Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Островская средняя общеобразовательная школа
«Принято педагогическим советом школы» Протокол № 1 от «27» августа 2020 г. | «Утверждаю» Директор школы: ________________________ Е.М.Труфанова Приказ № 34.2 от «28» августа 2020 г. |
Рабочая программа
учебного курса
по биологии
«Основные вопросы биологии»
для 9 класса
(общеобразовательное обучение)
на 2020 -2021 учебный год
Составитель: учитель биологии
первой квалификационной категории
Леденева Лариса Александровна
-Островки-
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Количество недельных часов - 1
Количество часов в год - 34
Уровень рабочей программы - базовый
Классификация рабочей программы - модифицированная
Рабочая программа разработана на основе:
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17.12.2010 (зарегистрирован Минюстом России 01.02.2011, регистрационный № 19644)
Постановление Главного государственного санитарного врача РФ № 189 от 29.12.2010г «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 « Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011, регистрационный номер 19993)
ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012;
Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 253 от 31 марта 2014г«Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2014-2015 учебный год»
Приказ Минобрнауки России № 576 от 8 июня 2015г. «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. №253»
Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственной образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17 декабря 2010 г. № 1897» (зарегистрирован Минюстом России 2 февраля 2016 г., регистрационный номер № 40937)
Письмо Минобрнауки России от 28 октября 2015 г. №08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»
Приказ Минобрнауки России от 9 июня 2016 года №699 «Об утверждении перечня организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
«Положение о рабочих программах учебных курсов, предметов в МКОУ Островской СОШ», приказ № 26.1 от 29.03.2016 г.
Образовательная программа МКОУ Островской СОШ
Устав МКОУ Островской СОШ
Учебный план МКОУ Островской СОШ на 2020-2021 уч. год
Учебный курс является частью учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений.
Учебный курс направлен на закрепление, систематизацию и углубление знаний изученного материала за курс 6–8 классов, развитие устойчивого интереса к биологии, расширение кругозора, поднятие общего культурного уровня учащихся. Данный курс рассматривает наиболее важные и сложные вопросы биологической науки школьной программы гораздо шире и глубже. Он рассчитан на учащихся основной школы и может оказать содействие в выборе дальнейшего профиля обучения. В ходе обучения, учащиеся добывают необходимый материал из учебных книг и дополнительной литературы, используют полученные знания для составления обобщающих схем, таблиц, рисунков. В процессе изучения курса предусматривается выполнение практических работ. Закрепление изученного материала идет через составленные схемы, рисунки и таблицы. В качестве текущего контроля знаний и умений учащихся предусмотрено проведение промежуточного тестирования по пройденным темам и итоговая проверка знаний.
Цель курса: Формирование, обобщение и расширение знаний учащихся по курсу биологии, развитие целостного представления о живых организмах и их месте в биосфере.
Задачи курса:
расширить и углубить знанияпо некоторым вопросам курса биологии;
повторить и закрепить основные понятия и термины из курса;
формировать умения работать с текстом, рисунками, схемами, извлекать и анализировать информацию из различных источников;
развивать интерес к предмету;
содействовать профессиональной ориентации учащихся.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В результате изучения курса учащиеся должны
знать/понимать
признаки биологических объектов: живых организмов (растений, животных, грибов и бактерий); генов, хромосом, клеток; популяций, экосистем, агроэкосистем, биосферы;
сущностьбиологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения
уметь
объяснять:роль биологии в практической деятельности людей; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; роль гормонов и витаминов в организме;
изучать биологические объекты и процессы: описывать и объяснять результаты опытов; описывать биологические объекты;
распознавать и описывать:на рисунках (фотографиях) основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека и животных; органы цветковых растений, растения разных отделов;культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
выявлять:приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
сравнивать: биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах;
проводитьсамостоятельный поиск биологической информации: находить в научно-популярном тексте необходимую биологическую информацию о живых организмах, процессах и явлениях; работать с терминами и понятиями
использовать приобретенные знания умения и навыки в практической деятельности и современной жизни: для соблюдения мер профилактики: заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма; стрессов; ВИЧ- инфекции; вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха; инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлениях ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Биология как наука. Методы биологии (1 час)
Роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей. Методы изучения живых объектов. Биологический эксперимент. Наблюдение, описание, измерение биологических объектов.
Признаки основных организмов (5 часов)
Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Гены и хромосомы. Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы – неклеточные формы жизни.
Признаки организмов. Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Ткани, органы, системы органов растений и животных, выявление изменчивости организмов. Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними
Практические работы
1.Рассматривание клеток кожицы лука, элодеи.
2.Рассматривание тканей растительного организма.
3.Рассматривание тканей животного организма.
Система, многообразие и эволюция живой природы (10 часов)
Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека и собственной деятельности. Бактерии – возбудители заболеваний растений, животных, человека
Царство Грибы. Роль грибов в природе, жизни человека и собственной деятельности. Роль лишайников в природе, жизни человека и собственной деятельности
Царство Растения. Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности
Царство Животные. Роль животных в природе, жизни человека и собственной деятельности.Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин – основоположник учения об эволюции. Усложнение растений и животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции
Практические работы
4.Решение тестовых заданий по теме: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения
5. Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, учение об эволюции органического мира
Человек и его здоровье (17 часов)
Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека
Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. Железы внутренней секреции. Гормоны
Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении
Дыхание. Система дыхания
Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы
Обмен веществ и превращение энергии в организме человека. Витамины
Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения
Покровы тела и их функции
Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение
Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат
Органы чувств, их роль в жизни человека
Психология и поведение человека. Высшая нервная деятельность Условные и безусловные рефлексы, их биологическое значение. Познавательная деятельность мозга. Сон, его значение. Биологическая природа и социальная сущность человека. Сознание человека. Память, эмоции, речь, мышление. Особенности психики человека: осмысленность восприятия, словесно-логическое мышление, способность к накоплению и передаче из поколения в поколение информации. Значение интеллектуальных, творческих и эстетических потребностей. Цели и мотивы деятельности. Индивидуальные особенности личности: способности, темперамент, характер. Роль обучения и воспитания в развитии психики и поведения человека
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Переливание крови. Профилактические прививки. Уход за кожей, волосами, ногтями. Укрепление здоровья: закаливание, двигательная активность, сбалансированное питание, рациональная организация труда и отдыха, чистый воздух. Факторы риска: несбалансированное питание, гиподинамия, курение, употребление алкоголя и наркотиков, стресс, вредные условия труда, и др. Инфекционные заболевания: грипп, гепатит, ВИЧ- инфекция и другие инфекционные заболевания (кишечные, мочеполовые, органов дыхания). Предупреждение инфекционных заболеваний. Профилактика: отравлений, вызываемых ядовитыми растениями и грибами; заболеваний, вызываемых паразитическими животными и животными переносчиками возбудителей болезней; травматизма; ожогов; обморожений; нарушения зрения и слуха
Приемы оказания первой доврачебной помощи: при отравлении некачественными продуктами, ядовитыми грибами и растениями, угарным газом; спасении утопающего; кровотечениях; травмах опорно- двигательного аппарата; ожогах; обморожениях; повреждении зрения
Практические работы
6.Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье».
Итоговое тестирование по темам курса (1 час)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Содержание | Основные виды учебной деятельности обучающихся |
Тема 1. Биология как наука. Методы биологии (1 ч.) |
1 | Биология как наука. Методы биологии | 1 | Биологические дисциплины. Значение биологии. | Определяют понятия. Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. |
Тема 2. Признаки живых организмов (6 ч.) |
2 | Клеточное строение организмов. | 2 | Клеточное строение организмов как доказательство их родства, единства живой природы. Практическая работа 1 «Рассматривание клеток кожицы лука, элодеи». | Определяют понятия. Выделяют существенные признаки растений. |
3 | Клеточное строение организмов. | 1 | Нарушения в строении и функционировании клеток – одна из причин заболеваний организмов. Вирусы. | Формируют интерес к предмету, установку на здоровый образ жизни. |
4 | Признаки живых организмов. | 1 | Признаки живых организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. | Формируют интерес к предмету. |
5 | Признаки живых организмов. | | Ткани, органы, системы органов растений и животных. Практическая работа 2. Рассматривание тканей растительного организма. Практическая работа 3.Рассматривание тканей животного организма. | Формируют интерес к предмету. |
6 | Признаки живых организмов. | 1 | Приемы выращивания и размножения растений и домашних животных, ухода за ними | Обобщают знания о значении растений в жизни животных и человека; учится бережно относиться к растениям; рассматривают основные экологические правила, которые для каждого человека должны стать нормой поведения в природе. |
Тема 3. Система, многообразие и эволюция живой природы (10 ч.) |
7 | Царство Бактерии. | 1 | Царство Бактерии. Роль бактерий в природе, жизни человека. Бактерии – возбудители заболеваний. | Формируют интерес к предмету. |
8 | Царство Грибы. | 1 | Царство Грибы. Лишайники. Роль грибов и лишайников в природе, жизни человека. | Формируют интерес к предмету. |
9 | Царство Растения. | 1 | Царство Растения. Систематический обзор царства Растения: мхи, папоротникообразные, голосеменные и покрытосеменные. Ткани и органы высших растений. | Формируют интерес к предмету. |
10 | Царство Растения. | 1 | Общий обзор строения и функций органов растений. | Учатся самостоятельно осваивать информацию, используя текст учебника и презентацию. |
11 | Царство Растения. | 1 | Основные семейства цветковых растений. | Объясняют роль цветковых растений в природе и жизни человека. |
12 | Царство Растения. | 1 | Практическая работа 4.Решение тестовых заданий по теме: «Царства: Бактерии, Грибы, Растения». | Формируют интерес к предмету. |
13 | Царство Животные. | 1 | Систематический обзор царства Животные. Общая характеристика беспозвоночных животных. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности. | Формируют интерес к предмету. |
14 | Царство Животные. | 1 | Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Рыбы, Земноводные, Пресмыкающиеся, Птицы, Млекопитающие. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности | Формируют интерес к предмету. |
15 | Царство Животные. | 1 | Тип Хордовые. Общая характеристика классов: Птицы, Млекопитающие. Роль в природе, жизни человека и собственной деятельности. | Формируют интерес к предмету. |
16 | Учение об эволюции органического мира. | 1 | Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы и результата эволюции. Практическая работа 5. Решение тестовых заданий по темам: «Царство Животные, учение об эволюции органического мира. | Обобщают знания. |
Тема 4. Человек и его здоровье (17 ч.) |
17 | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. | 1 | Сходство человека с животными и отличие от них. Общий план строения и процессы жизнедеятельности человека. | Формируют интерес к предмету. |
18 | Нейро-гуморальная регуляция процессов жизнедеятельности организма. | 1 | Нервная система. Рефлекс. Рефлекторная дуга. | Формируют интерес к предмету. |
19 | Железы внутренней секреции. Гормоны. | 1 | Железы внутренней секреции. Гормоны. | Формируют интерес к предмету. |
20 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | 1 | Питание. Система пищеварения. Роль ферментов в пищеварении. | Формируют интерес к предмету. |
21 | Дыхание. Система дыхания. | 1 | Дыхание. Система дыхания. | Формируют интерес к предмету. |
22 | Внутренняя среда организма. | 1 | Внутренняя среда организма: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Группы крови. Иммунитет. | Формируют интерес к предмету. |
23 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | 1 | Транспорт веществ. Кровеносная и лимфатическая системы. | Формируют интерес к предмету. |
24 | Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | Обмен веществ и превращение энергии. | Формируют интерес к предмету. |
25 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | 1 | Выделение продуктов жизнедеятельности. Система выделения. | Формируют интерес к предмету. |
26 | Покровы тела и их функции. | 1 | Покровы тела и их функции. | Формируют интерес к предмету. |
27 | Размножение и развитие организма человека. | 1 | Размножение и развитие организма человека. Наследование признаков у человека. Наследственные болезни, их причины и предупреждение. | Формируют интерес к предмету. |
28 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | 1 | Опора и движение. Опорно-двигательный аппарат. | Формируют интерес к предмету. |
29 | Органы чувств, их роль в жизни человека. | 1 | Органы чувств, их роль в жизни человека. | Формируют интерес к предмету. |
30 | Психология и поведение человека. ВНД. | 1 | Психология и поведение человека. ВНД. | Формируют интерес к предмету. |
31 | Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. | 1 | Гигиена. Здоровый образ жизни. Инфекционные заболевания. | Формируют интерес к предмету. |
32 | Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. | 1 | Приемы оказания первой помощи при неотложных ситуациях. | Формируют интерес к предмету. |
33 | Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье». Итоговое тестирование по темам курса. | 1 | Практическая работа 6.Решение тестовых заданий по теме «Человек и его здоровье». Выполнение тестирования. | Формируют интерес к предмету. |
| Итого: | 34 | | |
Учебно-методическое обеспечение
«Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники» 6 класс,
автор - В.В. Пасечник, И: Дрофа, 2010
«Биология. Животные» 7 класс, автор - В.В. Латюшин, И: Дрофа, 2008
«Биология. Человек» 8 класс, автор - Д.В. Колесов, И.Н. Беляев и др., И: Дрофа, 2008
«Биология. Введение в общую биологию» 9 класс, автор -А.А. Каменский, И: Дрофа, 2011
Биология ГИА-9 класс – 2012. ./А.А.Кириленко, С.И.Колесников. – Ростов-на-Дону, «Легион», 2011.
Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. Биология в 3-х томах.- М. «Мир», 1993.
Захаров В.Б., Сонин Н.И. Биология. «Многообразие живых организмов». М.: Дрофа, 2006.
Захарова В. Б., Мамонтов С. Г., Сонина Н. И. «Общие закономерности». М.: Дрофа, 2006.
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1992.
Чебышев Н.В., Гузикова Г.С. и др. Биология. Новейший справочник.-М. «Махаон» 2007
Энциклопедия для детей Аванта + Биология том 2 – М., Аванта +, 2001
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, микроскопы, учебно-практическое и лабораторное оборудование, микропрепараты, муляжи, коллекции, гербарий, модели животных и растений, компакт-диски.