СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика и ИКТ» (уровень среднего общего образования) Базовый уровень

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Информатика и ИКТ» (уровень среднего общего образования) Базовый уровень»


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШАХТЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА СЕЛА ЗОЛОТАРЁВКА»





РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета протокол

от «31» августа 2021г. № 1


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_______________В.А. Кучмий

«___» сентября 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор

______________ И. А. Чех

приказ от «31» августа 2021 г.

№ 133









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«Информатика и ИКТ»

(уровень среднего общего образования)


Базовый уровень

10-11 классы

2021-2022 учебный год






Составитель программы:

Д.С. Чех







г. Шахтёрск, 2021 г.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов в 2021/2022 учебном году разработано на основе программы: «Примерная рабочая программа по учебному предмету «Информатика и ИКТ». 10-11 классы (базовый уровень) / сост. Семенова О.И., Тюрикова О.Д., Корнев М.Н., Шилова Ю.В., Глухова М.В., Зоненко Т.В., Конюшок Т.В. – 6-е изд. перераб., дополн. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». - Донецк: Истоки, 2021. – 85 с.» и рассчитано на изучение в 10-11 классах общеобразовательных организаций базовый вариант - общий объем 140 учебных часов, в том числе:

  1. класс70 учебных часа (2 часа в неделю),

  2. класс70 учебных часа (2 часа в неделю).

Согласно примерному учебному плану среднего общего образования в 2021/2022 учебном году количество учебных недель составляет 34.

Примерное календарно-тематическое планирование рассчитано на использование учебных пособий:

  • Семакин И. Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 10 класса /И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 264 с.

  • Семакин И. Г. Информатика. Базовый уровень: учебник для 11 класса /И.Г. Семакин, Е. К. Хеннер, Т. Ю. Шеина. – 5-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. – 224 с.

Приоритетными направлениями изучения в курсе «Информатика и ИКТ» на базовом уровне в старших классах выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления. Практическая часть курса направлена на совершенствование обучающимися навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации обучающихся, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Выполнение обучающимися практических заданий на компьютере является важной составляющей урока информатики и ИКТ. Их цель может быть разной: формирование положительной мотивации и актуализация знаний; формирование умений, навыков и способностей; текущее оценивание учебных достижений учеников и т.п. Содержание всех практических работ должно быть подобрано так, чтобы продолжительность их выполнения соответствовала санитарно-гигиеническим нормам относительно продолжительности непрерывной работы за компьютером обучающихся этой возрастной категории.

Обязательными условиями обучения является наличие компьютерного класса и установленного программного обеспечения (ориентировочный перечень программ приведен ниже). Компьютерная техника должна использоваться на каждом уроке.

При изучении предмета каждый урок проводится с использованием компьютеров и должен быть обеспечен доступ каждого обучающегося к отдельному компьютеру, поэтому на каждом уроке классы делятся на подгруппы так, чтобы каждый обучающийся был обеспечен индивидуальным рабочим местом за компьютером, но не менее чем 8 обучающихся в подгруппе.

Желательным условием является наличие в школе скоростного канала подключения к Интернету (от 1 Мб). Если такого канала не существует, нужно организовать работу с имитационным программным обеспечением.

Каждый урок предмета «Информатика и ИКТ» должен содержать учебную практическую часть.

Цели обучения

Цель обучения предмету «Информатика и ИКТ» на базовом и углубленном уровнях среднего общего образования – обеспечение дальнейшего развития информационных компетенций выпускника, готового к работе в условиях развивающегося информационного общества и возрастающей конкуренции на рынке труда.

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий на базовом уровне среднего общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологических и технических системах;

  • овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путём освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

  • воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм информационной деятельности;

  • приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Изучение предмета «Информатика и ИКТ» предполагает поддержку профильных учебных предметов.

Основные задачи программы:

  • систематизировать подходы к изучению предмета;

  • сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

  • научить пользоваться распространёнными прикладными пакетами;

  • освоить основные приёмы эффективного использования информационных технологий;

  • сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего полного образования.

Предметные результаты освоения образовательной программы предмета «Информатика и ИКТ» на базовом уровне ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и общекультурной подготовки.

Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным предметом базового уровня, изучаемым в 10-11 классах. Рассматривается 3 варианта курса:

(базовый) вариант рассчитан на примерный учебный план среднего общего образования для общеобразовательных организаций Донецкой Народной Республики объёмом 140 учебных часов за два года обучения (70 часов + 70 часов, 2 часа в неделю);

При использовании базового варианта изучения предмета обучающиеся имеют возможность изучать дополнительные разделы углубленного курса самостоятельно под руководством учителя.

Содержание Примерной рабочей программы по предмету «Информатика и ИКТ» осваивается как в рамках отдельного школьного предмета с таким названием, так и в межпредметной проектной деятельности.


Ориентировочный перечень программного обеспечения, необходимого для успешного обучения по программе курса



Операционная система.

Windows, Linux

Файловый менеджер

Проводник

Растровый редактор

Paint, Paint.Net, Gimp

3D-редактор

Blender - бесплатный 3D-редактор, Компас 3D LT V12

Простой текстовый редактор

Блокнот

Мультимедиа проигрыватель

Windows Media, MS Producer,Movie Maker

Программа для записи звука

Звукозапись

Почтовый клиент

Outlook Express

Веб-браузер

Internet Explorer, Opera, Chrome

Антивирусная программа

Avast, Avira

Программа-архиватор

WinRar

Клавиатурный тренажер

Stamina

Офисные приложения

Microsoft Office 2007-2010, Microsoft Word, OO Writer, PowerPoint, OO Impress, Microsoft Excel, OO Calc, Microsoft Access, OO Base, MS Publisher

Средство для обработки аудио- и видеоданных и разработки мультимедийных презентаций

MS Producer, Movie Maker

Система программирования

Free Pascal 2.4-2.6, MinGW Studio 2.05, Code Blocks 10.05, Python IDLE 3.2.3, Wing IDE 4.1.7 (или более поздних версий)

Компиляторы и/или интерпретаторы языков программирования Pascal, С++, Python

Free Pascal 2.6.0-9, GNU C 4.7.2, GNU C++ 4.7.2 и интерпретатор Python 3.2.3 (или более поздних версий)

*Если в перечне указано несколько программ одного типа, то это означает, что можно использовать любую из них, по выбору учителя.

Планируемые РЕЗУЛЬТАТы ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА и ИКТ»

В результате изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

  • определять информационный объем графических и звуковых данных при заданных условиях дискретизации;

  • строить логическое выражение по заданной таблице истинности;

  • находить оптимальный путь во взвешенном графе;

  • определять результат выполнения алгоритма при заданных исходных данных; узнавать изученные алгоритмы обработки чисел и числовых последовательностей; создавать на их основе несложные программы анализа данных; читать и понимать несложные программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня;

  • выполнять пошагово (с использованием компьютера или вручную) несложные алгоритмы управления исполнителями и анализа числовых и текстовых данных;

  • создавать на алгоритмическом языке программы для решения типовых задач базового уровня из различных предметных областей с использованием основных алгоритмических конструкций;

  • использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации;

  • понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти);

  • использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации;

  • аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

  • использовать электронные таблицы для выполнения учебных заданий из различных предметных областей;

  • использовать табличные (реляционные) базы данных, в частности составлять запросы в базах данных (в том числе вычисляемые запросы), выполнять сортировку и поиск записей в БД; описывать базы данных и средства доступа к ним; наполнять разработанную базу данных;

  • создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств;

  • применять антивирусные программы для обеспечения стабильной работы технических средств ИКТ;

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

  • выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов;

  • переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно; сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления;

  • использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;

  • строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано; использовать знания о кодах, которые позволяют обнаруживать ошибки при передаче данных, а также о помехоустойчивых кодах;

  • понимать важность дискретизации данных; использовать знания о постановках задач поиска и сортировки; их роли при решении задач анализа данных;

  • использовать навыки и опыт разработки программ в выбранной среде программирования, включая тестирование и отладку программ; использовать основные управляющие конструкции последовательного программирования и библиотеки прикладных программ; выполнять созданные программы;

  • разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу;

  • применять базы данных и справочные системы при решении задач, возникающих в ходе учебной деятельности и вне ее; создавать учебные многотабличные базы данных;

  • классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач;

  • понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств; использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;

  • понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ;

критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.

Распределение учебных часов на изучение тем программы по курсу «Информатика и ИКТ» ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Базовый вариант (2 часа в неделю)

10 класс

Тема

Количество часов

Количество практических работ

Введение. Информация

18


1.

Введение. Структура информатики. Информация

1


2.

Представление информации

3

1

3.

Измерение информации

4

1

4.

Представление чисел в компьютере

4

1

5.

Логические основы компьютеров

2


6.

Представление текста, изображения и звука в компьютере

4

2

Информационные процессы

17


7.

Процессы хранения и передачи информации

2


8.

Обработка информации и алгоритмы

4

1

9.

Автоматическая обработка информации

4

1

10.

Информационные процессы в компьютере

3


11.

Базовая система ввода/вывода. Оценка параметров компьютера

2


12.

Проект: «Выбор конфигурации компьютера».

Проект: «Инсталляция и деинсталляция программных средств, необходимых для решения учебных задач и задач по выбранной специализации»

2


Алгоритмизация и программирование

33


13.

Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

2


14.

Программирование линейных алгоритмов

2

1

15.

Логические величины и выражения, программирование ветвлений

4

1

16.

Программирование циклов

4

1

17.

Подпрограммы

4

1

18.

Работа с массивами

6

1

19.

Работа с символьной информацией

4

1

20.

Организация ввода-вывода с использованием файлов

3


21.

Комбинированный тип данных

4



Резерв часа:

2


Всего:

70

13




11 класс

Тема

Количество часов

Количество практических работ

Информационные системы и базы данных

22


1.

Системный анализ

4

1

2.

Проект: «Проектные задания по системологии»

2


3.

Базы данных

14

5

4.

Проект: «Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных»

2


Информационно-коммуникационные технологии

11


5.

Компьютерные сети. Организация и услуги Интернет

4

2

6.

Основы сайтостроения

5

2

7.

Проект: «Разработка сайта»

2


Информационное моделирование

16


8.

Компьютерное информационное моделирование

2


9.

Моделирование зависимостей между величинами

2


10.

Модели статистического прогнозирования

3

1

11.

Моделирование корреляционных зависимостей

3

1

12.

Модели оптимального планирования

3

1

13.

Проект: «Получение регрессионных зависимостей».

Проект: «Корреляционные зависимости».

Проект: «Оптимальное планирование»

3


Использование программных систем и сервисов

10


14.

Подготовка текстов и демонстрационных материалов

2


15.

Работа с аудиовизуальными данными

2


16.

Автоматизированное проектирование

1


17.

3D-моделирование

4


18.

Системы искусственного интеллекта и машинное обучение

1


Социальная информатика

8


19.

Информационное общество

1


20.

Информационное право и безопасность

1


21.

Нормативные правовые документы Донецкой Народной Республики о регулировании отношений в информационном пространстве.

2


22.

Проект: «Подготовка реферата по социальной информатике»

4


Резерв часа:

3


Всего:

70

13






Календарно-тематическое планирование

Базовый уровень

10 класс

(70 часов учебного времени; 2 часа в неделю)

Дата

Тема урока

Домашнее задание

Учебные достижения обучающихся


план

факт




Введение. Информация (18 часов)

Тема 1. Введение. Структура информатики. Информация (1 час)



Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.

Введение в информатику

Прочитать Введение с. 5-10, Учить § 1 с. 11-14

Обучающиеся должны знать:

  • в чём состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах;

  • из каких частей состоит предметная область информатики;

  • три философские концепции информации;

  • понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории информации.

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать санитарно-гигиенические требования при работе за персональным компьютером в соответствии с нормами действующих СанПиН.

Тема 2. Представление информации (3 часа)



Структура информации

Учить § 2 с. 15-20

Обучающиеся должны знать:

  • что такое язык представления информации;

  • какие бывают языки;

  • понятия «кодирование» и «декодирование» информации;

  • примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо;

  • понятия «шифрование», «дешифрование».

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов;

  • находить оптимальный путь во взвешенном графе;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • строить неравномерные коды, допускающие однозначное декодирование сообщений, используя условие Фано.



Представление информации

Учить § 2 с. 15-20



Преобразование информации на основе формальных правил.

Практическая работа № 1. Кодирование информации

Учить § 2 с. 15-20

Тема 3. Измерение информации (4 часа)



Измерение информации. Алфавитный подход к измерению информации

Учить § 3

Обучающиеся должны знать:

  • сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации;

  • определение бита с алфавитной точки зрения;

  • связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов);

  • связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб;

  • сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации;

  • определение бита с позиции содержания сообщения.

Обучающиеся должны уметь:

  • решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной точки зрения (в приближении равной вероятности символов);

  • решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении);

  • выполнять пересчет количества информации в разные единицы.



Содержательный подход к измерению информации

Учить § 4



Практическая работа № 2. Измерение информации

Повторить § 3-4



Пересчет количества информации в разные единицы


Тематическое оценивание по темам «Введение. Структура информатики. Информация», «Представление информации», «Измерение информации»

Тема 4. Представление чисел в компьютере (4 часа)



Представление чисел в компьютере

Учить § 5

Обучающиеся должны знать:

  • основные принципы представления данных в памяти компьютера;

  • представление целых чисел;

  • диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком;

  • принципы представления вещественных чисел.

Обучающиеся должны уметь:

  • получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера;

  • определять по внутреннему коду значение числа.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • переводить заданное натуральное число из двоичной записи в восьмеричную и шестнадцатеричную и обратно;

  • сравнивать, складывать и вычитать числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления.



Двоичная система счисления. Двоичная арифметика

Учить § 5



Компьютерное представление целых и вещественных чисел

Учить § 5



Практическая работа № 3. Представление чисел

Повторить § 5

Тема 5. Логические основы компьютеров (2 часа)



Логические операции


Обучающиеся должны знать:

  • основные логические операции и законы;

  • понятие таблиц истинности и правила их формирования;

  • основные логические элементы компьютера и правила их использования.

Обучающиеся должны уметь:

  • строить логическое выражение по заданной таблице истинности;

  • решать задачи на использование логических операций и таблиц истинности.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики.



Построение логического выражения


Тема 6. Представление текста, изображения и звука в компьютере (4 часа)



Представление текстовой информации в компьютере.

Практическая работа № 4. Представление текстов. Сжатие текстов

Учить § 6 с. 43-45

Обучающиеся должны знать:

  • способы кодирования текста в компьютере;

  • способы представление изображения; цветовые модели;

  • в чем различие растровой и векторной графики;

  • способы дискретного (цифрового) представление звука.

Обучающиеся должны уметь:

  • вычислять размер цветовой палитры по значению битовой глубины цвета;

  • определять информационный объем графических данных;

  • вычислять объем цифровой звукозаписи по частоте дискретизации, глубине кодирования и времени записи.



Представление изображений в памяти компьютера

Учить § 6 с. 45-49



Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики. Представление звуковой информации

Учить § 6 с. 49-51



Понятие о методах сжатия данных.

Практическая работа № 5. Представление изображений и звука


Тематическое оценивание по темам «Представление чисел в компьютере», «Представление текста, изображения и звука в компьютере»

Информационные процессы (17 часов)

Тема 7. Процессы хранения и передачи информации (2 часа)



Хранение и передача информации

Учить § 7

Обучающиеся должны знать:

  • историю развития носителей информации;

  • современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характеристики;

  • модель К. Шеннона передачи информации по техническим каналам связи;

  • основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность;

  • понятие «шум» и способы защиты от шума.

Обучающиеся должны уметь:

  • сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам;

  • рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости передачи.



Передача информации. Организация хранения и обработки данных

Учить § 8

Тема 8. Обработка информации и алгоритмы (4 часа)



Обработка информации

Учить § 9 с 64-66

Обучающиеся должны знать:

  • основные типы задач обработки информации;

  • понятие исполнителя обработки информации;

  • понятие алгоритма обработки информации.

Обучающиеся должны уметь:

  • по описанию системы команд учебного исполнителя составлять алгоритмы управления его работой.



Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации

Учить § 9 с 67-68



Составление алгоритма управления работой исполнителя

Повторить § 9



Практическая работа № 6. Составление алгоритма управления работой исполнителя


Тема 9. Автоматическая обработка информации (4 часа)



Автоматизированная обработка данных

Учить § 10

Обучающиеся должны знать:

  • что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов;

  • определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной;

  • устройство и систему команд алгоритмической машины Поста.

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста.



«Алгоритмические машины» в теории алгоритмов.

Учить § 10



Составление алгоритмов для управления машиной Поста

Повторить § 10



Практическая работа № 7. Автоматическая обработка данных


Тема 10. Информационные процессы в компьютере (3 часа)



Информационные процессы в компьютере

Учить § 11

Обучающиеся должны знать:

  • понимать основные принципы устройства современного компьютера и мобильных электронных устройств;

  • этапы истории развития ЭВМ;

  • что такое неймановская архитектура ЭВМ;

  • для чего используются периферийные процессоры (контроллеры);

  • архитектуру персонального компьютера;

  • основные принципы архитектуры суперкомпьютеров.

Обучающиеся должны уметь:

  • аргументировать выбор программного обеспечения и технических средств ИКТ для решения профессиональных и учебных задач, используя знания о принципах построения персонального компьютера и классификации его программного обеспечения;

  • использовать правила безопасной и экономичной работы с компьютерами и мобильными устройствами;

  • использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • классифицировать программное обеспечение в соответствии с кругом выполняемых задач.



Этапы истории развития ЭВМ. Классификация и назначения аппаратных средств. Различные виды ПО и их назначение

Учить § 11



Прикладные компьютерные программы


Тема 11. Базовая система ввода/вывода. Оценка параметров компьютера (2 часа)



Процедура первоначальной загрузки компьютера

Учить справочный материал Работы 2.4 с. 225-228

Обучающиеся должны знать:

  • процедуру первоначальной загрузки компьютера;

  • назначение BIOS;

  • основные приемы настройки BIOS.

Обучающиеся должны уметь:

  • определить тип и версию BIOS;

  • установить порядок загрузки компьютера;

  • использовать служебные программы и утилиты и с их помощь определять характеристики компьютера, производить тестирование устройств.



Средства тестирования компьютера

Учить справочный материал Работы 2.4 с. 228

Тема 12. Проект (2 часа)



Работа над проектом «Выбор конфигурации компьютера»

Учить справочный материал Работы 2.3

Обучающиеся должны знать:

  • технические характеристики устройств персонального компьютера;

  • номенклатуру и символику;

  • принципы комплектации ПК;

Обучающиеся должны уметь:

  • подобрать комплектующие устройства для ПК, предназначенного для решения определенного круга задач;

  • использовать готовые прикладные компьютерные программы в соответствии с типом решаемых задач и по выбранной специализации.



Работа над проектом «Инсталляция и деинсталляция программных средств»


Тематическое оценивание по темам «Процессы хранения и передачи информации», «Обработка информации и алгоритмы», «Автоматическая обработка информации», «Информационные процессы в компьютере», «Базовая система ввода/вывода. Оценка параметров компьютера»

Алгоритмизация и программирование (33 часа)

Тема 13. Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование (2 часа)



Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование

Учить § 12

Обучающиеся должны знать:

  • этапы решения задачи на компьютере;

  • что такое исполнитель алгоритмов, система команд исполнителя;

  • какими возможностями обладает компьютер как исполнитель алгоритмов;

  • система команд компьютера;

  • классификация структур алгоритмов;

  • основные принципы структурного программирования.

Обучающиеся должны уметь:

  • описывать алгоритмы на языке блок-схем и на учебном алгоритмическом языке;

  • выполнять трассировку алгоритма с использованием трассировочных таблиц.






Основные принципы структурного программирования

Учить § 13

Тема 14. Программирование линейных алгоритмов (2 часа)



Структура программы на Паскале. Элементы языка Паскаль и типы данных

Учить § 14-16

Обучающиеся должны знать:

  • систему типов данных в Паскале;

  • операторы ввода и вывода;

  • правила записи арифметических выражений на Паскале;

  • оператор присваивания;

  • структуру программы на Паскале.

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять программы линейных вычислительных алгоритмов на Паскале.



Оператор присваивания Операторы ввода и вывода.

Практическая работа № 8. Программирование линейных алгоритмов

Учить § 17

Тема 15. Логические величины и выражения, программирование ветвлений (4 часа)



Логические величины, операции, выражения

Учить § 18

Обучающиеся должны знать:

  • логический тип данных, логические величины, логические операции;

  • правила записи и вычисления логических выражений;

  • условный оператор IF;

  • оператор выбора select case.

Обучающиеся должны уметь:

  • программировать ветвящиеся алгоритмов с использованием условного оператора и оператора ветвления.



Условный оператор IF

Учить § 19



Оператор выбора select case

Учить § 19



Практическая работа № 9. Решение задач с использованием условного оператора и оператора select case

Учить § 20

Тема 16. Программирование циклов (4 часа)



Циклические алгоритмы. Цикл с предусловием и с постусловием

Учить § 21

Обучающиеся должны знать:

  • различие между циклом с предусловием и циклом с постусловием;

  • различие между циклом с заданным числом повторений и итерационным циклом;

  • операторы цикла while и repeat-until;

  • оператор цикла с параметром for;

  • порядок выполнения вложенных циклов.

Обучающиеся должны уметь:

  • программировать на Паскале циклические алгоритмы с предусловием, с постусловием, с параметром;

  • программировать итерационные циклы;

  • программировать вложенные циклы.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать и использовать основные понятия, связанные со сложностью вычислений (время работы, размер используемой памяти).



Операторы цикла while и repeatuntil. Оператор цикла с параметром for

Учить § 21



Цикл с заданным числом повторений. Итерационный цикл

Учить § 22



Порядок выполнения вложенных циклов.

Практическая работа № 10. Решение задач с использованием операторов цикла

Учить § 22

Тематическое оценивание по темам «Алгоритмы, структуры алгоритмов, структурное программирование», «Программирование линейных алгоритмов», «Логические величины и выражения, программирование ветвлений», «Программирование циклов»

Тема 17. Подпрограммы (4 часа)



Правила описания и использования подпрограмм-функций

Учить § 23

Обучающиеся должны знать

  • понятия вспомогательного алгоритма и подпрограммы;

  • правила описания и использования подпрограмм-функций;

  • правила описания и использования подпрограмм-процедур.

Обучающиеся должны уметь:

  • выделять подзадачи и описывать вспомогательные алгоритмы;

  • описывать функции и процедуры на Паскале;

  • записывать в программах обращения к функциям и процедурам.



Подпрограммы-процедуры

Учить § 23



Практическая работа № 11. Решение задач с использованием процедур и функций




Решение задач с использованием процедур и функций


Тема 18. Работа с массивами (6 часов)



Массивы

Учить § 24

Обучающиеся должны знать

  • правила описания массивов на Паскале;

  • правила организации ввода и вывода значений массива;

  • правила программной обработки массивов.

Обучающиеся должны уметь:

  • составлять типовые программы обработки массивов: заполнение массива, поиск и подсчет элементов, нахождение максимального и минимального значений, сортировки массива и др.;

  • читать и понимать несложные программы.



Программная обработка массивов

Учить § 26



Программная обработка массивов




Сортировка массива

Учить § 26



Практическая работа № 12. Решение задач на обработку массивов




Решение задач на обработку массивов.


Тематическое оценивание по темам «Подпрограммы», «Работа с массивами»



Тема 19. Работа с символьной информацией (4 часа)



Символьный и строковый типы данных

Учить § 27

Обучающиеся должны знать:

  • правила описания символьных величин и символьных строк;

  • основные функции и процедуры Паскаля для работы с символьной информацией.

Обучающиеся должны уметь:

  • решать типовые задачи на обработку символьных величин и строк символов.



Решение задач с использованием символьных величин и строк символов

Учить § 28



Практическая работа № 13. Решение задач с использованием символьных величин и строк символов




Решение задач с использованием символьных величин и строк символов


Тема 20. Организация ввода-вывода с использованием файлов (3 часа)



Работа с файлами. Организация ввода-вывода с использованием файлов

Учить § 25

Обучающиеся должны знать:

  • понятие файла, текстовый тип данных.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться средствами обработки файлов;

  • решать задачи с использованием файлового ввода-вывода данных.



Решение задач с использованием ввода-вывода из файлов




Решение задач с использованием ввода-вывода из файлов


Тема 21. Комбинированный тип данных (4 часа)



Комбинированный тип данных. Описание, применение

Учить § 29

Обучающиеся должны знать:

  • понятие комбинированного типа данных;

  • правила описания данных комбинированного типа.

Обучающиеся должны уметь:

  • описывать данные комбинированного типа;

  • решать задачи с использованием комбинированного типа данных.



Операции над записями

Учить § 29



Решение задач с использованием комбинированного типа данных




Решение задач с использованием комбинированного типа данных и текстовых файлов


Тематическое оценивание по темам «Работа с символьной информацией», «Организация ввода-вывода с использованием файлов», «Комбинированный тип данных»

69; 70.



Резерв часа (2 часа)




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Базовый вариант

11 класс

(67 часов + 3 часа резервного учебного времени; 2 часа в неделю)

Дата

Тема урока

Домашнее задание

Учебные достижения обучающихся


план

факт




Информационные системы и базы данных (22 часа)

Тема 1. Системный анализ (4 часа)

1.



Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации компьютерного рабочего места.

Понятие системы. Структура системы. Системный подход

§1

Обучающиеся должны знать:

  • основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема;

  • основные свойства систем: целесообразность, целостность;

  • что такое «системный подход» в науке и практике;

  • чем отличаются естественные и искусственные системы;

  • какие типы связей действуют в системах;

  • роль информационных процессов в системах;

  • состав и структуру систем управления;

  • классификацию информационных систем.

Обучающиеся должны уметь:

  • приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.);

  • анализировать состав и структуру систем;

  • различать связи материальные и информационные.

2.



Системный анализ. Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы

§3

3.



Классификация информационных процессов. Управление системой как информационный процесс

§4

4.



Практическая работа № 1. Модели систем

§2

Тема 2. Проект (2 часа)

5.



Работа над проектными заданиями по системологии

стр. 166-167

Обучающиеся должны уметь:

  • проводить системный анализ предметной области;

  • анализировать состав и структуру систем;

  • построить структурную модель.

6.



Работа над проектными заданиями по системологии

стр. 166-167

Тематическое оценивание по теме «Системный анализ»

Тема 3. Базы данных (14 часов)

7.



База данных – основа информационной системы. Виды моделей БД

§5

Обучающиеся должны знать:

  • что такое база данных (БД);

  • основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ;

  • определение и назначение СУБД;

  • основы организации многотабличной БД;

  • что такое схема БД;

  • что такое целостность данных;

  • этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД;

  • структуру команды запроса на выборку данных из БД;

  • организацию запроса на выборку в многотабличной БД;

  • основные логические операции, используемые в запросах;

  • правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов.

Обучающиеся должны уметь:

  • создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД;

  • реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов;

  • реализовывать запросы со сложными условиями выборки;

  • создавать формы и отчёты;

  • выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • выполнять эквивалентные преобразования логических выражений, используя законы алгебры логики, в том числе и при составлении поисковых запросов.


8.



Системы управления базами данных. Реляционная модель данных

§5

9.



Многотабличные базы данных. Схема БД. Связанные таблицы. Целостность данных

§6

10.



Этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

§7

11.



Практическая работа № 2. Создание базы данных с помощью СУБД

Стр. 173-176

12.



Запросы как приложения информационной системы

§8

13.



Понятие запроса. Создание запросов на выборку данных

§8

14.



Практическая работа № 3. Реализация простых запросов с помощью конструктора

Стр. 178-182

15.



Основные логические операции, используемые в запросах

§9

16.



Правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов

§9

17.



Практическая работа № 4. Работа с формой

Стр. 182-186

18.



Практическая работа № 5. Реализация сложных запросов

Стр. 186-188

19.



Создание отчётов

§9

20.



Практическая работа № 6. Создание отчётов

стр. 182-186

Тема 4. Проект (2 часа)

21.



Проект. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных

стр. 176-192


22.



Проект. Проектные задания на самостоятельную разработку базы данных

стр. 176-192

Тематическое оценивание по теме «Базы данных»




Информационно-коммуникационные технологии (11 часов)

Тема 5. Компьютерные сети. Организация и услуги интернет (4 часа)

23.



Интернет как информационная система. Принципы построения компьютерных сетей. Сетевые протоколы. Интернет. Адресация в сети Интернет. Система доменных имен. Браузеры. Аппаратные компоненты компьютерных сетей

§10, §11

стр. 193-195

Обучающиеся должны знать:

  • назначение коммуникационных служб Интернета;

  • назначение информационных служб Интернета;

  • что такое прикладные протоколы;

  • основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес;

  • что такое поисковый каталог: организация, назначение;

  • что такое поисковый указатель: организация, назначение;

  • назначение геолокационных сервисов реального времени;

  • возможности облачных версий прикладных программных систем;

  • направления развития Интернета: мобильность, облачные технологии, виртуализация, социальные сервисы, доступность;

  • что такое технология «Интернета вещей».

Обучающиеся должны уметь:

  • работать с электронной почтой;

  • извлекать данные из файловых архивов;

  • осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей;

  • сохранять информацию с загруженных web-страниц;

  • использовать облачные версии прикладных программных систем.сохранять информацию с загруженных web-страниц;

  • использовать облачные версии прикладных программных систем.



24.



Информационные сервисы сети Интернет.

Практическая работа № 7. Работа с электронной почтой

§10, §11

стр. 195-201

25.



Поисковые информационные системы. Организация поиска информации.

Практическая работа № 8. Работа с поисковыми системами, сохранение информации с Web-страниц

§12

26.



Другие виды деятельности в сети Интернет. Сервисы Интернета. Геолокационные сервисы реального времени.


Тема 6. Основы сайтостроения (5 часов)

27.



Web-сайт – гиперструктура данных. Инструментальные средства создания Web-сайтов

§13

Обучающиеся должны знать:

  • какие существуют средства для создания web-страниц;

  • в чём состоит проектирование web-сайта;

  • понимать общие принципы разработки и функционирования интернет- приложений;

  • что значит опубликовать web-сайт.

Обучающиеся должны уметь:

  • создать несложный web- сайт с помощью редактора сайтов.

28.



Взаимодействие веб-страницы с сервером. Динамические страницы. Язык гипертекстовой разметки

§13, 14

29.



Проектирование Web-сайта. Размещение Web-сайта на сервере. Создание таблиц и списков на странице

§14

30.



Практическая работа № 9. Создание Web-страницы

§15

31.



Практическая работа № 10. Создание Web-сайта с помощью редактора сайтов

§15

Тема 7. Проект (2 часа)

32.



Проект. Разработка сайта

Стр. 201-209

Обучающиеся должны уметь:

  • создать несложный web-сайт.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • понимать общие принципы разработки и функционирования интернет-приложений; создавать веб-страницы; использовать принципы обеспечения информационной безопасности.

33.



Проект. Разработка сайта

Стр. 201-209

Тематическое оценивание по темам «Компьютерные сети. Организация и услуги интернет», «Основы сайтостроения»

Информационное моделирование (16 часов)

Тема 8. Компьютерное информационное моделирование (2 часа)

34.



Информационное моделирование. Информационные модели. Виды моделей. Формы представления моделей. Объекты. Этапы построения моделей

§16

Обучающиеся должны знать:

  • понятие модели;

  • понятие информационной модели;

  • этапы построения компьютерной информационной модели.

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать знания о графах, деревьях и списках при описании реальных объектов и процессов.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • разрабатывать и использовать компьютерно-математические модели; оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов; интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов; анализировать готовые модели на предмет соответствия реальному объекту или процессу.

35.



Формализация как важнейший этап моделирования. Компьютерное моделирование и его виды. Структурирование данных

§16

Тема 9. Моделирование зависимостей между величинами (2 часа)

36.



Математическая модель. Величины и зависимости между ними. Табличные и графические модели

§17

Обучающиеся должны знать:

  • понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины;

  • что такое математическая модель;

  • формы представления зависимостей между величинами.

Обучающиеся должны уметь:

  • с помощью электронных таблиц получать табличную и графическую форму зависимостей между величинами.



37.



Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами

§17

Тема 10. Модели статистического прогнозирования (3 часа)

38.



Модели статистического прогнозирования

§18

Обучающиеся должны знать:

  • для решения, каких практических задач используется статистика;

  • что такое регрессионная модель;

  • как происходит прогнозирование по регрессионной модели.

Обучающиеся должны уметь:

  • используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов;

  • осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели.

39.



Регрессионная модель.

Практическая работа № 11 (1 часть). Получение регрессионных моделей в табличном процессоре

§18

Стр. 209-211

40.



Практическая работа № 11 (2 часть). Прогнозирование в табличном процессоре

Стр. 211-212

Тематическое оценивание по темам «Компьютерное информационное моделирование», «Моделирование зависимостей между величинами», «Модели статистического прогнозирования»

Тема 11. Моделирование корреляционных зависимостей (3 часа)

41.



Корреляционное моделирование. Корреляционная зависимость

§19

Обучающиеся должны знать:

  • что такое корреляционная зависимость;

  • что такое коэффициент корреляции;

  • какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного анализа.

Обучающиеся должны уметь:

  • вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью табличного процессора.

42.



Корреляционный анализ. Коэффициент корреляции.

Практическая работа № 12. Расчёт корреляционных зависимостей в табличном процессоре

§19

Стр. 213-215

43.



Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике

§19

Тема 12. Модели оптимального планирования (3 часа)

44.



Модели оптимального планирования. Стратегическая цель планирования

§20

Обучающиеся должны знать:

  • что такое оптимальное планирование;

  • что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов;

  • что такое стратегическая цель планирования, какие условия для нее могут быть поставлены;

  • в чём состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана;

  • какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Обучающиеся должны уметь:

  • решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количеством плановых показателей с помощью табличного процессора.

45.



Задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

§20

46.



Возможности табличного процессора для решения задачи линейного программирования.

Практическая работа № 13. Решение задачи оптимального планирования в табличном процессоре

§20

Стр. 216-220

Тема 13. Проект (3 часа)

47.



Проектное задание на получение регрессионных зависимостей

стр. 213

Обучающиеся должны уметь:

  • использовать компьютерно-математические модели для анализа соответствующих объектов и процессов, в том числе оценивать числовые параметры моделируемых объектов и процессов, а также интерпретировать результаты, получаемые в ходе моделирования реальных процессов;

  • представлять результаты математического моделирования в наглядном виде, готовить полученные данные для публикации.

48.



Проектное задание по теме «Корреляционные зависимости»


стр. 215-216

49.



Проектное задание по теме «Оптимальное планирование»

стр. 220-223

Тематическое оценивание по темам «Моделирование корреляционных зависимостей», «Модели оптимального планирования»

Использование программных систем и сервисов (10 часов)

Тема 14. Подготовка текстов и демонстрационных материалов (2 часа)

50.



Знакомство с компьютерной вёрсткой текста. Технические средства ввода текста. Программы распознавания текста. Программы синтеза и распознавания устной речи


Обучающиеся должны уметь:

  • создавать структурированные текстовые документы и демонстрационные материалы с использованием возможностей современных программных средств.

51.



Средства поиска и автозамены. Использование готовых шаблонов и создание собственных. Стандарты библиографических описаний.

Деловая переписка, научная публикация. Реферат и аннотация. Оформление списка литературы.

Коллективная работа с документами. Рецензирование текста. Облачные сервисы


Тема 15. Работа с аудиовизуальными данными (2 часа)

52.



Создание и преобразование аудиовизуальных объектов. Ввод изображений с использованием различных цифровых устройств. Обработка изображения и звука с использованием интернет- и мобильных приложений


Обучающиеся должны знать:

  • технологию публикации готового материала в сети.

Обучающиеся должны уметь:

  • создавать и преобразовывать аудиовизуальные объекты;

  • вводить изображения с использованием различных цифровых устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров и т. д.);

  • обрабатывать изображения и звук с использованием интернет- и мобильных приложений;

  • использовать мультимедийные онлайн-сервисы для разработки презентаций проектных работ.

53.



Использование мультимедийных онлайн-сервисов для разработки презентаций проектных работ. Работа в группе, технология публикации готового материала в сети


Тема 16. Автоматизированное проектирование (1 час)

54.



Представление о системах автоматизированного проектирования. Создание чертежей типовых деталей и объектов


Обучающиеся должны знать:

  • иметь представление о системах автоматизированного проектирования.

Тема 17. 3D-моделирование (4 часа)

55.



Принципы построения и редактирования трехмерных моделей


Обучающиеся должны знать:

  • пользовательский интерфейс используемого программного средства;

  • условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач;

  • основные принципы работы с 3D-объектами;

  • технику редактирования 3D-объектов;

  • аддитивные технологии.

Обучающиеся должны уметь:

  • создавать 3D-объекты;

Обучающийся получит возможность научиться:

  • создавать собственную 3D-сцену;

  • создавать и применять материалы и текстуры;

  • использовать источники света в сцене.

56.



Сеточные модели. Материалы


57.



Моделирование источников освещения. Камеры


58.



Аддитивные технологии (3D-принтеры)


Тема 18. Системы искусственного интеллекта и машинное обучение (1 час)

59.



Машинное обучение – решение задач распознавания, классификации и предсказания. Искусственный интеллект


Обучающиеся должны знать:

  • иметь представление о машинном обучении.

Тематическое оценивание по темам раздела «Использование программных систем и сервисов»

Социальная информатика (8 часов)

Тема 19. Информационное общество (1 час)

60.



Информационная цивилизация. Информационное общество. Информационные ресурсы общества. Информационные услуги.

Государственные электронные сервисы и услуги. Мобильные приложения. Открытые образовательные ресурсы

§21, §22

Обучающиеся должны знать:

  • что такое информационные ресурсы общества;

  • из чего складывается рынок информационных ресурсов;

  • что относится к информационным услугам;

  • в чём состоят основные черты информационного общества;

  • причины информационного кризиса и пути его преодоления;

  • какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информационного общества.

Тема 20. Информационное право и безопасность (1 час)

61.



Информационная культура. Социальные сети. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. АИС


Обучающиеся должны уметь:

  • основные законодательные акты в информационной сфере;

  • суть Доктрины информационной безопасности.

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности;

  • использовать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надёжного функционирования средств ИКТ;

  • критически оценивать информацию, полученную из сети Интернет.



Тема 21. Нормативные правовые документы Донецкой Народной Республики о регулировании отношений в информационном пространстве (2 часа)

62.



Информационная безопасность. Основные законодательные акты в информационной сфере

§23, §24

Обучающиеся должны знать:

  • Законы Донецкой Народной Республики в информационной сфере.

Обучающиеся должны уметь:

  • анализировать нормативные правовые документы;

  • анализировать и обобщать информацию;

  • форматировать электронные документы в соответствии с требованиями законодательства Донецкой Народной Республики.

63.



Законы ДНР. Законодательство Российской Федерации в области программного обеспечения

§23, §24

Тема 22. Подготовка реферата по социальной информатике (4 часа)

64.



Работа над рефератом по выбранной теме



65.



Поиск информации, графического оформления


66.



Написание основной части реферата


67.



Оформление документа согласно требованиям.

Защита


Тематическое оценивание по темам раздела «Социальная информатика»

Резерв часа (3 часа)













9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!