МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА №9 ГОРОДА ТОРЕЗА»
РЕКОМЕНДОВАНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
решением педагогического Заместитель директора Директор
советом _______В.Д. Колесник ___________Т.Г. Шульга
Протокол № ____________ Приказ №____________
от «_29_»____08___2019 г. «_29_»___08___2019 г. От «_29_»___08___2019 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
“ГЕОМЕТРИЯ”
УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Составитель программы:
Пономарёва
Светлана Владимировна
учитель математики
I категории
Торез
2019 год
ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по геометрии для 9 класса составлена в соответствии с Государственными образовательными стандартами и с учетом Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Геометрия: 7-9 кл.: примерная рабочая программа основного общего образования для общеобразоват. организаций Донецкой Народной Республики / сост. Скафа Е.И., Федченко
Л.Я., Полищук И.В. – 4-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДонРИДПО». – Донецк:
Истоки, 2019.), которые полностью отражают базовый уровень подготовки школьников.
Овладение обучающихся системой геометрических знаний и умений необходимо в повседневной жизни, для изучения смежных дисциплин и продолжения образования.
Практическая значимость школьного курса геометрии обусловлена тем, что его объектом изучения являются пространственные формы и количественные отношения действительного мира. Геометрическая подготовка необходима для понимания принципов устройства и использования современной техники, восприятия научных и технических понятий и идей. Математика является языком науки и техники. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящие в природе.
Геометрия является одним из опорных предметов основной школы: она обеспечивает изучение других дисциплин. В первую очередь это относится к предметам естественно-научного цикла, в частности к физике. Развитие логического мышления учащихся способствует усвоению предметов гуманитарного цикла. Практические умения и навыки арифметического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников.
Развитие у учащихся правильных представлений о сущности и происхождении геометрических абстракций, о соотношении реального и идеального, характере отражения математической наукой явлений и процессов реального мира, месте геометрии в системе наук и роли математического моделирования в научном познании и в практике способствует формированию научного мировоззрения школьников и качеств мышления, необходимых им для адаптации в современном информационном обществе.
Требуя от учащихся умственных и волевых усилий, концентрации внимания, активности воображения, геометрия развивает нравственные черты личности (настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления) и умение аргументировано отстаивать свои взгляды и убеждения, а также способность принимать самостоятельные решения.
Важнейшей задачей школьного курса геометрии является развитие логического мышления учащихся. Сами объекты геометрических умозаключений и принятые в геометрии правила их конструирования способствуют формированию умений обосновывать и доказывать суждения, приводить чёткие определения, развивают логическую интуицию, кратко и наглядно раскрывают механизм логических построений и учат их применению.
В соответствии с Учебным планом на изучение геометрии в 9 классе предусмотрено 2 часа в неделю. Обучение осуществляется по учебнику: Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /[Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.] – М.: Просвещение, 2016.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
В курсе условно можно выделить следующие основные содержательные линии: наглядная геометрия, геометрические фигуры, измерение геометрических величин, координаты, векторы, логика и множества, геометрия в историческом развитии.
Материал, относящийся к линии «Наглядная геометрия» (элементы наглядной стереометрии) способствует развитию пространственных представлений обучающихся в рамках изучения планиметрии.
Содержание разделов «Геометрические фигуры» и «Измерение геометрических величин» нацелено на получение конкретных знаний о геометрической фигуре как важнейшей математической модели для описания окружающего мира. Систематическое изучение свойств геометрических фигур позволит развить логическое мышление и показать применение этих свойств при решении задач вычислительного и конструктивного характера, а также практических задач.
Материал, относящийся к содержательным линиям «Координаты» и «Векторы», в значительной степени несет в себе межпредметные знания, которые находят применение как в различных математических дисциплинах, так и в смежных предметах.
Особенностью линии «Логика и множества» является то, что представленный здесь материал преимущественно изучается при рассмотрении различных вопросов курса. Соответствующий материал нацелен на математическое развитие учащихся, на формирование у них умения точно, сжато и ясно излагать мысли в устной и письменной речи.
Линия «Геометрия в историческом развитии» предназначена для формирования представлений о геометрии как части человеческой культуры, для общего развития школьников, для создания культурно-исторической среды обучения.
3. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа обеспечивает достижение следующих результатов освоения образовательной программы основного общего образования:
Личностные:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и выбору дальнейшего образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
критичность мышления, умение распознавать логически некорректные высказывания, отличать гипотезу от факта;
креативность мышления, инициативу, находчивость, активность при решении геометрических задач;
умение контролировать процесс и результат учебной математической деятельности;
способность к эмоциональному восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений;
метапредметные:
способности самостоятельно планировать альтернативные пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умения осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
способности адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения;
осознанное владение логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев, установления родовидовых связей;
умения устанавливать причинно-следственную связь; строить логические рассуждения, умозаключения и выводы;
умения создавать, применять и преобразовывать знаково-символические средства, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников, общие способы работы; умение работать в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; слушать партнёра; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование учебной и общепользовательской компетентности в области использовании информационно-коммуникационных технологий;
первоначального представления об идеях и о методах математики как об универсальном языке науки и техники;
умение видеть математическую задачу в других дисциплинах, в окружающей жизни;
умения находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятийной форме; принимать решение в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
умения понимать и использовать математические наглядности для иллюстрации, интерпретации, аргументации;
умения выдвигать гипотезы при решении учебных задач и понимания необходимости их проверки;
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений, видеть различные стратегии решения задач;
понимания сущности алгоритмических предписаний и умения действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
умения самостоятельно ставить цели, выбирать и создавать алгоритмы для решения учебных математических проблем;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на решение задач исследовательского характера;
предметные:
овладение базовым понятийным аппаратом по основным разделам содержания; представление об основных изучаемых понятиях (число, геометрическая фигура) как важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать реальные процессы и явления;
умение работать с геометрическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), точно и грамотно выражать свои мысли в устной и письменной речи с применением математической терминологии и символики, использовать различные языки математики, проводить классификации, логические обоснования, доказательства математических утверждений;
овладение навыками устных, письменных, инструментальных вычислений;
овладение геометрическим языком, умение использовать его для описания предметов окружающего мира, развитие пространственных представлений и изобразительных умений, приобретение навыков геометрических построений;
усвоение систематических знаний о плоских фигурах и их свойствах, а также на наглядном уровне − о простейших пространственных телах, умение применять систематические знания о них для решения геометрических и практических задач;
умение измерять длины отрезков, величины углов, использовать формулы для нахождения периметров, площадей и объёмов геометрических фигур;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для решения задач практического характера и задач из смежных дисциплин с использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера.
4. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1. Метод координат (10 часов)
Координаты точки. Длина отрезка. Координаты середины отрезка. Простейшие задачи, связанные с координатами точек. Уравнение линии на плоскости. Уравнение окружности. Уравнение прямой. Взаимное расположение двух окружностей.
Основная цель - познакомить с использованием метода координат при решении геометрических задач, учить применять координаты точек и длину отрезка к решению задач.
Учащиеся должны:
знать и понимать
понятие координат точек; координат середины отрезка, между двумя точками; уравнения окружности и прямой, осей координат.
уметь
решать простейшие задачи, связанные с координатами точек, использовать координаты точек при решении более сложных задач; записывать уравнения прямых и окружностей, использовать уравнения при решении задач; строить окружности и прямые, заданные уравнениями.
Демонстрируется эффективность применения формул для координат середины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнений окружности и прямой в конкретных геометрических задачах, тем самым дается представление об изучении геометрических фигур с помощью методов алгебры.
2. Векторы (8 часов)
Понятие вектора. Равенство векторов. Координаты и длина вектора. Откладывание вектора от заданной точки. Разложение вектора по двум неколлинеарным векторам. Сумма двух векторов. Законы сложения векторов. Правило треугольника и параллелограмма. Сумма нескольких векторов. Вычитание векторов. Произведение вектора на число. Применение векторов к решению задач. Средняя линия трапеции.
Основная цель – научить учащихся выполнять действия над векторами как направленными отрезками.
Учащиеся должны:
знать и понимать
раскладывать вектор по двум неколлинеарным векторам; находить координаты вектора, выполнять действия над векторами, заданными координатами; лемму и теорему о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам; правила действий над векторами с заданными координатами; понятия вектора, нулевого вектора, длины вектора, коллинеарных векторов, равенства векторов; операции над векторами в геометрической форме (правило треугольника, правило параллелограмма, правило многоугольника, правило построения разности векторов и вектора, получающегося при умножении вектора на число); законы сложения векторов, умножения вектора на число; формулу для вычисления средней линии трапеции.
уметь
откладывать вектор от данной точки; пользоваться правилами при построении суммы, разности векторов; вектора, получающегося при умножении вектора на число; применять векторы к решению задач; находить среднюю линию треугольника.
Вектор определяется как направленный отрезок и действия над векторами вводятся так, как это принято в физике, т. е. как действия с направленными отрезками. Основное внимание должно быть уделено выработке умений выполнять операции над векторами (складывать векторы по правилам треугольника и параллелограмма, строить вектор, равный разности двух данных векторов, а также вектор, равный произведению данного вектора на данное число).
3. Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. (8 часов)
Синус, косинус, тангенс, котангенс угла. Основное тригонометрическое тождество. Формулы приведения. Формулы для вычисления координат точки. Теорема о площади треугольника. Теорема синусов. Теорема косинусов. Решение треугольников. Угол между векторами. Скалярное произведение векторов. Скалярное произведение в координатах. Свойства скалярного произведения векторов.
Основная цель – развивать умение учащихся применять тригонометрический аппарат при решении геометрических задач.
Учащиеся должны:
знать и понимать
понятия синуса, косинуса и тангенса для углов от 0
до 180
; основное тригонометрическое тождество; формулы приведения; формулы для вычисления координат точки; соотношения между сторонами и углами треугольника; теорему о площади треугольника; теоремы синусов и косинусов; определение скалярного произведения векторов; условие перпендикулярности ненулевых векторов; выражение скалярного произведения в координатах и его свойства; методы решения треугольников.
уметь
объяснять, что такое угол между векторами; применять скалярное произведение векторов при решении геометрических задач; строить углы; применять тригонометрический аппарат при решении задач, вычислять координаты точки с помощью синуса, косинуса и тангенса угла; выполнять измерительные работы, основанные на использовании теорем синусов и косинусов; вычислять площадь треугольника по двум сторонам и углу между ними; решать треугольники.
Синус и косинус любого угла от 0
до 180
вводятся с помощью единичной полуокружности, доказываются теоремы синусов и косинусов и выводится еще одна формула площади треугольника. Скалярное произведение векторов вводится как в физике. Рассматриваются свойства скалярного произведения и его применение при решении геометрических задач. Основное внимание следует уделить выработке навыков в применении тригонометрического аппарата при решении геометрических задач.
4. Длина окружности и площадь круга (11 часов)
Правильный многоугольник. Окружность, описанная около правильного многоугольника. Окружность, вписанная в правильный многоугольник. Формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности. Построение правильных многоугольников. Длина окружности. Площадь круга. Площадь кругового сектора.
Основная цель – расширить знание учащихся о многоугольниках; рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формул для их вычисления.
Учащиеся должны:
знать и понимать
определение правильного многоугольника; теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник; формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности; формулы длины окружности и дуги окружности; формулы площади круга и кругового сектора;
уметь
вычислять площади и стороны правильных многоугольников, радиусов вписанных и описанных окружностей; строить правильные многоугольники с помощью циркуля и линейки; вычислять длину окружности, длину дуги окружности; вычислять площадь круга и кругового сектора.
Дается определение правильного многоугольника и рассматриваются теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него. Рассмотреть понятия длины окружности и площади круга и формулы для их вычисления. С помощью описанной окружности решаются задачи о построении правильного шестиугольника и правильного 2n – угольника, если дан правильный n–угольник.
Формулы, выражающие сторону правильного многоугольника и радиус вписанной в него окружности через радиус описанной окружности, используются при выводе формул длины окружности и площади круга. Вывод опирается на интуитивное представление о пределе: при неограниченном увеличении числа сторон правильного многоугольника, вписанного в окружность, его периметр стремится к длине этой окружности, а площадь – к площади круга, ограниченного окружностью.
5. Движения (9 часов)
Отображение плоскости на себя. Понятие движения. Параллельный перенос и поворот.
Основная цель – познакомить учащихся с понятием движения и его свойствами, с основными видами движений, со взаимоотношениями наложений и движений.
Учащиеся должны:
знать и понимать
определение движения и его свойства; примеры движения: осевую и центральную симметрии, параллельный перенос и поворот; что при движении любая фигура переходит в равную ей фигуру; эквивалентность понятий наложения и движения
уметь
объяснять, что такое отображение плоскости на себя; строить образы фигур при симметриях, параллельном переносе и повороте; решать задачи с применением движений.
Движение плоскости вводится как отображение плоскости на себя, сохраняющее расстояние между точками. При рассмотрении видов движений основное внимание уделяется построению образов точек, прямых, отрезков, треугольников при осевой и центральной симметриях, параллельном переносе, повороте. На эффектных примерах показывается применение движений при решении геометрических задач.
Понятие наложения относится в данном курсе к числу основных понятий. Доказывается, что понятия наложения и движения являются эквивалентными: любое наложение является движением плоскости и обратно. Изучение доказательства не является обязательным, однако следует рассмотреть связь понятий наложения и движения.
Обобщение и систематизация программного материала за курс 7 – 9 классов (20 часов)
Основная цель – повторение, обобщение и систематизация знаний, умений и навыков за курс геометрии 7 – 9 классов. Подготовка к ГИА.
Учащиеся должны:
уметь
отвечать на вопросы по изученным в течение года темам; применять все изученные теоремы при решении задач; решать тестовые задания базового уровня; решать задачи повышенного уровня сложности.
5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Учащиеся должны знать:
определения вектора и равных векторов;
законы сложения векторов, определение разности двух векторов;
какой вектор называется противоположным данному;
какой вектор называется произведением вектора на число;
какой отрезок называется средней линией трапеции;
формулировки и доказательства леммы о коллинеарных векторах и теоремы о разложении вектора по двум неколлинеарным векторам, правила действий над векторами с заданными координатами;
как вводятся синус, косинус и тангенс углов от 0º до 180º;
формулы для вычисления координат точки;
определение скалярного произведения векторов, условие перпендикулярности ненулевых векторов, выражение скалярного произведения в координатах и его свойства;
определение правильного многоугольника;
формулы для вычисления угла, площади и стороны правильного многоугольника и радиуса вписанной в него окружности;
формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора;
определение движения плоскости;
формулы для вычисления площадей поверхностей и объёмов тел.
уметь:
объяснить, как определяется сумма двух и более векторов;
изображать и обозначать векторы, откладывать от данной точки вектор, равный данному;
строить сумму двух и более данных векторов, пользуясь правилами треугольника, параллелограмма, многоугольника, строить разность двух данных векторов;
формулировать свойства умножения вектора на число;
формулировать и доказывать теорему о средней линии трапеции;
выводить формулы координат вектора через координаты его конца и начала, координат середины отрезка, длины вектора и расстояния между двумя точками;
выводить уравнения окружности и прямой;
строить окружности и прямые, заданные уравнениями;
доказывать основное тригонометрическое тождество;
доказывать теорему о площади треугольника, теоремы синусов и косинусов;
объяснить, что такое угол между векторами;
доказывать теоремы об окружности, описанной около правильного многоугольника, и окружности, вписанной в правильный многоугольник;
применять формулы длины окружности и дуги окружности, площади круга и кругового сектора;
объяснить, что такое отображение плоскости на себя;
доказывать, что осевая и центральная симметрии являются движениями и что при движении отрезок отображается на отрезок, а треугольник – на равный ему треугольник;
объяснить, что такое параллельный перенос и поворот;
доказывать, что параллельный перенос и поворот являются движениями плоскости.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
решения несложных практических расчетных задач, в том числе c использованием при необходимости справочных материалов, калькулятора, компьютера;
устной прикидки и оценки результата вычислений; проверки результата вычисления с использованием различных приемов;
интерпретации результатов решения задач с учетом ограничений, связанных с реальными свойствами рассматриваемых процессов и явлений;
выполнения расчетов по формулам, составления формул, выражающих зависимости между реальными величинами; нахождения нужной формулы в справочных материалах;
моделирования практических ситуаций и исследования построенных моделей с использованием аппарата алгебры;
описания зависимостей между физическими величинами соответствующими формулами при исследовании несложных практических ситуаций;
выстраивания аргументации при доказательстве (в форме монолога и диалога);
распознавания логически некорректных рассуждений; записи математических утверждений, доказательств;
решения практических задач в повседневной и профессиональной деятельности с использованием действий с числами, длин, площадей, объемов;
описания реальных ситуаций на языке геометрии;
расчетов, включающих простейшие тригонометрические формулы;
решения геометрических задач с использованием тригонометрии;
решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин (используя при необходимости справочники и технические средства);
построений геометрическими инструментами (линейка, угольник, циркуль, транспортир).
6. рАСПРЕДЕЛЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ТЕМАМ
Данная программа реализуется по учебнику Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузова, С.Б.Кадомцева и др. Геометрия. 7-9 классы. − М.: Просвещение, 2016.
Класс | Название темы | Кол-во часов на изучение темы |
9 | Обобщение и систематизация программного материала за курс 7-8 классов | 6 |
Метод координат | 10 |
Векторы | 8 |
Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов. | 8 |
Длина окружности и площадь круга. | 11 |
Движения | 9 |
Обобщение и систематизация программного материала за 7-9 классы | 14 |
Всего | 66 |
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ГЕОМЕТРИИ В 9 КЛАССЕ ( всего 66 часов, 2 часа в неделю)
№ п/п | № уро-ка в теме | Наименование раздела, тем урока | К-во часов на изуч.темы | Дата проведения | Примечание Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий) |
по плану | по факту |
| Т-1 ( 6 ч. ) «Обобщение и систематизация программного материала за курс 7-8 классов» |
1 | 1 | Четырехугольники. Площади. | 1 | | | Формулировать понятия: медиана, биссектриса, высота треугольника, параллелограмм, трапеция, ромб, квадрат. Выполнять задачи из разделов курса 7 класса, используя теорию: теорему Пифагора, свойство средней линии треугольника, формулы вычисления площади треугольника; свойства, признаки параллелограмма, ромба, прямоугольника. |
2 | 2 | Подобие треугольников. | 1 | | |
3 | 3 | Окружность. | 1 | | |
4 | 4 | Решение задач. | 1 | | |
5 | 5 | Диагностическая контрольная работа № 1 | 1 | | |
6 | 6 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
Т-2 ( 10 ч. ) «Векторы» |
7 | 1 | Понятие вектора. | 1 | | | Формулировать определения, иллюстрировать понятие вектора, его длины, коллинеарных и равных векторов; мотивировать введение понятий и действий, связанных с векторами, соответствующими примерами, относящимися к физическим векторным величинам; применять векторы и действия над ними при решении геометрических задач. |
8 | 2 | Сложение и вычитание векторов. | 1 | | |
9 | 3 | Сложение и вычитание векторов | 1 | | |
10 | 4 | Умножение вектора на число. | 1 | | |
11 | 5 | Умножение вектора на число. | 1 | | |
12 | 6 | Применение векторов к решению задач. | 1 | | |
13 | 7 | Применение векторов к решению задач. | 1 | | |
14 | 8 | Решение задач | 1 | | |
15 | 9 | Контрольная работа № 2 | 1 | | |
16 | 10 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
Т-3 ( 8ч. ) «Метод координат» |
17 | 1 | Координаты вектора. | 1 | | | Объяснять и иллюстрировать понятия прямоугольной системы координат, координат точки; выводить и использовать при решении задач формулы координат середины отрезка, длины отрезка, расстояния между двумя точками, уравнения окружности и прямой. |
18 | 2 | Простейшие задачи в координатах | 1 | | |
19 | 3 | Простейшие задачи в координатах | 1 | | |
20 | 4 | Уравнение окружности. | 1 | | |
21 | 5 | Уравнение прямой | 1 | | |
22 | 6 | Решение задач. | 1 | | |
23 | 7 | Контрольная работа №3. | 1 | | |
24 | 8 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
Т-4 ( 8 ч. ) «Соотношения между сторонами и углами треугольника. Скалярное произведение векторов» |
25 | 1 | Синус, косинус, тангенс угла. | 1 | | | Формулировать и иллюстрировать определения синуса, косинуса и тангенса углов от 0 до 180°; выводить основное тригонометрическое тождество и формулы приведения; формулировать и доказывать теоремы синусов и косинусов, применять их при решении треугольников; объяснять, как используются тригонометрические формулы в измерительных работах на местности; формулировать определения угла между векторами и скалярного произведения векторов; выводить формулу скалярного произведения через координаты векторов; формулировать и обосновывать утверждение о свойствах скалярного произведения; использовать скалярное произведение векторов при решении задач. |
26 | 2 | Основное тригонометрическое тождество. | 1 | | |
27 | 3 | Соотношения между сторонами и углами треугольника. Теорема синусов. | 1 | | |
28 | 4 | Теорема косинусов. | 1 | | |
29 | 5 | Скалярное произведение векторов. | | | |
30 | 6 | Решение задач. | 1 | | |
31 | 7 | Контрольная работа №4. | 1 | | |
32 | 8 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
Т-5 ( 11 ч. ) «Длина окружности и площадь круга» |
33 | 1 | Правильные многоугольники. | 1 | | | Формулировать определение правильного многоугольника; формулировать и доказывать теоремы об окружностях, описанной около правильного многоугольника и вписанной в него; выводить и использовать формулы для вычисления площади правильного многоугольника, его стороны и радиуса вписанной окружности; решать задачи на построение правильных многоугольников; объяснять понятия длины окружности и площади круга; выводить формулы для вычисления длины окружности и длины дуги, площади круга и площади кругового сектора; применять эти формулы при решении задач. |
34 | 2 | Окружность, вписанная в многоугольник. | 1 | | |
35 | 3 | Окружность, описанная около многоугольника. | 1 | | |
36 | 4 | Формулы площади правильного многоугольника. | 1 | | |
37 | 5 | Формулы площади правильного многоугольника. | 1 | | |
38 | 6 | Длина окружности и площадь круга. | 1 | | |
39 | 7 | Длина окружности и площадь круга. | 1 | | |
40 | 8 | Решение задач. | 1 | | | |
41 | 9 | Решение задач. | 1 | | |
42 | 10 | Контрольная работа № 5. | 1 | | | |
43 | 11 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | |
Т-6 ( 9 ч. ) «Движения» | |
44 | 1 | Понятие движения. Центральная и осевая симметрии. | 1 | | | Объяснять, что такое отображение плоскости на себя, и в каком случае оно называется движением плоскости. Объяснять, что такое осевая симметрия, центральная симметрия, параллельный перенос и поворот; обосновывать, что эти отображения плоскости на себя являются движениями; объяснять, какова связь между движениями и наложениями; иллюстрировать |
45 | 2 | Параллельный перенос. | 1 | | |
46 | 3 | Параллельный перенос. | 1 | | |
47 | 4 | Поворот. | 1 | | |
48 | 5 | Поворот. | 1 | | |
49 | 6 | Решение задач. | 1 | | |
50 | 7 | Контрольная работа №6. | 1 | | |
| |
51 | 8 | Анализ контрольной работы. | 1 | | | основные виды движений, в том числе с помощью компьютерных программ. |
52 | 9 | Решение задач | 1 | | |
| Т-7 ( 14 ч. ) « Обобщение и систематизация программного материала за 7-9 классы» | |
53 | 1 | Треугольники и их свойства. | 1 | | | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для решения практических задач, связанных с нахождением геометрических величин. |
54 | 2 | Четырехугольники и их свойства. | 1 | | |
55 | 3 | Четырехугольники и их свойства. | 1 | | |
56 | 4 | Окружность и круг. | 1 | | |
57 | 5 | Окружность и круг. | 1 | | |
58 | 6 | Вписанные и описанные многоугольники. | 1 | | |
59 | 7 | Вписанные и описанные многоугольники. | 1 | | |
60 | 8 | Метод координат. | 1 | | |
61 | 9 | Векторы. | 1 | | |
62 | 10 | Векторы. | 1 | | |
63 | 11 | Решение задач. | 1 | | |
64 | 12 | Итоговая контрольная работа. | 1 | | |
65 | 13 | Анализ контрольной работы. | 1 | | |
66 | 14 | Уроки обобщения материала. | 1 | | | |
8. ТАБЛИЦА УЧЕБНОГО ПЛАНА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ГЕОМЕТРИИ
Недельная нагрузка | Класс | Предмет | Количество часов |
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | За год |
2 часа | 9 | геометрия | 16 | 16 | 20 | 14 | 66 |
9. ТАБЛИЦА ПРИМЕРНОГО КОЛИЧЕСТВА ПИСЬМЕННЫХ
КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Класс | Предмет | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | Итого |
9 | Геометрия | 2 | 2 | 2 | 1 | 7 |
10. КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНИВАНИЯ ЗНАНИЙ,
УМЕНИЙ И НАВЫКОВ учащихся ПО МАТЕМАТИКЕ
Критерии оценивания устных ответов
Ответ оценивается отметкой «5», если учащийся:
1) полностью раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;
2) изложил материал грамотным языком, точно используя математическую терминологию и символику, в определенной логической последовательности;
3) правильно выполнил рисунки, чертежи, графики, сопутствующие ответу;
4) показал умение иллюстрировать теорию конкретными примерами, применять в новой ситуации при выполнении практического задания;
5) продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;
6) отвечал самостоятельно, без наводящих вопросов учителя.
Возможны 1-2 неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «4», если удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из недочетов:
1) в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие математическое содержание ответа;
2) допущены 1-2 недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные после замечания учителя;
3) допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные после замечания учителя.
Ответ оценивается отметкой «3», если:
1) неполно раскрыто содержание материала (содержание изложено фрагментарно, не всегда последовательно), но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программы;
2) имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании математической терминологии, чертежах, выкладках, исправленные после нескольких наводящих вопросов учителя;
3) ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил обязательное задание.
Ответ оценивается отметкой «2», если:
1) не раскрыто содержание учебного материала;
2) обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;
3) допущены ошибки в определении понятия, при использовании математической терминологии, в рисунках, чертежах или графиках, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.
Критерии оценивание письменных работ
Оценка письменных контрольных работ обучающихся.
Отметка «5» ставится, если:
работа выполнена полностью;
в логических рассуждениях и обосновании решения нет пробелов и ошибок;
в решении нет математических ошибок (возможна одна неточность, описка, не являющаяся следствием незнания или непонимания учебного материала).
Отметка «4» ставится, если:
работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);
допущена одна - две ошибки или два-три недочета в выкладках, рисунках, чертежах или графиках (если эти виды работы не являлись специальным объектом проверки).
Отметка «3» ставится, если:
допущены более двух ошибок или более трех недочетов в выкладках, чертежах или графиках, но обучающийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.
Отметка «2» ставится, если:
допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере.
Отметка «1» ставится, если:
работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяемой теме или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.
Общая классификация ошибок
При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочёты.
Грубыми считаются ошибки:
незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения;
незнание наименований единиц измерения;
неумение выделить в ответе главное;
неумение применять знания, алгоритмы для решения задач;
неумение делать выводы и обобщения;
неумение читать и строить графики;
неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;
потеря корня или сохранение постороннего корня при решении уравнения;
отбрасывание без объяснений одного из корней;
равнозначные им ошибки;
вычислительные ошибки, если они не являются опиской;
логические ошибки.
К негрубым ошибкам следует отнести:
неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного - двух из этих признаков второстепенными;
неточность графика;
недостаточно продуманный план ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;
неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочетами являются:
нерациональные приемы вычислений и преобразований;
небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
Геометрия 7-9 классы: учеб. для общеобразоват. организаций /[Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф., Кадомцев С.Б. и др.] – М.: Просвещение, 2016.
Геометрия: дидактические материалы для 7 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. − М.: Просвещение, 2011.
Геометрия: дидактические материалы для 7 класса. / В.А. Гусев, А.И. Медяник. − М.: Просвещение, 2008.
Геометрия: дидактические материалы для 8 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. − М.: Просвещение, 2011.
Геометрия: дидактические материалы для 9 класса / Б.Г. Зив, В.М. Мейлер. – М.: Просвещение, 2011.
Изучение геометрии в 7, 8, 9 классах: методические рекомендации: книга для учителя / [Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, Ю.А. Глазков и др.].− М.: Просвещение, 2008.
Разноуровневые задания для тематических и итоговых контрольных работ по геометрии. 7-9 классы. / Л.Я. Федченко. – Д.,2004.
Сборник заданий для тематических и итоговых аттестаций по геометрии. 7- 9 класс. / Л.Я.Федченко. – Д.,2009