СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 8 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа   учебного курса « Серьёзный  и занимательный синтаксис» для 8 класса  - новая модель современного школьного курса, которая построена в основном на углубленном изучении словосочетания,  простого предложения как единицы синтаксиса.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса «Русский язык» 8 класс»



Министерство образования и науки Самарской области

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

основная общеобразовательная школа с. Нижняя Быковка

муниципального района Кошкинский Самарской области

446806, Самарская область, муниципальный район Кошкинский,

село Нижняя Быковка, ул. Центральная, д. 10 Г.

РАССМОТРЕНО ПРОВЕРЕНО УТВЕРЖДЕНО на заседании ШМО и.о.зам.директора по УВР директор школы протокол № 1 _______/Н.В.Татаренкова/ ________/Л.М.Сычева/ от 30.08.2019г. 30.08.2019г. пр.№1 от 30.08.2019г.








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса

«Русский язык»

8 класс






Составила:

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Татаренкова Наталья Викторовна









2019г.



Пояснительная записка

Программа учебного курса « Серьёзный и занимательный синтаксис» для 8 класса - новая модель современного школьного курса, которая построена в основном на углубленном изучении словосочетания, простого предложения как единицы синтаксиса. Данная рабочая программа курса составлена на основе авторской программы «Всемогущий и занимательный синтаксис». Элективный курс. Авторы Божко Н.М., Шарова А.Н. - Волгоград, издательство «Учитель».

Программа включает в себя:

теоретический материал;

вопросы и задания практического характера;

вопросы и задания занимательного характера.

Цель рабочей программы – способствовать углубленному изучению синтаксиса и на его основе росту речевой культуры школьника.

Вся практическая часть курса представлена упражнениями и заданиями повышенной трудности для того, чтобы:

выработать умения быстро ориентироваться в тексте, выделять синтаксические конструкции, подготовить учащихся к редактированию и составлению связных текстов;

усвоить синтаксические отношения между словами, развивать навыки сознательного употребления слов и словосочетаний в речи; восстанавливать авторские тексты, конструировать, редактировать, вставлять, сопоставлять;

определять структурно-семантические различия односоставных и двусоставных предложений; выявлять причины использования того или иного типа предложений в отрывках разной стилевой направленности, устранять стилистические ошибки, самостоятельно употреблять разные виды односоставных предложений;

выявлять особую выразительность обособленных второстепенных членов предложения, их стилистическую роль, сопоставлять синонимичные конструкции;

акцентировать внимание учащихся на том, как замена влияет на смысл высказывания и эмоциональную окраску речи; учить не только строить синонимические конструкции, но и соотносить их с содержанием высказывания и стилем речи, отбирать и мотивировать выбор, уяснять целесообразность использования каждой из них выражения данного содержания.

В предлагаемой системе заданий намечается решение следующих задач:

обобщение, систематизация знаний о предложении как единице синтаксиса на более высоком уровне;

развитие интонационно выразительной речи;

активизация всех видов деятельности, связанная с совершенствованием устной и письменной речи;

проведение стилистического эксперимента (конструирование стилистических вариантов и установление их взаимозаменяемости);

самостоятельное употребление тех или иных синтаксических структур не только в отдельном высказывании, но и в создании огромных текстов лингвистического характера;

развитие логического и абстрактного мышления.

Использование системы упражнений и заданий этого курса позволяет не только расширить, но и углубить знания учащихся об особенностях стилистического употребления основных стилистических категорий в речи. Предложенная система упражнений предусматривает последовательное нарастание трудностей в заданиях и повышение роли самостоятельности учащихся. Выполнение заданий предопределяет приемы активного наблюдения и исследования стилистических структур. Наряду с серьезными языковыми упражнениями даются и шуточные вопросы, загадки, кроссворды, каламбуры с целью развития у учащихся языкового чутья. Итоговой формой отчётности учебного курса в конце учебного года будет лингвистический карнавал (игра).

Программа отводит на учебный курс по русскому языку в 8 классе 34 часа, один учебный час в неделю.    

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

– самостоятельно подбирать и правильно использовать лингвистический и занимательный материал;

– обогащать свою речь и не переставать учиться языку у мастеров культуры;

– находить различия между предметной, понятийной и синонимической близостью предложений (и помнить, что они не означают тождества);

– владеть навыками стилистической правки текста;

– самостоятельно конструировать ту или иную синтаксико-стилистическую структуру предложения и использовать ее в собственной речи;

– использовать синонимические варианты выражения одной и той же мысли.



Содержание программы учебного курса

ВВЕДЕНИЕ. Всемогущий и серьёзный синтаксис (1ч)

О словах и их сочетаниях (4 ч)


Интонация. Логическое ударение. Пауза. Порядок слов.

Роль интонации, логического ударения, паузы и порядка слов в предложении. Какие вопросительные предложения нельзя превратить в повествовательные. Условия этого преобразования. Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

Ключевые слова и выражения: варианты ответов в зависимости от логического ударения. Двусмысленность предложения. От интонации меняется смысл предложения.


Слова. Сочетания слов. Словосочетания.

Различие слова и словосочетания на слух. Условия превращения словосочетаний в слова. Условия для слияния слов в одно слово. Порядок слов в словосочетании (прямой, постоянный). Лексическое значение словосочетаний. Грамматическое значение словосочетания. Объединение слов в словосочетание. От чего зависит лексическая сочетаемость слов.

Ключевые слова и выражения: стилистический прием – олицетворение. Художественно целесообразный.






Основные виды подчинения (5 ч)

Согласование.

Прямой порядок слов при согласовании. Названия-термины. Названия-нетермины. Определительные отношения.

Управление.

Двойное управление. Объектные, субъектные и обстоятельственные отношения. Средства связи при управлении. Определительные отношения при управлении.

Примыкание.

Роль порядка слов в примыкании. Одинаковые синтаксические отношения. Сближение примыкания и управления.

Ключевые слова и выражения: грамматическое значение. Богатые возможности главных слов. Разнообразие главных и зависимых слов в примыкании. Составная часть словосочетания. Единый компонент.




простое предложение (15 ч)

Типы предложений.

Односоставные, двусоставные, полные, неполные, определенно-личные, неопределенно-личные, обобщенно-личные, безличные предложения, инфинитивные, назывные предложения. Разновидности назывных предложений. Синонимия односоставных предложений. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

Ключевые слова и выражения: структура предложения. Разграничение предложений. Разграничение простых предложений с однородными членами и сложносочиненных предложений.

Главные члены предложения.

Какой из главных членов предложения важнее. Предмет речи в предложении. Предикативные отношения. Роль подлежащего и сказуемого.

Ключевые слова и выражения: предмет речи. Формы выражения мыслей. Удобные формы. Трехсловные сказуемые. Тесное содружество.

Второстепенные члены предложения.

Значение второстепенных членов предложения. Определительные отношения. Определения особого рода (приложения).

Ключевые слова и выражения: второстепенные члены предложения вовсе не второстепенны по своему значению. «Нейтральный» термин (главный член предложения).

Обособленные второстепенные члены предложения.

Обособление. Отличие обособленных членов от необособленных. Ряд условий, которые способствуют смысловому выделению второстепенных членов. Случаи обязательного обособления. Советы по обособлению. Экспрессивная роль обособлений в текстах различного стиля. Значения обособленных обстоятельств.

Ключевые слова и выражения: смысловое подчеркивание второстепенных членов. Строгие закономерности обособления. Частные условия обособления обстоятельств.

Уточняющие члены предложения.

Назначение уточняющих членов предложения. Особенности уточняющих членов предложения.

Ключевые слова и выражения: особая интонация, конкретная информация.

Слова, не являющиеся членами предложения.

Вводные конструкции (слова, словосочетания, предложения).

Обращение. Функции обращений. Анализ обращений.

Ключевые слова и выражения: своеобразные синтаксические отношения в предложении. Социальная значимость обращений. Звательная форма.



сложное предложение (4 ч)

Сложные предложения.

Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций. Синонимия предложений разных видов.

Ключевые слова и выражения: смысловая емкость. Синтаксические синонимы. Параллельные синтаксические конструкции.

пунктуация (5 ч)

Немного о пунктуации. Трудные вопросы пунктуации.

Группы знаков препинания по их функции. Многофункциональность запятой, тире, двоеточия. Особые случаи постановки многоточия. Знаки препинания в особых речевых ситуациях.

Ключевые слова и выражения: многофункциональность. Особые речевые ситуации.


Обобщение изученного (1ч)



Тематическое планирование

Номер урока

Название разделов и

тем

Всего часов

Формы и методы обучения

Форма

контроля

Тема № 1.Введение. О словах и их сочетания - 4ч.

1






Всемогущий и серьёзный синтаксис.




1






Лекция учителя с элементами беседы. Практическая работа. Работа со словарем


Сообщения по теме «Двусмысленность предложения. Почему она возникает?», «Условия преобразования вопросительных предложений в повествовательные»

2

Интонация, логическое ударение, паузы, порядок слов.



1




Сообщения учащихся, их обсуждение. Составление предложений. Беседа


Нахождение алгоритма «восстановления строки»



3

Влияние логического ударения на порядок слов. Смысловое значение паузы.

1

Игра «Что? Где? Когда?»

Умение выделять логическим ударением наиболее важное слово в тексте

4

Слова. Сочетания слов. Словосочетания .

1

Сообщения учащихся.

Создание проектов по темам

Индивидуальная работа. Составление рассказа


Тема № 2. Основные виды подчинения -5ч.

5

Согласование.

1

Сообщения учащихся.

Графическое обозначение связи. Практическая работа

Словарная работа. Конструирование предложений

6

Управление.

1

Беседа с привлечением сообщений учащихся. Графическое обозначение связи. Практическая работа

Нахождение алгоритма «расшифровки записи»

7

Примыкание.

1

Беседа. Сообщения учащихся. Графическое обозначение связи

Формулирование принципа группировки словосочетаний.

Составить тест

8



Основные виды подчинения.



1


Семинар. Работа в группах



Составление таблицы. Решение задач на лингвистическую тему


9

Основные виды подчинения.

1

Практическая работа

Практикум

Тема № 3. Простое предложение -15ч.

10



Типы предложений. Общие сведения.


1



Сообщения учащихся.

Составление таблицы.

Беседа

Сочинение-миниатюра. Индивидуальная работа с последующими выводами


11

Подлежащее и сказуемое.

1

Беседа. Практическая работа.

Рассказ о спорте


12


Согласование сказуемого с подлежащим.

1


Составление вопросов и заданий к теме

Сжатое изложение



13

Нераспространённые и распространённые предложения.

1

Лекция. Беседа. Сообщения учащихся. Работа с картинками. Конструирование самого короткого и самого длинного предложения. Работа с текстами художественной литературы

Игра «Будь внимателен!»

14

Второстепенные члены предложения.

1

Семинар

Письменный ответ на вопрос

15

Второстепенные члены предложения.

1

Работа в группах

Эссе « Что я знаю о второстепенных членах предложения»

16


Односоставные предложения.

1

Практикум


Дополни ответ товарища Игра «Свое предложение»

17

Синонимия односоставных предложений.

1

Сообщения учащихся с использованием специально подобранного материала

Рассказ «Кто лучше?»

18

Неполные предложения. Коммуникативная целесообразность использования неполных предложений.

1

Сообщения учащихся.

Наблюдение текста художественной литературы с последующими выводами

Устный опрос. Работа с текстом

19


Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.

1

Практикум. Беседа


Лингвистическая сказка об однородных членах предложения

20

Однородные члены предложения и их добрососедские отношения.

1

Наблюдение поэтического текста. Работа в группах

Работа с поэтическими текстами

21



Обособление второстепенных членов предложения.

1

Практикум. Беседа.

Работа в группах


Составление памятки «Частные условия обособления»


22

Обособление второстепенных членов предложения.

1

Наблюдение поэтического текста. Работа со словарем

Конструирование предложений

23



Слова, не являющиеся членами предложения.

1

Беседа. Графический диктант

Взаимопроверка и взаимоконтроль

24


Вводные слова, предложения и обращения.

1

Написание научной статьи в сборник «Хочу все знать»

Самостоятельная работа

Тема № 4.Сложные предложения - 4ч.

25




Виды сложных предложений. Своеобразие их семантики, структуры и функций.

1

Сообщения учащихся.

Составление таблицы «Виды сложных предложений».


Рассказ на лингвистическую тему. Работа с таблицей



26

Синонимия предложений разных видов.

1

Редактирование стилистических текстов

Взаимопроверка и взаимоконтроль

27



«Простое предложение».

1

Урок-игра. Синтаксическое лото. Работа в группах. Подготовка карточек к синтаксическому лото

Игра «Все о простом предложении»







28

«Простое предложение».

1

Выбор предложений для синтаксического лото. Подготовка определений для таблиц

Игра «Все о простом предложении»

Тема № 5. Пунктуация- 5 ч.

29

Немного о пунктуации. Трудные случаи пунктуации.

1

Семинар. Работа с учебниками разных программ. Составление вопросов для устного журнала

Рекомендации «Положительные и отрицательные стороны данного учебника»

30


31

Все о предложении…

Всё о предложении (или почти все).

1


1

Сообщения учащихся


Устный журнал

Игровой рассказ


Написание заметки о простом предложении

32





Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение»

1





Игра

Определение победителей


33

Лингвистический карнавал «Это непростое простое предложение.

1

Игра

Определение победителей в 3-х номинациях

34

Обобщение

изученного материала.



1

Тестирование

Итоговый тест, составленный учащимися друг для друга. Взаимопроверка


Итого

34ч.



Учебно-методическое обеспечение


Для учителя

1. Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 1967.

2. Блинов Г. И. Изучение связи слов на уроках русского языка. – М., 1963.

3. Грамматико-стилистические упражнения при изучении синтаксиса / сост. В. А. Мызина. – М.: Просвещение, 1976.

4. Дейкина А. Д., Пахнова Т. М. Русский язык в старших классах: практический курс. – М.: Вербум, 2001.

5. Розенталь Д. Э. Практическая стилистика русского языка. – М.: АСТ-ЛТД, 1998.

6. Учебный словарь сочетаемости слов русского языка / под ред. П. Н. Денисова, В. В. Морковкина. – М., 1978.

7. Формановская Н. И. Вы сказали: «Здравствуйте!» – М., 1982.

Для учащихся

1.Арсирий А. Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка: в 2 ч. – Ч. 2. – М., 1967.

2. Дерягин В. Я. Беседы о русской стилистике. – М.: Знание, 1978.

3.Кодухов В. И. Рассказы о синонимах. – М.: Просвещение, 1984.

4. Одинцов В. В. Лингвистические парадоксы. – М.: Просвещение, 1976.

5. Постникова И. И., Зинченко, Т. Н. и др. Это непростое простое предложение. – М.: Просвещение, 1985.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!