МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Ставропольского края
Отдел образования администрации Ипатовского городского округа
МБОУ СОШ № 9 с. Кевсала
РАССМОТРЕНО Руководитель МО ________________________ Павленко Г.И. Протокол № 1 от «30.» 08. 2023 г. | СОГЛАСОВАНО Заместить директора по УВР ________________________ Волошенко Л.Д. Протокол № 1 от «31» 08. 2023 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________________________ Дмитренко Е.В. Приказ №239 от «31» 08. 2023 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы педагогики»
для обучающихся 11 класса
с. Кевсала - 2023г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Основы педагогики» (МОДУЛЬ 2 «Основы теории воспитания», 11 класс») разработана на основании Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в действующей редакции), ФГОС СОО, «Примерной основной образовательной программы среднего общего образования» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28 июня 2016 № 2/16-з).
Преподавание курса педагогики в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования. Особенно важным этот курс является для учащихся профильных педагогических классов, поскольку он непосредственно связан с профилем обучения и является первой ступенькой в освоении педагогической профессией.
В последнее время к выпускникам школ предъявляются определенные требования, в числе которых на первое место выдвигаются такие качества, как:
- коммуникабельность;
- способность гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях;
- обладать словарным запасом и умело пользоваться им;
- умение думать самостоятельно и решать разнообразные проблемы, т.е. адекватно использовать полученные знания.
Требования общества к выпускникам школы вызывают изменения в собственно школьной системе. Процесс обучения должен быть способным обеспечить осознанный выбор будущего направления своей профессиональной деятельности.
Цель курса:
Основная цель курса состоит в том, чтобы помочь учащимся усвоить общие вопросы педагогической науки, теории обучения и воспитания, познакомить с системой образования в стране и раскрыть перспективы и пути овладения профессионально-педагогической деятельностью, создать условия для формирования исторического сознания и самосознания учащихся как основы личностной рефлексии
Задачи курса:
1.Формирование у школьников представлений о человекоцентрированной профессиональной деятельности;
2. Предоставление возможностей для получения опыта психологопедагогической и социально педагогической деятельности;
3. Развитие у школьников навыков XXI века, в том числе способностей к
психологопедагогической деятельности Предоставление возможностей для получения опыта психологопедагогической и социальнопедагогической деятельности;
Данная программа «Основы педагогики» рассчитана на 1 год обучения и предназначена для учащихся 11 классов с педагогическим профилем обучения. Продолжительность курса: 34 часа (1 час неделю).
Программа нацелена на удовлетворение специфических познавательных интересов, учащихся в области педагогики, развитие социальной компетентности учащихся, воспитание гармонично развитой личности, способностей к саморазвитию и самосовершенствованию, эффективному функционированию в обществе.
Методы:
- информирование;
- диагностика;
- ролевое проигрывание;
- беседа;
- психотехнические приемы;
- дискуссии;
- анализ ситуаций.
Для реализации программы учебного курса «Педагогика» используется учебное пособие «Основы педагогики и психологии» для 10-11 классов общеобразовательных организаций авторов В.С.Басюк, Е.И.Казакова, Е.Ю.Брель и цифровое приложение к данному учебному пособию.
Общая характеристика программы.
Целью программы учебного курса «Педагогика» является создание условий для профессионального самоопределения обучающихся 10-11 классов, формирования у них педагогической направленности мышления и позитивной установки на выбор педагогической профессии
Раздел 1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРЕДМЕТА
Личностные результаты:
• сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
• формирование навыков сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
• готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию; сознательное отношение к непрерывному образованию;
• осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
• ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
Метапредметные результаты:
• умение самостоятельно ставить цели, планировать пути их достижения;
• умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
• умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом нравственных ценностей.
Предметные результаты:
• сформированность представлений об основных нормативных актах в области образования, понятийно-терминологических основах педагогики и образования, истории образования и вкладе различных педагогов в развитие педагогики и образования;
• принятие базовых национальных ценностей;
• сформированность умения решать практические задачи на базе осознания основ теории обучения и теории воспитания;
• готовность принимать участие в организации воспитательной работы в школе.
Раздел 2. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Ценности как основа воспитания личности
Сущность понятия «ценности». Система ценностей. Взаимосвязь общечеловеческих, педагогических и семейных ценностей. Базовые национальные ценности, их краткая характеристика. Роль семьи в воспитании детей. Ответственность родителей за образование детей.
Тема 2. Основы теории воспитания
Воспитание в урочной и внеурочной деятельности педагога. Понятие духовно-нравственного воспитания. Гражданско-патриотическое воспитание. Экологическое воспитание. Трудовое воспитание. Поощрение и наказание как традиционные методы воспитания. Значение примера в воспитании личности. Убеждение, разъяснение, дискуссия как методы воспитания. Игра как один из самых популярных методов воспитания. Соревновательный метод в воспитании. Значение самовоспитания для успешной позитивной социализации личности.
Тема 3. Организация воспитательной работы с детским коллективом
Роль коллектива в обществе. Особенности коллективной системы воспитания. Сущность и признаки коллектива. Принципы и стадии развития коллектива А.С. Макаренко, развитие его педагогических идей в трудах В.А. Караковского, Л.И Новиковой, Н.Е. Щурковой.
Личность и коллектив. Изучение способностей, возможностей, интересов детей. Развитие самоуправления в коллективе. Детские и юношеские объединения. Организационные основы и принципы деятельности детских и юношеских объединений. Структура и основные направления деятельности «Российского движения школьников».
Тема 4. Основные направления деятельности педагога
Проблемы в социализации личности как фактор выделения направлений профессиональной деятельности педагога. Развитие инклюзивного образования как одна из основополагающих задач современного российского образования. Здоровьесбережение как одно из основных направлений деятельности современного педагога. Педагогическая деятельность с девиантными детьми и подростками. Работа с одаренными детьми и подростками.
Профилактика асоциального поведения как одно из направлений деятельности современного педагога.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование темы | Количество часов |
1 | Ценности как основа воспитания личности | 6 |
2 | Основы теории воспитания | 8 |
3 | Организация воспитательной работы с детским коллективом | 12 |
4 | Основные направления деятельности педагога | 8 |
Итого | 34 | |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата изучения |
Всего |
Тема 1. Ценности как основа воспитания личности (6 ч) |
1/1 | Сущность понятия «ценности». Система ценностей. | 1 | |
2/1 | Взаимосвязь общечеловеческих, педагогических и семейных ценностей. | 1 | |
3/1 | Базовые национальные ценности, их краткая характеристика. | 1 | |
4/1 | Базовые национальные ценности, их краткая характеристика. | 1 | |
5/1 | Роль семьи в воспитании детей. | 1 | |
6/1 | Ответственность родителей за образование детей. | 1 | |
Тема 2. Основы теории воспитания (8ч) |
7/1 | Воспитание в урочной и внеурочной деятельности педагога. Понятие ду-ховно-нравственного воспитания. | 1 | |
8/2 | Гражданско-патриотическое воспитание. | 1 | |
9/3 | Экологическое воспитание. | 1 | |
10/4 | Трудовое воспитание. | 1 | |
11/5 | Поощрение и наказание как традиционные методы воспитания. Значение примера в воспитании личности. | 1 | |
12/6 | Убеждение, разъяснение, дискуссия как методы воспитания. | 1 | |
13/7 | Игра как один из самых популярных методов воспитания. Соревновательный метод в воспитании. | 1 | |
14/8 | Значение самовоспитания для успешной позитивной социализации личности. | 1 | |
Тема 3.Организация воспитательной работы с детским коллективом (12 ч) |
15/1 | Роль коллектива в обществе. Сущность и признаки коллектива. | 1 | |
16/2 | Особенности коллективной системы воспитания. | 1 | |
17/3 | Принципы и стадии развития коллектива А.С. Макаренко | 1 | |
18/4 | Развитие педагогических идей А.С. Макаренко в трудах В.А. Караковского, Л.И Новиковой, Н.Е. Щурковой. | 1 | |
19/5 | Личность и коллектив. | 1 | |
20/6 | Изучение способностей, возможностей, интересов детей. | 1 | |
21/7 | Изучение способностей, возможностей, интересов детей. | 1 | |
22/8 | Развитие самоуправления в коллективе. | 1 | |
23/9 | Детские и юношеские объединения. | 1 | |
24/10 | Организационные основы и принципы деятельности детских и юношеских объединений. | 1 | |
25/11 | Организационные основы и принципы деятельности детских и юношеских объединений. | 1 | |
26/12 | Структура и основные направления деятельности «Российского движения школьников». | 1 | |
Тема 4. Основные направления деятельности педагога (8 ч) |
27/1 | Где и как работают педагоги? Педагогика в современном обществе | 1 | |
28/2 | Проблемы в социализации личности | 1 | |
29/3 | Инклюзивное образование | 1 | |
30/4 | Здоровьесбережение как направление деятельности современного педагога | 1 | |
31/5 | Педагогическая деятельность с девиантными детьми и подростками. | 1 | |
32/6 | Работа с одаренными детьми и подростками. | 1 | |
33/7 | Профилактика асоциального поведения | 1 | |
34/8 | Проектирование своей истории успеха | 1 | |
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ | 68 | |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «ПЕДАГОГИКА»
1.Основы педагогики и психологии: 10-11-е классы: учебное пособие: в 2-х частях / В.С.Басюк, Е.И.Казакова, Е.В.Брель [и др.]. – М.: Просвещение, 2022. Интернет-ресурсы для учащихся:
2.Цифровое приложение к учебному пособию «Основы педагогики и психологии: 10-11-е классы» https://lecta.ru/playlist-pedagogic/.
3.Основы педагогики и психологии: 10—11 классы: практикум по
учебному проектированию: учебное пособие, разработанное в комплекте
с учебником / В. С. Басюк, Е. И. Казакова, Е. Ю. Брель [и др.]. — Москва:
Просвещение, 2023
4. Анисимов В.В. Общие основы педагогики: учеб. Для вузов / В.В.Анисимов, О.Г.Грохольская, Н.Д.Никандров. – М.: Просвещение, 2006. – 574 с.
5. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов пед. вузов: В 2 кн. - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000.- Кн. 2: Процесс воспитания.- 256 с.
Интернет-ресурсы для учителя:
Образовательные ресурсы https://edu.gov.ru/
Официальный сайт Министерства просвещения РФ http://www.edu.ru/ Российское образование.
Федеральный портал http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://window.edu.ru/
Федеральный портал «Единое окно доступа к информационным ресурсам» https://resh.edu.ru/
Российская электронная школа https://mosobr.tv/
Школьная цифровая платформа «Сберкласс» https://education.yandex.ru/home/
Онлайн-платформа «ЯндексУчебник» https://www.все.онлайн/
Цифровые ресурсы для учебы https://edu.sirius.online/#/
Онлайн-курсы Образовательного центра Сириус https://elducation.ru/
Каталог образовательных ресурсов (электронных книг, учебников, курсов, интерактивных и видеоматериалов) https://openedu.ru/
Онлайн-платформа «Открытое образование» https://www.ucheba.ru/
Онлайн-платформа «Учеба.РУ» https://www.lektorium.tv/
Онлайн-платформа «Лекториум» Ресурсы для участия в олимпиадном движении по педагогике: https://pedolimp.yspu.org/
Сайт «Российская психолого-педагогическая олимпиада школьников им. К.Д. Ушинского» https://olimpiada.ru/
Онлайн-проект «Олимпиада.РУ» https://olymp.herzen.spb.ru/
Сайт «Олимпиады РГПУ им. А.И.Герцена» (межвузовская олимпиада для школьников по педагогике «Первый успех» https://www.herzen.spb.ru/abiturients/olymp_for_high_school_students/1_uspeh/)
Профориентационные ресурсы: https://талантыроссии.рф/events
Онлайн-проект «Таланты России.РФ» https://bilet.worldskills.ru/
Профориентационный портал «Билет в будущее» https://proektoria.online/
Профориентационный онлайн-проект «ПроеКТОриЯ» https://proforientatsia.ru/
Профориентационный онлайн-проект «Профориентация» https://bolshayaperemena.online/
Онлайн-проект «Большая перемена» https://myskills.ru/
Онлайн-платформа «Мои достижения».
https://worldskills.ru/
Сайт национальной сборной «WorldSkills» http://atlas100.ru/
Онлайнплатформа «Атлас новых профессий100.РУ» http://effecton.biz/index.html
Онлайн-платформа «Профессия. Профессиограмма. Профориентация» https://soctrud.primorsky.ru/
Онлайн-платформа «Россия – моя история» https://museum.ok.ru/#projects
Онлайн-проект «Мы в музее» https://www.culture.ru/
Онлайн-проект «Культура.РФ» https://www.roskultproekt.ru/