СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебного предмета Всеобщая история

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями Концепции нового учебно-методического комплекса по всеобщей истории, историко-культурного стандарта, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Примерных программ по учебным предметам. История. 5-9 классы: проект. – М.: Просвещение, 2016г. и Всеобщая история. Рабочие программы. Предметная линия учебников А. А. Вигасина — О. С. Сороко-Цюпы. 5—9 классы : пособие для учителей общеобразоват. организаций / [А. А. Вигасин, Г. И. Годер, Н. И. Шевченко и др.]. — 2-е изд., дораб.— М.: Просвещение, 2014.  «Просвещение» Данная рабочая программа предназначена для реализации в 2022-2023 учебном году в 5 классе и предполагает изучение истории на базовом уровне.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебного предмета Всеобщая история»







Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 24»












Рабочая программа учебного предмета


Всеобщая история


5Б, 5В классы









Учитель:

Юркина Т.А.
















Содержание учебного предмета

Тема: Введение

Что изучает история. Историческая хронология (счет лет «до н.э.» и «н. э»). Историческая карта. Источники исторических знаний. Вспомогательные исторические дисциплины.

РАЗДЕЛ 1: Жизнь первобытных людей.

Тема 1: Первобытные собиратели и охотники

ПЕРВОБЫТНОСТЬ. Расселение древнейшего человека. Человек разумный. Условия жизни и занятия первобытных людей. Представления об окружающем мире, верований первобытных людей.

Тема 2: Первобытные земледельцы и скотоводы

Древнейшие земледельцы и скотоводы: трудовая деятельность, изобретения. От родовой общины к соседской. Появление ремесел и торговли.


РАЗДЕЛ 2: ДРЕВНИЙ ВОСТОК.

Древние цивилизации Месопотамии. Условия жизни и занятия населения. Города-государства. Мифы и сказания. Письменность. Древний Вавилон. Законы Хаммурапи.


Тема 1: Древний Египет

Древний Египет. Условия жизни и занятия населения. Управление государством (фараон, чиновники). Религиозные верования египтян. Жрецы. Военные походы. Познания древних египтян. Письменность. Храмы и пирамиды


Тема 2: Западная Азия в древности

Восточное Средиземноморье в древности. Финикия: природные условия, занятия жителей. Развитие ремесел и торговли. Финикийский алфавит. Палестина: расселение евреев, Израильское царство. Занятия населения. Религиозные верования.

Ассирия: завоевания ассирийцев, культурные сокровища Ниневии, гибель империи. Персидская держава: военные походы, управление империей.


Тема 3: Индия и Китай в древности

Древняя Индия. Природные условия, занятия населения. Древние города –государства. Общественное устройство, варны. Религиозные верования. Легенды, сказания. Возникновение буддизма. Культурное наследие Древней Индии.

Древний Китай. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Создание объединенного государства. Империи Цинь и Хань. Жизнь в империи: правители и подданные, положение различных групп населения. Развитие ремесел и торговли. Великий шелковый путь. Конфуцианство. Научные знания и изобретения. Храмы. Великая Китайская стена.


РАЗДЕЛ 3. ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ.

Тема 1: Древнейшая Греция

Население Древней Греции: условия жизни и занятия. Древнейшие государства на Крите. Троянская война. «ИЛИАДА» и «ОДИССЕЯ». Верования древних греков.


Тема 2: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

Греческие города-государства: политический строй, аристократия и демос. Развитие ремесла и торговли. Великая греческая колонизация.


Тема 3: Возвышение Афин в V в. до н.э.

Афины: утверждение демократии. Законы Солона. Спарта: основные группы населения, политическое устройство. Спартанское воспитание. Организация военного дела.

Тема 4: Македонские завоевания в IV в. до н.э.

Греко-персидские войны: причины, участники, крупнейшие сражения, герои. Причины победы греков. Афинская демократия при Перикле. Хозяйственная жизнь в древнегреческом обществе. Пелопоннеская война. Возвышение Македонии.

Культура Древней Греции. Развитие наук. Греческая философия. Школа и образование. Театр. Спортивные состязания. Олимпийские игры.

Македонские завоевания. Держава Александра Македонского и ее распад.


РАЗДЕЛ 4.

Тема 1: Возникновение Римского государства

Природа и население Апеннинского полуострова в древности. Этрусские города-государства.Наследие этрусков. Легенды об основании Рима. Рим эпохи царей. Республика римских граждан. Патриции и плебеи. Управление и законы. Римское войско. Верования древних римлян. Боги. Жрецы. Завоевание Римом Италии.

Тема 2: Римские завоевания в Средиземноморье

Войны Рима с Карфагеном. Ганнибал; битва при Каннах. Поражение Карфагена. Установление господства Рима в Средиземноморье. Римские провинции.

Тема 3:Поздняя Римская республика. Гражданские войны

Подъем сельского хозяйства. Латифундии. Рабство. Борьба за аграрную реформу. Деятельность братьев Гракхов: проекты реформ, мероприятия, итоги. Гражданская война и установление диктатуры Суллы. Восстание Спартака. Участие армии в гражданских войнах. Первый триумвират. Гай Юлий Цезарь: путь к власти, диктатура. Борьба между наследниками Цезаря. Победа Октавиана.

Тема 4: Расцвет и падение Римской империи

Установление императорской власти. Октавиан Август. Императоры Рима: завоеватели и правители. Римская империя: территория, управление. Римское гражданство. Повседневная жизнь в столице и провинциях. Возникновение и распространение христианства. Император Константин I, перенос столицы в Константинополь. Разделение Римской империи на Западную и Восточную части.

Начало Великого переселения народов. Рим и варвары. Падение Западной Римской империи.

Тема 5: Культура Древнего Рима

Римская литература, золотой век поэзии. Ораторское искусство; Цицерон. Развитие наук. Римские историки. Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура. Пантеон.

Обобщение

Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира


Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, за историческое прошлое народа России;

-осознание обучающимися свой этнической принадлежности, знание культуры своего народа и своего края в контексте общемирового культурного наследия;

-усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества, уважения прав и свобод человека.

- осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе.

- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере.


Метапредметные:

-уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования.

-способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия как в конце действия, таки походу его реализации

- владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (определение и ограничений понятий, установление причинно-следственных и родовидовых связей

- использовать современные источники информации, в том числе материалов на электронных носителях и Интернет-ресурсов.

-способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат)

-готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении;

-владение умениями работать в группе, слушать партнера и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с партнерами, продуктивно решать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов


Предметные:

-Знание хронологии, работа с хронологией:

объяснять смысл основных хронологических понятий (век, тысячелетие, до нашей эры, наша эра); называть даты важнейших событий истории Древнего мира; по дате устанавливать принадлежность

события к веку, тысячелетию;

определять длительность и последовательность событий, периодов истории Древнего мира, вести счет лет до нашей эры и нашей эры.

- Знание исторических фактов, работа с фактами:

указывать (называть) место, обстоятельства, участников, результаты важнейших событий истории Древнего мира;

группировать, систематизировать факты по заданному признаку.

- Работа с исторической картой:

находить и показывать на исторической карте природные и исторические объекты (расселение человеческих общностей в эпоху первобытности и Древнего мира, территории древнейших цивилизаций и государств, места важнейших исторических событий), используя легенду карты;

устанавливать на основе картографических сведений связь между условиями среды обитания людей и их занятиями.

- Работа с историческими источниками:

называть и различать основные типы исторических источников (письменные, визуальные, вещественные), приводить примеры источников разных типов;

различать памятники культуры изучаемой эпохи и источники, созданные в последующие эпохи, приводить примеры;

извлекать из письменного источника исторические факты (имена, названия событий, даты и др.); находить в визуальных памятниках изучаемой эпохи ключевые знаки, символы; раскрывать смысл (главную идею) высказывания, изображения.

- Историческое описание (реконструкция):

характеризовать условия жизни людей в древности;

рассказывать о значительных событиях древней истории, их участниках;

рассказывать об исторических личностях Древнего мира (ключевых моментах их биографии, роли в исторических событиях);

давать краткое описание памятников культуры эпохи первобытности и древнейших цивилизаций.

- Анализ, объяснение исторических событий, явлений:

раскрывать существенные черты: а) государственного устройства древних обществ; б) положения основных групп населения; в) религиозных верований людей в древности;

сравнивать исторические явления, определять их общие черты; иллюстрировать общие явления, черты конкретными примерами; объяснять причины и следствия важнейших событий древней истории.

- Рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к наиболее значимым событиям и личностям прошлого:

излагать оценки наиболее значительных событий и личностей древней истории, приводимые в учебной литературе;

высказывать на уровне эмоциональных оценок отношение к поступкам людей прошлого, к памятникам культуры.

- Применение исторических знаний:

раскрывать значение памятников древней истории и культуры, необходимость сохранения их в современном мире;

выполнять учебные проекты по истории Первобытности и Древнего мира (в том числе с привлечением регионального материала), оформлять полученные результаты в форме сообщения, альбома,


№ урока

Тема урока

Количество часов на освоение темы

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

Тема: Введение

2


1

Вводное занятие. Что изучает история


1

https://multiurok.ru/

2

Историческая хронология

1

https://multiurok.ru/

Раздел: Жизнь первобытных людей

Тема: Первобытные собиратели и охотники

4


3

Древнейшие люди. Родовые общины охотников и собирателей

1

https://multiurok.ru/

4

Возникновение искусства и религиозных верований

1

https://multiurok.ru/


Тема: Первобытные земледельцы и скотоводы



5

Возникновение земледелия и скотоводства

1

https://multiurok.ru/

6

Появление неравенства и знати

1

https://multiurok.ru/

Раздел: ДРЕВНИЙ ВОСТОК

20


Тема: Древний Египет

8

https://resh.edu.ru/subject/

7

Государство на берегах Нила

1

https://resh.edu.ru/subject/

8

Как жили земледельцы и ремесленники в Египте

1

https://resh.edu.ru/subject/

9

Жизнь египетского вельможи

1

https://resh.edu.ru/subject/

10

Военные походы фараонов

1

https://resh.edu.ru/subject/

11

Религия древних египтян

1

https://resh.edu.ru/subject/

12

Искусство Древнего Египта

1

https://resh.edu.ru/subject/

13

Письменность и знания древних египтян

1

https://resh.edu.ru/subject/

14

Повторительно-обобщающий урок. Достижения древних египтян

1

https://resh.edu.ru/subject/

Тема: Западная Азия в древности

7


15

Древнее Двуречье

1

https://resh.edu.ru/subject/

16

Вавилонский царь Хаммурапи и его законы

1

https://resh.edu.ru/subject/

17

Финикийские мореплаватели

1

https://resh.edu.ru/subject/

18

Библейские сказания

1

https://resh.edu.ru/subject/

19

Древнееврейское царство

1

https://resh.edu.ru/subject/

20

Ассирийская держава

1

https://resh.edu.ru/subject/

21

Персидская держава «царя царей»

1

https://resh.edu.ru/subject/


Тема: Индия и Китай в древности

5

https://resh.edu.ru/subject/

22

Природа и люди Древней Индии

1

https://resh.edu.ru/subject/

23

Индийские касты

1

https://resh.edu.ru/subject/

24

Чему учил китайский мудрец Конфуций

1

https://resh.edu.ru/subject/

25

Первый властелин единого Китая

1

https://resh.edu.ru/subject/

26

Повторительно-обобщающий урок по теме «Древний Восток»

1

https://resh.edu.ru/subject/


Раздел: Древняя Греция

21

https://resh.edu.ru/subject/


Тема: Древнейшая Греция

5

https://resh.edu.ru/subject/

27

Греки и критяне

1

https://resh.edu.ru/subject/

28

Микены и Троя

1

https://resh.edu.ru/subject/

29

Поэма Гомера «Илиада»

1

https://resh.edu.ru/subject/

30

Поэма Гомера «Одиссея»

1

https://resh.edu.ru/subject/

31

Религия древних греков

1

https://resh.edu.ru/subject/


Тема: Полисы Греции и их борьба с персидским нашествием

7

https://resh.edu.ru/subject/

32

Земледельцы Аттики теряют землю и свободу

1

https://resh.edu.ru/subject/

33

Зарождение демократии в Афинах

1

https://resh.edu.ru/subject/

34

Древняя Спарта

1

https://resh.edu.ru/subject/

35

Греческие колонии на берегах Средиземного и Черного морей

1

https://resh.edu.ru/subject/

36

Олимпийские игры в древности

1

https://resh.edu.ru/subject/

37

Победа греков над персами в Марафонской битве

1

https://resh.edu.ru/subject/

38

Нашествие персидских войск на Элладу

1

https://resh.edu.ru/subject/


Тема: Возвышение Афин в V в. до н.э.

5

https://resh.edu.ru/subject/

39

В гаванях афинского порта Пирей

1

https://resh.edu.ru/subject/

40

В городе богини Афины

1

https://resh.edu.ru/subject/

41

В афинских школах и гимнасиях

1

https://resh.edu.ru/subject/

42

В афинском театре

1

https://resh.edu.ru/subject/

43

Афинская демократия при Перикле

1

https://resh.edu.ru/subject/


Тема: Македонские завоевания в IV в. до н.э.

4

https://resh.edu.ru/subject/

44

Города Эллады подчиняются Македонии

1

https://resh.edu.ru/subject/

45

Поход Александра Македонского на Восток

1

https://resh.edu.ru/subject/

46

В Александрии Египетской

1

https://resh.edu.ru/subject/

47

Повторительно-обобщающий урок. Вклад древних эллинов в мировую культуру. Тестирование

1

https://resh.edu.ru/subject/


Раздел: Древний Рим

17

https://resh.edu.ru/subject/


Тема: Рим: от его возникновения до установления господства над Италией

3

https://resh.edu.ru/subject/

48

Древнейший Рим

1

https://resh.edu.ru/subject/

49

Завоевание Римом Италии

1

https://resh.edu.ru/subject/

50

Устройство Римской республики

1

https://resh.edu.ru/subject/


Тема: Рим – сильнейшая держава Средиземноморья

3

https://resh.edu.ru/subject/

51

Вторая война Рима с Карфагеном

1

https://resh.edu.ru/subject/

52

Установление господства Рима во всем Средиземноморье

1

https://resh.edu.ru/subject/

53

Рабство в Древнем Риме

1

https://resh.edu.ru/subject/


Тема: Гражданские войны в Риме

4

https://resh.edu.ru/subject/

54

Земельный закон братьев Гракхов

1

https://resh.edu.ru/subject/

55

Восстание Спартака

1

https://resh.edu.ru/subject/

56

Единовластие Цезаря

1

https://resh.edu.ru/subject/

57

Установление империи

1

https://resh.edu.ru/subject/


Тема: Римская империя в первые века нашей эры

5

https://resh.edu.ru/subject/

58

Соседи Римской империи

1

https://resh.edu.ru/subject/

59

В Риме при императоре Нероне

1

https://resh.edu.ru/subject/

60

Первые христиане и их учение

1

https://resh.edu.ru/subject/

61

Расцвет Римской империи во II в. н.э.

1

https://resh.edu.ru/subject/

62

Вечный город и его жители

1

https://resh.edu.ru/subject/


Тема: Расцвет и падение Римской империи

2

https://resh.edu.ru/subject/

63

Римская империя при Константине

1

https://resh.edu.ru/subject/

64

Взятие Рима варварами

1

https://resh.edu.ru/subject/


Культура Древнего мира.

3


65

Культура Древнего мира. Развитие наук.

1

https://resh.edu.ru/subject/

66

Искусство Древнего Рима: архитектура, скульптура.

1

https://resh.edu.ru/subject/

67

Обобщение. Историческое и культурное наследие цивилизаций Древнего мира.

1

https://resh.edu.ru/subject/

68

Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа

1














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!