травы

1


11

Декоративные растения

1


12

Лекарственные растения

1


13

Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

1


14

Растительный мир разных районов земли

1


15

Растения нашей страны

1


16

Растения вашей местности: дикорастущие и культурные

1


17

II четверть

Красная книга России и вашей области (края)

1


18

Обобщающий урок. Что мы узнали о растениях.

1


III. Животный мир (3ч)

19

Разнообразие животного мира

1

- Работа с научной статьёй

- Словарная работа (Планета. Спутник. - Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера,

литосфера)

- Письменная работа в тетради

- Коррекция памяти, речи, зрительного восприятия, пространственной ориентировки

20

Среда обитания животных. Животные суши и водоѐмов.

1

- Работа с учебником, словарём

- Письменная работа в тетради

- Словарная работа (Воздух. Азот. Кислород. Углекислый газ)

- Работа с карточками

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи.

21

Животные: насекомые, рыбы. Земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие

1

- Работа с учебником, словарём

- Проведение и наблюдение опытов

- Письменная работа в тетради

- Коррекция памяти, речи, зрительного восприятия

22

Насекомые

1

- Работа с учебником, словарём

- Проведение и наблюдение опытов

- Письменная работа в тетради

- Коррекция памяти, речи, зрительного восприятия

23

Бабочки, стрекозы, жуки.

1

- Работа с учебником, словарём

- Письменная работа в тетради

- Словарная работа (Температура воздуха. Термометр)

- Работа с карточками

24

Кузнечики, муравьи, пчѐлы.

1

- Работа с учебником, словарём

- Письменная работа в тетради

- Словарная работа (Ветер. Флюгер. Ураган. Буря. Шторм. Прибой)

- Работа с карточками

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи.

25

Рыбы.

1

- Работа с учебником, словарём

- Письменная работа в тетради

- Словарная работа (Воздух. Кислород)

- Работа с карточками

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи.

26

Морские и речные рыбы

1

- Работа с учебником, словарём

- Письменная работа в тетради

- Словарная работа (Углекислый газ. Азот)

- Работа с карточками

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи.

27

Земноводные: лягушки, жабы

1

- Работа с учебником, словарём

- Письменная работа в тетради

- Словарная работа (Воздух. Охрана воздуха)

- Работа с карточками

- Тестовые задания

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи.

28

Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы.


1

- Работа с учебником, словарём (Ископаемые, месторождения)

- Письменная работа в тетради

- Работа с карточками

- Дидактические игры

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи,зрительного восприятия, пространственной ориентировки

29

Птицы.

1

- Работа с учебником, словарём (Гранит, известняк, мрамор, мел)

- Работа с научной статьёй

- Работа в тетради

- Определение по виду полезных ископаемых

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

30

Ласточки, скворцы, снегири, орлы.

1

- Работа с учебником, словарём (Песок, глина)

- Работа с научной статьёй

- Работа в тетради

- Определение по виду полезных ископаемых

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

31

Лебеди, журавли, чайки.

1

- Работа с учебником, словарём (торф, торфяники, уголь, нефть, газ)

- Работа с научной статьёй

- Работа в тетради

- Определение по виду полезных ископаемых

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

32

Птицы вашего края. Охрана птиц.

1

- Работа с учебником, словарём (каменный уголь)

- Работа с научной статьёй

- Работа в тетради

- Определение по виду полезных ископаемых

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

33

III четверть

Млекопитающие.

1

- Работа с учебником, словарём (подземная добыча, шахта)

- Работа с научной статьёй

- Работа в тетради

- Определение по виду полезных ископаемых

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

34

Млекопитающие суши.

1

- Работа с учебником, словарём (нефть)

- Работа с научной статьёй

- Работа в тетради

- Определение по виду полезных ископаемых

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

35

Млекопитающие морей и океанов.

1

- Работа с учебником, словарём (буровая, нефтяники, нефтеперерабатывающий завод, нефтепровод)

- Работа с научной статьёй

- Работа в тетради

- Определение по виду полезных ископаемых

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

36

Домашние животные в городе и деревне.

1

- Работа с учебником, словарём (природный газ)

- Работа с правилами пользования с газом и газовой плитой

- Работа в тетради

- Определение по виду полезных ископаемых

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

37

Сельскохозяйственные животные: лошади.

1

- Работа с учебником, словарём (чёрные металлы, цветные металлы, чугун, сталь, плавкость)

- Работа с научной статьёй

- Работа в тетради

- Определение по виду полезных ископаемых

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

38

Сельскохозяйственные животные: коровы.

1

- Работа с учебником, словарём (аллюмений, медь)

- Работа с научной статьёй

- Работа в тетради

- Определение по виду полезных ископаемых

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

39

Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы.

1

- Работа с учебником, словарём (благородные металлы, драгоценные металлы: золото, серебро, платина)

- Работа с научной статьёй

- Работа в тетради

- Определение по виду полезных ископаемых

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

40

Домашние птицы: куры, утки, индюки.

1

- Работа с учебником, словарём

- Письменная работа в тетради

- Словарная работа (Полезные ископаемые, охрана полезных ископаемых)

- Работа с карточками

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи.

41

Уход за животными в живом уголке или дома.

1

- Работа с учебником, словарём

- Письменная работа в тетради

- Словарная работа (строительные материалы, горючие полезные икопаемые)

- Работа с карточками

- Тестовые задания

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи.

42

Аквариумные рыбки.

1

- Работа с учебником,

- Письменная работа в тетради

- Работа с карточками

- Дополнительная информация

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи,зрительного восприятия, пространственной ориентировки

43

Попугаи, канарейки.

1

- Работа с учебником, словарём (вода:

прозрачная, безвкусная, не имеет запаха)

- Работа по плану (аллгаритм)

- Проведение и наблюдение опытов

- Письменная работа в тетради

- Коррекция памяти, мышления, речи, зрительного восприятия

44

Морские свинки, хомяки, черепахи.

1

- Работа с учебником, словарём

- Проведение и наблюдение опытов

- Письменная работа в тетради

- Коррекция памяти, мышления, речи, зрительного восприятия

45

Домашние кошки.

1

- Работа с учебником, словарём

- Проведение и наблюдение опытов

- Письменная работа в тетради

- Коррекция памяти, мышления, речи, зрительного восприятия

46

Собаки

1

- Работа с учебником, словарём (термометр, лёд, пар)

- Работа в тетради

- Пересказ

- Карточки

- Дополнительное чтение

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

47

Животные холодных районов Земли

1

- Работа с учебником, словарём (расширение воды при замерзании, сжатие воды при охлаждении)

- Проведение и наблюдение опытов

- Письменная работа в тетради

- Коррекция памяти, мышления, речи, зрительного восприятия

48

Животные умеренного пояса

1

- Работа с учебником, словарём

- Проведение и наблюдение опытов

- Письменная работа в тетради

- Коррекция памяти, речи, зрительного восприятия

49

Животные жарких районов Земли.

1

- Работа с учебником, славорём (овраги, реки, наводнение)

- Работа в тетради

- Пересказ

- Карточки

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

50

Животный мир нашей страны

1

- Работа с учебником

- Работа в тетради

- Пересказ

- Карточки

- Дополнительное чтение

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

51

Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России.

1

- Работа с учебником, словарём (пресная)

- Работа в тетради

- Пересказ

- Карточки

- Дополнительное чтение

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

52

Животные вашей местности. Красная книга области (края).

1

- Работа со словарём (озеро, болото, пруд)

- Работа с учебником

- Рисунок – схема

- Работа в тетради

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия, пространственной ориентировки

53

IV четверть

Обобщающее повторение. Что мы узнали о животных.

1

- Работа со словарём (пресные водоёмы: естественные, скусственные; озеро, болото, пруды, водохранилище)

- Работа с учебником

- Рисунок – схема

- Работа в тетради

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия, пространственной ориентировки

IV. Человек (14 ч)

54

Как устроен наш организм

1

- Работа со словарём (океан, море, порт)

- Работа с учебником

- Рисунок – схема

- Работа в тетради

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия, пространственной ориентировки

55

Как работает наш организм

1

- Работа с учебником

- Работа в тетради

- Пересказ

- Карточки

-Тестовые задания

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

56

Здоровый образ жизни человека.

1

- Работа с учебником, словарё (равнины, холмы, овраги)

- Работа в тетради

- Пересказ

- Карточки

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

57

Осанка.

1

- Работа с учебником, словарё (горы)

- Работа в тетради

- Рисунок – схема

- Карточки

- Пересказ

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

58

Органы чувств.

1

- Работа с учебником, словарём (почва, пергной, минеральные соли)

- Проведение и наблюдение опытов

- Письменная работа в тетради

- Коррекция памяти, мышления, речи, зрительного восприятия

59

Правила гигиены и охрана органов чувств.

1

- Работа с учебником, словарём (песчаная почва, глинистая почва, чернозём)

- Проведение и наблюдение опытов

- Письменная работа в тетради

- Коррекция памяти, мышления, речи, зрительного восприятия

60

Здоровое питание.

1

- Работа с учебником, словарё (плодородие почвы)

- Работа в тетради

- Пересказ

- Карточки

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

61

Дыхание. Органы дыхания. Правила гигиены.

1

- Работа с учебником

- Работа в тетради

- Пересказ

- Карточки

-Тестовые задания

- Коррекция мышления, памяти, внимания и речи, зрительного восприятия

62

Оказание первой медицинской помощи.

1


63

Профилактика простудных заболеваний.

1


64

Специализации врачей.

1


65

Медицинские учреждения вашего города. Телефон экстренной помощи.

1


66

Обобщающее повторение. Что мы узнали о человеке.

1


67

Обобщающий урок. Неживая природа. Живая природа

1


VI. Человек (13ч)

53

Место России на земном шаре. Знакомство с картой.

1

- Работа с учебником, словарё роди(глобус, планета, Земной шар)

- Работа в тетради

- Просмотр видеосюжетов

- Практическая работа (работа с картой)

- Коррекция речи, мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки

54

Моря и океаны, омывающие берега России.

1

- Работа с учебником, словарё роди (моря Северного Ледовитого океана, гезеры)

- Работа в тетради

- Работа с картой

- Практическая работа (работа с картой)

- Коррекция речи, мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки

55

Равнины и горы на территории нашей страны.

1

- Работа с учебником, словарё роди (Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина, Кавказкие горы, Уральские горы)

- Работа в тетради

- Работа с картой

- Практическая работа (работа с картой)

- Коррекция речи, мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки

56

Реки и озёра России.

1

- Работа с учебником, словарё роди (реки - Обь, Лена, Енисей, Волга, Амур; озёра — озеро Байкал, Каспийское море)

- Работа в тетради

- Работа с картой

- Практическая работа (работа с картой)

- Коррекция речи, мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки

57

Москва -столица России.

1

- Работа с учебным текстом, словарём (столица, достопримечательности, музей, театр, Кремль)

- Работа с картой России

- Работа в тетради

- Просмотр видеосюжетов

- Коррекция речи, мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки

58

Санкт-Петербург.

1

- Работа с учебным текстом, словарём (город, достопримечательности,

эрмитаж, Кунсткамера, метро)

- Работа с картой России

- Работа в тетради

- Просмотр видеосюжетов

- Коррекция речи, мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки

59

Города Золотого кольца России: Ярославль, Владимир, Ростов Великий.

1

- Работа с учебным текстом

- Работа с картой России

- Работа в тетради

- Просмотр видеосюжетов

- Коррекция речи, мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки

60

Нижний Новгород, Казань, Волгоград.

1

- Работа с учебным текстом

- Работа с картой России

- Работа в тетради

- Просмотр видеосюжетов

- Коррекция речи, мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки

61

Новосибирск, Владивосток.

1

- Работа с учебным текстом

- Работа с картой России

- Работа в тетради

- Просмотр видеосюжетов

- Коррекция речи, мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки

62

Население нашей страны


Тест.

1

- Работа с учебным текстом, словарём

(Население, многонациональное)

- Работа с картой России

- Работа в тетради

- Просмотр видеосюжетов

-Тестовые задания

- Коррекция речи, мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки

63

Повторение по курсу «Неживая природа»

1

- Работа с учебным текстом

- Работа в тетради

- Карточки

- Коррекция речи, мышления, зрительного восприятия и пространственной ориентировки

64

Промежуточная аттестация

1


65

Резервный урок



66

Резервный урок



67

Резервный урок



68

Резервный урок





Тематическое планирование



Наименование разделов и тем


Всего часов

В том числе

Практическая работа

Тестирование


Опыты

Виртуальнаяэкскурсия

1

Введение

2





2

Вселенная

6


1


1

3

Наш дом - Земля

43

1

4

9


4

Есть на Земле страна Россия

13


1




Итого

64

1

6

9

1





















































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по природоведению в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.Сб.1./под ред. Воронковой В.В./- М.: «Владос», 2000) и учебником биологии для 6 класса. Лифанова Т.М. Природоведение. 6 класс: учебник для общеобразоват. организаций, реализующих адапт. общеобразоват. программы /Т.М.Лифанова .Е.Н.Соломина. М.: Просвещение, 2018, - 191с В основе разработки рабочей программы лежит нормативно-правовая база:

Актуальность программы.

Учебный предмет природоведение для шестиклассников является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных биологических, географических и исторических знаний .Изучение живого мира направлено на обобщение знаний обучающихся об окружающем мире, полученное при ознакомлении с предметами и явлениями, встречающимися в действительности, и является подготовительным, способствующим в дальнейшем лучшему усвоению ими элементарных биологических знаний. Пятиклассники должны учиться наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно-следственные связи в природе. Природоведческие знания помогут обучающимся лучше понимать отношение человека к природе, эстетически воспринимать и любить ее, по возможности уметь беречь и стремиться охранять.

Цель программы.

Цель:

1. Формировать представления обучающихся о неживой природе, о взаимосвязях в ней существующих, о правилах поведения в природе.

2. Проводить через весь курс экологическое воспитание (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.

Задачи:

Образовательные:

1. Формировать знания об элементах неживой природы (о воздухе , воде , полезных ископаемых);

2. Формировать правильное понимание о свойствах воды, воздуха и их значении.

3. Проводить через весь курс экологическое воспитание (рассмотрения окружающей природы как комплекса условий необходимых для жизни растений, грибов, животных и людей), бережного отношения к природе.

Коррекционные - развивающие:

1 Развивать память, внимания, зрительное восприятия, мышление, развитие устной связной речи .

Воспитательные:

1 .Нравственно - экологическое воспитание при изучении природоведения.

2.Прививать бережное отношение к неживой природы (воде, полезным ископаемым) 2.Психолого-педагогическая характеристика обучающихся.

При составлении программы учитываются следующие особенности детей с интеллектуальной недостаточностью: неустойчивое внимание, малый объем памяти, затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций, анализа, синтеза, сравнения, плохо развиты навыки чтения, устной и письменной речи.

У школьников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности, физиологической основой которых является нарушение взаимодействия между первой и второй сигнальными системами, что, в свою очередь, проявляется в недоразвитии всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления. Однако в повседневной практике такие дети способны поддержать беседу на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений. Проведение систематической коррекционно-развивающей работы, направленной на систематизацию и обогащение представлений об окружающей действительности, создает положительные условия для овладения обучающимися различными языковыми средствами. Это находит свое выражение в увеличении объема и изменении качества словарного запаса, овладении различными конструкциями предложений, составлении небольших, но завершенных по смыслу, устных высказываний. Таким образом, постепенно создается основа для овладения более сложной формой речи — устной речи.

Содержание программы учебного курса.

68часов, 2часа в неделю.

Введение. (2ч)

1. Живая природа: растения, животные, человек.

2. Растительный мир.

Растительный мир. (16ч)

1. Разнообразие растительного мира на нашей планете.

2. Среда обитания растений.

3. Строение растений.

4. Дикорастущие и культурные растения: деревья, кустарники, травы.

5. Лиственные деревья.

6. Хвойные растения.

7. Дикорастущие растения.

8. Культурные кустарники.

9. Травы.

10. Декоративные растения.

11. Лекарственные растения.

12. Комнатные растения. Уход за комнатными растениями.

13. Растительный мир разных районов Земли.

14. Растения нашей страны.

15. Растения нашей местности: дикорастущие и культурные.

16. Красная книга России и Ленинградской области.

Животный мир. (34ч)

1.Разнообразие животного мира.

2. Среда обитания. Животные суши и водоемов.

3. Животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

4. Насекомые.

5. Бабочки, стрекозы, жуки.

6. Кузнечики, муравьи, пчелы.

7. Рыбы.

8. Морские и речные рыбы.

9.3емноводные. Лягушки, жабы.

10.Пресмыкающиеся: змеи, ящерицы, крокодилы.

11. .Птицы.

12. Ласточки, скворцы, снегири, орлы.

13. Лебеди, журавли, чайки.

14. Птицы нашего края. Охрана птиц.

15. Млекопитащие.

16. Млекопитающие суши.

17. Млекопитающие морей и океанов.

18. Домашние животные в городе и деревне.

19. Сельскохозяйственные животные: лошади.

20. Сельскохозяйственные животные: коровы.

21. Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы.

22. Домашние птицы: куры, утки, индюки.

23. Уход за животными в живом уголке или дома.

24. Аквариумные рыбки.

25. Попугаи, канарейки.

26. Морские свинки, хомяки, черепахи.

27. Домашние кошки.

28. Собаки.

29. Животные холодных районов Земли.

30. Животные умеренного пояса.

31 .Животные жарких районов Земли.

32.Животные мир нашей страны.

33.Охрана животных. Заповедники. Заказники.

34. Животные нашей местности. Красная книга области.

Человек. (16ч)

1. Как устроен наш организм.

2. Как работает наш организм.

3.Здоровый образ жизни человека.

4. Осанка.

5.Органы чувств.

6.Правила гигиены и охрана органов чувств.

7.Здоровое питание.

8.Дыхание.Органы дыхания. Правила гигиены.

9.Оказание первой медицинской помощи.

10.Профилактика простудных заболеваний.

II .Специализация врачей.

12. Медицинские учреждения нашего города.

13. Медицинские учреждения вашего города.

14. Телефон экстренной помощи.

15.Обобщающий урок. Неживая природа.

16.Обобщающий урок. Живая природа.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя