СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умения слушать и понимать собеседника;

- формирование умения отвечать на вопросы;

- формирование умения употреблять слова и выражения:

Коррекционно – развивающие:

- развитие речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

Коррекционно – развивающие:

- развитие речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Речь и альтернативная коммуникация"»




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Речь и альтернативная коммуникация

Общение – неотъемлемая составляющая социальной жизни человека. Нарушения развития значительно препятствуют и ограничивают полноценное общение ребенка. В связи с этим, обучение детей общению должно включать целенаправленную педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных средств общения.

Целью программы является подготовка к овладению коммуникативными и речевыми навыками с использованием средств вербальной и альтернативной коммуникации.

Задачи:

Образовательные:

- формирование умения слушать и понимать собеседника;

- формирование умения отвечать на вопросы;

- формирование умения употреблять слова и выражения:

«здравствуйте», «до свидания», «спасибо», «пожалуйста», «да», «нет», «туалет»,«мыть руки», «хорошо», «плохо», «мама», «папа», «бабушка», «я», «ты», «пить»,«стоять», «стол», «стул» жестом, символом в различных коммуникативных ситуациях;

- обучение правильному захвату карандаша;

- обучение написанию вертикальных, горизонтальных, наклонных линий;

- обучение умению обводить фигуры по шаблону и трафарету, контуру.

Коррекционно – развивающие:

- развитие речи;

- развитие слухового и зрительного восприятия;

- развитие памяти;

- развитие внимания;

- развитие зрительно-двигательной координации;

- развитие мелкой моторики пальцев, кисти рук;

Воспитательные:

- воспитывать интерес к процессу обучения;

- воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам;























ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Обучение носит наглядно-действенный характер. На первом этапе учитель проявляет максимальную активность, демонстрируя ребенку предметы, карточки, показывая ему способ действия с ними, сопровождая действия речью. Затем действия осуществляются совместно. Один из основных приемов обучения «рука в руке». При этом учитель постоянно комментирует выполняемые действия, используя свою речь в качестве стимулирующего средства для побуждения ученика к действиям. Далее педагог учит выполнять действия по подражанию. Следующим этапом является выполнение действия по образцу. Затем осуществляется выполнение задания по инструкции.

Учитывая, что речь, которая играет основную роль в когнитивном и эмоциональном развитии ребенка, является фундаментальной основой социального взаимодействия, регулятором поведения, не может быть использована детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью в полной мере, следует предоставить в их распоряжение другую систему — систему невербальных средств общения, способствующих развитию языковой компетенции, расширяющих возможности их общения и образования. В основу предмета «Речь и альтернативная коммуникация» положена система формирования навыков коммуникативного поведения на основе использования средств невербальной коммуникации.

Смыслом обучения социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в общение.

Программно-методический материал по предмету «Речь и альтернативная коммуникация» представлен следующими разделами: «Коммуникация», «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации», «Чтение и письмо».

Образовательные задачи по коммуникации направлены на формирование навыков установления, поддержания и завершения контакта. При составлении специальной индивидуальной программы развития выбираются обучающие задачи и, в зависимости от возможностей ребенка, подбирается средство коммуникации для реализации поставленных задач. Если ребенок не владеет устной (звучащей) речью, ему подбирается альтернативное средство коммуникации, например, жест, пиктограмма или др. к альтернативным средствам коммуникации относятся: взгляд, жест, мимика, предмет, графические изображения (фотография, цветная картинка, черно-белая картинка, пиктограмма, напечатанное слово), электронные устройства (коммуникативные кнопки, коммуникаторы, планшетные компьютеры, компьютеры).

Раздел «Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации» включает импрессивную и экспрессивную речь. Задачи по развитию импрессивной речи направлены на формирование умения понимать обращенную речь. Задачи по развитию экспрессивной речи направлены на формирование умения употреблять в ходе общения слоги, слова, строить предложения, связные высказывания. Ребенок, не владеющий устной (звучащей) речью, учится общаться, пользуясь альтернативными средствами. Обучение импрессивной речи и экспрессивной проводится параллельно.











ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

Класс

3 класс

Количество часов в неделю

2 часа

Итого в год

68 часов



ПЛАНИРУЕМЫЕ (ОЖИДАЕМЫЕ) РЕЗУЛЬТАТЫ

Требования к уровню подготовки учащихся и к результатам – ведущая составляющая ФГОС. Результаты освоения программы предполагают достижение личностных и предметных результатов.

Личностные результаты

В результате освоения программы учащийся должен отражать общую характеристику личности ученика как субъекта учебно-познавательной деятельности:

  • проявлять познавательный интерес;

  • проявлять и выражать свои эмоции;

  • обозначать свое понимание или непонимание вопроса;

  • участвовать в совместной, коллективной деятельности;

  • проявлять готовность следовать установленным правилам поведения и общения на уроке и на перемене;

  • проявлять эмоционально-положительное отношение к сверстникам, педагогам, другим взрослым.

Предметные результаты

В результате обучения ученик должен посильно усвоить основное содержание учебного предмета.

Уровни освоения деятельности:

  • совместные действия с педагогом;

  • деятельность по подражанию;

  • деятельность по образцу;

  • деятельность по последовательной инструкции;

  • самостоятельная деятельность ученика;

  • умение ребенка исправить допущенные ошибки.

Предполагаемые результаты освоения программы: предполагается, что учащиеся будут знать:

  • вербальные и невербальные средства коммуникации;

  • пиктограммы по темам, предусмотренным программой;

  • буквы, предусмотренные по годам обучения (А, У,М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н);

  • членов своих семей и уметь находить их на фотографиях.

Предполагается то, что учащиеся будут  уметь:

  • соотносить конкретный смысл слова с предметом, признаком или действием;

  • различать изученные буквы (А,У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н);

  • находить заданную букву (в слогах и словах);

  • составлять и читать (для речевых учащихся) слоги с изученными буквами (А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н) по наложению, по образцу, по следам звуко- буквенного анализа.



Минимальный уровень

Достаточный уровень

Восприятие на слух сказок и рассказов

Понимание содержания небольших по объёму сказок, рассказов, стихотворений

Повторение за учителем и звукоподражание, звуковые комплексы

Простые ответы на вопросы

Умение участвовать в упрощенных ролевых играх

Умение пользоваться доступными средствами коммуникации



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

3 класс (68 ч)

  1. Коммуникация (6 ч)

  • установление зрительного контакта с собеседником;

  • реагирование на собственное имя;

  • приветствие собеседника, привлечение его внимания с помощью касания, жеста, звука;

  • узнавание (различение) имен одноклассников, учителей.

  1. Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации ( 7ч):

  • формирование обобщений по темам «Игрушки», «Продукты», «Посуда»;

  • упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе;

  • упражнения с пиктограммами «Это – я».


  1. Чтение и письмо (55 ч):

  • знакомство с графическими терминами (прямая линия, вертикальная линия, горизонтальная линия, наклонная линия);

  • рисование прямых, кривых, наклонных линий, круга, овала;

  • звуки и буквы А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н;

  • письмо букв А, У, М, О, С, Х, Ш, Л, Ы, Н;

  • составление, чтение, письмо слогов и слов из изученных букв.
















ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРЕДМЕТА

«РЕЧЬ И АЛЬТЕРНАТИВНАЯ КОММУНИКАЦИЯ»


1 четверть


урока

Дата

Тема урока

1.

2.


Установление зрительного контакта с собеседником, реагирование на собственное имя.

3.

4.


Приветствие собеседника, привлечение его внимания с помощью касания, жеста, звука.

5.

6.


Узнавание (различение) имен одноклассников, учителей.

7.



Письмо вертикальных и горизонтальных линий.

8.

9.


Буква А. Письмо печатной буквы А. Повторение.

10.

11.


Буква У. Письмо печатной буквы У. «Печатание» изученных букв и слов. Повторение.

12.

13.


Буква М. Письмо печатной буквы М. «Печатание» изученных букв и слов. Повторение.

14.


Составление, чтение (показ) слогов и слов из букв А, У, М.

15.


Контрольная работа за 1 четверть.

16.


Рисование прямых линий в разных направлениях.

Итого: 16 часов

2 четверть


урока

Дата

Тема урока

1.

2.


Составление альбома «Игрушки».

3.


Рисование круга.

4.


Рисование овала.

5.

6.


Составление альбома «Продукты».

7.

8.


Буква О. Письмо печатной буквы О. «Печатание» слогов и слов. Повторение.

9.

10.


Буква С. Письмо печатной буквы С. «Печатание» слогов и слов. Повторение.

11.

12.


Буква Х. Письмо печатной буквы Х. «Печатание» слогов и слов. Повторение.

13.


Звук и буква Ш.

14.


Письмо буквы Ш по обводке.

15.


Контрольная работа за 2 четверть.

16.


Упражнения с фотографией: показ частей тела на фотографии и на себе. Упражнения с пиктограммами «Это – я».


Итого: 16 часов


3 четверть


Дата

Тема урока

1.


Слоги АШ, ОШ, УШ. Составление, чтение, письмо.

2.


Слоги ША, ШО, ШУ. Составление, чтение, письмо.

3.

4.


Составление, чтение, письмо слов из изученных букв.

5.



Звук и буква Л.

6.


Письмо буквы Л по обводке.

7.



Слоги АЛ, ОЛ, УЛ. Составление, чтение, письмо.

8.

9.


Слоги ЛА, ЛО, ЛУ. Составление, чтение, письмо.

10.

11.

12.


Составление, чтение, письмо слов из изученных букв.

13.

14.


Составление альбома «Посуда».

15.


Звук и буква Ы.

16.


Письмо буквы Ы по обводке.

17.

18.


Слоги МЫ, СЫ, ЛЫ.

19.


Контрольная работа за 3 четверть.

20.


Узнавание своего имени на карточке.

Итого: 20 часов

4 четверть

Дата

Тема урока

1.

2.

3.


Составление, чтение и письмо слогов и слов из изученных букв.

4.


Звук и буква Н.

5.


Письмо буквы Н по обводке.

6.


Слоги АН, ОН, УН, ЫН.

7.


Слоги НА, НО, НУ, НЫ.

8.

9.

10.


Составление, чтение и письмо слогов и слов из изученных букв.

11.



Повторение в конце года. Подготовка к контрольной работе.

12.


Годовая контрольная работа.

13.

14.

15.

16.


Повторение изученного за год. Составление, чтение и письмо слов из изученных букв.

Итого: 16 часов

Всего: 68 часов


МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ


Реализация учебной программы обеспечивается специально подобранными дидактическими и учебно-методическими материалами и пособиями:

  • Букварь (Воронкова В.В., Коломыткина И.В.);

  • Букварь (Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И.);

  • Букварик (Лещинская Т.Л.);

  • печатные буквы;

  • касса печатных букв для демонстрации;

  • разрезные картинки;

  • разрезные карточки с буквами;

  • буквы (серия «Мини игры»);

  • буквы (серия «Умные карточки»);

  • пазлы «Алфавит»;

  • лото «Буквы»;

  • рuzzle «Любимые сказки», «Колобок», «Репка», «Теремок», «Три медведя», «Курочка Ряба»;

  • речевая гимнастика;

  • пальчиковая гимнастика»;

  • предметные картинки;

  • Книжки-малышки;

  • сюжетные картинки;

  • фотографии;

  • игрушки животных;

  • кукла;

  • аудиозаписи с детскими песенками и потешками;

  • картинки с изображением действий;

  • иллюстративный материал по темам (предметные и сюжетные иллюстрации);

  • презентации;

  • видео- и аудиозаписи;

  • индивидуальные наборы карточек-пиктограмм;

  • индивидуальные коммуникативные книги;

  • индивидуальные коммуникативные полоски;

  • дидактические игры по темам.

















СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. АООП для детей с интеллектуальными нарушениями (Вариант 2).

  2. «Методические рекомендации по обучению и воспитанию детей с интеллектуальными, тяжелыми и множественными нарушениями развития» (авторы-составители: Е.А. Рудакова, О.Ю. Сухарева; научный редактор: к.п.н. А.М. Царев), 2014.

  3. Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. – М.: Просвещение, 2009.

  4. Баряева Л.Б., Яковлева Н.Н. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011..

  5. Введение в альтернативную и дополнительную коммуникацию: жесты и графические символы для людей с двигательными и интеллектуальными нарушениями, а также с расстройствами аутистического спектра/Стивен фон Течнер, Харальд Мартинсен. – М.: Теревинф, 2014.

  6. Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. – М.: Просвещение, 2010.

  7. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: Программно-методические материалы / под ред. И. М. Бгажноковой. — М. : Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2007. — 181 с.

  8. Горохова И.В. Речевая гимнастика для малышей. – СПб.: Питер, 2010.

  9. Детский аутизм и вербально-поведенческий подход: Обучение детей с аутизмом и связанными расстройствами/ Мэри Линч Барбера, Трейси Расмуссен. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2014.

  10. Зарубина Ю. Г., Константинова И.С., Бондарь Т.А., Попова М.Г. Адаптация ребенка в группе и развитие общения на игровом занятии КРУГ. – М.: Теревинф, 2009

  11. Макатон. Основной словарь. Символы.// Под ред. Т.А. Бондарь. – М.: РБОО «Центр лечебной педагогики», 2014.

  12. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта: Про­граммно-методические материалы / Под ред. И. М. Бгажноковой. — М.: ВЛАДОС, 2010.

  13. Пожиленко Е.А. Артикуляционная гимнастика: методические рекомендации по развитию моторики, дыхания и голоса у детей дошкольного возраста. – КАРО, 2007. – 92 с

  14. Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS)/ Лори Фрост и Энди Бонди. – М.: Теревинф, 2011.

  15. Шипицина Л.М. Обучение общению умственно отсталого ребенка. – Спб.: Владос, 2010. – 279 с.

  16. Шипицына Л. М. Коррекция и развитие. Коррекционно-образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта. - СПб.: "Образование", 1996г.




12