ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Разговор о правильном питании»
возраст обучающихся: 6-7 лет, срок реализации: 1 год
Автор-составитель:
Кравченко Дарья Викторовна,
учитель начальных классов
п. Светлый, 2020 г.
1. Пояснительная записка
1.1 Дополнительная образовательная программа «Разговор о правильном питании» носит социально-педагогическую направленность. Программа модифицированная, по уровню освоения детьми - общеразвивающая. По цели обучения - познавательная (информационно-просветительская) и воспитательная. Уровень программы: ознакомительный.
Новизна программы обусловлена тем, что, решая самые различные воспитательные и учебно-образовательные задачи, программа направлена на продвижение идей здорового образа жизни среди подрастающего поколения, развитие и формирование представления о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей.
Актуальность программы заключается в том, что внешкольная работа позволяет эффективно формировать у детей и подростков полезные привычки и навыки, связанные с правильным питанием и заботой о собственном здоровье. Участие в программе меняет поведение школьников, а также способствует совершенствованию питания в их семьях.
Отличительной особенностью данной программы от других программ является то, что Программа «Разговор о правильном питании» является частью глобального проекта Нестле «Здоровые дети» и внедряется с 1999 года при поддержке Министерства образования и науки РФ, а также региональных управлений и департаментов образования.
В настоящее время в нем принимает участие 84 страны. «Разговор о правильном питании» признан одним из трех самых лучших проектов в мире! Программа была разработана в Институте возрастной физиологии Российской Академии Образования. Руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской Академии Образования Российской Федерации М. М. Безруких. Консультационную поддержку программе оказывает Федеральный исследовательский центр питания и биотехнологии.
Практическая значимость программы состоит в формировании у обучающихся навыков правильного питания и поддержании здоровья подрастающего поколения; в создании соответствующей учебной среды для обучающихся; в оптимизации форм, средств и методов развития знаний, умений и навыков обучающихся. Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и учитывает различный уровень доходов в семьях учащихся.
Данная программа имеет социально-педагогическую направленность и предусматривает определенные организационно-педагогические условия. Она предполагает единство взаимосвязанных целей, принципов, содержания, форм и методов, условий педагогической деятельности, обеспечивающих успешность процесса социально-педагогической адаптации обучающихся к современному социуму в процессе реализации программы.
Ведущая идея, на которой базируется программа - освоение учащимися первичных знаний по делению пищи на продукты «зелёного, жёлтого и красного стола». Под изучением основ гигиены питания понимается освоение азов составления здорового меню, умение разбираться в отделах продуктового магазина, составить режим питания.
Ключевые понятия: рациональное питание, рацион и режим питания, продукты «зелёного, жёлтого и красного стола», белки, жиры, углеводы, витамины.
Программа составлена для учащихся 1 классов МАОУ «ССОШ № 2».
Срок реализации программы 2020-2021 у/г.
Режим занятий: на 34 часа в 1 классе, 1 час в неделю – продолжительность занятия 35 минут.
Цель и задачи программы
Цель: формирование у детей основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
Задачи:
-формирование и развитие представления у детей о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье.
- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми практических навыков рационального питания;
- формирование навыков правильного питания, как составной части здорового образа жизни;
- формирование представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
- пробуждение у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков у школьников, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
- просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Формы и методы обучения
В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: экскурсии, наблюдение, сюжетно-ролевые игры, игры по правилам, мини проекты, совместная работа с родителями, групповые дискуссии, мозговой штурм
Основные методы обучения: исследовательский, обьяснительно-иллюстративный, практический, поисковый.
Ожидаемый результат
- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;
- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить в виде защиты творческих проектов, выставок работ по различным темам, проведение конкурсов.
1.2.Учебный план
№, п/п | Название раздела | Количество часов | Форма организации занятия |
| Содержание | всего | теория | практика |
| Разнообразие питания. | 4 | 3 | 1 | Беседа. Экскурсия в столовую. |
| Гигиена питания и приготовление пищи | 5 | 3 | 2 | Беседа Работа в тетрадях, сюжетно-ролевые игры |
| Рацион питания | 16 | 8 | 8 | Работа в тетрадях, оформление плаката с правилами питания и др. |
| Сила и ловкость | 2 | 1 | 1 | Беседа, конкурс рисунков «Меню спортсмена» по группам |
| Праздник здоровья | 4 | 1 | 3 | Беседа |
5 | Подведение итогов | 3 | 2 | 1 | Беседа Выполнение теста |
Итого | 34 | 18 | 16 | |
2. Содержание программы «Разговор о правильном питании»
№ занятия | № занятия в теме | Тема занятия | Изучаемые вопросы (содержание) |
Разнообразие питания (4 ч) | |
| 1. | Если хочешь быть здоров | Знакомство учащихся с героями программы, формирование представлений о важности правильного питания. |
| 2 | Из чего состоит наша пища | Продукты, блюда, здоровье. Представление о том, из чего состоит наша пища |
| 3 | Полезные и вредные привычки | Представление об основных принципах питания |
| 4 | Самые полезные продукты | Беседа «Какие продукты полезны и необходимы человеку каждый день». |
Гигиена питания и приготовление пищи (5 ч) | |
| 1 | Как правильно есть (гигиена питания) | Важность регулярного питания. Соблюдение режима питания. |
| 2 | Удивительное превращение пирожка | Понятия: здоровье, питание, режим. Демонстрация «Удивительные превращения пирожка» |
| 3 | Твой режим питания | Понятия: здоровье, питание, режим питания |
| 4 | Из чего варят каши | Завтрак - обязательная часть ежедневного меню. Различные варианты завтрака. Игра «Знатоки»; викторина «Узнай произведение» |
| 5 | Как сделать кашу вкусной | Понятия: завтрак, режим, меню, каша, крупа. Каша - полезное и вкусное блюдо. Конкурс «Кашевар» |
Рацион питания (16 ч) | |
| 1 | Плох обед, коли хлеба нет | Обед как обязательный компонент ежедневного рациона питания, его структура. |
| 2 | Хлеб всему голова | Роль хлеба в питании детей |
| 3 | Полдник | Полдник как обязательная часть ежедневного меню. Полдник, меню, молоко и молочные продукты. |
| 4 | Время есть булочки | Полдник, меню, хлебобулочные изделия. Ежедневный рацион питания школьника. |
| 5 | Пора ужинать | Ужин как обязательный компонент ежедневного рациона питания |
| 6 | Почему полезно есть рыбу | Значение рыбы и рыбных блюд в питании школьников |
| 7 | Мясо и мясные блюда | Значение мяса и мясных блюд в питании школьников |
| 8 | Где найти витамины зимой и весной | Значение витаминов и минеральных веществ в жизни человека. |
| 9 | Всякому овощу – свое время | Витамины, фрукты, овощи. Важность и необходимость включения в рацион питания растительной пищи |
| 10 | Как утолить жажду | Жажда, здоровье, напитки. Значение жидкости для организма человека, ценность разнообразных напитков. |
20 | 11 | Что надо есть – если хочешь стать сильнее | Здоровье, спорт, питание. Связь рациона питания и образа жизни. Высококалорийные продукты питания. |
21 | 12 | Что надо есть – если хочешь стать сильнее | Здоровье, спорт, питание. Связь рациона питания и образа жизни. Высококалорийные продукты питания. |
22 | 13 | На вкус и цвет товарищей нет | Вкусовые качества продуктов. |
23 | 14 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | Разнообразие фруктов, ягод, овощей, их значение для организма. |
24 | 15 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | Значение витаминов и минеральных веществ в питании человека. |
25 | 16 | Каждому овощу – свое время | Польза фруктов и овощей. Сезонные фрукты и овощи. |
Сила и ловкость (2 ч.) | |
26 | 1 | Что помогает быть сильным и ловким «Олимпийское путешествие» Викторина «Виды спорта» | Дети знакомятся с видами спорта, показывают их, угадывают, рисуют, разгадывают кроссворд |
27 | 2 | Составляем «Меню спортсмена» |
Праздник здоровья (4ч.) | |
28 | 1 | Народные праздники, их меню | Народные праздники и их традиционные блюда |
29 | 2 | Народные праздники, их меню | Народные традиции, связанные с питанием и здоровьем |
30-31 | 3 | Как правильно накрыть стол. | Сервировка, столовые приборы, столовая и кухонная посуда |
Подведение итогов (3 ч.) | |
32 | 1 | Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение» | Основные законы здорового питания |
33-34 | 2 | Что узнали, чему научились. | Повторение Тестирование |
2.1. Предполагаемые результаты 1-го года обучения.
Ученики должны знать:
- полезные продукты;
- правила этикета;
- роль правильного питания в здоровом образе жизни.
После первого года обучения ученики должны уметь:
- соблюдать режим дня
- выполнять правила правильного питания;
- выбирать в рацион питания полезные продукты
2.2. Календарно-тематическое планирование «Разговор о правильном питании»
№ занятия | № занятия в теме | Тема занятия | Дата проведения |
Разнообразие питания (4 ч) | |
| 1. | Если хочешь быть здоров | 01.09 |
| 2 | Из чего состоит наша пища | 08.09 |
| 3 | Полезные и вредные привычки | 15.09 |
| 4 | Самые полезные продукты | 22.09 |
Гигиена питания и приготовление пищи (5 ч) | |
| 1 | Как правильно есть (гигиена питания) | 06.10 |
| 2 | Удивительное превращение пирожка | 13.10 |
| 3 | Твой режим питания | 20.10 |
| 4 | Из чего варят каши | 27.10 |
| 5 | Как сделать кашу вкусной | 03.11 |
Рацион питания (16 ч) | |
| 1 | Плох обед, коли хлеба нет | 17.11 |
| 2 | Хлеб всему голова | 24.11 |
| 3 | Полдник | 01.12 |
| 4 | Время есть булочки | 08.12 |
| 5 | Пора ужинать | 15.12 |
| 6 | Почему полезно есть рыбу | 22.12 |
| 7 | Мясо и мясные блюда | 29.12 |
| 8 | Где найти витамины зимой и весной | 12.01 |
| 9 | Всякому овощу – свое время | 19.01 |
| 10 | Как утолить жажду | 26.01 |
20 | 11 | Что надо есть – если хочешь стать сильнее | 02.02 |
21 | 12 | Что надо есть – если хочешь стать сильнее | 09.02 |
22 | 13 | На вкус и цвет товарищей нет | 16.02 |
23 | 14 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | 02.03 |
24 | 15 | Овощи, ягоды и фрукты – витаминные продукты | 09.03 |
25 | 16 | Каждому овощу – свое время | 23.03 |
Сила и ловкость (2 ч) | |
26 | 1 | Что помогает быть сильным и ловким «Олимпийское путешествие» Викторина «Виды спорта» | 30.03 |
27 | 2 | Составляем «Меню спортсмена» | 06.04 |
Праздник здоровья (4ч) | |
28 | 1 | Народные праздники, их меню | 13.04 |
29 | 2 | Народные праздники, их меню | 20.04 27.04 |
30-31 | 3 | Как правильно накрыть стол. | 04.05 |
Подведение итогов (3 ч) | |
32 | 1 | Итоговое занятие «Здоровое питание – отличное настроение» | 11.05 |
33-34 | 2 | Что узнали, чему научились. | 18.05 25.05 |
3. Условия реализации программы
Материально-технические условия
Кабинет для проведения занятий.
Классная доска.
Столы и стулья для учащихся и педагога.
Шкаф для хранения пособий и дидактических материалов.
Компьютеры с выходом в Интернет для индивидуальной работы обучающихся.
Презентации
Видео-уроки.
Проектор.
Экран.
Сканер.
Учебно-методическое и информационное обеспечение
Конституция РФ.
Конвенция о правах ребенка, одобренная Генеральной Ассамблеей ООН 20.11 1989г.
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации».
4. Федеральный закон РФ от 24.07.1998 3124-Ф3 (в редакции от 21.12.2004) «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»
5. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 03.04.2003 №27 «О введении в действие санитарно эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.4.4.1251-03»
Приказ Минобрнауки РФ от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеразвивающим программам»
7. Письмо Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки Минобрнауки России от 11.12.2006г. №06- 1844//Примерные требования к программам дополнительного образования детей.
Учебно – методический комплект
Тетрадь: Разговор о здоровом и правильном питании: рабочая тетрадь / М.М. Безруких, А. Г. Макеева, Т.А. Филиппова. - М.: Nestle, 2016. – 71с.
Методическое пособие: Разговор о правильном питании/ Методическое пособие. Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011. - 80с.
4. Формы аттестации
Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей.
Текущий контроль.
Осуществляется в процессе наблюдений, устных опросов, выполнению самостоятельных практических работ, мини-проектов.
Промежуточный контроль.
Формы промежуточной аттестации: выставки разных уровней, конкурсы, викторины, мини-проекты и т.д.
Подведение итогов за полугодия по баллам («зарабатываются» в течение года по выполненной работе, ответу на вопрос, победе в соревновании и конкурсе, выставлении работ на выставках).
Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к
практическим заданиям и оценке их выполнения.
5. Список литературы
Безруких М. М., Сонькин В. Д., Фарбер Д. А. Возрастная физиология. М., 2002. 414 с.
Буянова Н. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Медицина. – М.: АСТ, 1998
Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 13, 15, 1- 15 июля/ 2005. с. 5 - 47
Издательский дом «Первое сентября» «Здоровье детей» № 15 , 1- 15 августа/ 2004. с. 5-8
Калерин И. В. Поваренок. М., Прогресс, 2001. 200 с.
Кондова Сашка Н. Что готовить, когда мамы нет дома. М., 1990. 185
с.
Коростелёв Н. От А до Я детям о здоровье. – М.: Медицина, 1987
Ладого К.С., Отт В.Д., Фатеева Е.М. и др. Основы рационального
питания детей. Киев, 1987. 256 с.
Методическое пособие по воспитательной работе образовательной программы «Мой выбор». М., Ижица-2005
Огуреева Г. Н. Краткий атлас-справочник грибника и ягодника. М., Издательство АСТ, 2001. 220 с.
Обухова Л.А., Лемяскина Н.А. Школа докторов природы. - М.: ВАКО, 2004
350 с.
Похлебкин В. В. Тайны хорошей кухни. М., 2001. 330 с.
Похлебкин В. В. История важнейших пищевых продуктов. М., 2000.
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.-400с.
Интернет – ресурсы:
Сайт Nestle «Разговор о правильном питании» httpHYPERLINK
"http://www.food.websib.ru/"://HYPERLINK "http://www.food.websib.ru/"wwwHYPERLINK "http://www.food.websib.ru/".HYPERLINK "http://www.food.websib.ru/"foodHYPERLINK "http://www.food.websib.ru/".HYPERLINK "http://www.food.websib.ru/"websibHYPERLINK "http://www.food.websib.ru/".HYPERLINK "http://www.food.websib.ru/"ruHYPERLINK "http://www.food.websib.ru/"/
Составляющие Комфортного психологического климата на занятиях в системе дополнительного образования
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/dopolnitelnoe- obrazovanie/pedagogicheskaja-masterskaja/95690-sostavljajuschie-
komfortnogo- psihologicheskog.html
3. Методическое обеспечение программы « Разговор о правильном питании»
Учебная деятельность.
Учебная деятельность школьников строится по следующим модулям:
- гигиена питания,
- режим питания,
-рацион питания,
- культура питания,
- разнообразие питания,
- этикет,
- традиции и культура питания.
Для занятий используются рабочие тетради « Разговор о правильном питании» и « Две недели в лагере здоровья». Дети проводят исследовательскую работу по различным темам, ходят на экскурсии на различные предприятия, оформляют плакаты по правилам правильного питания , выполняют практические работы. Всё это позволяет реально сформировать у школьников полезные навыки и привычки в области рационального здорового питания.
4. Воспитывающая деятельность.
Работа в кружке даёт большие возможности для воспитания здорового поколения и для формирования коллективизма. Реализация программы ориентирована на творческую работу ребёнка – индивидуальную или групповую.
Индивидуально дети выполняют задания в рабочих тетрадях. Коллективно или в группах работают над творческими проектами, оформляют плакаты по правилам правильного питания, выставки, участвуют в конкурсах, праздниках.
В результате формируются такие качества как ответственность, взаимопомощь, взаимовыручка, любознательность, коллективизм.
Развивающая деятельность.
Работа по «Программе разговор о правильном питании» способствует развитию творческих способностей и кругозора у детей, их интересов и познавательных способностей, развитию коммуникативных навыков , умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем.
5.Список литературы:
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями.-Л., 1974,200с
Кондова С.Н.Что готовить, когда мамы нет дома М., 1990,185с
Ладодо К.С Продукты и блюда в детском питании. М.,1991,190с
Похлёбкин В.В. История важнейших пищевых продуктов.М., 2000, 350с
Справочник по детской диетике. М.1977., 340 с.
Этикет и сервировка праздничного стола. М., 2002.400с