СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная дисциплина ЕН.02 Экологические основы природопользования обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.06 Финансы.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования»

ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ


основной образовательной программы –

программы подготовки специалистов среднего звена

по специальности


38.02.06 Финансы
























2018 г.


РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО

цикловой комиссией Зав. отделением

Протокол № 10 _______ Л.С. Полникова

от «03» июля 2019г. «03» июля 2019г.

Председатель ЦК

________ Е.И. Медынская











Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 38.02.06 Финансы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018г. № 65)











Разработчик:

Каталова Е.В.,

преподаватель, ________________

первая квалификационная категория (подпись)


















СОДЕРЖАНИЕ



  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9



  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 10

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ

    1. Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:

Учебная дисциплина ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.06 Финансы.

Учебная дисциплина ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.06 Финансы. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций ОК01, ОК06, ОК07, ПК 3.3, ПК 4.2. :

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;

ПК 3.3. Оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению;

контрольных процедур;

ПК 4.2. Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля;


1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:

В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания

Код

ПК, ОК

Умения

Знания


ПК 3.3



ПК 4.2



ОК 01



ОК 06



ОК 07


- анализировать и прогнозировать   экологические последствия различных видов производственной деятельности;

- анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов;

- применять стандарты антикоррупционного поведения;

- определять экологическую пригодность выпускаемой продукции;

- оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте.  


- виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

- основные источники и масштабы образования отходов производства- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых   выбросов и стоков, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств;

- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

- стандартов антикоррупционного поведения;

- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    1. Вид учебной работы

      Объем

      в часах





      Объем образовательной программы учебной дисциплины

      36

      Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем

      34

      в том числе:

      теоретическое обучение

      20

      практические занятия

      14

      Самостоятельная работа

      2

      Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета




      Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования

Наименование разделов и тем


Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся


Объем в часах

Коды компетенций, формированию которых способствует элемент

Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду

2

ОК 01,

ОК 06,

ОК 07


Тема 1.1.

Концепция устойчивого развития.

Содержание учебного материала


1.Введение. Структура и задачи предмета. Основные направления рационального природопользования. Природоресурсный потенциал. Условия свободы и ответственности за сохранения жизни на Земле и экокультуры. Виды и классификация природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Природопользование. Принципы и методы рационального природопользования. Условия устойчивого со­стояния экосистем. Глобальные экологические проблемы человечества.

2

Раздел 2. Рациональное и нерациональное природопользование

10

ОК 01,

ОК 06,

ОК 07,

ПК 3.3



Тема 2.1

Принципы и методы рационального природопользования

Содержание учебного материала

2

1.Техногенное воздействие на окружающую среду. Типы за­грязняющих веществ. Принципы размещения производств различного типа

2

Самостоятельная работа обучающихся (рефераты): «Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.»

2


Тема 2.2

Бытовые и промышленные отходы и их утилизация

Содержание учебного материала

4

ОК 01,

ОК 06,

ОК 07,

ПК 4.2

1.Основные технологии утилизации промышленных и бытовых отходов.

2

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 1 «Сущность утилизации бытовых и промышленных отходов» (семинар)


Тема 2.3

Твердые отходы

Содержание учебного материала

4

ОК 01,

ОК 06,

ОК 07

1.Основные технологии утилизации твердых отходов, образующихся на производстве.

Экологический эффект использования твёрдых отходов.

2

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 2 «Основные принципы организации малоотходных производств» (семинар)


Раздел 3. Экологическое регулирование

8

ОК 01,

ОК 06,

ОК 07

Тема 3.1

Методы экологического регулирования

Содержание учебного материала

4

1.Методы экологического регулирования.

2

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 3 «Деятельность экологических фондов» (семинар)


Тема 3.2. Мониторинг окружающей среды

Содержание учебного материала

4

ОК 01,

ОК 06,

ОК 07

1.Понятие и принципы мониторинга окружающей среды.

2

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 4 «Основная цель экологического мониторинга» (семинар)


Раздел 4. Правовые и социальные вопросы природопользования

12

ОК 01,

ОК 06,

ОК 07,

ПК 4.3


Тема 4.1.

Природопользование и экологическая безопасность

Содержание учебного материала

4

Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности.

2

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 5 «Концепция экологической безопасности» (семинар)


Тема 4.2.

Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды

Содержание учебного материала

4

ОК 01,

ОК 06,

ОК 07,

ПК 4.3


1.Международное сотрудничество. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранные конвенции. Межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в сохранении природных ресурсов.

2

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 6 «Деятельность международных экологических организаций» (семинар)


Тема 4.3.

Охраняемые природные территории

Содержание учебного материала

4


1.Природоресурсный потенциал Российской Федерации. Охраняемые природные территории

2

В том числе практических занятий

2

Практическое занятие № 7 «Заповедное дело России» (семинар)


Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

2


Всего:

36




3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. Для реализации программы учебной дисциплины имеется:

кабинет экологических основ природопользования, оснащенный оборудованием:

посадочными местами по количеству обучающихся; рабочим местом преподавателя; комплектом учебно-наглядных пособий; и техническими средствами обучения:

персональным компьютером с лицензионным программным обеспечением.

  1. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы

3.2.1.Печатные издания

1. Сухачев А.А., Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]: PDF-копия книги для СПО/ А.А. Сухачев. – М.: КНОРУС,2016. – 1 электрон . опт. Диск (CD-R).

2. Константинов В.М., Экологические основы природопользования: учебное пособие для учреждений СПО, -М., Академия, 2016

2. Хван Т.А., Экологические основы природопользования: учебник для СПО /Т.А.Хван.- 6-е изд., пер. и доп.- М.: Издательство Юрайт,2018. - 253 с.

3.2.2. Интернет-ресурсы:

    1. http://ecoportal.su/public.php - Экологический портал.

    2. Федеральные образовательные ресурсы.

    3. https://минобрнауки.рф - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

    4. http://www.obrnadzor.gov.ru - Официальный сайт Федеральной служба по надзору в сфере образования и науки

    5. http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Федерального агентства по образованию

    6. http://edu.ru - Федеральный информационно-образовательный портал.

    7. http://ecoportal.su/public.php

3.2.3. Дополнительные источники:

    1. Кузнецов, Л.М. Экологические основы природопользования: учебник для СПО/ Л.М. Кузнецов, А.Ю. Шмыков; под ред. В.Е. Курочкина. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 304 с.








4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Формы и методы оценки

Знания:

особенностей взаимодействия - виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем;

- задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации;

- основные источники и масштабы образования отходов производства;

- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств;

- правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности;

- принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования.

Умения:

анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности.

Фронтальный опрос:

Оценка «5» ставится, если студент:

1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания;

2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3) излагает материал последовательно и правильно.

Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но:

1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.

Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.


Тест:

«5» - если верные ответы составляют от 90% до 100% от общего количества;

«4» - если верные ответы составляют от 75% до 90%

от общего количества;

«3» - если верные ответы составляют от 50% до 75%;

«2» - если верные ответы составляют менее 50%.

Практическая работа:

Оценка «5» - выполнение практической работы в объеме от 90% до 100 %.

Оценка «4» - выполнение практической работы в объеме от 70% до 90%.

Оценка «3» - выполнение практической работы в объеме от 50% до 70%.

Оценка «2» - выполнение практической работы в объеме менее 50 %.

Фронтальный опрос,







































тесты по темам,








экспертное наблюдение выполнения практических работ





















6



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!