СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного курса "Вычислительная математика"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного курса "Вычислительная математика"»

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

‌Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
МР"Алданский район"
МБОУ СОШ №6

Рекомендовано:

Руководитель ЭС


________________________

Пахорукова И.Н

Пр. №1 от «29» августа 2023 г.

Согласовано:

Заместитель директора

по УВР:

_________________________

Васильева М.С.

От «29» августа 2023 г.


Утверждено:

Директор


_______________________

Мулдуянов Г.С.

Приказ №182 от «29» августа 2023 г






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «Вычислительная математика»

для обучающихся 5 класса
















г. Томмот 2023




Пояснительная записка

Программа курса «Вычислительная математика» позволяет обучающимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Решение математических задач, связанных с логическим мышлением закрепит интерес детей к познавательной деятельности, будет способствовать развитию мыслительных операций и общему интеллектуальному развитию. Не менее важным фактором  реализации данной программы является  и стремление развить у учащихся умений самостоятельно работать, думать, решать творческие задачи, а также совершенствовать навыки  аргументации собственной позиции по определенному вопросу.  Содержание программы соответствует познавательным возможностям младших школьников и предоставляет им возможность работать на уровне повышенных требований, развивая  учебную мотивацию.
Содержание занятий курса представляет собой введение в мир элементарной математики, а также расширенный углубленный вариант наиболее актуальных вопросов базового предмета – математика. Занятия  должны содействовать развитию у детей математического образа мышления: краткости речи, умелому использованию символики, правильному применению математической терминологии и т.д. Творческие работы, проектная деятельность и другие технологии, используемые в системе работы, должны быть основаны на любознательности детей, которую и следует поддерживать и направлять.  Данная практика поможет ему успешно овладеть не только общеучебными умениями и навыками, но и осваивать более сложный уровень знаний по предмету, достойно выступать на олимпиадах и участвовать в различных конкурсах.  Все вопросы и задания рассчитаны на работу учащихся на занятии. 
Специфическая форма организации позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Дети получают профессиональные навыки, которые способствуют дальнейшей социально-бытовой и профессионально-трудовой адаптации в обществе.  Образовательная деятельность осуществляется по общеобразовательным программам дополнительного образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья и стандартами второго поколения (ФГОС).


Актуальность разработанной программы состоит в том, что направлена на формирование универ­сальных (метапредметных) умений, навыков, способов дея­тельности, которыми должны овладеть учащиеся, на разви­тие познавательных и творческих способностей и интересов. Программа направлена на отработку вычислительных навыков. Ведь выпускники начальной школы переходят в среднее звено, не обладая хорошо сформированными навыками работы с многозначными числами, плохо знают таблицу умножения, не могут умножать и делить многозначные числа. Программа предполагает отработку вычислительных навыков и за курс начальной школы, и за 5 класс.

Цель данной программы — сформировать компетент­ность в сфере познавательной деятельности, создать условия для овладения учащимися способами деятельности, в состав которых входят общие и специальные учебные умения и на­выки, и, таким образом, сделать детей активными участни­ками учебного процесса, заинтересованными в полноценных образовательных результатах.

Задачи программы:

  • формирование вычислительных навыков;

  • развитие познавательных процессов: мышления, восприятия, внимания, памяти, воображения у обучающихся на основе развивающего предметно-ориенти­рованного тренинга;

  • формирование учебно-интеллектуальных умений, при­ёмов мыслительной деятельности, освоение рациональных способов её осуществления;

  • формирование собственного стиля мышления;

  • формирование учебно-информационных умений и ос­воение на практике различных приёмов работы с разнообраз­ными источниками информации, умений структурировать информацию, преобразовывать её и представлять в различ­ных видах;

  • освоение приёмов творчества и методов решения твор­ческих задач.


Общая характеристика курса «Вычислительная математика»

Курс «Вычислительная математика» предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий учащиеся смогут, находят сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить школьника рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.

Основным методом реализации программы является системно – деятельностный подход, так как развитие ученика происходит только в процессе деятельности, причем, чем активнее деятельность, тем быстрее развитие. Вся информация теоретического характера даѐтся либо в виде игры, где учащиеся сами ищут ответы на вопросы темы, либо в виде работы с таблицами-плакатами, решением ребусов, кроссвордов. Навыки, которые должны приобрести учащиеся, появляются в процессе участия обучающихся в предметных конкурсах, олимпиадах, конференциях различного уровня.

Занятия по программе проходят 1 час в неделю (34 часа в год) в форме:

• практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, ребусов, кроссвордов, головоломок.

• анализ и решение текстов задач;

• самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными источниками информации.

  • индивидуальная (воспитаннику дается самостоятельное задание с учетом его возможностей);

  • фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

  • групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

  • коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам)


Интерес учащихся поддерживается внесением творческого элемента в занятия: самостоятельное составление кроссвордов, шарад, ребусов, а также возможностью выступления перед другими учащимися школы.

В результате прохождения курса «Вычислительная математика» предполагается достичь следующих результатов:


Личностными результатами изучения программы является формирование следующих умений:

  • овладение начальными сведениями об истории развития счета, о системах счисления, их происхождении и назначении;

  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;

  • формирования коммуникативной, этической, социальной компетентности школьников

Метапредметными результаты:

  1. Регулятивные универсальные учебные действия:

  • принимать и сохранять учебную задачу;

  • учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями еѐ реализации, в том числе во внутреннем плане;

  • адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

  • вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учѐта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи;

  • обобщать, делать несложные выводы;

  • классифицировать информацию.

2. Познавательные универсальные учебные действия:

  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве Интернета;

  • строить сообщения в устной и письменной форме;

  • осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;


3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой коммуникации;

  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнѐра в общении и взаимодействии;

  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

  • формулировать собственное мнение и позицию;

  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.


Предметные результаты:

  • Первый уровень результатов – учащиеся должны обладать хорошо сформированными вычислительными навыками, способами планирования и проведения наблюдений и ис­следований; приёмами запомина­ния.

  • Второй уровень результатов - получение обучающимися опыта анализировать, сравнивать, классифицировать, обоб­щать, систематизировать, выделять главную мысль, формулировать выводы, строить умозаключения; слушать, владеть приёмами рационального запомина­ния, работать с источниками информации, представлять информацию в раз­личных видах (табличном, графическом, схема­тическом, аналитическом), решать арифметические задачи в жизненных ситуациях; преобразовывать информацию.

  • Третий уровень результатов - получение обучающимися опыта самостоятельно проводить наблюдения, измерения, планировать и про­водить опыт, эксперимент, исследование, анализировать и обобщать результаты наблюдений, представлять результаты наблюдений в различных видах; описывать рисунки, модели, схемы, задавать прямые вопросы и отвечать на них.




ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Вычислительная математика»

5 класс

(34 часа в год, 1 час в неделю)


История возникновения чисел (6 часов)

История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры. Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная. Действия в двоичной системе счисления.


Действия над натуральными числами (14 часов)

Приёмы устного счёта. Таблица умножения. Умножение двузначных чисел. Умножение многозначных чисел. Деление многозначных чисел. Порядок действий.


Дробные числа (8 часов) Обыкновенные дроби. Десятичные дроби. Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость.


Реальная математика (5 ч.)

Решение задач на проценты.

Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц»

Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки»

Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам»


Итоговое повторение (2 ч.)

Конкурс – игра «Лучший калькулятор».



КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

«Вычислительная математика»

5 класс

(34 часов в год, 1 час в неделю)


Тема занятия

Количество часов

Сроки

проведения

История возникновения чисел

6

По плану

Корректир.

1.


История возникновения чисел и способы их записи. Римские цифры.

2

3,10.09


2.

Необычное об обычных натуральных числах. Практическая работа: «Измерение расстояния шагами»

2

17,24.09


3.

Другие системы счисления: шестидесятиричная и двоичная

2

1,8.10


Действия над натуральными числами

14



4.

Приёмы устного счёта.

2

15,22.10


5.

Таблица умножения

3

29,

12,19. 11


6.

Умножение двузначных чисел

2

26.10, 3.12


7.

Умножение многозначных чисел

3

10, 17,24.12


8.

Деление многозначных чисел

3

14,21, 28.01


9.

Порядок действий

1

4.02


Дробные числа

8



10.

Действия с обыкновенными дробями

3

11,18,25.02


11.

Действия над десятичными дробями

3

3,10,17.03


12.

Решение задач на среднее арифметическое, среднюю цену, среднюю скорость

2

24.03,7.04


Реальная математика

5



13.

Решение задач на проценты. Практическая работа: «Расчет затрат электроэнергии семьи за один месяц»

3

14, 21,28.04


14.

Практические задания «Вычисление количества плитки необходимой для покрытия указанной площадки»

1

5.05


15.

Практическая работа: «Рассчитать площадь клумбы и ее периметр по формулам»

1

12.05


Итоговое повторение

16.

Конкурс – игра «Лучший калькулятор»

1

19.05



Итого

34





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  1. Математика: 5-й класс: базовый уровень: учебник: в 2 частях, 5 класс/ Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и другие, Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

  2. ВПР Математика 5 класс. Типовые задания. 25 вариантов заданий. ФИОКО. ФГОС | Ященко Иван Валериевич

  3. Е. Л. Мардахаева. Занятия математического кружка. 5 класс. М: Мнемозина, 2013.

  4. М. А. Ефимова, Г. П. Кукин. Задачи на разрезание. М: МЦНМО, 2014

  5. М. А. Гершензон. Головоломки профессора Головоломки. - М.: Дет. лит.,2014.

  6. И. Игнатьев. В царстве смекалки. М.: Наука, Главная редакция физико-математической литературы, 2014.

  7. П. Р. Оникул. 19 игр по математике. С.- Петербург: Союз, 2014.

  8. Энциклопедия для детей. Т.11. Математика.- М.: Аванта+, 2013

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

1.Буцко Е.В., Мерзляк А.Г., Полонский В.Б. Математика. 5 класс. Методическое пособие .Математика 5-11 кл. Учебное электронное издание. "1С" Институт новых технологий.

2. Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С. и др. Методические рекомендации. 5-6 классы



ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

1.Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов Математика 5-6 класс http://school-collection.edu.ru/

2. «Школьный помощник»: http://school-assistant.ru/

3. «Школьная математика»: http://math-prosto.ru/index.php

4. «ЯКласс»: http://www.yaklass.ru

5. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов: http://eor.edu.ru/.

6. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-ollection.edu.ru/.

7. Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам": http://window.edu.ru/.

8. Федеральный портал "Российское образование": http://www.edu.ru/.

9.http://www.math.ru 10. http://www.shevkin.ru 11. http://edu.of.ru/computermath 12. http://www.math-on–line.com

10.http://mat.1september.ru А. В. Фарков. Математические кружки в школе М.:Айрис - пресс, 2013.