СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины охрана труда

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образованияю Сварочное производство

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины охрана труда»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владикавказский многопрофильный техникум»















Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


ОХРАНА ТРУДА

для специальности

среднего профессионального образования

22.02.06 Сварочное производство

Базовый уровень среднего профессионального образования






















2017г.


РАССМОТРЕНО

на заседании рабочей группы ОПОП

Протокол № ____________


от «___»________________20_____г.

Руководитель ОПОП _________


УТВЕРЖДЕНО

Директор

_____________Т.С.Цаголов.


«____»______________20____г.




Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 22.02.06 Сварочное производство


Организация-разработчик:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Владикавказский многопрофильный техникум»


Разработчик:

Арустамян А.Г. – преподаватель первой квалификационной категории






























СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

12

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

14




















1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОХРАНА ТРУДА

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 22.02.06 Сварочное производство


1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Профессиональный цикл.


1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

  • применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

  • использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

  • организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

  • проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

  • соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;

  • проводить экологический мониторинг объектов производства и

  • окружающей среды.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • действие токсичных веществ на организм человека;

  • меры предупреждения пожаров и взрывов;

  • категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;

  • основные причины возникновения пожаров и взрывов;

  • особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

  • правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;

  • правила безопасной эксплуатации механического оборудования;

  • профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии;

  • предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;

  • принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

  • систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;

  • средства и методы повышения безопасности технических средств и

технологических процессов.

Общие компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчинённых), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.


Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приемы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами.

ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.

ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.

ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса.

ПК 2.1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами.

ПК 2.2. Выполнять расчеты и конструирование сварных соединений и конструкций.

ПК 2.3. Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса.

ПК 2.4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.

ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно-компьютерных технологий.

ПК 3.1. Определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных соединениях.

ПК 3.2. Обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений.

ПК 3.3. Предупреждать, выявлять и устранять дефекты сварных соединений и изделий для получения качественной продукции.

ПК 3.4. Оформлять документацию по контролю качества сварки.

ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных рабочих.

ПК 4.2. Производить технологические расчеты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат.

ПК 4.3. Применять методы и приемы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства.

ПК 4.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта.

ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.


1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 32 часа;

самостоятельной работы обучающегося 16 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной программы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

48

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

32

в том числе:


лабораторные занятия

0

практические занятия

8

контрольные работы

0

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

16

Итоговая аттестация в форме дифференциального зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Теоретические основы охраны труда

Тема 1.1. Теоретические основы охраны труда. Основные понятия и терминология.

Содержание учебного материала

3

1,2

1

Безопасность труда и основные мероприятия безопасности труда. Основные задачи охраны труда. Основные понятия и терминология безопасности труда. Общие сведения о травмах, заболеваниях. Причины травматизма и заболеваний на производстве.

1

Самостоятельная работа обучающихся


2

Раздел 2. Негативнее факторы производственной среды и их воздействие на человека.

Тема 2.1. Негативные факторы производственной среды.

Содержание учебного материала

3

1,2

1

Производственная среда. Негативные факторы. Классификация опасных и вредных производственных факторов. Источники негативных факторов на производстве.

1


Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 2.2. Воздействие на человека негативных факторов.

Содержание учебного материала

3

1

Опасные механические факторы. Подъемно-транспортное оборудование. Физические негативные факторы, источники и воздействие вибрации на организм человека. Шум, его источники и воздействие шума на человека.

1

1,2

2

Факторы определяющие опасность поражения электрическим током. Характер воздействия тока.

1

Практические занятия

1

3

Классификация и воздействие вредных веществ на человека.

Самостоятельная работа


Раздел 3. Методы и средства снижения травмоопасности технических систем.

Тема 3.1. Принципы, методы и средства обеспечения безопасности


Содержание учебного материала

3

1,2

1

Логические этапы обеспечения безопасности: принципы, методы, средства. Принципы: ориентирующие, технические, организационные, управленческие. Методы: А-разделение гомосферы и ноксосферы, Б-нормализация ноксосферы путем исключения опасностей, В-повышение защищенности человека.

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

Тема 3.2. Защита человека от негативных воздействий


Содержание учебного материала

3

1,2

1

Взрывозащита технологического оборудования: причины разрушения и разгерметизации, системы защиты от взрывов. Основные элементы систем повышенного давления.

1

2

Гидроиспытания систем повышенного давления. Техническое освидетельствование сосудов и аппаратов. Оснащение сосудов контрольно-измерительной аппаратурой.

1

Практические занятия

1

3

Средства электробезопасности .

Самостоятельная работа обучающихся


Тема 3.3.Экобиозащитная техника

Содержание учебного материала


1,2

1


Средства защиты атмосферы: состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, требования к выбросам, средства защиты атмосферы.

1

2

Средства защиты гидросферы: состав выпусков сточных вод в водоемы, механическая очистка, биологическая очистка, физико-химическая очистка.

1


Практические занятия

1

3

Состав выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, требования к выбросам, средства защиты атмосферы.


Самостоятельная работа обучающихся



Раздел 4. Пожарная безопасность.

Тема 4.1. Основы пожарной безопасности


Содержание учебного материала

3


1

Основные причины и классификация пожаров. Общие сведения о горении. Показатели пожаро - и взрывоопасности веществ и материалов. Огнестойкость материалов, строительных конструкций и зданий. Ущерб от пожаров. Система предупреждения пожаров. Задачи пожарной охраны.

1

1,2

Самостоятельная работа обучающихся


2

Раздел 5. Обеспечение комфортных условий трудовой деятельности.

Тема 5.1. Микроклимат помещений и требования к ним.


Содержание учебного материала

3

1,2

1

Механизмы теплообмена между человеком и окружающей средой. Влияние микроклимата на здоровье человека. Гигиеническое нормирование микроклимата.

1

Самостоятельная работа обучающихся


2

Тема 5.2. Освещение.


Содержание учебного материала

3

1,2

1

Характеристика освещения и световой сред. Виды освещения и его нормирование.

1

2

Организация рабочего места для создания комфортных зрительных условий.

1

Практические занятия

1

3

Расчет освещения.

Самостоятельная работа


Раздел 6. Организация работ по охране труда

Тема 6.1. Особенности обеспечения безопасности условий труда в сельском хозяйстве


Содержание учебного материала

3

1,2

1

Анализ причин травматизма, особенности проведения слесарных, кузнечных, электросварочных работ, особенности ремонта и обслуживания аккумуляторов, обкатки машин, агрегатов и узлов, металообработки и деревообработки.

1

2

Безопасность погрузочно-разгрузочных работ. Оценка технических средств защиты по показателям экономической эффективности.

1

Практические занятия

1

Подсчет общих материальных последствий травматизма и заболеваний.

Самостоятельная работа


Раздел 7. Психофизиологические основы безопасности труда.

Тема 7.1. Психофизиологические основы безопасности труда.


Содержание учебного материала

3

1,2

1

Психофизиологические основы безопасности труда. Психологические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность труда. Виды и условия трудовой деятельности. Основные психологические причины травматизма.

1

Самостоятельная работа

2

Тема 7.2. Эргономические основы безопасности труда.


Содержание учебного материала

3

1,2

1

Эргономические основы безопасности труда.

1

2

Организация рабочего места оператора с точки зрения эргономических требований.

1

Практические занятия

1

3

Эргономических требования к рабочему месту оператора.

Самостоятельная работа


Раздел 8. Управление безопасностью труда.

Тема 8.1. Правовые, нормативные и организационные основы безопасности труда.

Содержание учебного материала

3

1,2

Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ», «Трудовой кодекс РФ». Гигиенические, санитарные нормативы, нормы и правила. Система стандартов. Организационные основы безопасности труда. Органы управления безопасностью труда, надзором, контролем за безопасностью труда.

1

Самостоятельная работа

2

Тема 8.2. Обучение, инструктаж, аттестация рабочих мест.

Содержание учебного материала

3

1,2

1

Обучение по охране труда и проверка знаний.

1

2

Виды инструктажей и их проведение. Аттестация рабочих мест по условиям труда.

1

Практические занятия

1

Аттестация рабочих мест по условиям труда.

Тема 8.3. Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Содержание учебного материала

3

1,2

1

Расследование и учет несчастных случаев на производстве. Первоочередные меры при несчастном случае. Расследование несчастных случаев. Оформление материалов несчастных случаев.

1

Самостоятельная работа

2

Тема 8.4. Экономические механизмы управления безопасностью труда.

Содержание учебного материала

2

1,2

1

Социально-экономическое значение и источники финансирования охраны труда. Экономические последствия (ущерб) производственного травматизма и профессиональных заболеваний. Экономический эффект мероприятий по улучшению условий и охраны труда.

1

Самостоятельная работа

1

ДЗ


1


Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных

3. условия реализации программы дисциплины


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета инженерной графики.

Оборудование учебного кабинета:

- - посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»;

- объемные модели геометрических фигур;

- комплект плакатов «Материаловедение»Технические средства обучения:

- набор кодотранспорантов:

- мультимедиа-проектор

- компьютер для преподавателя;

- интерактивная доска


3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосова-

нием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о по-

правках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008

№ 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)

от 30.11.1994 № 51-ФЗ.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)

от 26.01.1996 № 14-ФЗ.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья)

от 26.11.2001 № 146-ФЗ.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)

от 18.12.2006 № 230-ФЗ.

Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ.

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ.

Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-I «О защите прав потребителей».

Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасно-

сти».

Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной без-

опасности опасных производственных объектов».

Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном соци-

альном страховании от несчастных случаев на производстве и про-

фессиональных заболеваний».

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемио-

логическом благополучии населения».

Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей

среды».

Федеральный закон от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регули-

ровании».

Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании от-

дельных видов деятельности».

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здо-

ровья граждан в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 23.05.2000 № 399 «О норматив-

ных правовых актах, содержащих государственные нормативные

требования охраны труда».

180•литература

Постановление Правительства РФ от 15.12.2000 № 967 «Об утвержде-

нии Положения о расследовании и учете профессиональных забо-

леваний».

Постановление Минтруда России от 24.04.2002 № 28 «О создании си-

стемы сертификации работ по охране труда в организациях».

Постановление Минтруда России от 24.10.2002 № 73 «Об утвержде-

нии форм документов, необходимых для расследования и учета не-

счастных случаев на производстве, и Положения об особенностях

расследования несчастных случаев на производстве в отдельных

отраслях и организациях».

Постановление Минтруда России, Минобразования России

от 13.01.2003 № 1 / 29 «Об утверждении Порядка обучения по охра-

не труда и проверки знаний требований охраны труда работников

организаций».

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ

от 04.05.2012 № 477н «Об утверждении перечня состояний, при ко-

торых оказывается первая помощь, и перечня мероприятий по ока-

занию первой помощи».

ГОСТ Р 12.0.006—2002. «Система стандартов безопасности труда. Об-

щие требования к управлению охраной труда в организации» (утв.

Постановлением Госстандарта России от 29.05.2002 № 221-ст).

Р 2.2.2006—05. Руководство по гигиенической оценке факторов рабо-

чей среды и трудового процесса. Критерии и классификация усло-

вий труда (утв. Главным государственным санитарным врачом РФ

29.07.2005).

СанПиН 2.2.0.555—96. «Гигиенические требования к условиям труда

женщин. Санитарные правила и нормы» (утв. постановлением Гос-

комсанэпиднадзора России от 28.10.1996 № 32).

СанПиН 2.2.4.548—96. 2.2.4. «Физические факторы производственной

среды. Гигиенические требования к микроклимату производствен-

ных помещений. Санитарные правила и нормы» (утв. постановле-

нием Госкомсанэпиднадзора России от 01.10.1996 № 21).

СН 2.2.4 / 2.1.8.562—96. «Шум на рабочих местах, в помещениях жи-

лых, общественных зданий и на территории жилой застройки. Са-

нитарные нормы» (утв. постановлением Госкомсанэпиднадзора

России от 31.10.1996 № 36).

Правила пожарной безопасности для объектов торговли. М. :

ИНФРА-М, 2006.

Санитарные правила и нормы для предприятий торговли и обще-

ственного питания. М. : Дашков и К°, 2006.

Косолапова Н.В.

К71 Охрана труда : учебник / Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко. — М. :

КНОРУС, 2016. —182 с. — (Среднее профессиональное образование).

Дополнительная литература

Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / Э. А. Арустамов

и др. / под ред. Э. А. Арустамова. 19-е изд., перераб. и доп. М. : Даш-

ков и Ко, 2014.

Безопасность жизнедеятельности : учебник для вузов / С. В. Белов

и др. / под ред. С. В. Белова. 7-е изд., стер. М. : Высшая школа, 2007.

Горохова С. С., Косолапова Н. В., Прокопенко Н. А. Основы микробио-

логии, производственной санитарии и гигиены : учеб. пособие.

5-е изд. стер. М. : Академия, 2013.

Коева В. А. Охрана труда в предприятиях общественного питания :

учеб. пособие. Ростов н/Д. : Феникс, 2005.

Попов Ю. П. Охрана труда : учеб. пособие. 4-е изд., перераб. М. :

КНОРУС, 2014.

Интернет-ресурсы

Академик. Словари и энциклопедии: http://dic.academic.ru /

Информационый портал «Охрана труда в России»: http://ohra na tru-

da.ru /

Информационный портал по охране труда: http://www.trudohrana.ru /

Роспотребнадзор Россиии: http://rospotrebnadzor.ru /

Российский образовательный портал: http://www.school.edu.ru

default.asp

Справочник «Охрана труда»: http://oxtrud.narod.ru /







4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований, графических работ, выполнения упражнений.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Уметь:


  • распознавать и классифицировать

конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;


Выполнение упражнений.

Тестирование.

  • определять виды

конструкционных

материалов;

Выполнение упражнений.

Тестирование.

  • выбирать материалы для конструкций

по их назначению и условиям эксплуатации;

Выполнение упражнений.

Тестирование

- проводить исследования и

испытания материалов.

Выполнение упражнений.

Тестирование.

Знать:


  • классификацию и способы получения композиционных материалов;

Выполнение упражнений.

Тестирование.

  • принципы выбора конструкционных материалов для их применения в производстве;

Выполнение упражнений.

Тестирование.

  • закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;

Выполнение упражнений.

Тестирование.

  • строение и свойства металлов, методы их исследования;


Выполнение упражнений.

Тестирование.

  • классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения.


Выполнение упражнений.

Тестирование.


6