ОБЛАСТНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСКИЙ МОНТАЖНЫЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ЕН. 02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
основной образовательной программы –
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности
38.02.06 Финансы
2018 г.
РАССМОТРЕНО И ОДОБРЕНО СОГЛАСОВАНО
цикловой комиссией Зав. отделением
Протокол № 10 _______ Л.С. Полникова
от «03» июля 2019г. «03» июля 2019г.
Председатель ЦК
________ Е.И. Медынская
Рабочая программа учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее - ФГОС СПО) по специальности 38.02.06 Финансы (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 05.02.2018г. № 65)
Разработчик:
Каталова Е.В.,
преподаватель, ________________
первая квалификационная категория (подпись)
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 5
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 9
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ 10
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ
Место дисциплины в структуре основной образовательной программы:
Учебная дисциплина ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ является обязательной частью математического и общего естественнонаучного цикла основной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 38.02.06 Финансы.
Учебная дисциплина ЕН.02 ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ обеспечивает формирование профессиональных и общих компетенций по всем видам деятельности ФГОС по специальности 38.02.06 Финансы. Особое значение дисциплина имеет при формировании и развитии общих и профессиональных компетенций ОК01, ОК06, ОК07, ПК 3.3, ПК 4.2. :
ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности применительно к различным контекстам;
ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей;
ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях;
ПК 3.3. Оценивать эффективность финансово-хозяйственной деятельности организации, планировать и осуществлять мероприятия по ее повышению;
контрольных процедур;
ПК 4.2. Осуществлять предварительный, текущий и последующий контроль хозяйственной деятельности объектов финансового контроля;
1.2. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:
В рамках программы учебной дисциплины обучающимися осваиваются умения и знания
Код ПК, ОК | Умения | Знания |
ПК 3.3 ПК 4.2 ОК 01 ОК 06 ОК 07 | - анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов производственной деятельности; - анализировать причины возникновения экологических аварий и катастроф; выбирать методы, технологии и аппараты утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; - применять стандарты антикоррупционного поведения; - определять экологическую пригодность выпускаемой продукции; - оценивать состояние экологии окружающей среды на производственном объекте. | - виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; - задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; - основные источники и масштабы образования отходов производства- основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств; - правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; - стандартов антикоррупционного поведения; - принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования. |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объем образовательной программы учебной дисциплины | 36 |
Объем работы обучающихся во взаимодействии с преподавателем | 34 |
в том числе: |
теоретическое обучение | 20 |
практические занятия | 14 |
Самостоятельная работа | 2 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Тематический план и содержание учебной дисциплины ЕН.02 Экологические основы природопользования
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Коды компетенций, формированию которых способствует элемент |
Раздел 1. Особенности взаимодействия общества и природы. Основные источники техногенного воздействия на окружающую среду | 2 | ОК 01, ОК 06, ОК 07 |
Тема 1.1. Концепция устойчивого развития. | Содержание учебного материала | |
1.Введение. Структура и задачи предмета. Основные направления рационального природопользования. Природоресурсный потенциал. Условия свободы и ответственности за сохранения жизни на Земле и экокультуры. Виды и классификация природных ресурсов. Альтернативные источники энергии. Природопользование. Принципы и методы рационального природопользования. Условия устойчивого состояния экосистем. Глобальные экологические проблемы человечества. | 2 |
Раздел 2. Рациональное и нерациональное природопользование | 10 | ОК 01, ОК 06, ОК 07, ПК 3.3 |
Тема 2.1 Принципы и методы рационального природопользования | Содержание учебного материала | 2 |
1.Техногенное воздействие на окружающую среду. Типы загрязняющих веществ. Принципы размещения производств различного типа | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся (рефераты): «Меры экономического стимулирования рационального природопользования и охраны окружающей природной среды.» | 2 |
Тема 2.2 Бытовые и промышленные отходы и их утилизация | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 06, ОК 07, ПК 4.2 |
1.Основные технологии утилизации промышленных и бытовых отходов. | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
Практическое занятие № 1 «Сущность утилизации бытовых и промышленных отходов» (семинар) | |
Тема 2.3 Твердые отходы | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 06, ОК 07 |
1.Основные технологии утилизации твердых отходов, образующихся на производстве. Экологический эффект использования твёрдых отходов. | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
Практическое занятие № 2 «Основные принципы организации малоотходных производств» (семинар) | |
Раздел 3. Экологическое регулирование | 8 | ОК 01, ОК 06, ОК 07 |
Тема 3.1 Методы экологического регулирования | Содержание учебного материала | 4 |
1.Методы экологического регулирования. | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
Практическое занятие № 3 «Деятельность экологических фондов» (семинар) | |
Тема 3.2. Мониторинг окружающей среды | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 06, ОК 07 |
1.Понятие и принципы мониторинга окружающей среды. | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
Практическое занятие № 4 «Основная цель экологического мониторинга» (семинар) | |
Раздел 4. Правовые и социальные вопросы природопользования | 12 | ОК 01, ОК 06, ОК 07, ПК 4.3 |
Тема 4.1. Природопользование и экологическая безопасность | Содержание учебного материала | 4 |
Правовые и социальные вопросы природопользования и экологической безопасности. | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
Практическое занятие № 5 «Концепция экологической безопасности» (семинар) | |
Тема 4.2. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01, ОК 06, ОК 07, ПК 4.3 |
1.Международное сотрудничество. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранные конвенции. Межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в сохранении природных ресурсов. | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
Практическое занятие № 6 «Деятельность международных экологических организаций» (семинар) | |
Тема 4.3. Охраняемые природные территории | Содержание учебного материала | 4 | |
1.Природоресурсный потенциал Российской Федерации. Охраняемые природные территории | 2 |
В том числе практических занятий | 2 |
Практическое занятие № 7 «Заповедное дело России» (семинар) | |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета | 2 | |
Всего: | 36 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Для реализации программы учебной дисциплины имеется:
кабинет экологических основ природопользования, оснащенный оборудованием:
посадочными местами по количеству обучающихся; рабочим местом преподавателя; комплектом учебно-наглядных пособий; и техническими средствами обучения:
персональным компьютером с лицензионным программным обеспечением.
Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы
3.2.1.Печатные издания
1. Сухачев А.А., Экологические основы природопользования [Электронный ресурс]: PDF-копия книги для СПО/ А.А. Сухачев. – М.: КНОРУС,2016. – 1 электрон . опт. Диск (CD-R).
2. Константинов В.М., Экологические основы природопользования: учебное пособие для учреждений СПО, -М., Академия, 2016
2. Хван Т.А., Экологические основы природопользования: учебник для СПО /Т.А.Хван.- 6-е изд., пер. и доп.- М.: Издательство Юрайт,2018. - 253 с.
3.2.2. Интернет-ресурсы:
http://ecoportal.su/public.php - Экологический портал.
Федеральные образовательные ресурсы.
https://минобрнауки.рф - Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
http://www.obrnadzor.gov.ru - Официальный сайт Федеральной служба по надзору в сфере образования и науки
http://www.ed.gov.ru – Официальный сайт Федерального агентства по образованию
http://edu.ru - Федеральный информационно-образовательный портал.
http://ecoportal.su/public.php
3.2.3. Дополнительные источники:
Кузнецов, Л.М. Экологические основы природопользования: учебник для СПО/ Л.М. Кузнецов, А.Ю. Шмыков; под ред. В.Е. Курочкина. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 304 с.
4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Знания: особенностей взаимодействия - виды и классификацию природных ресурсов, условия устойчивого состояния экосистем; - задачи охраны окружающей среды, природоресурсный потенциал и охраняемые природные территории Российской Федерации; - основные источники и масштабы образования отходов производства; - основные источники техногенного воздействия на окружающую среду, способы предотвращения и улавливания выбросов, методы очистки промышленных сточных вод, принципы работы аппаратов обезвреживания и очистки газовых выбросов и стоков, основные технологии утилизации газовых выбросов, стоков, твердых отходов; принципы размещения производств различного типа, состав основных промышленных выбросов и отходов различных производств; - правовые основы, правила и нормы природопользования и экологической безопасности; - принципы и методы рационального природопользования, мониторинга окружающей среды, экологического контроля и экологического регулирования. Умения: анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; соблюдать регламенты по экологической безопасности в профессиональной деятельности. | Фронтальный опрос: Оценка «5» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно. Оценка «4» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет. Оценка «3» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки. Оценка «2» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом. Тест: «5» - если верные ответы составляют от 90% до 100% от общего количества; «4» - если верные ответы составляют от 75% до 90% от общего количества; «3» - если верные ответы составляют от 50% до 75%; «2» - если верные ответы составляют менее 50%. Практическая работа: Оценка «5» - выполнение практической работы в объеме от 90% до 100 %. Оценка «4» - выполнение практической работы в объеме от 70% до 90%. Оценка «3» - выполнение практической работы в объеме от 50% до 70%. Оценка «2» - выполнение практической работы в объеме менее 50 %. | Фронтальный опрос, тесты по темам, экспертное наблюдение выполнения практических работ |
6