СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа учебной дисциплины оп 09

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебной дисциплины ОП09 ОХРАНА ТРУДА И БЕРЕЖЛИВОЕ ПРОИЗВОДСТВО подготовки специалистов среднего звена по специальности 15.02.12 "Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа учебной дисциплины оп 09»

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Симский механический техникум»





УТВЕРЖДАЮ:


Заместитель директора по УПР:

_______________/И.Г. Степанова/

«____»____________ 2021


УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УПР:

_______________/И.Г. Степанова/

«____»____________ 2022


УТВЕРЖДАЮ:

Заместитель директора по УПР:

_______________/И.Г. Степанова/

«____»____________ 2023






РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 09 Охрана труда и бережливое производство

подготовки специалистов среднего звена по специальности

15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»



2021г.

Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»


Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Симский механический техникум»


Разработчик: О.А.Корочкина, преподаватель высшей категории



Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии профессиональных дисциплин


Протокол № __________от «______»_____________2021 г.

Председатель ЦК:______________________/_______________________/


Протокол № __________от «______»_____________2022г.

Председатель ЦК:______________________/_______________________/


Протокол № __________от «______»_____________2023г.

Председатель ЦК:______________________/_______________________/


Согласовано с работодателем____________________________________
















СОДЕРЖАНИЕ стр


.

  1. ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


5

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


7

  1. условия реализации рабочей программы учебной дисциплины


11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины


13































1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНой ДИСЦИПЛИНЫ

ОП 09 Охрана труда и бережливое производство

    1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»


Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения и металлообработки при наличии (полного) общего образования.


    1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи с общепрофессиональными дисциплинамиОП. 01 Инженерная графика,ОП. 02 Материаловедение, ОП. 03 Техническая механика, ОП.04 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия, ОП. 05 Электротехника и основы электроника, ОП.06 Технологическое оборудование, ОП. 07 Технология отрасли, ОП.08 Обработка металлов резанием, станки и инструменты, ОП. 10 Экономика отрасли, ОП. 11 Информационные технологии в профессиональной деятельности, ОП. 12 Безопасность жизнедеятельности, профессиональными модулямиПМ.01.Осуществлять монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы, ПМ.02. Осуществлять техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования и ПМ. 03.Организовывать ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию.


    1. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся долженуметь:

1. Применять средства индивидуальной и коллективной защиты;

2. Использовать экобиозащитную и противопожарную технику;

3.Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;

4.Проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

5.Соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;

6. Проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды.


В результате освоения дисциплины обучающийся должензнать:

1. Действие токсичных веществ на организм человека;

2. Меры предупреждения пожаров и взрывов;

3. Категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;

4. Основные причины возникновения пожаров и взрывов;

5.Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

6. Правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;

7. Правила безопасной эксплуатации механического оборудования;

8. Профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии;

9. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;

10. Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях,

11. Систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;

12. Средства и методы повышения безопасности технических средств технологических процессов.

1.4 Объекты оценивания – результаты освоения УД

В результате освоения учебной дисциплины студент осваивает элементы компетенций:

Общие и профессиональные компетенции

Дескрипторы сформированности

(действия)

Уметь

Знать

ОК 01Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам


Распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах.

Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности.

Определение потребности в информации и ее поиск.

Определение этапов решения задачи.

Разработка детального плана действий.

Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы;

составлять план действия; определять необходимые ресурсы;

владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план;

оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника).

Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях;

методы работы в профессиональной и смежных сферах;

структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности.


ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности


Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач.

Проведение анализа полученной информации, выделение в ней главных аспектов.

Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности

Определять задачи для поиска информации;

определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска;

структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации;

оценивать практическую значимость результатов поиска;

оформлять результаты поиска

Номенклатуру информационных источников применяемых в профессиональной деятельности;

приемы структурирования информации;

формат оформления результатов поиска информации


ОК 0 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие

Определение траектории профессионального развития и самообразования

Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности;

Применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования

Содержание актуальной нормативно-правовой документации;

современную научную и профессиональную терминологию; возможные траектории профессионального развития и самообразования


ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами

Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач


Организовывать работу коллектива и команды;

взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности.


Психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности;

основы проектной деятельности

ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

Определение потребности в информации и ее поиск.

Определение этапов решения задачи.


Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе

Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений.

ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей.


Описывать значимость своей профессии (специальности)

Сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности)

ОК 07

Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.


Проведение анализа полученной информации, выделение в ней главных аспектов

Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

Осуществлять в общем виде оценку антропогенного Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности;

Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий;

Грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией

Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания;

Условия устойчивого состояния экосистем;

Принципы и методы рационального природопользования;

Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу;

Методы экологического регулирования;

Организационные и правовые средства охраны окружающей среды.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности

Планирование профессиональной деятельности

Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение

Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности.

ПК 3.4. Организовывать выполнение производственных заданий с соблюдением норм охраны труда

Организации выполнения производственных заданий с соблюдением норм охраны труда

- В рамках должностных полномочий организовывать рабочие места, согласно требованиям охраны труда и отраслевым стандартам;

- проводить производственный инструктаж подчиненных;

- использовать средства материальной и нематериальной мотивации подчиненного персонала для повышения эффективности решения производственных задач;

- контролировать выполнение подчиненными производственных заданий на всех стадиях работ;

- обеспечивать безопасные условия труда; контролировать соблюдение подчиненным персоналом требований охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности;

- разрабатывать предложения по улучшению работы на рабочем месте с

Методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала; методы оценки качества выполняемых работ;

правила охраны труда, противопожарной и экологической безопасности, правила внутреннего трудового распорядка;

виды, периодичность и правила оформления инструктажа; организацию производственного и технологического процесса;



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем в часах

Объём образовательной нагрузки

60

Всего учебных занятий

60

в том числе:

практические занятия

10

Самостоятельная работа

-

Промежуточная аттестация проводится в форме зачёта (с оценкой)


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.09 Охрана труда и бережливое производство»


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся

Объем в часах

Осваиваемые элементы компетенций

1

2

3

4

Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации

10


Тема 1.1.Основные положения законодательства об охране труда


Содержание учебного материала

4



ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.


1. Правовые и нормативные основы безопасности труда: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, правила безопасности, система строительных норм и правил.

2. Структура системы стандартов безопасности труда Ростехрегулирования России.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 1.2.Организация работы по охране труда в организации

Содержание учебного материала

6



ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.


1.Организационные основы безопасности труда: органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда, обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда (аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; расследование и учёт несчастных случаев на производстве, анализ травматизма, профессиональные заболевания, ответственность за нарушения требований по охране труда).Экономические механизмы управления безопасностью труда. Электронные системы в области охраны труда.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ


Самостоятельной работыобучающихся

-

Раздел 2.

10


Тема 2.1.Потенциально опасные и вредные производственные факторы

Содержание учебного материала

4


ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.


1.Опасные и вредные производственные факторы: основные понятия, классификация. Источники возникновения опасных и вредных факторов: производственный шум и вибрация; микроклимат производственных помещений; производственное освещение; электрический ток. Опасные факторы комплексного характера: взрыво- и пожаробезопасность; герметичные системы, находящиеся под давлением; статическое электричество.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

2

  1. 1.Практическая работа Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе.

2

Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 2.2.Методы и средства защиты от воздействия негативных факторов

Содержание учебного материала

6




ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.


1. Средства индивидуальной защиты: классификация, основные требования. Основные методы защиты человека от опасных и вредных производственных факторов. Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности. Экобиозащитная техника

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

  1. 1. Определение параметров микроклимата на рабочем месте.

  2. Определение освещенности на рабочем месте

4

Самостоятельная работа обучающихся

-

Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности

18


Тема 3.1.Требования охраны труда при монтаже промышленного оборудования

Содержание учебного материала


6




ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.


1. Требования к устройству и размещению промышленного оборудования и их инженерному оборудованию. Системы противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ). Требования к оборудованию. Требования к монтажным работам.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

-


Самостоятельная работа обучающихся

-

Тема 3.2.Требования по охране труда при эксплуатации промышленного оборудования

Содержание учебного материала


6

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.


1. Требования к работникам и к рабочим местам промышленного оборудования. Предельно допустимые концентрации (ПДК). Применение индивидуальных средств защиты. Локализация аварийных ситуаций и оценка их последствий. Требования по безопасному ведению технологического процесса и безопасности эксплуатации механического оборудования.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

4

  1. Основные приемы медицинской помощи.

  2. Оказание первой помощи пострадавшим


4

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 3.3. Пожарная безопасность и пожарная профилактика

Содержание учебного материала

6



ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.


1.Государственные меры обеспечения пожарной безопасности. Функции органов Государственного пожарного надзора и их права. Классификация помещений по взрывопожарной и пожарной опасности. Задачи пожарной профилактики. Организация пожарной охраны. Ответственные лица за пожарную безопасность. Пожарно-техническая комиссия. Первичные средства пожаротушения. Эвакуация людей при пожаре.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ


Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Раздел 4. Промышленная и экологическая безопасность

12

Тема 4.1.Охрана окружающей среды

Содержание учебного материала


4

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.


1. Экологические проблемы, возникающие в процессе производственной деятельности. Охрана окружающей среды и обеспечение безопасности при осуществлении производственной деятельности. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов. Экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды. Профилактические мероприятия по охране окружающей среды.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ




Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Тема 4.2.

Контроль и надзор в области охраны окружающей среды

Содержание учебного материала


8

ОК 01-11,

ПК 1.1.-1.3.

ПК 2.1-2.4.

ПК 3.1.-3.4.


1. Нормирование в области охраны окружающей среды. Оценка качества окружающей среды. Принципы, методы и средства защиты окружающей среды от загрязнения. Утилизация и захоронение отходов. Методы и средства защиты воздушного бассейна. Защита водных ресурсов от загрязнения сточными водами. Охрана недр и почв.

2.Осуществление контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения. Мониторинг в области охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза. Международное сотрудничество в области экологии.

В том числе, практических занятий и лабораторных работ

10

Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика

-

Всего:

60


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:

Кабинет «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда»оснащенный оборудованием:

- рабочее место преподавателя;

- рабочие места по количеству обучающихся;

- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда и техника безопасности»;

- комплекты индивидуальных средств защиты;

- робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи;

- контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;

- медицинская аптечка.

техническими средствами обучения: - компьютер;- проектор;- экран;- комплект видеофильмов по охране труда.


3.2. Информационное обеспечение реализации программы

Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе

Основные источники:

1 . Девисилов В.А. Охрана труда. Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФА-М, 2007. - 400 с.

2. Медведев В.Т, Новиков С.Г, Каранюлец, Маслова Т.Н. Охрана труда и промышленная экология. Учебник для студентов учреждений среднего проф. образования. – 5-еизд., стер. - М.:»Академия», 2013. -416с.


Дополнительные источники:

1. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: учебное пособие для СПО / Под ред. П.П. Кукина.- М.: Высш. шк.. 2006.- 431 с.

2. Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Сборник законодательных и нормативных, правовых актов по охране труда. УПЦ «Талант»-2008. 208с.


Интернет-ресурсы:

1. http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;

2.http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности; 3. http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;

4. http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;

5. http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;

6. http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;

7. http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;


КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Результаты обучения

Критерии оценки

Методы оценки

Знания:

Действие токсичных веществ на организм человека;

Меры предупреждения пожаров и взрывов;

Категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;

Основные причины возникновения пожаров и взрывов;

Показывает высокий уровень знания основных понятий, принципов и законов в области защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;


Оценка решений ситуационных задач

Тестирование

Устный опрос

Практические занятия

Ролевые игры

Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;

Правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;

Правила безопасной эксплуатации механического оборудования; Профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии;

Предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;

Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;

Систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;

Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов.

Демонстрирует системные знания требований по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении монтажных работ, техническом обслуживании и ремонте промышленного оборудования.




Умения:

Применять средства индивидуальной и коллективной защиты.




Демонстрирует умение использовать средства индивидуальной защиты и оценивать правильность их применения.

Владеет навыками по организации охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении нескольких видов технологических процессов.

Проектная работа

Наблюдение в процессе практических занятий

Оценка решений ситуационных задач

Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;


Использовать экобиозащитную и противопожарную технику.



Демонстрирует умение

пользоваться принципами разработки технических решений и технологий в области защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий;

Способен разрабатывать систему документов по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды в монтажной или сервисной организации в целом.

Проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;

Проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды;

Соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса.

Способен осуществлять идентификацию опасных и вредных факторов, создаваемых средой обитания и производственной деятельностью человека.



Визуально определять

Пригодность СИЗ к использованию.

Демонстрирует самостоятельность во владении навыков оценки технического состояния и остаточного ресурса промышленного оборудования в целом, отдельных элементов и СИЗ.


Разработчики:

ГБПОУ СМТ преподаватель общепрофессиональных дисциплин

Корочкина О.А.


Эксперты:

_________________ _________________ _____________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

_________________ ___________________ ______________

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия