СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины ен. 03 "экология"

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной ЕН 03 ЭКОЛОГИЯ разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (далее - ФГОС СПО) утвержденного Приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1568  (зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г, регистрационный №44946) ( ТОП-50)[1], Примерной основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

 

 

[1] Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г.

«Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требую-щих среднего профессионального образования»

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины ен. 03 "экология"»

Министерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области «Екатеринбургский автомобильно-дорожный колледж»
















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Учебной дисциплины

ЕН. 03 ЭКОЛОГИЯ
























2018


Рабочая программа учебной ЕН 03 ЭКОЛОГИЯ разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (далее - ФГОС СПО) утвержденного Приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1568  (зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г, регистрационный №44946) ( ТОП-50)1, Примерной основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.



Разработчик:






Программа рассмотрена на заседании ЦК «автомеханического цикла» и рекомендована к использованию в образовательном процессе


























СОДЕРЖАНИЕ

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ




  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЕН 03 ЭКОЛОГИЯ

1.1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина ЕН 03 ЭКОЛОГИЯ входит в Математический и общий естественнонаучный цикл (ЕН) основной образовательной программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей (далее - ФГОС СПО) утвержденного Приказом Минобрнауки России от 9 декабря 2016 г. № 1568  (зарегистрированного Министерством юстиции Российской Федерации 26 декабря 2016 г, регистрационный №44946).


    1. Цель и планируемые результаты освоения дисциплины:


Код ПК, ОК

Умения

Знания

ОК 01-11,

ПК 1.1-6.4

Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;

Грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией

Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

Условия устойчивого состояния экосистем;

Принципы и методы рационального природопользования;

Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;

Методы экологического регулирования;

Организационные и правовые средства охраны окружающей среды.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Обязательная учебная нагрузка

36

в том числе:

теоретическое обучение

34

Самостоятельная работа 2

-

Промежуточная аттестация

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Осваиваемые элементы компетенций

Раздел 1. Теоретическая экология

6


Тема 1.1. Общая

экология

Содержание учебного материала


6

ОК 01-11,

ПК 1.1-6.4


1.Введение. Структура и задачи предмета. Основные направления рационального природопользования. Природоресурсный потенциал. Условия свободы и ответственности за сохранения жизни на Земле и экокультуры. Значение экологического образования для будущего специалиста по производству изделий из полимерных композитов.


2.Виды и классификация природных ресурсов. Природные ресурсы, как сырьё для изготовления изделий из полимерных композитов. Требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной документацией. Альтернативные источники энергии. Альтернативные источники сырья для изготовления изделий из полимерных композитов.

3.Природопользование. Принципы и методы рационального природопользования. Условия устойчивого состояния экосистем. Глобальные экологические проблемы человечества, связанные с деятельностью предприятий химической промышленности и пути их решения.

В том числе, самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 2. Промышленная экология

16


Тема 2.1

Техногенное

воздействие на

окружающую среду

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 1.1-6.4


Техногенное воздействие на окружающую среду на предприятиях химической промышленности. Типы загрязняющих веществ. Особые и экстремальные виды загрязнений, возникающих при производстве изделий из полимерных композитов. Контроль экологических параметров, в том числе с помощью программно-аппаратных комплексов.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

В том числе, самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.2

Охрана воздушной

среды

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1-6.4


Способы предотвращения и улавливания выбросов. Основные технологии утилизации газовых выбросов, возникающих при изготовлении изделий из полимерных композитов. Оборудование для обезвреживания и очистки газовых выбросов.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

В том числе, самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.3

Принципы охраны

водной среды

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1-6.4


Методы очистки промышленных сточных вод, образующихся при изготовлении изделий из полимерных композитов. Оборудование для обезвреживания и очистки стоков.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

В том числе, самостоятельная работа обучающихся примерная

-

Тема 2.4

Твердые

отходы

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1-6.4


Основные технологии утилизации твердых отходов, образующихся при производстве изделий их полимерных композитов. Экологический эффект использования твёрдых отходов.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.5

Экологический

менеджмент

Содержание учебного материала

6

ОК 01-11,

ПК 1.1-6.4


Принципы размещения производств химической промышленности. Экологически-безопасные производственные процессы, соответствующие требованиям минимизации, нейтрализации, сброса (выброса) загрязняющих веществ, безотходности производства, безопасности для здоровья промышленно производственного персонала, сокращения энергопотребления, эффективности.

Ресурсопотребление при производстве изделий из полимерных композитов. Требования, предъявляемые к сырью, полуфабрикатам и готовой продукции в соответствии с нормативной документацией.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

В том числе, самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 3. Система управления и контроля в области охраны окружающей среды

10


Тема 3.1. Юридические и

экономические

аспекты

экологических основ

природопользования

Содержание учебного материала

4

ОК 01-11,

ПК 1.1-6.4


Источники экологического права. Государственная политика и управление в области экологии. Экологические правонарушения. Экологические правила и нормы. Экологические права и обязанности. Юридическая ответственность. Экология и экономика. Экономическое регулирование. Лицензия. Договоры. Лимиты. Штрафы. Финансирование.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

В том числе, самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.2.

Экологическая

стандартизация и

паспортизация

Содержание учебного материала

6

ОК 01-11,

ПК 1.1-6.4


Система экологического контроля при производстве изделий из полимерных композитов. Мониторинг окружающей среды на предприятиях химической промышленности. Система стандартов. Экологическая экспертиза. Экологическая сертификация. Экологический паспорт предприятия.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

В том числе, самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 4. Международное сотрудничество

2


Тема 4.1.

Государственные и

общественные

организации по

предотвращению

разрушающих

воздействий на

природу

Содержание учебного материала

2

ОК 01-11,

ПК 1.1-6.4


Международное сотрудничество. Государственные и общественные организации по предотвращению разрушающих воздействий на природу. Природоохранные конвенции. Межгосударственные соглашения. Роль международных организаций в сохранении природных ресурсов, использующихся на предприятиях химической промышленности.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

В том числе, самостоятельная работа обучающихся

-

Промежуточная аттестация

2


Всего:

36



3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины Экология должны быть предусмотрены следующие специальные помещения: кабинет. « Биологии» или кабинет «Охраны труда» оснащенных оборудованием:

посадочными местами по количеству обучающихся;

рабочим местом преподавателя;

комплектом учебно-наглядных пособий;

и техническими средствами обучения:

персональным компьютером с лицензионным программным обеспечением;

3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации должен иметь печатные и/или электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемых для использования в образовательном процессе

      1. Печатные издания

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.: ИЦ Академия, 2003. – 325c.

  2. Экология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования[ Я.В. Котелевская, И.В. Куко, П.М. Скворцов, Е.В. Титов]; под ред. Е.В. Титова – М.: Издательский центр «Академия», (в электронном формате) 2017. – 208 с. Количество одновременных доступов в электронную библиотеку на сайте http://www.academia-moscow.ru/ - 15 до 17.11.2020

  3. 2. Экология: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования[ Я.В. Котелевская, И.В. Куко, П.М. Скворцов, Е.В. Титов]; под ред. Е.В. Титова – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 208 с. - 5 экз.



















4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знание

Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

Условия устойчивого состояния экосистем;

Принципы и методы рационального природопользования;

Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;

Методы экологического регулирования;

Организационные и правовые средства охраны окружающей среды.

Демонстрирует полноту знаний по освоенному материалу


Результаты выполнения тестового задания

Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;

Грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией

Полнота ответа, умение применять знания на практике, логичность изложения материла


Фронтальный опрос

































Тематический план и содержание учебной дисциплины «Биология»



п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Количество часов по теме

Содержание занятия

Домашнее

задание






1

Раздел 1: введение

2

2

Объект изучения биологи-живая природа. Признаки живых организмов. Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция. Методы познания живой природы. Общие закономерности биологии. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Изучение основных закономерности возникновения, развития и существования жизни на Земле и современной её организации. Роль биологии в формировании в современной естественно-научной картины мира и в практической деятельности людей. Соблюдение правил поведения в природе, бережное отношение к биологическим объектам (растениям и животным и их сообществам) и их охрана.

П.1

2

Раздел 2: учение о клетке

4

2

Строение и функции клетки. Химическая организация клетки. Органические и неорганические вещества клетки и живых организмов. Белки, углеводы, липиды, нуклеиновые кислоты и их роль в клетке. Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки.

П.5



6

2

ДНК. Биосинтез белка. Репликация ДНК. Ген. Генетический код.

П.12



8

2

Лабораторная работа №1 «Изучение строения растительной и животной клеток под микроскопом»


3

Раздел 3 Организм. Размножение и индивидуальное развитие организмов.

10

2

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.

П.37



12

2

Мейоз. Индивидуальное развитие организмов. Основные стадии эмбрионального развития. Органогенез. Постэмбриональное развитие.

П.30



14

2

Репродуктивное здоровье.

Конспект

4

Раздел 4 История развития жизни на Земле

16

2

Гипотезы происхождения жизни. Краткая история развития органического мира. Усложнение живых организмов на Земле в процессе эволюции.

П.89



18

2

Эволюция человека. Происхождение рас.

П.73

5

Раздел5 Основы генетики и селекции

20

2

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов.

П.39



22

2

Законы генетики. Моногибридное и дигибридное скрещивание. Селекционирование.

П.41



24

2

Практическое занятие «Решение генетических задач»




26

2

Лабораторная работа№2 «Выявление изменчивости у организмов. Построение вариационной кривой».


6

Раздел 6Эволюционное учение.

28

2

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея Ж.Б.Ламарка в развитии эволюционных идей. Эволюционное учение Ч.Дарвина.

П.52



30

2

Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира.

П.58



32

2

Популяция – структурная единица вида и эволюции. Движущие силы эволюции.

П.54



34

2

Микроэволюция. Макроэволюция. Основные направления эволюционного прогресса.

П.61

7

Раздел 7Основы экологии.

36

2

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы.

П.74



38

2

Экологические системы . Биосфера – глобальная экосистема.

П.92



40

2

Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы и пути их решения.

П.87



42

2

Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы.

П.88



44

2

Лабораторная работа№3 «Выявление выбросов автомобильного транспорта на здоровье человека».




46

2

Контрольная работа по дисциплине «Биология».



1 Приказ Минтруда России №831 от 2 ноября 2015 г.

«Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требую-щих среднего профессионального образования»

2 Самостоятельная работа в рамках образовательной программы планируется образовательной организацией с соответствии с требованиями ФГОС СПО в пределах объема учебной дисциплины в количестве часов, необходимом для выполнения заданий самостоятельной работы обучающихся, предусмотренных тематическим планом и содержанием учебной дисциплины.