РАБОЧАЯ ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП.04 ОСНОВЫ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ
для профессии среднего профессионального образования
15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (н
аплавки)
2016 год
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3
1.1. Область применения программы 3
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: 3
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины: 3
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины: 3
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 4
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение» 5
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ 9
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 9
3.2. Информационное обеспечение обучения 9
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ 10
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Основы материаловедения
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки рабочих, служащих (ППКРС) в соответствии с ФГОС СПО по профессиям, входящих в состав укрупненной группы профессий 15.00.00 Машиностроение 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированнойсварки (наплавки)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по профессиям рабочих: 15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированнойсварки (наплавки) газорезчик;
газосварщик;
электрогазосварщик;
электросварщик на автоматических и полуавтоматических машинах;
электросварщик ручной сварки.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
- входит в общепрофессиональный цикл.
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
Уметь: | Знать: |
| в профессиональной деятельности; |
| |
| |
деятельности; | |
| основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию |
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 60 часов;
самостоятельной работы обучающегося 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 90 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 60 |
в том числе: | |
лабораторные занятия | 10 |
контрольные работы | 2 |
Самостоятельная работа обучающегося | 30 |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Материаловедение»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Материаловедение | | 30/60/12 | |
Тема 1.1. Металловедение | Содержание: | 21/34 /10 | |
- Общие сведения о металлах и сплавах. - Состав и структура сплавов (методы изучения структуры металлов). | 1 1 | |
Внеаудиторная самостоятельная работа №1 Составить опорный конспект «О методах изучения структуры металлов» | 1 |
- Свойства металлов (физические, химические механические, технологические). | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №2 Составить опорный конспект «О механических свойствах конструкционных металлов» | 1 |
- Твердость металлов (определение твердости различными методами). | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №3 Используя учебник, описать в тетради определение твердости металлов различными методами | 1 |
- Производство чугуна. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №4 Зарисовать схему «Устройство доменной печи» | 1 |
- Производство стали. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №5 Составить опорный конспект «Производство стали». | 1 |
- Классификация и маркировка сталей. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №6 Составление карточек по расшифровке углеродистых сталей | 1 |
- Легированные стали с особыми свойствами (физическими и химическими). | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №7 Составление карточек по расшифровке легированных сталей | 1 |
Лабораторная работа №1 Ознакомление со структурой и свойствами сталей и чугунов | 2 |
- Медь и ее сплавы. - Алюминий и его сплавы. Титан и его сплавы. | 1 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №8 Составление карточек по расшифровке цветных металлов. | 1 |
-Олово, свинец, цинк и сплавы на их основе. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №9 Составить опорный конспект «Применение олово, свинец, цинк и сплавы на их основе при сварке» | 1 |
Лабораторная работа №2 Ознакомление со структурой и свойствами меди и её сплавами. | 2 |
- Баббиты и припои. Антифрикционные сплавы. - Металлокерамика. | 1 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №12 Составить опорный конспект почему сплавы получили большее распространение, чем чистые металлы | 1 |
- Термическая обработка. (Сущность и значение Т.О, способы нагревания изделий и измерения (определения) температур при технической обработке. Отжиг и нормализация углеродистой стали.) | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №13 Составить диаграмму «Отжиг и нормализация углеродистой стали.» | 2 |
- Общие сведения о процессе обработки давлением. - Холодная и горячая обработка давлением. | 1 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №17 Составить опорный конспект «Холодная и горячая обработка давлением.» | 1 |
- Основные виды обработки давлением | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №15 Используя учебник, описать в тетради назначение и дать сравнительную характеристику отжигу и нормализации | 1 |
- Закалка стали. (Отпуск стали. Дефекты закалки. Поверхностная закалка. Другие методы Т.О. стали. Цементация, азотирование, цианирование стали.) | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №16 Используя учебник, описать в тетради назначение и дать сравнительную характеристику закалка стали и отпуск стали. | 2 |
- Химико-термическая обработка стали. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №17 Обосновать выбор термообработки в зависимости от марки стали | 1 |
Лабораторная работа № 3 Влияние режимов термообработки на структуру и свойства стали | 2 |
- Коррозия металлов. (Сущность явлений коррозии. Простейшие способы защиты металлов от коррозии) | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №18 Составить таблицу «Коррозийная стойкость некоторых марок сталей в рабочих условиях» | 2 |
- Способы защиты металлов от коррозии. (Гальванический способ, полирование, обработка резцами.) | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №19 Обосновать выбор способа защиты металлов от коррозии: гальванический способ, полирование, обработка резцами. | 1 |
Лабораторная работа № 4 Влияние деформаций на механические свойства металлов и сплавов | 4 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №20 Повторить виды деформаций при сварке | 1 |
Контрольные работа | 2 |
Тема 1.2. Твердые сплавы, минералокерамические материалы. | Содержание: | 3/6/0 | |
- Общие сведения о минералокерамических материалах. | 2 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №21 Повторить основные виды минералокерамических материалов | 1 |
- Марки твердых сплавов по ГОСТу, их свойства и область применения. | 1 |
- Внеаудиторная самостоятельная работа №22 Составить опорный конспект «Минералокерамические материалы, их свойства и область применения | 1 |
- Спеченные твердые сплавы. | 1 |
- Внеаудиторная самостоятельная работа №23 Используя учебник, описать в тетради составить опорный конспект «Спеченные твердые сплавы.» | 1 |
Тема 1.3. Неметаллические материалы. | Содержание: | 6/8/2 |
- Основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах. | 1 | 2 |
Абразивные материалы. | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №24 Составить опорный конспект «Назначение антифрикционных сплавов», конспект «Абразивные материалы, их применение» | 2 |
- Характеристика абразивного инструмента. | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №25 Составить опорный конспект «Характеристика абразивного инструмента», | 2 |
- Общие сведения о пластмассах, основные пластмассы. - Пластмассы и технология их переработки в детали. | 1 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №26 Составить опорный конспект «Пластмассы и технология их переработки в детали» | 1 |
- Классификация и производство деталей из пластмасс. | 1 |
- Сварка пластмасс. | 1 |
Внеаудиторная самостоятельная работа №27 Составить опорный конспект «Сварка пластмасс» | 1 |
Лабораторная работа № 5 Ознакомление со структурой и свойствами композиционных материалов | 2 |
Всего: | 60 |
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного лаборатории материаловедения;
Оборудование учебного лаборатории:
-рабочее место преподавателя;
-посадочные места по количеству обучающихся;
-объемные модели металлических кристаллических решеток;
-комплект учебно-наглядных пособий «Материаловедение»
-образцы металлов (стали, чугуна, цветных металлов и сплавов);
-образцы неметаллических материалов.
Технические средства обучения:
-компьютер, мультимедийный проектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники | Дополнительные источники | Перечень Интернет-ресурсов |
1. Заплатин В.Н. (под ред.) Основы материаловедения (металлообработка) – М: ОИЦ Академия, 2013. | 1. Адаскин А.М., Зуев В.М. Материаловедение (металлообработка). – М: ОИЦ Академия, 2010. | 1. htt:// info-svarka.ru |
2. Заплатин В.Н. (под ред.) Лабораторный практикум в машиностроении и металлообработке – М: ОИЦ Академия, 2013. | 2. Остапенко Н.Н Кропивницкий И.Н. Технология металлов М.,Высшая Школа 1970г | |
- Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умения: | собеседование; лабораторные работы; тест; контрольная работа; зачёт учебные задачи комплексные ситуационные задания проблемные ситуационные задания |
выполнять механические испытания образцов материалов; |
использовать физико-химические методы исследования металлов; |
пользоваться справочными таблицами для определения свойств материалов; |
выбирать материалы для осуществления профессиональной деятельности; |
уметь читать и составлять технологические карты сварки конкретных деталей. |
Знания: |
основные свойства и классификацию материалов, использующихся в профессиональной деятельности; |
наименование, маркировку, свойства обрабатываемого материала; |
правила применения охлаждающих и смазывающих материалов; |
основные сведения о металлах и сплавах; |
основные сведения о неметаллических, прокладочных, уплотнительных и электротехнических материалах, стали, их классификацию |
4