Министерство образования и науки Челябинской области
государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
«Симский механический техникум»
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УПР:
_______________/И.Г. Степанова/
«____»____________ 2021
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УПР:
_______________/И.Г. Степанова/
«____»____________ 2022
УТВЕРЖДАЮ:
Заместитель директора по УПР:
_______________/И.Г. Степанова/
«____»____________ 2023
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 09 Охрана труда и бережливое производство
подготовки специалистов среднего звена по специальности
15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»
2021г.
Рабочая программа учебной дисциплиныразработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»
Организация-разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Симский механический техникум»
Разработчик: О.А.Корочкина, преподаватель высшей категории
Рассмотрена и одобрена на заседании цикловой комиссии профессиональных дисциплин
Протокол № __________от «______»_____________2021 г.
Председатель ЦК:______________________/_______________________/
Протокол № __________от «______»_____________2022г.
Председатель ЦК:______________________/_______________________/
Протокол № __________от «______»_____________2023г.
Председатель ЦК:______________________/_______________________/
Согласовано с работодателем____________________________________
СОДЕРЖАНИЕ стр
| . |
ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 5 |
СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ | 7 |
условия реализации рабочей программы учебной дисциплины | 11 |
Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины | 13 |
1.паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНой ДИСЦИПЛИНЫ
ОП 09 Охрана труда и бережливое производство
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО15.02.12 «Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)»
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использованав дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области машиностроения и металлообработки при наличии (полного) общего образования.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Данная учебная дисциплина относится к профессиональному циклу основной профессиональной образовательной программы.Учебная дисциплина имеет практическую направленность и имеет межпредметные связи с общепрофессиональными дисциплинамиОП. 01 Инженерная графика,ОП. 02 Материаловедение, ОП. 03 Техническая механика, ОП.04 Метрология, стандартизация и подтверждение соответствия, ОП. 05 Электротехника и основы электроника, ОП.06 Технологическое оборудование, ОП. 07 Технология отрасли, ОП.08 Обработка металлов резанием, станки и инструменты, ОП. 10 Экономика отрасли, ОП. 11 Информационные технологии в профессиональной деятельности, ОП. 12 Безопасность жизнедеятельности, профессиональными модулямиПМ.01.Осуществлять монтаж промышленного оборудования и пусконаладочные работы, ПМ.02. Осуществлять техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования и ПМ. 03.Организовывать ремонтные, монтажные и наладочные работы по промышленному оборудованию.
Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся долженуметь:
1. Применять средства индивидуальной и коллективной защиты;
2. Использовать экобиозащитную и противопожарную технику;
3.Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
4.Проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
5.Соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса;
6. Проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды.
В результате освоения дисциплины обучающийся должензнать:
1. Действие токсичных веществ на организм человека;
2. Меры предупреждения пожаров и взрывов;
3. Категорирование производств по взрыво- и пожароопасности;
4. Основные причины возникновения пожаров и взрывов;
5.Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации;
6. Правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты;
7. Правила безопасной эксплуатации механического оборудования;
8. Профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии;
9. Предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты;
10. Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях,
11. Систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду;
12. Средства и методы повышения безопасности технических средств технологических процессов.
1.4 Объекты оценивания – результаты освоения УД
В результате освоения учебной дисциплины студент осваивает элементы компетенций:
Общие и профессиональные компетенции | Дескрипторы сформированности (действия) | Уметь | Знать |
ОК 01Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам | Распознавание сложных проблемных ситуаций в различных контекстах. Проведение анализа сложных ситуаций при решении задач профессиональной деятельности. Определение потребности в информации и ее поиск. Определение этапов решения задачи. Разработка детального плана действий. | Распознавать задачу и/или проблему в профессиональном и/или социальном контексте; анализировать задачу и/или проблему и выделять её составные части; определять этапы решения задачи; выявлять и эффективно искать информацию, необходимую для решения задачи и/или проблемы; составлять план действия; определять необходимые ресурсы; владеть актуальными методами работы в профессиональной и смежных сферах; реализовать составленный план; оценивать результат и последствия своих действий (самостоятельно или с помощью наставника). | Алгоритмы выполнения работ в профессиональной и смежных областях; методы работы в профессиональной и смежных сферах; структуру плана для решения задач; порядок оценки результатов решения задач профессиональной деятельности. |
ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности | Планирование информационного поиска из широкого набора источников, необходимого для выполнения профессиональных задач. Проведение анализа полученной информации, выделение в ней главных аспектов. Интерпретация полученной информации в контексте профессиональной деятельности | Определять задачи для поиска информации; определять необходимые источники информации; планировать процесс поиска; структурировать получаемую информацию; выделять наиболее значимое в перечне информации; оценивать практическую значимость результатов поиска; оформлять результаты поиска | Номенклатуру информационных источников применяемых в профессиональной деятельности; приемы структурирования информации; формат оформления результатов поиска информации |
ОК 0 3. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие | Определение траектории профессионального развития и самообразования | Определять актуальность нормативно-правовой документации в профессиональной деятельности; Применять современную научную профессиональную терминологию; определять и выстраивать траектории профессионального развития и самообразования | Содержание актуальной нормативно-правовой документации; современную научную и профессиональную терминологию; возможные траектории профессионального развития и самообразования |
ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами | Участие в деловом общении для эффективного решения деловых задач | Организовывать работу коллектива и команды; взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами в ходе профессиональной деятельности. | Психологические основы деятельности коллектива, психологические особенности личности; основы проектной деятельности |
ОК 05 Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста. | Определение потребности в информации и ее поиск. Определение этапов решения задачи. | Грамотно излагать свои мысли и оформлять документы по профессиональной тематике на государственном языке, проявлять толерантность в рабочем коллективе | Особенности социального и культурного контекста; правила оформления документов и построения устных сообщений. |
ОК 06 Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе общечеловеческих ценностей. | | Описывать значимость своей профессии (специальности) | Сущность гражданско-патриотической позиции, общечеловеческих ценностей; значимость профессиональной деятельности по профессии (специальности) |
ОК 07 Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях. | Проведение анализа полученной информации, выделение в ней главных аспектов | Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; Осуществлять в общем виде оценку антропогенного Анализировать и прогнозировать экологические последствия различных видов деятельности; Осуществлять в общем виде оценку антропогенного воздействия на окружающую среду с учетом специфики природно-климатических условий; Грамотно реализовывать нормативно-правовые акты при работе с экологической документацией | Принципы взаимодействия живых организмов и среды обитания; Условия устойчивого состояния экосистем; Принципы и методы рационального природопользования; Методы снижения хозяйственного воздействия на биосферу; Методы экологического регулирования; Организационные и правовые средства охраны окружающей среды. |
ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности | Планирование профессиональной деятельности | Применять средства информационных технологий для решения профессиональных задач; использовать современное программное обеспечение | Современные средства и устройства информатизации; порядок их применения и программное обеспечение в профессиональной деятельности. |
ПК 3.4. Организовывать выполнение производственных заданий с соблюдением норм охраны труда | Организации выполнения производственных заданий с соблюдением норм охраны труда | - В рамках должностных полномочий организовывать рабочие места, согласно требованиям охраны труда и отраслевым стандартам; - проводить производственный инструктаж подчиненных; - использовать средства материальной и нематериальной мотивации подчиненного персонала для повышения эффективности решения производственных задач; - контролировать выполнение подчиненными производственных заданий на всех стадиях работ; - обеспечивать безопасные условия труда; контролировать соблюдение подчиненным персоналом требований охраны труда, производственной санитарии, пожарной безопасности и электробезопасности; - разрабатывать предложения по улучшению работы на рабочем месте с | Методы планирования, контроля и оценки работ подчиненного персонала; методы оценки качества выполняемых работ; правила охраны труда, противопожарной и экологической безопасности, правила внутреннего трудового распорядка; виды, периодичность и правила оформления инструктажа; организацию производственного и технологического процесса; |
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем в часах |
Объём образовательной нагрузки | 60 |
Всего учебных занятий | 60 |
в том числе: |
практические занятия | 10 |
Самостоятельная работа | - |
Промежуточная аттестация проводится в форме зачёта (с оценкой) |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОП.09 Охрана труда и бережливое производство»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала и формы организации деятельности обучающихся | Объем в часах | Осваиваемые элементы компетенций |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. Правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации | 10 | |
Тема 1.1.Основные положения законодательства об охране труда | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Правовые и нормативные основы безопасности труда: Конституция Российской Федерации, Трудовой кодекс Российской Федерации, гигиенические нормативы, санитарные нормы и правила, правила безопасности, система строительных норм и правил. |
2. Структура системы стандартов безопасности труда Ростехрегулирования России. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 1.2.Организация работы по охране труда в организации | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1.Организационные основы безопасности труда: органы управления безопасностью труда, надзора и контроля за безопасностью труда, обучение, инструктаж и проверка знаний по охране труда (аттестация рабочих мест по условиям труда и сертификация производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда; расследование и учёт несчастных случаев на производстве, анализ травматизма, профессиональные заболевания, ответственность за нарушения требований по охране труда).Экономические механизмы управления безопасностью труда. Электронные системы в области охраны труда. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | |
Самостоятельной работыобучающихся | - |
Раздел 2. | 10 | |
Тема 2.1.Потенциально опасные и вредные производственные факторы | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1.Опасные и вредные производственные факторы: основные понятия, классификация. Источники возникновения опасных и вредных факторов: производственный шум и вибрация; микроклимат производственных помещений; производственное освещение; электрический ток. Опасные факторы комплексного характера: взрыво- и пожаробезопасность; герметичные системы, находящиеся под давлением; статическое электричество. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 2 |
1.Практическая работа Оценка воздействия вредных веществ, содержащихся в воздухе. | 2 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 2.2.Методы и средства защиты от воздействия негативных факторов | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Средства индивидуальной защиты: классификация, основные требования. Основные методы защиты человека от опасных и вредных производственных факторов. Организационные и технические мероприятия по обеспечению электробезопасности. Экобиозащитная техника |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
1. Определение параметров микроклимата на рабочем месте. Определение освещенности на рабочем месте | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Раздел 3. Обеспечение безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности | 18 | |
Тема 3.1.Требования охраны труда при монтаже промышленного оборудования | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Требования к устройству и размещению промышленного оборудования и их инженерному оборудованию. Системы противоаварийной автоматической защиты (ПАЗ). Требования к оборудованию. Требования к монтажным работам. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | - | |
Самостоятельная работа обучающихся | - |
Тема 3.2.Требования по охране труда при эксплуатации промышленного оборудования | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Требования к работникам и к рабочим местам промышленного оборудования. Предельно допустимые концентрации (ПДК). Применение индивидуальных средств защиты. Локализация аварийных ситуаций и оценка их последствий. Требования по безопасному ведению технологического процесса и безопасности эксплуатации механического оборудования. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 4 |
Основные приемы медицинской помощи. Оказание первой помощи пострадавшим | 4 |
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика | - |
Тема 3.3. Пожарная безопасность и пожарная профилактика | Содержание учебного материала | 6 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1.Государственные меры обеспечения пожарной безопасности. Функции органов Государственного пожарного надзора и их права. Классификация помещений по взрывопожарной и пожарной опасности. Задачи пожарной профилактики. Организация пожарной охраны. Ответственные лица за пожарную безопасность. Пожарно-техническая комиссия. Первичные средства пожаротушения. Эвакуация людей при пожаре. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | |
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика | - |
Раздел 4. Промышленная и экологическая безопасность | 12 |
Тема 4.1.Охрана окружающей среды | Содержание учебного материала | 4 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Экологические проблемы, возникающие в процессе производственной деятельности. Охрана окружающей среды и обеспечение безопасности при осуществлении производственной деятельности. Обеспечение промышленной безопасности опасных производственных объектов. Экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды. Профилактические мероприятия по охране окружающей среды. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | | |
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика | - |
Тема 4.2. Контроль и надзор в области охраны окружающей среды | Содержание учебного материала | 8 | ОК 01-11, ПК 1.1.-1.3. ПК 2.1-2.4. ПК 3.1.-3.4. |
1. Нормирование в области охраны окружающей среды. Оценка качества окружающей среды. Принципы, методы и средства защиты окружающей среды от загрязнения. Утилизация и захоронение отходов. Методы и средства защиты воздушного бассейна. Защита водных ресурсов от загрязнения сточными водами. Охрана недр и почв. |
2.Осуществление контроля и надзора в области охраны окружающей среды. Ответственность за экологические правонарушения. Мониторинг в области охраны окружающей среды. Экологическая экспертиза. Международное сотрудничество в области экологии. |
В том числе, практических занятий и лабораторных работ | 10 |
Самостоятельная работа обучающихся примерная тематика | - |
Всего: | 60 | |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Для реализации программы учебной дисциплины предусмотрены следующие специальные помещения:
Кабинет «Безопасность жизнедеятельности и охрана труда»оснащенный оборудованием:
- рабочее место преподавателя;
- рабочие места по количеству обучающихся;
- комплект учебно-наглядных пособий «Охрана труда и техника безопасности»;
- комплекты индивидуальных средств защиты;
- робот-тренажёр для отработки навыков первой доврачебной помощи;
- контрольно-измерительные приборы и приборы безопасности;
- медицинская аптечка.
техническими средствами обучения: - компьютер;- проектор;- экран;- комплект видеофильмов по охране труда.
3.2. Информационное обеспечение реализации программы
Для реализации программы библиотечный фонд образовательной организации имеет печатные и электронные образовательные и информационные ресурсы, рекомендуемые для использования в образовательном процессе
Основные источники:
1 . Девисилов В.А. Охрана труда. Учебник. – М.:ФОРУМ: ИНФА-М, 2007. - 400 с.
2. Медведев В.Т, Новиков С.Г, Каранюлец, Маслова Т.Н. Охрана труда и промышленная экология. Учебник для студентов учреждений среднего проф. образования. – 5-еизд., стер. - М.:»Академия», 2013. -416с.
Дополнительные источники:
1. Безопасность жизнедеятельности. Производственная безопасность и охрана труда: учебное пособие для СПО / Под ред. П.П. Кукина.- М.: Высш. шк.. 2006.- 431 с.
2. Недоступов Ю.К. Охрана труда в образовательных учреждениях. Сборник законодательных и нормативных, правовых актов по охране труда. УПЦ «Талант»-2008. 208с.
Интернет-ресурсы:
1. http://www.znakcomplect.ru/top/out.php?id=65 – Инструкции, учебные фильмы, иллюстрированные инструктажи, видеоинструктажи, тематические стенды и плакаты по охране труда, безопасности дорожного движения, технике безопасности, безопасности жизнедеятельности;
2.http://www.сaim.ru/9 - Банк рефератов по безопасности жизнедеятельности; 3. http://www.school-obz.org – Основы безопасности жизнедеятельности, информационно-методическое издание для преподавателей МЧС России;
4. http://www.obzh.info – Личная безопасность в различных условиях;
5. http://www.znakcomplect.ru/school/school7.php - Охрана труда в образовании;
6. http://www.4students.ru/search.asp?id_subject=20 – Рефераты по безопасности жизнедеятельности;
7. http://www.warning.dp.ua – Справочник по безопасности, пособие по выживанию, поведение в экстремальных ситуациях;
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения | Критерии оценки | Методы оценки |
Знания: Действие токсичных веществ на организм человека; Меры предупреждения пожаров и взрывов; Категорирование производств по взрыво- и пожароопасности; Основные причины возникновения пожаров и взрывов; | Показывает высокий уровень знания основных понятий, принципов и законов в области защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; | Оценка решений ситуационных задач Тестирование Устный опрос Практические занятия Ролевые игры |
Особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда в организации; Правила и нормы охраны труда, личной и производственной санитарии и пожарной защиты; Правила безопасной эксплуатации механического оборудования; Профилактические мероприятия по охране окружающей среды, технике безопасности и производственной санитарии; Предельно допустимые концентрации (далее - ПДК) вредных веществ и индивидуальные средства защиты; Принципы прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях; Систему мер по безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и снижению вредного воздействия на окружающую среду; Средства и методы повышения безопасности технических средств и технологических процессов. | Демонстрирует системные знания требований по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении монтажных работ, техническом обслуживании и ремонте промышленного оборудования. |
Умения: Применять средства индивидуальной и коллективной защиты. | Демонстрирует умение использовать средства индивидуальной защиты и оценивать правильность их применения. Владеет навыками по организации охраны труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды при выполнении нескольких видов технологических процессов. | Проектная работа Наблюдение в процессе практических занятий Оценка решений ситуационных задач |
Организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций; Использовать экобиозащитную и противопожарную технику. | Демонстрирует умение пользоваться принципами разработки технических решений и технологий в области защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий; Способен разрабатывать систему документов по охране труда, безопасности жизнедеятельности и защиты окружающей среды в монтажной или сервисной организации в целом. |
Проводить анализ опасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности; Проводить экологический мониторинг объектов производства и окружающей среды; Соблюдать требования по безопасному ведению технологического процесса. | Способен осуществлять идентификацию опасных и вредных факторов, создаваемых средой обитания и производственной деятельностью человека. |
Визуально определять Пригодность СИЗ к использованию. | Демонстрирует самостоятельность во владении навыков оценки технического состояния и остаточного ресурса промышленного оборудования в целом, отдельных элементов и СИЗ. |
Разработчики:
ГБПОУ СМТ преподаватель общепрофессиональных дисциплин
Корочкина О.А.
Эксперты:
_________________ _________________ _____________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)
_________________ ___________________ ______________
(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия