СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса по биологии для 9 класса "Основные вопросы биологии"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа рвбочего курса направлена на закрепление, систематизацию и углубление знаний изучаемого материала за курс 6-8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса по биологии для 9 класса "Основные вопросы биологии"»






Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Островская средняя общеобразовательная школа


«Принято педагогическим советом школы»







Протокол № 1

от «27» августа 2020 г.


«Утверждаю»

Директор школы:

________________________

Е.М.Труфанова





Приказ № 34.2

от «28» августа 2020 г.









Рабочая программа

учебного курса

по биологии

«Основные вопросы биологии»

для 9 класса

(общеобразовательное обучение)

на 2020 -2021 учебный год








Составитель: учитель биологии

первой квалификационной категории

Леденева Лариса Александровна






-Островки-

2020 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Количество недельных часов - 1


Количество часов в год - 34


Уровень рабочей программы - базовый


Классификация рабочей программы - модифицированная


Рабочая программа разработана на основе:

  • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, регистрационный № 19644)

  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010г «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)

  • ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012;

  • Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014г«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год»

  • Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»

  • Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственной образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный номер № 40937)

  • Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»

  • Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 года №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

  • «Положение о рабочих программах учебных курсов, предметов в МКОУ Островской СОШ», приказ № 26.1 от 29.03.2016 г.

  • Образовательная программа МКОУ Островской СОШ

  • Устав МКОУ Островской СОШ

  • Учебный план МКОУ Островской СОШ на 2020-2021 уч. год


Учебный курс является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.

Учебный курс направлен на закрепление, систематизацию и углубление знаний изученного материала за курс 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Данный курс рассматривает наиболее важные и сложные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Он рассчитан на учащихся основной школы и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. В ходе обучения, учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы, используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам и итоговая проверка знаний.

Цель курса: Формирование, обобщение и расширение знаний учащихся по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.

Задачи курса:

  1. расширить и углубить знанияпо некоторым вопросам курса биологии;

  2. повторить и закрепить основные понятия и термины из курса;

  3. формировать умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;

  4. развивать интерес к предмету;

  5. содействовать профессиональной ориентации учащихся.















ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА


В результате изучения курса учащиеся должны

знать/понимать

признаки биологических объектов: живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий); генов, хромосом, клеток; популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;

сущностьбиологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения

уметь

объяснять:роль биологии в практической деятельности людей; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; роль гормонов и витаминов в организме;

изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; описывать биологические объекты;

распознавать и описывать:на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека и животных; органы цветковых растений, растения разных отделов;культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;

выявлять:приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;

сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;

проводитьсамостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями

использовать приобретенные знания умения и навыки в практической деятельности и современной жизни: для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ- инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
















































СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА



Биология как наука. Методы биологии (1 час)

Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.

Признаки основных организмов (5 часов)

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни.

Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними

Практические работы

1.Рассматривание клеток кожицы лука, элодеи.

2.Рассматривание тканей растительного организма.

3.Рассматривание тканей животного организма.


Система, многообразие и эволюция живой природы (10 часов)

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека

Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности

Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности

Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции

Практические работы

4.Решение тестовых заданий по теме: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения

5. Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, учение об эволюции органического мира

Человек и его здоровье (17 часов)

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении

Дыхание. Система дыхания

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы

Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения

Покровы тела и их функции

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат

Органы чувств, их роль в жизни человека

Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха

Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения

Практические работы

6.Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье».

Итоговое тестирование по темам курса (1 час)














ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема урока

Кол-во часов


Содержание


Основные

виды учебной деятельности обучающихся


Тема 1. Биология как наука. Методы биологии (1 ч.)

1

Биология как наука. Методы биологии

1

Биологические дисциплины. Значение биологии.

Определяют понятия.

Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Тема 2. Признаки живых организмов (6 ч.)

2

Клеточное строение организмов.

2

Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы.

Практическая работа 1 «Рассматривание клеток кожицы лука, элодеи».

Определяют понятия.

Выделяют существенные признаки растений.




3

Клеточное строение организмов.

1

Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы.

Формируют интерес к предмету, установку на здоровый образ жизни.

4

Признаки живых организмов.

1

Признаки живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Формируют интерес к предмету.

5

Признаки живых организмов.


Ткани, органы, системы органов растений и животных. Практическая работа 2. Рассматривание тканей растительного организма.

Практическая работа 3.Рассматривание тканей животного организма.

Формируют интерес к предмету.

6

Признаки живых организмов.

1

Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними

 Обобщают знания о значении растений в жизни животных и человека; учится бережно относиться к растениям; рассматривают основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе.

Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (10 ч.)

7

Царство Бактерии.

1

Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний.

Формируют интерес к предмету.

8

Царство Грибы.

1

Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека.

Формируют интерес к предмету.

9

Царство Растения.

1

Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений.

Формируют интерес к предмету.

10

Царство Растения.

1

Общий обзор строения и функций органов растений.

Учатся самостоятельно осваивать  информацию, используя текст  учебника и презентацию.

11

Царство Растения.

1

Основные семейства цветковых растений.

Объясняют роль цветковых растений в природе и жизни человека.

12

Царство Растения.

1

Практическая работа 4.Решение тестовых заданий по теме: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения».

Формируют интерес к предмету.

13

Царство Животные.

1

Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Формируют интерес к предмету.

14

Царство Животные.

1

Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности

Формируют интерес к предмету.

15

Царство Животные.

1

Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Птицы, Млекопитающие. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности.

Формируют интерес к предмету.

16

Учение об эволюции органического мира.

1

Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции.

Практическая работа 5. Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, учение об эволюции органического мира.

Обобщают знания.

Тема 4. Человек и его здоровье (17 ч.)

17

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

1

Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека.

Формируют интерес к предмету.

18

Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма.

1

Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга.

Формируют интерес к предмету.

19

Железы внутренней секреции. Гормоны.

1

Железы внутренней секреции. Гормоны.

Формируют интерес к предмету.

20

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

1

Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении.

Формируют интерес к предмету.

21

Дыхание. Система дыхания.

1

Дыхание. Система дыхания.

Формируют интерес к предмету.

22

Внутренняя среда организма.

1

Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет.

Формируют интерес к предмету.

23

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

1

Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы.

Формируют интерес к предмету.

24

Обмен веществ и превращение энергии.

1

Обмен веществ и превращение энергии.

Формируют интерес к предмету.

25

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

1

Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения.

Формируют интерес к предмету.

26

Покровы тела и их функции.

1

Покровы тела и их функции.

Формируют интерес к предмету.

27

Размножение и развитие организма человека.

1

Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение.

Формируют интерес к предмету.

28

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

1

Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат.

Формируют интерес к предмету.

29

Органы чувств, их роль в жизни человека.

1

Органы чувств, их роль в жизни человека.

Формируют интерес к предмету.

30

Психология и поведение человека. ВНД.

1

Психология и поведение человека. ВНД.

Формируют интерес к предмету.

31

Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

1

Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания.

Формируют интерес к предмету.

32

Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях.

1

Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях.

Формируют интерес к предмету.

33

Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье». Итоговое тестирование по темам курса.

1

Практическая работа 6.Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье». Выполнение тестирования.

Формируют интерес к предмету.


Итого:

34






Учебно-методическое обеспечение


  1. «Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс,

автор - В.В. Пасечник, И: Дрофа, 2010

  1. «Биология. Животные» 7 класс, автор - В.В. Латюшин, И: Дрофа, 2008

  2. «Биология. Человек» 8 класс, автор -  Д.В. Колесов, И.Н. Беляев и др., И: Дрофа, 2008

  3. «Биология. Введение в общую биологию» 9 класс, автор -А.А. Каменский, И: Дрофа, 2011

  4. Биология ГИА-9 класс – 2012. ./А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.

  5. Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах.- М. «Мир», 1993.

  6. Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. «Многообразие живых организмов». М.: Дрофа, 2006.

  7. Захарова В. Б., Мамонтов С. Г., Сонина Н. И. «Общие закономерности». М.: Дрофа, 2006.

  8. Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992.

  9. Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон» 2007

  10. Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 – М., Аванта +, 2001










































МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, микроскопы, учебно-практическое и лабораторное оборудование, микропрепараты, муляжи, коллекции, гербарий, модели животных и растений, компакт-диски.













Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!