СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного предмета «Русский язык»»


МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Департамент Смоленской области по образованию и науке‌‌ 

Рассмотрено:

ШМО учителей гуманитарного цикла

Протокол № 1 от_____________

рук. ШМО___________/ Стручков Р.А.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР

_______________/ С. А. Козлова



Утверждено:

Директор школы

МБОУ «СОШ №3» г. Сафоново

_______________/ А. Е. Сазонов

Приказ № от

Комитет по образованию Администрации муниципального образования "Сафоновский район" Смоленской области ‌

МБОУ "СОШ № 3" города Сафоново"






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета «Русский язык»


для обучающихся 8 класса



















Сафоново

2023-2024


Учитель: Шершнёва Елена Александровна

МБОУ СОШ №3

Класс: 8

Рабочая программа по русскому языку (ФГОС)

Раздел I.

Пояснительная записка

Тип класса: общеобразовательный

Количество часов:

  • По программе за год:102 часа

  • По учебному плану: 3 часа в неделю

Рабочая программа учебного предмета " Русский язык" в 8 классе составлена на основе следующих нормативно - правовых документов:

  1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 № 273 – ФЗ

  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования").

  3. Примерная программа основного общего образования "Русский (родной) язык. 5-9 классы" (М: Просвещение, 2011. - (Серия "Стандарты второго поколения").

  4. Авторская рабочая программа"Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т, Баранова, Л. А. Тростенцовой и других. 5 – 9 классы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский. – М.: Просвещение, 2018.

Цели и задачи учебного предмета


  • Воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания и общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе.

  • Овладение системной знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, а также важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями; формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования.

  • Приобретение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умении стилистически корректного использования лексики и фразеологии русского языка.

  • Развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, их речевой культуры, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитание стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка.

  • Совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.


Место предмета в учебном плане


В учебном плане СОГБОУ "Сафоновский детский дом-школа" на изучение предмета "Русский язык" в 8 классе выделено 102 часа из расчета 3 учебных часа в неделю.

Общая характеристика предмета


В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией. Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Рабочая программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе. Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода.

Преподавание ведется по учебнику: Русский язык. 8 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. (Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А.Д. Дейкина; науч. ред. Н. М. Шанский). – 5-е изд. - М.: Просвещение, 2018.





Планируемые результаты освоения предмета


ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Личностные результаты освоения программы по русскому языку на уровне основного общего образования достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности в соответствии с традиционными российскими социокультурными и духовно-нравственными ценностями, принятыми в обществе правилами и нормами поведения и способствуют процессам самопознания, самовоспитания и саморазвития, формирования внутренней позиции личности.

В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие личностные результаты:

1) гражданского воспитания:

готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей, активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны, в том числе в сопоставлении с ситуациями, отражёнными в литературных произведениях, написанных на русском языке;

неприятие любых форм экстремизма, дискриминации; понимание роли различных социальных институтов в жизни человека;

представление об основных правах, свободах и обязанностях гражданина, социальных нормах и правилах межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе, формируемое в том числе на основе примеров из литературных произведений, написанных на русском языке;

готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении;

готовность к участию в гуманитарной деятельности (помощь людям, нуждающимся в ней; волонтёрство);

2) патриотического воспитания:

осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, понимание роли русского языка как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения народов России, проявление интереса к познанию русского языка, к истории и культуре Российской Федерации, культуре своего края, народов России, ценностное отношение к русскому языку, к достижениям своей Родины – России, к науке, искусству, боевым подвигам и трудовым достижениям народа, в том числе отражённым в художественных произведениях, уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране;

3) духовно-нравственного воспитания:

ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора, готовность оценивать своё поведение, в том числе речевое, и поступки,

а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий поступков; активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства;

4) эстетического воспитания:

восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства, осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения;

осознание важности русского языка как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества, стремление к самовыражению в разных видах искусства;

5) физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия:

осознание ценности жизни с опорой на собственный жизненный и читательский опыт, ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, рациональный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность);

осознание последствий и неприятие вредных привычек (употребление алкоголя, наркотиков, курение) и иных форм вреда для физического и психического здоровья, соблюдение правил безопасности, в том числе навыки безопасного поведения в информационно-коммуникационной сети «Интернет» в процессе школьного языкового образования;

способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели;

умение принимать себя и других, не осуждая;

умение осознавать своё эмоциональное состояние и эмоциональное состояние других, использовать адекватные языковые средства для выражения своего состояния, в том числе опираясь на примеры из литературных произведений, написанных на русском языке, сформированность навыков рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека;

6) трудового воспитания:

установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность;

интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания и ознакомления с деятельностью филологов, журналистов, писателей, уважение к труду и результатам трудовой деятельности, осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей;

умение рассказать о своих планах на будущее;

7) экологического воспитания:

ориентация на применение знаний из области социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, умение точно, логично выражать свою точку зрения на экологические проблемы;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения, активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде, в том числе сформированное при знакомстве с литературными произведениями, поднимающими экологические проблемы, осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред, готовность к участию в практической деятельности экологической направленности;

8) ценности научного познания:

ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой, закономерностях развития языка, овладение языковой и читательской культурой, навыками чтения как средства познания мира, овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия;

9) адаптации обучающегося к изменяющимся условиям социальной и природной среды:

освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды;

потребность во взаимодействии в условиях неопределённости, открытость опыту и знаниям других, потребность в действии в условиях неопределённости, в повышении уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, получать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других, необходимость в формировании новых знаний, умений связывать образы, формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознание дефицита собственных знаний и компетенций, планирование своего развития, умение оперировать основными понятиями, терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития, анализировать и выявлять взаимосвязь природы, общества и экономики, оценивать свои действия с учётом влияния на окружающую среду, достижения целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий;

способность осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия, опираясь на жизненный, речевой и читательский опыт, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер; оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия; формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в сложившейся ситуации, быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

В результате изучения русского языка на уровне основного общего образования у обучающегося будут сформированы следующие метапредметные результаты: познавательные универсальные учебные действия, коммуникативные универсальные учебные действия, регулятивные универсальные учебные действия, совместная деятельность.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые логические действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

выявлять и характеризовать существенные признаки языковых единиц, языковых явлений и процессов;

устанавливать существенный признак классификации языковых единиц (явлений), основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа, классифицировать языковые единицы по существенному признаку;

выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах, данных и наблюдениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий;

выявлять дефицит информации текста, необходимой для решения поставленной учебной задачи;

выявлять причинно-следственные связи при изучении языковых процессов, делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях;

самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи при работе с разными типами текстов, разными единицами языка, сравнивая варианты решения и выбирая оптимальный вариант с учётом самостоятельно выделенных критериев.

У обучающегося будут сформированы следующие базовые исследовательские действия как часть познавательных универсальных учебных действий:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания в языковом образовании;

формулировать вопросы, фиксирующие несоответствие между реальным и желательным состоянием ситуации, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение;

составлять алгоритм действий и использовать его для решения учебных задач;

проводить по самостоятельно составленному плану небольшое исследование по установлению особенностей языковых единиц, процессов, причинно-следственных связей и зависимостей объектов между собой;

оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе лингвистического исследования (эксперимента);

самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений;

прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий

и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах.

У обучающегося будут сформированы следующие умения работать с информацией как часть познавательных универсальных учебных действий:

применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

выбирать, анализировать, интерпретировать, обобщать и систематизировать информацию, представленную в текстах, таблицах, схемах;

использовать различные виды аудирования и чтения для оценки текста с точки зрения достоверности и применимости содержащейся в нём информации и усвоения необходимой информации с целью решения учебных задач;

использовать смысловое чтение для извлечения, обобщения и систематизации информации из одного или нескольких источников с учётом поставленных целей;

находить сходные аргументы (подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, версию) в различных информационных источниках;

самостоятельно выбирать оптимальную форму представления информации (текст, презентация, таблица, схема) и иллюстрировать решаемые задачи несложными схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями в зависимости от коммуникативной установки;

оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;

эффективно запоминать и систематизировать информацию.

У обучающегося будут сформированы следующие умения общения как часть коммуникативных универсальных учебных действий:

воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с условиями и целями общения; выражать себя (свою точку зрения) в диалогах и дискуссиях, в устной монологической речи и в письменных текстах;

распознавать невербальные средства общения, понимать значение социальных знаков;

знать и распознавать предпосылки конфликтных ситуаций и смягчать конфликты, вести переговоры;

понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику и в корректной форме формулировать свои возражения;

в ходе диалога (дискуссии) задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;

публично представлять результаты проведённого языкового анализа, выполненного лингвистического эксперимента, исследования, проекта;

самостоятельно выбирать формат выступления с учётом цели презентации и особенностей аудитории и в соответствии с ним составлять устные и письменные тексты с использованием иллюстративного материала.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоорганизации как части регулятивных универсальных учебных действий:

выявлять проблемы для решения в учебных и жизненных ситуациях;

ориентироваться в различных подходах к принятию решений (индивидуальное, принятие решения в группе, принятие решения группой);

самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;

самостоятельно составлять план действий, вносить необходимые коррективы в ходе его реализации;

делать выбор и брать ответственность за решение.

У обучающегося будут сформированы следующие умения самоконтроля, эмоционального интеллекта как части регулятивных универсальных учебных действий:

владеть разными способами самоконтроля (в том числе речевого), самомотивации и рефлексии;

давать адекватную оценку учебной ситуации и предлагать план её изменения;

предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной задачи, и адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;

объяснять причины достижения (недостижения) результата деятельности; понимать причины коммуникативных неудач и уметь предупреждать их, давать оценку приобретённому речевому опыту и корректировать собственную речь с учётом целей и условий общения; оценивать соответствие результата цели и условиям общения;

развивать способность управлять собственными эмоциями и эмоциями других;

выявлять и анализировать причины эмоций; понимать мотивы и намерения другого человека, анализируя речевую ситуацию; регулировать способ выражения собственных эмоций;

осознанно относиться к другому человеку и его мнению;

признавать своё и чужое право на ошибку;

принимать себя и других, не осуждая;

проявлять открытость;

осознавать невозможность контролировать всё вокруг.

У обучающегося будут сформированы следующие умения совместной деятельности:

понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, обосновывать необходимость применения групповых форм взаимодействия при решении поставленной задачи;

принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;

планировать организацию совместной работы, определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), распределять задачи между членами команды, участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, «мозговой штурм» и другие);

выполнять свою часть работы, достигать качественный результат по своему направлению и координировать свои действия с действиями других членов команды;

оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, самостоятельно сформулированным участниками взаимодействия, сравнивать результаты с исходной задачей и вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу ответственности и проявлять готовность к представлению отчёта перед группой.




ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Общие сведения о языке

Иметь представление о русском языке как одном из славянских языков.


Язык и речь

Создавать устные монологические высказывания объёмом не менее 8 предложений на основе жизненных наблюдений, личных впечатлений, чтения научно-учебной, художественной, научно-популярной и публицистической литературы (монолог-описание, монолог-рассуждение, монолог-повествование); выступать с научным сообщением.

Участвовать в диалоге на лингвистические темы (в рамках изученного) и темы на основе жизненных наблюдений (объём не менее 6 реплик).

Владеть различными видами аудирования: выборочным, ознакомительным, детальным – научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи.

Владеть различными видами чтения: просмотровым, ознакомительным, изучающим, поисковым.

Устно пересказывать прочитанный или прослушанный текст объёмом не менее 140 слов.

Понимать содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи объёмом не менее 280 слов: подробно, сжато и выборочно передавать в устной и письменной форме содержание прослушанных и прочитанных научно-учебных, художественных, публицистических текстов различных функционально-смысловых типов речи (для подробного изложения объём исходного текста должен составлять не менее 230 слов; для сжатого и выборочного изложения – не менее 260 слов).

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.

Соблюдать в устной речи и на письме нормы современного русского литературного языка, в том числе во время списывания текста объёмом 120–140 слов; словарного диктанта объёмом 30–35 слов; диктанта на основе связного текста объёмом 120–140 слов, составленного с учётом ранее изученных правил правописания (в том числе содержащего изученные в течение четвёртого года обучения орфограммы, пунктограммы и слова с непроверяемыми написаниями); понимать особенности использования мимики и жестов в разговорной речи; объяснять национальную обусловленность норм речевого этикета; соблюдать в устной речи и на письме правила русского речевого этикета.


Текст

Анализировать текст с точки зрения его соответствия основным признакам: наличия темы, главной мысли, грамматической связи предложений, цельности и относительной законченности; указывать способы и средства связи предложений в тексте; анализировать текст с точки зрения его принадлежности к функционально-смысловому типу речи; анализировать языковые средства выразительности в тексте (фонетические, словообразовательные, лексические, морфологические).

Распознавать тексты разных функционально-смысловых типов речи; анализировать тексты разных функциональных разновидностей языка и жанров; применять эти знания при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.

Создавать тексты различных функционально-смысловых типов речи с опорой на жизненный и читательский опыт; тексты с опорой на произведения искусства (в том числе сочинения-миниатюры объёмом 7 и более предложений; классные сочинения объёмом не менее 200 слов с учётом стиля и жанра сочинения, характера темы).

Владеть умениями информационной переработки текста: создавать тезисы, конспект; извлекать информацию из различных источников, в том числе из лингвистических словарей и справочной литературы, и использовать её в учебной деятельности.

Представлять сообщение на заданную тему в виде презентации.

Представлять содержание прослушанного или прочитанного научно-учебного текста в виде таблицы, схемы; представлять содержание таблицы, схемы в виде текста.

Редактировать тексты: собственные и(или) созданные другими обучающимися тексты с целью совершенствования их содержания и формы, сопоставлять исходный и отредактированный тексты.


Функциональные разновидности языка

Характеризовать особенности официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика) и научного стиля, основных жанров научного стиля (реферат, доклад на научную тему), выявлять сочетание различных функциональных разновидностей языка в тексте, средства связи предложений в тексте.

Создавать тексты официально-делового стиля (заявление, объяснительная записка, автобиография, характеристика), публицистических жанров; оформлять деловые бумаги.

Осуществлять выбор языковых средств для создания высказывания в соответствии с целью, темой и коммуникативным замыслом.


Система языка


Cинтаксис. Культура речи. Пунктуация

Иметь представление о синтаксисе как разделе лингвистики.

Распознавать словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Различать функции знаков препинания.


Словосочетание

Распознавать словосочетания по морфологическим свойствам главного слова: именные, глагольные, наречные; определять типы подчинительной связи слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание; выявлять грамматическую синонимию словосочетаний.

Применять нормы построения словосочетаний.


Предложение

Характеризовать основные признаки предложения, средства оформления предложения в устной и письменной речи; различать функции знаков препинания.

Распознавать предложения по цели высказывания, эмоциональной окраске, характеризовать их интонационные и смысловые особенности, языковые формы выражения побуждения в побудительных предложениях; использовать в текстах публицистического стиля риторическое восклицание, вопросно-ответную форму изложения.

Распознавать предложения по количеству грамматических основ; различать способы выражения подлежащего, виды сказуемого и способы его выражения. Применять нормы построения простого предложения, использования инверсии; применять нормы согласования сказуемого с подлежащим, в том числе выраженным словосочетанием, сложносокращёнными словами, словами большинствоменьшинство, количественными сочетаниями. Применять нормы постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Распознавать предложения по наличию главных и второстепенных членов, предложения полные и неполные (понимать особенности употребления неполных предложений в диалогической речи, соблюдения в устной речи интонации неполного предложения).

Различать виды второстепенных членов предложения (согласованные и несогласованные определения, приложение как особый вид определения; прямые и косвенные дополнения, виды обстоятельств).

Распознавать односоставные предложения, их грамматические признаки, морфологические средства выражения главных членов; различать виды односоставных предложений (назывное предложение, определённо-личное предложение, неопределённо-личное предложение, обобщённо-личное предложение, безличное предложение); характеризовать грамматические различия односоставных предложений и двусоставных неполных предложений; выявлять синтаксическую синонимию односоставных и двусоставных предложений; понимать особенности употребления односоставных предложений в речи; характеризовать грамматические, интонационные и пунктуационные особенности предложений со словами да, нет.

Характеризовать признаки однородных членов предложения, средства их связи (союзная и бессоюзная связь); различать однородные и неоднородные определения; находить обобщающие слова при однородных членах; понимать особенности употребления в речи сочетаний однородных членов разных типов.

Применять нормы построения предложений с однородными членами, связанными двойными союзами не только… но и, как… так и.

Применять правила постановки знаков препинания в предложениях с однородными членами, связанными попарно, с помощью повторяющихся союзов (и... и, или... или, либo... либo, ни... ни, тo... тo); правила постановки знаков препинания в предложениях с обобщающим словом при однородных членах.

Распознавать простые неосложнённые предложения, в том числе предложения с неоднородными определениями; простые предложения, осложнённые однородными членами, включая предложения с обобщающим словом при однородных членах, осложнённые обособленными членами, обращением, вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, междометиями.

Различать виды обособленных членов предложения, применять правила обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций. Применять правила постановки знаков препинания в предложениях со сравнительным оборотом; правила обособления согласованных и несогласованных определений (в том числе приложений), дополнений, обстоятельств, уточняющих членов, пояснительных и присоединительных конструкций; правила постановки знаков препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями, обращениями и междометиями.

Различать группы вводных слов по значению, различать вводные предложения и вставные конструкции; понимать особенности употребления предложений с вводными словами, вводными предложениями и вставными конструкциями, обращениями и междометиями в речи, понимать их функции; выявлять омонимию членов предложения и вводных слов, словосочетаний и предложений.

Применять нормы построения предложений с вводными словами и предложениями, вставными конструкциями, обращениями (распространёнными и нераспространёнными), междометиями.

Распознавать сложные предложения, конструкции с чужой речью (в рамках изученного).

Проводить синтаксический анализ словосочетаний, синтаксический и пунктуационный анализ предложений; применять знания по синтаксису и пунктуации при выполнении языкового анализа различных видов и в речевой практике.





Содержание учебного курса



Русский язык в современном мире.

1

Повторение изученного. Фонетика и графика. Орфография. Морфемика и словообразование. Лексика и фразеология. Морфология. Строение текста. Стили речи.

5+2

Синтаксис, пунктуация, культура речи. Словосочетание.

Строение и грамматическое значение словосочетаний. Связь слов в словосочетании.

7+1

Простое предложение .

Строение и грамматическое значение предложений. Интонация предложения. Порядок слов в предложении. Логическое ударение..

2+1

Двусоставное предложение. Главные члены предложения. Подлежащее.Простое глагольное сказуемое. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым

6+2

Второстепенные члены предложения.

Дополнение. Определение. Приложение. Обстоятельство. Основные виды обстоятельства.

6+2

Односоставные предложения.

Основные группы односоставных предложений. Предложения с главным членом - сказуемым: определённо-личные, неопределённо-личные, безличные. Предложения с главным членом - подлежащим. Назывные предложения.

9+2

Простое осложненное предложение. Понятие об осложненном предложении.

1

Предложения с однородными членами.

Понятие об однородных членах предложения. Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них. Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них.

12+2

Предложения с обособленными членами. Обособленные определения и приложения. Обособленные обстоятельства.

18+2

Слова, грамматически не связанные с членами предложения. Обращение.

Обращение и знаки препинания при нём.

4

Вводные слова и вводные предложения. Знаки препинания при них. Вставные конструкции.

5+2

Способы передачи чужой речи.

Предложения с прямой речью. Знаки препинания в них. Предложения с косвенной речью. Замена прямой речи косвенной. Цитаты и знаки препинания при них.

6+1

Повторение изученного в 8 классе.

3

ИТОГО

102



Календарно-тематическое планирование


п/п

Тема урока

Кол-во часов

Универсальные учебные действия

1.

Русский язык в современном мире.

1

Познавательные УУД:

1. ориентироваться в учебнике: на развороте, в оглавлении, условных обозначениях;

2. извлекать информацию из текста, схем, условных обозначений.

Регулятивные УУД:

1. высказывать предположения на основе наблюдений и сравнивать с выводами в учебнике;

2. осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1. слушать и понимать других;

2. договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

3. строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.


Повторение изученного в 7 классе.

5+2

2.

Пунктуация. Орфография.

1

3.

Знаки препинания в сложном предложении.

1

4.

Буквы н и нн в суффиксах

1

5.

Слитное и раздельно написание не с различными частями речи

1

6.

Р.р. Подготовка к изложению «Проза жизни» по упр.27

1

7.

Р.р. Подготовка ксочинению в форме письма по упр.36

1

8.

Входной контроль

1



Синтаксис и пунктуация. Культура речи

7+1

коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2. Слушать и слышать других.

3. Осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

4. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

5. Определять последовательность действий (составлять план).

6. Оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.

9.

Основные единицы синтаксиса.

1

10.

Текст как единица синтаксиса

1

11.

Предложение как единица синтаксиса.

1

12.

Р.р. Подготовка к сжатому изложению «Страна за Онегой» по упр. 52

1

13.

Словосочетание как единица синтаксиса

1

14.

Виды словосочетаний

1

15.

Связь слов в словосочетании

1

16.

Синтаксический разбор словосочетаний

1


Предложение. Простое предложение.

2+1

Коммуникативные УУД

1. Владеть монологической речью.

2. Адекватно использовать речевые средства для

решения коммуникативных задач.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

4. Свободно излагать содержание в устной форме, соблюдая нормы построения текста.

5. Слушать и слышать других.

6. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока и его цель.

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

5. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

6. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Выделять главное, раскрывать информацию на основе ключевых слов; преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

3. Анализировать, сравнивать, устанавливать сходства и различия, группировать, делать выводы, устанавливать закономерности.


17.

Грамматическая основа предложения

1

18.

Порядок слов в предложении. Интонация. Логическое ударение.

1

19.

Р.р. Описание памятника культуры.

1


Двусоставные предложения. Главные члены предложения

6+2

20.

Подлежащее. Способы выражения подлежащего.

1

21

Сказуемое. Простое глагольное сказуемое

1

22.

Рр Подготовка к сочинению «Чудный собор», упр.101

1

23.

Составные сказуемые. Составное глагольное сказуемое.

1

24.

Составное именное сказуемое.

1

25.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

26.

Контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

27

Рр Анализ диктанта и работа над ошибками.


1


Второстепенные члены предложения.

6+2

28.

Дополнение. Прямое и косвенное дополнение.

1

29.

Определение. Согласованное и несогласованное определение.

1

30.

Приложение как разновидность определения. Знаки препинания при приложении.

1

31.

Р.р. Изложение «Петр Первый»

1

32.

Обстоятельство.

1

33.

Основные виды обстоятельств

1

34.

Синтаксический разбор двусоставного предложения

1

35.

Р.р. Характеристика человека

1


Односоставные предложения.

9+2

Коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2. Слушать и слышать других.

3. Осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

4. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.


36.

Главный член односоставного предложения.

1

37.

Назывные предложения

1

38.

Односоставные предложения с главным членом – сказуемым. Определенно-личные предложения.

1

39.

Неопределенно-личные предложения.

1

40.

Безличные предложения

1

41.

Рр Сочинение – рассуждение «Слово делом крепи»

1

42.

Систематизация и обобщение знаний по теме «Односоставные предложения».

1

43.

Рр Изложение с творческим заданием «Мещерский край»

1

44

Неполные предложения. Понятие о неполных предложениях.

1

45.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

1

46

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1


Простое осложненное предложение

1

Познавательные УУД

1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

2. Конструировать, создавать модели объектов в знаково-символической форме, преобразовывать структуры и модели.

3. Вычитывать все виды текстовой информации, использовать различные виды чтения.

4. Владеть приёмами продуктивного чтения, соблюдая его этапы.

Коммуникативные УУД

1. Оформлять свои мысли в устной форме.

2. Владеть приёмами монологической и диалогической речи, гибкого чтения и рационального слушания.

3. Осуществлять речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

4. Владеть приёмами рационального слушания.

5. Выделять в процессе обсуждения значимые части текста.

6. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова).

7. Создавать вторичный текст соответствующего стиля и жанра.

8. Адекватно использовать речевые средства в соответствии со стилевой принадлежностью текста..

Регулятивные УУД

1.Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока, его цель. 3. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

4. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

47.

Понятие об осложненном предложении

1


Однородные члены предложения.

12+2

48.

Понятие об однородных членах предложения.

1

49.

Однородные члены, связанные только перечислительной интонацией, пунктуация при них.

1

50.

Рр Изложение, основанное на сравнительной характеристике.

1

51.

Однородные и неоднородные определения

1

52.

Сочинительные союзы при однородных членах.

1

53.

Пунктуация при однородных членах, связанных сочинительными союзами. Соединительные союзы при однородных членах.

1

54.

Пунктуация при однородных членах, связанных противительными союзами.

1

55.

Пунктуация при однородных членах, связанных разделительными, повторяющимися и двойными союзами.

1

56.

Обобщающие слова при однородных членах предложения

1

57.

Синтаксический и пунктуационный разбор

1

58

Р.р. Сочинение, основанное на сравнительной характеристике – описании.

1

59

Обобщающий урок по теме «Однородные члены предложения»

1

60.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями

1

61.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1


Предложения с обособленными членами.

18+2

Коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2. Слушать и слышать других.

3. Осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

4. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

5. Определять последовательность действий (составлять план).

6. Оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.


62.

Понятие об обособленности.

1

63.

Обособление согласованных определений и приложений, стоящих после определяемого слова.

1

64.

Обособление определений и приложений, относящихся к личному местоимению.

1

65.

Обособление согласованных определений и приложений, имеющих добавочное обстоятельственное значение.

1

66.

Обособление одиночных приложений, стоящих после определяемого слова- имени собственного.

1

67.

Р.р. Рассуждение на дискуссионную тему

1

68.

Систематизация и обобщение изученного по теме «Обособленные определения и приложения».

1

69.

Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами.

1

70.

Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами.

1

71.

Обобщение по теме «Обособленные обстоятельства».

1

72.

Р.р. Изложение с элементами сочинения

1

73.

Обособление уточняющих обстоятельств места и времени.

1

74.

Обособление уточняющих членов, присоединяемых при помощи союзов и других слов.

1

75-76.

Обособление уточняющих дополнений с производными предлогами

2

77.

Синтаксический разбор предложения с обособленными членами

1

78

Пунктуационный разбор предложения с обособленными членами

1

79.

Обобщение по теме «Обособленные члены предложения».

1

80.

Контрольный диктант с грамматическими заданиями.

1

81.

Анализ диктанта и работа над ошибками.

1


Слова, грамматически е связанные с членами предложения


Коммуникативные УУД

1. Стремиться к координации действий в сотрудничестве.

2. Слушать и слышать других.

3. Осуществлять речевую рефлексию.

Регулятивные УУД

1. Ставить и решать проблему, анализировать условия и пути её достижения.

2. Оценивать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать, корректировать свою деятельность.

4. Формулировать тему урока и его последующее содержание.

Познавательные УУД

1. Пользоваться разными видами чтения (просмотровым, поисковым, изучающим).

2. Владеть различными видами аудирования (ознакомительным, детальным).

3. Оформлять письменный текст в соответствии с правилами письма.



Обращение.

4

82.

Назначение обращения

1

83.

Распространенные обращения

1

84.

Знаки препинания при обращении

1

85.

Употребление обращений

1


Вводные слова и вставные конструкции.

5+2

86.

Понятие о вводных словах, их группы по значению.

1

87.

Вводные слова в предложении. Знаки препинания при них.

1

88.

Роль вводных слов в построении текста. Вводные предложения.

1

89.

Рр Составление текста с вводными словами и вводными предложениями

1

90.

Вставные слова, сочетания м предложения

1

91-

Междометия и слова – предложения «да» и «нет».

1

92.

Рр Моделирование публичного выступления с использованием вставных конструкций

1


Чужая речь

6+1

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель, схему).

2. Пользоваться разными видами чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

4. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

5. Соблюдать нормы построения текста

93.

Прямая и косвенная речь.

1

94.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью до и после слов автора.

1

95.

Диалог.

1

96.

Предложения с косвенной речью.

1

97.

Р.р. Сжатое изложение по упр.418

1

98.

Цитаты и знаки препинания при них.

1

99.

Обобщающий урок по теме «Чужая речь»

1


Повторение и систематизация изученного в 8 классе

3

Познавательные УУД

1. Анализировать, сравнивать, обобщать, преобразовывать информацию из одной формы в другую (модель, схему).

2. Пользоваться разными видами чтения, разграничивать основную и дополнительную информацию.

3. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему).

Регулятивные УУД

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать тему урока.

3.Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

Коммуникативные УУД

1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

4. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

5. Соблюдать нормы построения текста, создавать тексты разных

100.

Контрольный диктант с грамматическим заданием


101.

Работа над ошибками




102

Повторение и систематизация изученного в 8 классе



Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Литература для учителя

  1. Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку для 5- 9 классов, авторы М.В.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский (М.: Просвещение, 2011г.)

  2. Н.В. Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 8 класс. – М.: ВАКО, 2015.

  3. Тесты по русскому языку: 8класс: к учебнику Л.А. Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык. 8класс» ФГОС (к новому учебнику)/ Е.В. Селезнева. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.


Нормативно-правовая база

1. Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273 – ФЗ от 29.12.2012;

2. Примерная основная программа основного общего образования по русскому языку.

Литература для учащихся


  1. Русский язык. Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений. Л.А. Тростенцова, Т.А. Ладыженская и др. Научный ред. Н.М. Шанский. М.:Просвещение, 2015г.





Информационно-коммуникативные средства

1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов: http://school-collection.edu.ru


Цифровые и электронные образовательные ресурсы (ЦОР):

  1. «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://schoo1-соllесtiоп.еdu.ru.»

  2. «Морфемный разбор. httр://fciоr.еdu/саrd/10205/rаzbоr-р2.html»

  3. «Морфемы. http://www.internet- school.ru НП Телешкола»

  4. «Общее понятие о синтаксисе и пунктуации. http://fcior.edu.ru/card/4584/-punktuacii.- html»

  5. «Повторение. http://fcior.edu.ru/card/12283/povtorenie.- html»

  6. «Стили речи. http://fcior.edu.ru/card/1038/-tekst-stilyah-rechi -i.- html»

  7. «Стили речи. С:\Usеrs\Еmасhiпеs\Documents\презентация по русскому языку\развитие речи\стилистика\стили речи\stili_rechi.ppt»

  8. «Текст. http://fcior.edu.ru/card/12478/-tekst-tema-teksta-i.- html»

  9. «Текст. С:\Usеrs\Еmасhinеs\Documents\презентация по русскому языку\развитие речи\текст\tехt.ppt»

  10. «Текст. С:\Usеrs\Еmасhiпеs\Documепts\презентация по русскому языку\развитие речи\текст\tеkstiegopostroenije.ppt»

  11. «Типы. Стили речи. С:\Usеrs\Еmасhiпеs\Dосumепts\презентация по русскому языку\развитие речи\стилистика\типы речи\Sushhпоst'rassuzhdenijа.rаr»

  12. «Части речи. httр://fcior.еdu.ru/сard/3152/rаzbor - rechi-k1»

  13. b. «Программа-тренажер по русскому языку «Фраза»;

  14. http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета

  15. http://center.fio.ru

  16. http://fcior.edu.ru/card/11121/chasti - rechi - k2.html

  17. http://fcior.edu.ru/card/4584/obshee - ропуаtie - о - sintaksise.html

  18. http://festival.l sерtеmber.ru/subjесts 40.httр://sош.fsiо.ru/subjесts.аsр?id=10000192

  19. http://gramota.ru/

  20. http://interneturok.ru/sсhооl/Russiап/8-klass/

  21. http://inteгgu.ru

  22. http://prosv.ru/

  23. http://rusolimp.kopeisk.ru/

  24. http://school- соllесtiоn.еdu.ru/саtаlоg/геs/442fJб6-еd23-44ас-868а-60592e88dfge/view/

  25. http://schools.techno.ru/ - образовательный сервер «Школы в Интернет»

  26. http://school-соllесtion.еdu.ru/саtаlоg/геs/172аdса0-9318- 4774-9cdl-174584504e13/view/

  27. http://school-соllесtiоn.еdu.ru/саtаlоg/rеs/33dd482e-е3eе-4сd7-9b77-11 ebead 055b4/view/

  28. http://slovtsnik-oka.narod.ru

  29. http://www.1september.ru

  30. http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»

  31. http://www.9151394.ru/ - Информационные и коммуникационные технологии в обучении

  32. http://www.biblioclub.ru/audio_books.php

  33. http://www.ipk.edu.yar.ru/rеsоurсе/distаnt/russiаn_ lаnguаgе/indех3.htm

  34. http://www.it-n.ru/

  35. http://www.mapryal.org/

  36. http://www.mediaterra.ru/ruslang/ - теория и практика русской орфографии и пунктуации

  37. http://www.openclass.ru/

  38. http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал

  39. http://www.shpl.ru

  40. http://www.svetozar.ru/

  41. http://www.vedomosty.spb.ru/2001/arts/spbved-24 73-art-17.html

  42. httр://akаdеmius.nаrоd.ru/vibоr-rus.html

  43. httр://sоm.fiо.ru/ - сетевое объединение методистов

  44. httр://urоki.nеt

  45. httр://www.ug.ru/ -«Учительская газета»

  46. httр://гереtitог.1с.ru/ - Серия учебных компьютерных программ 'lС: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты' по пунктуации, орфографии и др.

  47. httр://еgе.еdu.гu Портал информационной поддержки ЕГЭ

  48. а. «1С: Репетитор. Русский язык»;

  49. Гипертекст «Русские писатели о богатстве языка: httр://sсhооlcоllесtiоп.edu.ru/саtаlоg/rеs/3f69dЬdс-01 ed-45df-9a26-1 f1 сеf0с2882/viеw/

  50. Дистанционная поддержка учителей-словесников

  51. Знаете слово? httр://mесh.mаth.msu.su/~арeпtus/zпаеtе/

  52. Имена.org – популярно об именах и фамилиях http://www.imena.org

  53. Интерактивные таблицы, схемы по темам: «Части речи», «Морфология», «Словообразование», «Синтаксис», «Лексика», и т.д.

  54. Интерактивные тесты, онлайн тесты

  55. Компьютерное тестирование Online Test Pad

  56. Компьютерные программы: мультимедиа-комплект

  57. Крылатые слова и выражения http://slova.ndo.ru

  58. Культура письменной речи http://www.gramma.ru

  59. Культура письменной речи httр://likЬеz.h1.ru/

  60. Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы

  61. Мир слова русского http://www.rusword.org

  62. Мультимедиа урок. Поддерживает тему "Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание гласных в суффиксах перед Н и НН". Служит для повторения пройденного материала http:// sclloolcollection. еdu.ru/catalog/res/view /

  63. Навигатор: Грамота.ру http://www.navigаtor.gгаmоtа.гu/

  64. Наглядные и справочные электронные материалы. Поддерживают тему "НЕ с прилагательными"http://schoolcollection.edu.ru/catalog/res/view/

  65. Наглядные и справочные электронные материалы. Поддерживают тему "Н и НН в суффиксах прилагательных. Правописание гласных в суффиксах перед Н и НН"httр:/sсhoolсоllесtion.еdu.ru/саtаlоg/res/07145ее9- 2045-4с02-а 723 – 50bb95bаbа97/view/

  66. Новые технологии в образовании: http://еdu.sеспа.ru/mаin/

  67. Новый словарь русского язык http://www.rubricon.ru/nsr_1.asp

  68. Опорный орфографический компакт по русскому языку (пособие по орфографии) http://yamal.org/ook/

  69. Основные правила грамматики русского языка httр://www.iрmсе.su/~lib/osn_ рrаv.html

  70. Педагогическая мастерская, уроки в Интернете, многое другое: httр://tеасhеr.fiо.ru

  71. Правила русской орфографии и пунктуации httр://www.аnriintеrn.соm/rus/orfpun/main.htm

  72. Презентации на DVD, CD дисках

  73. Проверь себя! http://www.cde.spbstu.ru/test_Rus_St/register_rus.htm

  74. Программа Мiсrоsоft Puиlisher

  75. программы PowerPoint.

  76. Путеводитель «В мире науки» для школьников: http://www.uic.ssu.samara.ru/-nauka/

  77. Репетитор httр://www.rереtitor.h1.ru/рrоgrаmms.html

  78. Рукописные памятники Древней Руси http://www.lrc-lib.ru

  79. Русская фонетика: мультимедийный Интернет – учебник http://www.philol.msu.ru/rus/galva-1/

  80. Русские словари. Служба русского языка http://www.slovari.ru/lang/ru/

  81. Русский филологический портал httр://www.рhilоlоgy.ru/dеfаult.htm

  82. Русский язык и культура речи httр://www.sibupk.nsk.su/Public/Chairs/c_foreign/Russian/kr_rus.htm#4

  83. Русское письмо: происхождение письменности, рукописи, шрифты http://character.webzone.ru

  84. Русское слово http://www.rusword.com.ua

  85. с. Уроки Кирилла и Мефодия по русскому языку и литературе (серия «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия»)

  86. С:\Usеrs\Еmасhinеs\Dосumеnts\презентация по русскому языку\развитие речи\стлистика\стили речи\stili_rechi.ppt

  87. С:\Usегs\Еmасhinеs\Dосumеnts\презентация по русскому языку\развитие речи\стилистика\типы речи\Sushhnоst' гаssuzhdеnijа.rаr

  88. Самый полный словарь сокращений русского языка http://www.sokr.ru/

  89. Санкт-Петербургские Ведомости (Русский язык на рубеже тысячелетий)

  90. Светозар: Открытая международная олимпиада школьников по русскому языку http://www.svetozar.ru

  91. Словарь русских фамилий httр://www.rusfam.ru/

  92. Словарь-справочник русского языка httр://slоvаr.bооm.ru/

  93. Ссылки на сайты: http://school-collection.edu.ru

  94. Тест «Лексическое значение слова»

  95. Тестирование online; 5-11 классы: http://www.kokch.kts.ru/cdo/

  96. Тесты по пунктуации httр://гереtitоr.lс.ru/online/disр.аsр?2

  97. Тесты по русскому языку (на ОС "Шопен") http://altnet.ru/%7Emcsmall/cat _ru.htm

  98. Тесты по русскому языку http://likbez.spb.ru/tests/

  99. Толковый словарь В.И. Даля http://www.slova.ru/

  100. Толковый словарь русского языка http://www.megakm.ru/ojigov/

  101. Урок. Русский язык для школьников и преподавателей httр://urоk.hut.ru/

  102. Уроки русского языка в школе Бабы-Яги httр://sеrtоlоvо.паrоd.ru/1.htm

  103. Электронное задание «Определите значение слова»

  104. Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru

  105. Электронные словари и энциклопедии, интернет - ресурсы