СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русская словесность 5 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русская словесность 5 класс"»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 10»

Согласовано:

Руководитель ШМО

_________


Протокол № ______


от «__» ________ 20__г.

Согласовано:

Заместитель директора по УР МАОУ «СОШ № 10» г. Миасс

_________


«__» ____________ 20__ г.

Утверждаю:

Директор МАОУ «СОШ №10» г. Миасс

_________ Павлова С.И.

Приказ № ______


от «__» ___________ 20__ г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности

«Русская словесность»

для 5 класса

на 2017 /2018 учебный год




Составитель:

Мосяева Ирина Александровна,

учитель русского языка и литературы,

первая квалификационная категория











г. Миасс, 2017 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Предмет «Русская словесность» составляет единое целое с традиционными школьными предметами — русским языком и литературой. На уроках словесности изучаются русский язык и литература в особом аспекте и в их единстве. Опираясь на знания о строе, категориях и нормах русского языка, полученные на уроках русского языка, школьники постигают законы употребления языка в разных сферах и ситуациях общения, в том числе и в художественной литературе, и учатся практическому использованию языка для создания устных и письменных высказываний. Рассматривая любой (устный и письменный, нехудожественный и художественный) текст как единство содержания и словесной формы его выражения, школьники учатся открывать его смысл через его словесную ткань. Учащиеся осваивают систему языковых средств, позволяющих языку выполнять его коммуникативную и изобразительно-выразительную функции, служить материалом, из которого создается все, выраженное словом, а изучаемые на уроках литературы художественные произведения рассматривают как явления одного из видов искусства — искусства слова.

Словесность означает словесное творчество, использование языка как материала, посредством которого создается описание предметов, повествование о событиях, передаются мысли и чувства в разговоре и письменно, в нехудожественных и художественных текстах. Словесность — это искусство слова , совокупность художественных произведений устной народной словесности и произведений, созданных писателями. Словесностью называют также все науки о русском языке и литературе.

При изучении курса используется учебное пособие Альбетковой Р. И. Русская словесность: учеб. пособие для 5 кл. общеобразоват. учреждений.

Программа «Русская словесность. 5 класс» рассчитана на 34 учебных часа и соответствует важнейшим требованиям, обозначенным в современных документах об образовании — Федеральном государственном образовательном стандарте и Примерной основной образовательной программе основного общего образования по русскому языку и литературе. Освоение программы должно реализовать требования к знаниям и умениям учащихся по русскому языку и литературе в личностном, предметном и метапредметном планах, намеченные Федеральным государственным образовательным стандартом.

Задачи изучения русского языка и литературы на уроках словесности:

1. Воспитание уважительного и бережного отношения к русскому языку и литературе как величайшим духовным, нравственным и культурным ценностям русского народа.

2. Освоение знаний о законах функционирования зыка, о разновидностях употребления языка и стилистической окраске слов и выражений, о стилистических возможностях различных языковых средств — лексических, фонетических, грамматических — и форм словесного выражения содержания, о тексте и его качествах, о значении средств худо- жественной изобразительности, о правилах речевого общения в разных ситуациях.

3. Овладение на основе этих знаний русским языком как средством общения и материалом словесности, культурой устной и письменной речи, различными видами речевой деятель- ности. Освоение умений творческого употребления литературного русского языка для выражения собственных мыслей и чувств, для создания в соответствии со сферой и ситуацией общения устных и письменных высказываний, не только соответствующих нормам литературного языка, но и обладающих такими качествами, как убедительность и выразительность.

4. Осознание эстетической ценности русского языка, развитие потребности в речевом самосовершенствовании на основе изучения языка выдающихся произведений словесности.

5. Понимание специфики языка художественной словесности, своеобразия словесного выражения содержания в произведениях разных родов и видов. Восприятие произведения как органического единства идейно-художественного содержания и словесной формы выражения содержания, как целостного явления искусства слова. Овладение умением самостоятельно постигать идейно-художественный смысл произведения в его родовой и видовой специфике через его языковую ткань.

6. Осознание значимости чтения для развития личности; формирование потребности в систематическом чтении. Воспитание квалифицированного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного творчески воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

Методической основой курса русской словесности, заложенной в данной программе, является системно-деятельностный подход к изучению русского языка и литературы на уроках словесности. При изучении словесности язык рассматривается как система, нацеленная на воплощение замысла, как материал словесности, а его свойства раскрываются в различных текстах, в том числе в произведениях искусства слова, где он предстает в концентрированной и наиболее совершенной форме. Все это постигается школьниками в соответствии с их возрастными возможностями в интеллектуальной и речевой деятельности. Каждая тема содержит как теоретическую, так и практическую часть.

Изучать словесность необходимо с 5 класса, когда учащиеся начинают систематически осваивать важнейшие законы и категории русского языка, а также анализировать художественные произведения в их жанрово-родовой специфике. Изучение русского языка и литературы в их органическом единстве дает богатые возможности для развития творческих способностей учащихся, воспитания у них осмысленного, бережного отношения к языку, любви к чтению.

Программа по основам русской словесности для 5 класса соотнесена с программами по русскому языку и литературе. Овладение богатствами родного языка и освоение духовного опыта человечества послужат развитию личности школьника.







ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ИЗУЧЕНИЯ ПРЕДМЕТА

«РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ»:

1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2)  осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) увеличение объема словарного запаса школьников и усвоение грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

4) формирование общей культуры и мировоззрения;

5) совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

6)  использование коммуникативно-эстетических возможностей русского языка, основанных на изучении выдающихся произведений российской и мировой культуры;

7) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Метапредметные результаты:

1) владение всеми видами речевой деятельности;

2)  применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне;

3)  коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные результаты:

1)  представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2)  понимание места русского языка и литературы в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3)  освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы;

4)  овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

5) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

6)  понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

7)  осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы;

8) овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и  т.  п., формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.



СОДЕРЖАНИЕ КУРСА РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ (5 КЛАСС)

ПО ТЕМАМ

Тема1.ЧТО ТАКОЕ СЛОВО

СОДЕРЖАНИЕ

Слово как единица языка и как словесное высказывание. Начальные сведения о происхождении слов. Назначение языка: средство общения и взаимопонимания людей, средство сообщения информации и средство побуждения к чему-либо. Закрепление в словесных произведениях результатов познания мира и самопознания человека, нравственных устоев общества. Значение языка для жизни общества. Слово-заповедь.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Выразительное прочтение текстов, различных по теме высказывания и эмоциональной окраске. Знакомство с этимологическим словарем. Размышление о значении языка. Выработка умения отвечать на вопросы по рассмотренной картине. Формирование умения сочинять небольшой рассказ по определенному заданию.

Тема 2.СЛОВЕСНОСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

Словесность как словесное творчество, словесное искусство. Письменная и устная формы словесности. Разговорный язык и литературный язык, их свойства. Диалог и монолог. Просторечие. Язык художественной словесности. Отличие значения языка в жизни от значения языка в произведении.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Различение разговорного и литературного языка, выработка умения употреблять их в соответствующих условиях. Умение различать разговорную и книжную окраску выражений. Разли- чение понятий: устная речь и разговорный язык; письменная речь и литературный язык. Обогащение разговорного языка школьника. Умение построить диалог. Выработка умения составлять рассказ по картине. Уместное употребление просторечия. Формирование умения, идя от слов к смыслу, понимать художественное произведение.

Тема 3.БОГАТСТВО ЛЕКСИКИ РУССКОГО ЯЗЫКА

СОДЕРЖАНИЕ

Лексическое значение слова. Способы определения значения слова. Слова однозначные и многозначные. Употребление многозначных слов в произведениях словесности. Слова-термины, способы определения понятия. Омонимы, их отличие от многозначных слов. Роль омонимов в художественных произведениях. Синонимы, их роль в художественных произведениях. Антонимы, их роль в художественных произведениях. Неологизмы, их роль в художественных произведениях. Устаревшие слова: архаизмы и историзмы, их значение в произведении. Фразеологизмы, их способность придавать произведению разговорную или книжную окраску.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Работа с толковыми словарями. Умение читать словарную статью. Выработка умения определять лексическое значение слова, давать определение понятия. Умение находить в тексте художественного произведения многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы, неологизмы, архаизмы, историзмы, фразеологизмы, понимать их роль и передавать свое понимание в выразительном чтении. Употребление лексических ресурсов языка в собственных высказываниях.

Тема 4.ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА

СОДЕРЖАНИЕ

Прямое значение слова. Употребление слова в переносном значении. Сравнение. Эпитет. Аллегория.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Понимание прямого и переносного значений слова. Нахождение в произведении эпитетов и сравнений, понимание их значения, понимание смысла аллегории. Выразительное чтение про- изведений, в которых употреблены средства художественной изобразительности: эпитет, сравнение, аллегория. Употребление в собственных высказываниях эпитетов, сравнений, алле- горий.

Тема 5.ТЕКСТ

СОДЕРЖАНИЕ

Текст как результат употребления языка, связное законченное письменное или устное высказывание. Тема и основная мысль (идея) текста. Способы связи предложений в тексте: смысловые, грамматические; последовательные, параллельные. Формы словесного выражения: повествование, описание, рассуждение, диалог, монолог.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Определение темы и основной мысли текста. Устное и письменное изложение повествовательного текста. Создание собственного повествовательного текста на предложенную тему. Выразительное чтение текста-описания. Создание словесного описания предмета. Понимание причинно-следственных отношений в рассуждении. Выразительное чтение научного и художественного текста-рассуждения. Выразительное чтение диалога. Создание собственного рассуждения, диалога, монолога.

Тема 6.СТИХИ И ПРОЗА

СОДЕРЖАНИЕ

Понятие о стихотворной и прозаической формах словесного выражения. Ритм. Интонация. Цель высказывания и интонации. Повествовательные, вопросительные и побудительные предложения в прозаическом тексте, интонация в них. Восклицательные предложения и их интонация. Особенности интонации в стихотворной речи: стиховая пауза. Рифма в стихах. Строфа как единица композиции стихотворной речи.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Различение стихотворной и прозаической речи. Различение видов интонации в повествовательных, вопросительных и побудительных предложениях, их чтение. Чтение предложений с восклицательной интонацией. Чтение стихов с соблюдением стиховой паузы. Выразительное чтение стихотворного и прозаического произведений: определение основного тона, пауз, ударений, повышений и понижений голоса. Подбор рифм к предложенным словам.

Тема 7.УСТНАЯ НАРОДНАЯ СЛОВЕСНОСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

Понятия о произведении устной народной словесности. Знакомство со сказками. Виды сказок. Особенности словесного выражения содержания в сказках. Правдивость сказки. Другие виды народной словесности: небылицы, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки, считалки. Использование в произведениях устной народной словесности языковых средств выражения содержания.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Различение видов устной народной словесности. Рассказывание сказки, небылицы. Произнесение скороговорки и считалки. Отгадывание загадок. Сочинение собственных загадок. Употребление пословиц и поговорок, понимание их аллегорического значения.

Тема 8.ЛИТЕРАТУРНОЕ ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Произведение, созданное писателем. Эпическое, лирическое и драматическое произведения. Эпическое произведение — произведение, в котором рассказчик повествует о героях и событиях. Литературная сказка. Ее сходство с народной сказкой и отличие от нее. Басня. Басенные герои и сюжеты. Особенности языка и построения басен. Повествование и диалог в басне. Басенная «мораль». Рассказ и повесть, роман. Особенности языка эпического произведения: повествование, описание и диалог в эпическом произведении. Понятие о сюжете и эпизоде эпического произведения.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Понимание того, что эпическое произведение — результат творчества писателя, произведение, созданное из языкового материала. Различение литературной сказки, басни, рассказа и повести. Пересказ литературной сказки. Выразительное чтение эпизода рассказа, басни. Создание устного рассказа по собственным впечатлениям.

Тема 9.ЛИТЕРАТУРНОЕ ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Лирическое произведение — произведение, в котором главное — выражение мыслей и чувств поэта, вызванных различными явлениями жизни. Стихи о родине и о природе. Стихи о животных. Стихи, рассказывающие о событии. Значение стихотворной речи в лирическом произведении.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Понимание главного свойства лирических произведений — выражения мыслей и чувств автора. Выразительное чтение стихов. Соблюдение стиховых пауз, логических и стиховых ударений, определение основного тона.

Тема 10.ЛИТЕРАТУРНОЕ ДРАМАТИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

Драматическое произведение — произведение, предназначенное для постановки на сцене театра. Особенности языкового выражения содержания в драматическом произведении. Диалогическая форма изображения жизни в драматическом произведении, реплики героев. Использование разговорного языка в диалоге. Авторские ремарки. Отличие пьесы-сказки от эпической литературной сказки.

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Умение отличить драматическое произведение от произведений других родов словесности. Понимание роли авторских ремарок. Чтение пьесы по ролям. Определение основного тона высказывания героя, правильное интонирование реплик. Сочинение собственной сценки, инсценировка эпического произведения.

Тема 10. ИТОГОВЫЙ ТЕСТ ПО ИЗУЧЕННОМУ МАТЕРИАЛУ











ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКОВ СЛОВЕСНОСТИ

5 КЛАСС (34 часа)



1.Что такое слово 2 часа

2.Словесность 3 часа

3.Богатство лексики русского языка 5 часов

4.Прямое и переносное значения слова 2 часа

5.Текст 4 часа

6.Стихи и проза 4 часа

7.Устная народная словесность 3 часа

8.Литературное эпическое произведение 4 часа

9.Литературное лирическое произведение 3 часа

10.Литературное драматическое произведение 3 часа

11.Заключительный урок (тест) 1час





















Учебно-методический комплекс

А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. 5 кл.: учеб. пособие. — М.: Дрофа

А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. 5 кл.: метод. пособие. — М.: Дрофа.

А л ь б е т к о в а Р. И. Русская словесность. 5 кл.: рабочая тетрадь. — М.: Дрофа.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Б е л ь ч и к о в Ю. А. Лексическая стилистика: Проблемы изучения и обучения. — М., 1998.

В и н о г р а д о в В. В. Стилистика. Теория поэтической речи. Поэтика. — М., 1963.

В и н о г р а д о в В. В. Избранные труды: О языке художественной прозы. — М., 1980.

В и н о г р а д о в В. В. Проблемы русской стилистики. — М., 1981.

В и н о к у р Г. О. О языке художественной литературы / сост. Т. Г. Винокур; предисл. В. П. Григорьева. — М., 1991.

В л а с е н к о в А. И. Русская словесность. Интегрированное обучение русскому языку и литературе: программы. Содержание работы по классам: V—VIII классы. — М., 1998.

Г о р ш к о в А. И. А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 2000.

Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А. Как учить работать с книгой. — М., 1995.

Г р а н и к Г. Г., Б о н д а р е н к о С. М., К о н ц е в а я Л. А. Дорога к книге: Психологи — учителям литературы / научн. ред. Г. Г. Граник. — М., 1996.

Г у к о в с к и й Г. А. Изучение литературного произведения в школе. — М.; Л., 1966.

К о л е с о в В. В. Русская речь. Вчера. Сегодня. Завтра. — СПб., 1998.

Л ь в о в а С. И. Уроки словесности. 5—9 кл.: пособие для учителя. — М., 1997.

С к в о р ц о в Л. И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980.



ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

А р с и р и й А. Т. В Страну знаний — с Дедом Всеведом. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 2005.

В а р т а н ь я н Э. Д. Из жизни слов. — М., 1960.

Г о р ш к о в А. И. Все богатство, сила и гибкость языка: А. С. Пушкин в истории русского языка. — М., 1993.

К о д у х о в В. И. Рассказы о синонимах. — М., 1984.

М а к с и м о в В. И. Точность и выразительность слова. — Л., 1968.

Н а р о в ч а т о в С. С. Необычное литературоведение. — М., 1970.

О д и н ц о в В. В. Лингвистические парадоксы. — М., 1976.

П а у с т о в с к и й К. Г. Золотая роза.

Ш а н с к и й Н. М. Занимательный русский язык. — М., 1996. — Ч. 1, 2



СЛОВАРИ

Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб., 1998.

В а с ю к о в а И. А. Словарь иностранных слов: С грамматическими формами, синонимами, примерами употребления / под ред. И. К. Сазоновой. — М., 1998.

Г о р б а ч е в и ч К. С., Х а б л о Е. П. Словарь эпитетов русского литературного языка. — М., 1979.

Г о р б а ч е в и ч К. С. Русский синонимический словарь. — СПб., 1996.

Д а л ь В. И. Пословицы русского народа. — М., 1993. — Т. 1—3.

Д а л ь В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т.

Детская энциклопедия: В 12 т. — Т. 11: Язык и литература. — М., 1976.

Ж у к о в В. П., Ж у к о в А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка. — 3-е изд., перераб. — М., 1994.

Ж у к о в В. П. Словарь русских пословиц и поговорок.

Краткий словарь литературоведческих терминов: кн. для учащихся / сост. Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. — М., 1985.

К р ы с и н Л. П. Школьный словарь иностранных слов. — М., 1997.

Л а п а т у х и н М. С., С к о р л у п о в с к а я Е. В., С н е т о в а Г. П. Школьный толковый словарь русского языка. — 2-е изд., перераб. и доп. — М., 1999.

Л ь в о в М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка. — 3-е изд., испр. и доп. — М., 1998.

У с п е н с к и й Л. В. Почему не иначе? Этимологический словарик школьника. — М., 1967.

Учебный словарь синонимов русского языка / сост. Л. П. Алекторова, Л. А. Введенская, В. Ю. Зимин и др. — Ростов н/Д; М., 1997.

И., Ф и л и п п о в А. В. Школьный фразеологический словарь русского языка: Значение и происхождение словосочетаний. — 3-е изд., испр. — М., 2000.

Энциклопедический словарь. Славянская мифология / под ред. В. Я. Петрухина, Т. А. Агапкиной, Л. Н. Виноградовой, С. М. Толстой. — М., 1995.

Энциклопедический словарь юного литературоведа / сост. В. И. Новиков. — М., 1987.

Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание) / сост. М. В. Панов. — М., 1984.

Энциклопедия для детей. — Т. 10: Языкознание. Русский язык. — М., 1998.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!