Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № _________ от «__»__________201 г. | Принято на заседании Педагогического совета Протокол №__________ от «__»___________201 | Утверждаю Директор МБОУ «СОШ № 111» ________Леонова О.А. _____________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
6 (А,Б,В) КЛАССЫ
Разговор о правильном питании
Количество часов: 17
Составитела: Абрамова Т.П.(учитель биологии )
Новосибирск 2019
Пояснительная записка
Программа «Разговор о правильном питании» составлена в соответствии с требованиями ФГОС на основе программы: «Формула правильного питания» (М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М:.ОЛМА Медиа Групп 2013). Она ориентирована на учащихся 5-6 классов.
Уникальной образовательной программой, отвечающей этим требованиям, является программа «Разговор о правильном питании». Поскольку питание является важнейшим фактором здоровья человека, программа «Разговор о правильном питании» не только формирует у ребенка рациональное отношение к собственному питанию, но и дает представление об основных принципах здорового образа жизни.
Обучение основам рационального питания должно отвечать принципу практической целесообразности, т.е. все сведения, сообщаемые ребенку, формируемые навыки поведения, должны быть полезны в повседневной жизни. Учащиеся должны иметь представление о продуктах, являющихся источниками витаминов, так как помогает понять – почему каждый день нужно есть фрукты или овощи, пить соки, молоко и т.д.
Цель программы: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Реализации программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
сформировать и развить представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, сформировать готовность заботиться и укреплять собственное здоровье;
расширение знаний подростков о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;
развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
развития представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
развития представления о социокультурных аспектах питания его связи с культурой и историей народа;
пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
Общая характеристика программы.
Содержание курса «Формула правильного питания» отвечает следующим принципам:
возрастная адекватность - соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям младших подростков;
научная обоснованность - содержание комплекта базируется на данных исследований в области питания детей и подростков;
практическая целесообразность - содержание комплекта отражает наиболее актуальные проблемы, связанные с организацией питания подростков;
динамическое развитие и системность - содержание комплекта цели и задачи обучения определялись с учетом тех сведений, оценочных суждений и поведенческих навыков, которые были сформированы у детей в результате изучения программы, учебные задачи всех тем взаимосвязаны друг с другом;
Программа изучается в 6 классе по одному часу в неделю: 6 класс-17 часов.
Планируемые результаты Универсальными компетенциями учащихся на этапе формирования здорового и безопасного образа жизни являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
Календарно-тематическое планирование по курсу «Разговор о правильном питании» 6 класс
(2 полугодие)
6 класс (17 часов)
№ | Тема | Количество часов | Элементы содержания | Форма проведения | Домашнее задание |
| | |
1 | Вводное занятие | 1 | Знакомство учащихся с курсом | Рассказ с элементами беседы Выступления учащихся с сообщениями | Сообщение о людях, которые побороли свой недуг |
2 | Здоровье это здорово | 1 | Гигиена школьника. Здоровье – это здорово! Составляющие компоненты здоровья | Рассказ,беседа | Вопрос: Какие продукты полезны нашему организму? |
3 | Продукты разные нужны – блюда разные важны | 1 | Что надо есть, если хочешь стать сильнее. Самые полезные продукты. (белки, жиры, углеводы) | Беседа Работа в парах | |
4 | Мой рацион питания | 1 | Вредные и полезные привычки в питании | Беседа | Задания нет |
5 | Режим питания | 1 | Сбалансированное питание; прием пищи по часам. | Рассказ с элементами беседы Практическая работа «Составление правильного режима питания» | Доклад о витамине(А,В6,В12,С,Д,Е,) на выбор |
6 | Витамины и минеральные вещества | 1 | Овощи, ягоды и фрукты – самые витаминные продукты. Где найти витамины весной? Каждому овощу своё время. гиповитаминозы и их профилактика. | Рассказ с элементами беседы Выступление учеников с докладами о витаминах | Написать свой суточный рацион. Используя интернет и справочный материал ,определите энергоемкость пищи за сутки. |
7 | Энергия пищи | 1 | Суточная потребность в энергии школьника, энергоемкость пищи. Энергозатраты. | Лекция Практическая работа. Решение задач По темам: энергозатраты , энергоемкость пищи. | Сообщения ( на выбор): «Растительная пища» «Значение клетчатки для организма человека» «Микрофлора желудочно-кишечного тракта» |
8 | Роль пищевых волокон на организм человека | 1 | Что такое микрофлора желудочно-кишечного тракта? Клетчатка,ее роль для организма человека. Дизбактериоз, профилактика. | Рассказ с элементами беседы. Выступление учащегося с докладом. (презентация) | Задания нет |
9 | Где и как мы едим | 1 | Где и как готовят пищу. Продукты быстрого приготовле. ния. Всё ли полезно, что в рот полезло. Кафе быстрого питания. | Рассказ с элементами беседы Показ видео «вредная еда» Обсуждение фильма | Принести к следующему занятию этикетки продуктов, которые покупаете в магазинах. |
10 | Ты покупатель | 1 | Всегда ли нужно верить рекламе? Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки, торты. Полезные напитки. Вред и польза продуктов, купленных в магазине. Что может рассказать этикетка продукта питания. | Практическая работа. Определение компонентов, которые входят в состав продуктов.( работа по этикеткам, упаковкам продуктов, купленных в магазине). Работа в группах или в парах | Прочитать ст.26.1Ф.З. О защите прав потребителей |
11 | Ты – покупатель. Права потребителя | 1 | Права потребителя. Правила поведения в магазине. Как правильно выбрать продукт в магазине ? | Рассказ учителя с элементами беседы. Работа в группах «Составление памятки прав потребителей» | Презентация «мое любимое блюдо» |
12 | Ты готовишь себе и друзьям | 1 | Проблема «Как приготовить еду, если рацион продуктов ограничен». Как правильно накрыть стол. Как правильно вести себя за столом. | Презентации блюд, которые хотел бы приготовить ученик для себя и своих друзей" | Сообщение-презентация «Особенности кухни разных народов» |
13 | Кухни разных народов | 1 | | Выступления учащихся с подготовленными презентациями беседа | |
14 | Кулинарная история | 1 | | беседа Сообщения учащихся о появлении , создании блюд, продуктов питания | Задания нет |
15 | Как питались на Руси и в России | 1 | | Рассказ с элементами беседы Выступления учащихся с сообщениями | Задания нет |
16 | Необычайное кулинарное путешествие | 1 | | Урок-игра | |
17 | Составляем формулу правильного питания | 1 | | Тестирование по курсу Подведение итогов (беседа) | |
всего | | 17 | | | |
Пример практической работы по курсу «Разговор о правильном питании». Урок №10 « Ты покупатель»
Практическая работа : «Вред и польза для организма человека от продуктов, купленных в магазине».
Цель: определить вредные и полезные компоненты , входящие в состав продуктов питания.
Оборудование: увеличительная лупа, 3-4 этикетки, упаковки продуктов питания.(учащиеся приносят на урок предварительно)
Ход практической работы:
Название продукта питания
Энергетическая ценность(ккал)
Наличие белков, углеводов, жиров, жирные кислоты, ванилин +
Наличие клетчатки+
Витамины ( если указаны) +
Минеральные соли (наличие железа, фосфора , магния, поваренной соли) +
Красители, ароматизаторы --
Загустители, уплотнители --
Глутамат натрия- усилитель вкуса--
Пищевые добавки (если есть в продукте питания) --
Определите по таблице значение пищевых добавок на организм человека.
Коды пищевых добавок
1.запрещенные | Е103,Е105,Е111,Е121,Е123, Е125. Е126, Е130,Е152 |
2.опасные | Е102,110,120,124,127 |
3.подозрительные | Е104,122,141,150,171,173,180,241,477 |
4.вызывающие расстройство кишечника | Е221-226 |
5.канцерогенные | Е131,210-217,240,330 |
6.вредные для кожи | Е230-232,239 |
7.вызывающие нарушение давления | Е250,251 |
8.провоцирующие появление сыпи | Е311,312 |
9.повышающие уровень холестерина | Е320-322 |
10.Вызывающие расстройство желудка | Е338-341,407,450,461-466 |
Вопросы:
- Какое значение для организма человека имеет данный продукт ( вред или пользу)?
-что привлекает в этом продукте вас как покупателя?
-как часто вы покупаете этот продукт в магазине?
Вывод:
- стоит ли исследуемые продукты покупать и употреблять в пищу? (укажите, какие полезные, а какие вредные) почему?
-какие правила нужно соблюдать при покупке продуктов, чтобы своему организму не навредить?