СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлена программа по предмету "Речь и альтернативная коммуникация" с расширенным содержанием по темам.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"»



Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному предмету «Речь и альтернативная коммуникация» для учащихся класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  • Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г.;

  • Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ГБОУ АО «СКОШ № », разработанной на основе Федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ( 2 вариант).

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованный Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях.


































Общая характеристика учебного предмета

Коммуникация и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его полноценное общение с окружающими. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей. У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная (звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее окружающими значительно затруднено, либо невозможно.

В связи с этим программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация» позволяет формировать у них потребности в общении, развивать сохранные речевые механизмы, а также научить использовать альтернативные средства коммуникации и социального общения.

Место учебного предмета в учебном плане:

В соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Речь и альтернативная коммуникация» входит в образовательную область «Язык и речевая практика» и является обязательной частью учебного плана.

Сроки реализации рабочей программы соответствуют учебному плану ГБОУ АО «СКОШ № » и программе по курсу «Речь и альтернативная коммуникация» 4 класс, исходя из недельной нагрузки 2 часа в неделю (68 часов в год).



I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Всего в год

16 часов

16 часов

19 часов

17 часов

68часов


Личностные и предметные результаты освоения учебного предмета, коррекционного курса:


Учебный предмет в 4 классе осваивают обучающиеся (с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии), которые усвоили программный материал 3 класса и овладели базовыми умениями в коммуникации: умеют контактировать со взрослыми и сверстниками в знакомой ситуации взаимодействия доступными средствами коммуникации (включая альтернативные), т.е. используют в разных ситуациях ранее усвоенные невербальные и вербальные умения; проявляют интерес к взаимодействию со взрослыми и сверстниками; выражают собственные потребности и желания доступными средствами, проявляют коммуникативную активность в игровых ситуациях.

Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета:

  • социально-эмоциональное участие в ситуациях взаимодействия со знакомыми людьми (взрослыми и сверстниками), близких к житейскому опыту ребенка,

  • умение поддерживать взаимодействие доступным способом в игровых ситуациях,

  • знакомство со способами разрешения доступных пределах с конфликтными ситуациями.

Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета:

  • понимание элементарных невербальных графических знаков в контексте значимых для обучающегося жизненных ситуациях,

  • выполнение элементарных графических заданий по образцу и по показу;

  • умение узнавать и распознавать слова, обозначающие имена знакомых детей и взрослых (3-4 имени).

Базовые учебные действия:

  • используют знакомые средства коммуникации (включая альтернативные) в процессе взаимодействия со сверстниками и взрослыми;

  • понимают значение слов в близкой к личному опыту обучающегося житейской ситуации;

  • умеют вступать в контакт и поддерживать его в группе знакомых сверстников и со знакомыми взрослыми;

  • узнают и различают имена знакомых сверстников, используя умения глобального чтения;

  • узнают звучание знакомой аудиокниги, показывая картинку или пиктограмму;

  • пишут простые графические элементы, знают и пишут буквы: А, О, У, М, И, С, Х, Р, Ы, Л, Н.

  • умеют читать слоги, слова, читают несколько слов методом «глобального чтения».


Содержание учебного предмета, коррекционного курса:

Цель предметазакреплять и совершенствовать освоенные ранее средства коммуникации (вербальной, невербальной, альтернативной) в контексте познания окружающего мира и личного опыта, для решения соответствующих возрасту житейских задач, расширять возможности альтернативных средств коммуникации; знакомить с техникой глобального чтения в доступных пределах, совершенствовать предпосылки к осмысленному чтению и письму.

Учебный предмет, охватывающий область развития импрессивной и экспрессивной речи и альтернативной коммуникации, является содержательной частью системных знаний детей о процессе общения и взаимодействия в социуме.

Учебный предмет включает 3 раздела:

  • коммуникация,

  • развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации,

  • чтение и письмо.

Основные задачи:

  • совершенствование умений социально-эмоционального взаимодействия в доступной форме;

  • знакомство с разными ситуациями коммуникации для практики взаимодействия в кругу сверстников;

  • совершенствовать доступные умения и средства коммуникации в практике диалогической речи;

  • расширение коммуникативных средств и речевых возможностей в доступной форме для социального взаимодействия со сверстниками;

  • обогащение активного и пассивного словаря в целях коммуникации,

  • выражение эмоционально- оценочного отношения к героям, прослушанных художественных произведений с использованием речевых и неречевых средств общения;

  • совершенствование ручной и мелкой моторики;

  • формирование элементарных графических умений, использование пишущего предмета по словесной инструкции и по образцу в конкретной ситуации;

  • формирование умений читать слоги, слова и методом глобального чтения в контексте близких к опыту обучающегося ситуаций коммуникации;

  • умение понимать смысл коротких текстов, читаемых взрослым, на основе прослушивания текстов, читаемых учителем и прослушивания аудиозаписей, подбора иллюстраций, пиктограмм, названий слов.


Календарно-тематическое планирование

Тематическое планирование учебного предмета включает четыре направления:

1 направление - Мой класс – мои друзья (взаимоотношения).

2 направление - Партнеры по игре (игры с правилами: подвижные и настольно-печатные игры).

3 направление - Ситуации взаимодействия – (роли сказочных персонажей, обыгрывание игрушек, школа, экскурсии, прием гостей, приезд на дачу и др.).

4 направление - Театрализованные ситуации (персонажи, роли, диалоги) с использованием пальчикового, настольного, перчаточного театров, кукол бибабо.

Направления учебного предмета реализуются поэтапно, каждое из которых позволяет совершенствовать на новом качественном уровне умения обучающихся в коммуникации. Содержание направлений состоит из тематических блоков в контексте коммуникации с окружающей действительностью и накопления личного опыта обучающегося в этой области.

Формы обучения: уроки, малые группы (по 2 ученика), индивидуальные занятия.

Реализация программы осуществляется с помощью практических, наглядных и словесных методов обучения, использования игровых приемов для формирования мотивации обучающихся к играм и коммуникативным ситуациям со взрослым, с партнером и с группой детей.

















п/п

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания, характеристика основных видов деятельности.

Дата/ план

Дата/ факт

I четверть


1-2

Прощай лето! Урок знаний!



2

Совершенствование умений социально- эмоционального взаимодействия в доступной форме (используя вербальные и невербальные средства). Расширение коммуникативных средств и речевых возможностей в доступной форме для общения со сверстниками (приветствия друг друга, прощания,

сообщения о чем- либо, стимулировать их применение на

практике). Вспомнить одноклассников, соотнесение фотографий детей класса. Соотнесение фотографий с графическим изображением имени каждого ученика. Соотнесение себя, своей фотографии со своим именем, напечатанным на карточке.

Участие в беседе: «Как я провел лето?». Воспоминания о лете (Что ты делал летом? Где ты был летом?) Вербальные ответы (с графической опорой) или выбор ответа из сюжетных картинок, обозначающих летние занятия, рассмотрение фотографий, открыток, сувениров и т.д..



3-5

Здравствуй, осень! Школьные дела.


3

Совершенствование коммуникативных возможностей для поддержания беседы: ответы на вопросы, сообщение информации, просьба (расширение и активизация активного и пассивного словаря). Задавать вопросы и отвечать на них. Участие в беседе по сюжетным картинкам, фотографиям на тему «Осень». Рассматривание фотографий и иллюстраций по теме «Осень». Изображение осеннего дерева (дорисовка листьев). Дополнение осеннего пейзажа (рисование точек, штрихов (дождь) на бумаге красками). Дидактические игры «С какого дерева листочек», «Оденем куклу на прогулку», «Найди признаки осени» и т.д. Слушание стихов об осени, воспроизведение одного стихотворения жестами (расскажи стихи руками).



6-7

Готовимся к урокам. Мой портфель.


2

Обогащение активного и пассивного словаря в целях коммуникации. Школьные правила: звонок–начало урока, выполнение задания, разминка на уроке. Правила после уроков. Выражение просьбы и ответ на просьбу. Показать на картинках, что лежит в пенале. Собирание всех предметов школьной принадлежности в портфель. Составление классного «расписания» с помощью последовательного выкладывания фотографий педагогов, реальных предметов, картинок и т.д. Решение проблемной практической ситуации: сложить все нужные предметы в пенал.



8-10

Волшебная страна сказок


3


Слушание сказок подбор и рассматривание иллюстраций к ним , просмотр мультфильмов. Узнавание персонажей сказок и мультфильмов на картинке. Подбор иллюстрации к соответствующему фрагменту сказки, называние (показ) на ней предметов и их действий, признаков. Совершенствование ручной моторики при обыгрывании сказки с использованием разных видов театра. Пальчиковые игры с изображением персонажей сказок.



11-12

Школьные правила:

разминка на уроке.

Буквы А, У. Сочетания АУ, УА.

2

Расширение коммуникативных средств и речевых возможностей в доступной форме для социального взаимодействия со сверстниками в процессе обучения. Взаимодействие в ходе пальчиковых игр. Создание ситуаций, при которых необходимо будет обращение за помощью, просьба, протест и т.д. (дать задание наклеить картинку, при этом предложить бумагу и карандаш и т.п.).. Буквы А,У. Актуализация знаний. Поиск букв среди множества, подбор слов на буквы А,У, игры с буквами, просмотр презентации, выкладывание букв с помощью пуговиц, круп, пластилина и т.д. Чтение сочетаний АУ, УА.




13-14

Занятия после уроков.

Буквы А,О. Сочетания АО, ОА.


2

Расширение коммуникативных средств и речевых возможностей в доступной форме для социального взаимодействия со сверстниками в процессе обучения. Участие в беседе на тему досуговой деятельности детей: кружки, секции, домашние дела. Просмотр принесенных учениками фотографий или фотографий из интернета, узнавание на них детей, их занятий. Составление предложений по сюжетным картинкам, по просмотренным видеофрагментам из м/ф, к/ф о внешкольных занятиях. Буквы А,О. Актуализация знаний. Поиск букв среди множества, подбор слов на буквы А, О, игры с буквами, просмотр презентации, выкладывание букв с помощью пуговиц, круп, пластилина и т.д. Чтение сочетаний АО, ОА, узнавание побеззвучной артикуляции.



15-16

Наши игры

(игры с правилами): детское лото, детское домино, дидактические

игры).

Любимая игрушка.

Буквы А, О, М. Сочетания ОМ, АМ.


2

Расширение коммуникативных средств и речевых возможностей в доступной форме для взаимодействия со сверстниками в процессе игр. Коллективные игры, включающие взаимодействие детей. Намеренное грубое нарушение правил для вызывания реакции детей. Выполнение задания в случае проигрыша. Выражение собственных предпочтений при выборе игры. Поощрение взаимодействия детей в ходе игры, выражение своих чувств и эмоций по отношению к своим действиям и, по возможности, действиям других (одобрение, досада). Использование слов или жестов– сигналов в ходе игр. Показ по заданию составных частей игрушки, демонстрация ее признаков. Глобальное чтение упаковки от игр и игрушек. Узнавание слов на карточках, подписывание предметов соответствующими стикерами. Поиск знакомых букв в словах. Буквы А, М, О. Актуализация знаний. Поиск букв среди множества, подбор слов на буквы А, О, М игры с буквами, просмотр презентации, выкладывание букв с помощью пуговиц, круп, пластилина и т.д. Чтение сочетаний МА, АМ.




II четверть

1-2

Игры с мячом (считалки, рифмовки).

Сочетание УМ, МУ.


2


Адаптированные варианты игр с мячом. Простые игры с мячом. Поощрять взаимодействие детей в ходе игры, выражение своих эмоций в ситуации своего успеха (или неудачи) и, по возможности, сопереживание другим детям. Узнавание слов для глобального чтения, их соотнесение с предметом, картинкой. Поиск в этих словах знакомых букв. Буквы У, М. Чтение сочетания УМ, МУ.



3-4

Перемена: музыкальная пауза. Звуки и буквы А, У, М,О.


2

Пальчиковые игры, подвижные игры: музыкальные зарядки (танцы) по видеоинструкции. Выбор «инструктора», повторение движений за ним. Выполнение некоторых простых движений пальцами, телом по инструкции. Ответы на вопросы о наиболее понравившемся тренере, движении, музыке. Выполнение движений по пиктограммам. Воспроизведение звуков по беззвучной артикуляции педагога, другого ученика – ведущего. Письмо букв по трафарету. Называние звуков при показе буквы в сопровождении беззвучной артикуляции. Слияние А,О,М,У. Поиск слогов, среди множества.



5-6

Дежурный по классу.


2

Выполнение поручений: убирать, мыть, мести. Выполнение поручений по уборке в классе, помощь другим ребятам. Распределение поручений в соответствии с возможностями и предпочтениями детей. Буква С. Актуализация знаний. Поиск буквы среди множества, подбор слов на букву С игры с буквами, просмотр презентации, выкладывание буквы с помощью пуговиц, круп, пластилина и т.д. Слияние А, О,У, С. Поиск слогов, среди множества



7-8

Считалочки.

Игры с правилами.


2

Заучивание простых считалок, выбор ведущего. Участие в играх под музыкальное сопровождение: «Замри», «Танцоры и зрители», «Надень шляпку», «Зайчик, попляши» и др.). Музицирование на простых инструментах (бубен, маракас, колокольчик), хлопанье в ладоши, топанье («оркестр»). Выражение предпочтений при выборе инструмента для игры. Имитация игры на музыкальных инструментах. Отгадывание, какой инструмент показывает ведущий. Выражение своих предпочтений, эмоций доступным способом.

Буква И. Поиск буквы И в слове «игра». Актуализация знаний. Поиск буквы среди множества, подбор слов на букву И игры с буквами, просмотр презентации, выкладывание буквы с помощью пуговиц, круп, пластилина и т.д. Слияние А, О ,И,У, С, М.



9-10

Сюжетны е картинки

: деревня.

2

Рассматривание картин деревенского пейзажа.. Конструирование композиции «Деревня» (макета или на плоскости – сухая аппликация). Чтение слогов АМ, УМ, ОМ, МА, МО, МУ, СА, АС, ОС, СО, СУ,УС.



11-13

Любимые мультфильмы.

2

Выбор мультфильма из 2 предложенных методом голосования. Ответы на вопросы по содержанию сказки, поиск картинок. Выражение своих эмоций, впечатлений по поводу просмотренного. Буква Ш. Актуализация знаний. Поиск буквы среди множества, подбор слов на букву Ш игры с буквами, просмотр презентации, выкладывание буквы с помощью пуговиц, круп, пластилина и т.д.



14-15

Украшаем елку: открытка для друга. Буква Х.

2

Взаимодействие с окружающими в ситуации поздравления с праздником (принимать поздравление, поздравить в ответ). Выражение благодарности жестом. Изготовление новогодней открытки с помощью педагога. Заучивание некоторых слов новогодней песни (жестами). Буква Х. Актуализация знаний. Поиск буквы среди множества, подбор слов на букву Х игры с буквами, просмотр презентации, выкладывание буквы с помощью пуговиц, круп, пластилина и т.д.



III четверть


1-2

Любимые мультфильмы.

2

Выбор мультфильма из 2 предложенных методом голосования. Создание ситуации, в которой детям необходимо будет обратиться за помощью, возражать (включить мультфильм без звука, назвать знакомого персонажа другим словом и т.п.). Ответы на вопросы по содержанию мультфильма, поиск картинок. Выражение своих эмоций, впечатлений по поводу просмотренного. Повторение звуков А, О, У по беззвучной артикуляции. Повтор букв А,О,У, И, М, С,Х,Р, Ш.




3-4

Школьная олимпиада.

2

Приветствие детей из другого класса, прощание с ними. Взаимодействие с одноклассниками и детьми из другого класса. Усвоение правил «спортивного» поведения. Выражение доступным способом своего эмоционального отношения к определенной ситуации. Выполнение доступных заданий по изученным темам: узнавание предметов на картинках; подвижная командная игра; выполнение графического задания; называние звуков (по возможности), слушание сказки и подбор к ней иллюстрации.



5-6

Буква Ы.

2

Буква Ы. Знакомство с буквой. Поиск буквы среди множества, подбор слов на букву Ы игры с буквами, просмотр презентации, выкладывание буквы с помощью пуговиц, круп, пластилина и т.д.



7-9

Буква Л.

3

Буква Л. Актуализация знаний. Поиск буквы среди множества, подбор слов на букву Л игры с буквами, просмотр презентации, выкладывание буквы с помощью пуговиц, круп, пластилина и т.д.



10-12

Буква Н.




3

Буква Н. Актуализация знаний. Поиск буквы среди множества, подбор слов на букву Н игры с буквами, просмотр презентации, выкладывание буквы с помощью пуговиц, круп, пластилина и т.д.



13-14

Дружим с буквами. Слияние А, О ,И,У,Ы, Л,Н.

2

Актуализация знаний. Поиск буквы среди множества, игры с буквами, просмотр презентации, выкладывание букв с помощью пуговиц, круп, пластилина и т.д. Слияние А, О ,И,У,Ы, Л,Н.



15-16

Идем в кафе.

2

Просмотр иллюстраций по теме «Кафе», обсуждение содержания (поиск и показ людей, предметов, действий). Обыгрывание ситуации в кафе с помощью игрушек. Использование заданных картинок, жестов для общения, выражения собственных предпочтений. Выражение благодарности вербально, жестом .Просмотр видеоролика «Кафе».



14-16

Страна, в

которой я живу.

3

Игра «Путешествие по России». Выражение эмоций от просмотренных видеороликов, фотографий, картинках (Что тебе нравится? Где ты был? Где бы ты хотел побывать?). Участие в беседе, дающей представление о многообразии природы и климата на территории нашей страны (у нас еще лежит снег, а у них уже цветут деревья; у нас в окно видно лес, а у них – горы и т.п.). Знакомство с названиями природных объектов, соотнесение их с картинками. Знакомство с различными местами в нашей стране.



17-19

Играем в настольные дидактические игры. Игры с правилами.

3

Расширение коммуникативных средств и речевых возможностей в доступной форме для взаимодействия со сверстниками в процессе игр. Коллективные игры, включающие взаимодействие детей. Намеренное грубое нарушение правил для вызывания реакции детей. Выполнение задания в случае проигрыша. Выражение собственных предпочтений при выборе игры.



20

Обобщающий урок.

1




IV четверть

1-2

Весенние истории.

2

Распределение ролей в сказке В. Сутеева «Медведь и солнце», «Как зима кончилась», разыгрывание сказки.

Взаимодействие в ситуациях диалога персонажей (использование

доступных средств). Слушание аудиосказки, подбор иллюстраций персонажей. Ответы на вопросы по содержанию.



3-5

Театр «Куклы Би-ба-бо».

3

Продолжать знакомство с разными видами театра. Продолжать учиться распределять роли. Разыгрывание сказок, придуманных ситуаций. Взаимодействие в ситуациях диалога персонажей (использование доступных средств). Раскрашивание и дорисовка изображений любимых персонажей сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок .



6-7

Пальчик и – актеры. Пальчиковые игры.

2

Выполнение пальчиковых гимнастик. Называние и показ персонажей на картинках и пальчиках. Выражение своих предпочтений, предложений при распределении ролей. Использование изученных средств коммуникации при разыгрывании диалогов персонажей, изображении их эмоций.



8-12

Буквы А, О, У, И, М, С, Х, Р, Ш, Ы ,Л, Н. Сочетания изученных букв.


5

Рассматривание серии сюжетных картинок по теме «Лето». Прослушивание музыкального произведений на тему «Лето». Рисование под музыку на свободную тему. Рисование (или дорисовка) цветов. Ответы на вопросы о признаках лета: сезонная одежда, погода, жизнь растений, животных, отдых людей. Использование в речи изученных слов. Участие в беседе о занятиях летом, планах на лето.



13-14

Здравствуй, лето – прощай, школа.


3

Выделение и обозначение в словах – названиях знакомых звуков и букв. Поиск букв среди других букв. Раскрашивание и штриховка, выкладывание палочками, пуговицами букв. Письмо буквы по трафарету. Соотнесение слогов с картинками. Называние и запись сочетаний по трафарету. Артикуляционная гимнастика.



15-16

Итоговая аттестация.

2




Итого:


68часов




Материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса:


- Дедюхина Г. В. Кириллова Е. В. Учимся говорить. 55 способов общения с неговорящим ребенком. Москва Издательский центр «Техинформ», МАИ, 1997 год, 88 с.

- Иншакова О. Б. Развитие и коррекция графо-моторных навыков у детей 5-7 лет. Часть 1 - М.: ВЛАДОС, 2005

-графические средства для альтернативной коммуникации: карточки с изображением объектов, людей, действий (фотографии, пиктограммы, символы), с напечатанными словами, сюжетные картинки с различной тематикой для развития речи;

- игрушки дидактические и сюжетные;

- графические средства для альтернативной коммуникации;

- магнитная доска;

- куклы бибабо, рукавички и перчатки с изображением мордочек животных, настольный театр, наборы сказочных персонажей;

- набор для лепки (пластилин); конструкторы деревянные, конструктор ЛЕГО, мягкие крупные модули; набор для рисования (фломастеры, бумага, краски);

-компьютер, проектор;

-аудио и видеоматериалы.

В процессе реализации программы по предмету «Речь альтернативная коммуникация» могут быть использованы интернет – ресурсы:

https://infourok.ru/ - ведущий общеобразовательный портал России

http://умксипр.рф

Условные обозначения оценки достижения результатов освоения АООП


Оценочные показатели

Условные обозначения

Выполняет действие самостоятельно

с

Выполняет действие

  • по вербальной инструкции

  • по невербальной инструкции


ви

ни

Выполняет действие по образцу

о

Выполняет действие с частичной физической помощью

чп

Выполняет действие со значительной физической помощью

зп

Действие не выполняет

-

Узнает объект

+

Не всегда узнает объект

+ -

Не узнает объект

-

Применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+

Не всегда применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

+ -

Не применяет на практике (активно, адекватно, самостоятельно)

-