Филиал Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Энгельсский медицинский колледж
Святого Луки (Войно-Ясенецкого)» в г. Марксе
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.15 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
программы подготовки специалистов среднего звена
по специальности среднего профессионального образования
34.02.01 Сестринское дело
базовый уровень подготовки
2020 г.
РАССМОТРЕНО ЦМК Общеобразовательных, общегуманитарных и социально-экономических дисциплин протокол №_____ от «__»___________20__ г. Председатель ЦМК ____________ Л.Б. Литке | УТВЕРЖДЕНО Методический совет протокол № ___ от « ___ » _________ 20__ г. Председатель Метод. совета Зам. директора по УМР _____________Э.В. Никитина |
Рабочая программа учебной дисциплины «Родная литература» разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ № 413 от «17» мая 2012г., с изменениями и дополнениями от 31 декабря 2015 г.
На основании примерной программы общеобразовательной дисциплины
«Родная литература» для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной ФГАУ «ФИРО» для реализации основной профессиональной образовательной программы СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (протокол № 3 от 21июля 2015 г. Регистрационный номер рецензии 381,382 от 23 июля 2015 г.
Протокол от № 3 от 25 мая 2017 г. Указ Президента Российской Федерации от 06.12.2018 № 703 "О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666"
Письмо пг-мп-15874 от 13.08.2019 г Департамента государственной политики в сфере профессионального образования и опережающей подготовки кадров Министерства просвещения Российской Федерации « О введении Родного языка и Родной литературы в учебные планы программ СПО, реализуемых на базе основного общего образования».
Разработчик: Колесова Ольга Владимировна, преподаватель Родной литературы филиала ГАПОУ СО «Энгельсский медицинский колледж Св. Луки (Войно-Ясенецкого)» в г.Марксе.
Рецензенты:
Мельникова О. А.
Шапкина М. А.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка | 4 |
Общая характеристика учебной дисциплины | 5 |
Результаты освоения учебной дисциплины | 7 |
Содержание учебной дисциплины | 9 |
Тематическое планирование | 19 |
Характеристика основных видов учебной деятельности студентов Перечень тем комбинированных занятий | 21 23 |
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы учебной дисциплины | 24 |
Список литературы 25
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.15 Родная литература предназначена для изучения родной литературы в филиале Государственного автономного профессионального образовательного учреждения Саратовской области «Энгельсский медицинский колледж Святого Луки (Войно-Ясенецкого)» в г.Марксе, реализующего образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной образовательной программы СПО на базе основного общего образования при подготовке специалистов среднего звена.
Содержание программы учебной дисциплины ОУД.15 Родная литература направлено на достижение следующих целей:
• воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;
• развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств, культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;
• освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;
• совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.15 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Учебная дисциплина ОУД.15 Родная литература занимает место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии человека, формировании его миропонимания и национального самосознания. Учебная дисциплина ОУД. 15 Родная литература как феномен культуры эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества. Родная литература формирует духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения.
Содержание учебной дисциплины ОУД.15 Родная литература направлено на чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики и современности. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. В процессе освоения учебной дисциплины студенты постигают категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимают, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможны только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Изучение учебного материала по родной литературе предполагает дифференциацию уровней достижения обучающимися поставленных целей. Так, уровень функциональной грамотности может быть достигнут как в освоении наиболее распространенных литературных понятий и практически полезных знаний при чтении произведений русской литературы, так и в овладении способами грамотного выражения своих мыслей устно и письменно, освоении навыков общения с другими людьми. На уровне ознакомления осваиваются такие элементы содержания, как фундаментальные идеи и ценности, образующие основу человеческой культуры и обеспечивающие миропонимание и мировоззрение человека, включенного в современную общественную культуру.
В процессе освоения учебной дисциплины предполагается проведение теоретических занятий по развитию речи, заданий исследовательского характера и т. д. Особое внимание уделяется изучению литературного произведения, развитию воображения, образного и логического мышления, развитию общих креативных способностей, умению анализа и оценки литературных произведений.
Содержание учебной дисциплины структурировано по периодам развития Родной литературы в России, предполагает ознакомление обучающихся с творчеством писателей, чьи произведения были созданы в период 19-20 в., включает произведения для чтения, изучения.
Перечень произведений для чтения и изучения содержит произведения, которые обязательны для изучения на конкретном этапе литературной эпохи.
Содержание учебной дисциплины дополнено краткой теорией литературы — изучением теоретико-литературных сведений, которые особенно актуальны при освоении учебного материала, а также демонстрациями и творческими заданиями, связанными с анализом литературных произведений, творчеством писателей, поэтов, литературных критиков и т. п.
Изучение дисциплины ОУД.15 Родная литературы завершается подведением итогов в форме дифференцированного зачета в рамках промежуточной аттестации студентов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Освоение содержания учебной дисциплины ОУД.15 Родная литература обеспечивает достижение студентами следующих результатов:
• личностных:
−− сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
−− сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
− толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
− готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
− эстетическое отношение к миру;
− совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов;
− использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, интернет-ресурсов и др.);
• метапредметных:
− умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
−умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
− умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности;
− владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
• предметных:
−сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним;
−сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений;
−− владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за
собственной речью;
− владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной
и скрытой, основной и второстепенной информации;
−− владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
− знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой культуры;
− сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
−−способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
− владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
− сформированность представлений о системе стилей языка художественной
литературы.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ. Притча «Чему учат книги?».
Содержание учебного материала: Понятие. Признаки. Функция. Идеалы гуманизма и народности в русской литературе. Связь фольклора и литературы.
Книги помогают нам понять мир, изучить его, познать, учат чувствовать и сопереживать. «Без книги человек слеп». Специфика литературы как вида искусства. Своеобразие учебной дисциплины. Основные
направления изучения курса родной литературы. Значение литературы при освоении профессий СПО и специальностей СПО.
Самобытность родной русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).
Знать: Значение родной литературы в формировании личности. Иметь представление о понятии «притча»
Уметь: понимать специфику родной литературы как вида искусства
Иметь представление: о понятии притча.
РАЗДЕЛ I. ЧЕЛОВЕК И ЕГО ВНУТРЕННИЙ МИР
Тема 1.1. Лиханов А. «Мой генерал».
Содержание учебного материала: "Мой генерал" – так зовет пионер Антошка своего деда, боевого генерала Антона Петровича, который вышел в отставку и приехал из Москвы в Сибирь, где живут его сын и внук. О событиях радостных и грустных, смешных и трагических, рассказывает эта книга, посвященная дружбе двух близких людей.
Знать: содержание произведения, познакомиться с писателем А.А. Лихановым.
Уметь: раскрыть смысл названия романа для подростков.
Иметь представление: о теме и идее, смысле произведения.
Тема 1.2. Улицкая Л. «Народ избранный».
Содержание учебного материала: Рассказ не только о «народе избранном», но и обо всех нас. Ведь мы не рождаемся для страданий и боли. Все достойны того, чтобы быть счастливыми, здоровыми, любимыми, успешными и благополучными. Только в жизни все складывается по-разному. Даже самому счастливому человеку дано познать одиночество, болезни, страдания и смерть.
Знать: тема маленького человека, столь актуальная в классической литературе, нашла свое продолжение и в современной литературе
Уметь: работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.
Иметь представление: о понятии «маленький человек» в произведении.
Тема 1.3. Екимов Б. «Говори, мама, говори».
Содержание учебного материала: Б.Екимов поднимает в произведении «Говори, мама, говори…» одну из важных проблем- проблему взаимоотношения родителей и их детей, отношения к матери, самому дорогому человеку.
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
Уметь: обосновывать свою оценку прочитанного, составлять план. Раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в нем.
Иметь представление: о нравственных проблемах, поднятых автором в произведении.
Тема 1.4. Железников В. «Чучело».
Содержание учебного материала: В.К. Железников поднимает такие проблемы, как детская жестокость, трусость и смелость, честность и предательство, умение бороться за своё место под солнцем.
Знать: Знать и понимать противоречивость характера героя.
Уметь: составлять устный рассказ о героях и давать нравственную оценку их поступкам.
Иметь представление: о противоречивости характера главного героя
Тема 1.5. Грин А. «По закону».
Содержание учебного материала: Александр Грин поднимает проблему милосердия по отношению к преступникам. Герой рассказа считает, что обидчика можно простить, ведь раненый уже выздоравливал. Автор описывает состояние героя, услышавшего отказ выздоравливающего матроса: "Мне казалось, что у меня что-то отняли". Позиция автора в данном тексте выражается через восприятие рассказчика: преступник, раскаявшийся в содеянном, заслуживает прощения.
Знать: основные факты биографии, философские взгляды писателя, отношения автора к героям
Уметь: обосновывать свою оценку прочитанного, составлять план
Иметь представление: о взаимоотношениях героев произведения
Тема 1.6. Толстая Т. «Легкие миры».
Содержание учебного материала: Каковы истинные жизненные ценности? Какой след оставляют милосердные люди? Об этом эта книга.
Знать: основные факты биографии, философские взгляды писателя, отношения автора к героям
Уметь: размышлять о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, гуманном и антигуманном поступке, его мотивах.
Иметь представление: о нравственных идеалах и моральных нормах, сиюминутном и вечном, добре и зле, гуманном и антигуманном поступке, его мотивах.
Тема 1.7. Бондарев Ю. «Взгляд».
Содержание учебного материала: Проблема нравственного выбора (Можно ли ради удовольствия посмеяться издеваться над человеком, унижая его в глазах других?)
Знать: Знать и понимать идейно – художественный смысл рассказов, позицию автора, его нравственные идеалы.
Уметь: выборочно пересказывать текст, определять его тему и идею, характеризовать героя и его поступки.
Иметь представление: о теме и идее произведения.
Тема 1.8. Бунин И. «Слепой».
Содержание учебного материала: Жизнь есть, несомненно, любовь и доброта. Ощущение жизни есть ощущение любви, ибо всякое страдание есть наше общее страдание, нарушающее нашу общую радость жизни.
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
Уметь: обосновывать свою оценку прочитанного, составлять план. Раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в нем.
Иметь представление: об авторской позиции в произведении
РАЗДЕЛ II. Человек, семья и общество
Тема 2.1. Алексин А. «Домашний совет», «Безумная Евдокия».
Содержание учебного материала: Повесть о подлости -незаметной, исподволь, которую могут сделать близкие тебе люди. И о цельности характера, умении вовремя сказать "нет", сбросить балласт, настоять на своем. И о том, что нельзя постоянно делать вид, что все люди равны, даже если они братья.
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль.
Уметь: продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов
Иметь представление: о семейных ценностях, способах разрешения конфликтных ситуаций.
Тема 2.2. Бакланов Г. «Непорочное зачатие».
Содержание учебного материала: Чем может быть оправдана жизнь человека? Наверное, прежде всего, способностью к состраданию, умением принимать страдания, добротой и любовью по отношению к другим людям, пониманием их потребностей, чувством долга. Бакланов увидел страшную опасность, скрывающуюся в саморазложении семьи. Его рассказ заставляет задумываться над тем, как сохранить и преумножить человеческое в человеке.
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
Уметь: чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств. Выбрать главное, видеть и понимать противоречия во взглядах героя.
Иметь представление: о взаимодействии с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального, межличностного и межкультурного общения
Тема 2.3. Солоухин В. «Под одной крышей».
Содержание учебного материала: Рассказ учит разрешать конфликтные ситуации мирным путем и не идти на поводу у скандальных людей, поощряя их своими ответными действиями к дальнейшему развитию скандала.
Знать: содержание рассказа, их идейно-художественное своеобразие.
Уметь: анализировать произведение, определять его идею и тему, находить художественно–изобразительные средства в тексте. Раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в нем.
Иметь представление: о художественно–изобразительных средствах в тексте.
Тема 2.4. Екимов Б. «Глядя на солнце», «Еще не лето».
Содержание учебного материала: Своими непосредственным отношение к жизни и людям, доверчивой открытостью миру ребёнок способен расположить к себе людей даже с самыми сложными характерами.
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
Уметь: соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст, с собственным личным опытом, с пережитым в реальности.
Иметь представление: о любви и доверии как вечных духовных ценностях
Тема 2.5. Куприн А. «Святая ложь».
Содержание учебного материала: Мать очень тонко чувствует ложь, материнское сердце нельзя обмануть. Однако ради своего сына мать готова принять ложь, погрузиться в этот самообман.
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
Уметь: Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; формулировать художественную идею произведения и вопросы для размышления
Иметь представление: о роли женщин в обществе, отношении автора к героям.
Тема 2.6. Тендряков В. «Люди или нелюди»
Содержание учебного материала: Проблема нравственного выбора. Испытав огромный стыд и унижение за содеянное, герой изменил свое представление о жизни и больше не воровал, даже пытался завоевать самоуважение, совершая добрые дела.
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
Уметь: соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности
Иметь представление: о проблемах нравственного выбора.
РАЗДЕЛ III. Человек, природа, Родина и культура
Тема 3.1. Платонов А. «Иван Великий».
Содержание учебного материала: Эпизод с лошадью дал Ивану понимание чего-то важного: «…наш конь, наша земля, жалей и береги ее». В этом смысл жизни солдата на войне. «А без смысла на войне нельзя», потому что побеждает тот, у кого есть смысл на войне. Платонов утверждает важную мысль: надо жить, верить в жизнь, защищать Родину, спасать погибающую лошадь, работать – и «мы все тогда отдышимся…»
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
Уметь: видеть правдивое изображение войны и русских солдат
Иметь представление: об особенностях темы войны в творчестве писателя; своеобразии мира человека и писателя.
Тема 3.2. Васильев Б. «Летят мои кони».
Содержание учебного материала: В повести поднимаются важные проблемы, одна из них - роль истории в жизни человека и общества.
Знать: страницы биографии Б. Васильева, проблематику данного рассказа.
Уметь: Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; формулировать художественную идею произведения и вопросы для размышления. Разграничивать понятия проблема и авторская позиция, автор и герой.
Иметь представление: об автобиографическом характере произведения, о размышлениях автора над жизненными темами.
Тема 3.3. Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова».
Содержание учебного материала: Рассказ заставляет нас пережить ужас блокады, понять, что война и дети – понятия несовместимые. Человеческую жизнь можно продлить лишь памятью, которая одна только побеждает время.
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
Уметь: анализировать события, делать выводы, давать характеристику героям произведения, высказывать свою точку зрения. Раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в нем.
Иметь представление: о патриотизме писателя, о теме «Дети войны».
Тема 3.4. Астафьев В. «Затеси», «Худого слова и растение боится».
Содержание учебного материала: Автор поднимает проблему ответственности. Он говорит, что "лошади не тревожились", ведь "в табуне есть старшой", который и "будет сторожить их, следить за порядком", и если нужно будет, то "разбудит всех, поведет куда надо". Автор считает, что нужно всегда быть готовым взять на себя ответственность, словно старый мерин, следующий "неведомому закону, зову природы".
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
Уметь: использовать для раскрытия тезисов своего высказывания указание на фрагменты произведения, носящие проблемный характер и требующие анализа. Раскрыть нравственные проблемы, поднятые автором в нем.
Иметь представление: об авторской позиции в произведениях
Тема 3.5. Розов В. «Дикая утка».
Содержание учебного материала: Даже в самых тяжёлых ситуациях человек может проявить гуманное отношение к тем, кто слабее; чувство сострадания, великодушие оказываются сильнее голода; это позволяет сохранить веру в людей.
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
Уметь: определять авторскую позицию и формулировать проблему в тексте.
Иметь представление: о понятиях гуманизм, человеколюбие, высшие ценности.
Тема 3.6. Симонов К. «Солдатская слава».
Содержание учебного материала: Воинский труд разведчика стал для героя повседневным. Это уже опытный солдат, который знает свои обязанности. Чувство долга укоренилось в нём, стало для него привычным. Благодаря внутренней убежденности таких воинов и их ответственности за порученное дело, наступила победа.
Знать: поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие и патриотические чувства с глубоко лиричными переживаниями
Уметь: Характеризовать отдельные эпизоды российской истории с помощью произведений литературы, исторических персонажей прочитанных произведений.
Иметь представление: о понятии лирический герой, авторская позиция
Тема 3.7. Солоухин В. «Летний паводок».
Содержание учебного материала: К миру природы нужно относиться бережно, не вмешиваться в её естественный ход развития.
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
Уметь: анализировать тему отваги, материнской любви и обстоятельств, разрушающих привычную, размеренную жизнь, поднятую В.А. Солоухиным в его рассказе.
Иметь представление: о философских основах мироздания.
Тема 3.8. Крупин В. « Сбрось мешок».
Содержание учебного материала: Проблема человека и природа. Как влияет на человека красота природы, умение созерцать? Важно научить студентов видеть и понимать красоту природы, и тогда она обогатит их духовно. Секрет постижения красоты заключается в том, чтобы учиться созерцать природу, находить время любоваться ею.
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
Уметь: соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
Иметь представление: о проблемах восприятия красоты природы
Тема 3.9. Паустовский К. «Нет ли у вас молока?», «Бакенщик».
Содержание учебного материала: Забота о детях, особая забота о детях войны. Поднимая проблему милосердия, автор описывает случай, произошедший на фронте.
Знать: прочитанный текст, понять его тему и основную мысль;
Уметь: Осознанно воспринимать художественное произведение в единстве формы и содержания; формулировать художественную идею произведения и вопросы для размышления
Иметь представление: значение патриотизма и гуманизма в современном мире.
РАЗДЕЛ IV. Знаменитые писатели и поэты земли Саратовской.
«Саратовская земля – колыбель талантов»
Литературное краеведение знакомит нас с произведениями писателей – земляков, вводит в мир родной природы и человеческих отношений, расширяет наши сведения о родном крае, нацеливает на поиски литературно-краеведческого материала. Объектом изучения литературного краеведение служат произведения писателей и поэтов, чьё творчество тесно связано с территориями их проживания, очерки, воспоминания, письма. Каждый человек должен знать историю родного края, людей, прославивших его, познакомиться с литературными местами Саратовской области, связанными с именами поэтов и писателей.
Тема 4.1. Чернышевский Н. Жизнь и творчество. Роман «Что делать?»
Содержание учебного материала: раскрыть место творчества Н.Г. Чернышевского в литературном процессе второй половины XIX века; познакомить с историей создания, сюжетом и героями романа «Что делать?».
Знать: страницы биографии писателя, место творчества Н.Г. Чернышевского в литературном процессе второй половины XIX века; познакомить с историей создания, сюжетом и героями романа «Что делать?» Представление о системе стилей художественной литературы
Уметь: раскрывать специфику проблематики и сюжета произведения; совершенствовать навыки аналитической работы с эпическим текстом, анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму; раскрывать нравственные проблемы, поднятые автором в нем.
Иметь представление: о проблематике произведения и актуальности политических и нравственных проблем, поставленных в романе.
Тема 4.2. Касси́ль Л. как человек и писатель.
Содержание учебного материала: Русская литература XXвека. Среди ровесников. Творчество Кассиля Л.А. Знакомство с биографией Льва Кассиля
Знать: нравственные уроки русской литературы советского периода; биографию писателя, чтобы понять идейное содержание произведения
Уметь: раскрывать специфику проблематики и сюжета произведения; совершенствовать навыки аналитической работы с эпическим текстом, анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму; раскрывать нравственные проблемы, поднятые автором в нем.
Иметь представление: об особенностях творчества писателя, отразившего в своих книгах современность, героическую перекличку людей разных поколений, отцов и детей
Тема 4.3. Размышления о творческом пути К. А. Федина.
Содержание учебного материала: биография поэта и его творчество; основные темы и образы в его поэзии; значение его творчества для русской литературы. Любовь к своей малой родине автор множества романов и повестей пронес не только через всю жизнь, но и творчество.
Знать: страницы биографии поэта, основные темы и образы его произведений;
Уметь: определять значение его творчества для русской литературы.
Иметь представление: об этапах творческой эволюции писателя
Тема 4.4. Толстой А.Н. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии.
Содержание учебного материала: биография поэта и его творчество; основные темы и образы в его поэзии; значение его творчества для русской литературы.
Знать: страницы биографии поэта, основные темы и образы в его поэзии;
Уметь: определять значение его творчества для русской литературы, анализировать стихи, выразительно их читать.
Иметь представление: о поэзии как выражении идеала и красоты
Тема 4.5. Книга, посвященная молодёжи: «Под парусом»
Содержание учебного материала: размышления поэтов Марксовского района (Маргарита Фадина, Антон Катанаев, Наталья Егоренкова и др.) о смысле жизни, о предназначении человека, о проблемах экологии; отражение в лирике богатых красок родной природы
Знать: страницы биографии поэтов, основные темы и образы в их поэзии;
Уметь: анализировать стихи, выразительно их читать.
Иметь представление: о философско- романтической поэзии
Тема 4.6. Песенное творчество родного края
Содержание учебного материала: изучение песенных фольклорных традиций родного края, их значение в национальной культуре.
Знать: историю возникновения фольклорных традиций, особенности устного народного творчества жителей Поволжья
Уметь: определять жанровую принадлежность произведений литературы, анализировать стихи, выразительно их читать.
Иметь представление: об устном народном творчестве, национальных особенностях песенного творчества народов Поволжья.
Тематика рефератов, докладов, индивидуальных и групповых проектов
1. Первая половина 19 века – «золотой век» русской литературы.
2. Г.Р.Державин – родоначальник новой русской литературы.
3. Жизненный и творческий путь Г.Р. Державина.
4. Учителя А.С.Пушкина.
5. Жизненный и творческий путь В.А.Жуковского.
6. Значение творчества В.А.Жуковского для развития «новой литературы».
7. Жизненный и творческий путь А.С .Пушкина.
8. Основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина. (Произведения по выбору студента)
9. Значение творчества А.С. Пушкина для русской культуры.
10. Жизненный и творческий путь М.Ю. Лермонтова.
11. Основные темы и мотивы лирики М.Ю.Лермонтова. (Произведения по выбору студента) 12. Лирический герой поэзии М.Ю.Лермонтова. (Произведения по выбору студента)
13. Жизненный и творческий путь Н.В .Гоголя.
14. Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин.
15. Н.В Гоголь как глава «натуральной» школы.
16. Своеобразие романтизма произведений Н.В. Гоголя.
17.Особенности прозы В. Набокова
18.Проблема нравственного воскрешения человека в повести В.М. Шукшина «Калина красная».
19.Проблема тоталитаризма в романе А. Рыбакова «Дети Арбата».
20.Саратовские прозаики.
21.Саратовские поэты.
22. Песенный фольклор Саратовской области.
23. Особенности становления и развития региональной литературной традиции.
24. Сказки народов Поволжья.
25. Отношения человека с землёй (по произведениям писателей Саратовской области).
26. Тесная взаимосвязь экологических и нравственных проблем в произведениях В.Астафьева.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование разделов и тем | Максимальная учебная нагрузка (час.) | Количество аудиторных часов по очной форме обучения (час.) | Самостоятельная работа студента (час.) |
Введение. Притча «Чему учат книги?». | 3 | 2 | 1 |
Человек и его внутренний мир | 12 | 8 | 4 |
Лиханов А. «Мой генерал» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Улицкая Л. «Народ избранный» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Екимов Б. «Говори, мама, говори» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Железников В. «Чучело» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Грин А. «По закону» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Толстая Т. «Легкие миры» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Бондарев Ю. «Взгляд» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Бунин И. «Слепой» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Человек, семья и общество | 12 | 8 | 4 |
Алексин А. «Домашний совет», «Безумная Евдокия» | 3 | 2 | 1 |
Бакланов Г. «Непорочное зачатие» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Солоухин В. «Под одной крышей» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Екимов Б. «Глядя на солнце», «Еще не лето» | 3 | 2 | 1 |
Куприн А. «Святая ложь» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Тендряков В. "Люди или нелюди" | 1,5 | 1 | 0,5 |
Человек, природа, Родина и культура | 18 | 12 | 6 |
Платонов А. «Иван Великий» | 3 | 2 | 1 |
Васильев Б.«Летят мои кони» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Астафьев В. "Затеси", «Худого слова и растение боится» | 3 | 2 | 1 |
Розов В. «Дикая утка» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Симонов К. «Солдатская слава» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Солоухин В. «Летний паводок» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Крупин В. « Сбрось мешок» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Паустовский К. «Нет ли у вас молока?», «Бакенщик» | 3 | 2 | 1 |
Знаменитые писатели и поэты земли Саратовской. «Саратовская земля – колыбель талантов» | 15 | 10 | 5 |
Чернышевский Н. Жизнь и творчество. Роман «Что делать?» | 3 | 2 | 1 |
Касси́ль Л. как человек и писатель. | 1,5 | 1 | 0,5 |
Толстой А.Н. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии. | 3 | 2 | 1 |
Размышления о творческом пути К. А. Федина | 1,5 | 1 | 0,5 |
Книга, посвященная молодёжи: «Под парусом» | 1,5 | 1 | 0,5 |
Песенное творчество родного края | 1,5 | 1 | 0,5 |
Дифференцированный зачет | 3 | 2 | 1 |
Всего | 57 | 38 | 19 |
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ
УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Содержание обучения | Характеристика основных видов деятельности студентов (на уровне учебных действий) |
Введение. | Аудирование; участие в беседе, ответы на вопросы; чтение |
Человек и его внутренний мир Тема 1.1. Лиханов А. «Мой генерал». Тема 1.2. Улицкая Л. «Народ избранный». Тема 1.3. Екимов Б. «Говори, мама, говори». Тема 1.4. Железников В. «Чучело». Тема 1.5. Грин А. «По закону». Тема 1.6. Толстая Т. «Легкие миры». Тема 1.7. Бондарев Ю. «Взгляд». Тема 8.8. Бунин И. «Слепой». | Аудирование; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); участие в беседе, ответы на вопросы; чтение; комментированное чтение; аналитическая работа с текстами художественных произведений; подготовка докладов и сообщений; самостоятельная и групповая работа; конспектирование; написание сочинения; работа с иллюстративным материалом; самооценивание и взаимооценивание. |
Человек, семья и общество Тема 2.1. Алексин А. «Домашний совет», «Безумная Евдокия». Тема 2.2. Бакланов Г. «Непорочное зачатие». Тема 2.3. Солоухин В. «Под одной крышей». Тема 2.4. Екимов Б. «Глядя на солнце», «Еще не лето». Тема 2.5. Куприн А. «Святая ложь». Тема 2.6. Тендряков В. "Люди или нелюди". | Аудирование; конспектирование; чтение; комментированное чтение; подготовка сообщений и докладов; самостоятельная работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники); устные и письменные ответы на вопросы; участие в беседе; аналитическая работа с текстами художественных произведений и критических статей; написание различных видов планов; реферирование; участие в беседе; работа с иллюстративным материалом; написание сочинения; редактирование текста; реферирование текста; проектная и учебно-исследовательская работа; подготовка к семинару (в том числе подготовка компьютерных презентаций); самооценивание и взаимооценивание |
Человек, природа, Родина и культура Тема 3.1. Платонов А. «Иван Великий». Тема 3.2. Васильев Б. «Летят мои кони». Тема 3.3. Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова». Тема 3.4. Астафьев В. «Затеси», «Худого слова и растение боится» Тема 3.5. Розов В. «Дикая утка». Тема 3.6. Симонов К. «Солдатская слава». Тема 3.7. Солоухин В. «Летний паводок». Тема 3.8. Крупин В. « Сбрось мешок». Тема 3.9. Паустовский К. «Нет ли у вас молока?», «Бакенщик». | Аудирование; чтение и комментированное чтение; конспектирование; участие в беседе; самостоятельная работа с учебником; аналитическая работа с текстами стихотворений; составление тезисного плана выступления и сочинения; подготовка сообщения; выступление на семинаре написание сочинения |
Знаменитые писатели и поэты земли Саратовской. «Саратовская земля – колыбель талантов» Тема 4.1. Чернышевский Н. Жизнь и творчество. Роман «Что делать?» Тема 4.2. Касси́ль Л. как человек и писатель. Тема Тема 4.3. Размышления о творческом пути К. А. Федина Тема 4.4. Толстой А.Н. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии. Тема 4.5. Книга, посвященная молодёжи: «Под парусом» Тема 4.6. Песенное творчество родного края | Аудирование, участие в эвристической беседе; работа с источниками информации (дополнительная литература, энциклопедии, словари, в том числе интернет-источники), составление тезисного плана; составление плана сочинения; аналитическая работа с текстом художественного произведения; чтение; подготовка докладов и выступлений на семинаре (в том числе подготовка компьютерных презентаций); выразительное чтение и чтение наизусть; составление тезисного и цитатного планов; работа в группах по подготовке ответов на проблемные вопросы; проектная и учебно-исследовательская работа чтение; самостоятельная аналитическая работа с текстами художественных произведений написание сочинения |
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КОМБИНИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЙ
№ п/п | Тема урока | кол-во |
|
| Введение. Притча «Чему учат книги?». | 2 |
| Лиханов А. «Мой генерал», Улицкая Л. «Народ избранный» | 2 |
| Екимов Б. «Говори, мама, говори», Железников В. «Чучело» | 2 |
| Грин А. «По закону», Толстая Т. «Легкие миры» | 2 |
| Бондарев Ю. «Взгляд», Бунин И. «Слепой» | 2 |
| Алексин А. «Домашний совет», «Безумная Евдокия» | 2 |
| Бакланов Г. «Непорочное зачатие», Солоухин В. «Под одной крышей» | 2 |
| Екимов Б. «Глядя на солнце», «Еще не лето» | 2 |
| Куприн А. «Святая ложь», Тендряков В. "Люди или нелюди" | 2 |
| Платонов А. «Иван Великий» | 2 |
| Васильев Б.«Летят мои кони», Яковлев Ю. «Девочка с Васильевского острова» | 2 |
| Астафьев В. "Затеси", «Худого слова и растение боится» | 2 |
| Розов В. «Дикая утка», Симонов К. «Солдатская слава» | 2 |
| Солоухин В. «Летний паводок», Крупин В. « Сбрось мешок» | 2 |
| Паустовский К. «Нет ли у вас молока?», «Бакенщик» | 2 |
| Чернышевский Н. Жизнь и творчество. Роман «Что делать?» | 2 |
| Касси́ль Л. как человек и писатель. Размышления о творческом пути К. А. Федина | 2 |
| Толстой А.Н. Жизнь и творчество. Основные темы и образы поэзии. | 2 |
| Книга, посвященная молодёжи: «Под парусом». Песенное творчество родного края | 2 |
ВСЕГО: | 19 |
ИТОГО: | 38 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ
И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.15 РОДНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Технические средства обучения:
- мультимедийный проектор;
- ноутбук;
- экран.
Литература
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов
1. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1800-1830-е годы: учебник для СПО / Ю. И. Минералов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 340 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10164-5. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1800-1830-e-gody-437096
2. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1840-1860-е годы: учебник для СПО / Ю. И. Минералов. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 380 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10685-5. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1840-1860-e-gody-431287
3. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1870-1890-е годы: учебник для СПО / Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 441 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10686-2. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1870-1890-e-gody-431289
4. Минералов, Ю. И. История русской литературы. 1900-1920-е годы: учебник для СПО / Ю. И. Минералов, И. Г. Минералова. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 471 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-9498-8. — Режим доступа: www.biblio-online.ru/book/istoriya-russkoy-literatury-1900-1920-e-gody-437100
5. Сафонов, А. А. Литература. 10 класс. Хрестоматия: учеб. пособие для СПО / А. А. Сафонов; под ред. М. А. Сафоновой. — М.: Издательство Юрайт, 2018. — 211 с. — (Серия: Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-02275-9. — Режим доступ : www.biblio-online.ru/book/literatura-10-klass-hrestomatiya-438325
6. Сафонов, А. А. Литература. 11 класс. Хрестоматия : учеб. пособие для СПО / А. А. Сафонов ; под ред. М. А. Сафоновой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 265 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-09163-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/literatura-11-klass-hrestomatiya-438455
7. Литература. Хрестоматия. Русская классическая драма (10-11 классы) : учеб. пособие для СПО / А. А. Сафонов [и др.] ; сост. А. А. Сафонов; под ред. М. А. Сафоновой. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 438 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06929-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/literatura-hrestomatiya-russkaya-klassicheskaya-drama-10-11-klassy-442118
8. Алексеева, М. А. Методика преподавания литературы. Практикум : учеб. пособие для СПО / М. А. Алексеева. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 98 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-06833-7. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/metodika-prepodavaniya-literatury-praktikum-442051
9. Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 1. XIX век : учеб. пособие для СПО / Л. В. Чернец [и др.] ; под ред. Л. В. Чернец. — 4-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 212 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07963-0. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-t-tom-1-xix-vek-434288
10. Русская литература в вопросах и ответах в 2 т. Том 2. XX век : учеб. пособие для СПО / Г. И. Романова [и др.] ; под ред. Г. И. Романовой. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 232 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07770-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-v-voprosah-i-otvetah-v-2-t-tom-2-xx-vek-434640
11. Фортунатов, Н. М. Русская литература второй трети XIX века : учебник для СПО / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под ред. Н. М. Фортунатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 246 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-01043-5. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-vtoroy-treti-xix-veka-433732
12. Русская литература второй трети XIX века в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / В. Н. Аношкина [и др.] ; под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. — 3-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 235 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03972-6. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-vtoroy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1-433960
13. Русская литература второй трети XIX века в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для СПО / В. Н. Аношкина [и др.] ; отв. ред. В. Н. Аношкина, Л. Д. Громова. — 3-е изд., доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 406 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-03982-5. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-vtoroy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2-434091
14. Соколов, А. Г. Русская литература конца XIX - начала XX века : учебник для СПО / А. Г. Соколов. — 5-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 501 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6305-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-konca-xix-nachala-xx-veka-426514
15. Фортунатов, Н. М. Русская литература первой трети XIX века : учебник для СПО / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под ред. Н. М. Фортунатова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 207 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-9916-6020-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-pervoy-treti-xix-veka-433733
16. Русская литература первой трети XIX века в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / В. Н. Аношкина [и др.] ; под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 355 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07714-8. — Режим доступа :
www.biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-pervoy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1-433955
17. Русская литература первой трети XIX века в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для СПО / В. Н. Аношкина [и др.] ; отв. ред. Л. Д. Громова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 351 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07720-9. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-pervoy-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2-434093
18. Фортунатов, Н. М. Русская литература последней трети XIX века : учебник для СПО / Н. М. Фортунатов, М. Г. Уртминцева, И. С. Юхнова ; под ред. Н. М. Фортунатова. — 4-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 310 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10666-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-431053
19. Тарланов, Е. З. Литература: анализ поэтического текста : учебник и практикум для СПО / Е. З. Тарланов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 237 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-10416-5. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/literatura-analiz-poeticheskogo-teksta-429994
20. Русская литература последней трети XIX века в 2 ч. Часть 1 : учебник и практикум для СПО / В. Н. Аношкина [и др.] ; под ред. В. Н. Аношкиной, Л. Д. Громовой, В. Б. Катаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 402 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07655-4. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-1-433961
21. Русская литература последней трети XIX века в 2 ч. Часть 2 : учебник и практикум для СПО / В. Н. Аношкина [и др.] ; отв. ред. В. Н. Аношкина, Л. Д. Громова, В. Б. Катаев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 342 с. — (Серия : Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07662-2. — Режим доступа : www.biblio-online.ru/book/russkaya-literatura-posledney-treti-xix-veka-v-2-ch-chast-2-434092
Интернет-ресурсы
www. gramma. ru (сайт «Культура письменной речи», созданный для оказания помощи в овладении нормами современного русского литературного языка и навыками совершенствования устной и письменной речи, создания и редактирования текста).
www. krugosvet. ru (универсальная научно-популярная онлайн-энциклопедия «Энциклопедия Кругосвет»).
www. school-collection. edu. ru (сайт «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»).
www. spravka. gramota. ru (сайт «Справочная служба русского языка»).
Интернет - ресурсы: 1.http:// www.biblioteka.ru