СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа СБО для 9д класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа СБО для 9д класса»


Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение

«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»




Рассмотрено

Протокол от «30» августа №1

заседания МО СЭЦ

Согласовано

Протокол от «30» августа №1

заседания НМС

Утверждено

Приказ МБОУ «Саранпаульская СОШ»

от «31» августа156




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



Предмет: Социально-бытовая ориентировка

Класс ____9____


2021-2022 учебный год




Составитель: Вокуева Ирина Николаевна,

учитель технологии




С.п.Саранпауль, 2021 год







Социально бытовая ориентировка

( 9 класс для учащихся с лёгкой умственной отсталостью)

Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год

Пояснительная записка.


  • Рабочая программа составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида./ под редакцией Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В.М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г.

  • Закона РФ « Об образовании в РФ» от 10.07.1992г. № 273 ( в ред. От 21.12.2012г).

  • Учебного плана школы

Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.

Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь

Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.

Задачи предмета социально – бытовая ориентировка:

  • научить воспитанников правилам ведения домашнего хозяйства;

  • сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;

  • коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его к самостоятельной жизни.

Количество учебных часов распределяется:

9 класс 35 часа в год (1 час в неделю)




Пояснительная записка 9 класс Количество часов в неделю – 1 час, в год – 35 часов,

Содержание курса реализуется с помощью учебников, пособий:

1.Картушина Г.Б. «Домоводство»;

2.Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л. и др. «Социально – бытовая ориентировка в специальных (корр.) общеобразовательных учреждениях 8 вида»;

3.Закон о занятости населения в РФ;

4. Картушина Г.Б, Мозговая Г.Г «Технология. Швейное дело»

5.Лабзина А.Я. «Обслуживающий труд, 9 класс

Интеграция с другими предметами:

Русский язык и чтение;

Математика;

География;

Трудовое обучение;


Задачи курса:

  • Формировать умения определения размеров одежды и обуви и выведения пятен с одежды, правил сервировки праздничного стола, приготовить национальные и диетические блюда, отдельные блюда для детей ясельного возраста.

Воспитание культуры поведения: с соседями по коммунальной квартире, правил приёма гостей.

  • Формировать умения пользоваться услугами медицинской помощи, транспорта, торговли, связи, обращаться в отдел кадров, писать заявление автобиографию, расписку, докладную записку.


Задачи: Вырабатывать интерес к предмету путём позитивного настроя.

Прививать чувства уверенности в своих силах.


Содержание программы по СБО 9 КЛАСС.

п/п

Наименование разделов

и тем

Количество

часов

В том числе

Лабораторные,

практические

Экскурсии

1.

Одежда и обувь.

8

3


1.1

Стиль одежды, мода.

1

1


1.2

Обновление одежды (замена мелких деталей).

1

--


1.3

Выбор одежды и обуви при покупке.

1

--


1.4

Определение размера одежды и обуви.

1

--

Экскурсия.

1.5

Средства и правила выведения пятен.

1

--


1.6

Правила т/б при пользовании средствами.

1

1


1.7

Правила стирки изделий из тюля.

1

1


1.8

Моющие средства.

1

--


2.

Жилище.

4

1


2.1

Назначение мебели в квартире.

1

--


2.2

Расстановка мебели. Интерьер.

1

1


2.3

Сохранение жилищного фонда.

1

--


2.4

Правила сохранения жилищного фонда.

1

--

Экскурсия.

3.

Культура поведения.

2

1


3.1

Адекватность поведения в обществе.

1

1


3.2

Прием гостей и правила хорошего тона.

1

--


4.

Питание.

6

6


4.1

Приготовление супов.

1

1


4.2

Приготовление блюд из овощей.

1

--


4.3

Составление меню на день, на неделю

1

1


4.4

Особенности и важность правильного питания.

1

--


4.5

Подбор рецептов, работа с литературой.

1

1


4.6

Сервировка стола.

1

--


5.

Семья.

4

2


5.1

Российская семья, условия создания.

1

--


5.2

Семейные традиции.

1

1


5.3

Распределение обязанностей в семье.

1

--


5.4

Формы организации досуга.

1

1


6.

Транспорт.

2

1


6.1

Назначение авиатранспорта.

1

-


6.2

Аэровокзал. Маршруты.

1

1


7.

Медицина.

4

2


7.1

Инфекционные заболевания.

1

--


7.2

Меры по их предупреждению.

1

1


7.3

Уход за больным, правила и приемы.

1

--


7.4

Документы, подтверждающие нетрудоспособность.

1

1


8.

Учреждения и организации.

2

--


8.1

Предприятия бытового обслуживания.

1

--


8.2.

Назначение предприятий бытового обслуживания

1

-

Экскурсия

9.

Трудоустройство




3

2


9.1.

Учреждения и отделы по трудоустройству. Комиссия по трудоустройству молодежи

1

-

Экскурсия

9.2.

Оформление на работу. Документы и их оформление

1

-


9.3.

Деловые бумаги. Правила составления деловых бумаг

1

-



Всего часов

35







КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС.

п/п п/

Дата

Содержание

программного

материала.

Кол-

во часов

Тип урока

Наглядные

пособия и

оборудование.


Промежуточный

и итоговый контроль.

Практическая часть

(экскурсии).

Одежда и обувь.

1-4.

06.09.21

13.09.21

20.09.21

27.09.21

Стиль одежды, мода.

Обновление одежды (замена мелких деталей).

Выбор одежды и обуви

при покупке в соответст-

вии с назначением

4часа

Урок формирования новых знаний

и умений.

Журналы мод.

Назначение одежды.

Определение собственных размеров одежды и обуви.

5-8.

04.10.21

11.10.21

18.10.21

25.10.21

Средства и правила выведения пятен.

Правила т/б при пользовании средствами.

Правила стирки изделий.

Моющие средства

4 часа

Комбиниро-

Ванный.

Брошюрки с правилами

определения

размеров.

Стиль одежды, мода,

обновление одежды

Экскурсия в магазин.

Жилище.

9-10

08.11.21

15.11.21

Назначение мебели в квар

-тире.

Рациональная расстановка мебели. Интерьер.

2 часа

Урок формирования новых знаний.


Презентация

«Виды жилых

помещений в

квартире».

Виды мебели,

виды покрытия мебели.

Рисование интерьера

квартиры.

11-12

22.11.21

29.11.21

Сохранение жилищного

фонда. Правила сохране-

ния жилищного фонда.

2 часа

Урок формирования новых знаний

и умений.

Презентация

«Виды

жилья».

Какой ремонт

необходимо производить

в квартире?

Экскурсия в комму-

нальное хозяйство.


Словарь: : гарантийный срок, детали одежды, мода, обновление одежды, пятновыводитель, рассрочка, стиль одежды, товарный чек, ярлык.

Культура поведения.

13-14

06.12.21

13.12.21

Адекватность поведения

в обществе. Прием гостей

и правила хорошего тона.


2 часа

Урок формирования новых знаний.


Презентация

«Формы развлечения гостей»

Вежливые слова.

Сюжетно-ролевая игра «В гостях».


Словарь: культура поведения, культура общения, этикет, тактичность.

Питание.

15 -16.

20.12.21

10.01.22

Приготовление 1-х блюд

Приготовление 2-х блюд из овощей

Подбор рецептов для диетического питания.

1 час

1 час

Урок формирования новых знаний

и умений.

Практический

Книги с рецептами

блюд.

Картинки 1-х и 2-х

блюд.

Назовите первые и

вторые блюда

питания

Подбор рецептов

диетического питания.

17–

18.

17.01.22



24.01.22

Составление меню на день, на неделю.


Особенности и важность правильного питания.

1 час



1 час


.

Кому назначается

диетическое питание?

Приготовление супа

вегетарианского.

19 –

20

31.01.22



07.02.22

Подбор рецептов, работа с литературой.


Сервировка стола.

1 час



1 час




Практический.

Книги с рецептами.


.

Приготовление рагу

овощного.

Словарь: авитаминоз, аппетит, гарнир, диета, диетическое питание, микроорганизмы, пищевые вещества, рацион, рациональное питание, сервировка, суп-пюре, язвенная болезнь желудка.


Семья.

21 –

22

14.02.22

21.02.22

Российская семья, условия создания семьи.

Семейные традиции.

2 часа

Урок формирования новых знаний.


Картина «Семья».

Условия создания

семьи.

Анкетирование.

23 –

24

28.02.22

14.03.22

Распределение обязаннос-

тей по ведению хозяйства.

Формы организации досуга, отдыха.

2 часа

Урок формирования новых знаний.


Карточки

«Семейные

обязанности».

Семейные традиции.

Упражнения в плани­ровании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье.

Словарь: взаимопонимание, взаимопомощь, благополучная семья, родители, любовь, микроклимат, семейный праздник, семейная традиция, сопереживание, сострадание, уважение.

Транспорт.

25 –

26

21.03.22

04.04.22

Назначение авиатранс-

порта. Аэровокзал.

Маршруты. Порядок

приобретения билетов.

Стоимость билетов.

2 часа

Урок формирования новых знаний.


Презентация «Авиатранспорт»

Виды транспорта.

Выбрать пункт назначе­ния. Определить номер рейса самолета, сто­имость билета.

Словарь: авиатранспорт, аэровокзал, аэропорт, бизнес-класс, бронь, заказ, маршрут, расписание, рейс, салон, самолет, стюард, стюардесса, трап, эконом-класс.

Медицина.

27


11.04.22

18.04.22

Инфекционные заболева-

ния. Меры по их

предупреждению.

2 часа

Урок формирования новых знаний.


Презентации «Ветряная оспа»,

« Краснуха», «Грипп», «Ангина». «Болезни грязных рук»

Инфекционные

заболевания.

Упражнение

«Волшебные точки».

29 –

30

3

25.04.22

16.05.22

23.05.22

Уход за больным, правила

и приемы. Документы,

подтверждающие нетрудоспособность.

3 часа

Урок формирования новых знаний.


Больничный лист и справка о нетрудоспособности.

Правила ухода

за больным дома.

Сюжетная игра «Больной в доме. Уход за ним».

Словарь: амбулаторное лечение, воздушно-капельный путь передачи инфекции, дезинфекция, изолятор, инфекция кишечная палочка, контактный путь передачи инфекции, лист нетрудоспособности.

Учреждения и организации.

31 –

32.

30.05.22

Предприятия бытового

обслуживания: прокаты,

ремонт квартир, остекление. Их назначение.

2 часа

Урок формирования новых знаний.


Презентация «Предприятия бытового обслуживания».

Назначение предприятий

бытового

обслуживания.

Экскурсия

в дом быта.


Словарь: бытовое обслуживание, остекление, прокат, ремонт, услуги.

Трудоустройство.

33


Учреждения и отделы по

трудоустройству (отдел

кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по

трудоустройству населе-ния, детская биржа труда.

1 час

Урок формирования новых знаний.



Учреждения и отделы по трудоустройству.

Экскурсия в отдел

кадров.

34


Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, до-

кладная записка, заявка.

Правила их составления.

1 час

Урок формирования новых знаний.


Заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; пра­вила их составления.

Деловые бумаги.

Составление деловых

бумаг.

35


Оформление на работу, постоянную и по договору

документы, необходимые

для поступления на рабо-

ту, их оформление.

1 час

Урок формирования новых знаний.


Документы для поступления на работу.

Документы, необходи­мые

для поступления на работу.

Их оформление.

Оформление документов для поступления на работу.



Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:

должны знать:

-размеры своей одеж­ды и обуви; гарантийные сроки носки; правила возврата; способы обновления одежды с помощью замены мелких деталей; средства выведения пятен в домашних ус­ловиях; общие правила выве­дения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.; санитарно-гигиени­ческие требования и пра­вила техники безопасно­сти при работе со сред­ствами выведения пятен; правила стирки изде­лий из тюля, трикотажа.

- значение диетического питания; особенности и важность правильного питания; названиям

и рецепты 1—2 национальных блюд;

- основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье; семейные традиции; о морально-этических нормах взаимоотношений в семье; обязанности, связанные с заботой о детях;

- правила поведения в обществе; правила приема гостей (поведение хозяев при встрече, рас­ставании, во время ви­зита);

-правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, осо­бенностей площади, на­значения комнат, нали­чия мебели); требования к подбо­ру занавесей, светиль­ников и других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда;

- основные маршруты самолетов; службы аэровокзала; стоимость проезда; порядок приобретения и возврата билета; правила посадки в са­молет; правила, поведения в аэропорту; правила безопасности во время полета на самоле­те, вертолете;

- виды ярмарок; отличие ярмарки от рынка, магазина; время и место проведения ярмарок; цены ярмарочных товаров их отличие от рыночных и магазинных;

- виды денежных переводов, их стоимость; виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик); их значимость, необходимость; стоимость услуг по каждому виду связи;

- способы распространения инфекци­онных заболеваний, в том числе и ки­шечных; меры по предупреждению инфекци­онных заболеваний; правила и приемы ухода за больным; условия освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным;

- местонахождение предприятия бы­тового обслуживания; какие виды услуг оно оказывает; правила пользования услугами; стоимость обслуживания; профессии работников этого пред­приятия;

- учреждения и отделы по трудоустройству; местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специ­альностям, изучаемым в школе; виды документов, необходимые для поступления на работу; правила перехода с одной работы на другую; перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.


должны уметь:

- пользоваться журналом мод; подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями;

рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности; выводить пятна на одежде разными средствами; стирать изделия из тюля и трикотажа;

- составить меню диетического питания на день; приготовить 1—2 диетических блюда; составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить эти блюда; приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола; выполнить сервировку праздничного стола;

- анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку, соблюдать морально этические нормы поведения; соблюдать правильные взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам); оказывать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи; активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье; поддерживать и укреплять семейные традиции; выполнять обязанности, связанные с заботой о детях;

- встречать гостей; вежливо вести себя во время приема их; анализировать по­ступки людей и давать им правильную оценку;

-расставлять мебель в квартире (на макете); подбирать детали интерьера;

- ориентироваться в расписании; определять маршрут и выбирать транспортные средства; выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту;

- заполнить почтовый и телеграфный перевод; подсчитать стоимость денежных от­правлений; оформить квитанции по оплате те­леграфных услуг;

-строго соблюдать личную гигиену; предупреждать инфекционные заболевания; строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умы­вать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка); ставить горчичники;

- обращаться с вопросами и просьба­ми к работникам предприятий бытово­го обслуживания;

-обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу; написать заявление о принятии на работу; о переходе с одной работы на дру­гую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию; заполнить анкету; составить заявки на материалы, инструменты; написать расписку, докладную записку.