СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни» для 6 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни» для 6 класса»

Приложение к АООП для детей ЛУО (ФГОС ОВЗ)

МБОУ «Тарасинская СОШ»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Тарасинская средняя общеобразовательная школа









Рабочая программа общеобразовательных предметов, курсов

предусмотренных АООП для детей с ЛУО (ФГОС ОВЗ)

Предметная область «Человек и общество»


Классы 6


№ п/п

Название рабочей программы

1

Рабочая программа учебного предмета «Основы социальной жизни» для 6 класса






Составители: Тугулханова М.Ф. учитель классов СКО, ВКК





















село Тараса

2022 год


Программа составлена на основе требований предъявляемых к планируемым результатам освоения адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся сумственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) (вариант 1) МБОУ «Тарасинская СОШ», реализующей ФГОС ОВЗ на уровне основного общего образования

Пояснительная записка

Основы социальной жизни, как коррекционный предмет, направлен на практическую подготовку обучающихся к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития обучающихся.

Развитие социально-экономических отношений в современной России требует нового качества образования. Это готовность выпускников школ к успешной интеграции в общество, способность реализоваться в жизни. Данная проблема актуальна для коррекционной школы, а особенно остро она стоит перед учителем основ социальной жизни, который на своих уроках решает задачу всестороннего развития молодого поколения и готовит обучающихся к непосредственному включению в жизнь, в трудовую деятельность в современных экономических условиях.

Общая характеристика предмета

Учебный предмет «Основы социальной жизни» имеет своей целью практическую подготовку обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) к самостоятельной жизни и трудовой деятельности в ближайшем и более отдаленном социуме.

Формирование академических компетенций:

знание и соблюдение правил личной гигиены;

соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению;

соблюдение правил поведения в общественных местах;

соблюдение правил техники безопасности;

соблюдение правил дорожного движения;

знание видов и назначения одежды и обуви;

знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью;

знание и соблюдение правил поведения в магазине;

знание назначения посуд и столовых приборов;

умение заваривания чая;

умение сервировать стола к завтраку.

Формирование жизненных компетенций:

знание и соблюдение правил личной гигиены;

последовательное выполнение утреннего и вечернего туалета;

знание правил ухода за одеждой и обувью, осуществление ухода;

умение подбирать одежду и обувь по сезону, в зависимости от назначения;

знание правил и умение составления рациона питания;

умение выполнять правила и приемы ухода за посудой;

соблюдение правил техники безопасности на кухне;

умение применять чайную посуду;

умение заваривать чай;

формирование умений и навыков по приготовлению бутербродов;

развитие практических умений обработки овощей, приготовления салатов;

развитие практических умений по нарезке хлеба, овощей;

формирование навыка по приготовлению завтрака;

умение сервировать стол к завтраку;

знание видов жилых помещений;

соблюдение порядка в жилом помещении;

умение правильно вести себя за столом;

умение ориентироваться в услугах, оказываемых различными предприятиями и учреждениями: торговли (магазин, рынок, киоск); культуры (библиотека, кинотеатр, музей);

умение осуществлять покупки в универсальных, специализированных магазинах, на рынках, в киосках;

умение правильно вести себя в учреждениях культуры;

умение ориентироваться в услугах общественного транспорта (городской, пригородный, междугородный транспорт), осуществлять поездку в общественном транспорте;

умение правильно вести себя в общественном транспорте;

соблюдение правил дорожного движения.

Основные задачи, которые призван решать этот учебный предмет, состоят в следующем:

расширение кругозора обучающихся в процессе ознакомления с различными сторонами повседневной жизни;

формирование и развитие навыков самообслуживания и трудовых навыков, связанных с ведением домашнего хозяйства;

ознакомление с основами экономики ведения домашнего хозяйства и формирование необходимых умений;

практическое ознакомление с деятельностью различных учреждений социальной направленности; формирование умений пользоваться услугами учреждений и предприятий социальной направленности;

усвоение морально-этических норм поведения, выработка навыков общения (в том числе с использованием деловых бумаг);

развитие навыков здорового образа жизни; положительных качеств и свойств личности.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с ФГОС образования учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) учебный предмет «Основы социальной жизни » входит в образовательную область «Человек и общество» и является обязательной частью учебного плана.

Рабочая программа по предмету «Основы социальной жизни» в 6 классе в соответствии с учебным планом рассчитана на 34 часа в год, т.е. 1 час в неделю (34 учебных недели).


Планируемые результаты освоения программы

Личностными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются:

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение на основе их социальной необходимости;

осознание своей национальности;

уважение к культуре и традициям народов России и мира, чувства гордости за свою Родину;

принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения;

определение сильных и слабых сторон своей личности с помощью учителя;

сформированность внутренней позиции обучающегося, принятие и освоение новой социальной роли, развитие самоуважения и способности адекватно оценивать себя и свои достижения, видеть слабые и сильные стороны своей личности;

умение устанавливать личностный смысл;

понимания границ того, «что я знаю», и того «что я не знаю» с помощью учителя, ставить самостоятельно цели и добиваться результатов;

умение объяснять свои чувства и ощущения от восприятия объектов, иллюстраций, результатов трудовой деятельности;

уважительное отношение к чужому мнению.


Предметными результатами освоения предмета «Основы социальной жизни» являются:

знание и соблюдение правил личной гигиены;

соблюдение и выполнение гигиенических требований к жилому помещению;

соблюдение правил поведения в общественных местах;

соблюдение правил техники безопасности;

соблюдение правил дорожного движения;

знание видов и назначения одежды и обуви;

знание и соблюдение правил ухода за одеждой и обувью;

знание и соблюдение правил поведения в магазине;

знание назначения посуды и столовых приборов;

умение заваривания чая;

сервировка стола к завтраку.


В результате освоения предмета «Основы социальной жизни» в 5 классе обучающиеся должны:

знать:

последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

правила охраны зрения при чтении и просмотре телевизионных передач;

виды одежды и обуви: правила ухода за одеждой и обувью;

санитарно-гигиенические требования к процессу приготовления пищи;

различные меню завтрака;

правила поведения за столом;

правила поведения при встрече и расставании;

почтовый адрес своего дома и школы-интерната;

наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

виды магазинов и их назначение.

уметь:

совершать утренний туалет;

подбирать одежду, головные уборы, обувь по сезоны;

накрывать стол с учетом конкретного меню;

тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками;

обучающиеся должны уметь писать адреса на почтовых открытках;

соблюдать правила дорожного движения;

соблюдать правила поведения в общественном транспорте (правила посадки, покупка билета, поведение в салоне и при выходе на улицу);

соблюдать правила поведение в магазине;

оплачивать покупку;

выбирать продукты для приготовления завтрака с учетом конкретного меню.

владеть:

совершать утренний и вечерний туалет в определенной последовательности;

соблюдать правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач;

соблюдать правила поведения в общественных местах;

производить сухую и влажную уборку помещений;

строго соблюдать правила безопасной работы режущими инструментами;

распределять кухонные принадлежности по назначению;

использовать предметы для сервировки стола к завтраку;

правильно заваривать чай;

пользоваться нагревательными приборами;

правильно сидеть за столом;

пользоваться столовыми приборами, салфеткой;

соблюдать правила поведения в транспорте и на улице (правила посадки, поведения в салоне и при выходе из транспорта);

культурно вести себя с работниками торговли;

соблюдать правила поведения в магазине;

приготавливать бутерброды;

приготавливать вторые блюда из вареных овощей;

различать одежду в зависимости от назначения: повседневная, праздничная, рабочая, спортивная;

подбирать одежду и головные уборы по сезону, в зависимости от назначения;

сушить и чистить одежду и обувь;

подготавливать одежду и обувь к хранению.


Минимальный уровень:

представления о разных группах продуктов питания;

знание отдельных видов продуктов питания, относящихся к различным группам; понимание их значения для здорового образа жизни человека;

приготовление несложных видов блюд под руководством учителя;

представления о санитарно-гигиенических требованиях к процессу приготовления пищи;

соблюдение требований техники безопасности при приготовлении пищи;

знание отдельных видов одежды и обуви, некоторых правил ухода за ними; соблюдение усвоенных правил в повседневной жизни;

знание правил личной гигиены и их выполнение под руководством взрослого;

знание названий торговых организаций, их видов и назначения;

совершение покупок различных товаров под руководством взрослого;

знание и соблюдение правил поведения в общественных местах (магазинах, транспорте, музеях, медицинских учреждениях).


Достаточный уровень:

знание способов хранения и переработки продуктов питания;

составление ежедневного меню из предложенных продуктов питания;

самостоятельное приготовление несложных знакомых блюд;

самостоятельное совершение покупок товаров ежедневного назначения;

соблюдение правил личной гигиены по уходу за полостью рта, волосами, кожей рук и т.д.;

соблюдение правила поведения в доме и общественных местах; представления о морально-этических нормах поведения;

некоторые навыки ведения домашнего хозяйства (уборка дома, стирка белья, мытье посуды и т. п.).





















Содержание учебного предмета


Содержание

Транспорт

Пригородный транспорт. Виды: автобусы пригородного сообщения, электрички. Стоимость проезда. Расписание

Личная гигиена и здоровье

Гигиена тела. Уход за телом, кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей на руках. Косметические средства для ухода кожей рук. Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья ног; приемы обрезания ногтей на ногах.

Закаливание организма. Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Воздушные и солнечные процедуры. Водные процедуры для закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений. Утренняя гимнастика. Составление комплексов утренней гимнастики.Вредные привычки и способы предотвращения их появления.

Одежда и обувь

Значение опрятного вида человека.Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка. Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья. Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках.

Питание

Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи.

Яйца, жиры. Виды жиров растительного и животного происхождения. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения. Места для хранения жиров и яиц.

Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты.

Мука и крупы. Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки и круп. Виды круп. Вредители круп и муки. Просеивание муки.

Жилище

Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений.

Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода. Предметы для сервировки стола: назначение, уход. Посуда для сыпучих продуктов и уход за ней.

Кухонное белье:полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения.

Кухонная мебель: названия, назначение.

Семья

Взаимоотношения между родственниками. Распределение обязанностей в семье. Помощь старших младшим: домашние обязанности.

Охрана здоровья

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела. Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»). Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний.

Средства связи

Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.

Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка.

Письма. Деловые письма: заказное, с уведомлением. Личные письма. Порядок отправления писем различного вида. Стоимость пересылки.








Тематическое планирование

п\п

Тема урока

Кол-во

часов

Содержание

Практическая работа, упражнения, ролевые игры

Домашнее задание


1

Пригородный транспорт

1

Пригородный транспорт. Виды: пригородного сообщения

Упражнение в классификации транспорта

Нарисовать пригородный транспорт


2

Пригородные поезда. Правила пользования.

1

Пригородные поезда. Правила пользования. Стоимость проезда. Расписание

Упражнение по ориентировке в расписании

Составь рассказ «Еду за город»


3

Автобусы пригородного сообщения

1

Автобусы пригородного сообщения.

Правила пользования. Стоимость проезда. Расписание

Ролевая игра «Еду за город»

Подсчитай стоимость проезда до…


4

Гигиена тела

1

Гигиена тела. Уход за телом. Средства и предметы для ухода за телом.

Выбор средств по уходу за телом

Нарисовать предметы по уходу за телом


5

Уход за руками

1

Уход за кожей рук и ногтями: значение чистоты рук; приемы обрезания ногтей. Косметические средства для ухода кожей рук.

Обрезание ногтей на руках

Записать правила ухода за руками


6

Уход за ногами

1

Уход за кожей ног: необходимость ежедневного мытья; приемы обрезания ногтей

Упражнения для профилактики плоскостопия

Сделать подушечку для массажа стоп


7

Закаливание организма

1

Значение закаливания организма для поддержания здоровья человека. Способы закаливания. Способы и приемы выполнения различных видов процедур, физических упражнений





Разучивание комплекса утренней гимнастики

Составить для себя план закаливания






8

Контрольно-обобщающий урок

1

Контрольно-обобщающий урок. Тестирование




9

Вредные привычки

1

Вредные привычки (грызть ногти, облизывать губы,….) и способы предотвращения их появления

Выпуск стенной газеты «Будь здоров»

Записать факторы, влияющие на здоровье человека









10

Вредные привычки

1

Вредные привычки (грызть ногти, облизывать губы,….) и способы предотвращения их появления

Выпуск стенной газеты «Будь здоров»

Записать признаки здорового человека


11

Значение опрятного вида человека

1

Правила и приемы повседневного ухода за одеждой: стирка, глажение, чистка, починка

Чистка одежды

Самостоятельно починить одежду


12

Ручная и машинная стирка изделий

1

Ручная и машинная стирка изделий. Чтение условных обозначений на этикетках по стирке белья

Стирка и утюжка фартуков и косынок

Нарисовать условные обозначения для ручной стирки


13

Правила сушки белья

1

Правила сушки белья из различных тканей. Чтение условных обозначений на этикетках

Чтение условных обозначений на этикетках

Составь коллекцию ткани



14

Мясо и мясопродукты

1

Мясо и мясопродукты; первичная обработка, правила хранения. Глубокая заморозка мяса. Размораживание мяса с помощью микроволновой печи

Размораживание мяса с помощью микроволновой печи или разными способами

Записать правила хранения мясопродуктов



15

Блюда из мяса

1

Блюда из мяса. Технология приготовления фарша, и приготовления блюд из него. Технология приготовления блюд из мяса

Чтение технологической карты или Подбор рецептов блюд из мяса

Под контролем родителей приготовить фарш


16

Контрольно-обобщающий урок

1

Контрольно-обобщающий урок. Тестирование




17

Яйца, жиры

1

Яйца, жиры. Виды жиров. Виды растительного масла (подсолнечное, оливковое, рапсовое). Правила хранения

Сравнение жиров растительного и животного происхождения

Записать правила хранения жиров и яиц




18

Приготовления блюд из яиц


1

Первичная обработка яиц. Технология приготовления яичницы, омлета, варки яиц

Определение доброкачественности яйца

Приготовить яичницу, составить отчет


19

Овощи, плоды, ягоды и грибы

1

Овощи, плоды, ягоды и грибы. Правила хранения. Первичная обработка: мытье, чистка, резка. Свежие и замороженные продукты

Первичная обработка овощей

Записать правила хранения свежих овощей


20

Приготовление блюд из свежих овощей

1

Блюда из овощей. Технология приготовления блюд из овощей

Подбор рецептов блюд из овощей

Приготовить блюдо по выбранному рецепту, составить отчет


21

Виды муки, правила хранения

1

Виды муки (пшеничная, ржаная, гречневая и др.); сорта муки (крупчатка, высший, первый и второй сорт). Правила хранения муки. Просеивание муки

Определение доброкачественности муки или просеивание муки

Записать правила хранения муки в домашних условиях


22

Виды круп. Правила хранения

1

Виды круп. Правила хранения. Вредители круп

Первичная обработка круп

Составить рассказ о хранении круп дома


23

Кухонная утварь. Уход за ней

1

Кухонная утварь. Правила гигиены и хранения. Деревянный инвентарь. Уход за деревянными изделиями. Кухонная посуда: виды, функциональное назначение, правила ухода.

Мытье посуды

Нарисовать кухонный инвентарь


24

Кухонное белье. Правила ухода и хранения

1

Кухонное белье:полотенца, скатерти, салфетки. Материал, из которого изготовлено кухонное белье (льняной, хлопчатобумажный, смесовая ткань). Правила ухода и хранения

Стирка кухонных полотенец

Приготовить проект «Уход и хранение кухонного белья»


25

Кухонная мебель

1

Кухонная мебель: названия, назначение

Уход за кухонной мебелью

Сделать макет кухонной мебели


26

Контрольно- обобщающий урок

1

Контрольно-обобщающий урок. Тестирование




27

Комнатные растения

1

Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений

Уход за комнатными растениями

Проект «Уход за комнатными растениями»




28



Комнатные растения


1

Комнатные растения. Виды комнатных растений. Особенности ухода: полив, подкормка, температурный и световой режим. Горшки и кашпо для комнатных растений

Уход за комнатными растениями

Проект «Уход за комнатными растениями»


29

Помощь старших младшим: домашние обязанности.

1

Помощь старших младшим: домашние обязанности.




30

Виды медицинской помощи

1

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная.

Виды доврачебной помощи. Способы измерения температуры тела

Измерение температуры разными способами

Проект «


31

Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств

1

Обработка ран, порезов и ссадин с применением специальных средств (раствора йода, бриллиантового зеленого («зеленки»)

Наложение повязки или оказание первой медицинской помощи друг другу

Проверить содержимое домашней аптечки


32

Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний

1

Профилактические средства для предупреждения вирусных и простудных заболеваний

Изготовление кулончика-ингалятора

Составить правила: как избежать простудных заболеваний



33-34

Основные средства связи

1

Основные средства связи: почта, телефон, телевидение, радио, компьютер. Назначение, особенности использования.

Почта. Работа почтового отделения связи «Почта России». Виды почтовых отправлений: письмо, бандероль, посылка.

Экскурсия на почту

Приготовить отчет по экскурсии




Материально- техническое обеспечение



1.Воронкова В.В. «Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида»: пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова/.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2015 год;

2.Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. «Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательной школы VIII вида»: Пособие для учителя /под редакцией А.М. Щербаковой/- М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2005 год;

3.Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5-9 классы: Пособие для учителя /С.А.Львова/ ВЛАДОС, 2013 год;Дополнительный список литературы

Технические средства обучения

1. Демонстрационный материал в соответствии с основными темами программы обучения.

2. Карточки с заданиями, перфокарты.

3. Раздаточный материал.

4. Дидактический материал.

5. Презентации.

6. Оборудование кабинета.

Компьютерные технологии

1. Компьютер.

2. Мультимедийный



























6