СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №6
«Рассмотрено»: на заседании ШМО учителей Протокол №____ «____» _________ 2016г
| «Согласовано» Зам директора по УВР
Е.Н.Рыбакова «____» _________ 2016г
| «Утверждаю» Директор МБОУ «СОШ №6»
__________Е.Б.Комисаренко «____» _________ 2016г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «Русский язык» для 8 класса
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Лыхина Е.В.
г.Югорск
2016г.
Содержание программы: Стр.
Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………..…...3
1.1.Основная цель курса учебного предмета «Русский язык» ………… ………………………………………...3
1.2.Изучение учебного предмета «Русский язык» должно обеспечить…………….…………………...………..3
1.3.Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»……………………………………….…….….…4
1.4.Место учебного предмета «Русский язык» в учебном плане……………………………………….………...5
2. Результаты обучения по курсу «Русский язык» в 8 классе………………………………………………………………..6
3. Содержание разделов курса ………………….…………………………………………………..……………………………8
4. Требования к уровню подготовки выпускников………………………………………………………………………….…11 5. Тематическое или календарно –тематическое планирование……………………………………………….……….…... 146. Система оценивания…………………………………………………………………………………….……….………....31
6.1. Оценивание устных ответов …..…………………………………………………………………..…………...31
6.2. Оценивание диктантов………….. …………………………………………………………….…..…………...32
6.3. Оценивание сочинений и изложений………………………………………………………………………….34
6.4. Оценивание тестов……………………………………………………………………………………………...34
7.Учебно – методическое и материально техническое обеспечение…………………………………………………………35 8. Приложение ……………………………………………………………………………………………………………………..38
Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312.
За основу рабочей программы взята авторская программа по русскому языку для 5 – 9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н.М.Шанского, которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по русскому языку и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Просвещение», 2011 год
Основная цель курса «Русский язык»
Курс русского языка основного общего образования направлен на достижение следующих целей:
• воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
• развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
• освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета;
• обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
• формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
• применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Изучение курса «Русский язык» должно обеспечить:
формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции учащихся.
Коммуникативная компетенция (осведомлённость в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе решения следующих практических задач:
формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);
овладение нормами русского литературного языка;
обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
обучение умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе решения следующих познавательных задач:
формирование у учащихся научно – лингвистического мировоззрения, вооружения их основами знаний о родном языке (его устройстве и функционировании);
развитие языкового и эстетического представления о прекрасном в языке и речи.
Лингвистическая компетенция – это знания учащихся о самой науке «Русский язык», её разделах, целях научного изучения языка, элементарные сведения о её методах, этапах развития, о выдающихся учёных, сделавших открытия в изучении родного языка.
Общепредметными задачами работы по русскому языку являются:
воспитание учащихся средствами данного предмета;
развитие их логического мышления;
обучение школьников умению самостоятельно пополнять знания по русскому языку;
формирование общеучебных умений (работа с книгой, со справочной литературой, совершенствование навыков чтение и т.д.).
Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»
В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенций: коммуникативной, культуроведческой и лингвистической В соответствии с этим выделены основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета Русский язык.
Языковая компетенция (т.е. осведомленность учащихся в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линии развития учащихся средствами предмета).
– Формирование у учащихся чувства языка.
– Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность учащихся в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений (линий развития).
– Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью мы понимаем способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность – это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, аде-кватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения), и умение понимать и анализировать художественный текст.
– Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
– Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
– Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
– Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать её посред-ством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся учёных-лингвистах.
Культуроведческая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира
В 8 классе изучается курс синтаксиса русского языка.
Материал излагается линейно и линейно-ступенчато.
Главные принципы построения этого курса – системность и функциональность. Основные понятия – языковая система и ее реализация в речи.Осуществляется расширение активного и пассивного словаря учащихся, дальнейшее овладение ими грамматическим строем русского языка, системой функциональных разновидностей речи, навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
Место курса «Русский язык» в учебном плане.
На изучение предмета отводится 3 часа; итого 105 часов за учебный год
Содержание | Кол-во часов | Развитие речи | Контрольные работы |
Функции русского языка в современном мире Повторение пройденного в 5-7 классах | 10 | 2 | 1 |
Синтаксис словосочетания | 2 |
|
|
Синтаксис простого предложения | 4 | 1 |
|
Главные члены предложения | 8 | 2 |
|
Второстепенные члены предложения | 8 | 2 | 1 |
Простое односоставное предложение | 12 | 2 | 1 |
Неполное предложение | 2 |
|
|
Однородные члены предложения | 15 | 2 | 1 |
Обращения, вводные слова. | 12 | 2 |
|
Обособленные члены предложения | 20 | 2 | 1 |
Прямая и косвенная речь | 7 | 1 |
|
Повторение | 5 |
| 1 |
Итого | 105 |
|
|
2. Результаты обучения по курсу «Русский язык» в 8 классе
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования являются:
- представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;
- понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
- усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
- освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и её основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и осо-бенности употребления в речи;
- овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;
- опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;
- проведение различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определённым функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;
- понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;
- осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;
- владение всеми видами речевой деятельности:
- адекватное понимание информации устного и письменного сообщения;
- владение разными видами чтения;
- адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров;
- способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой;
- овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему; умение вести самостоятельный поиск информации, её анализ и отбор;
- умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
- способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;
- умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с разной степенью свёрнутости;
- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учётом замысла, адресатами ситуации общения;
- соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;
- применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам, применять полученные знания, умения и навыки анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);
- коммуникативно- целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какой-либо задачи, участия в спорах, обсуждениях; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.
3. Содержание разделов курса «Русский язык»
Введение (1 ч)
Функции русского языка в современном мире
Повторение изученного в 5-7 классах (9 ч)
Фонетика. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи. Развитие речи (сочинение по картине).
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
Словосочетание (2ч)
Повторение материала о словосочетании, пройденного в 5 классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (Глагольное, именное, наречное).
Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
Простое приложение (4ч)
Повторение пройденного материала о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении.
Описание архитектурных памятников как вид текста; структура текста, его языковые особенности.
Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения (8ч)
Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение материала изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым. Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием. Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
Простые двусоставные предложения. Второстепенные члены предложения (8 ч)
Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное). Сравнительные оборот; знаки препинания при нем.
Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
Простые односоставные предложения (12ч)
Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные). Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами. Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
Рассказ на свободную тему.
Неполные предложения (2 ч)
Понятие о неполных предложениях. Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
Однородные члены предложения(15 ч)
Повторение изученного материала об однородных членах-предложения. |Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях. Вариативность постановки знаков препинания.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими при однородных членах.
Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
Обособленные члены предложения (20 ч)
Понятие об обособлении. Обособленные определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид обособленного члена предложения. Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
Обращения, вводные слова междометия (12ч)
Повторение изученного материала об обращении. Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания. Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Публичное выступление на общественно значимую тему.
Прямая и косвенная речь (7 ч)
Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании. Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
Повторение и систематизация изученного в 8 классе (5 ч)
Повторение тем «Словосочетание», «Односоставные предложения», «Двусоставные предложения», «Предложения с обособленными членами», «Вводные слова и предложения».
4. Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса.
Учащиеся должны знать:
определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил, обосновывать свои ответы и приводить нужные примеры.
К концу 8 класса должны овладеть следующими умениями и навыками:
производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
составлять простые односоставные и двусоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами, обращениями;
пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, находить орфографические ошибки и исправлять их, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 5 классе.
ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать свой выбор, расставлять знаки препинания в соответствии с изученными правилами. Ставить знаки препинания в простых предлжениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращении, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять стиль и тип текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания, сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Использование приобретённых знаний
- при написании сочинений;
- при выстраивании диалога и монолога;
- при подготовке и сдаче ГИА и ЕГЭ.
Учащиеся должны знать/уметь:
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 8 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ:
Аудирование:
- понимать основное содержание небольшого по объёму научно- учебного и художественного текста, воспринимаемого на слух;
- выделять основную мысль, структурные части исходного текста.
Чтение:
- владеть техникой чтения;
- выделять в тексте главную и второстепенную информацию;
- разбивать текст на смысловые части и составлять простой план;
- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного текста;
- владеть ознакомительным и изучающим видами чтения;
- прогнозировать содержание текста по заголовку, названию параграфа учебника;
- извлекать информацию из лингвистических словарей разных видов;
- правильно расставлять логические ударения, паузы;
- выбирать уместный тон речи при чтении текста вслух.
Говорение:
- доказательно отвечать на вопросы учителя;
- подробно и сжато излагать прочитанный текст, сохраняя его строение, тип речи
- создавать устные высказывания, раскрывая тему и развивая основную мысль;
- выражать своё отношение к предмету речи с помощью разнообразных языковых средств и интонации.
Письмо:
- подробно и сжато пересказывать тексты разных типов речи;
- создавать письменное высказывание разных типов речи;
- составлять план сочинения и соблюдать в процессе письма;
- определять и раскрывать тему и основную мысль высказывания;
- делить текст на абзацы;
- писать небольшие по объёму тексты (сочинения-миниатюры разных стилей, в том числе и научного);
- пользоваться разными видами словарей в процессе написания текста;
- выражать своё отношение к предмету речи;
- находить в тексте типовые фрагменты описания, повествования, рассуждения;
- подбирать заголовок, отражающий основную тему и основную мысль текста;
- использовать элементарные условные обозначения речевых ошибок (ошибки в выделении абзаца, неоправданный повтор слов, неправильное употребление местоимений, избыточная информация и др.);
- исправлять недочёты в содержании высказывания и его построении.
Фонетика и орфоэпия:
- выделять в слове звуки речи; давать им фонетическую характеристику;
- различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы;
- использовать элементы упрощенной транскрипции для обозначения анализируемого звука и объяснения написания слова;
- находить в художественном тексте явления звукописи;
- правильно произносить гласные, согласные звуки и их сочетания в слове, а также наиболее употребительные слова и формы изученных частей речи;
- работать с орфоэпическим словарём.
Графика:
- правильно произносить названия букв русского алфавита;
- свободно пользоваться алфавитом, работая со словарями;
- проводить сопоставительный анализ звукового и буквенного состава слова.
Морфемика:
- выделять морфемы на основе смыслового анализа слова;
- подбирать однокоренные слова с учётом значения слова;
- учитывать различия в значении однокоренных слов, вносимые приставками и суффиксами;
- пользоваться словарём значения морфем и словарём морфемного строения слов;
- объяснять особенности использования слов с эмоционально-оценочными суффиксами в художественных текстах.
Лексикология:
- объяснять лексическое значение слов разными способами (описание, краткое толкование, подбор синонимов, антонимов, однокоренных слов);
- пользоваться толковым словарём для определения и уточнения лексического значения слова, словарями синонимов, антонимов;
- распределять слова на тематические группы;
- употреблять слова в соответствии с их лексическим значением;
- различать прямое и переносное значение слов;
- отличать омонимы от многозначных слов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово;
- находить в тексте выразительные приёмы, основанные на употреблении слова в переносном значении;
- владеть наиболее употребительными оборотами русского речевого этикета;
- использовать синонимы как средство связи предложений в тексте и как средство устранения неоправданного повтора.
Морфология:
- различать части речи;
- правильно указывать морфологические признаки имён существительных, прилагательных, глаголов;
- уметь склонять, спрягать, образовывать формы времени и т.п.;
- правильно, уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи.
Орфография:
- находить орфограммы в морфемах;
- группировать слова по видам орфограмм;
- владеть правильным способом подбора однокоренных слов, а также приёмами применения изученных правил орфографии;
- устно объяснять выбор написания и использования на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать слова на изученные правила.
Синтаксис и пунктуация:
- выделять словосочетания в предложении;
- определять главное и зависимое слово;
- составлять схемы словосочетаний изученных видов и конструировать словосочетания по заданной схеме;
- выделять основы предложений с двумя главными членами;
- конструировать предложения по заданным типам грамматических основ;
- характеризовать предложения по цели высказывания, наличию или отсутствию второстепенных членов, количеству грамматических основ;
- составлять простые и сложные предложения изученных видов;
- соблюдать верную интонацию конца предложений;
- опознавать предложения, осложнённые однородными членами, обращениями, вводными словами;
- находить, анализировать и конструировать предложения с прямой речью;
- владеть правильным способом действий при применении изученных правил пунктуации;
- устно объяснять постановку знаков препинания в предложениях (в изученных синтаксических конструкциях) и использовать на письме специальные графические обозначения;
- самостоятельно подбирать примеры на изученное пунктуационное правило.
5. Тематический план по русскому языку в 8 классе
| Тема | Кол-во часов | Цель и задачи раздела | Компетенции | Понятийный аппарат | Знания и умения | Формы и методы работы | Система оценивания |
1 2
3
| Введение Повторение пройденного в 5-7 классах.
Словосочетание.
| 1 9/2/1
2 |
Повторение изученного в разных разделах науки о языке.
Продолжить формирование умений отвечать на поставленные вопросы, объяснять и обозначать орфограммы, формулировать правила, приводить примеры на данные правила, строить схемы, анализировать текст.
Воспитывать интерес к учебе, понимание значимости учения, знания русского языка.
Повторение пройденного о словосочетании в 5 классе. Познакомить со связью слов в словосочетании, с видами словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова. Продолжить формирование умений анализировать задание, аргументированно объяснять решение, составлять схемы, план материала, приводить примеры, дополнять ответ товарища, корректировать ответ, работать со словарем: объяснять значение слова, составлять аннотацию, рассказ, предложения … Воспитание гражданственности. |
Формирование КК: умение вести диалог, слушать и слышать, отстаивать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
Формирование УПК: отвечать на вопросы, излагать материал своими словами, составлять схемы, таблицы по заданию.
Формирование ИК: уметь бегло выборочно читать, составлять план прочитанного, находить в тексте ответы на проблемные вопросы, вопросы учебника.
Формирование Ц-СК: уметь брать на себя ответственность , принимать решения не только за себя, но и за других. |
Фонетика.
Графика. Орфография. Морфемика. Словообразование.
Лексика.
Фразеология.
Морфология.
Текст. Стили речи. Тема. Идея. Основная мысль. Композиция. Описание. Колорит. Архитектура. Зодчество. Орнамент. Апофеоз.
Словосочетание.Главное слово. Зависимое слово.
Согласование.
Управление.
Примыкание. Вид связи слов. Синонимичные словосочетания.
Традиция.
Стипендия.
.Преданность.
|
Знать: разделы науки о языке, основные термины, их значение, правила, обозначение орфограмм, порядок разбора текста.
Уметь: обозначать орфограммы, объяснять их графически, выполнять упражнение по заданию, производить анализ текста, рассказывать теоретический материал с использованием таблицы, схемы, алгоритма.
Знать: что такое словосочетание, отличие от слова и предложения, виды словосочетаний, типы, основные понятия, синтаксический разбор словосочетания. Уметь: правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении, использовать в речи синонимичные словосочетания, составлять словосочетания по заданию, распространять их, производить синтаксический разбор словосочетаний. |
Обще классная
Парная
Индивидуальная
Групповая
Дифференцированная
Обще классная
Обще классная
Обще классная
Обще классная
Групповая
Групповая
Дифференцированная
Коллективная
|
Упр.1 по заданию.
Упр.9 выборочный диктант.
Упр. 13. Составление таблицы и устного сообщения на тему «Употребление ь знака после шипящих». Выступление с рефератами, сообщениями на тему «В мире лексики и фразеологии».
Упр.44 составл.схем. Сочинение по картитне Машкова «Золотая осень». Упр.59. Устный рассказ по иллюстрации.
Составить схему материала и связный рассказ по схеме. Связный рассказ по упр.70.
Самостоятельная работа по упр.74. Анализ текста упр.78. Упр.80. По заданию учителя.
Тест. |
4 | Синтаксис простого предложения. | 4/1/- | Повторение пройденного о предложении, его грамматической основе. Познакомить с особенностями связи подлежащего и сказуемого, с порядком слов в предложении.
Продолжить формировать умения выполнять упражнения по заданию, приводить примеры, объяснять их, опираясь на материал учебника, составлять различные виды планов, конспектировать материал, выполнять различные виды списываний, составлять тексты различных типов.
Воспитывать любовь к искусству, знание русских художников и их творчество.
| Формирование КК: уметь создавать тексты различных типов: повествование, рассуждение, описание. Уметь пользоваться языковыми клише, использовать средства художественной выразительности языка.
Формирование У-ПК: уметь общаться с окружающими, выделить проблему и предложить ее решение. | Грамматическая основа.
Простые предложения.
Сложные предложения.
Двусоставные.
Односоставные.
Распространенные.
Нераспространенные.
Предложения по цели высказывания.
Логическое ударение. Прямой порядок слов. Обратный порядок слов. Архитектура. Памятник. Описание. Фрагмент. | Знать: строение и грамматическое значение предложений, типы предложений по интонации, односоставные и двусоставные предложения, о согласованных и несогласованных сказуемых.
Уметь: выразительно читать предложения, обозначать грамматические основы, расставлять знаки препинания, определять предложения по цели высказывания, делать синтаксический разбор предложений, составлять предложения. | Обще классная
Групповая
Парная
Коллективная Групповая
Индивидуальная
Дифференцированная Групповая
Групповая
Обще классная | Учебник.Стр.40-41. Сост. плана и сообщение по плану.
Упр.85. По заданию учителя.
Упр.88. Выборочный диктант.
Самостоятельная работа. Упр.93. Анализ текста.
Словарная работа.
Описание памятника города. |
5 | Главные члены предложения. | 8/2/ | Повторить пройденное о подлежащем, познакомить со способами выражения подлежащего. Повторить изученное о глаголе. Познакомить с типами сказуемого. Расширить знания учащихся о постановке тире между подлежащим и сказуемым. Продолжить формирование умений работать с учебником: составлять план, конспект, сообщение, таблицу, схему, умения аргументировать ответ, работать с текстом, создавать разные тексты.
Воспитывать уважение и интерес к истории своего города, округа. | Формирование ИК: умение составлять схемы, таблицы, опорные конспекты, различные виды планов.
Формирование У-ПК: умение обдумывать, рассуждать, сравнивать, придумывать, творить, отвечать на вопросы, задавать их. | Подлежащее.
Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое.
Составное именное сказуемое.
Тире. Конгресс.
Карнавал.
Иллюминация.
Комиссия.
Комитет. | Знать: способы выражения подлежащего, сказуемого, типы сказуемого, условия постановки тире между подлежащим и сказуемым.
Уметь: обозначать грамматическую основу предложений, указывать, чем она выражена, составлять схемы предложений, называть орфографические правила, уметь обозначать орфограммы, расставлять знаки препинания, анализировать текст. | Обще классная
Индивидуальная Групповая
Парная
Обще классная
Дифференцированная
Групповая Обще классная
Обще классная
| Сообщение о подлежащем и сказуемом, способом их выражения.
Рассказ о видах сказуемого. Упр.153. Выборочный диктант. Самостоятельная работа
|
6
7
8
9
10
| Второстепенные члены предложения.
Простые односоставные предложения.
Неполные предложения.
Однородные члены предложения.
Обращения, вводные слова и междометия.
Обособленные члены предложения. | 8/2/1
12/2/1
2
15/2/1
12/2/-
20/2/1 | Повторение изученного о второстепенных членах предложения. Расширить знания учащихся о дополнении, определении, приложении и обстоятельстве.
Продолжить формирование умений отвечать на поставленные вопросы, задавать вопросы, выполнять различные виды письменных работ, работать со словарями, пользоваться при ответах таблицами ,схемами, примерами, работать с иллюстрациями русских художников, с текстами художественной литературы. Воспитывать интерес к учебе. Воспитание интереса к предмету , сознание значимости учения.
Познакомить с группами односоставных предложений.
Продолжить формировать умения работать с текстом: строить план, озаглавливать текст, определять тему, основную мысль, стиль речи и тип текста; умение составлять собственный текст разных стилей и типов. Воспитание внимания к окружающему миру, людям. Определение своего места в обществе.
Повторение изученного об однородных членах предложения. Расширить знания учащихся об однородных членах предложения и знаках препинания при них. Продолжить формирование умений работать с теоретическим материалом: читать, выделять главное, составлять конспект, план, сжимать и расширять информацию. Развивать умения пересказывать текст, находить средства связи предложений в тексте, списывать текст, расставляя знаки препинания, комментировать написанное.
Воспитывать любовь к земле, природе, желание ее защитить, сберечь.
Повторить изученное об обращении. Расширить сведения учащихся об обращении и знаках препинания при нем. Познакомить учащихся с вводными словами и вставными конструкциями, междометиями и знаками препинания при них.
Продолжить формирование умений над монологической и диалогической речью.
Воспитание интереса к истории, литературе, искусству.
Дать понятие об обособлении, познакомить с обособлением определений и приложений, обстоятельств, уточнении как виде обособленного члена предложения. Расширить знания учащихся о постановке знаний препинания при обособленных членах предложения.
Продолжить формирование умений работы с текстом: давать характеристику человека, строить данный текст, знать его языковые особенности.
Воспитывать силу духа и силу воли, способность справляться с трудностями, препятствиями, не останавливаться на достигнутом.
| Формирование КК: уметь брать на себя ответственность при работе в группе, выступать с сообщениями, подготовить различные письменные работы, выполнять словарные работы на уроке.
Формирование Ц-СК: стремиться довести начатое дело до конца.
Формирование ИК: умение выборочно читать, пользоваться дополнительной литературой на уроке, составлять памятки, аннотации, из текста выделять главное и преподносить в компактном виде.
Формирование КК: умение орфографически грамотно записывать свои мысли; умение создавать тексты разных типов, умение пользоваться языковыми клише, использовать средства художественной выразительности.Формирование У-ПК: умение обдумывать, рассуждать, сравнивать. Уметь Объяснять связи между понятиями, Излагать материал своими словами, убеждать в собственной позиции. Формирование Ц-СК: уметь ориентироваться в событиях, происходящих в стране и мире, знать законы природы и законы общества, уметь выстраивать свою жизнь в соответствии с этими законами. Формирование С-ТК: уметь вести себя в обществе, исполнять роль гражданина. Формирование КК: Умение выражать свои мысли, понимать и быть понятым.
Формирование ИК: уметь грамотно, лаконично выражать свои мысли, использовать при ответе схемы, таблицы, рисунки. Уметь работать со словарями, справочниками, рисунками. Формирование У-ПК: уметь участвовать в диалоге, выступать перед товарищами, общаться с окружающими.
Формирование КК: уметь работать в группе, быть консультантом, экскурсоводом. Формирование У-ПК: уметь оценивать материал, формулировать свою позицию к данной проблеме, определять значимость материала для себя.
Формировать ИК: уметь свернуть информацию в компактном виде, уметь выполнять опережающие задания по составлению текстов, сообщений, рефератов, на заданную тему.
| Второстепенные члены.
Определение.
Дополнение.
Обстоятельство.
Приложение.
Прямое дополнение.
Косвенное дополнение.
Согласованное определение.
Несогласованное определение.
Виды обстоятельств.
Сравнительный оборот.
Рассказ. Элементы сюжета.
Дефис.
Вступление.
Ремонт.
Реставрация.
Односоставные предложения. Двусоставные предложения. Определенно-личные. Неопределенно-личные. Безличные. Назывные.
Неполные.. Свободная тема. Заметка. Заглавие.План. Диалог. Галерея. Однородные и Неоднородные Определения. Сочинительные союзы. Соединительные Разделительные Противительные союзы. Обобщающие слова.
Обращение. Вводные слова. Вставные конструкции. Вводные предложения. Лауреат. Дебют. Фантазия. Воображение.
Обособленные члены.
Обособленные определения.
Обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства.
Маневр.
Маневрировать.
Панорама.
Консерватория.
Концерт.
Беллетристика.
Впечатление.
| Знать: прямое и косвенное дополнение, несогласованное определение, о приложении как разновидности определения, постановку знаков препинания при приложении, виды обстоятельств, сравнительный оборот и знаки препинания при нем.
Уметь: обозначать второстепенные члены предложения, аргументировать свой ответ, составлять предложения, расставлять знаки препинания, отвечать на поставленные вопросы, создавать мини-тексты, объяснять и обозначать различные орфограммы, составлять план, конспект, схему, алгоритм.
Знать: Основные группы односоставных предложений, их отличительные признаки, об употреблении их в речи, строение рассказа, признаки текста, художественно – изобразительные средства языка. Уметь: находить односоставные предложения, обозначать грамматическую основу, сравнивать предложения, находить их различие, определять тип, аргументировать свой ответ, пользовать двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами, уметь пользоваться назывными предложениями . Знать: какие члены предложения называются однородными, группы сочинительных союзов, различие однородных и неоднородных определений, условия постановки знаков препинания при однородных членах, обобщающих словах. Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах, конструировать предложения с однородными членами, расставлять знаки препинания, строить схемы, создавать тексты разных типов, анализировать текст.Знать: об условиях постановки знаков препинания при обращении, вводных словах и междометиях, о роли их в речи. Уметь: интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и междометиями, умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами, умение употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
Знать: какие члены предложения могут быть обособленными, условия обособления, постановку знаков препинания при обособлении, синтаксический разбор предложений с обособленными членами.
Уметь: производить синтаксический разбор предложений, различные виды разборов, уметь использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы. Уметь анализировать текст по заданию, по плану, уметь сравнивать, отвечать на поставленные вопросы, интонационно правильно читать
| Обще классная
Индивидуальная
Парная
Обще классная
Дифференцированная
Обще классная
Коллективная Индивидуальная
Групповая
Парная Групповая
Обще классная
Коллективная Парная
Обще классная
Дифференцированная
Групповая
Обще классная Парная Дифференцированная Обще классная Обще классная
Индивидуальная
Парная
Групповая
Дифференцированная
Групповая
Обще классная
Индивидуальная Коллективная Групповая
Индивидуальная
Обще классная
Обще классная
Групповая
Индивидуальная
Коллективная
Групповая
Дифференцированная
Групповая
Индивидуальная
Обще классная
Обще классная
Групповая
Индивидуальная
Дифференцированная
Коллективная
Индивидуальная
Групповая
Обще классная
Дифференцированная
Коллективная
| Анализ текста по заданию учителя.
Сообщение о второстепенных членах предложения, способах выражения и знаках препинания.
Словарная работа, составление, предложений, мини-текстов. Описание знакомой местности.
Составление предложений по иллюстрации
Свободный диктант.
Краткий рассказ об истории своего края
Сообщение по вопросам учебника.
Работа с иллюстрациями, словосочетаниями, предложениями. Сообщение о груп пах односост. предложений.
Анализ текста. Рассказ по началу.
Упр.224. По заданию.
Упр. 225-230.
Упр.234. Контрольное списывание.
Описание иллюстраций.
Словарная Работа. Сочинение по Картине К.Ф.Юона. Выборочный диктант. Упр.244. Создание текстов. Изложение по упр.249.
Анализ текста.
Устные выступле- ния по таблице. Стр.120-121.
Упр.268. Выбор.диктант. Упр.276. Констр.предл.
Анализ текста.
Описание карти- ны по упр.287.
Упр.295. Устная работа с текстом..
Составл. предл., текстов.
Контр. раб.
Учебник. Стр.160-161. Конспект. Упр.364,365. По заданию.
Учеб.литер. «Ревизор» По заданию. Работа с текстом.
Сам..работа. Сост. предложений, текстов.
Доказать тезис «Книги-верные друзья».
Тест.
Работа с теор. материалом: План, схема, табл ица. Упр.300. Выбор.дик.
Упр.310, 311. По заданию.
Сост.текстов По иллюстр.
Упр.221. Сам.работа.
Словар.работа.
Упр.334. По заданию.
Контрол. диктант.
|
11
12
| Прямая и косвенная речь.
Повторение и систематизация изученного материала
Повторение и систематизация пройденного в 8 классе
| 7/1/-
5/1/1
5/-/1 | Повторение изученного о прямой речи и диалоге. Познакомить со способами передачи чужой речи. Закрепить постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге. Дать понятие о цитате и правилах ее цитирования. Продолжить формирование умений сравнивать, анализировать, интонационно правильно читать предложения с прямой речью и диалогом, составлять тексты, аргументировать свои ответы, приводить примеры, использовать схемы.
Повторить и систематизировать изученный материал
| Формировать КК: уметь составлять простые и сложные предложения, задавать вопросы и правильно отвечать на них, умение интонационно правильно оформлять свою речь, умение выражать свои мысли, понимать и быть понятым.
Формирование ИК: уметь выступать перед группой, классом с сообщением, используя таблицы, схемы, рисунки.
Формирование ИК: уметь выступать перед группой, классом с сообщением, используя таблицы, схемы, рисунки. | Прямая речь.
Косвенная речь.
Слова автора.
Чужая речь.
Диалог.
Реплика.
Цитата.
Цитирование.
| Знать: способы передачи чужой речи, что называется прямой речью, правила для передачи прямой речи, что называется косвенной речью, из каких частей состоят предложения с косвенной речью, что называется цитатой, способы цитирования. Уметь: выделять в произношении слова автора, уметь заменять прямую речь косвенной, выразительно читать, видеть стиль автора, называть приемы стиля, писать сравнительную характеристику, анализировать текст.
Знать: разделы науки о языке, основные термины, их значение, правила, обозначение орфограмм, порядок разбора текста. Уметь: обозначать орфограммы, объяснять их графически, выполнять упражнение по заданию, производить анализ текста, рассказывать теоретический материал с использованием таблицы, схемы, алгоритма.
| Обще классная Парная
Групповая
Дифференцированная
Обще классная
Индивидуальная
Парная
Обще классная
Коллективная
Обще классная
Индивидуальная
Парная
Обще классная
Коллективная
| Сообщение на темы: «Прямая речь», «Косвен- ная речь».
Упр.391. Примеры к схе мам. Упр.393. Выбор.дикт. Упр.396. Объяснить знаки препин.
Стр.181. Сост.плана, схе- мы.
Анализ текста. Упр.409. По заданию + словар.раб. Упр.410. По заданию. Сравн. хар-ка двух знак.лиц.
словарный диктант
карточные задания
выборочный диктант
Сочинение повествовательного хар-ра
Работа с учебником
Тест
Самостоятельная работа |
6. Система оценивания
6.1. Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознанности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
6.2. Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается: для 5 класса – 90-100 слов, для 6 класса – 100-110, для7 – 110-120, для 8 – 120-150, для 9 – 150-170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для 5 класса – 15-20, для 6 класса – 20-25 слов, для 7 класса -25-30, для 8 класса – 30-35, для 9 класса – 35-40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 5 классе -12 различных орфограмм и 2-3 пунктограммы, в 6 классе -16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы, в 7 классе -20 различных орфограмм и 4-5 пунктограмм, в 8 классе -24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в 9 классе -24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть в 5 классе – не более 5 слов, в 6-7 классах – не более 7 слов, в 8-9 классах – не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
В написании ы и и после приставок;
В случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 4 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
6. 3. Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 4-8 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения: в 5 классе – 100-150 слов, в 6 классе – 150-200 слов, в 7 классе – 200-2500, в 8 классе – 250-350, в 9 классе – 350-450 слов.
Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в 8 и 9 классов может быть увеличен на 50 слов в связи с тем, что на таких уроках не проводится подготовительная работа.
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в 5 классе – 0,5 – 1,0 страницы, в 6 классе – 1,0 – 1,5, в 7 классе – 1,5 – 2,0, в 8 классе – 2,0 – 3,0, в 9 классе – 3,0 – 4,0. Экзаменационное сочинение – 3-5 листов, медальная работа – 4-5 листов.
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических. Примечание
При оценке сочинения необходимо учитывать
самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
6.4. Оценка тестов
При проведении тестовых работ критерии оценок следующие:
«5» - 90 – 100 %; «4» - 76 – 89 %; «3» - 51 – 75 %; «2»- менее 50 %.
7. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение
Учебник: «Русский язык». Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. М.: Просвещение, 2014
Методическое пособие для учителя:
1. Беляева, О.В., Даценко, О.А. Поурочные разработки по русскому языку для 8 класса/ О.В.Беляева, О.А.Доценко, - Москва «ВАКО», 2009
2. Колчанова, С.С. Поурочные планы по учебнику М.Т.Баранова/ С.С.Колчанова, - Волгоград: Учитель, 2007
Пособия для учащихся:
1. Малюшкин, А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 8 класс/ А.Б,Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010
2. Павлова Т.И. Учимся писать сочинение-рассуждение. Рабочая тетрадь. 5-8 классы/ Т.И.Павлова, - Ростов н/Д: Легион, 2009
3.Сенина, Н.А. Русский язык. Тесты для промежуточного контроля. 8 класс/ Н.А.Сенина, - Ростов н/Д: «Легион», 2009
4. Тростенцова, Л.А. Рабочая тетрадь к учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой «Русский язык. 8 класс»/А.Л.Тростенцова, - Москва, «Экзамен», 2010
Список литературы
Дополнительная литература для учителя:
1. Васильева, Е.В. Открытые уроки по русскому языку: 5-11 класс/ Е.В. Васильева, М.: ООО «5 за знания», 2008
2. Егорова Н.В. КИМы. Русский язык: 8 класс/ Е.В.Егорова, - Москва «ВАКО», 2011
3. Касперская, О.В. Русский язык. 5 -11 классы. Анализ художественного текста: разработки уроков, опорные конспекты/ О.В.Касперская, - Волгоград: Учитель, 2010
4. Кривоплясова, М.Е. Средства и приёмы выразительной речи. 5-9 классы: тренинговые задания на уроках/ М.Е.Кривоплясова, - Волгоград: Учитель, 2007
5. Любичева, Е.В., Болдырёва, Л.И. Учиться языку как искусству. Уроки речевого развития/ Е.В.Любичева, Л.И.Болдырёва, - С-Петербург «Паритет», 2005
6. Малюшкин, А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 8 класс/ А.Б.Малюшкин, - М.: «ТЦ Сфера», 2010
7. Павлова, О.А., Белова, И.В. Работа с текстом на уроках русского языка и литературы: методические материалы/ О.А. Павлова, И.В. Белова, - Белгород: ИПЦ «ПОЛИТЕРРА», 2008
8. Сивокозова, Т.В. Система подготовки к ЕГЭ. Работа с текстом. Упражнения повышенной сложности/ Т.В.Ссивокозова, - Волгоград: Учитель, 2005
9. Цветкова, Г.В. Русский язык. 5 -11 классы: проектная деятельность учащихся/ Г.В.Цветкова, - Волгоград: Учитель, 2009
Пособия для учащихся:
1. Капинос, В.И. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. 8 класс. Русский язык. Основная школа/ В.И. Капинос, - М.: «Интеллект-Центр», 2009
2. Ситникова, Л.Н. Дидактический материал по русскому языку (разрезные карточки для индивидуальной работы). 8 класс/ Л.Н.Ситникова, - Волгоград: Учитель, 2007
Справочная литература
2. Валгина, Н.С., Розенталь, Д.Э., Фомина, М.И. Современный русский язык: Учебник. Под ред. Н.С.Валгиной. Изд.6-е, перераб. и доп./ Н.С.Валгина, Д.Э.Розенталь, М.И.Фомина, - М.: «Логос», 2002
3. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка. Современное написание/ В.И.Даль, - М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001
4. Ефремова, Т.Ф. Толковый словарь словообразовательных единиц русского языка/ Т.Ф.Ефремова, - М.: Русский язык, 1996
6. Махницкая, Е.Ю. Сочинение, отзыв, эссе: пособие для подготовки к экзаменам/ Е.Ю. Махницкая, - Ростов н/Д: «Феникс», 2005
6. Розенталь, Д.Э. Справочник по русскому языку. Орфография и пунктуация/ Д.Э. Розенталь, - М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство Мир и образование», 2008
7. Тихонов, А.Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка: Пособие для учащихся. – 2-е изд., перераб./ А.Н.Тихонов, - М.: «Просвещение», 1991
8. Универсальный словарь по русскому языку, - СПб.: ИГ «Весь», 2009
9. Шанский, Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Под ред. чл.-кор. АН СССР С.Г.Бархударова Изд. 3-е, испр. и доп./ Н.М.Шанский, - М.: «Просвещение», 1975
Мультимедийные пособия
1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов
2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов
3. Электронный репетитор-тренажер «Курс русского языка»
4. Образовательный комплекс «1С: Школа. Академия речевого этикета»
5. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
6. Уроки русского языка Кирилла и Мефодия 5-8 класс
7. Полный мультимедийный курс по русскому языку для 5–8 классов, 40 интерактивных уроков. Кирилл и Мефодий
Интернет-ресурсы
1. Культура письменной речи http://www.gramma.ru
2. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org
3. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru
4. Мир слова русского http://www.rusword.org
5. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru
6. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/
7. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифтыhttp://character.webzone.ru
8. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru
9. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
10. http://rusolimp.kopeisk.ru/
11. http://www.svetozar.ru/
Приложение
1 | Функции русского языка в современном мире. |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
2Повторение пройденного в 5-7 классах | Повторение пройденного. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
3 | Фонетика и графика. Орфография. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
4 | Морфемика и словообразование. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
5 | Лексика и фразеология. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
6 | Морфология. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
7 | Строение текста. Стили речи. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
8 | Р.Р. Сочинение по картине В.В. Мешкова "Золотая осень в Карелии" |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
9 | Р.Р. Сочинение по картине В.В. Мешкова "Золотая осень в Карелии" |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
10 | Контрольная работа по теме "Повторение". |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
11Синтаксис словосочетания | Словосочетание. Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании. |
| |||||||||||||||||||
12 | Синтаксический разбор словосочетания. |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
13Синтаксис простого предложения | Простое предложение. Строение и грамматическое значение предложений. |
|
|
|
| ||||||||||||||||
14 | Интонация предложения. Логическое ударение. |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
15 | Синтаксический разбор простого предложения. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
16 | Р.Р.Описание архитектурных памятников как вид текста. Структура текста, его языковые особенности. |
|
| ||||||||||||||||||
17Главные члены предложения | Простые двусоставные предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
|
|
| |||||||||||||||||
18 | Сказуемое. Простое глагольное сказуемое. |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
19 | Составное глагольное сказуемое. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
20 | Составное именное сказуемое. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
21 | Тире между подлежащим и сказуемым. |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
22 | Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль. |
|
|
| |||||||||||||||||
23 | Р.Р.Публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности. |
|
|
|
| ||||||||||||||||
24 | Р.Р.Публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности. |
|
|
|
| ||||||||||||||||
25Второстепенные члены предложения | Повторение изученного о второстепенных членах предложения. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
26 | Прямое и косвенное дополнение. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
27 | Несогласованное определение. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
28 | Приложение как разновидность определения. |
|
|
|
| ||||||||||||||||
29 | Виды обстоятельств по значению. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
30 | Контрольная работа по теме "Второстепенные члены предложения". |
|
|
|
| ||||||||||||||||
31 | Р.Р. Ораторская речь, ее особенности. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
32 | Р.Р. Публичное выступление об истории своего края. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
33Односоставные предложения | Простые односоставные предложения. Основные группы односоставных предложений. |
|
|
| |||||||||||||||||
34 | Определенно-личные предложения. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
35 | Неопределенно-личные предложения. |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
36 | Безличные предложения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
37 | Безличные предложения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
38 | Назывные предложения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
39 | Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль. |
|
|
| |||||||||||||||||
40 | Повторени е по теме "Простые односоставные предложения" |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
41 | Повторение по теме "Простые односоставные предложения" |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
42 | Контрольная работа по теме "Простые односоставные предложения". |
|
|
|
| ||||||||||||||||
43 | Р.Р. Рассказ на свободную тему. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
44 | Р.Р. Рассказ на свободную тему. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
45Неполное предложение | Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
46 | Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
47Однородные члены предложения | Однородные члены предложения. Повторение изученного. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
48 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
49 | Однородные члены, связанные сочинительными союзами. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
50 | Разделительные знаки препинания между однородными членами. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
51 | Ряды однородных членов предложения. |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
52 | Разделительные знаки препинания между однородными членами. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
53 | Разделительные знаки препинания между однородными членами. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
54 | Обобщающие слова при однородных членах. |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
55 | Двоеточие и тире при обобщающих словах при однородных членах. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
56 | Вариативность постановки знаков препинания. |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
57 | Повторение по теме "Однородные члены предложения" |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
58 | Повторение по теме "Однородные члены предложения" |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
59 | Контрольная работа по теме "Однородные члены предложения" |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
60 | Р.Р. Рассуждение на основе литературного произведения. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
61 | Р.Р. Рассуждение на основе литературного произведения. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
62Обращения, вводные слова | Обращения, вводные слова и междометия. Повторение изученного об обращении. |
|
|
| |||||||||||||||||
63 | Распространенное обращение. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
64 | Выделительные знаки препинания при обращении. |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
65 | Вводные слова. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
66 | Вводные предложения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
67 | Вводные предложения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
68 | Вставные конструкции. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
69 | Междометия в предложении. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
70 | Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. |
|
| ||||||||||||||||||
71 | Одиночные и парные знаки препинания. |
| |||||||||||||||||||
72 | Р.Р. Публичное выступление на общественно значимую тему. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
73 | Р.Р.Публицистическое сочинение о памятнике культуры своей местности. |
|
|
|
| ||||||||||||||||
74Обособленные члены предложения | Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
75 | Обособленные члены предложения. Понятие об обособлении. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
76 | Обособленные определения. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
77 | Обособленные определения. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
78 | Обособленные приложения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
79 | Обособленные приложения. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||
80 | Обособленные обстоятельства. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
81 | Обособленные обстоятельства. |
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||
82 | Уточнение как вид обособленного члена предложения. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
83 | Уточнение как вид обособленного члена предложения. |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
84 | Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. | ||||||||||||||||||||
85 | Выделительные знаки препинания при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения. | ||||||||||||||||||||
86 | Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. |
|
| ||||||||||||||||||
87 | Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. |
|
| ||||||||||||||||||
88 | Повторение по теме "Обособленные члены предложения" |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
89 | Повторение по теме "Обособленные члены предложения" |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
90 | Контрольная работа по теме "Обособленные члены предложения". |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
91 | Работа над ошибками контрольной работы по теме "Обособленные члены предложения". |
|
| ||||||||||||||||||
92 | Р.Р. Характеристика человека как вид текст; строение данного текста, его языковые особенности. |
|
| ||||||||||||||||||
93 | Р.Р. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста. |
|
| ||||||||||||||||||
94Прямая и косвенная речь | Прямая и косвенная речь. Повторение изученного о прямой речи и диалоге. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
95 | Способы передачи прямой речи. Слова автора внутри прямой речи. |
|
|
|
|
| |||||||||||||||
96 | Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. |
|
|
| |||||||||||||||||
97 | Косвенная речь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||
98 | Цитата. Знаки препинания при цитировании. |
|
|
|
|
|
|
| |||||||||||||
99 | Синтаксические синонимы предложения с прямой речью, их текстообразующая роль. |
|
|
| |||||||||||||||||
100 | Р.Р. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста. |
|
| ||||||||||||||||||
101Повторение пройденного | Повторение и систематизация пройденного в 8 классе |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
102 | Повторение и систематизация пройденного в 8 классе |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
103 | Повторение и систематизация пройденного в 8 классе |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
104 | Промежуточная аттестация |
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||
105 | Р.Р. Сочинение повествовательного характера с элементами описания (рассуждения). |
|
|
|
19