Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 6»
«Согласовано»: на заседании ШМО учителей Протокол № 4 30 мая 2019 г. | «Согласовано» Зам директора по УВР Данилова Т.В.__________ 1 июня 2019 г. | «Утверждена» приказ директора школы от «____» _________ 2019 г. № _____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы мировых религиозных культур»)
4 класс
Составитель: учитель начальных классов |
высшей квалификационной категории |
Котелкина Елена Владимировна |
г. Югорск, 2019 г.
Содержание программы: | стр. |
Аннотация | 3 |
1. | Планируемые результаты освоения учебного предмета | 3 |
2. | Содержание учебного предмета | 5 |
3. | Тематическое планирование | 7 |
Аннотация
Рабочая программа по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» разработана на основе: Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОШ № 6», Положения МБОУ «СОШ № 6» о рабочих программах, авторской программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России» Шапошниковой Т. Д., Савченко К.В.
Основная цель предмета: знакомство младших школьников с основами религиозных культур и светской этики, формирование первичных представлений о материальной и духовной культуре, образе культуры России в целом, которая складывается из культур всех народов и народностей, наций и национальностей, живущих в нашей стране, людей разного вероисповедания.
Достижение поставленной цели возможно через решения следующих задач:
знакомить учащихся с содержанием курса, формировать первичные представления о светской этике; развивать интерес к этой области знаний;
развивать представления учащихся о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
формировать у младших школьников ценностно-смысловые мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.
Изучение в начальной школе должно обеспечить:
понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;
формирование уважительного отношения к разным духовным и светским традициям и их представителям;
знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России.
На изучение учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отводится 1 час в неделю (34 часа в год).
1 . Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты:
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, отказ от деления на «своих» и «чужих», воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
воспитание доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей, развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
развитие навыков сотрудничество с взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты:
овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности;
адекватное использование речевых средств информационно- коммуникативных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
овладение навыком смыслового чтения текстов различных стилей и жанров осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно – следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и право каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
определение общей цели и путей её достижения; умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение окружающих.
Предметные результаты:
знание, понимание и принятие учащимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
понимание значения нравственности в жизни человека и общества;
формирование первоначальных представлений о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни;
формирование общих представлений об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; формирование первоначального представления об отечественной религиозно-культурной традиции как духовной основе многонационального многоконфессионального народа России; осознание ценности человеческой жизни.
В результате усвоения программного материалы обучающиеся получат представление: о мировых религиях, об основателях религий мира, о священных книгах религий мира, о понятиях «грех», «раскаяние», «воздаяние», об искусстве в религиозной культуре; узнают: названия мировых религий, имена основателей религий мира, названия основных праздников религий мира, особенности священных зданий каждой из традиционных религий; научатся: воспроизводить историю происхождения каждой из мировых религий, работать с различными источниками информации, осуществлять творческую деятельность, овладеют культурой поведения в священных сооружениях мировых религий.
2. Содержание учебного предмета
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (3 часа).
Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.
Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия.
Религиозные разногласия и войны. Позиция религиозных лидеров в современном мире. Съезд лидеров мировых и традиционных религий в Астане.
Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 часов).
Изучение культуры прошлого научными методами. Археология и археологические находки. Мифология и литературные источники. Географические и природные особенности Австралии. Быт австралийских аборигенов. Представление о мире и человеке у австралийских аборигенов. Легенда о бумеранге. Географические и природные особенности Северной и Южной Америки. Коренное население Америки. Цивилизация майя, ацтеков, инков. Особенности мифологии майя. Священные сооружения древних цивилизаций Северной и Южной Америки. Легенда о Солнце. Географические и природные особенности Японии. Традиции и современность. Отношение к природе в японской культуре. Синтоизм. Особенности культа и синтоистские храмы. Японский календарь. Культ природы в верованиях древних славян, объекты почитания: деревья, вода, солнце, огонь. Образ идеального царства и образ дикого леса. Леший и водяной. Почитаемые славянами животные и птицы. Славянские капища и идолы.
Раздел 3. Иудаизм (5 часов).
Иудаизм. Вера в единого Бога. Запрет на произнесение имени Бога и изображение Бога. Представление о Боге в иудаизме.
Представление о сотворении мира и человека в иудаизме. Шаббат. Представления о душе, разуме и свободной воле в иудейской традиции. Значение поступков и отношение к труду в иудаизме. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Значение семьи и брака в иудейской традиции. Отношения детей и родителей в традиционной еврейской семье. Обязанности членов семьи.
Тора как еврейский религиозный закон. Пятикнижие и его содержание. Сефер-Тора. Правила написания, хранения и чтения Торы. История дарования Торы еврейскому народу. Исход евреев из Египта, путь в Землю обетованную. Пророк Моисей. Праздники. Десять заповедей. Иерусалимский храм. Стена Плача.
Правило Гигеля. Еврейские мудрецы о сути иудаизма. Смысл заповеди о любви к ближнему. Вера в приход Мессии и Царство справедливости. Значение и смысл благотворительности в иудейской традиции. Изучение Торы и отношение к учению и знаниям в иудейской традиции. Отношение к природе и живым существам в иудаизме.
Обряды жизненного цикла в иудаизме: брит-мила, бар-мицва, бат-мицва, свадьба.
Синагога. Происхождение и назначение, отличие синагоги от храма. Значение в религиозной и повседневной жизни еврейской общины. Внешний облик и внутреннее убранство. Правила поведения в синагоге. Раввины и их роль.
Раздел 4. Христианство (6 часов).
Христианство и его распространение в мире. Основные направления: православие, католицизм, протестанизм. Представление о Боге. Библия. Представления о сотворении мира и человека, о душе. Ответственность человека за себя и окружающий мир. Иисус Христос, его жизнь и деяния согласно христианской традиции.
Первые люди Адам и Ева. Христианские представления о грехе. Иисус Христос – Спаситель. Основные Заповеди. Человеческая жизнь и достоинство как важнейшие ценности. Христианская идея самосовершенствования. Притча о следах на песке.
Книги Библии. Переводы Библии на языки мира. Роль Библии в развитии письменности. Происхождение славянской письменности, Кирилл и Мефодий. Содержание Ветхого Завета и Нового Завета. Принятие христианства на Руси. Распространение православия.
Православная церковь. Правила жизни православных верующих. Православный храм: внешний вид и внутреннее устройство. Православные священно- и церковнослужители. Православные иконы, почитание икон верующими. Православные праздники: Рождество Христово, Пасха.
Государство Ватикан и Папа Римский. Католические священно- и церковнослужители. Почитание Девы Марии. Образ Девы Марии в искусстве. Католическое искусство. Особенности католического богослужения. Архитектура католических соборов, внешний вид и внутреннее убранство.
Происхождение протестантизма. Значение Священного Писания. Проповедческая и миссионерская деятельность протестантских пасторов. Протестантские священные сооружения, внешний вид и внутреннее убранство. Особенности протестантского богослужения. Многообразие протестантских церквей, основные различия между ними. Распространение протестантизма в мире.
Раздел 5. Ислам (5 часов).
Ислам. Мусульмане. Рапространение ислама в мире. Представление о Боге в исламе. Запрет на изображение Бога. Коран о создании Вселенной, жизни и людей. Права и обязанности человека. Ответственность человека за окружающий мир. Утверждение о равенстве всех людей перед Аллахом.
Первые люди Адам и Хава. Пророки в исламе. Пророк Мухаммад – «печать пророков». Защита Родины в системе ценностей ислама. Джихад, правильное толкование понятия «джихад».
Коран – священная книга мусульман. Сунна – предание о жизни пророка Мухаммада. Значение Корана и Сунны в религиозной и повседневной жизни мусульман. Исламские религиозные деятели, их роль в жизни мусульманской общины. Значение учения и знаний в системе ценностей ислама. Законы взаимоуважения, веротерпимости, добрососедства и гостеприимства в исламе.
Пять столпов ислама. Шахада. Намаз, правила намаза. Пост в месяц Рамадан, запреты и разрешение во время поста. Праздник Ураза-байрам. Закят, его значение в жизни мусульманской общины. Хадж, традиции паломничества к святыням ислама. Праздник Курбан-байрам.
Мекка, мечеть Аль-Харам, Кааба. Чёрный камень и легенды о его происхождении. Медина, переселение пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Мечеть Пророка, могила пророка Мухаммада. Иерусалим, мечеть Аль-Акса. Мечеть, внешний вид и внутреннее убранство. Символы ислама. Правила поведения в мечети.
Раздел 6. Буддизм (4 часа).
Буддизм – старейшая мировая религия. Рождение, детство и юность Сидхартхи. Четыре встречи. Испытания Сидхартхи в джунглях. Решение о выборе срединного пути. Просветление. Представление о круге перевоплощений в буддизме. Проповеди Будды, первые слушатели Будды.
Четыре благородные истины буддизма. Восьмеричный путь избавления от страданий. Закон кармы. Ответственность человека за свои поступки, мысли и слова. Условия накопления положительной кармы. Нирвана. Джатаки – истории о перерождениях Будды. Представления о сансаре. Принцип ахимсы – ненасилия, основанного на любви и доброте. Три драгоценности буддизма: Будда, учение, община монахов.
Распространение буддизма. Ламы и их роль в религиозной и повседневной жизни буддистов. Буддийские храмы. Буддийские монастыри, внешний вид и внутреннее убранство. Священные буддийские сооружения на территории России.
Трипитака. Языки священных буддийских текстов. Санскрит. Буддийские притчи и их роль в передаче учения Будды. Притча «Просто идите своим путём». Значение учения и знаний в системе ценностей буддизма. Принцип практического применения знаний. Притча об ученике и медвежьей шкуре.
Раздел 7. Подведение итогов (6 часов).
Общие гуманистические основы религиозных культур. Общечеловеческие ценности. Религиозные культуры и светская этика о путях самосовершенствования человека. «Золотое правило нравственности» в различных религиозных культурах. Жизнь по нравственным законам в современном мире.
Ценности, объединяющие различные религиозные культуры. Красота. Памятники мировой религиозной культуры, их художественная и культурная значимость для современного человека. «Золотое кольцо России». Памятники исламской и буддийской культуры на территории России. Иерусалим – город трёх религий. Стамбул: христианские и исламские священные сооружения. Шедевры европейского католического искусства и архитектуры. Ватикан, музеи Ватикана. Пещерные храмы Аджанты.
3.Тематическое планирование
Название раздела (темы) | Характеристика деятельности учащихся |
Раздел 1. Знакомство с новым предметом (3 часа) | Знакомятся с новым предметом, осваивают основополагающие понятия курса. Знакомятся с историей возникновения религиозных верований, с древними религиозными культами. Знакомятся с историей возникновения и распространения мировых религий. Изучают основы духовной традиции и основные понятия буддизма, иудаизма, христианства и ислама. Учатся устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и повседневным поведением людей. Знакомятся с описанием содержания священных книг. Знакомятся с историей, описанием и архитектурно-художественными особенностями священных сооружений. Знакомятся с историей и традициями основных религиозных праздников. Знакомятся с местом и ролью традиционных религиозных культур в истории России. Учатся анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и сопоставлять их с нормами религиозных культур. Учатся толерантному отношению к представителям разных религиозных и культурных традиций. Учатся проводить параллели между различными религиозными культурами. Учатся эмоциональному отклику на произведения искусства, оценка произведений искусства. Совершенствуют умения в области коммуникации. Совершенствуют умения в области чтения и понимания прочитанного, ответов на вопросы разных типов, построения связного высказывания. Совершенствуют умения в области работы с источниками информации. Совершенствуют лексический запас, культуру речи. Формируют личностную и гражданскую позицию по отношению к различным явлениям действительности. Формируют общекультурную эрудицию. Развивают представления о многообразии национальных и религиозных культур и их общих ценностных основах. Развивают представления о нравственных и духовных ценностях. Развивают представления о морали и нравственности. Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры |
Раздел 2. Верования разных народов в мифах, легендах и сказаниях (5 часов) |
Раздел 3. Иудаизм (5 часов) |
Раздел 4. Христианство (6 часов) |
Раздел 5. Ислам (5 часов) |
Раздел 6. Буддизм (4 часа) |
Раздел 7. Подведение итогов (6 часов) |
Тематическое планирование.
№ | Тема урока | Дата |
1. | Россия - наша Родина. | |
2. | Духовные ценности человечества. Культура. Религия. | |
3. | Съезд в Астане. «Мы желаем каждому человеку мира». | |
4. | Древние верования и религиозные культы. | |
5. | Рассказ Сэнди о верованиях коренного населения Австралии. | |
6. | Рассказ Алекса о верованиях коренного населения Америки. | |
7. | Акико рассказывает о мифологии и культуре Японии. | |
8. | Саша рассказывает о верованиях древних славян. | |
9. | Представления о Боге в иудаизме. | |
10. | Мир и человек в иудаизме. | |
11. | Тора и заповеди. | |
12. | О чём говорит иудейский Закон. | |
13. | Религиозные обряды и ритуалы в иудаизме. | |
14. | Представления о Боге и мире в христианстве. | |
15. | Представления о человеке в христианстве. | |
16. | Библия – священная книга христиан. | |
17. | Православие. | |
18. | Католицизм. | |
19. | Протестантизм. | |
20. | Представления о Боге и мире в исламе. | |
21. | Пророк Мухаммед. | |
22. | Коран и Сунна. | |
23. | Столпы ислама. Праздники ислама. | |
24. | Священные города и сооружения ислама. | |
25. | Жизнь Будды. | |
26. | Учение Будды. | |
27. | Духовные наставники и священные сооружения буддизма. | |
28. | Священные тексты буддизма. | |
29. | «Золотое правило нравственности». | |
30. | Не совсем обычный урок. Интересный разговор. | |
31. | Путешествие по России. Памятники древней церковной архитектуры. | |
32. | Путешествие по Израилю. «Золотой» город Иерусалим. | |
33. | Путешествие по Турции. Шедевры исламской архитектуры. | |
34. | Путешествие по Италии. Бесценные сокровища Ватикана. | |