СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») 4 класс

Категория: ОРК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур») 4 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 6»



«Согласовано»:

на заседании ШМО учителей


Протокол № 4

30 мая 2019 г.


«Согласовано»

Зам директора по УВР

Данилова Т.В.__________


1 июня 2019 г.


«Утверждена»

приказ директора школы


от «____» _________ 2019 г. № _____






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)

4 класс





Составитель: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Котелкина Елена Владимировна








г. Югорск, 2019 г.

Содержание программы:

стр.

Аннотация

3

1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

3

2.

Содержание учебного предмета

5

3.

Тематическое планирование

7




Аннотация

Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 6», Положения МБОУ «СОШ № 6» о рабочих программах, авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Шапошниковой Т. Д., Савченко К.В.

Основная цель предмета: знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания.

Достижение поставленной цели возможно через решения следующих задач:

  • знакомить учащихся с содержанием курса, формировать первичные представления о светской этике; развивать интерес к этой области знаний;

  • развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  • формировать у младших школьников ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Изучение в начальной школе должно обеспечить:

  • понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

  • формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям и их представителям;

  • знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.

На изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).


1 . Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничество с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

  • формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;

  • формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.

В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление: о мировых религиях, об основателях религий мира, о священных книгах религий мира, о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние», об искусстве в религиозной культуре; узнают: названия мировых религий, имена основателей религий мира, названия основных праздников религий мира, особенности священных зданий каждой из традиционных религий; научатся: воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий, работать с различными источниками информации, осуществлять творческую деятельность, овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.


2. Содержание учебного предмета

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (3 часа).

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.

Религиозные разногласия и войны. Позиция религиозных лидеров в современном мире. Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане.

Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 часов).

Изучение культуры прошлого научными методами. Археология и археологические находки. Мифология и литературные источники. Географические и природные особенности Австралии. Быт австралийских аборигенов. Представление о мире и человеке у австралийских аборигенов. Легенда о бумеранге. Географические и природные особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Цивилизация майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций Северной и Южной Америки. Легенда о Солнце. Географические и природные особенности Японии. Традиции и современность. Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы. Японский календарь. Культ природы в верованиях древних славян, объекты почитания: деревья, вода, солнце, огонь. Образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и водяной. Почитаемые славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы.

Раздел 3. Иудаизм (5 часов).

Иудаизм. Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представление о Боге в иудаизме.

Представление о сотворении мира и человека в иудаизме. Шаббат. Представления о душе, разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к труду в иудаизме. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Значение семьи и брака в иудейской традиции. Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов семьи.

Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. Сефер-Тора. Правила написания, хранения и чтения Торы. История дарования Торы еврейскому народу. Исход евреев из Египта, путь в Землю обетованную. Пророк Моисей. Праздники. Десять заповедей. Иерусалимский храм. Стена Плача.

Правило Гигеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему. Вера в приход Мессии и Царство справедливости. Значение и смысл благотворительности в иудейской традиции. Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской традиции. Отношение к природе и живым существам в иудаизме.

Обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва, бат-мицва, свадьба.

Синагога. Происхождение и назначение, отличие синагоги от храма. Значение в религиозной и повседневной жизни еврейской общины. Внешний облик и внутреннее убранство. Правила поведения в синагоге. Раввины и их роль.

Раздел 4. Христианство (6 часов).

Христианство и его распространение в мире. Основные направления: православие, католицизм, протестанизм. Представление о Боге. Библия. Представления о сотворении мира и человека, о душе. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Иисус Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции.

Первые люди Адам и Ева. Христианские представления о грехе. Иисус Христос – Спаситель. Основные Заповеди. Человеческая жизнь и достоинство как важнейшие ценности. Христианская идея самосовершенствования. Притча о следах на песке.

Книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий. Содержание Ветхого Завета и Нового Завета. Принятие христианства на Руси. Распространение православия.

Православная церковь. Правила жизни православных верующих. Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство. Православные священно- и церковнослужители. Православные иконы, почитание икон верующими. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха.

Государство Ватикан и Папа Римский. Католические священно- и церковнослужители. Почитание Девы Марии. Образ Девы Марии в искусстве. Католическое искусство. Особенности католического богослужения. Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство.

Происхождение протестантизма. Значение Священного Писания. Проповедческая и миссионерская деятельность протестантских пасторов. Протестантские священные сооружения, внешний вид и внутреннее убранство. Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей, основные различия между ними. Распространение протестантизма в мире.

Раздел 5. Ислам (5 часов).

Ислам. Мусульмане. Рапространение ислама в мире. Представление о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога. Коран о создании Вселенной, жизни и людей. Права и обязанности человека. Ответственность человека за окружающий мир. Утверждение о равенстве всех людей перед Аллахом.

Первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе. Пророк Мухаммад – «печать пророков». Защита Родины в системе ценностей ислама. Джихад, правильное толкование понятия «джихад».

Коран – священная книга мусульман. Сунна – предание о жизни пророка Мухаммада. Значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни мусульман. Исламские религиозные деятели, их роль в жизни мусульманской общины. Значение учения и знаний в системе ценностей ислама. Законы взаимоуважения, веротерпимости, добрососедства и гостеприимства в исламе.

Пять столпов ислама. Шахада. Намаз, правила намаза. Пост в месяц Рамадан, запреты и разрешение во время поста. Праздник Ураза-байрам. Закят, его значение в жизни мусульманской общины. Хадж, традиции паломничества к святыням ислама. Праздник Курбан-байрам.

Мекка, мечеть Аль-Харам, Кааба. Чёрный камень и легенды о его происхождении. Медина, переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Мечеть Пророка, могила пророка Мухаммада. Иерусалим, мечеть Аль-Акса. Мечеть, внешний вид и внутреннее убранство. Символы ислама. Правила поведения в мечети.

Раздел 6. Буддизм (4 часа).

Буддизм – старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сидхартхи. Четыре встречи. Испытания Сидхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного пути. Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме. Проповеди Будды, первые слушатели Будды.

Четыре благородные истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий. Закон кармы. Ответственность человека за свои поступки, мысли и слова. Условия накопления положительной кармы. Нирвана. Джатаки – истории о перерождениях Будды. Представления о сансаре. Принцип ахимсы – ненасилия, основанного на любви и доброте. Три драгоценности буддизма: Будда, учение, община монахов.

Распространение буддизма. Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы. Буддийские монастыри, внешний вид и внутреннее убранство. Священные буддийские сооружения на территории России.

Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит. Буддийские притчи и их роль в передаче учения Будды. Притча «Просто идите своим путём». Значение учения и знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний. Притча об ученике и медвежьей шкуре.

Раздел 7. Подведение итогов (6 часов).

Общие гуманистические основы религиозных культур. Общечеловеческие ценности. Религиозные культуры и светская этика о путях самосовершенствования человека. «Золотое правило нравственности» в различных религиозных культурах. Жизнь по нравственным законам в современном мире.

Ценности, объединяющие различные религиозные культуры. Красота. Памятники мировой религиозной культуры, их художественная и культурная значимость для современного человека. «Золотое кольцо России». Памятники исламской и буддийской культуры на территории России. Иерусалим – город трёх религий. Стамбул: христианские и исламские священные сооружения. Шедевры европейского католического искусства и архитектуры. Ватикан, музеи Ватикана. Пещерные храмы Аджанты.


3.Тематическое планирование

Название раздела (темы)

Характеристика деятельности учащихся

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (3 часа)




Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса. Знакомятся с историей возникновения религиозных верований, с древними религиозными культами.

Знакомятся с историей возникновения и распространения мировых религий.

Изучают основы духовной традиции и основные понятия буддизма, иудаизма, христианства и ислама.

Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей.

Знакомятся с описанием содержания священных книг.

Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений.

Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников.

Знакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур.

Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций.

Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами.

Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценка произведений искусства.

Совершенствуют умения в области коммуникации.

Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания.

Совершенствуют умения в области работы с источниками информации.

Совершенствуют лексический запас, культуру речи.

Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности.

Формируют общекультурную эрудицию.

Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах.

Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.

Развивают представления о морали и нравственности.

Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры

Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 часов)



Раздел 3. Иудаизм (5 часов)





Раздел 4. Христианство (6 часов)





Раздел 5. Ислам (5 часов)





Раздел 6. Буддизм (4 часа)





Раздел 7. Подведение итогов (6 часов)

Тематическое планирование.



Тема урока

Дата

1.

Россия - наша Родина.


2.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.


3.

Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира».


4.

Древние верования и религиозные культы.


5.

Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии.


6.

Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки.


7.

Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии.


8.

Саша рассказывает о верованиях древних славян.


9.

Представления о Боге в иудаизме.


10.

Мир и человек в иудаизме.


11.

Тора и заповеди.


12.

О чём говорит иудейский Закон.


13.

Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме.


14.

Представления о Боге и мире в христианстве.


15.

Представления о человеке в христианстве.


16.

Библия – священная книга христиан.


17.

Православие.


18.

Католицизм.


19.

Протестантизм.


20.

Представления о Боге и мире в исламе.


21.

Пророк Мухаммед.


22.

Коран и Сунна.


23.

Столпы ислама. Праздники ислама.


24.

Священные города и сооружения ислама.


25.

Жизнь Будды.


26.

Учение Будды.


27.

Духовные наставники и священные сооружения буддизма.


28.

Священные тексты буддизма.


29.

«Золотое правило нравственности».


30.

Не совсем обычный урок. Интересный разговор.


31.

Путешествие по России. Памятники древней церковной архитектуры.


32.

Путешествие по Израилю. «Золотой» город Иерусалим.


33.

Путешествие по Турции. Шедевры исламской архитектуры.


34.

Путешествие по Италии. Бесценные сокровища Ватикана.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!