СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа "Русский язык 10 класс"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Русский язык 10 класс"»



Рабочая программа

учебного предмета «Русский язык»

10 класс

на 2021-2022 учебный год

















Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» (10 класс) (далее – Рабочая программа) составлена в соответствии с ФГОС СОО, на основании ООП СОО МБОУ СОШ № 13

Рабочая программа конкретизирует содержание и особенности реализации программы учебного предмета «Русский язык» на уровне СОО в 10 классе.

Целью реализации основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Русский язык» является усвоение содержания предмета «Русский язык» и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования и основной образовательной программы среднего общего образования школы.

Главными задачами реализации Программы являются:

  • овладение функциональной грамотностью, формирование у обучающихся понятий о системе стилей, изобразительно-выразительных возможностях и нормах русского литературного языка, а также умений применять знания о них в речевой практике;

  • овладение умением в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях различных стилей и жанров выражать личную позицию и свое отношение к прочитанным текстам;

  • овладение умениями комплексного анализа предложенного текста;

  • овладение возможностями языка как средства коммуникации и средства познания в степени, достаточной для получения профессионального образования и дальнейшего самообразования;

  • овладение навыками оценивания собственной и чужой речи с позиции соответствия языковым нормам, совершенствования собственных коммуникативных способностей и речевой культуры.


На реализацию Рабочей программы отводится 36 часов (1 час в неделю, 36 недель)


Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык» (10 класс)

ФГОС среднего общего образования устанавливает требования к результатам освоения учебного предмета «Русский язык» личностным, метапредметным, предметным.


Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

Л 1.3 готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;


Л 2.3. формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;


Л 2.4. воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации.


Л 3.6 воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям;


Л 4.2. принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;


Л 5.2 сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;


Л 7.4 потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;


Р 1.3. ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

Р 1.7 сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

П 1.4 находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

П 1.5 выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

К 1.4 развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств;

СЧ-1.1. ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл:

СЧ-1.1.3. формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;

СЧ-1.2. находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);

СЧ-1.3. решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста:
СЧ-1.3.4. выделять главную и избыточную информацию;

СЧ-3.1. откликаться на содержание текста:
СЧ-3.1.2. оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире;
СЧ-3.1.3. находить доводы в защиту своей точки зрения;

ИКТ-10.6. соблюдать правила безопасного поведения в сети Интернет;

ИКТ-11.1. Умение пользоваться различными источниками информации: словарями, энциклопедиями, справочниками, СМИ, интернет-ресурсами и пр.

ИПД-1.1. планировать и выполнять учебное исследование, учебный проект; используя разные методы и приёмы;

ИПД-1.6. умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать языковые средства;





Предметные

Учащийся научится

Учащийся получит возможность научиться

Рус Б 1 использовать языковые средства адекватно цели общения и речевой ситуации;

Рус Б 2 использовать знания о формах русского языка (литературный язык, просторечие, народные говоры, профессиональные разновидности, жаргон, арго) при создании текстов;

Рус Б 3 создавать устные и письменные высказывания, монологические и диалогические тексты определенной функционально-смысловой принадлежности (описание, повествование, рассуждение) и определенных жанров (тезисы, конспекты, выступления, лекции, отчеты, сообщения, аннотации, рефераты, доклады, сочинения);

Рус Б 4 выстраивать композицию текста, используя знания о его структурных элементах;

Рус Б 5 подбирать и использовать языковые средства в зависимости от типа текста и выбранного профиля обучения;

Рус Б 7 создавать устные и письменные тексты разных жанров в соответствии с функционально-стилевой принадлежностью текста;

Рус Б 8 сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка при создании текста в соответствии с выбранным профилем обучения;

Рус Б 9 использовать при работе с текстом разные виды чтения (поисковое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, реферативное) и аудирования (с полным пониманием текста, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации);

Рус Б 10 анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации, определять его тему, проблему и основную мысль;

Рус Б 13 выбирать тему, определять цель и подбирать материал для публичного выступления;

Рус Б 14 соблюдать культуру публичной речи;

Рус Б 15 соблюдать в речевой практике основные орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка;

Рус Б 16 оценивать собственную и чужую речь с позиции соответствия языковым нормам;

Рус Б 17 использовать основные нормативные словари и справочники для оценки устных и письменных высказываний с точки зрения соответствия языковым нормам.


Рус Б 18 распознавать уровни и единицы языка в предъявленном тексте и видеть взаимосвязь между ними;

Рус Б 19 анализировать при оценке собственной и чужой речи языковые средства, использованные в тексте, с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

Рус Б 21 отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка;

Рус Б 22 использовать синонимические ресурсы русского языка для более точного выражения мысли и усиления выразительности речи;

Рус Б 23 иметь представление об историческом развитии русского языка и истории русского языкознания;

Рус Б 25 дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию в прослушанном тексте;

Рус Б 26 проводить самостоятельный поиск текстовой и нетекстовой информации, отбирать и анализировать полученную информацию;

Рус Б 27 сохранять стилевое единство при создании текста заданного функционального стиля;

Рус Б 28 владеть умениями информационно перерабатывать прочитанные и прослушанные тексты и представлять их в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов;

Рус Б 29создавать отзывы и рецензии на предложенный текст;

Рус Б 30 соблюдать культуру чтения, говорения, аудирования и письма;

Рус Б 32соблюдать нормы речевого поведения в разговорной речи, а также в учебно-научной и официально-деловой сферах общения;

Рус Б 33 осуществлять речевой самоконтроль;

Рус Б 34 совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки на основе знаний о нормах русского литературного языка;

Рус Б 35 использовать основные нормативные словари и справочники для расширения словарного запаса и спектра используемых языковых средств;




Содержание учебного предмета «Русский язык» (10 класс)

Введение (2 час)

Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка.

Русский язык как государственный язык Российской Федерации и язык межнационального общения народов России.

Русский язык как один из мировых языков.

Литературный язык как высшая форма существования национального языка.

Понятие нормы литературного языка. Типы норм литературного языка. Норма и культура речи.

Понятие о функциональных разновидностях (стилях); основные функциональные стили современного русского литературного языка.

Лексика. Фразеология. Лексикография (5 часов)

Основные понятия и основные единицы лексики и фразеологии.

Слово и его значение. Однозначность и многозначность слов. Изобразительно-выразительные средства русского языка. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление. Синонимы и их употребление. Антонимы и их употребление. Происхождение лексики современного русского языка. Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Употребление устаревшей лексики и неологизмов.

Фразеология. Фразеологические единицы и их употребление. Лексикография.

Фонетика. Графика. Орфоэпия (2 часа)

Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Позиционные (фонетические) и исторические чередования звуков.

Фонетический разбор. Орфоэпия. Основные правила произношения гласных и согласных звуков. Ударение.

Морфемика и словообразование (2 часа)

Основные понятия морфемики и словообразования. Состав слова. Морфемы корневые и аффиксальные. Основа слова. Основы производные и непроизводные. Морфемный разбор слова.

Словообразование. Морфологические способы словообразовния. Понятие словообразовательной цепочки.

Неморфологические способы словообразования. Словообразовательный разбор. Основные способы формообразования в современном русском языке.

Морфология и орфография (22 часа)

Основные понятия морфологии и орфографии. Взаимосвязь морфологии и орфографии.

Орфография

Принципы русской орфографии. Морфологический принцип как ведущий принцип русской орфографии. Фонетические, традиционные и дифференцирующие написания. Проверяемые и непроверяемые безударные гласные в корне слова. Чередующиеся гласные в корне слова.

Употребление гласных после шипящих. Употребление гласных после ц. Правописание звонких и глухих согласных.

Правописание непроизносимых согласных и сочетаний сч, зч, шч, жч, стч, здч. Правописание двойных согласных.

Правописание гласных и согласных в приставках. Приставки пре- и при-. Гласные И и Ы после приставок.

Употребление ъ и ь. Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Самостоятельные части речи

Имя существительное. Имя существительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён существительных. Род имён существительных. Распределение существительных по родам. Существительные общего рода. Определение и способы выражения рода несклоняемых имён существительных и аббревиатур. Число имён существительных. Падеж и склонение имён существительных. Морфологический разбор имён существительных. Правописание падежных окончаний имён существительных. Варианты падежных окончаний. Гласные в суффиксах имён существительных. Правописание сложных имён существительных. Составные наименования и их правописание.

Имя прилагательное. Имя прилагательное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён прилагательных. Качественные прилагательные. Сравнительная и превосходная степени качественных прилагательных. Простая (синтетическая) и сложные (аналитические) формы степеней сравнения. Стилистические особенности простых и сложных форм степеней сравнения. Полные и краткие формы качественных прилагательных. Особенности образования и употребления кратких прилагательных. Синонимия кратких и полных форм в функции сказуемого; их семантические и стилистические особенности. Прилагательные относительные и притяжательные. Особенности образования и употребления притяжательных прилагательных. Переход прилагательных из одного разряда в другой. Морфологический разбор имён прилагательных. Правописание окончаний имён прилагательных. Склонение качественных и относительных прилагательных. Особенности склонения притяжательных прилагательных на -ий. Правописание суффиксов имён прилагательных. Правописание н и нн в суффиксах имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных.

Имя числительное. Имя числительное как часть речи. Лексико-грамматические разряды имён числительных. Простые, сложные и составные числительные. Морфологический разбор числительных. Особенности склонения имён числительных. Правописание имён числительных. Употребление имён числительных в речи. Особенности употребления собирательных числительных

Местоимение. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Значение, стилистические и грамматические особенности употребления местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений.

Глагол. Глагол как часть речи. Основные грамматические категории и формы глагола. Инфинитив как начальная форма глагола. Категория вида русского глагола. Переходность/непереходность глагола. Возвратные глаголы. Категория наклонения глагола. Наклонение изъявительное, повелительное, сослагательное (условное). Категория времени глагола. Спряжение глагола. Две основы глагола. Формообразование глагола. Морфологический разбор глаголов. Правописание глаголов.

Причастие. Причастие как особая глагольная форма. Признаки глагола и прилагательного у причастий. Морфологический разбор причастий. Образование причастий. Правописание суффиксов причастий. Н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных. Переход причастий в прилагательные и существительные.

Деепричастие. Деепричастие как особая глагольная форма. Образование деепричастий. Морфологический разбор деепричастий. Переход деепричастий в наречия и предлоги. Наречие. Наречие как часть речи. Разряды наречий. Морфологический разбор наречий. Правописание наречий. Гласные на конце наречий. Наречия, оканчивающиеся на шипящий. Отрицательные наречия. Слитное, раздельное и дефисное написание наречий.

Слова категории состояния. Грамматические особенности слов категории состояния. Омонимия слов категории состояния, наречий на -о, -е и кратких прилагательных ср. р. ед. ч. Морфологический разбор слов категории состояния.

Служебные части речи

Предлог. Предлог как служебная часть речи. Особенности употребления предлогов. Морфологический разбор предлогов. Правописание предлогов. Союзы и союзные слова. Союз как служебная часть речи. Союзные слова. Классификация союзов по значению, употреблению, структуре. Подчинительные союзы и союзные слова. Морфологический разбор союзов. Правописание союзов.

Частицы. Частица как служебная часть речи. Разряды частиц. Морфологический разбор частиц. Правописание частиц. Раздельное и дефисное написание частиц. Частицы не и ни, их значение и употребление. Слитное и раздельное написание не и ни с различными частями речи.

Междометие. Звукоподражательные слова. Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова. Морфологический разбор междометий. Правописание междометий. Функционально-стилистические особенности употребления междометий.

Повторение и обобщение пройденного (3 часа)


Тематическое планирование по учебному предмету «Русский язык» (10класс)

На освоение Рабочей программы отводится 108 часов (3 часа в неделю, 36 недель)


Содержание темы

Кол-во часов,

Реализация компонента воспитательной работы

часов

Р/Р

к/р


Введение

2



установление доверительных отношений; побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

1

Слово о русском языке

1



2

Р.Р Стили и типы речи. Нормы литературного языка.


1



Лексика. Фразеология. Лексикография

6



установление доверительных отношений; побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; привлечение внимания к ценностному аспекту, инициирование обсуждения, высказывания своего мнения, выработки своего к ней отношения; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; включение игровых форм для поддержания мотивации, налаживанию межличностных отношений, помогают установлению доброжелательной атмосферы;

готовность и способность обучающихся к отстаиванию собственного мнения; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;


3

Лексика. Слово, его значение. К.Р Входной контроль



1

4

Р. Р. Тропы как выразительные средства языка


1


5

Омонимы, паронимы, синонимы, антонимы. Их употребление

1



6

Происхождение лексики современного русского языка

1



7

Фразеология. Лексикография

1



8

Р.Р. Фигуры речи как выразительные средства языка.


1



Фонетика. Графика. Орфоэпия

1



побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение игровых форм для поддержания мотивации, налаживанию межличностных отношений, помогают установлению доброжелательной атмосферы;

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации, являющемуся основой российской идентичности и главным фактором национального самоопределения;

9

Звуки и буквы. Орфоэпия

1




Морфемика и словообразование

2



побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение игровых форм для поддержания мотивации, налаживанию межличностных отношений, помогают установлению доброжелательной атмосферы; инициирование и поддержка исследовательской деятельности в рамках индивидуальных и групповых проектов,

формирование уважения к русскому языку как государственному языку Российской Федерации; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению;

10

Состав слова

1



11

Словообразование. Формообразование

1




Морфология и орфография

21



установление доверительных отношений; побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; использование воспитательных возможностей содержания через демонстрацию примеров ответственного, гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности, через подбор соответствующих текстов для чтения, проблемных ситуаций для обсуждения в классе; включение игровых форм для поддержания мотивации, налаживанию межличностных отношений, помогают установлению доброжелательной атмосферы; организация шефства над неуспевающими, дающего опыт сотрудничества и взаимной помощи; инициирование и поддержка исследовательской деятельности в рамках индивидуальных и групповых проектов,

готовность и способность обучающихся отстаивать собственное мнение, вырабатывать собственную позицию на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны; воспитание уважения к культуре, языкам, традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; принятие гуманистических ценностей, осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; потребность трудиться, уважение к труду и людям труда, трудовым достижениям, добросовестное, ответственное и творческое отношение к разным видам трудовой деятельности;




12

Принципы русской орфографии. Безударные гласные в корне слова.

1



13

Употребление гласных после шипящих и Ц.

1



14

Правописание звонких, глухих, непроизносимых и двойных согласных.

1



15

Правописание приставок. Употребление прописных букв. Правила переноса слов.

1



16

К.Р Административная контрольная работа



1

17

Имя существительное как часть речи

1



18

Правописание имен существительных

1



19

Имя прилагательное как часть речи.

1



20

Правописание имен прилагательных

1



21

Имя числительное как часть речи Правописание числительных

1



22

Местоимение как часть речи. Правописание местоимений

1



23

Глагол как часть речи. Правописание глаголов.

1



24

Причастие как глагольная форма. Правописание причастий

1



25

Деепричастие как глагольная форма.

1



26

Наречие как часть речи. Слова категории состояния

1



27

Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи.

1



28

Союз как служебная часть речи.

1



29

Частицы. Частицы НЕ и НИ. Их употребление и значение

1



30

Междометие как особый разряд слов. Звукоподражательные слова

1



31

К.Р. Промежуточная аттестация



1

32

Р.Р Сочинение - рассуждение


1



Повторение и обобщение пройденного

4



побуждение соблюдать нормы поведения, правила общения, принципы учебной дисциплины и самоорганизации; включение игровых форм для поддержания мотивации, налаживанию межличностных отношений, помогают установлению доброжелательной атмосферы; организация шефства над неуспевающими, дающего опыт сотрудничества и взаимной помощи;

воспитание уважительного отношения к национальному достоинству людей, их чувствам, религиозным убеждениям; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

33-35

Повторение и обобщение пройденного

3



36

Резерв

1





Итого:

36

4

3