СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Разговор о правильном питании"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Разговор о правильном питании"»














ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Разговор о правильном питании»

возраст обучающихся: 6-7 лет, срок реализации: 1 год









Автор-составитель:

Кравченко Дарья Викторовна,

учитель начальных классов












п. Светлый, 2020 г.






1. Пояснительная записка


1.1 Дополнительная образовательная программа «Разговор о правильном питании» носит социально-педагогическую направленность. Программа модифицированная, по уровню освоения детьми - общеразвивающая. По цели обучения - познавательная (информационно-просветительская) и воспитательная. Уровень программы: ознакомительный.

Новизна программы обусловлена тем, что, решая самые различные воспитательные и учебно-образовательные задачи, программа направлена на продвижение идей здорового образа жизни среди подрастающего поколения, развитие и формирование представления о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей.

Актуальность программы заключается в том, что внешкольная работа позволяет эффективно формировать у детей и подростков полезные привычки и навыки, связанные с правильным питанием и заботой о собственном здоровье. Участие в программе меняет поведение школьников, а также способствует совершенствованию питания в их семьях.

Отличительной особенностью данной программы от других программ является то, что Программа «Разговор о правильном питании» является частью глобального проекта Нестле «Здоровые дети» и внедряется с 1999 года при поддержке Министерства образования и науки РФ, а также региональных управлений и департаментов образования.

В настоящее время в нем принимает участие 84 страны. «Разговор о правильном питании» признан одним из трех самых лучших проектов в мире! Программа была разработана в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования. Руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации М. М. Безруких. Консультационную поддержку программе оказывает Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии.

Практическая значимость программы состоит в формировании у обучающихся навыков правильного питания и поддержании здоровья подрастающего поколения; в создании соответствующей учебной среды для обучающихся; в оптимизации форм, средств и методов развития знаний, умений и навыков обучающихся. Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и учитывает различный уровень доходов в семьях учащихся.

Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и предусматривает определенные организационно-педагогические условия. Она предполагает единство взаимосвязанных целей, принципов, содержания, форм и методов, условий педагогической деятельности, обеспечивающих успешность процесса социально-педагогической адаптации обучающихся к современному социуму в процессе реализации программы.

Ведущая идея, на которой базируется программа - освоение учащимися первичных знаний по делению пищи на продукты «зелёного, жёлтого и красного стола». Под изучением основ гигиены питания понимается освоение азов составления здорового меню, умение разбираться в отделах продуктового магазина, составить режим питания.

Ключевые понятия: рациональное питание, рацион и режим питания, продукты «зелёного, жёлтого и красного стола», белки, жиры, углеводы, витамины.

Программа составлена для учащихся 1 классов МАОУ «ССОШ № 2».

Срок реализации программы 2020-2021 у/г.

Режим занятий: на 34 часа в 1 классе, 1 час в неделю – продолжительность занятия 35 минут.

Цель и задачи программы

Цель: формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.

Задачи:

-формирование и развитие представления  у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.

- формирование у школьников знаний о правилах рационального  питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также  готовности соблюдать эти правила;

- освоение детьми   практических навыков рационального питания;

-  формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа  жизни;

- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;

- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;

- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;

- развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;

- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.

Формы и методы обучения

В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини проекты, совместная работа с родителями, групповые дискуссии, мозговой штурм

Основные методы обучения: исследовательский, обьяснительно-иллюстративный,  практический, поисковый.

Ожидаемый результат

- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;

- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;

- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;

- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.

Способы проверки результатов освоения программы

Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить в виде защиты творческих проектов, выставок работ по различным темам, проведение конкурсов.    

1.2.Учебный план

, п/п

Название раздела

Количество часов

Форма организации занятия


Содержание

всего

теория

практика

Разнообразие питания.

4

3

1

Беседа.

Экскурсия в столовую.

Гигиена питания и приготовление пищи

5

3

2

Беседа

Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры

Рацион питания

16

8

8

Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания и др.

Сила и ловкость

2

1

1

Беседа, конкурс рисунков «Меню спортсмена» по группам

Праздник здоровья

4

1

3

Беседа


5

Подведение итогов

3

2

1

Беседа

Выполнение теста

Итого

34

18

16



2. Содержание программы «Разговор о правильном питании»

занятия

занятия в теме


Тема занятия


Изучаемые вопросы

(содержание)

Разнообразие питания (4 ч)


1.

Если хочешь быть здоров

Знакомство учащихся с героями программы, формирование представлений о важности правильного питания.

2

Из чего состоит наша пища

Продукты, блюда, здоровье.

Представление о том, из чего состоит наша пища

3

Полезные и вредные привычки

Представление об основных принципах питания

4

Самые полезные продукты

Беседа «Какие продукты полезны и необходимы человеку каждый день».

Гигиена питания и приготовление пищи (5 ч)


1

Как правильно есть (гигиена питания)

Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания.

2

Удивительное превращение пирожка

Понятия: здоровье, питание, режим. Демонстрация «Удивительные превращения пирожка»

3

Твой режим питания

Понятия: здоровье, питание, режим питания

4

Из чего варят каши

Завтрак - обязательная часть ежедневного меню. Различные варианты завтрака.

Игра «Знатоки»; викторина «Узнай произведение»

5

Как сделать кашу вкусной

Понятия: завтрак, режим, меню, каша, крупа. Каша - полезное и вкусное блюдо. Конкурс «Кашевар»

Рацион питания (16 ч)


1

Плох обед, коли хлеба нет

Обед как обязательный компонент ежедневного рациона питания, его структура.

2

Хлеб всему голова

Роль хлеба в питании детей

3

Полдник

Полдник как обязательная часть ежедневного меню. Полдник, меню, молоко и молочные продукты.

4

Время есть булочки

Полдник, меню, хлебобулочные изделия. Ежедневный рацион питания школьника.

5

Пора ужинать

Ужин как обязательный компонент ежедневного рациона питания

6

Почему полезно есть рыбу

Значение рыбы и рыбных блюд в питании школьников

7

Мясо и мясные блюда

Значение мяса и мясных блюд в питании школьников

8

Где найти витамины зимой и весной

Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека.

9

Всякому овощу – свое время

Витамины, фрукты, овощи. Важность и необходимость включения в рацион питания растительной пищи

10

Как утолить жажду

Жажда, здоровье, напитки. Значение жидкости для организма человека, ценность разнообразных напитков.

20

11

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

Здоровье, спорт, питание. Связь рациона питания и образа жизни. Высококалорийные продукты питания.

21

12

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

Здоровье, спорт, питание. Связь рациона питания и образа жизни. Высококалорийные продукты питания.

22

13

На вкус и цвет товарищей нет

Вкусовые качества продуктов.

23

14

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

Разнообразие фруктов, ягод, овощей, их значение для организма.

24

15

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека.

25

16

Каждому овощу – свое время

Польза фруктов и овощей. Сезонные фрукты и овощи.

Сила и ловкость (2 ч.)


26

1

Что помогает быть сильным и ловким

«Олимпийское путешествие»

Викторина «Виды спорта»



Дети знакомятся с видами спорта, показывают их, угадывают, рисуют, разгадывают кроссворд

27

2

Составляем «Меню спортсмена»

Праздник здоровья (4ч.)


28

1

Народные праздники, их меню

Народные праздники и их традиционные блюда

29

2

Народные праздники, их меню

Народные традиции, связанные с питанием и здоровьем

30-31

3

Как правильно накрыть стол.

Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда

Подведение итогов (3 ч.)


32

1

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»

Основные законы здорового питания

33-34

2

Что узнали, чему научились.

Повторение

Тестирование


2.1. Предполагаемые результаты 1-го года обучения.

Ученики должны знать:

- полезные продукты;

- правила этикета;

- роль правильного питания в здоровом образе жизни.

После первого года обучения ученики должны уметь:

- соблюдать режим дня

- выполнять  правила правильного питания;

- выбирать в рацион питания полезные продукты


2.2. Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»

занятия

занятия в теме


Тема занятия



Дата проведения

Разнообразие питания (4 ч)


1.

Если хочешь быть здоров

01.09


2

Из чего состоит наша пища

08.09

3

Полезные и вредные привычки

15.09

4

Самые полезные продукты

22.09

Гигиена питания и приготовление пищи (5 ч)


1

Как правильно есть (гигиена питания)

06.10

2

Удивительное превращение пирожка

13.10

3

Твой режим питания

20.10

4

Из чего варят каши

27.10

5

Как сделать кашу вкусной

03.11

Рацион питания (16 ч)


1

Плох обед, коли хлеба нет

17.11

2

Хлеб всему голова

24.11

3

Полдник

01.12

4

Время есть булочки

08.12

5

Пора ужинать

15.12

6

Почему полезно есть рыбу

22.12

7

Мясо и мясные блюда

29.12

8

Где найти витамины зимой и весной

12.01

9

Всякому овощу – свое время

19.01

10

Как утолить жажду

26.01

20

11

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

02.02

21

12

Что надо есть – если хочешь стать сильнее

09.02

22

13

На вкус и цвет товарищей нет

16.02

23

14

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

02.03

24

15

Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты

09.03

25

16

Каждому овощу – свое время

23.03

Сила и ловкость (2 ч)


26

1

Что помогает быть сильным и ловким

«Олимпийское путешествие»

Викторина «Виды спорта»

30.03

27

2

Составляем «Меню спортсмена»

06.04


Праздник здоровья (4ч)


28

1

Народные праздники, их меню

13.04


29

2

Народные праздники, их меню

20.04

27.04

30-31

3

Как правильно накрыть стол.

04.05

Подведение итогов (3 ч)


32

1

Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение»

11.05


33-34

2

Что узнали, чему научились.

18.05

25.05


3. Условия реализации программы

Материально-технические условия

  1. Кабинет для проведения занятий.

  2. Классная доска.

  3. Столы и стулья для учащихся и педагога.

  4. Шкаф для хранения пособий и дидактических материалов.

  5. Компьютеры с выходом в Интернет для индивидуальной работы обучающихся.

  6. Презентации

  7. Видео-уроки.

  8. Проектор.

  9. Экран.

  10. Сканер.

Учебно-методическое и информационное обеспечение

  1. Конституция РФ.

  2. Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации».

4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»

5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»

  1. Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по

дополнительным общеразвивающим программам»

7. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06- 1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей.

Учебно – методический комплект

Тетрадь: Разговор о здоровом и правильном питании: рабочая тетрадь / М.М. Безруких, А. Г. Макеева, Т.А. Филиппова. - М.: Nestle, 2016. – 71с.

Методическое пособие: Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 80с.


4. Формы аттестации

Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей.

Текущий контроль.

Осуществляется в процессе наблюдений, устных опросов, выполнению самостоятельных практических работ, мини-проектов.

Промежуточный контроль.

Формы промежуточной аттестации: выставки разных уровней, конкурсы, викторины, мини-проекты и т.д.

Подведение итогов за полугодия по баллам («зарабатываются» в течение года по выполненной работе, ответу на вопрос, победе в соревновании и конкурсе, выставлении работ на выставках).

Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к

практическим заданиям и оценке их выполнения.

5. Список литературы


  1. Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002. 414 с.

  2. Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998

  3. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13, 15, 1- 15 июля/ 2005. с. 5 - 47

  4. Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8

  5. Калерин И. В. Поваренок. М., Прогресс, 2001. 200 с.

  6. Кондова Сашка Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М., 1990. 185

с.

  1. Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987

  2. Ладого К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. и др. Основы рационального

питания детей. Киев, 1987. 256 с.

  1. Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005

  2. Огуреева Г. Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001. 220 с.

  3. Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004



350 с.

  1. Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М., 2001. 330 с.

  2. Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000.


  1. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.-400с.

Интернет – ресурсы:

  1. Сайт Nestle «Разговор о правильном питании» httpHYPERLINK

"http://www.food.websib.ru/"://HYPERLINK "http://www.food.websib.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.food.websib.ru/".HYPERLINK "http://www.food.websib.ru/"foodHYPERLINK "http://www.food.websib.ru/".HYPERLINK "http://www.food.websib.ru/"websibHYPERLINK "http://www.food.websib.ru/".HYPERLINK "http://www.food.websib.ru/"ruHYPERLINK "http://www.food.websib.ru/"/

  1. Составляющие Комфортного психологического климата на занятиях в системе дополнительного образования

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe- obrazovanie/pedagogicheskaja-masterskaja/95690-sostavljajuschie-

komfortnogo- psihologicheskog.html

3. Методическое обеспечение программы « Разговор о правильном питании»

Учебная деятельность.

Учебная деятельность школьников строится по следующим модулям:

- гигиена питания,

- режим питания,

-рацион питания,

- культура питания,

- разнообразие питания,

- этикет,

- традиции и культура питания.

Для занятий используются рабочие тетради « Разговор о правильном питании» и « Две недели в лагере здоровья». Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии на различные предприятия, оформляют плакаты по правилам правильного питания , выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.

4. Воспитывающая деятельность.

Работа в кружке даёт большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка – индивидуальную или групповую.

Индивидуально дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Коллективно или в группах  работают над творческими проектами, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выставки, участвуют в конкурсах, праздниках.

В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм.

Развивающая деятельность.

            Работа по «Программе разговор о правильном питании» способствует развитию творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательных способностей, развитию коммуникативных навыков , умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.

 

5.Список литературы:

 

  1. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.

  2. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с

  3. Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.-Л., 1974,200с

  4. Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с

  5. Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с

  6. Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с

  7. Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.

  8. Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с