Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение
«Саранпаульская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено Протокол от «30» августа №1 заседания МО СЭЦ | Согласовано Протокол от «30» августа №1 заседания НМС | Утверждено Приказ МБОУ «Саранпаульская СОШ» от «31» августа № 156 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет: Социально-бытовая ориентировка
Класс ____9____
2021-2022 учебный год
Составитель: Вокуева Ирина Николаевна,
учитель технологии
С.п.Саранпауль, 2021 год
Социально бытовая ориентировка
( 9 класс для учащихся с лёгкой умственной отсталостью)
Рабочая программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. 5 – 9 классы под редакцией В. В. Воронковой (авторы коррекционного курса «Социально-бытовая ориентировка» В.И. Романина, Н.П. Павлова). М., Гуманитарный издательский центр «Владос», 2010 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена на основе: Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида./ под редакцией Воронковой В. В., авторы О. И. Бородина, В.М. Мозговой, «Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы, сборник 1», Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, Москва, 2011 г.
Закона РФ « Об образовании в РФ» от 10.07.1992г. № 273 ( в ред. От 21.12.2012г).
Учебного плана школы
Учебная программа по СБО строится по концентрическому принципу, что дает возможность осуществлять коррекцию умственной деятельности школьников. Особенностью учебной программы по социально-бытовой ориентировке является своеобразие содержания изучаемого материала, а также его распределение, позволяющее постоянно возвращаться к пройденным разделам. Это способствует более прочному и осознанному усвоению изучаемого предмета. Распределение материала в программе обеспечивает постепенность перехода от легкого к более сложному. Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся.
Программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний, умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушениями интеллекта необходимые навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь
Цель программы – подготовка учащихся к самостоятельной жизни и адаптации в современном социуме.
Задачи предмета социально – бытовая ориентировка:
научить воспитанников правилам ведения домашнего хозяйства;
сформировать практические знания о самостоятельной жизни, и жизненно необходимых бытовых умениях и навыках;
коррекция личностного развития воспитанника и подготовка его к самостоятельной жизни.
Количество учебных часов распределяется:
9 класс 35 часа в год (1 час в неделю)
Пояснительная записка 9 класс Количество часов в неделю – 1 час, в год – 35 часов,
Содержание курса реализуется с помощью учебников, пособий:
1.Картушина Г.Б. «Домоводство»;
2.Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л. и др. «Социально – бытовая ориентировка в специальных (корр.) общеобразовательных учреждениях 8 вида»;
3.Закон о занятости населения в РФ;
4. Картушина Г.Б, Мозговая Г.Г «Технология. Швейное дело»
5.Лабзина А.Я. «Обслуживающий труд, 9 класс
Интеграция с другими предметами:
Русский язык и чтение;
Математика;
География;
Трудовое обучение;
Задачи курса:
Формировать умения определения размеров одежды и обуви и выведения пятен с одежды, правил сервировки праздничного стола, приготовить национальные и диетические блюда, отдельные блюда для детей ясельного возраста.
Воспитание культуры поведения: с соседями по коммунальной квартире, правил приёма гостей.
Формировать умения пользоваться услугами медицинской помощи, транспорта, торговли, связи, обращаться в отдел кадров, писать заявление автобиографию, расписку, докладную записку.
Задачи: Вырабатывать интерес к предмету путём позитивного настроя.
Прививать чувства уверенности в своих силах.
Содержание программы по СБО 9 КЛАСС.
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | В том числе |
Лабораторные, практические | Экскурсии |
1. | Одежда и обувь. | 8 | 3 | |
1.1 | Стиль одежды, мода. | 1 | 1 | |
1.2 | Обновление одежды (замена мелких деталей). | 1 | -- | |
1.3 | Выбор одежды и обуви при покупке. | 1 | -- | |
1.4 | Определение размера одежды и обуви. | 1 | -- | Экскурсия. |
1.5 | Средства и правила выведения пятен. | 1 | -- | |
1.6 | Правила т/б при пользовании средствами. | 1 | 1 | |
1.7 | Правила стирки изделий из тюля. | 1 | 1 | |
1.8 | Моющие средства. | 1 | -- | |
2. | Жилище. | 4 | 1 | |
2.1 | Назначение мебели в квартире. | 1 | -- | |
2.2 | Расстановка мебели. Интерьер. | 1 | 1 | |
2.3 | Сохранение жилищного фонда. | 1 | -- | |
2.4 | Правила сохранения жилищного фонда. | 1 | -- | Экскурсия. |
3. | Культура поведения. | 2 | 1 | |
3.1 | Адекватность поведения в обществе. | 1 | 1 | |
3.2 | Прием гостей и правила хорошего тона. | 1 | -- | |
4. | Питание. | 6 | 6 | |
4.1 | Приготовление супов. | 1 | 1 | |
4.2 | Приготовление блюд из овощей. | 1 | -- | |
4.3 | Составление меню на день, на неделю | 1 | 1 | |
4.4 | Особенности и важность правильного питания. | 1 | -- | |
4.5 | Подбор рецептов, работа с литературой. | 1 | 1 | |
4.6 | Сервировка стола. | 1 | -- | |
5. | Семья. | 4 | 2 | |
5.1 | Российская семья, условия создания. | 1 | -- | |
5.2 | Семейные традиции. | 1 | 1 | |
5.3 | Распределение обязанностей в семье. | 1 | -- | |
5.4 | Формы организации досуга. | 1 | 1 | |
6. | Транспорт. | 2 | 1 | |
6.1 | Назначение авиатранспорта. | 1 | - | |
6.2 | Аэровокзал. Маршруты. | 1 | 1 | |
7. | Медицина. | 4 | 2 | |
7.1 | Инфекционные заболевания. | 1 | -- | |
7.2 | Меры по их предупреждению. | 1 | 1 | |
7.3 | Уход за больным, правила и приемы. | 1 | -- | |
7.4 | Документы, подтверждающие нетрудоспособность. | 1 | 1 | |
8. | Учреждения и организации. | 2 | -- | |
8.1 | Предприятия бытового обслуживания. | 1 | -- | |
8.2. | Назначение предприятий бытового обслуживания | 1 | - | Экскурсия |
9. | Трудоустройство | 3 | 2 | |
9.1. | Учреждения и отделы по трудоустройству. Комиссия по трудоустройству молодежи | 1 | - | Экскурсия |
9.2. | Оформление на работу. Документы и их оформление | 1 | - | |
9.3. | Деловые бумаги. Правила составления деловых бумаг | 1 | - | |
| Всего часов | 35 | | |
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 9 КЛАСС.
№ п/п п/ | Дата | Содержание программного материала. | Кол- во часов | Тип урока | Наглядные пособия и оборудование. | Промежуточный и итоговый контроль. | Практическая часть (экскурсии). |
Одежда и обувь. |
1-4. | 06.09.21 13.09.21 20.09.21 27.09.21 | Стиль одежды, мода. Обновление одежды (замена мелких деталей). Выбор одежды и обуви при покупке в соответст- вии с назначением | 4часа | Урок формирования новых знаний и умений. | Журналы мод. | Назначение одежды. | Определение собственных размеров одежды и обуви. |
5-8. | 04.10.21 11.10.21 18.10.21 25.10.21 | Средства и правила выведения пятен. Правила т/б при пользовании средствами. Правила стирки изделий. Моющие средства | 4 часа | Комбиниро- Ванный. | Брошюрки с правилами определения размеров. | Стиль одежды, мода, обновление одежды | Экскурсия в магазин. |
Жилище.
9-10 | 08.11.21 15.11.21 | Назначение мебели в квар -тире. Рациональная расстановка мебели. Интерьер. | 2 часа | Урок формирования новых знаний. | Презентация «Виды жилых помещений в квартире». | Виды мебели, виды покрытия мебели. | Рисование интерьера квартиры. |
11-12 | 22.11.21 29.11.21 | Сохранение жилищного фонда. Правила сохране- ния жилищного фонда. | 2 часа | Урок формирования новых знаний и умений. | Презентация «Виды жилья». | Какой ремонт необходимо производить в квартире? | Экскурсия в комму- нальное хозяйство. |
Словарь: : гарантийный срок, детали одежды, мода, обновление одежды, пятновыводитель, рассрочка, стиль одежды, товарный чек, ярлык.
Культура поведения.
13-14 | 06.12.21 13.12.21 | Адекватность поведения в обществе. Прием гостей и правила хорошего тона. | 2 часа | Урок формирования новых знаний. | Презентация «Формы развлечения гостей» | Вежливые слова. | Сюжетно-ролевая игра «В гостях». |
Словарь: культура поведения, культура общения, этикет, тактичность.
Питание.
15 -16. | 20.12.21 10.01.22 | Приготовление 1-х блюд Приготовление 2-х блюд из овощей Подбор рецептов для диетического питания. | 1 час 1 час | Урок формирования новых знаний и умений. Практический | Книги с рецептами блюд. Картинки 1-х и 2-х блюд. | Назовите первые и вторые блюда питания | Подбор рецептов диетического питания. |
17– 18. | 17.01.22 24.01.22 | Составление меню на день, на неделю. Особенности и важность правильного питания. | 1 час 1 час | | . | Кому назначается диетическое питание? | Приготовление супа вегетарианского. |
19 – 20 | 31.01.22 07.02.22 | Подбор рецептов, работа с литературой. Сервировка стола. | 1 час 1 час | Практический. | Книги с рецептами. | . | Приготовление рагу овощного. |
Словарь: авитаминоз, аппетит, гарнир, диета, диетическое питание, микроорганизмы, пищевые вещества, рацион, рациональное питание, сервировка, суп-пюре, язвенная болезнь желудка.
Семья.
21 – 22 | 14.02.22 21.02.22 | Российская семья, условия создания семьи. Семейные традиции. | 2 часа | Урок формирования новых знаний. | Картина «Семья». | Условия создания семьи. | Анкетирование. |
23 – 24 | 28.02.22 14.03.22 | Распределение обязаннос- тей по ведению хозяйства. Формы организации досуга, отдыха. | 2 часа | Урок формирования новых знаний. | Карточки «Семейные обязанности». | Семейные традиции. | Упражнения в планировании бюджета семьи и распределении обязанностей в семье. |
Словарь: взаимопонимание, взаимопомощь, благополучная семья, родители, любовь, микроклимат, семейный праздник, семейная традиция, сопереживание, сострадание, уважение.
Транспорт.
25 – 26 | 21.03.22 04.04.22 | Назначение авиатранс- порта. Аэровокзал. Маршруты. Порядок приобретения билетов. Стоимость билетов. | 2 часа | Урок формирования новых знаний. | Презентация «Авиатранспорт» | Виды транспорта. | Выбрать пункт назначения. Определить номер рейса самолета, стоимость билета. |
Словарь: авиатранспорт, аэровокзал, аэропорт, бизнес-класс, бронь, заказ, маршрут, расписание, рейс, салон, самолет, стюард, стюардесса, трап, эконом-класс.
Медицина.
27 | 11.04.22 18.04.22 | Инфекционные заболева- ния. Меры по их предупреждению. | 2 часа | Урок формирования новых знаний. | Презентации «Ветряная оспа», « Краснуха», «Грипп», «Ангина». «Болезни грязных рук» | Инфекционные заболевания. | Упражнение «Волшебные точки». |
29 – 30 3 | 25.04.22 16.05.22 23.05.22 | Уход за больным, правила и приемы. Документы, подтверждающие нетрудоспособность. | 3 часа | Урок формирования новых знаний. | Больничный лист и справка о нетрудоспособности. | Правила ухода за больным дома. | Сюжетная игра «Больной в доме. Уход за ним». |
Словарь: амбулаторное лечение, воздушно-капельный путь передачи инфекции, дезинфекция, изолятор, инфекция кишечная палочка, контактный путь передачи инфекции, лист нетрудоспособности.
Учреждения и организации.
31 – 32. | 30.05.22 | Предприятия бытового обслуживания: прокаты, ремонт квартир, остекление. Их назначение. | 2 часа | Урок формирования новых знаний. | Презентация «Предприятия бытового обслуживания». | Назначение предприятий бытового обслуживания. | Экскурсия в дом быта. |
Словарь: бытовое обслуживание, остекление, прокат, ремонт, услуги.
Трудоустройство.
33 | | Учреждения и отделы по трудоустройству (отдел кадров, комиссия по трудоустройству молодежи при префектуре, бюро по трудоустройству населе-ния, детская биржа труда. | 1 час | Урок формирования новых знаний. | | Учреждения и отделы по трудоустройству. | Экскурсия в отдел кадров. |
34 | | Деловые бумаги: заявление, анкета, расписка, до- кладная записка, заявка. Правила их составления. | 1 час | Урок формирования новых знаний. | Заявление, анкета, расписка, докладная записка, заявка; правила их составления. | Деловые бумаги. | Составление деловых бумаг. |
35 | | Оформление на работу, постоянную и по договору документы, необходимые для поступления на рабо- ту, их оформление. | 1 час | Урок формирования новых знаний. | Документы для поступления на работу. | Документы, необходимые для поступления на работу. Их оформление. | Оформление документов для поступления на работу. |
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
должны знать:
-размеры своей одежды и обуви; гарантийные сроки носки; правила возврата; способы обновления одежды с помощью замены мелких деталей; средства выведения пятен в домашних условиях; общие правила выведения чернильных, жирных и фруктовых пятен, пятен от молока, мороженого, шоколада, кофе, крови, масляных красок, следов горячего утюга и др.; санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе со средствами выведения пятен; правила стирки изделий из тюля, трикотажа.
- значение диетического питания; особенности и важность правильного питания; названиям
и рецепты 1—2 национальных блюд;
- основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье; семейные традиции; о морально-этических нормах взаимоотношений в семье; обязанности, связанные с заботой о детях;
- правила поведения в обществе; правила приема гостей (поведение хозяев при встрече, расставании, во время визита);
-правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера, особенностей площади, назначения комнат, наличия мебели); требования к подбору занавесей, светильников и других деталей интерьера; правила сохранения жилищного фонда;
- основные маршруты самолетов; службы аэровокзала; стоимость проезда; порядок приобретения и возврата билета; правила посадки в самолет; правила, поведения в аэропорту; правила безопасности во время полета на самолете, вертолете;
- виды ярмарок; отличие ярмарки от рынка, магазина; время и место проведения ярмарок; цены ярмарочных товаров их отличие от рыночных и магазинных;
- виды денежных переводов, их стоимость; виды связи (сотовая, компьютерная, факс, пейджер, автоответчик); их значимость, необходимость; стоимость услуг по каждому виду связи;
- способы распространения инфекционных заболеваний, в том числе и кишечных; меры по предупреждению инфекционных заболеваний; правила и приемы ухода за больным; условия освобождения от работы: по болезни или для ухода за больным;
- местонахождение предприятия бытового обслуживания; какие виды услуг оно оказывает; правила пользования услугами; стоимость обслуживания; профессии работников этого предприятия;
- учреждения и отделы по трудоустройству; местонахождение и названия предприятий, где требуются рабочие по специальностям, изучаемым в школе; виды документов, необходимые для поступления на работу; правила перехода с одной работы на другую; перечень основных деловых бумаг и требования к их написанию.
должны уметь:
- пользоваться журналом мод; подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями;
рационально выбирать товары, учитывая их назначение и собственные возможности; выводить пятна на одежде разными средствами; стирать изделия из тюля и трикотажа;
- составить меню диетического питания на день; приготовить 1—2 диетических блюда; составить меню на день для ребенка ясельного возраста и приготовить эти блюда; приготовить одно национальное блюдо, составить меню праздничного стола; выполнить сервировку праздничного стола;
- анализировать различные семейные ситуации и давать им правильную оценку, соблюдать морально этические нормы поведения; соблюдать правильные взаимоотношения в семье (отношение к родителям, дедушкам, бабушкам); оказывать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи; активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье; поддерживать и укреплять семейные традиции; выполнять обязанности, связанные с заботой о детях;
- встречать гостей; вежливо вести себя во время приема их; анализировать поступки людей и давать им правильную оценку;
-расставлять мебель в квартире (на макете); подбирать детали интерьера;
- ориентироваться в расписании; определять маршрут и выбирать транспортные средства; выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту;
- заполнить почтовый и телеграфный перевод; подсчитать стоимость денежных отправлений; оформить квитанции по оплате телеграфных услуг;
-строго соблюдать личную гигиену; предупреждать инфекционные заболевания; строго выполнять правила ухода за больным: измерять температуру, умывать, переодевать, кормить больного (взрослого, ребенка); ставить горчичники;
- обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания;
-обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу; написать заявление о принятии на работу; о переходе с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию; заполнить анкету; составить заявки на материалы, инструменты; написать расписку, докладную записку.