Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
осознание языка как основного средства человеческого общения;
восприятие русского языка как явления национальной культуры;
понимание того, что правильная устная и письменная речь есть показатели индивидуальной культуры человека;
способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.
Метапредметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
умение использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для решения учебных задач;
способность ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения;
умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания, письменные тексты) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; понимание необходимости ориентироваться на позицию партнера, учитывать различные мнения и координировать различные позиции в сотрудничестве с целью успешного участия в диалоге;
стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.
Предметными результатами изучения русского языка в начальной школе являются:
овладение начальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета;
умение применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объеме изученного) при записи собственных и предложенных текстов;
умение проверять написанное;
умение (в объеме изученного) находить, сравнивать, классифицировать, характеризовать такие языковые единицы,как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение;
способность контролировать свои действия, проверять написанное.
Ученик научится:
различать, сравнивать, кратко характеризовать:
- имя существительное, имя прилагательное, личное местоимение;
- виды предложений по цели высказывания и интонации;
- главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения;
- собственные имена существительные;
- личные местоимения 1, 2, 3-го лица;
- грамматическую основу простого двусоставного предложения;
- в простом предложении однородные члены (как главные, так и второстепенные);
- определять род изменяемых имён существительных;
- устанавливать форму числа (единственное или множественное) имени существительного;
- задавать падежные вопросы и определять падеж имени существительного;
- определять принадлежность имён существительных к 1, 2, 3-му склонению;
- устанавливать с помощью смысловых (синтаксических) вопросов связь между словами в предложении;
- находить предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
- использовать разные способы решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове;
- подбирать примеры слов с определённой орфограммой;
- определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;
- безошибочно списывать и писать под диктовку тексты объёмом 65 – 80 слов;
- проверять собственный и предложенный тексты, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки;
- составлять план собственного и предложенного текстов;
- определять тип текста: повествование, описание, рассуждение;
- корректировать тексты с нарушенным порядком предложений и абзацев;
- составлять собственные тексты в жанре письма;
- приставки, оканчивающиеся на з, с;
- непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определённые программой);
- буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
- буквы и, ы после ц в различных частях слов;
- мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён существительных;
- буквы о, е в окончаниях имён существительных после шипящих и ц;
- безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
- знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Ученик получит возможность научиться:
проводить по предложенному в учебнике алгоритму фонетический разбор слова и разбор слова по составу (в словах с однозначно выделяемыми морфемами);
устанавливать род неизменяемых имён существительных (наиболее употребительные слова);
склонять личные местоимения;
различать падежные и смысловые (синтаксические) вопросы;
находить второстепенные члены предложения: определение, обстоятельство, дополнение;
самостоятельно составлять предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но;
разбирать по членам простое двусоставное предложение;
применять правило правописания соединительных гласных о, е в сложных словах;
применять правило правописания суффиксов имён существительных –ок-, -ец-, -иц-, сочетанийичк, ечк, инк, енк;
применять правило правописания безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных на –ий, -ия, -ие;
при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающих предотвратить её в последующих письменных работах;
писать подробные изложения;
создавать собственные тексты (писать сочинения) с учётом правильности, богатства и выразительности письменной речи;
соблюдать нормы современного русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме представленного в учебнике материала).
2.Содержание учебного предмета.
3 класс (5 ч в неделю; 170 часов)
I. «Как устроен наш язык» (основы лингвистических знаний) (62 ч)
1.1. Фонетика и графика.
Повторение изученного в 1-ом и 2-ом классах на основе фонетического разбора слова. (3 ч)
1.2. Орфоэпия1.
Произношение звуков и сочетаний звуков, ударение в словах в соответствии с нормами современного русского литературного языка.
1.3. Состав слова (морфемика).
Повторение изученного во 2-ом классе на основе разбора слова по составу. (4 ч)
1.4. Синтаксис (18 ч)
Предложение.
Нахождение главных членов предложения: подлежащего и сказуемого.
Установление при помощи смысловых (синтаксических) вопросов связи между словами в предложении.
Различение главных и второстепенных членов предложения (дополнение, определение, обстоятельство).
Наблюдение за однородными членами предложения.
Использование интонации перечисления в предложениях с однородными членами.
Нахождение и самостоятельное составление предложений с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но.
1.5. Морфология (37 ч)
Части речи; деление частей речи на самостоятельные и служебные.
Имя существительное: общее значение и употребление в речи.
Различение имен существительных мужского, женского и среднего рода.
Род неизменяемых имен существительных (на примере наиболее употребительных слов).
Изменение имен существительных по числам.
Изменение имен существительных по падежам.
Падеж и предлог: образование предложно-падежной формы.
Различение падежных и смысловых (синтаксических) вопросов.
Определение принадлежности имен существительных к 1, 2, 3-ему склонению.
Различение собственных и нарицательных имен существительных.
Наблюдение за одушевленными и неодушевленными именами существительными.
Словообразование имен существительных.
Имя прилагательное: общее значение и употребление в речи.
Изменение имен прилагательных по родам, числам и падежам.
Основные признаки качественных, относительных и притяжательных имен прилагательных.
Словообразование имен прилагательных.
Местоимение: общее значение и употребление в речи.
Личные местоимения.
Употребление личных местоимений в речи.
Склонение личных местоимений.
II. «Правописание» (формирование навыков грамотного письма) (53 ч)
Повторение правил правописания, изученных в 1–2-ом классах.
Формирование орфографической зоркости: осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование разных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Ознакомление с правилами правописания и их применение:
приставки, оканчивающиеся на з, с;
соединительные гласные о, е в сложных словах;
непроверяемые гласные и согласные в корне слова (словарные слова, определенные программой)2;
буквы о, ё после шипящих в корнях слов;
буквы и, ы после ц в различных частях слов;
суффиксы имен существительных –ок, -ец, -иц, сочетания ичк, ечк, инк, енк;
мягкий знак после шипящих на конце имён существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных;
безударные гласные в падежных окончаниях имен существительных на -ий, -ия, -ие;
буквы о, е в окончаниях имен существительных после шипящих и ц;
безударные гласные в падежных окончаниях имен прилагательных;
раздельное написание предлогов с личными местоимениями;
знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Использование орфографического словаря для определения (уточнения) написания слова. Формирование действия контроля при проверке собственных и предложенных текстов.
III. «Развитие речи» (30 ч)
3.1. Устная речь3
Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи.
Соблюдение норм речевого этикета и орфоэпических норм в ситуациях учебного и бытового общения.
Формулировка и аргументирование собственного мнения и позиции в диалоге и дискуссии.
Умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Умение контролировать (устно координировать) действия партнера при проведении парной и групповой работы.
Соблюдение норм речевого взаимодействия при интерактивном общении (sms-сообщения, электронная почта, Интернет и другие виды и способы связи).
3.2. Письменная речь
Продолжение работы над структурой текста, начатой во 2-ом классе: озаглавливание текстов, написание собственных текстов по заданным заглавиям; корректирование текстов с нарушенным порядком предложений и абзацев; составление плана текста, написание текста по заданному плану.
Определение типов текстов (повествование, описание, рассуждение) и создание собственных текстов заданного типа.
Знакомство с изложением (подробный и выборочный пересказ текста) и сочинением как видами письменной работы.
Знакомство с жанром письма.
Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом правильности, богатства и выразительности письменной речи (с опорой на материал раздела «Лексика», изученного во 2 классе): использование в текстах многозначных слов, синонимов, антонимов, заимствованных cлов, устаревших слов и фразеологизмов.
IV. Резервные уроки (25 ч)
Практическая часть
четверть | Текущий диктант | Итоговый контрольный диктант | Итоговая контрольная работа | Контрольное списывание |
1 | 1 | 1 | 1 | - |
2 | 1 | 1(тест) | 1 | 1 |
3 | 1 | 1 | 1 | 1 |
4 | - | 1 (тест) | 1 | 1 |
За год | 3 | 4 | 4 | 3 |
14 |
3.Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.
№ | Наименование раздела Количество часов | Тема уроков | Количество часов | Дата проведения |
план | факт |
| 1 четверть - 40 часов |
1 | Как устроен наш язык (62 часа) | Повторяем фонетику | 1 | | |
| | Вспоминаем правила написания прописной букв | 1 | | |
| | Фонетический анализ слова | 1 | | |
| | Вспоминаем правила переноса слов | 1 | | |
| | Повторяем признаки и типы текста | 1 | | |
| | Фонетический анализ слова | 1 | | |
| | Повторяем правила обозначения гласных после шипящих | 1 | | |
| | Повторяем состав слова | 1 | | |
| | Повторяем правописание безударных гласных в корне слова | 1 | | |
| | Повторяем признаки и типы текста | 1 | | |
| | Разбор слова по составу | 1 | | |
| | Повторяем правила правописания согласных в корне слова. | 1 | | |
| | Повторяем словообразование | 1 | | |
| | Повторяем правило написания непроизносимых согласных в корне слова. | 1 | | |
| | Текущий диктант« Повторение орфограмм корня» | 1 | | |
| | Работа над ошибками. Текст и его заголовок | 1 | | |
| | Разбор слова по составу и словообразование | 1 | | |
| | Повторяем правописание суффиксов | 1 | | |
| | Повторяем правописание приставок | 1 | | |
| | Заголовок и начало текста | 1 | | |
| | Предложение и его смысл. Слова в предложении | 1 | | |
| | Текущая контрольная работа по теме «Фонетический анализ слова, разбор слова по составу» | 1 | | |
| | Работа над ошибками. Виды предложения по цели высказывания и интонации | 1 | | |
| | Последовательность предложений в тексте | 1 | | |
| | Деление текста на абзацы | 1 | | |
| | Главные члены предложения | 1 | | |
| | Повторяем правописание разделительного твёрдого и разделительного мягкого знаков | 1 | | |
| | Главные члены предложения | 1 | | |
| | Учимся писать приставки | 1 | | |
| | Учимся писать приставки, оканчивающиеся на з- и с- | 1 | | |
| | Подлежащее | 1 | | |
| | Сказуемое | 1 | | |
| | Учимся писать письма | 1 | | |
| | Подлежащее и сказуемое | 1 | | |
| | Учимся писать письма | 1 | | |
| | Второстепенные члены предложения | 1 | | |
| | Обстоятельство. | 1 | | |
| | Итоговая контрольная работа по теме «Простое предложение». | 1 | | |
| | Работа над ошибками. Обстоятельство | 1 | | |
| | Итоговый диктант по теме: «Орфограммы, изученные во 2 классе» | 1 | | |
2 четверть – 39часов |
| | Работа над ошибками. Определение | 1 | | |
| | Учимся писать приставку с-. | 1 | | |
| | Учимся писать письма | 1 | | |
| | Определение | 1 | | |
| | Учимся писать слова с двумя корнями | 1 | | |
| | Запоминаем соединительные гласные о и е. | 1 | | |
| | Учимся писать письма | 1 | | |
| | Дополнение | 1 | | |
| | Дополнение | 1 | | |
| | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. | 1 | | |
| | Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корне слова. | 1 | | |
| | Учимся писать письма | 1 | | |
| | Однородные члены предложения | 1 | | |
| | Текущая контрольная работа по теме : «Члены простого предложения» | 1 | 23.11 | |
| | Работа над ошибками. Учимся обозначать звук ы после звука ц | 1 | 26.11 | |
| | Однородные члены предложения | 1 | 27.11 | |
| | Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | 28.11 | |
| | Текущий диктант по темам :«Правописание слов, образованных сложением», «Буквы о и ё после шипящих», «Буква ы после ц» | 1 | 29.11 | |
| | Работа над ошибками. Учимся писать письма | 1 | 30.11 | |
| | Однородные члены предложения | 1 | 03.12 | |
| | Однородные члены предложения | 1 | 04.12 | |
| | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | 1 | 05.12 | |
2. | Правописание 53 часа | Учимся ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами предложения. | 1 | 06.12 | |
| | Учимся писать письма | 1 | 07.12 | |
| | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | 10.12 | |
| | Повторение | 1 | 11.12 | |
| | Итоговая контрольная работа по теме: «Однородные члены предложения» | 1 | 12.12 | |
| | Работа над ошибками. Части речи. | 1 | 13.12 | |
| | Самостоятельные и служебные части речи | 1 | 14.12 | |
| | Повторение | 1 | 17.12 | |
| | Имя существительное | 1 | 18.12 | |
| | Повторение Подготовка к итоговому диктанту | 1 | 19.12 | |
| | Итоговый контрольный диктант за 1 полугодие по теме « Части речи» | 1 | 20.12 | |
| | Работа над ошибками. Род имён существительных | 1 | 21.12 | |
| | Контрольное списывание. | 1 | 24.12 | |
| | Род имён существительных | 1 | 25.12 | |
| | Учимся писать изложение | 1 | 26.12 | |
| | Число имён существительных | 1 | 27.12 | |
| | Число имён существительных | 1 | 28.12 | |
3 четверть – 49 часов |
| | Учимся писать изложение | 1 | 14.01 | |
| | Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных | 1 | 15.01 | |
| | Правописание мягкого знака после шипящих у имён существительных | 1 | 16.01 | |
| | Изменение имён существительных по числам | 1 | 17.01 | |
| | Изменение имён существительных по числам | 1 | 18.01 | |
| | 2 часть Учимся писать изложение | 1 | 21.01 | |
| | Изменение имен существительных по падежам | 1 | 22.01 | |
| | Падежи имен существительных | 1 | 23.01 | |
| | Падежи имен существительных | 1 | 24.01 | |
| | Учим слова с удвоенными согласными в корне | 1 | 25.01 | |
| | Учимся писать письма | 1 | 28.01 | |
| | Падеж имен существительных | 1 | 29.01 | |
| | Учимся писать суффикс -ок- в именах существительных | 1 | 30.01 | |
| | Падеж имён существительных | 1 | 31.01 | |
| | Учимся писать суффиксы -ец- и -иц- в сочетаниях -ичк- и -ечк- | 1 | 01.02 | |
| | Работа с текстом | 1 | 04.02 | |
| | Склонение имён существительных. | 1 | 05.02 | |
| | Учимся писать сочетания -инк- и -енк- | 1 | 06.02 | |
| | Текущий диктант "Правописание существительных" | 1 | 07.02 | |
| | Работа над ошибками. Склонение имён существительных | 1 | 08.02 | |
| | Правописание безударных окончаний имен существительных первого склонения | 1 | 11.02 | |
| | Работа с текстом | 1 | 12.02 | |
| | Склонение имён существительных | 1 | 13.02 | |
| | Итоговая контр. работа по теме: «Склонение имён сущ –ных» " | 1 | 14.02 | |
| | Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний имён существительных 1-го склонения | 1 | 15.02 | |
| | Имена существительные одушевленные и неодушевлённые | 1 | 18.02 | |
| | Учимся писать безударные окончания имён существительных 2-го склонения | 1 | 19.02 | |
| | Учимся писать изложение | 1 | 20.02 | |
| | Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые | 1 | 21.02 | |
| | Имена существительные собственные и нарицательные | 1 | 22.02 | |
| | Учимся писать безударные скончания имён существительных 2-го склонения | 1 | 25.02 | |
| | Правописание гласных в окончаниях имен существительных после шипящих и ц | 1 | 26.02 | |
| | Учимся писать изложение | 1 | 27.02 | |
| | Способы образования имён существительных | 1 | 28.02 | |
| | Способы образования имен существительных | 1 | 01.03 | |
| | Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения | 1 | 04.03 | |
3. | Развитие речи 30 часов | Учимся писать безударные окончания имен существительных 3-го склонения | 1 | 05.03 | |
| | Учимся писать изложение | 1 | 06.03 | |
| | Закрепление. Правописание безударных окончаний существительных 1, 2 , 3 склонения | 1 | 07.03 | |
| | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | 11.03 | |
| | Итоговый контрольный диктант за 3 четверть " Правописание изученных орфограмм" | 1 | 12.03 | |
| | Работа над ошибками. Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных l-го, 2-го и 3-го склонения | 1 | 13.03 | |
| | Контрольное списывание | 1 | 14.03 | |
| | Имя прилагательное | 1 | 15.03 | |
| | Правописание окончаний имен существительных множественного числа | 1 | 18.03 | |
| | Имя прилагательное | 1 | 19.03 | |
| | Повторение по теме "Отличительные особенности предложения и текста. Текст повествования с элементами описания". | 1 | 20.03 | |
| | Повторяем правописание безударных окончаний имён существительных | 1 | 21.03 | |
| | Имя прилагательное | 1 | 22.03 | |
4 четверть – 42 часа |
| | Правописание имен существительных на -ий, ия-, -ие- | 1 | 01.04 | |
| | Правописание имен существительных на -ий, ия-, -ие- | 1 | 02.04 | |
| | Повторение правописания безударных окончаний имён существительных. | 1 | 03.04 | |
| | Качественные имена прилагательные | 1 | 04.04 | |
| | Итоговый тест Качественные имена прилагательные | 1 | 05.04 | |
| | Обучающее изложение с элементами сочинения | 1 | 05.04 | |
| | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | 08.04 | |
| | Учимся писать изложение (обучающее) | 1 | 09.04 | |
| | Правописание окончаний имён прилагательных. | 1 | 10.04 | |
| | Правописание окончаний имён прилагательных | 1 | 11.04 | |
| | Краткая форма качественных прилагательных | 1 | 12.04 | |
| | Правописание окончаний имен прилагательных | 1 | 15.04 | |
| | Контрольное списывание по теме: « Окончания имён прилагательных» | 1 | 16.04 | |
| | Работа над ошибками. Учимся писать сочинение | 1 | 17.04 | |
| | Относительные имена прилагательные | 1 | 18.04 | |
| | Правописание относительных имен прилагательных | 1 | 19.04 | |
| | Как образуются относительные имена прилагательные | 1 | 22.04 | |
| | Правописание относительных прилагательных | 1 | 23.04 | |
| | Правописание относительных прилагательных | 1 | 24.04 | |
| | Сочинение на тему: «Моя история» | 1 | 25.04 | |
| | Притяжательные имена прилагательные | 1 | 26.04 | |
| | Правописание притяжательных прилагательных | 1 | 29.04 | |
| | Повторение | 1 | 30.04 | |
| | Повторяем фонетику и состав слова | 1 | 06.05 | |
| | Текущая контрольная работа по теме "Имя прилагательное" | 1 | 06.05 | |
| | Анализ работы. Работа над ошибками | 1 | 07.05 | |
| | Правописание краткой формы имён прилагательных | 1 | 08.05 | |
| | Местоимение | 1 | 13.05 | |
| | Работа с текстом | 1 | 14.05 | |
| | Личные местоимения | 1 | 15.05 | |
| | Личные местоимения | 1 | 16.05 | |
| | Правописание местоимений с предлогами | 1 | 17.05 | |
| | Закрепление пройденного. | 1 | 20.05 | |
| | Итоговая контрольная работа "Проверка уровня ЗУН за 3 класс" | 1 | 21.05 | |
| | Работа над ошибками. Как изменяются местоимения | 1 | 22.05 | |
| | Правописание местоимений с предлогами | 1 | 23.05 | |
| | Как изменяются местоимения | 1 | 24.05 | |
| | Повторение пройденного. | 1 | 27.05 | |
| | Итоговый диктант за год "Правописание изученных в 3 классе орфограмм" | 1 | 28.05 | |
| | Анализ диктантов. Работа над ошибками | 1 | 29.05 | |
| | Правописание местоимений с предлогами | 1 | 30.05 | |
| | Повторение правописания изученных орфограмм | 1 | 31.05 | |
1
2
3