СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета “алгебра ” уровень основного общего образования базовый уровень

Категория: Алгебра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по алгебре в 9 классе. Базовый уровень.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета “алгебра ” уровень основного общего образования базовый уровень»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №9 ГОРОДА ТОРЕЗА»





РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического Заместитель директора Директор

советом _______В.Д. Колесник ___________Т.Г. Шульга

Протокол № ____________ Приказ №____________

от «_29_»____08___2019 г. «_29_»___08___2019 г. от«_29_»___08___2019 г.









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

“АЛГЕБРА ”

УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ












Составитель программы:

Пономарёва

Светлана Владимировна

учитель математики

I категории








Торез

2019 год




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по алгебре для 9 класса составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами и с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Примерная основная образовательная программа по учебному предмету «Алгебра. 7-9 кл.» / сост. Скафа Е.И., Федченко Л.Я., Полищук И.В. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк: Истоки, 2019. – 49 с. ,) которые полностью отражают базовый уровень подготовки школьников и ориентирована на учащихся 9 класса

Алгебра является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся при обучении алгебре способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки алгебраического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Практическая значимость школьного курса алгебры обусловлена тем, что объектом изучения служат количественные отношения действительного мира. Математическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе

Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении алгебраических абстракций, о соотношении реального и идеального, о характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, о месте алгебры в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию их научного мировоззрения и качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном пространстве.

Продолжение изучения алгебры, функций, вероятности и статистики в 9 классе существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников.

Изучение предмета «Алгебра. 9класс» позволяет формировать умения и навыки умственного труда − планирование своей работы, поиск рациональных путей её выполнения, критическую оценку результатов. В процессе изучения алгебры школьники учатся излагать свои мысли ясно и исчерпывающе, лаконично и ёмко, приобретают навыки чёткого, аккуратного и грамотного выполнения математических записей.

Важнейшей задачей школьного курса алгебры в 9 классе является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты математических умозаключений и принятые в алгебре правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению. Тем самым алгебра занимает одно из ведущих мест в формировании научно-теоретического мышления школьников. Раскрывая внутреннюю гармонию математики, формируя понимание красоты и изящества математических рассуждений, алгебра вносит значительный вклад в эстетическое воспитание учащихся.

В соответствии с Учебным планом на изучение алгебры в 9 класс предусмотрено 3 часа  в неделю. Обучение осуществляется по учебнику: Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра. 9 класс / Под ред. Теляковского С.А. − М.: Просвещение, 2016. 











ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА АЛГЕБРЫ В 9 КЛАССЕ

В курсе алгебры 9 класса продолжается формирование основных содержательных линий: рациональные числа; арифметика; алгебра; функции; вероятность и статистика. Наряду с этим в содержание включены два дополнительных методологических раздела: логика и множества; математика в историческом развитии, что связано с реализацией целей общеинтеллектуального и общекультурного развития учащихся. Содержание каждого из этих разделов разворачивается в содержательно-методическую линию, пронизывающую все основные содержательные линии. При этом первая линия – «Логика и множества» – служит цели овладения учащимися некоторыми элементами универсального математического языка, вторая – «Математика в историческом развитии» – способствует созданию общекультурного, гуманитарного фона изучения курса.

Продолжение содержательной линии «Арифметика» служит базой для дальнейшего изучения математики, способствует развитию логического мышления, формированию умения пользоваться алгоритмами, а также приобретению практических навыков, необходимых в повседневной жизни учащихся.

Содержание линии «Алгебра» способствует формированию у обучающихся математического аппарата для решения задач из разделов математики, смежных предметов и окружающей реальности. Язык алгебры подчёркивает значение математики как языка для построения математических моделей процессов и явлений реального мира.

Развитие алгоритмического мышления, необходимого, в частности, для освоения курса информатики, и овладение навыками дедуктивных рассуждений также являются задачами изучения алгебры. Преобразование символьных форм вносит специфический вклад в развитие воображения учащихся, их способностей к математическому творчеству. В основной школе материал группируется вокруг рациональных выражений.

Содержание раздела «Функции» нацелено на получение школьниками конкретных знаний о функции как важнейшей математической модели для описания и исследования разнообразных процессов. Изучение этого материала способствует развитию у учащихся умения использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), вносит вклад в формирование представлений о роли математики в развитии цивилизации и культуры.

Раздел «Вероятность и статистика» – обязательный компонент школьного образования, усиливающий его прикладное и практическое значение. Этот материал необходим для формирования у учащихся функциональной грамотности – умения воспринимать и критически анализировать информацию, представленную в различных формах, понимать вероятностный характер многих реальных зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты. Изучение основ комбинаторики позволит учащемуся осуществлять рассмотрение случаев, перебор и подсчёт числа вариантов, в том числе в простейших прикладных задачах. При изучении статистики и вероятности обогащаются представления о современной картине мира и методах его исследования, формируется понимание роли статистики как источника социально значимой информации и закладываются основы вероятностного мышления.


Школьное математическое образование ставит следующие цели обучения:

  • овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической     деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;

  • интеллектуальное развитие учащихся, формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых для повседневной жизни;

  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности;

  • воспитание культуры личности, формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, понимания значимости математики для общественного прогресса.

Основные развивающие и воспитательные цели:

Развитие:

  • ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

  • математической речи;

  • сенсорной сферы; двигательной моторики;

  • внимания; памяти;

  • навыков само и взаимопроверки.

  • формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов.


Воспитание:


  • культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, понимание значимости математики для научно-технического прогресса;

  • волевых качеств;

  • коммуникабельности;

  • ответственности.

Выбор данной авторской программы и учебно-методического комплекса обусловлен с преемственностью целей образования, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся, и опираются на вычислительные умения и навыки учащихся, полученные на уроках алгебры 7 - 8 классов

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Математическое образование играет важную роль как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образова­ния связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллекту­альным развитием человека, формированием характера и общей культуры.

Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виде таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий составлять несложные алгоритмы и др.

Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.

Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.

Обучение математике дает возможность развивать у учащихся экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.

Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.

Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о мате­матике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историче­скими вехами возникновения и развития математической науки, с историей вели­ких открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуаль­ный багаж каждого культурного человека.
































ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА


Программа позволяет добиваться следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования.

Личностные:

у учащихся будут сформированы:

  1. ответственное отношение к учению;

  2. готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразова­нию на основе мотивации к обучению и познанию;

  3. умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;

  4. начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире;

  5. экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, го­товность следовать нормам природоохранного, здоровьесберегающего поведения;

  6. формирование способности к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;

  7. умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;

у учащихся могут быть сформированы:

  1. первоначальные представления о математической науке как сфере человече­ской деятельности, об этапах её развития, о её значимости для развития цивилизации;

  2. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверст­никами в образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  3. критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;

  4. креативность мышления, инициативы, находчивости, активности при ре­шении арифметических задач.


Метапредметные:

Регулятивные

учащиеся научатся:

  1. формулировать и удерживать учебную задачу;

  2. выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации;

  3. планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  4. предвидеть уровень усвоения знаний, его временных характеристик;

  5. составлять план и последовательность действий;


Познавательные

учащиеся научатся:

  1. самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

  2. использовать общие приёмы решения задач;

  3. применять правила и пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;

  4. осуществлять смысловое чтение;


Коммуникативные

учащиеся научатся:

  1. организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учи­телем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников;

  2. взаимодействовать и находить общие способы работы; работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаи­вать своё мнение;

  3. прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения;

  4. разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников;


Предметные:

учащиеся научатся:

  1. работать с математическим текстом (структурирование, извлечение необ­ходимой информации), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и пись­менной речи, применяя математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики (словесный, символический, графический), обосно­вывать суждения, проводить классификацию;

  2. владеть базовым понятийным аппаратом выполнять арифметические преобразования, применять их для решения учебных математических задач;

  3. пользоваться изученными математическими формулами;

  4. самостоятельно приобретать и применять знания в различных ситуациях для решения несложных практических задач, в том числе с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора и компьютера.


Организация учебного процесса.


При организации учебного процесса необходимо обращать внимание на такую психологическую особенность возраста девятиклассников

С учетом уровневой специфики 9 класса выстроено тематическое планирование: система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено далее. Планируется в преподавании предмета использование следующих педагогических технологий:

  • технологии личностно ориентированного обучения;

  • технологии полного усвоения;

  • технологии обучения на основе решения задач;

  • технологии обучения на основе схематичных и знаковых моделей;

  • технологии проблемного обучения.

В течение года возможны коррективы рабочей программы, связанные с объективными причинами.

Реализация рабочей программы обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности:

  • создание условий для умения логически обосновывать суждения, выдвигать гипотезы и понимать необходимость их проверки, ясно, точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи;

  • формирование умения использовать различные языки математики, свободно переходить с языка на язык для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства, интегрирования в личный опыт новой, в том числе самостоятельно полученной, информации;

  • создание условий для плодотворного участия в работе в группе; развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою деятель­ность, использовать приобретенные знания и умения в практической дея­тельности и повседневной жизни для исследования (моделирования) не­сложных практических ситуаций на основе изученных формул и свойств тел; вычисления площадей поверхностей пространственных тел при реше­нии практических задач, используя при необходимости справочники и вы­числительные устройства.

На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять иными словами), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуаль­ный ряд и др.).

Акцентированное внимание к продуктивным формам учебной деятельности предполагает актуализацию информационной компетентности учащихся: формиро­вание навыков работы с источниками, материалами.

Большую значимость образования сохраняет информационно-коммуни­кативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, из­влечения необходимой информации из источников, созданных в различных знако­вых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), пе­ревода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбора знаковых систем адекватно познава­тельной и коммуникативной ситуации, отделения основной информации от второ­степенной, критического оценивания достоверности полученной информации, пе­редачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, вы­борочно). Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать оп­ределения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изу­ченные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника-гражданина и патриота Донецкой Народной Республики, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального са­мосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренче­ские взгляды и на этой основе — воспитание гражданственности и патриотизма.

Рабочая программа предусматривает следующие варианты дидактико-технологического обеспечения учебного процесса: наглядные пособия для курса математики, таблицы, чертёжные принадлежности и инструменты; для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса используются: компьютер, сканер, интерактивная доска, презентации, проекты учащихся и учителей; программно-педагогические средства, а также рабочая про­грамма, справочная литература, учебники, разноуровневые тесты, тексты само­стоятельных и контрольных работ, задания для проектной деятельности.















СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ

9 класс

В соответствии примерного учебного плана основного общего образования на изучение алгебры в 9 классе предусмотрено 3 часа в неделю.

Программа рассчитана на 99 часов. Программой предусмотрено проведение: 11 контрольных работ.

1. Квадратичная функция (18 часов)

Функция. Область определения и область значений функции. Свойства функции. Квадратный трехчлен и его корни. Разложение квадратного трехчлена на множители. Функция , ее график и свойства. Графики функций и . Построение графика квадратичной функции. Функция . Корень п-й степени.

Основная цель – расширить сведения о свойствах функций, ознакомить учащихся со свойствами и графиком квадратичной функции.

Учащиеся должны:

знать

определение функции, ее области определения, множества значений;

алгоритм исследования функции; определение квадратного трехчлена и формулу его разложения на множители;

определение квадратичной функции, алгоритм построение графика квадратичной функции, формулу нахождения координат вершины параболы;

уметь

«считывать» свойства функции по ее графику;

устанавливать соответствие между графиком функции и ее аналитическим заданием;

строить квадратичную функцию и выполнять преобразования (перенос вдоль оси Ох (), сжатие (растяжение) вдоль оси Ох ());

раскладывать квадратный трехчлен на множители;

строить график степенной функции.


В начале темы систематизируются сведения о функциях. Повторяются основные понятия: функция, аргумент, область определения функции, график. Даются понятия о возрастании и убывании функции, промежутки знакопостоянства. Тем самым создается база для усвоения свойств квадратичной и степенной функций, а также для дальнейшего углубления функциональных представлений при изучении курса алгебры и начала анализа.

Подготовительным шагом к изучению свойств о квадратичной функции является также рассмотрение вопроса о квадратном трехчлене и его корнях, выделении квадрата двучлена из квадратного трехчлена, разложении квадратного трехчлена на множители.

Изучение квадратичной функции начинается с рассмотрения функции , ее свойств и особенностей графика, а также других частных видов квадратичной функции – функций , . Эти сведения используются при изучении свойств квадратичной функции общего вида. Важно, чтобы учащиеся поняли, что график функции может быть получен из графика функции с помощью двух параллельных переносов. Приемы построения графика функции отрабатываются на конкретных примерах. При этом особое внимание следует уделить формированию у учащихся умения указывать координаты вершины параболы, ее ось симметрии, направление ветвей параболы.

При изучении этой темы дальнейшее развитие получает умение находить по графику промежутки возрастания и убывания функций, а также промежутки, в которых функция сохраняет свой знак.

Учащиеся знакомятся со свойствами степенной функции при четном и нечетном показателе п. Вводится понятие корня п-й степени. Учащиеся должны понимать смысл записей вида , . Они получают представление о нахождении значений корня с помощью калькулятора, причем выработка соответствующих умений не требуется.

2. Уравнения и неравенства с одной переменной (18 часов)

Целое уравнение и его корни. Дробные рациональные уравнения. Решение неравенств второй степени с одной переменной. Решение неравенств методом интервалов.

Основная цель – систематизировать и обобщить сведения о решении целых и дробных рациональных уравнений с одной переменной, сформировать умение решать неравенства вида  0 или  0, где .

Учащиеся должны:

знать

определение целого уравнения, его степени, методы решения уравнений путем введения новой переменной и разложения на множители;

определение неравенства второй степени с одной переменной;

графический способ решения неравенств;

метод интервалов;

уметь:

решать целые и дробно рациональные уравнения,

решать неравенства второй степени с одной переменной графическим методом и методом интервалов.

В этой теме завершается изучение рациональных уравнений с одной переменной. В связи с этим проводится некоторое обобщение и углубление сведений об уравнениях. Вводится понятие целого рационального уравнения и его степени. Учащиеся знакомятся с решением уравнений третьей степени и четвертой степени с помощью разложения на множители и введения вспомогательной переменной. Метод решения уравнения путем введения вспомогательных переменных будет широко использоваться в дальнейшем при решении тригонометрических, логарифмических и других видов уравнений.

Расширяются сведения о решении дробных рациональных уравнений. Учащиеся знакомятся с некоторыми специальными приемами решения таких уравнений.

Формируется умение решать неравенства вида  0 или  0, где , которое осуществляется с опорой на сведения о графике квадратичной функции (направление ветвей параболы, ее расположение относительно оси Ох).

Учащиеся знакомятся с методом интервалов, с помощью которого решаются несложные рациональные неравенства.

3. Уравнения и неравенства с двумя переменными (11 часов)

Уравнение с двумя переменными и его график. Графический способ решения системы уравнений. Решение систем уравнений второй степени. Решение задач с помощью систем уравнений второй степени. Неравенства с двумя переменными. Системы неравенств с двумя переменными.

Основная цель – выработать умение решать простейшие системы, содержащие уравнения второй степени с двумя переменными, и текстовые задачи с помощью составления таких систем.

Учащиеся должны:

знать

определение понятий: уравнения и неравенства с двумя переменными, решение уравнения с двумя переменными, график уравнения с двумя переменными, решение системы;

алгоритм решения систем уравнений графическим способом, способом подстановки и алгебраического сложения, алгоритм решения задач с помощью систем уравнений второй степени;

изображение решения системы неравенств с двумя переменными;

уметь

решать уравнения и системы уравнений с двумя переменными различными способами,

изображать множество решений неравенства и системы неравенств с двумя переменными на координатной плоскости.

В данной теме завершается изучение систем уравнений с двумя переменными. Основное внимание уделяется системам, в которых одно из уравнений первой степени, а другое второй. Известный учащимся способ подстановки находит здесь дальнейшее применение и позволяет сводить решение таких систем к решению квадратного уравнения.

Ознакомление обучающихся с примерами систем уравнений с двумя переменными, в которых оба уравнения второй степени должно рассматриваться на простейших примерах.

Привлечение известных учащимся графиков позволяет привести примеры графического решения систем уравнений. С помощью графических представлений можно наглядно показать учащимся, что системы двух уравнений с двумя переменными второй степени могут иметь одно, два, три, четыре решения или не иметь решений.

Разработанный математический аппарат позволяет существенно расширить класс содержательных текстовых задач, решаемых с помощью систем уравнений.

Изучение темы завершается введением понятий неравенства с двумя переменными и систем неравенств с двумя переменными. Сведения о графиках уравнений с двумя переменными используются при иллюстрации множеств решений некоторых простейших неравенств с двумя переменными и их систем.

4. Прогрессии (17 часов)

Последовательность. Определение арифметической прогрессии. Формула п-го члена арифметической прогрессии. Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии. Определение геометрической прогрессии. Формула п-го члена геометрической прогрессии. Формула суммы первых п членов геометрической прогрессии.

Основная цель – дать понятие об арифметической и геометрической прогрессиях как числовых последовательностях особого вида.

Учащиеся должны:

знать

определение арифметической и геометрической прогрессии,

формулы арифметической и геометрической прогрессии,

характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессии;

уметь

распознавать вид прогрессии из предложенных последовательностей;

применять характеристическое свойство, формулы общего члена и суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессии.

При изучении темы вводится понятие последовательности, разъясняется смысл термина «n-й член последовательности», вырабатывается умение использовать индексное обозначение. Эти сведения носят вспомогательный характер и используются для изучения арифметической и геометрической прогрессий.

Работая с формулами n-го члена и суммы первых n членов прогрессий, помимо своего основного назначения, позволяет неоднократно возвращаться к вычислениям, тождественным преобразованиям, решению уравнений, неравенств, систем.

Рассматриваются характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессий, что позволяет расширить круг предлагаемых задач.

5. Элементы комбинаторики и теории вероятностей (9 часов)

Примеры комбинаторных задач. Перестановки. Размещения. Сочетания. Относительная частота случайного события. Вероятность равновозможных событий.

Основная цель – ознакомить учащихся с понятиями перестановки, размещения, сочетания и соответствующими формулами для подсчета их числа; ввести понятие относительной частоты и вероятности случайного события.

Учащиеся должны:

знать

комбинаторное правило умножения,

формулы для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний,

определение случайного события, относительной частоты и вероятности случайного события,

статистический и классический подход к определению вероятности случайного события;

уметь

решать комбинаторные задачи,

находить частоту и вероятность случайного события, 

решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения, вычислять среднее значение результатов измерений.

находить частоту совершения события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные, находить вероятности случайных событий в простейших случаях.

Изучение темы начинается с решения простейших задач, в которых требуется составить те или иные комбинации элементов и подсчитать их число. Разъясняется комбинаторное правило умножения, которое используется в дальнейшем при выводе формул для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний.

При изучении данного материала необходимо обратить внимание учащихся на различие понятий «размещение» и «сочетание», сформировать у них умение определять, о каком виде комбинаций идет речь в задаче.

В данной теме учащиеся знакомятся с начальными сведениями из теории вероятностей. Вводятся понятия «случайное событие», «относительная частота», «вероятность случайного события». Рассматриваются статистический и классический подходы к определению вероятности случайного события. Важно обратить внимание обучающихся на то, что классическое определение вероятности можно применять только к таким моделям реальных событий, в которых все исходы являются равновозможными.

Обобщение и систематизация учебного материала (26 часов)

Учащиеся должны:

знать

правила выполнения преобразования рациональных выражений (выполнение действий, приведение подобных слагаемых, разложение на множители, действия с корнями);

методы решения уравнений и их систем, методы решения неравенств и их систем, определения (функция, область определения, множество значений функции);

определение арифметической и геометрической прогрессии, формулы, характеристические свойства арифметической и геометрической прогрессии,

алгоритмы решения задач на проценты, движение, работу, концентрации, смеси и сплавы, правила нахождения вероятности равновозможных событий, комбинаторное правило умножения,

формулы для подсчета числа перестановок, размещений и сочетаний;

уметь

выполнять преобразования рациональных выражений и выражений, содержащих квадратные корни;

решать различные виды уравнений и их систем различными способами,

решать неравенства и их системы различными способами,

решать текстовые задачи,

применять характеристическое свойство, формулы общего члена и суммы первых нескольких членов арифметической и геометрической прогрессии;

уметь строить графики элементарных функций.


ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ
КУРСА АЛГЕБРЫ

В результате изучения курса алгебры 9 класса обучающиеся должны:

знать/понимать

  • существо понятия математического доказательства; примеры доказательств;

  • существо понятия алгоритма; примеры алгоритмов;

  • как используются математические формулы, уравнения и неравенства; примеры их применения для решения математических и практических задач;

  • как математически определенные функции могут описывать реальные зависимости; приводить примеры такого описания;

  • как потребности практики привели математическую науку к необходимости расширения понятия числа;

  • вероятностный характер многих закономерностей окружающего мира; примеры статистических закономерностей и выводов;

  • смысл идеализации, позволяющей решать задачи реальной действительности математическими методами, примеры ошибок, возникающих при идеализации;

уметь

  • составлять буквенные выражения и формулы по условиям задач;

  • осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, осуществлять подстановку одного выражения в другое; выражать из формул одну переменную через остальные;

  • выполнять основные действия со степенями с целыми показателями, с многочленами и с алгебраическими дробями; выполнять разложение многочленов на множители;

  • выполнять тождественные преобразования рациональных выражений;

  • применять свойства арифметических квадратных корней для вычисления значений и преобразований числовых выражений, содержащих квадратные корни;

  • решать линейные, квадратные уравнения и рациональные уравнения, сводящиеся к ним, системы двух линейных уравнений и несложные нелинейные системы;

  • решать линейные и квадратные неравенства с одной переменной и их системы;

  • решать текстовые задачи алгебраическим методом, интерпретировать полученный результат, проводить отбор решений, исходя из формулировки задачи;

  • изображать числа точками на координатной прямой;

  • определять координаты точки плоскости, строить точки с заданными координатами; изображать множество решений линейного неравенства;

  • распознавать арифметические и геометрические прогрессии; решать задачи с применением формулы общего члена и суммы нескольких первых членов;

  • находить значения функции, заданной формулой, таблицей, графиком по ее аргументу; находить значение аргумента по значению функции, заданной графиком или таблицей;

  • определять свойства функции по ее графику; применять графические представления при решении уравнений, систем, неравенств;

  • описывать свойства изученных функций ( , где , , , , , , ), строить их графики;

  • проводить несложные доказательства, получать простейшие следствия из известных или ранее полученных утверждений, оценивать логическую правильность рассуждений, использовать примеры для иллюстрации и контрпримеры для опровержения утверждений;

  • извлекать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах, графиках; составлять таблицы, строить диаграммы и графики;

  • решать комбинаторные задачи путем систематического перебора возможных вариантов, а также с использованием правила умножения;

  • вычислять средние значения результатов измерений;

  • находить частоту события, используя собственные наблюдения и готовые статистические данные;

  • находить вероятности случайных событий в простейших случаях;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;

  • моделирования практических ситуаций и исследовании построенных моделей с использованием аппарата алгебры;

  • описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;

  • интерпретации графиков реальных зависимостей между величинами.

  • выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);

  • распознавания логически некорректных рассуждений;

  • записи математических утверждений, доказательств;

  • анализа реальных числовых данных, представленных в виде диаграмм, графиков, таблиц;

  • решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, процентов, длин, площадей, объемов, времени, скорости;

  • решения учебных и практических задач, требующих систематического перебора вариантов;

  • сравнения шансов наступления случайных событий, оценки вероятности случайного события в практических ситуациях, сопоставления модели с реальной ситуацией;

  • понимания статистических утверждений.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Данная программа реализуется по учебникам авторов Ю.Н.Макарычева, Н.Г.Миндюка, К.И.Нешкова, С.Б.Суворовой: «Алгебра. 9» (М.: Просвещение, 2016).

Примерный тематический план изучения алгебры в 9 классе

Класс

Название темы

Кол-во часов на изучение темы

9

Обобщение и систематизация ранее изученного учебного материала

6

Квадратичная функция

18

Уравнения и неравенства с одной переменной

18

Обобщение и систематизация программного материала за I полугодие

6

Уравнения и неравенства с двумя переменными

11

Прогрессии

17

Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

9

Итоговое обобщение и систематизация ученого материала

14

Всего

99



РАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ



п/п

Изучаемый материал

Кол-во часов

Контрольные работы

9 класс

99

11

1

Обобщение и систематизация программного материала по математике за курс 5 – 8 классов

6

1 (ДКР)

2

Квадратичная функция

18

2


- Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен

9

1


- Квадратичная функция и ее свойства

9

1

3

Уравнения и неравенства с одной переменной

18

2


- Уравнения с одной переменной

8

1


- Неравенства с одной переменной

10

1

4

Обобщение и систематизация программного материала за 1 полугодие

6

1

5

Уравнения и неравенства с двумя переменными

11

1

6

Прогрессии

17

2


- Арифметическая прогрессия

8

1


- Геометрическая прогрессия

9

1

7

Элементы комбинаторики и теории вероятностей

9

1

8

Обобщение и систематизация программного материала по математике за 5 – 9 классы

14

1 (ИКР)

ДКР – диагностическая контрольная работа; ИКР – итоговая контрольная работа.

СВОДНАЯ ТАБЛИЦА УЧЕБНОГО ПЛАНА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО МАТЕМАТИКЕ


Недельная

нагрузка

Класс

Предмет

Количество часов

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

За

год

3 часа

9

алгебра

24

24

28

23

99



СВОДНАЯ ТАБЛИЦА КОЛИЧЕСТВА ПИСЬМЕННЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

Класс

Предмет

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого

9

алгебра

3

3

3

2

11









КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

Алгебра, 9 класс

Количество часов: на учебный год: 99 часов, в неделю: 3 ч

Плановых контрольных работ: I ч – 3; II ч – 3; III ч – 3; IV ч 2.

Итого: 11(1 – диагностическая, 1 – годовая, 9 – тематических



п/п

№ уро-ка в

те-ме

Наименование раздела, тем урока

К-во

Часов

На изучение темиы

Дата проведения

Примечание


Повторение

по плану

по факту


I четверть

Т.1 ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ ЗА КУРС 5 – 8 КЛАССОВ

6




1

1

Выражения, уравнения, неравенства

1



Стр. 254 - 259

2

2

Выражения, уравнения, неравенства

1



Стр.259 -261

3

3

Решение задач

1



Стр.261 - 264

4

4

Решение задач. Подготовка к контрольной работе

1




5

5

Диагностическая контрольная работа

1




6

1.6

Анализ диагностической контрольной работы

1




Т.2КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ

18




Т.2.1 ФУНКЦИЯ. СВОЙСТВА ФУНКЦИЙ. КВАДРАТНЫЙ ТРЕХЧЛЕН

9




7

1

Функция. Область определения и область значений функции

1



Стр264-265

8

2

Свойства функций

1



Стр264-265

9

3

Свойства функций

1



Стр. 265(6)

10

4

Квадратный трехчлен и его корни

1



Стр. 265(6)

11

5

Разложение квадратного трехчлена на линейные множители

1



Стр.257(7)

12

6

Разложение квадратного трехчлена на линейные множители. Самостоятельная работа

1



Стр.257(7)

13

7

Решение задач.

1



П. 1,2

14

8

Контрольная работа № 1

1




15

9

Анализ контрольной работы

1










Т.2.2 КВАДРАТИЧНАЯ ФУНКЦИЯ И ЕЕ СВОЙСТВА

9









16

1

Функция , ее график и свойства

1



Стр.264-265

17

2

Графики функций и

1



П.1, п.2

18

3

Построение графика квадратичной функции

1



П.5,п.6

19

4

Построение графика квадратичной функции

1



П.5,п.6

20

5

Функция

1



Стр. 258(11)

21

6

Корень п-й степени. Самостоятельная работа

1



Стр. 258(11)

22

7

Решение задач

1



П.3,4

23

8

Контрольная работа № 2

1



П.3,4

24

9

Анализ контрольной работы

1



П. 1-6


II четверть

Т.3 УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С 18

ОДНОЙПЕРЕМЕННОЙ

Т. 3.1 УРАВНЕНИЯ С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ 8

п/п





Тема урока


Кол-во

часов

Дата план

Дата факт

Примечание

25

1

Целое уравнение и его корни

1



Стр256(8)

26

2

Целое уравнение и его корни

1



Стр256(8)

27

3

Дробные рациональные уравнения

1



Стр256(9)

28

4

Дробные рациональные уравнения

1



Стр256(9)

29

5

Дробные рациональные уравнения. Самостоятельная работа

1



П.5

30

6

Решение задач

1



П.5

31

7

Контрольная работа № 3

1



П.5

32

8

Анализ контрольной работы

1



Стр.262(25-30)



Т. 3.2 НЕРАВЕНСТВА С ОДНОЙ ПЕРЕМЕННОЙ

10




33

1

Решение неравенств второй степени с одной переменной

1



Стр.260(17-19)

34

2

Решение неравенств второй степени с одной переменной

1



П.6

35

3

Решение неравенств второй степени с одной переменной

1



П.6

36

4

Решение неравенств методом интервалов

1



П.6

37

5

Решение неравенств методом интервалов

1



П.6

38

6

Решение неравенств методом интервалов

1



П.6

39

7

Решение неравенств методом интервалов Самостоятельная работа

1



П.6






40

8

Решение задач

1



П.6

41

9

Контрольная работа № 4

1



П.6

42

10

Анализ контрольной работы

1



П.1



Т.4 ОБОЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ЗА I ПОЛУГОДИЕ

6




43

1

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен. Квадратичная функция и ее свойства

1



П.1,2,3

44

2

Уравнения и неравенства с одной переменной

1



П.5,6

45

3

Решение задач и упражнений. Самостоятельная работа

1



П.5,6

46

4

Контрольная работа № 5

1



П.1- 6

47

5

Анализ контрольной работы

1



П.1- 6

48

6

Итоговый урок

1





ІІІ четверть (28 часа)



Т.5 УРАВНЕНИЯ И НЕРАВЕНСТВА С ДВУМЯ ПЕРЕМЕННЫМИ.

11




49

1

Уравнение с двумя переменными и его график

1



П.7(17)

50

2

Графический способ решения систем уравнений

1



П.7(18)

51

3

Решение систем уравнений второй степени

1



П.7(19)

52

4

Решение задач с помощью систем уравнений второй степени

1



П.7(20)

53

5

Неравенства с двумя переменными

1



П.8(21)

54

6

Неравенства с двумя переменными

1



П.8(21)

55

7

Системы неравенств с двумя переменными

1



П.8(22)

56

8

Системы неравенств с двумя переменными. Самостоятельная работа

1



П.8(22)

57

9

Решение задач

1



П.8, 7

58

10

Контрольная работа № 6

1



П.8, 7

59

11

Анализ контрольной работы

1



П.8, 7



Т.6 ПРОГРЕССИИ

17






Т.6.1 АРИФМЕТИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ

8




60

1

Последовательности

1



П.(24)

61

2

Определение арифметической прогрессии.

1




62

3

Формула п-го члена арифметической прогрессии

1



П.9(25)








63

4

Формула п-го члена арифметической прогрессии

1



П.9(25)

64

5

Формула суммы первых п членов арифметической прогрессии. Самостоятельная работа

1



П.9(26)

65

6

Решение задач

1



П.9

66

7

Контрольная работа № 7

1



П.9

67

8

Анализ контрольной работы

1



П.9



Т.6.2 ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ ПРОГРЕССИЯ

9




68

1

Определение геометрической прогрессии.

1



П.10(27)

69

2

Формула п-го члена геометрической прогрессии

1



П.10(27)

70

3

Формула п-го члена геометрической прогрессии

1



П.10(27)

71

4

Формула суммы первых п членов геометрической прогрессии

1



П.10(28)

72

5

Формула суммы первых п членов геометрической прогрессии

1



П.10(28)

73

6

Решение задач. Самостоятельная работа

1



П.10(28)

74

7

Решение задач

1



П.10

75

8

Контрольная работа № 8

1



П.10

76

9

Анализ контрольной работы

1



П.10



ІV четверть (23 часа)






Т.7 ЭЛЕМЕНТЫ КОМБИНАТОРИКИ И ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТЕЙ

9




77

1

Примеры комбинаторных задач

1



П.11(30)

78

2

Перестановки

1



П.11(31)

79

3

Размещения

1



П.11(32)

80

4

Сочетания

1



П.11(33)

81

5

Относительная частота случайного события

1



П.12(34)

82

6

Вероятность равновозможных событий. Самостоятельная работа

1



П.12(35)

83

7

Решение задач

1



П.11, 12

84

8

Контрольная работа № 9

1



П.11, 12

85

9

Анализ контрольной работы

1



П.11, 12











Т.8 ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МАТЕРИАЛА ПО МАТЕМАТИКЕ ЗА 5 - 9 КЛАССЫ

14




86

1

Функция. Свойства функций. Квадратный трехчлен.

1



П.1,2

87

2

Квадратичная функция и ее свойства

1



П.3

88

3

Степенная функция. Корень n-степени.

1



П.4

89

4

Уравнения с одной переменной

1



П.5

90

5

Неравенства с одной переменной

1



П.6

91

6

Уравнения с двумя переменными и их системы.

1



П.7

92

7

Неравенства с двумя переменными и их системы.

1



П.8

93

8

Арифметическая и геометрическая прогрессия.

1



П.9,10

94

9

Арифметическая и геометрическая прогрессия.

1



П.9,10

95

10

Элементы комбинаторики и теории вероятностей.

1



П.11,12

96

11

Решение задач и упражнений.

1



П.11,12

97

12

Итоговая контрольная работа

1




98

13

Анализ контрольной работы

1




99

14

Обобщающий урок

1











КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ

Критерии оценивания устных ответов.

Ответ оценивается отметкой «5», если обучающийся:

1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;

3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;

4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;

5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.

Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:

1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;

2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;

3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.

Ответ оценивается отметкой «3», если:

1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;

2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;

3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.

Ответ оценивается отметкой «2», если:

1) не раскрыто содержание учебного материала;

2) обнаружено незнание или не понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.


Критерии оценивание письменных работ.

Оценка письменных контрольных работ обучающихся.

Отметка «5» ставится, если:

    1. работа выполнена полностью;

  1. в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;

  2. в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).

Отметка «4» ставится, если:

    1. работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

    2. допущена одна - две ошибки или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).

Отметка «3» ставится, если:

    1. допущены более двух ошибок или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

Отметка «2» ставится, если:

    1. допущены существенные ошибки, показавшие, что обучающийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.

Отметка «1» ставится, если:

  1. работа показала полное отсутствие у обучающегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.


Общая классификация ошибок.

  • При оценке знаний, умений и навыков обучающихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.

3.1. Грубыми считаются ошибки:

  • незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;

  • незнание наименований единиц измерения;

  • неумение выделить в ответе главное;

  • неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;

  • неумение делать выводы и обобщения;

  • неумение читать и строить графики;

  • неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

  • потеря корня или сохранение постороннего корня;

  • отбрасывание без объяснений одного из них;

  • равнозначные им ошибки;

  • вычислительные ошибки, если они не являются опиской;

  • логические ошибки.

3.2. К негрубым ошибкам следует отнести:

  • неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;

  • неточность графика;

  • нерациональный метод решения задачи или недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

  • нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

  • неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

3.3. Недочетами являются:

  • нерациональные приемы вычислений и преобразований;

  • небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.


Виды и формы контроля

Три формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

При индивидуальном контроле каждый школьник получает свое задание, которое он должен выполнять без посторонней помощи. Эта форма целесообразна в том случае, если требуется выяснить индивидуальные знания, способности и возможности отдельных учащихся.

При групповом контроле класс делится на несколько групп (от 2 до 4 учащихся) и каждой группе дается проверочное задание.  Групповую форму организации контроля применяют при повторении с целью обобщения и систематизации учебного материала, при выделении приемов и методов решения задач, при акцентировании внимания учащихся на наиболее рациональных способах выполнения заданий.

При фронтальном контроле задания предлагаются всему классу. В процессе этой проверки изучается правильность восприятия и понимания учебного материала, качество словесного, графического предметного оформления, степень закрепления в памяти.

Итоговый контроль носит более специализированный характер. Он проводится в форме экзаменов или годовых контрольных работ. На итоговых испытаниях проверяются знания по важнейшим разделам и темам курса или курсу в целом.


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС


  1. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др. Алгебра. 9 класс / Под ред. Теляковского С.А. − М.: Просвещение, 2016.

  2. Алгебра. 7 класс. Тематические тесты / Ю.П. Дудицын, В.Л. Кронгауз.− М.: Просвещение, 2011.

  3. Алгебра. Дидактические материалы. 7 класс/ Л.И. Звавич, Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова − М.: Просвещение, 2012.

  4. Алгебра. 8 класс. Тематические тесты / Ю.П. Дудицын, В.Л. Кронгауз. − М.: Просвещение, 2011.

  5. Алгебра. 8 класс: дидактические материалы / В.И. Жохов, Ю.Н. Макарычев, Н.Г.Миндюк. − М.: Просвещение, 2014.

  6. Алгебра. 9 класс. Тематические тесты / Ю.П. Дудицын, В.Л.Кронгауз.− М.: Просвещение, 2011.

  7. Алгебра. Дидактические материалы. 9 класс / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, Л.М. Короткова. – М.: Просвещение, 2013.

  8. Изучение алгебры в 7-9 кл.: пособие для учителей / Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, С.Б.Суворова, И.С. Шлыкова. – М.: Просвещение, 2009.

  9. Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по алгебре. 7-8 классы. / Л.Я. Федченко. – Д., 2004.

  10. Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по алгебре. 9 класс / Л.Я. Федченко. – Д., 2004.

  11. Сборник заданий для тематических и итоговых аттестаций по алгебре. 7-9 класс / Л.Я.Федченко. – Д., 2009.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!