ОП 08. Материаловедение
образовательной программы среднего профессионального образования
по профессии/специальности 22.02.06 Сварочное производство
Тольятти, 2020
Приложение 29
ОДОБРЕНА методическим объединением «МАШИНОСТРОЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ» | | Программа учебной дисциплины разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования по специальности 22.02.06 Сварочное производство |
Протокол № ___________________ | | |
от «__________________» 20____г. | | |
Руководитель МО: | | Зам.директора по УМР |
_______________ / Л.Т.Агафонова | | ___________________________ / И.И. Уренёва |
Составитель: | О.М. Видяева, преподаватель высшей квалификационной категории |
| |
| |
| |
Эксперты: | |
Внутренняя экспертиза: | |
Техническая экспертиза: | О.М. Видяева, преподаватель высшей квалификационной категории |
| |
Содержательная экспертиза: | Л.Т.Агафонова, руководитель МО «МАШИНОСТРОЕНИЕ И ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ» |
СОДЕРЖАНИЕ
| Стр. |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 4 |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 15 |
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 16 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ОП.08 МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЕ»
1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью образовательной программы – программы подготовки специалистов среднего звена (далее - ППССЗ) по специальности 22.02.06 Сварочное производство, входящей в состав укрупненной группы специальностей СПО 22.00.00 ТЕХНОЛОГИИ МАТЕРИАЛОВ.
Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки).
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общепрофессиональный цикл
Реализация программы направлена на формирование следующих общих и профессиональных компетенций:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Применять различные методы, способы и приёмы сборки и сварки конструкций с эксплуатационными свойствами.
ПК 1.2. Выполнять техническую подготовку производства сварных конструкций.
ПК 1.3. Выбирать оборудование, приспособления и инструменты для обеспечения производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 1.4. Хранить и использовать сварочную аппаратуру и инструменты в ходе производственного процесса.
ПК 2.1. Выполнять проектирование технологических процессов производства сварных соединений с заданными свойствами.
ПК 2.2. Выполнять расчёты и конструирование сварных соединений и конструкций.
ПК 2.3. Осуществлять технико-экономическое обоснование выбранного технологического процесса.
ПК 2.4. Оформлять конструкторскую, технологическую и техническую документацию.
ПК 2.5. Осуществлять разработку и оформление графических, вычислительных и проектных работ с использованием информационно- компьютерных технологий.
ПК 3.1. Определять причины, приводящие к образованию дефектов в сварных соединениях.
ПК 3.2. Обоснованно выбирать и использовать методы, оборудование, аппаратуру и приборы для контроля металлов и сварных соединений.
ПК 3.3. Предупреждать, выявлять и устранять дефекты сварных соединений и изделий для получения качественной продукции.
ПК 3.4. Оформлять документацию по контролю качества сварки.
ПК 4.1. Осуществлять текущее и перспективное планирование производственных работ.
ПК 4.2. Производить технологические расчёты на основе нормативов технологических режимов, трудовых и материальных затрат.
ПК 4.3. Применять методы и приёмы организации труда, эксплуатации оборудования, оснастки, средств механизации для повышения эффективности производства.
ПК 4.4. Организовывать ремонт и техническое обслуживание сварочного производства по Единой системе планово-предупредительного ремонта.
ПК 4.5. Обеспечивать профилактику и безопасность условий труда на участке сварочных работ.
1.3. Цель и планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
Обязательная часть программы:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам;
определять виды конструкционных материалов;
выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации;
проводить исследования и испытания материалов;
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии;
классификацию и способы получения композиционных материалов;
принципы выбора конструкционных материалов для их применения в производстве;
строение и свойства металлов, методы их исследования;
классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения;
Вариативная часть программы: 50 час.
С целью реализации требований работодателей в результате освоения дисциплины обучающийся должен
уметь:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
знать:
методы оценки основных свойств машиностроительных материалов;
физико-химические основы процессов, происходящих в металлах и сплавах при различных воздействиях.
№, наименование темы | Кол-во часов | |
Тема 1.2. Свойства металлов и сплавов. | 4 | |
Тема 2.3 Сплавы железа с углеродом. Тема 3.2. Чугуны. Тема 3.3 Стали Тема 5.1 Цветные металлы и сплавы Тема 7.1. Неметаллические материалы. Композиционные материалы. Тема 9.3. Тугоплавкие металлы и сплавы и сплавы | 20 |
Тема 8.1. Материалы для сварки и пайки. Тема 9.2 Жаростойкие и жаропрочные сплавы Тема 9.3 Тугоплавкие металлы и сплавы и сплавы Тема 10.1 Основы нанотехнологии | 26 |
1.5. Количество часов на освоение программы дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося - 123 час., в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 82 час.;
самостоятельной работы обучающегося - 41 час.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 123 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 82 |
в том числе: | |
| 36 |
| 36 |
| - |
| 10 |
| - |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 41 |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2 Тематический план
№ п/п | Наименование раздела, темы | количество часов |
макси-мальная учебная нагрузка | самос-тоятель-ная работа | аудиторная учебная нагрузка: |
всего | в т.ч. ЛР и ПЗ |
| | | | | |
| 2 курс 3 семестр | 123 | 41 | 82 | 36 |
Раздел 01 | Основы материаловедения | 14 | 4 | 10 | 6 |
Тема 1.1. | Предмет материаловедения. Тенденция развития материаловедения | 6 | - | 6 | - |
Тема 1.2. | Свойства металлов и сплавов | 10 | 4 | 6 | 6 |
Раздел 02 | Основы металловедения | 12 | 4 | 8 | - |
Тема 2.1. | Металлы | 2 | - | 2 | - |
Тема 2.2 | Сплавы | 2 | - | 2 | - |
Тема 2.3 | Сплавы железа с углеродом | 8 | 4 | 4 | - |
Раздел 03 | Железоуглеродистые сплавы | 18 | 4 | 14 | 6 |
Тема 3.1 | Основы производства металлов | 2 | - | 2 | - |
Тема 3.2 | Чугуны | 4 | - | 4 | - |
Тема 3.3 | Стали | 12 | 4 | 8 | 6 |
Раздел 04 | Термическая и химико-термическая обработка | 10 | 4 | 6 | 6 |
Тема 4.1 | Технология термической обработки стали | 10 | 4 | 6 | 6 |
Раздел 05 | Цветные металлы и сплавы | 14 | 4 | 10 | - |
Тема 5.1 | Цветные металлы и сплавы | 14 | 4 | 10 | - |
| | | | | |
Раздел 06 | Виды обработки металлов | 6 | 4 | 2 | - |
Тема 6.1 | Виды обработки металлов | 6 | 4 | 2 | - |
Раздел 07 | Неметаллические материалы. Композиционные материалы | 10 | 4 | 6 | 6 |
Тема 7.1 | Неметаллические материалы. Композиционные материалы | 10 | 4 | 6 | 6 |
Раздел 08 | Материалы для сварки и пайки | 10 | 4 | 6 | - |
Тема 8.1 | Материалы для сварки и пайки | 10 | 4 | 6 | - |
Раздел 09 | Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды | 18 | 4 | 14 | 12 |
Тема 9.1 | Коррозионно- стойкие сплавы. | 6 | 4 | 2 | - |
Тема 9.2 | Жаростойкие и жаропрочные сплавы | 6 | - | 6 | 6 |
Тема 9.3 | Тугоплавкие металлы и сплавы и сплавы | 6 | - | 6 | 6 |
Раздел 10 | Основы нанотехнологии | 9 | 5 | 6 | - |
Тема 10.1 | Основы нанотехнологии | 9 | 5 | 4 | - |
| Курсовая работа (проект) | - | - | - | - |
Всего | 123 | 41 | 82 | 36 |
2.3. Содержание учебной дисциплины
Номер и наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 01. Основы материаловедения | | 14 | |
Тема 1.1 Предмет материаловедения. Тенденция развития материаловедения | Содержание учебного материала: | - | 1 |
Исследовательские уроки по темам: | 4 |
1. | Предмет и история материаловедения. Атом. Молекула. Химическая связь. Фазовое состояние вещества. Газ и жидкость. Твердое тело. Тенденция и перспектива развития материаловедения. |
Лабораторные работы: | - | |
Самостоятельная работа: | - |
Тема 1.2 Свойства металлов и сплавов | Содержание учебного материала: | - | |
Лабораторные работы: | 5 | |
1. | № 1. Изучение процессов коррозии металлов и сплавов. |
2. | Контрольная работа №1 | 1 |
Самостоятельная работа: Подготовить реферат по теме: «Структурные методы исследования материалов». Самоконтроль знаний | 4 |
Раздел 02. Основы металловедения | | 12 | |
Тема 2.1 Металлы | Содержание учебного материала: | - | |
Исследовательские уроки по теме: | 2 | 1 |
1. | Основные свойства и классификация металлов. |
Лабораторные работы: | - | |
Самостоятельная работа: | - |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 2.2 Сплавы | Содержание учебного материала: | - | |
Семинар по темам: | 2 | 2 |
1. | Фазы металлических сплавов. Диаграммы состояния сплавов. | |
Лабораторные работы: | - |
Самостоятельная работа: | - |
Тема 2.3 Сплавы железа с углеродом. | Содержание учебного материала: | | |
Семинар по темам: | 3 | 2 |
1. | Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Диаграмма состояния железо-цементит. Сплавы железа с углеродом. |
2. | Контрольная работа №2 | 1 |
Лабораторные работы: | - | |
Самостоятельная работа: Подготовить проект по теме: Металлы, соединение металлов и их применение. | 4 |
Раздел 03. Железоуглеродистые сплавы. | | 18 |
Тема 3.1 Основы производства металлов. | Содержание учебного материала: | - |
Защита проектов по темам: | 2 | 2 |
1. | Производство чугуна. Производство стали. Порошковая металлургия. Металлы, соединение металлов и их применение. | |
Лабораторные работы: | - |
Самостоятельная работа: | - |
Тема 3.2 Чугуны | Содержание учебного материала: | 2 |
1. | Классификация чугунов. Серый чугун. Белый и ковкий чугун. Легированный чугун. | 2 |
Урок-исследование по теме | 2 | 1 |
2. | «Структура и свойства чугуна». |
Лабораторные работы: | - | |
Самостоятельная работа: | - |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 3.3 Стали | Содержание учебного материала: | | |
1. | Общая классификация сталей. Углеродистые стали. Легированные стали. Инструментальные стали и твердые сплавы. Стали и сплавы со специальными свойствами. | 1 | 2 |
Лабораторные работы: | 6 | |
1. | №2. Изучение структуры и свойств углеродистых сталей и чугунов. |
2. | Контрольная работа №3 | 1 |
Самостоятельная работа: Подготовить проект по теме: «Производство чугуна и стали» Самоконтроль знаний | 4 |
Раздел 04. Термическая и химико-термическая обработка | | 10 |
Тема 4.1. Технология термической обработки стали | Содержание учебного материала: | - | 2 |
Лабораторные работы: | 6 | |
1. | №3. Изучение структуры стали после термической и химико-термической обработки. |
Самостоятельная работа: Подготовить рефераты по темам: «Определение дефекта и брака при термической обработки. Изучение структуры стали после термической и химико-термической обработки» | 4 |
Раздел 05. Цветные металлы и сплавы | | 14 |
Тема 5.1 Цветные металлы и сплавы | Содержание учебного материала: | 5 | 1 |
1. | Алюминий и его сплавы. Медь и ее сплавы. |
2. | Титан и его сплавы. Магний и его сплавы |
3. | Контрольная работа №4 | 1 | - |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 5.1 Цветные металлы и сплавы | Исследовательские уроки по темам: | 4 | 2 |
4. | Баббиты и припои. Антифрикционные сплавы. Металлокерамика. Сплавы на основе бериллия |
Лабораторные работы: | - | |
Самостоятельная работа: Подготовка проектов по теме «Применение цветных металлов и сплавов в машиностроении» | 4 |
Раздел 06. Виды обработки металлов | | 6 |
Тема 6.1 Виды обработки металлов | Содержание учебного материала: | 1 |
1. | Литейное производство. Обработка металлов давлением (ОМД). Сварочное производство. | 1 |
2. | Контрольная работа №5 | 1 | - |
Лабораторные работы: | - | |
Самостоятельная работа: Подготовить проект по темам: «Обработка металлов давлением (ОМД)», « Сварочное производство». | 4 |
Раздел 07. Неметаллические материалы. Композиционные материалы. | | 10 |
Тема 7.1 Неметаллические материалы. Композиционные материалы. | Содержание учебного материала: | - | 2 |
Лабораторные работы: | 6 | |
1. | №4. Ознакомление с видами и свойствами пластмасс, резины, дерева и стекла: знать их свойства и недостатки. |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 7.1 Неметаллические материалы. Композиционные материалы. | Самостоятельная работа: Подготовить рефераты по темам: Электроизоляционные, прокладочные, уплотнительные, обивочные и клеящие материалы. Лакокрасочные материалы. Материалы для нанесения покрытий. Графитоуглеродные материалы. Абразивные материалы. Композиционные материалы. | 4 | |
Раздел 08. Материалы для сварки и пайки. | | 10 |
Тема 8.1 Материалы для сварки и пайки. | Содержание учебного материала: | 2 | 1 |
1. | Материалы для сварки сталей. Сварные конструкции. |
Защита проектов по темам: | 3 | 2 |
1. | «Обработка металлов давлением (ОМД)», « Сварочное производство». «Выбор материала в зависимости от условий эксплуатации». «Материалы для сварки чугуна и цветных металлов». «Пайка металлов». «Припои. Флюсы». «Термическая обработка паяных деталей». |
2. | Контрольная работа №6 | 1 | - |
Лабораторные работы: | - | |
Самостоятельная работа: Подготовить проект по теме: «Выбор материала в зависимости от условий эксплуатации». | 4 |
Раздел 09. Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды | | 18 |
Тема 9.1 Коррозионно-стойкие сплавы. | Содержание учебного материала: | - | 2 |
Защита проектов по темам: | 2 | |
1. | «Тугоплавкие металлы и сплавы и сплавы. Хладостойкие сплавы. Радиационно-стойкие сплавы. Сплавы с памятью формы». «Коррозионно-стойкие сплавы». | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Тема 9.1 Коррозионно-стойкие сплавы. | Самостоятельная работа: Подготовить проекты по темам: «Тугоплавкие металлы и сплавы и сплавы. Хладостойкие сплавы. Радиационно-стойкие сплавы. Сплавы с памятью формы» | 4 | |
Тема 9.2 Жаростойкие и жаропрочные сплавы | Содержание учебного материала: | - | |
Лабораторные работы: | 6 | |
1. | №5. Определение удельного сопротивления проводниковых материалов |
Самостоятельная работа: | - |
Тема 9.3 Тугоплавкие металлы и сплавы и сплавы | Содержание учебного материала: | | |
Лабораторные работы: | 6 | |
1. | №6. Исследование магнитных свойств электротехнических сталей. |
Самостоятельная работа: | - |
Раздел 10. Основы нанотехнологий | | 11 |
Тема 10.1 Основы нанотехнологии. | Содержание учебного материала: | - |
Защита проектов по темам: | 4 | 2 |
1. | Область применения графенов, углеродных нанотрубок и фуллеренов |
2. | Контрольная работа №7 | 2 | |
Лабораторные работы: | - | |
Самостоятельная работа: Разработка проекта по теме: Область применения графенов, углеродных нанотрубок и фуллеренов | 5 |
| Курсовая работа (проект) | - |
Всего | 123 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Материально-техническое обеспечение реализации программы:
Реализация программы дисциплины требует наличия лаборатории «Материаловедение»
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории:
лабораторные стенды для исследования свойств металлов и сплавов;
металлографические микроскопы, образцы металлов и сплавов;
комплект образцов металлов и сплавов;
комплект образцов неметаллов;
комплект плакатов;
комплект учебно-методической документации;
наглядные пособия;
посадочные места по количеству обучающихся;
рабочее место преподавателя;
Технические средства обучения:
компьютеры с лицензионным программным обеспечением для обучающихся и преподавателя;
мультимедиапроектор;
широкоформатный принтер Xerox 7142
3.2. Информационное обеспечение реализации программы:
3.2.1. Печатные издания
Основы материаловедения (металлообработка) [Текст]:Учебник/ [В. Н. Заплатин, Ю. И. Сапожников, А. В. Дубов и др.] ; под ред. В. Н. Заплатина. — 6-е изд.,перераб. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. —272 с.
Справочник техника-сварщика [Текст] / В.В. Овчинников. - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 304 с.
Скопцова Н.И. Основы электроматериаловедения. Практикум [Текст]: учеб.пособие/ Н.И. Скобцова. – М.: Академия, 2016.-108с.
Дополнительные источники:
Пейсахов А.М. Материаловедение и технология конструкционных материалов, - СПб, Высшая школа, 2003.
Адаскин А.М. Материаловедение (металлообработка) – М., Профобриздат, 2002.
Заплатин В.Н. Справочное пособие по материаловедению – М., Академия, 2008.
Заплатин В.Н. Основы материаловедения (металлообработка), Рабочая тетрадь – М., Академия, 2007.
Соколова Е.Н. Материаловедение, Рабочая тетрадь- М., Академия, 2007.
3.2.2. Электронные издания (электронные ресурсы)
Российское образование. Федеральный портал//Режим доступа: http://www.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам//Режим доступа: http://window.edu.ru/
Федеральный центр информационных образовательных ресурсов. Каталог //Режим доступа: http://fcior.edu.ru/
Открытый класс. Сетевые образовательные сообщества // Режим доступа: http://www.openclass.ru/sub/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов// Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практикума, лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися внеаудиторной самостоятельной работы.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Критерии оценки | Формы и методы оценки |
Раздел 01. Основы материаловедения |
Умения: распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; проводить исследования и испытания материалов; | | Лабораторная работа. Практикум |
Знания: закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии; строение и свойства металлов, методы их исследования; классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; физико-химические основы процессов, происходящих в металлах и сплавах при различных воздействиях (ВЧ). | Подготовить реферат по теме: «Структурные методы исследования материалов». контрольная работа №1 | самостоятельная работа контрольная работа |
Раздел 02. Основы металловедения |
Умения: распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; определять виды конструкционных материалов; | Семинар по темам: Структурные составляющие железоуглеродистых сплавов. Диаграмма состояния железо-цементит. Сплавы железа с углеродом | Практикум |
Знания: строение и свойства металлов, методы их исследования; классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; методы оценки основных свойств машиностроительных материалов; физико-химические основы процессов, происходящих в металлах и сплавах при различных воздействиях (ВЧ). | Подготовить проект по теме: Металлы, соединение металлов и их применение. контрольная работа №2 | внеаудиторная самостоятельная работа контрольная работа |
Раздел 03. Железоуглеродистые сплавы |
Умения: распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; определять виды конструкционных материалов; выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; выбирать материалы для изготовления изделий машиностроения (ВЧ); | Урок-исследование по теме «Структура и свойства чугуна». Семинар по темам: Углеродистые стали. Легированные стали. Инструментальные стали и твердые сплавы. Лабораторная работа №2 Изучение структуры и свойств углеродистых сталей и чугунов. | Практикум Лабораторная работа. |
Знания: классификацию и способы получения композиционных материалов; принципы выбора конструкционных материалов для их применения в производстве; строение и свойства металлов, методы их исследования; классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; методы оценки основных свойств машиностроительных материалов (ВЧ); физико-химические основы процессов, происходящих в металлах и сплавах при различных воздействиях (ВЧ). | Подготовить проект по теме: «Производство чугуна и стали» контрольная работа №3 | внеаудиторная самостоятельная работа контрольная работа |
Раздел 04. Термическая и химико-термическая обработка |
Умения: определять виды конструкционных материалов; выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; | Лабораторная работа №3 Изучение структуры стали после термической и химико-термической обработки. Семинар по теме: Технология термической обработки стали. | Лабораторная работа. Практикум |
Знания: закономерности процессов кристаллизации и структурообразования металлов и сплавов, основы их термообработки, способы защиты металлов от коррозии; принципы выбора конструкционных материалов для их применения в производстве; строение и свойства металлов, методы их исследования; классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; методы оценки основных свойств машиностроительных материалов (ВЧ); физико-химические основы процессов, происходящих в металлах и сплавах при различных воздействиях (ВЧ). | Подготовить рефераты по темам: «Определение дефекта и брака при термической обработки. Изучение структуры стали после термической и химико-термической обработки» | внеаудиторная самостоятельная работа – |
Раздел 05. Цветные металлы и сплавы |
Умения: распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; определять виды конструкционных материалов; выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; выбирать материалы для изготовления изделий машиностроения (ВЧ); | Исследовательские уроки по темам: Титан и его сплавы. Магний и его сплавы. Баббиты и припои. Антифрикционные сплавы. Металлокерамика. Сплавы на основе бериллия | Практикум |
Знания: классификацию и способы получения композиционных материалов; принципы выбора конструкционных материалов для их применения в производстве; строение и свойства металлов, методы их исследования; классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; методы оценки основных свойств машиностроительных материалов (ВЧ); | Подготовка проектов по теме «Применение цветных металлов и сплавов в машиностроении» контрольная работа№4 | внеаудиторная самостоятельная работа контрольная работа |
Раздел 06. Виды обработки металлов |
Знания: принципы выбора конструкционных материалов для их применения в производстве; классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; физико-химические основы процессов, происходящих в металлах и сплавах при различных воздействиях (ВЧ). | Подготовить проект по темам: «Обработка металлов давлением (ОМД)», « Сварочное производство». контрольная работа №5 | внеаудиторная самостоятельная работа контрольная работа |
Раздел 07. Неметаллические материалы. Композиционные материалы |
Умения: распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; определять виды конструкционных материалов; выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; выбирать материалы для изготовления изделий машиностроения (ВЧ); | Лабораторная работа №4 Ознакомление с видами и свойствами пластмасс, резины, дерева и стекла: знать их свойства и недостатки. | Лабораторная работа |
Знания: классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; методы оценки основных свойств машиностроительных материалов (ВЧ); | Подготовить рефераты по темам: Электроизоляционные, прокладочные, уплотнительные, обивочные и клеящие материалы. Лакокрасочные материалы. Материалы для нанесения покрытий. Графитоуглеродные материалы. Абразивные материалы. Композиционные материалы | внеаудиторная самостоятельная работа |
Раздел 08. Материалы для сварки и пайки |
Умения: распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; определять виды конструкционных материалов; выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; выбирать материалы для изготовления изделий машиностроения (ВЧ); | Защита проектов по темам: «Обработка металлов давлением (ОМД)», « Сварочное производство». «Выбор материала в зависимости от условий эксплуатации». «Материалы для сварки чугуна и цветных металлов». «Пайка металлов». «Припои. Флюсы». «Термическая обработка паяных деталей». | Практикум |
Знания: принципы выбора конструкционных материалов для их применения в производстве; строение и свойства металлов, методы их исследования; классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; методы оценки основных свойств машиностроительных материалов (ВЧ); | Подготовить проект по теме: «Выбор материала в зависимости от условий эксплуатации». контрольная работа №6 | внеаудиторная самостоятельная работа контрольная работа |
Раздел 09. Материалы, устойчивые к воздействию температуры и рабочей среды |
Умения: выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; выбирать материалы для изготовления изделий машиностроения (ВЧ); | Лабораторная работа №5 Исследование магнитных свойств электротехнических сталей. Лабораторная работа №6 Определение удельного сопротивления проводниковых материалов Обзорная конференция по теме: Жаростойкие и жаропрочные сплавы Защита проектов по темам: «Тугоплавкие металлы и сплавы и сплавы. Хладостойкие сплавы. Радиационно-стойкие сплавы. Сплавы с памятью формы» | Лабораторная работа. Практикум |
Знания: принципы выбора конструкционных материалов для их применения в производстве; строение и свойства металлов, методы их исследования; классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; методы оценки основных свойств машиностроительных материалов (ВЧ); физико-химические основы процессов, происходящих в металлах и сплавах при различных воздействиях. | внеаудиторная самостоятельная работа | Подготовить проекты по темам: «Тугоплавкие металлы и сплавы и сплавы. Хладостойкие сплавы. Радиационно-стойкие сплавы. Сплавы с памятью формы» |
Раздел 10. Основы нанотехнологии |
Умения: распознавать и классифицировать конструкционные и сырьевые материалы по внешнему виду, происхождению, свойствам; определять виды конструкционных материалов; выбирать материалы для конструкций по их назначению и условиям эксплуатации; проводить исследования и испытания материалов; выбирать материалы для изготовления изделий машиностроения (ВЧ); | Практикум | Защита проектов по темам: Область применения графенов, углеродных нанотрубок и фуллеренов |
Знания: классификацию материалов, металлов и сплавов, их области применения; методы оценки основных свойств машиностроительных материалов (ВЧ); | Разработка проекта по теме: Область применения графенов, углеродных нанотрубок и фуллеренов контрольная работа №7 | внеаудиторная самостоятельная работа – контрольная работа |
ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЕННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
|
БЫЛО: | СТАЛО: |
Основание: Протокол № ___ от «_______» 20__г. Руководитель МО: ____________________ / __________________________________ подпись И.О.Фамилия |
9