ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Речь и альтернативная коммуникация
Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.
Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.
Задачи:
Образовательные:
- формирование умения слушать и понимать собеседника;
- формирование умения отвечать на вопросы;
- формирование умения употреблять слова и выражения:
«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;
- обучение правильному захвату карандаша;
- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;
- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.
Коррекционно – развивающие:
- развитие речи;
- развитие слухового и зрительного восприятия;
- развитие памяти;
- развитие внимания;
- развитие зрительно-двигательной координации;
- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к процессу обучения;
- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку предметы, карточки, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.
Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.
Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.
Программно-методический материал по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».
Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. к альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).
Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.
ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Класс | 3 класс |
Количество часов в неделю | 2 часа |
Итого в год | 68 часов |
ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ
Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.
Личностные результаты
В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:
проявлять познавательный интерес;
проявлять и выражать свои эмоции;
обозначать свое понимание или непонимание вопроса;
участвовать в совместной, коллективной деятельности;
проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;
проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.
Предметные результаты
В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.
Уровни освоения деятельности:
совместные действия с педагогом;
деятельность по подражанию;
деятельность по образцу;
деятельность по последовательной инструкции;
самостоятельная деятельность ученика;
умение ребенка исправить допущенные ошибки.
Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается, что учащиеся будут знать:
вербальные и невербальные средства коммуникации;
пиктограммы по темам, предусмотренным программой;
буквы, предусмотренные по годам обучения (А, У,М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н);
членов своих семей и уметь находить их на фотографиях.
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;
различать изученные буквы (А,У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н);
находить заданную букву (в слогах и словах);
составлять и читать (для речевых учащихся) слоги с изученными буквами (А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н) по наложению, по образцу, по следам звуко- буквенного анализа.
Минимальный уровень | Достаточный уровень |
Восприятие на слух сказок и рассказов | Понимание содержания небольших по объёму сказок, рассказов, стихотворений |
Повторение за учителем и звукоподражание, звуковые комплексы | Простые ответы на вопросы |
Умение участвовать в упрощенных ролевых играх | Умение пользоваться доступными средствами коммуникации |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
3 класс (68 ч)
Коммуникация (6 ч)
установление зрительного контакта с собеседником;
реагирование на собственное имя;
приветствие собеседника, привлечение его внимания с помощью касания, жеста, звука;
узнавание (различение) имен одноклассников, учителей.
Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации ( 7ч):
формирование обобщений по темам «Игрушки», «Продукты», «Посуда»;
упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе;
упражнения с пиктограммами «Это – я».
Чтение и письмо (55 ч):
знакомство с графическими терминами (прямая линия, вертикальная линия, горизонтальная линия, наклонная линия);
рисование прямых, кривых, наклонных линий, круга, овала;
звуки и буквы А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н;
письмо букв А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н;
составление, чтение, письмо слогов и слов из изученных букв.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА
«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»
1 четверть
№ урока | Дата | Тема урока |
1. 2. | | Установление зрительного контакта с собеседником, реагирование на собственное имя. |
3. 4. | | Приветствие собеседника, привлечение его внимания с помощью касания, жеста, звука. |
5. 6. | | Узнавание (различение) имен одноклассников, учителей. |
7. | | Письмо вертикальных и горизонтальных линий. |
8. 9. | | Буква А. Письмо печатной буквы А. Повторение. |
10. 11. | | Буква У. Письмо печатной буквы У. «Печатание» изученных букв и слов. Повторение. |
12. 13. | | Буква М. Письмо печатной буквы М. «Печатание» изученных букв и слов. Повторение. |
14. | | Составление, чтение (показ) слогов и слов из букв А, У, М. |
15. | | Контрольная работа за 1 четверть. |
16. | | Рисование прямых линий в разных направлениях. |
Итого: 16 часов
2 четверть
№ урока | Дата | Тема урока |
1. 2. | | Составление альбома «Игрушки». |
3. | | Рисование круга. |
4. | | Рисование овала. |
5. 6. | | Составление альбома «Продукты». |
7. 8. | | Буква О. Письмо печатной буквы О. «Печатание» слогов и слов. Повторение. |
9. 10. | | Буква С. Письмо печатной буквы С. «Печатание» слогов и слов. Повторение. |
11. 12. | | Буква Х. Письмо печатной буквы Х. «Печатание» слогов и слов. Повторение. |
13. | | Звук и буква Ш. |
14. | | Письмо буквы Ш по обводке. |
15. | | Контрольная работа за 2 четверть. |
16. | | Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «Это – я». |
Итого: 16 часов
3 четверть
№ | Дата | Тема урока |
1. | | Слоги АШ, ОШ, УШ. Составление, чтение, письмо. |
2. | | Слоги ША, ШО, ШУ. Составление, чтение, письмо. |
3. 4. | | Составление, чтение, письмо слов из изученных букв. |
5. | | Звук и буква Л. |
6. | | Письмо буквы Л по обводке. |
7. | | Слоги АЛ, ОЛ, УЛ. Составление, чтение, письмо. |
8. 9. | | Слоги ЛА, ЛО, ЛУ. Составление, чтение, письмо. |
10. 11. 12. | | Составление, чтение, письмо слов из изученных букв. |
13. 14. | | Составление альбома «Посуда». |
15. | | Звук и буква Ы. |
16. | | Письмо буквы Ы по обводке. |
17. 18. | | Слоги МЫ, СЫ, ЛЫ. |
19. | | Контрольная работа за 3 четверть. |
20. | | Узнавание своего имени на карточке. |
Итого: 20 часов
4 четверть
№ | Дата | Тема урока |
1. 2. 3. | | Составление, чтение и письмо слогов и слов из изученных букв. |
4. | | Звук и буква Н. |
5. | | Письмо буквы Н по обводке. |
6. | | Слоги АН, ОН, УН, ЫН. |
7. | | Слоги НА, НО, НУ, НЫ. |
8. 9. 10. | | Составление, чтение и письмо слогов и слов из изученных букв. |
11. | | Повторение в конце года. Подготовка к контрольной работе. |
12. | | Годовая контрольная работа. |
13. 14. 15. 16. | | Повторение изученного за год. Составление, чтение и письмо слов из изученных букв. |
Итого: 16 часов
Всего: 68 часов
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:
Букварь (Воронкова В.В., Коломыткина И.В.);
Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);
Букварик (Лещинская Т.Л.);
печатные буквы;
касса печатных букв для демонстрации;
разрезные картинки;
разрезные карточки с буквами;
буквы (серия «Мини игры»);
буквы (серия «Умные карточки»);
пазлы «Алфавит»;
лото «Буквы»;
рuzzle «Любимые сказки», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба»;
речевая гимнастика;
пальчиковая гимнастика»;
предметные картинки;
Книжки-малышки;
сюжетные картинки;
фотографии;
игрушки животных;
кукла;
аудиозаписи с детскими песенками и потешками;
картинки с изображением действий;
иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);
презентации;
видео- и аудиозаписи;
индивидуальные наборы карточек-пиктограмм;
индивидуальные коммуникативные книги;
индивидуальные коммуникативные полоски;
дидактические игры по темам.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).
«Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.
Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. – М.: Просвещение, 2009.
Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011..
Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Теревинф, 2014.
Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. – М.: Просвещение, 2010.
Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.
Горохова И.В. Речевая гимнастика для малышей. – СПб.: Питер, 2010.
Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами/ Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.
Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф, 2009
Макатон. Основной словарь. Символы.// Под ред. Т.А. Бондарь. – М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014.
Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Программно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.
Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 с
Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)/ Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011.
Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. – Спб.: Владос, 2010. – 279 с.
Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.
12