11
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТОЛБОВСКАЯ ШКОЛА»
ДЖАНКОЙСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО учителей начальных классов Протокол № 4 от «30» августа 2019 г. Руководитель ШМО ________З.Н.Сулейманова | СОГЛАСОВАНО Заместитель директора по УВР МОУ «Столбовская школа» ___________ Э.Г.Ольшевская «30» августа 2019 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор МОУ «Столбовская школа» _________ А.В.Приходько Приказ № 218 «30» августа 2019 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
Класс: 1 - А
Количество часов в неделю: 5 ч
Срок реализации программы: 2019 - 2020 учебный год
Учитель начальных классов:
Муйдинова
Эльзана
Фармановна
Категория: СЗД
Стаж работы: 11 лет
с. Столбовое, 2019 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки Российской Федерации от 6.10.2009 г. № 373 (в ред. приказов Минобрнауки РФ от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, 18.12.2012г. №1060, от 29.12.2014 № 1643);
2. Авторской программы: Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России». 1-4 классы: пособие для учителей общеобразоват. организаций / (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, М.В. Бойкина и др.). – М.: Просвещение, 2014.
3.Основной образовательной программы начального общего образования ФГОС МОУ «Столбовская школа», приказ от 31.08.2015 № 218;
4.Учебного плана МОУ « Столбовская школа» приказ от 30.08.2019 г. № 217 на 2019-2020 учебный год;
5.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ по
учебным предметам, курсам, факультативам в том числе внеурочной деятельности в МОУ«Столбовская школа» приказ от 30.08.2019 № 217.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.-М.: Просвещение, 2014. (Школа России).
Программа по обучению грамоте придает всему процессу изучения предмета «Русский язык» четкую практическую направленность и реализует следующие цели:
- формирование у учащихся начальных представлений о языке как составляющей целостной картины мира;
– социокультурная цель включает формирование коммуникативной компетенции учащихся – развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, первоначальные навыки грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека;
– развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении, формирование эстетического отношения к искусству слова; овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами;
– воспитание интереса к чтению и книге; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран.
Для достижения поставленных целей на уроках обучения грамоте необходимо решать следующие задачи:
– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;
– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты;
– описания и повествования небольшого объема;
– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:
•развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
•формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;
•формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;
•воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты;
•пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.
I. Планируемые результаты изучения учебного предмета
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
4. Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
5. Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8. Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
10. Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих личностных УУД:
•внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
•положительного отношения к урокам русского языка;
•уважительного отношения к русскому языку как родному языку русского народа и языкам, на которых говорят другие народы;
•интереса к языковой и речевой деятельности;
•представления о многообразии окружающего мира, некоторых духовных традициях русского народа;
•представления об этических чувствах (доброжелательности, сочувствия, сопереживания, отзывчивости, любви ко всему живому на Земле и др.);
•первоначальных навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке и в проектной деятельности.
Метапредметные результаты
1.Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
2.Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
3. Использование знаково-символических средств представления информации. 4.Активное использование речевых средств и средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
5. Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.
6. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
7. Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
8. Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.
9. Определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
10. Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.
11. Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
12. Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
13. Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».
Обучающийся получит возможность для формирования следующих регулятивных УУД:
•принимать и сохранять цель и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока), с помощью учителя;
•понимать выделенные ориентиры действий (в заданиях учебника, в справочном материале учебника — в памятках) при работе с учебным материалом;
•высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;
•проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности (опираясь на памятку или предложенный алгоритм);
•оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы.
Обучающийся получит возможность для формирования следующих познавательных УУД:
•целенаправленно слушать учителя (одноклассников), решая познавательную задачу;
•ориентироваться в учебнике (на форзацах, шмуцтитулах, страницах учебника, в оглавлении, в условных обозначениях, в словарях учебника);
•осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
•понимать знаки, символы, модели, схемы, приведённые в учебнике и учебных пособиях (в том числе в электронном приложении к учебнику);
•работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя;
•понимать текст, опираясь на содержащую в нём информацию, находить в нём необходимые факты, сведения и другую информацию;
•преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы, модели), в словесную форму под руководством учителя;
•понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
•составлять устно монологическое высказывание по предложенной теме (рисунку);
•анализировать изучаемые факты языка с выделением их отличительных признаков, осуществлять синтез как составление целого из их частей (под руководством учителя);
•осуществлять сравнение, сопоставление, классификацию изученных фактов языка по заданному признаку (под руководством учителя);
•делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
•подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие явления природы, школьные принадлежности др.);
•осуществлять аналогии между изучаемым предметом и собственным опытом (под руководством учителя).
Обучающийся получит возможность для формирования следующих коммуникативных УУД:
•слушать собеседника и понимать речь других;
•оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
•принимать участие в диалоге;
•задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
•принимать участие в работе парами и группами;
•договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
•признавать существование различных точек зрения; высказывать собственное мнение;
•оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4.Овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах речевого этикета.
5.Формирование умения ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6.Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7.Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8.Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе; об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
9.Формирование умений опознавать и анализировать основные единицы языка, грамматические категории языка, употреблять языковые единицы адекватно ситуации речевого общения.
Общие предметные результаты освоения программы
•представление о русском языке как государственном языке нашей страны Российской Федерации;
•представление о значимости языка и речи в жизни людей;
•представление о некоторых понятиях и правилах из области фонетики, графики, орфоэпии, лексики и грамматики, орфографии и пунктуации (в объёме учебной программы);
•практические умения работать с языковыми единицами;
•представление о некоторых изменениях в системе русского языка и его развитии, пополнении словарного запаса русского языка;
•представление о правилах речевого этикета;
•адаптация к языковой и речевой деятельности.
Обучающиеся научатся:
- различать гласные и согласные звуки и буквы;
- правильно произносить твердые и мягкие согласные звуки в слове и вне слова;
- обозначать на письме мягкость согласного звука буквами и, е, ѐ, ю, я и мягким знаком;
- различать звонкие и глухие согласные звуки;
- определять место ударения в слове, вычленять ударный слог;
- производить устный звуковой анализ слов типа шар, лось, лиса, вычленять звуки в словах и определять их последовательность в слове;
- вычленять слова из предложения;
- правильно, без искажений писать строчные и заглавные буквы, соединять буквы в слова;
- правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;
- грамотно, без пропусков и искажений букв писать под диктовку предложения из 3 – 5
слов, написание которых не расходится с произношением;
- употреблять заглавную букву в начале предложения и точку в конце предложения, слова в предложениях писать раздельно;
- писать заглавную букву в именах, фамилиях людей, кличках животных;
- самостоятельно составлять и записывать 2 – 3 предложения по опорным словам, по рисунку, на определенную тему;
- приводить примеры слов речевого этикета: приветствие, прощание.
II. Содержание учебного предмета
№ п/п | Наименование темы, основное содержание | Количество часов |
Обучение грамоте: письмо |
1. | Обучение письму (115 часов) из них: Добукварный период. Пропись – первая учебная тетрадь. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Письмо овалов и полуовалов. Рисование бордюров. Письмо длинных прямых наклонных линий. Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу. Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу. Письмо овалов больших и маленьких, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо длинных и коротких наклонных линий с закруглением влево и вправо. Письмо наклонных линий с петлей вверху и внизу. Строчная и заглавная буквы А.а; О,о; И,и; ы; У,у. | 17 |
2. | Букварный период. Строчные и заглавные буквы Н, н; С,с; К, к; Т,т; Л,л; Р,р; В,в; Е, е; П, п; М,м; З, з; Б, б; Д, д; Я,я; Г,г; Ч,ч; ь; Ш,ш; Ж, ж; Ё,ё; Й,й; Х,х; Ю,ю; Ц,ц; Э,э; Щ,щ; Ф,ф; ь и ъ. Повторение и закрепление изученного. Письмо слогов и слов с изученными буквами. | 72 |
3. | Послебукварный период. Уроки письма в послебукварный период носят обобщающий характер. Их планирует сам учитель в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. | 26 |
| Итого: | 115 |
Русский язык |
1. | Наша речь. Язык и речь. Их значение в жизни людей. Виды речи (общее представление): слушание, говорение, чтение, письмо, речь про себя. Наблюдение над особенностями устной и письменной речи, введение понятий «устная речь», «письменная речь». | 2 |
2. 3. | Текст, предложение, диалог. Членение речи на предложения. Общее представление о тексте и предложении как единицах речи. Связь слов в предложении. Оформление предложений в устной речи и на письме. Составление предложений. Запись предложений после их предварительного анализа. Текст устный и письменный. Общее представление о признаках текста, теме текста. Подбор заголовка к тексту. Диалог (общее представление). Оформление предложений в диалогической речи. Составление устного текста (рассказа, сказки) по рисунку, серии рисунков, по теме и запись одного или нескольких предложений из составленного текста. Слова, слова, слова. Роль слов в речи. Слова — названия предметов, признаков и действий предметов (общее представление), слова, отвечающие на вопросы кто? что? какой? какая? какое? какие? что делает? что делают? что делал? что сделал? и др. Тематические группы слов. Наблюдение над употреблением в речи однозначных и многозначных слов, синонимов и антонимов, омонимов (без терминологии). Вежливые слова: слова благодарности, слова приветствия, слова прощания. Знакомство со словарями учебника. (Работа над текстом, предложением, словом является стержневой и проводится в процессе изучения всего программного материала по русскому языку.) | 3 4 |
4. | Слово и слог. Различие слова и слога как минимальной произносительной единицы. Наблюдение над слоговой структурой различных слов. Слогообразующая роль гласных звуков. Упражнение в выделении в слове слогов и составлении слов из слогов. Перенос слова. Ознакомление с правилами переноса слов. Упражнение на перенос слов с одной строки на другую (кас-са, май-ка, крыль-цо). | 4 |
5. | Ударение. Ударение (общее представление). Словообразующая и смыслоразличительная функция ударения. Графическое обозначение ударения в слове. Ударные и безударные слоги. Упражнение в выделении ударного слога в произносимом и написанном словах. Работа над правильным орфоэпическим произношением слов алфавит, звонить, красивее, магазин, строчная (буква), повторить, щавель и др. Знакомство с орфоэпическим словарем в учебнике. | 2 |
6. | Звуки и буквы (34 ч) из них: Звуки и буквы. Воспроизведение знаний о звуках и буквах, полученных учащимися в период обучения грамоте. Обозначение звуков буквами. Различие звуков и букв. Условное обозначение звуков речи. Сопоставление звуковых и буквенных записей слов. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. | 1 |
7. | Алфавит или азбука. Общее представление об алфавите. Названия букв. Общепринятый порядок букв русского алфавита. Значение алфавита. Упражнения на запоминание названий букв и порядка букв в алфавите, на умение располагать слова в алфавитном порядке. Алфавитное расположение слов в словарях русского языка и словарях учебника. | 2 |
8. | Гласные звуки и буквы. Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. Смыслоразличительная роль гласных звуков в слове. Распознавание гласных звуков по их признакам. Слогообразующая роль гласных звуков. Упражнение в произношении гласных звуков. Определение «работы» гласных букв в слове. Звук [э] и буква э. | 3 |
9. | Ударные и безударные гласные. Ударные и безударные гласные в слове. Наблюдение над обозначением гласных звуков буквами в ударных и безударных слогах слов. Общее представление о правиле обозначения буквой гласного звука в словах. Особенности проверочных и проверяемых слов. Упражнение в обозначении гласных звуков буквами в безударных слогах двусложных слов. Слова с безударной гласной, не проверяемой ударением. Знакомство с орфографическим словарем русского языка и орфографическим словарем учебника. | 4 |
10. | Согласные звуки и буквы. Согласные звуки. Буквы, обозначающие согласные звуки. Смыслоразличительная роль согласных звуков в слове. Распознавание согласных звуков по их признакам. Упражнение в произношении согласных звуков и в правильном назывании букв, обозначающих согласные звуки. Двойные согласные буквы в наиболее часто употребляемых словах: класс, суббота, касса, ванна, Алла и др. Звук [й’] и буква «и краткое». | 3 |
11. | Твердые и мягкие согласные звуки. Особенности произношения твердых и мягких согласных звуков. Парные твердые и мягкие согласные звуки, их обозначение на письме. Роль букв е, ё, и, ю, я в слове. Наблюдение над словами, в которых количество звуков не совпадает с количеством букв (маяк, юла). Мягкий знак. Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Обозначение на письме мягкости согласного звука мягким знаком в конце слова и в середине слова перед согласным. Упражнение в правописании слов с мягким знаком. Звуко-буквенный анализ слов типа конь, письмо. | 3 1 |
12. | Глухие и звонкие согласные звуки. Особенности произношения глухих и звонких согласных звуков. Парные и непарные звонкие и глухие согласные звуки. Буквы, обозначающие парные и непарные согласные звуки. Наблюдение над обозначением парных по глухости-звонкости согласных звуков буквами на конце слова. Общее представление о правиле обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука. Особенности проверочных и проверяемых слов. Упражнение в правописании слов с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова. | 4 |
13. | Шипящие согласные звуки. Особенности произношения шипящих согласных звуков. Буквы, обозначающие шипящие согласные звуки. Упражнение в распознавании и правильном произношении шипящих согласных звуков в слове. | 1 |
14. | Буквосочетания чк, чн. Слова с буквосочетаниями чк, чн, нч. Упражнение в правописании часто употребляемых слов с буквосочетаниями чк, чн, нч. Буквосочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу Ознакомление с правилом написания ударных гласных после шипящих в буквосочетаниях жи — ши, ча — ща, чу — щу. Правописание слов с данными буквосочетаниями. | 1 2 |
15. | Заглавная буква в словах. Ознакомление с правилами написания слов с заглавной буквы (имена, отчества людей, клички животных, названия городов, рек, деревень, улиц, площадей). Упражнение в правописании имен собственных. Знакомство с формами обращения к собеседнику. | 3 |
| Итого: | 50 |
| Итого за год: | 165 |
III. Тематическое планирование
по русскому языку
Класс 1
Количество часов по учебному плану
Всего 165 часов; в неделю 5 часов.
Учебник: Русский язык. 1 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В 2ч./ В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.-М.: Просвещение, 2014. (Школа России).
№ | Наименование разделов и тем | Учебные часы | Проверочные работы | Итоговая контрольная работа | Практическая часть (проекты) |
1. | Обучение грамоте: письмо. Добукварный период | 17 | | | |
2. | Букварный период | 72 | | | |
3. | Послебукварный период | 26 | 1 (списывание) | | |
4. | Системный курс. Русский язык | 50 | | | |
4.1 | Наша речь | 2 | | | |
4.2 | Текст, предложение, диалог | 3 | | | |
4.3 | Слово, слово, слово… | 4 | | | |
4.4 | Слово и слог. Ударение. | 6 | | | |
4.5 | Звуки и буквы | 34 | | 1 (диктант) | 1 |
4.8. | Повторение изученного | 1 | | | 1 |
| Итого: | 165 | 1 | 1 | 2 |