СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета обучение грамоте

Нажмите, чтобы узнать подробности

Курс русского языка начинается с изучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирования навыков чтения.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета обучение грамоте»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Игнатовская основная общеобразовательная школа»

Людиновского района Калужской области



«РАССМОТРЕНО»


на заседании методического совета


Протокол №__

от «__»______________2020г

«СОГЛАСОВАНО»


Заместитель директора по учебно-воспитательной работе


______________ Е.А. Попкова «______»________________2020г








Рабочая программа учебного предмета

обучение грамоте

для обучающихся

1класс

срок реализации 1год

Разработчик: Юденко Татьяна Викторовна,

учитель начальных классов























д. Игнатовка

2020г



Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, учтены идеи и положение Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

Изучение русского языка в начальных классах — первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.

Введением в курс русского языка является обучение грамоте – интегрированный курс, приобщающий первоклассников к учебной деятельности и подготавливающий их к раздельному изучению русского языка и литературного чтения. Обучение грамоте направлено на формирование навыков чтения и письма, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонетического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.

Нормативно – правовое обеспечение:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в редакции от 03.07.2016 № 359-ФЗ);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. Приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576. от 28.12.2015 № 1529, от 26.01.2016 № 38);

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 №373 (ред. от 31.12.2015№1576) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 №15785).

- Приказ Минтруда России от 18.10.2013№ 544н (с изм. от 25.12.2014) «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»;

- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 28.05.2014) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;

- Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (Санитарно – эпидемиологические правила и нормативы СанПин 2.4.2.2821-10,утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 9 декабря 2010 г. № 189)

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации № 08.334 от 03.03.2016; о рабочих программах

- Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных предметов от 23.05.2016г Министерства образования и науки Российской Федерации

- Авторская программа Канакина В.П., Горецкий В.Г., Дементьева М.Н., Стефаненко Н.А., Бойкина М.В. (1-4 класс)

Региональный уровень

- Закон Калужской области «Об образовании в Калужской области» от 19.09.2013 №895 (в ред. от 27.11.2015 № 15-ОЗ);

- Приказ министерства образования и науки Калужской области от 15.12.2014 №2392 «Об утверждении Положения о мониторинге качества подготовки обучающихся 4-11 классов общеобразовательных организаций Калужской области».

- Письмо министерства образования и науки Калужской области от 20.05.2016 № 09-021/1454-16 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных организациях Калужской области»

- Положение о рабочей программе учебного предмета, внеурочной деятельности, курса по выбору в МКОУ «Игнатовская основная школа»

- Учебный план МКОУ «Игнатовская основная школа».

- Устав МКОУ «Игнатовская основная школа»

УМК:

Предметная область: русский язык и литературное чтение

Цели учебного предмета:


  • обеспечение условий достижения обучающимися планируемых результатов освоения основной образовательной программы МКОУ «Игнатовская основная школа» средствами учебного предмета «обучение грамоте» и ознакомление обучающихся с основными положениями науки и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления обучающихся;

  • формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человек


Сроки реализации программы: 1год

Количество часов: 92 (обучение чтению) + 115 (обучение письму)

1 класс

33 учебные недели

4ч (обучение чтению) + 5ч(обучение письму).

207 часов в год

Основные принципы отбора материала

Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики. Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: до букварного (подготовительного), букварного (основного) и после букварного (заключительного).

До букварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

После букварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Обучающиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. Программа по обучению грамоте построена как органичная часть общего курса русского языка и литературы средней школы и ориентирована на языковое, эмоционально-нравственное и интеллектуальное развитие ребенка.


Курс в образовательной системе обеспечен: методические рекомендации - В.П. Канакина, В.Г.Горецкий, включающая курс «Обучение грамоте» (авт. В. Г. Горецкий и др.).

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса общеобразовательной школы составлена в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ, авторской программы В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого, М. Н. Дементьевой, Н. А. Стефаненко, М. В. Бойкиной


Логика структуры программы:

В рабочей программе содержание обучения грамоте представлено соответственно в курсе как литературного чтения, так и русского языка.

Методическая основа обучения грамоте по «Русской азбуке» раскрывается в следующем:

  • построение обучения грамоте с учетом частотности букв и связанных с ними звуков, а также порядка следования в «Русской азбуке» букв и относящихся к ним звуков;

  • одновременное изучение парных по твердости и мягкости согласных звуков;

  • непременное усвоение детьми слогов-слияний, а также овладение плавным слоговым чтением;

  • использование цветовых сигналов при обозначении звуков, изучение их главных свойств и признаков.

Программа направлена на реализацию средствами предмета «Обучение грамоте» основных задач предметной области «Русский язык и литературное чтение»:

– освоение общекультурных навыков чтения и понимания текста; воспитание интереса к чтению и книге;

– развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

– освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

– овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты – описания и повествования небольшого объема;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа координации устной и письменной речи.

Обучение первоначальному чтению и письму осуществляется на основе современного варианта аналитико-синтетического метода, который учитывает новейшие данные лингвистической, педагогической и методической науки, носит воспитывающий и развивающий характер, обеспечивает интенсивное речевое развитие детей и высокий уровень сознательности чтения, речи. На уроках дети учатся делить предложения на слова, слова на слоги, слоги на звуки, устанавливать порядок следования звуков в слове, связь между звуками. Они учатся обозначать звуки буквами, составлять и читать слоги и слова, овладевают процессом сознательного, правильного и плавного слогового и частично целыми словами чтения предложений и связных текстов.

Содержание обучения грамоте обеспечивает решение основных задач трёх его периодов: добукварного (подготовительного), букварного (основного)и 

после букварного (заключительного).

До букварный период является введением в систему языкового и литературного образования. Его содержание направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу чтения. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача — приобщение к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.

Введение детей в мир языка начинается со знакомства со словом, его значением, с осмысления его номинативной функции в различных коммуникативно-речевых ситуациях, с различения в слове его содержания (значения) и формы (фонетической и графической). У первоклассников формируются первоначальные представления о предложении, развивается фонематический слух и умение определять последовательность звуков в словах различной звуковой и слоговой структуры. Они учатся осуществлять звуковой анализ слов с использованием схем-моделей, делить слова на слоги, находить в слове ударный слог, «читать» слова по следам звукового анализа, ориентируясь на знак ударения и букву ударного гласного звука. На подготовительном этапе формируются первоначальные представления о гласных и согласных (твёрдых и мягких звуках), изучаются первые пять гласных звуков и обозначающие их буквы. На уроках письма дети усваивают требования к положению тетради, ручки, к правильной посадке, учатся писать сначала элементы букв, а затем овладевают письмом букв.

Содержание букварного периода охватывает изучение первых согласных звуков и их буквенных обозначений; последующих гласных звуков и букв, их обозначающих; знакомство с гласными звуками, обозначающими два звука; знакомство с буквами, не обозначающими звуков. Специфическая особенность данного этапа заключается в непосредственном обучении чтению, усвоению его механизма. Первоклассники осваивают два вида чтения: орфографическое (читаю, как написано) и орфоэпическое (читаю, как говорю); работают со слоговыми таблицами и слогами-слияниями; осваивают письмо всех гласных и согласных букв, слогов с различными видами соединений, слов, предложений, небольших текстов.

После букварный (заключительный) — повторительно-обобщающий этап. На данном этапе обучения грамоте осуществляется постепенный переход к чтению целыми словами, формируется умение читать про себя, развиваются и совершенствуются процессы сознательного, правильного, темпового и выразительного чтения слов, предложений, текстов. Учащиеся знакомятся с речевым этикетом (словесные способы выражения приветствия, благодарности, прощания и т.д.) на основе чтения и разыгрывания ситуаций общения. Обучение элементам фонетики, лексики и грамматики идёт параллельно с формированием коммуникативно-речевых умений и навыков, с развитием творческих способностей детей. В этот период дети начинают читать литературные тексты и включаются в проектную деятельность по подготовке «Праздника букваря», в ходе которой происходит осмысление полученных в период обучения грамоте знаний.

После обучения грамоте начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.



Место предмета в междисциплинарной программе:

Содержание курса «Обучение грамоте» позволяет осуществить его связь с другими предметами, изучаемых в начальной школе: с уроками рисования (различные штриховки, раскрашивания), окружающего мира (расширение знаний об окружающей действительности, природе и общества), с математикой (развитие логического, образного мышления).

Планируемые результаты освоения учебного предмета "Обучение грамоте"

(1класс)

Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностными результатами изучения предмета являются следующие умения:

– осознавать роль языка и речи в жизни людей;

– эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

– высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам.

Средство достижения этих результатов – тексты литературных произведений из «Русской Азбуки», «Русского языка»

Метапредметными результатами изучения курса является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– проговаривать последовательность действий на уроке;

– учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– учиться работать по предложенному учителем плану

Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология.

Познавательные УУД:

– ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

– находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

– делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

– преобразовывать информацию из одной формы в другую

Средством формирования познавательных УУД служат тексты учебников и их методический аппарат, обеспечивающие формирование функциональной грамотности (первичных навыков работы с информацией).

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

– слушать и понимать речь других

– умение выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач (диалог, устные монологические высказывания) с учетом особенностей разных видов речи и ситуаций общения; стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции; умение задавать вопросы.

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Средством формирования коммуникативных УУД служит организация работы в парах и малых группах.

Предметными результатами изучения курса является сформированность следующих умений:

– отличать текст от набора предложений, записанных как текст;

– осмысленно, правильно читать целыми словами;

– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;

– подробно пересказывать текст;

– составлять устный рассказ по картинке;

– называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударный, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

– определять роль гласных букв, стоящих после букв, обозначающих согласные звуки, парные по мягкости (обозначение гласного звука и указание на твёрдость или мягкость согласного звука);

– обозначать мягкость согласных звуков на письме;

– определять количество букв и звуков в слове;

– писать большую букву в начале предложения, в именах и фамилиях;

– ставить пунктуационные знаки конца предложения;

– списывать с печатного образца и писать под диктовку слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения;

– находить корень в группе доступных однокоренных слов.


Содержание учебного предмета:

Количество часов 92 (обучение чтению) + 115 (обучение письму)


Раздел программы

Количество часов

1.Добукварный период

39

2.Букварный период

142

3.Послебукварный период

36

Итого

207



Основные вопросы, изучаемые в каждой теме 92 (обучение чтению) + 115 (обучение письму)

Обучение грамоте и развитие речи

Добукварный период

Речь устная и письменная. Предложение. Слово.

Слог. Звуки. Ударение. Рабочая строка. Линии рабочей строки. Письмо элементов; гласных букв.

Букварный период

Согласные и гласные буквы русского алфавита.

Послебукварный период

Повторение изученных ранее тем.

         В период обучения грамоте уделяется большое внимание умению различать и выделять отдельные звуки в слове и слоге, устанавливать их взаимосвязи и последовательность, обращаться к помощи звукобуквенных и слоговых схем, схематической записи предложений; совершенствованию речевого аппарата учащихся и выработке отчетливого и достаточно громкого правильного произношения слов, слогов, звуков.

         На уроках обучения грамоте развивается умение слушать, осмысленно и полно воспринимать речь окружающих. Дети учатся говорить перед классом, отвечать на вопросы учителя, пересказывать прочитанное, рассказывать о своих наблюдениях за изменениями природы и характера труда людей в разное время года, о содержании детских книг, отдельных иллюстраций, репродукций картин и т. п.

        В процессе проведения занятий у школьников формируется первоначальный навык чтения как один из важнейших видов речевой и мыслительной деятельности. В 1 классе дети овладевают сознательным, правильным, плавным слоговым чтением с частичным переходом на чтение целыми словами, элементарными умениями и навыками работы с текстом и книгой.

       Совершенствованию звуковой, произносительной речи детей, устранению недочетов произношения уделяется постоянное внимание как на уроках обучения грамоте, так и на других уроках по каждому из предметов начального цикла в процессе общения с детьми. Знания и умения, полученные учениками на уроках обучения грамоте, применяются ими в процессе коллективного чтения-  рассматривания детских книг на специальных занятиях внеклассным чтением.

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели.

Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.

Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Овладение первичными навыками клавиатурного письма.

Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова.

Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

  • раздельное написание слов;

  • обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);

  • прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

  • перенос слов по слогам без стечения согласных;

  • знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

Виды речевой деятельности:

Аудирование (слушание). Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями общения для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте, в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учетом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текста (подробное, сжатое, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений), литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Фонетика и орфоэпия

Звуки речи. Смыслоразличительные качества звуков. Единство звукового состава слова и его значения. Интонационное выделение звуков в слове. Звуковой анализ слова. Число и последовательность звуков в слове. Изолированный звук (выделение, называние, фиксация фишкой). Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак – рак). Работа с моделями: построение модели звукового состава слова, отражающей качественные характеристики звуков (гласные и согласные, твердые и мягкие согласные звуки). Подбор слов, соответствующих заданной модели.

Гласные и согласные звуки. Смыслоразличительная функция твердых и мягких согласных звуков.

Согласные звонкие и глухие, парные – непарные.

Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Ударение. Словесное ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Ударение. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка.

Графика

Звук и буква. Буква как знак звука. Позиционный способ обозначения звуков буквами. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение). Гласные буквы как показатель твердости – мягкости согласных звуков. Буквы Е, е, Ё, ё, Ю, ю, Я, я (йотированные), их функции.

Обозначение буквами звука [й’] в разных позициях.

Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Гигиенические требования при письме. Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умения держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Начертание письменных заглавных и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Развитие мелких мышц пальцев и свободы движения руки. Приемы правильного списывания с печатного и письменного шрифта. Гласные после шипящих (жи – ши, ча – ща, чу – щу). Запись, выкладывание из разрезной азбуки, печатание и письмо под диктовку отдельных слов и предложений (три – пять слов со звуками в сильной позиции). Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков.

Слово и предложение

Слово как объект изучения. Материал для анализа. Значение слова. Слово и предложение (различение). Наблюдение над значением слова. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка, распространение и сокращение предложения. Заглавная буква в начале предложения, в именах собственных. Знаки препинания в конце предложения (ознакомление).

Орфография

Ознакомление с правилами правописания и их применение:

– обозначение гласных после шипящих в позиции под ударением (ча – ща, чу – щу, жи – ши);

– заглавная буква в начале предложения, в именах собственных (без введения термина);

– раздельное написание слов;

– перенос слов по слогам без стечения согласных;

– знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи

Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании.

Составление рассказов по серии сюжетных картинок. Сочинение небольших рассказов повествовательного характера (по материалам собственных игр, занятий, наблюдений). Восстановление деформированного текста повествовательного характера.


Требования к результатам освоения программы

Обучающиеся должны знать:


  • распознавать все звуки и буквы русского алфавита, их основные отличия (звуки произносим и слышим, буквы пишем и читаем);

  •  различать гласные и согласные звуки;

  • различать твердые и мягкие согласные звуки;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков буквами ие, ё, ю, я, ь;

  • различать звонкие и глухие согласные звуки;

  • вычленять звуки в словах, определять последовательность звуков в слове, соотносить количество звуков и букв в словах, делить слова на слоги, определять количество слогов, определив место ударения в слове;

  • находить границы предложения, ставить знаки препинания, начинать предложение с большой буквы;

  • составлять предложения на заданную тему по рисунку, по схеме;

  • писать зрительные и слуховые (орфографически проговариваемые) диктанты;

  • приводить примеры речевого этикета: приветствия, прощания, благодарности, приглашения, поздравления;

  • группировать языковой материал по заданным основаниям;

  • подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения (например: звук - гласный, согласный, гласный - ударный, безударный);

  • соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;

  •  адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников;

  • слушать и отвечать на заданный вопрос;

  • пользоваться учебными книгами.

Обучающиеся получит возможность:

  • оценивать результаты своей работы на уроке;

  • контролировать свои действия и действия партнера при решении познавательной задачи;

  • строить высказывания о своем отношении к трудолюбивым людям и о своей готовности помогать людям;

  • воспроизводить и применять правила работы в группе;

  • анализировать, реконструировать события.


Тематическое планирование

1класс


п/п

Тема раздела

Количество часов

Обучение грамоте чтение

Обучение грамоте письмо

1

Добукварный период

16

23

2

Букварный период

60

72

3

Послебукварный период

16

20


Итого

92

115


Календарно – тематическое планирование

1 класс

обучение письму


Тема урока


Дата

проведения

План

Факт

1

История возникновения письма. Знакомство с прописью, с правилами письма



2

Рабочая строка. Гигиенические правила письма, правила посадки при письме



3

Прямые, наклонные и вертикальные линии. Письмо овалов и полуовалов



4

Строка и межстрочное пространство. Рисование бордюров



5

Письмо прямых наклонных линий



6

Письмо наклонной линии с закруглением внизу и вверху



7

Письмо длинной прямой наклонной линии с закруглением вверху и внизу



8

Письмо наклонных прямых с закруглением внизу



9

Письмо овалов и полуовалов, коротких наклонных линий



10

Письмо прямых наклонных линий и линий с закруглением внизу (вправо, влево)



11

Письмо линий с закруглением внизу и вверху



12

Письмо длинной наклонной линии с петлей внизу



13

Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху



14

Письмо длинной наклонной линии с петлей вверху



15

Строчная и заглавная буквы а, А



16

Написание строчной и заглавной буквы а, А



17

Строчная и заглавная буквы о, О



18

Строчная буква и



19

Заглавная буква И



20

Строчная буква ы



21

Закрепление написания изученных букв



22

Строчная буква у



23

Заглавная буква У



24

Строчная буква н



25

Заглавная буква Н



26

Закрепление написания изученных букв



27

Строчная и заглавная буквы с, С



28

Строчная и заглавная буквы с, С



29

Строчная буква к



30

Заглавная буква К



31

Написание слов и предложений с изученными буквами



32

Строчная буква т



33

Заглавная буква Т



34

Строчная буква л



35

Заглавная буква Л



36

Строчная буква р. Заглавная буква Р



37

Строчная буква в



38

Заглавная буква В



39

Закрепление написания изученных букв



40

Строчная буква е



41

Заглавная буква Е



42

Строчная буква п



43

Заглавная буква П



44

Закрепление написания изученных букв



45

Написание слов и предложений с изученными буквами



46

Закрепление написания изученных букв



47

Строчная буква м



48

Заглавная буква М



49

Написание слов и предложений с изученными буквами



50

Строчная буква з



51

Заглавная буква З



52

Строчная буква б



53

Заглавная буква Б



54

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами



55

Строчная буква д



56

Заглавная буква Д



57

Строчная и прописная буквы д, Д



58

Строчная буква я



59

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами



60

Заглавная буква Я



61

Строчная буква г



62

Заглавная буква Г



63

Строчная буква ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу



64

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами



65

Заглавная буква Ч, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ча, чу



66

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.



67

Буква ь (мягкий знак). Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. Буква ь в середине слова



68

Строчная буква ш, обозначающая твердый согласный звук



69

Закрепление написания изученных букв. Письмо слов и предложений с изученными буквами



70

Заглавная буква Ш, обозначающая твердый согласный звук. Написание слов с сочетанием ши



71

Строчная буква ж, обозначающая твердый согласный звук (с. 6)



72

Заглавная буква Ж, обозначающая твердый согласный звук. Написание слов с сочетанием жи



73

Строчная буква ё



74

Строчная буква ё, после согласных



75

Заглавная буква Ё



76

Строчная буква й. Слова с буквой й



77

Строчная буква й. Слова с буквой й



78

Строчная буква х. Заглавная буква Х



79

Письмо слов и предложений с изученными буквами.



80

Строчная и заглавная буквы х, Х (закрепление)



81

Строчная буква ю



82

Заглавная буква Ю



83

Строчная буква ц, обозначающая твердый согласный звук



84

Заглавная буква Ц, обозначающая твердый согласный звук



85

Строчная и заглавная буквы ц, Ц



86

Строчная буква э



87

Заглавная буква Э



88

Строчная буква щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу



89

Заглавная буква Щ, обозначающая мягкий согласный звук. Слоги ща, щу



90

Строчная и заглавная буквы щ, Щ. Написание слов с сочетаниями ща, щу



91

Строчная буква ф



92

Заглавная буква Ф



93

Буквы ь, ъ



94

Письмо слов и предложений с изученными буквами



95

Буквы ь, ъ (закрепление)



96

Алфавит. Звуки и буквы



97

Повторение по теме «Парные согласные звуки». Списывание текста



98

Оформление предложений в тексте



99

Слова, отвечающие на вопросы кто?, что?



100

Слова, отвечающие на вопросы кто?, что?



101

Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?



102

Слова, отвечающие на вопросы: что делать? что сделать?



103

Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?



104

Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?



105

Слуховой диктант



106

Правописание безударных гласных в корне слова



107

Правописание безударных гласных в корне слова



108

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова



109

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова



110

Правописание жи – ши



111

Правописание ча – ща, чу – щу



112

Правописание ча – ща, чу – щу



113

Правописание чк – чн, щн



114

Заглавная буква в именах собственных



115

Контрольное списывание









Календарно – тематическое планирование

1 класс

обучение чтению



Тема урока


Дата

проведения

План

Факт

1

Знакомство с учебником. Составление рассказа по картинке



2

Речь письменная и устная



3

Предложение



4

Предложение и слово



5

Слово и слог



6

Слог, ударение



7

Деление слов на слоги



8

Звуки речи: гласные и согласные



9

Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным



10

Гласные и согласные звуки. Слияние согласного с гласным



11

Знакомство с алфавитом. Обозначение звуков



12

Гласный звук [а], буквы А, а



13

Звук [о], буквы О, о



14

Звук [и], буквы И, и



15

Звук [и], буквы И, и



16

Гласная буква ы, звук [ы]



17

Звук [у], буквы У, у



18

Звук [у], буквы У, у



19

Звуки [н], [н’], буквы Н, н



20

Звуки [н], [н’], буквы Н, н



21

Звуки [с], [c’], буквы С, с



22

Звуки [с], [c’], буквы С, с (закрепление)



23

Звуки [к], [к’], буквы К, к



24

Звуки [к], [к’], буквы К, к (закрепление)



25

Звуки [т], [т’], буквы Т, т



26

Звуки [т], [т’], буквы Т, т (закрепление)



27

Звуки [л], [л’], буквы Л, л



28

Звуки [л], [л’], буквы Л, л (закрепление)



29

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р



30

Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р (закрепление)



31

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в



32

Согласные звуки [в], [в’], буквы В, в (закрепление)



33

Гласные буквы Е, е, обозначающие звуки [й’э]



34

Буква Е – показатель мягкости согласных



35

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п



36

Согласные звуки [п], [п’], буквы П, п (закрепление)



37

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м



38

Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м



39

Согласные звуки [з], [з’], буквы З, з



40

Чтение слов, текстов с буквами З, з. Сопоставление слогов и слов с буквами с и з (закрепление)



41

Согласные звуки [б], [б’], буквы Б, б



42

Чтение слов с буквой б. Сопоставление слогов и слов с буквами б и п (закрепление)



43

Закрепление пройденного материала



44

Согласные звуки [д], [д’], буквы Д, д



45

Парные согласные [д], [д’]; [т], [т’], буквы Д, д, Т, т



46

Буквы Я, я, обозначающие звуки [й’а]



47

Буква Я – показатель мягкости согласного



48

Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г



49

Чтение слов с буквой г.

Сопоставление слогов и слов с буквами к и г



50

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч



51

Согласный звук [ч’], буквы Ч, ч (закрепление)



52

Буква ь – показатель мягкости предшествующих согласных звуков



53

Буква ь в конце и в середине слова для обозначения мягкости согласного



54

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши



55

Твердый согласный звук [ш], буквы Ш, ш.

Сочетание ши (закрепление)



56

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж



57

Твердый согласный звук [ж], буквы Ж, ж (закрепление)



58

Буквы Ё, ё, обозначающие два звука [й’о]



59

Буква Ё, ё – показатель мягкости



60

Мягкий согласный звук [й’]. Буквы Й, й



61

Чтение слов с буквой й (закрепление)



62

Согласные звуки [х], [х’], буквы Х, х



63

Чтение слов с буквой х (закрепление)



64

Буквы Ю, ю, обозначающие звуки [й’у]



65

Обозначение буквой ю гласного звука [у] после мягких согласных

в слиянии.



66

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц



67

Твердый согласный звук [ц], буквы Ц, ц (закрепление)



68

Гласный звук[э]. Буквы Э, э



69

Чтение слов с буквами Э, э (закрепление)



70

Мягкий согласный звук [щ’], буквы Щ, щ. Правописание сочетаний ща, щу



71

Чтение предложений и текстов с буквами Щ, щ (закрепление)



72

Согласные звуки [ф], [ф’], буквы Ф, ф



73

Чтение слов, предложений с буквами Ф, ф. Сопоставление слогов и слов с буквами в и ф



74

Мягкий и твердый разделительные знаки



75

Мягкий и твердый разделительные знаки



76

Русский алфавит



77

Как хорошо уметь читать. Произведения С. Маршака, В. Берестова, Е.Чарушина



78

К. Д. Ушинский. Наше Отечество



79

В. Крупин. Первоучители словенские



80

В. Крупин. Первый букварь



81

Творчество А. С. Пушкина – сказки



82

Л. Н. Толстой о детях



83

К. Д. Ушинский – великий педагог и писатель.

К. Д. Ушинский о детях



84

Творчество К. И. Чуковского («Телефон», «Путаница»)



85

В. В. Бианки. Первая охота



86

Творчество С. Я. Маршака



87

Творчество М. М. Пришвина



88

Творчество А. Л. Барто



89

Творчество С. В. Михалкова



90

Б. В. Заходер. Два и три



91

Творчество В. Д. Берестова



92

Прощание с Азбукой. Проверим свои знания