Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа «Интеграция»
УТВЕРЖ
ДЕНА
УТВЕРЖДЕНА
приказом по МОУ «СОШ
«Интеграция»
от 31.08.2021 г. № 135
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
для 2 класса
(базовый уровень)
Составитель:
Лазарева Ю.В., учитель начальных классов
Воскресенск 2021 год
Вступительная часть
Рабочая программа учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)» для 2 класса разработана в соответствии с современной нормативной правовой базой в области образования:
Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, в редакции приказов Министерства образования и науки РФ от 26 ноября 2010 г. №1241, от 22 августа 2011 г. № 2357, от 31 декабря 2015 г № 1576);
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных организациях, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 г. № 253, в редакции приказов Министерства образования и науки от 08.06.2015 г. № 576, от 26.01.2016 г. № 38, от 21.04.2016 № 459, от 29.12.2016 № 1677, от 08.06.2017 № 535, от 20.06.2017 № 581, от 05.07.2017 № 629);
Основной образовательной программы начального общего образования МОУ «СОШ «Интеграция» (Приказ № 220/1 от 10.08.2020 г.)
Учебного плана МОУ «СОШ «Интеграция» на 2021-2022учебный год;
Методические указания по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в муниципальных общеобразовательных организациях Воскресенского муниципального района Московской области, утвержденные решением коллегии МУ «Управление образования» протокол № 1 от 08.04.2016
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы «Литературное чтение» авторов О.М. Александровой, М.И. Кузнецовой, В.Ю. Романовой , Л.А. Рябининой, О.В. Соколовой.
Москва.: Просвещение, 2021 г.) (УМК "Школа России" базовый уровень) без изменений.
Место предмета в учебном плане
В соответствии с учебным планом МОУ «СОШ «Интеграция» рабочая программа базового уровня по предмету «Литературное чтение на родном языке (русском)» рассчитана по 0,5 ч в неделю. Курс рассчитан на 34 недели 17 ч.
Формы организации учебных занятий.
Лекция, рассказ, беседа, просмотр кинофильма, самостоятельная работа с книгой, экскурсия ,урок решения ключевых задач, урок – консультация, урок – ролевая игра, урок – деловая игра, урок фантазирования, урок путешествия, урок открытых мыслей, мозговая атака, урок – спектакль, урок-зачет.
Основные виды учебной деятельности.
Аудирование
Чтение вслух
Чтение про себя
Говорение
Письмо (культура письменной речи)
Работа с текстом художественного произведения
Работа с учебными и научно-популярными текстам.
Планируемые результаты
учебного предмета «Литературное чтение на родном языке (русском)»
Личностные результаты:
Воспитание ценностного отношения к родному языку и родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа; приобщение к литературному наследию своего народа; формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.
У обучающегося будут сформированы:
- навыки составления небольшого текста о родном крае, о природе родного края;
- понимание своей принадлежности к определённому народу России; уважительного отношения к людям другой национальности, их традициям в процессе знакомства с народным творчеством разных народов;
- умение размышлять в процессе чтения произведений о таких нравственных ценностях, как честность, доброта, благородство, уважение к людям;
- умение понимать смысл нравственно-этических понятий на основе бесед о дружбе, об отношениях между людьми, об отношениях к животными т. д. (дружелюбие, уважение, сочувствие, взаимопомощь, взаимовыручка);
- интерес к чтению произведений о природе (животных и растениях), выражая уважительное отношение к ней.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- понимания значения новой социальной роли ученика, принятия норм и правил школьной жизни; бережного отношения к книгам, предназначенным для самостоятельного чтения, к учебникам, тетрадям;
- понимания, что такое «хорошо» и что такое «плохо»;
- уважительного отношения к историческому прошлому своей страны, своего народа, к его обычаям и традициям.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
Обучающиеся научатся:
- понимать, какие учебные задачи будут решаться в процессе изучения темы (с какой целью необходимо читать данный текст: поупражняться в чтении или найти ответ на вопрос и т. д.);
- планировать свои действия на отдельных этапах урока с помощью учителя (например, составить план пересказа по образцу или восстановить последовательность событий сказки по серии рисунков), понимать важность планирования действий.
- контролировать выполненные задания с опорой на образец, предложенный учителем, составлять вместе с учителем план проверки выполнения задания;
- оценивать чтение по ролям, пересказ текста, выполнение проекта по предложенной учителем системе (шкале);
- фиксировать по ходу урока и в конце его удовлетворённость / неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью смайликов, разноцветных фишек и пр.), позитивно относиться к своим успехам, стремиться к улучшению результата;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- анализировать причины успеха/неуспеха с помощью разноцветных фишек, лесенок, шкал, формулировать их в устной форме по просьбе учителя;
- стремиться преодолевать возникающие трудности, проявлять волевое усилие (с помощью учителя).
- понимать учебную задачу урока, воспроизводить её в ходе урока по просьбе и под руководством учителя.
Познавательные УУД
Обучающиеся научатся:
-осуществлять простейшие логические операции:
1) сравнение по заданным критериям, при помощи учителя (сравнить сказку и рассказ, разные произведения на одну тему, авторскую и народную сказку, художественный и научно-познавательный текст, художественный и учебный текст, сравнить пословицы и текст, текст и
иллюстрации (что общего и чем отличаются), сравнить поступки героев и свои собственные;
2) классификация (распределить по тематическим группам, выбрать слова, которые соответствуют представлениям о дружбе);
- находить нужную информацию в учебнике (название раздела, произведение, номер страницы); в словаре учебника, пользоваться системой условных обозначений; в тексте для пересказа по заданным критериям, информацию для характеристики героя, для выразительного чтения, для ответа на задание;
- работать со словами и терминами: уточнять значение непонятных слов, обращаясь к учителю, взрослому, словарю;
- соотносить прямое и переносное значение слов, находить информацию в энциклопедии.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- выделять в тексте основные части; определять микротемы, создавать устные словесные иллюстрации на основе выделенной микротемы;
- группировать тексты по заданному основанию (по теме, главной мысли, героям);
- сравнивать разные тексты (по теме, главной мысли, героям).
Коммуникативные УУД
Обучающиеся научатся:
- отвечать и задавать вопросы по прочитанному произведению;
- создавать связанное высказывание из 3—4 простых предложений на заданную тему с помощью учителя на основе заданного образца;
- участвовать в диалоге с учителем и одноклассником;
- внимательно слушать собеседника, не перебивая его, стараться понять, о чём он говорит;
Обучающиеся получат возможность научиться:
- задавать уточняющие вопросы на основе образца;
- принимать участие в коллективной работе (распределять роли, договариваться, не конфликтовать, искать пути выхода из конфликтной ситуации, знать и употреблять вежливые слова);
Познавательные УУД:
– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);
– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
– преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат, обеспечивающие 1-ю линию развития – формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).
Коммуникативные УУД:
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
– слушать и понимать речь других;
– выразительно читать и пересказывать текст;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология продуктивного чтения и организация работы в парах и малых группах.
Предметные результаты:
Обучающиеся научатся:
- воспринимать на слух произведения различных жанров (небольшие рассказы, стихи, сказки);
- чётко и правильно произносить все звуки;
- плавно читать по слогами целыми словами с постепенным увеличением скорости чтения
- читать, определяя ударный слог, соблюдать паузы в соответствии со знаками препинания в середине и в конце предложения;
- читать и понимать нравственный смысл пословиц и поговорок, соотносить их с помощью учителя с содержанием произведения;
- определять последовательность событий и находить смысловые части произведения (начало, основная часть, конец) под руководством учителя;
- соотносить иллюстрации и текст;
- называть героев произведения, давать им простейшую характеристику; размышлять об их поступках;
- уметь отвечать на вопросы: «Чем тебе запомнился тот или иной герой произведения?», «Чем понравилось / не понравилось произведение?»;
- выбирать нужную книгу по названию и обложке для самостоятельного чтения;
- отгадывать с помощью учителя загадки (о каком предмете идёт речь, как догадались), сопоставлять их с отгадками;
- отвечать на вопросы о прочитанном произведении;
- объяснять незнакомые слова, пользоваться словарем.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить название рассказа с его содержанием;
- отвечать на вопрос: «Почему автор дал произведению именно такое название?».
- читать с выражением, выделяя важные слова и мысли под руководством учителя;
- читать текст по ролям, отражая настроение и характер героя (под руководством учителя);
- задавать вопросы по прочитанному произведению;
- при помощи учителя составлять план, определять смысловые части;
- пересказывать небольшой текст на основе картинного плана при помощи учителя;
- выявлять под руководством учителя особенности научно-познавательных и художественных текстов;
- определять особенности прозаического и поэтического текстов;
- высказывать собственное мнение о прочитанном произведении;
- сравнивать разные произведения на одну тему
Содержание учебного предмета
№ | Наименование разделов | Всего часов |
1 | « Мир детства Я и книги» | 2 |
2 | «Я взрослею» | 3 |
3 | « Семья крепка ладом» | 2 |
4 | « Я фантазирую и мечтаю» | 1 |
5 | «Россия-Родина моя. Люди земли Русской | 3 |
6 | « Народные праздники, связанные с временами года» | 3 |
7 | « О родной природе» | 3 |
| Итого: | 17 часов |
« Мир детства Я и книги» ( 2 часа)
Е.Н.Егорова. Нянины сказки.
Т.А. Луговская. Как знаю, как помню, как умею.
Л.К.Чуковская. Памяти детства. Мой отец Корней Чуковский.
«Я взрослею» (3 часа)
Пословицы.
Л.И. Кузьмин. Дом с колокольчиком
В.В. Бианки. Сова.
Б.В. Шергин. Плотник думает топором.
Е.А. Пермяк. Маркел-Самодел и его дети.
В.В. Голявкин. Этот мальчик.
С.П. Алексеев. Медаль.
Пословицы.
« Семья крепка ладом» (2 часа)
Л.Н. Толстой Отец и сыновья.
М.В. Дружинина. Очень полезный подарок.
С.Г. Георгиев. Стрекот кузнечика.
В.В. Голявкин. Мой добрый папа.
Пословицы.
« Я фантазирую и мечтаю» (1 час)
Н.К. Абрамцева. Заветное желание.
Е.В. Григорьева. Мечта.
Л.Н. Толстой. Воспоминания.
«Россия-Родина моя. Люди земли Русской(3 часа)
В.А. Бахревский. Рябово
М.А.Булатов,
В.И. Порудоминский
Собирал человек слова.
М.Л. Яковлев. Сергий Радонежский приходит на помощь.
И.К. Языкова. Преподобный Сергий Радонежский.
« Народные праздники, связанные с временами года» (3 часа)
И.С. Шмелёв. Масленица. Песни-веснянки.
Л.Ф. Воронкова. Праздник весны.
В.А. Жуковский. Жаворонок.
А.С. Пушкин. Птичка.
А.А. Коринфский. Август-собериха. Спожинки.
« О родной природе» ( 3 часа)
Загадка.
И.С. Никитин. В чистом поле тень шагает.
Л.Ф. Воронкова. Подснежники.
Ю.И.Коваль. Фарфоровые колокольчики.
М.С. Пляцковский. Колокольчик.
В.А. Солоухин. Трава.
Е.А. Благинина. Журавушка.
Виды и формы контроля.
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, комбинированных уроков, обобщающих уроков, урок-зачёт, урок-игра
Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах, коллективно - творческая деятельность; индивидуально практическая деятельность;
Виды и формы контроля
Текущий контроль
проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа;
осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме;
возможны небольшие по объему письменные работы;
самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением, целесообразно для этого использовать и тестовые задания.
Тематический контроль
проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
ученику предоставляется дополнительное время для подготовки и обеспечивается возможность пересдать, исправить полученную ранее отметку;
при выставлении окончательной отметки учитель не ориентируется на средний балл, а учитывает лишь итоговые отметки по сдаваемой теме, которые "отменяют" предыдущие, более низкие, что делает контроль более объективным;
возможность получения более высокой оценки своих знаний;
уточнение и углубление знаний становится мотивированным действием ученика, отражает его желание и интерес к учению .
Итоговый контроль
проводится как оценка результатов обучения за определенный, достаточно большой промежуток учебного времени - четверть, полугодие, год. Таким образом, итоговые контрольные работы проводятся четыре раза в год: за I, II, III учебные четверти и в конце года. При выставлении переводных отметок (в следующую четверть, в следующий класс) отдается предпочтение более высоким.
по проверке чтения вслух проводится индивидуально;
для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к которым относят как букву, так и пробел между словами).
Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы.
Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными.
Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.
Календарно – тематическое планирование по учебному предмету
«Литературное чтение на родном языке (русском)» во 2 классе.
2021-2022 учебный год.
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока ( с учетом рабочей программы воспитания) | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
1 | | Мир детства Я и книги. (2часа ) | | |
11 | 11 | Е.Н.Егорова. Нянины сказки. Т.А. Луговская. Как знаю, как помню, как умею. | 01.09-03.09 | |
22 | 22 | Л.К.Чуковская. Памяти детства. Мой отец Корней Чуковский. | 13.09-17.09 | |
3 | | Я взрослею (3 часа) | | |
33 | 11 | Пословицы. Л.И. Кузьмин. Дом с колокольчиком В.В. Бианки. Сова. Всемирный день учителя | 27.09-01.10 | |
44 | 22 | Б.В. Шергин. Плотник думает топором. Е.А. Пермяк. Маркел- Самодел и его дети. | 18.10-22.10 | |
55 | 33 | В.В. Голявкин. Этот мальчик. С.П. Алексеев. Медаль. | 08.11-12.11 | |
| | «Семья крепка ладом» (2часа) | | |
66 | 11 2 | Л.Н. Толстой Отец и сыновья. М.В. Дружинина. Очень полезный подарок. День матери в России | 22.11-26.11 | |
77 | 22 | С.Г. Георгиев. Стрекот кузнечика. В.В. Голявкин. Мой добрый папа. Пословицы. День Конституции Российской Федерации | 06.12-10.12 | |
| | « Я фантазирую и мечтаю» (1 час) | | |
88 | 11 | Н.К. Абрамцева. Заветное желание. Е.В. Григорьева. Мечта. Л.Н. Толстой. Воспоминания. | 20.12-24.12 | |
| | « Люди земли Русской» ( 3 часа) | | |
99 | 11 | В.А. Бахревский. Рябово Организация наставничества успевающих обучающихся над неуспевающими | 10.01-14.01 | |
110 | 22 | М.А.Булатов, В.И. Порудоминский Собирал человек слова. | 24.01-28.01 | |
111 | 33 | М.Л. Яковлев. Сергий Радонежский приходит на помощь. И.К. Языкова. Преподобный Сергий Радонежский. | 07.02-11.02 | |
| | « Народные праздники, связанные с временами года» ( 3 часа) | | |
112 | 11 | И.С. Шмелёв. Масленица. Песни-веснянки. | 28.02-04.03 | |
113 | 22 | Л.Ф. Воронкова. Праздник весны. В.А. Жуковский. Жаворонок. А.С. Пушкин. Птичка. | 14.03-18.03 | |
114 | 33 | А.А. Коринфский. Август-собериха. Спожинки. Международный день детской книги | 28.03-01.04 | |
| | « О родной природе» ( 3 часа) | | |
115 | 11 | Загадка. И.С. Никитин. В чистом поле тень шагает. | 18.04-22.04 | |
116 | 22 | Л.Ф. Воронкова. Подснежники. Ю.И.Коваль. Фарфоровые колокольчики. М.С. Пляцковский. Колокольчик. | 03.05-06.05 | |
117 | 33 | В.А. Солоухин. Трава. Е.А. Благинина. Журавушка. Международный день семьи | 16.05-20.05 | |
| | В том числе: | | |
Итого: | | Уроков повторения | Контрольных работ | Уроков развития речи |
По программе: | 117 | | | |
Выполнено: | | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
__________/.И.Н.Кочергина/
от « 31» августа 2021 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УМР
__________/ Е.В. Губанова/
от « 31 » августа 2021 г.
СОГЛАСОВАНО
на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол № 1 от « 31 » августа 2021 г.
Руководитель ШМО ____________/Т .В. Стазаева/