СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «история» для детей с овз

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «история» для детей с овз»

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории Древнего мира в 5 классе (ЗПР) составлена на основе программы основного общего образования по истории МО РФ 2013 г. и авторской программы «История Древнего мира» под редакцией А.А. Вигасина. Согласно Базисному учебному плану на изучение курса истории Древнего мира в 5 классе отведено 70 часов (2 часа в неделю).

Место и роль исторического знания в образовании молодого поколения обусловлены его познавательными и мировоззренческими свойствами, вкладом в духовно-нравственное становление личности человека. В современной России образование вообще и историческое образование в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI в. характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп и др. Все это порождает новые требования к общему образованию молодого поколения. Речь идет о способностях воспитанников ориентироваться в потоке социальной информации; видеть и творчески решать возникающие проблемы; активно применять в жизни полученные в школе знания и приобретенные умения; продуктивно взаимодействовать с другими людьми в профессиональной сфере и социуме в широком смысле, в том числе в полиэтнической, поликультурной среде и др.

Роль учебного предмета «История Древнего мира» в подготовке учащихся к жизни в современном обществе в значительной мере связана с тем, насколько он помогает им ответить на сущностные вопросы миропознания, миропонимания и мировоззрения: кто я? Кто мы? Кто они? Что значит жить вместе в одном мире? Как связаны прошлое и современность? Ответы предполагают, во-первых, восприятие воспитанниками младшего возраста основополагающих ценностей и исторического опыта своей страны, своей этнической, религиозной, культурной общности и, во-вторых, освоение ими знаний по истории человеческих цивилизаций и характерных особенностей исторического пути других народов мира. Учебный предмет дает воспитанникам широкие возможности самоидентификации в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Разрастающееся информационное и коммуникативное пространство современного мира усиливает значение истории. Существенным вкладом данного учебного предмета в образование и развитие личности является историзм как принцип познания и мышления, предполагающий осознание принадлежности общественных явлений к тому или иному времени, неповторимости конкретных событий и вместе с тем изменения, движения самого бытия человека и общества. Изучение истории предусматривает соотнесение прошлого и настоящего. При этом возникают ситуации диалога времен, культур, образа мысли, мотивов поведения, нравственно-этических систем и т. д.

Цель изучения курса: ознакомление учащихся с событиями истории древнего мира, создание у них представлений об исторических источниках и формирование основ их анализа, а также формирование системы ценностей и убеждений, основанной на нравственных и культурных достижениях человечества, воспитание гуманизма, патриотизма и уважения к традициям и культуре народов мира. Так же применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

Задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям разных стран;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах мировой истории;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этнонациональными традициями разных стран.

При обучении детей с ЗПР истории Древнего мира ставятся те же задачи, что и в массовой школе.

Данная рабочая программа предусматривает прочное усвоение материала. Программа построена с учетом принципов системности, а также преемственности между разделами курса.

В тематическом планировании рассмотрены следующее разделы:

  1. Жизнь первобытных людей (7 ч.).Основная цель: сформировать представления о начальном периоде истории человечества.

  2. Древний Восток (20 ч.). Основная цель: сформировать представления об особенностях развития древневосточных стран.

  3. Древняя Греция (22 ч.).Основная цель: сформировать представления о периодах истории Греции и достижениях античной цивилизации

  4. Древний Рим (19ч.).Основная цель: сформировать представления об основных периодах римской истории и причинах заката античной цивилизации.

Материал для объяснения, закрепления и контроля для детей с ЗПР подбирается с учетом интеллектуального развития каждого воспитанника.

Программой предусмотрено 4 вида контроля:

  • предварительный контроль направлен на выяснение знаний, умений и навыков воспитанников по предмету или разделу, который будет изучаться. Он позволяет определить наличный (исходный) уровень знаний и умений, чтобы использовать его как фундамент, ориентироваться на допустимую сложность учебного материала.

  • текущий контроль осуществляется в повседневной работе с целью проверки усвоения предыдущего материала и выявления пробелов в знаниях обучающихся. Ведущая задача текущего контроля – регулярное управление учебной деятельностью воспитанников и ее корректировка. Он позволяет получить непрерывную информацию о ходе и качестве усвоения учебного материала и на основе этого оперативно вносить изменения в учебный процесс.

  • тематический контроль осуществляется периодически, по мере прохождения новой темы, раздела, и имеет целью систематизацию знаний воспитанников. Этот вид контроля проходит на повторительно-обобщающих занятиях и подготавливает к контрольным мероприятиям: устным и письменным зачетам.

  • итоговый контроль проводится в конце учебного года. Он направлен на проверку конкретных результатов обучения, выявления степени усвоения воспитанниками системы знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения курса истории Древнего мира в 5 классе.

При выборе методов и форм контроля и обучения учитывается характеристика как интеллектуальных, так и психологических особенностей воспитанников с ЗПР. У детей с ЗПР сохранно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление (подростки данной категории весьма успешно выполняют задания по образцу), в связи с этим в программу включена работа с алгоритмами. Развитие словесно-логического мышления у воспитанников с ЗПР затруднено, но все же возможно при непрерывном обращении к заданиям, способствующим формированию таких критериев мышления как сопоставление, сравнение, анализ. С этой целью в программе предусмотрено использование проблемных заданий, проверочных работ, тестов. На уроках проводится работа с текстом, с иллюстративным материалом, с таблицей, с учебником, с опорным материалом, со справочной литературой. Формированию культуры речи, развитию коммуникативных умений воспитанников способствует использование учителем таких форм контроля как диалог, беседа, рассказ. Включение в работу заданий творческого характера (игра, викторина, создание творческого проекта) способствует формированию разносторонне развитой личности, для воспитанников с ЗПР творческие задания – это один из способов самовыражения, развития критического мышления. На анализе материала исторического источника, прибегая к разным видам конструирования, учитель формирует языковую компетенцию воспитанников. Большое внимание на уроке отводится фронтальным опросам (устным и письменным).

Все формы и методы контроля, используемые на уроках истории Древнего мира, предназначены для эффективного усвоения воспитанниками пройденного материала и приобретения прочных навыков по предмету.

Обучение истории Древнего мира ведется с использованием учебника для 5 класса «История Древнего мира»/ авторы А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. М.: Просвещение, 2013 г. Это учебное пособие выбрано с учетом особенностей памяти, мышления, восприятия детей ЗПР. Оно содержит в доступной форме изложенный теоретический материал, практические задания, представленные в нем, имеют разноуровневый характер, что позволяет осуществлять дифференцированный подход в обучении. Учебник легок в использовании: термины выделены курсивом; условные обозначения, принятые в учебном пособии, позволяют свободно ориентироваться в нем; репродукции картин, которыми снабжен учебник, хорошего качества, что дает возможность осуществлять коррекцию зрительного восприятия при работе с ним.

К концу 5 класса воспитанники должны знать и понимать основные этапы и ключевые события мира на данном отрезке исторического времени; знать выдающихся деятелей истории Древнего мира, важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшихся в ходе исторического развития. Воспитанники должны уметь соотносить даты истории древнего мира с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории древнего мира, показывать на карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий; рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знания необходимых фактов, дат, терминов, давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстрированного материала учебника, фрагментов исторических источников, объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям всеобщей истории, достижениям мировой культуры. Воспитанники должны применять знания, полученные по истории Древнего мира в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни, высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира, использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.




УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Предмет

Класс

Количество часов по темам

История Древнего мира

5

(ЗПР)

Всего 70 часов (2 часа в неделю).

Из них:

- Введение – 1 час

- Жизнь первобытных людей – 7 часов

- Древний Восток – 20 часов

- Древняя Греция – 22 часа

- Древний Рим – 19 часов

- Повторение в конце года – 1 час











I четверть – 9 недель – 18 ч.

II четверть – 7 недель – 14 ч.

III четверть – 10 недель – 20 ч.

IV четверть – 8 недель – 18 ч.





Учебник:

А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира. 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013 г.


Класс

Кол-во часов в неделю

Кол-во к/р

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Итого (год)

5

2

5

18

14

20

18

70



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!