Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 24»
Рабочая программа учебного предмета
Всеобщая история
5Б, 5В классы
Учитель:
Юркина Т.А.
Содержание учебного предмета
Тема: Введение
Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н. э»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические дисциплины.
РАЗДЕЛ 1: Жизнь первобытных людей.
Тема 1: Первобытные собиратели и охотники
ПЕРВОБЫТНОСТЬ. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верований первобытных людей.
Тема 2: Первобытные земледельцы и скотоводы
Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли.
РАЗДЕЛ 2: ДРЕВНИЙ ВОСТОК.
Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.
Тема 1: Древний Египет
Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Военные походы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды
Тема 2: Западная Азия в древности
Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования.
Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.
Тема 3: Индия и Китай в древности
Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города –государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования. Легенды, сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.
Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Конфуцианство. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.
РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.
Тема 1: Древнейшая Греция
Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Троянская война. «ИЛИАДА» и «ОДИССЕЯ». Верования древних греков.
Тема 2: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием
Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие ремесла и торговли. Великая греческая колонизация.
Тема 3: Возвышение Афин в V в. до н.э.
Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.
Тема 4: Македонские завоевания в IV в. до н.э.
Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Пелопоннеская война. Возвышение Македонии.
Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Театр. Спортивные состязания. Олимпийские игры.
Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад.
РАЗДЕЛ 4.
Тема 1: Возникновение Римского государства
Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.
Тема 2: Римские завоевания в Средиземноморье
Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.
Тема 3:Поздняя Римская республика. Гражданские войны
Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.
Тема 4: Расцвет и падение Римской империи
Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.
Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.
Тема 5: Культура Древнего Рима
Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.
Обобщение
Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;
-осознание обучающимися свой этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;
-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважения прав и свобод человека.
- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.
Метапредметные:
-уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.
-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, таки походу его реализации
- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничений понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей
- использовать современные источники информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов.
-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат)
-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;
-владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов
Предметные:
-Знание хронологии, работа с хронологией:
объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность
события к веку, тысячелетию;
определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.
- Знание исторических фактов, работа с фактами:
указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;
группировать, систематизировать факты по заданному признаку.
- Работа с исторической картой:
находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;
устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.
- Работа с историческими источниками:
называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;
различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;
извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.
- Историческое описание (реконструкция):
характеризовать условия жизни людей в древности;
рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;
рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);
давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.
- Анализ, объяснение исторических событий, явлений:
раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;
сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.
- Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:
излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;
высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.
- Применение исторических знаний:
раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;
выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,
№ урока | Тема урока | Количество часов на освоение темы | Электронные (цифровые) образовательные ресурсы |
Тема: Введение | 2 | |
1 | Вводное занятие. Что изучает история | 1 | https://multiurok.ru/ |
2 | Историческая хронология | 1 | https://multiurok.ru/ |
Раздел: Жизнь первобытных людей Тема: Первобытные собиратели и охотники | 4 | |
3 | Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей | 1 | https://multiurok.ru/ |
4 | Возникновение искусства и религиозных верований | 1 | https://multiurok.ru/ |
| Тема: Первобытные земледельцы и скотоводы | | |
5 | Возникновение земледелия и скотоводства | 1 | https://multiurok.ru/ |
6 | Появление неравенства и знати | 1 | https://multiurok.ru/ |
Раздел: ДРЕВНИЙ ВОСТОК | 20 | |
Тема: Древний Египет | 8 | https://resh.edu.ru/subject/ |
7 | Государство на берегах Нила | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
8 | Как жили земледельцы и ремесленники в Египте | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
9 | Жизнь египетского вельможи | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
10 | Военные походы фараонов | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
11 | Религия древних египтян | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
12 | Искусство Древнего Египта | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
13 | Письменность и знания древних египтян | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
14 | Повторительно-обобщающий урок. Достижения древних египтян | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
Тема: Западная Азия в древности | 7 | |
15 | Древнее Двуречье | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
16 | Вавилонский царь Хаммурапи и его законы | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
17 | Финикийские мореплаватели | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
18 | Библейские сказания | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
19 | Древнееврейское царство | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
20 | Ассирийская держава | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
21 | Персидская держава «царя царей» | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
| Тема: Индия и Китай в древности | 5 | https://resh.edu.ru/subject/ |
22 | Природа и люди Древней Индии | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
23 | Индийские касты | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
24 | Чему учил китайский мудрец Конфуций | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
25 | Первый властелин единого Китая | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
26 | Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток» | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
| Раздел: Древняя Греция | 21 | https://resh.edu.ru/subject/ |
| Тема: Древнейшая Греция | 5 | https://resh.edu.ru/subject/ |
27 | Греки и критяне | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
28 | Микены и Троя | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
29 | Поэма Гомера «Илиада» | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
30 | Поэма Гомера «Одиссея» | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
31 | Религия древних греков | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
| Тема: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием | 7 | https://resh.edu.ru/subject/ |
32 | Земледельцы Аттики теряют землю и свободу | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
33 | Зарождение демократии в Афинах | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
34 | Древняя Спарта | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
35 | Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
36 | Олимпийские игры в древности | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
37 | Победа греков над персами в Марафонской битве | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
38 | Нашествие персидских войск на Элладу | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
| Тема: Возвышение Афин в V в. до н.э. | 5 | https://resh.edu.ru/subject/ |
39 | В гаванях афинского порта Пирей | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
40 | В городе богини Афины | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
41 | В афинских школах и гимнасиях | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
42 | В афинском театре | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
43 | Афинская демократия при Перикле | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
| Тема: Македонские завоевания в IV в. до н.э. | 4 | https://resh.edu.ru/subject/ |
44 | Города Эллады подчиняются Македонии | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
45 | Поход Александра Македонского на Восток | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
46 | В Александрии Египетской | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
47 | Повторительно-обобщающий урок. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Тестирование | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
| Раздел: Древний Рим | 17 | https://resh.edu.ru/subject/ |
| Тема: Рим: от его возникновения до установления господства над Италией | 3 | https://resh.edu.ru/subject/ |
48 | Древнейший Рим | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
49 | Завоевание Римом Италии | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
50 | Устройство Римской республики | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
| Тема: Рим – сильнейшая держава Средиземноморья | 3 | https://resh.edu.ru/subject/ |
51 | Вторая война Рима с Карфагеном | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
52 | Установление господства Рима во всем Средиземноморье | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
53 | Рабство в Древнем Риме | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
| Тема: Гражданские войны в Риме | 4 | https://resh.edu.ru/subject/ |
54 | Земельный закон братьев Гракхов | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
55 | Восстание Спартака | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
56 | Единовластие Цезаря | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
57 | Установление империи | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
| Тема: Римская империя в первые века нашей эры | 5 | https://resh.edu.ru/subject/ |
58 | Соседи Римской империи | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
59 | В Риме при императоре Нероне | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
60 | Первые христиане и их учение | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
61 | Расцвет Римской империи во II в. н.э. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
62 | Вечный город и его жители | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
| Тема: Расцвет и падение Римской империи | 2 | https://resh.edu.ru/subject/ |
63 | Римская империя при Константине | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
64 | Взятие Рима варварами | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
| Культура Древнего мира. | 3 | |
65 | Культура Древнего мира. Развитие наук. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
66 | Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
67 | Обобщение. Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира. | 1 | https://resh.edu.ru/subject/ |
68 | Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа | 1 | |